О системе органов исполнительной власти

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1

Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Новосибирской области устанавливает систему исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
(в ред. Закона Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ)

Статья 2

Систему исполнительных органов государственной власти Новосибирской области составляют органы государственной власти Новосибирской области, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в соответствии с установленной компетенцией (общей или специальной), обладающие правом принятия правовых актов.
(в ред. Закона Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ)

Статья 3

Исполнительными органами государственной власти Новосибирской области являются:
а) Правительство Новосибирской области;
(в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
б) областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области (далее — областные органы);
в) территориальные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области (далее — территориальные органы).

Статья 4

1. Правительство Новосибирской области возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, наделенным общей компетенцией.
(в ред. Законов Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ, от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
2. Губернатор Новосибирской области формирует Правительство Новосибирской области, возглавляет его и является Председателем Правительства Новосибирской области.
(часть 2 в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
3. Правительство Новосибирской области осуществляет на всей территории Новосибирской области исполнительно-распорядительную деятельность по реализации полномочий Новосибирской области по предметам ведения Новосибирской области и полномочий Новосибирской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации, осуществление которых возложено на высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Законов Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ, от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
4. Полномочия Правительства Новосибирской области устанавливаются федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
5. Правительство Новосибирской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и финансируется за счет средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на обеспечение деятельности органов исполнительной власти Новосибирской области.
(в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
6. Правительство Новосибирской области по вопросам, требующим нормативного регулирования, издает постановления, а также обеспечивает их исполнение.
(часть 6 введена Законом Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ; в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
7. Заседания Правительства Новосибирской области проводятся в соответствии с Регламентом Правительства Новосибирской области.
(часть 7 введена Законом Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
8. Исключительно на заседаниях Правительства Новосибирской области:
1) рассматриваются проект областного бюджета Новосибирской области и отчет о его исполнении, а также бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области и отчет о его исполнении;
2) рассматриваются проекты стратегий, прогнозов социально-экономического развития Новосибирской области;
(в ред. Законов Новосибирской области от 06.10.2010 № 537-ОЗ, