О единстве измерений

27 декабря 2019 г. – Президент Российской Федерации подписал закон о приоритете электронной регистрации результатов метрологических работ (Федеральный закон от 27.12.2019 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»)

Часть 1: Главные изменения

Правительством Российской Федерации был внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений».

Проект разработан в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Предусмотренные законопроектом изменения направлены на установление приоритета электронной регистрации результатов работ, как к основной форме их подтверждения, и предлагается установить это для утверждения типа средств измерений и поверки средств измерений.

Что нас ждет в 2020 году

Изменения в законодательстве устанавливают приоритет электронной регистрации результатов оформления поверки и утверждения типов средств измерений. Она станет единственным юридически значимым подтверждением результатов метрологических работ. Без передачи сведений в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений результаты метрологических работ будут не действительны. !!! Для предприятий и граждан это означает, что полученное свидетельство о поверке не является соблюдением закона, если поверяющая организация своевременно не передала сведения в Федеральный информационный фонд. Свидетельство выдается только по вашему пожеланию –теперь это будет необязательный документ.

Часть 2: Сроки вступления в силу

Статьей 3 законопроекта устанавливаются сроки его вступления в силу для всех основных положений, а также отдельный срок (в течение двух лет после официального опубликования) для пункта 1 статьи 1 законопроекта, по истечении которого предусматривается, что все средства измерений должны иметь однозначную идентификацию каждого экземпляра.

Срок подготовки изменений в нормативно правовые акты — 270 дней со дня принятия и публикации.

Дата вступления в силу — 24.09.2020

Часть 3. Однозначная идентификация каждого экземпляра средства измерений

Для реализации электронной регистрации сведений о результатах поверки средств измерений необходима однозначная идентификация каждого экземпляра средства измерений, которая может обеспечиваться наличием заводского, серийного номера или другого цифробуквенного обозначения на средстве измерений, однозначно идентифицирующего каждый экземпляр средства измерений.

Часть 4. Две новые задачи федеральных органов исполнительной власти

Также в проекте закона в основные задачи федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору добавлены две важные для цифровой экономики задачи:

  • межведомственная координация деятельности по разработке и производству измерительной техники в Российской Федерации;
  • организация мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества.

Сведения о результатах мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества должны вноситься в Федеральный фонд по обеспечению единства измерений.

Часть 5. Новые полномочия Минпромторга России и Росстандарта

1) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. №438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации».

Обоснование необходимости внесения изменений:

Наделение Минпромторга России полномочиями по утверждению:

  • порядка внесения изменений в сведения о стандартных образцах или типе средств измерений;
  • порядка установления и изменения интервала между поверками средств измерений;
  • требований к методикам поверки средств измерений, порядка установления, отмены методик поверки средств измерений и внесения изменений в них;
  • порядка выдачи сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, формы сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений;
  • порядка внесения изменений в сведения, находящиеся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.

Исключение полномочий у Минпромторга России по утверждению:

  • порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений;
  • формы свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений.

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».

Обоснование необходимости внесения изменений:

Наделение Росстандарта полномочиями:

  • по принятию решения о внесении изменений в сведения об утвержденном типе стандартного образца или типе средств измерений;
  • по выдаче сертификата об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений;
  • по принятию решения об изменении интервала между поверками средств измерений;
  • по принятию решения об изменении методики поверки средства измерений или внесении изменений в методику поверки средства измерений.

Исключение полномочий у Росстандарта по выдаче свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений.

Задачи системы обеспечения единства измерений:

  • разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений;
  • установление системы единиц величин, допускаемых к применению на территории Российской Федерации;
  • организация и проведение фундаментальных научных исследований;
  • создание и обеспечение функционирования системы передачи единиц величин и шкал измерений;
  • установление требований к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений, соблюдение которых гарантирует получение результатов измерений с заданными показателями точности и др.

Система обеспечения единства измерений аналогична другим элементами инфраструктуры экономики, таким как, например, транспорт, электроэнергетика, связь, которые необходимы для производства промышленной продукции, товарообмена, а также при реализации государственных функций, таких как налогообложение, оборона и безопасность.

Научной основой обеспечения единства измерений является метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, а также способах достижения требуемой точности.

Правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации определены ФЗ «Об обеспечении единства измерений»: установлены сфера и формы государственного регулирования, а также требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений.

Вопросы обеспечения единства измерений регулируются рядом международных документов, подписанными и признаваемыми Российской Федерацией. К ним относятся Международная метрическая конвенция 1875 года, документы МОЗМ, а также разделы Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., регламентирующие вопросы проведения согласованной политики в области обеспечения единства измерений в государствах – членах Евразийского экономического союза (приложение № 10 к Договору), и принятые во исполнение указанного приложения акты Евразийской экономической комиссии.

Организационную основу системы обеспечения единства измерений составляют:

  • уполномоченный Правительством Российской Федерации ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
  • уполномоченный Правительством Российской Федерации ФОИВ, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и федеральному государственному метрологическому надзору в области обеспечения единства измерений – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);
  • уполномоченный Правительством Российской Федерации ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, безопасности процессов производства – Министерство экономического развития Российской Федерации;
  • уполномоченный Правительством Российской Федерации ФОИВ, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, а также осуществляющий функции национального органа Российской Федерации по аккредитации – Федеральная служба по аккредитации;
  • территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, осуществляющие федеральный государственный метрологический надзор;
  • подведомственные Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии ГНМИ и ГРЦМ;
  • Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, руководство которыми осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • метрологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации, метрологические службы ФОИВ, осуществляющих деятельность в области обороны и безопасности государства, метрологические воинские части и подразделения;
  • метрологические службы объединений юридических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные на выполнение работ и оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Нормативно-методическую основу системы обеспечения единства измерений составляют международные, межгосударственные, региональные и национальные документы по стандартизации, методические документы ГНМИ, аттестованные методики измерений, установленные при утверждении типа средств измерений методики поверки.

Нормативно-методическая подсистема решает следующие задачи по обеспечению единства измерений:

  • установление общих метрологических норм и правил, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений и обеспечения сопоставимости и совместимости результатов измерений, испытаний и контроля;
  • установление требований к эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам измерений, испытаний, контроля, методикам поверки и калибровки средств измерений, аттестации испытательного оборудования и других требований, соблюдение которых гарантирует получение результатов измерений, испытаний и контроля с требуемыми показателями точности;
  • предоставление стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;
  • установление целей методов и организации проведения метрологической экспертизы документов;
  • определение задач и порядка осуществления информационной поддержки работ по обеспечению единства измерений и другие.

Информационную основу системы обеспечения единства измерений составляет Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений: нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методиках (методах) измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений.

Техническую основу системы обеспечения единства измерений составляют эталонная база Российской Федерации и эксплуатируемый парк средств измерений и стандартных образцов.

Эталонная база Российской Федерации включает в себя совокупность ГПЭ, которые воспроизводят единицы величин с наивысшей точностью, достижимой при существующих научно- технических возможностях в данной области измерений и других государственных эталонов. Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» в настоящее время к составу эталонной базы Российской Федерации не отнесены эталоны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом, более 90 тысяч утвержденных и зарегистрированных эталонов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существенно дополняют эталонную базу страны и способствуют решению задач по передаче единиц величин огромному парку применяемых средств измерений, обеспечивая прослеживаемость каждого результата измерений к соответствующему ГПЭ единицы величины.

Состав и научно-технический уровень эталонной базы Российской Федерации охватывает все области измерений и обеспечивает решение большинства практических задач промышленности, обороны и безопасности государства и экономики в целом.

Общее количество стандартных образцов, используемых в Российской Федерации, составляет более 10 млн. экземпляров, из них более 3 млн. – стандартные образцы утвержденного типа, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Основные потребители стандартных образцов — испытательные, калибровочные, поверочные, диагностические лаборатории организаций и предприятий различных отраслей (экологический мониторинг, контроль чрезвычайных ситуаций, здравоохранение, оборонно-промышленный комплекс).

В настоящее время общее количество средств измерений в Российской Федерации составляет около 1,5 млрд, единиц, из них около 150 млн. единиц применяется в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В результате развития наукоемких отраслей промышленности, реформы жилищно-коммунального хозяйства и прироста производства в связанных с ними областях экономики востребованность в средствах измерений по отдельным видам измерений в 2008-2015 годах увеличивалась на 10 – 15 млн. единиц в год.
Количество ежегодно утверждаемых в стране новых типов средств измерений составляет около 3500.

Значительно увеличивается количество СИ в торговле и учетно-расчетных операциях. Резко расширяется номенклатура с одновременным увеличением количества СИ в цифровой связи. Происходят изменения в структуре парка СИ используемых в интересах агропромышленного комплекса.

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Государством выделены сферы национальной экономики, в которых государство принимает на себя ответственность за обеспечение единства измерений и осуществляет непосредственное регулирование. К деятельности в этих сферах, перечень которых определен статьей 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», устанавливаются обязательные метрологические требования.

Установлено, что ФОИВ, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в указанных сферах деятельности, определяют виды измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования.

К настоящему времени установлены обязательные метрологические требования к более чем 400 измерениям. Предприятия и организации, осуществляющие измерения в указанных сферах деятельности, должны соблюдать обязательные метрологические требования к таким измерениям.

Система обеспечения единства измерений обеспечивает надежное и эффективное функционирование, в том числе в таких областях деятельности, как здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасных условий и охраны труда, выполнение государственных учетных операций, учет количества энергетических ресурсов, обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Приоритеты

В области социально-экономического развития Российской Федерации основными приоритетами являются повышение конкурентоспособности национальной экономики, улучшение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В сфере здравоохранения: повышение качества и доступности медицинского обслуживания за счет использования перспективных информационных и телекоммуникационных технологий, достижений в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий.

В сфере энергетической безопасности:

  • преодоление дефицита энергетических мощностей (в генерации и передаче электроэнергии), внедрение ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике, использование экологически чистых, возобновляемых источников энергии;
  • широкомасштабное повышение энергоэффективности, распространение высокоинтегрированных интеллектуальных системообразующих и распределительных электрических сетей нового поколения, способствующих превращению энергосети из «пассивного» устройства передачи электроэнергии в «активный» элемент управления режимами работы.

В сфере экологии:

  • создание системы нормирования допустимого воздействия вредных факторов на окружающую среду и их снижение до уровней, соответствующих наилучшим доступным технологиям, введение юридически обязывающих ограничений на выбросы углекислого газа;
  • создание технологий дистанционной оценки состояния экосистем; повышение экологических требований к зданиям и сооружениям, к продуктам питания, к потребительским товарам, к экологичности транспортных средств, к отходам.

Основные направления развития и приоритеты системы обеспечения единства измерений:

  • создание механизма прогнозирования потребностей экономики и общества в измерениях;
  • обновление законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений для его соответствия потребностям общества и государства;
  • развитие эталонной базы Российской Федерации;
  • развитие метрологического обеспечения в области обороны и безопасности государства;
  • развитие Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в соответствии с современными потребностями экономики;
  • повышение уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;
  • повышение уровня информатизации и автоматизации функционирования системы обеспечения единства измерений, включая выполняемые работы и услуги;
  • решение задач по импортозамещению в части производства средств измерений, стандартных образцов, эталонов;
  • решение кадровых проблем системы обеспечения единства измерений.

В сферах национальной экономики, не относящихся к области государственного регулирования обеспечения единства измерений, государство создает необходимые условия для самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов по обеспечению единства измерений.

Современная наука и производство, такие высокотехнологичные виды деятельности, как транспорт, энергетика, медицина, сфера обеспечения обороноспособности и безопасности государства, насыщены СИ, показатели точности которых характеризуют уровень развития науки и производства. На современной постиндустриальной инновационной стадии развития общества результаты измерений, выполняемых с наилучшей возможной точностью, используются на всех стадиях жизненного цикла любой высокотехнологичной продукции, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Точность и разнообразие измерений определяют и характеризуют уровень развития науки, промышленности, здравоохранения, энергетики, транспорта, обороноспособности, что обусловливает необходимость опережающего развития системы обеспечения единства измерений. Опыт передовых стран показывает, что опережающее развитие системы обеспечения единства измерений как одной из наиболее высокотехнологичных сфер экономики оказывает стимулирующее воздействие на развитие других ее элементов.

Высокий уровень развития экономики может быть достигнут только путем внедрения в важнейшие сферы деятельности государства передовых технологий, основанных на современных достижениях науки, техники, информатизации, неотъемлемой частью которых являются точные измерения. В настоящее время нет ни одной высокотехнологичной и наукоемкой сферы деятельности, в которой не использовались бы результаты высокоточных измерений.

Скорректированы НК, Законы об ОСС и ОПС.

Правительство и регионы смогут в течение 2020 г. приостанавливать мероприятия налогового контроля, продлевать сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов, а также подачи налоговых деклараций и бухотчетности, устанавливать дополнительные основания отсрочки по уплате налогов и страховых взносов и неприменения налоговой ответственности.

С 2021 г. проценты по вкладам будут облагаться НДФЛ по ставке 13% в части, превышающей «необлагаемый минимум» (произведение 1 млн руб. и ключевой ставки ЦБ на первое число налогового периода). Первая уплата налога будет в 2022 г.

С 1 апреля 2020 г. выплаты работникам малого и среднего бизнеса в части превышения МРОТ будут облагаться страховыми взносами по пониженному тарифу в 15%.

Организации и ИП, которые до перехода на УСН с объектом «доходы минус расходы» применяли ЕНВД или ПСН, при определении налоговой базы в рамках УСН смогут учесть расходы на товары, приобретенные до перехода и реализуемые уже после него. Эта норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Поправки вступают в силу со дня опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок.

Развитию сферы метрологии как услуги способствуют внесения изменений в законодательной базе на самом высоком уровне. Так осенью прошлого года был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации” (от 5 октября 2018 года № 184-VІ ЗРК), направленный на приведение законодательства в соответствие с Законом Республики Казахстан «О стандартизации».

Действующие правки направлены на повышение статуса, проводимых работ по метрологии, актуализацию терминов, а также соответствие с Договором ЕАЭС, что также значительно повышает уровень работы местных организаций-поставщиков услуг и способствует единству измерений в согласии с международными стандартами.

В структуру государственной системы обеспечения единства измерений теперь входит правительство. В то же время сфера государственного метрологического контроля сократилась с двенадцати пунктов до шести.

На законном уровне четко определены возможности проведения поверки/калибровки средств измерений за пределами Республики Казахстан – лишь в ситуации, когда в стране отсутствует государственный эталон единиц величин.

Также в реализацию Закона Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений» разработаны 13 нормативных правовых актов.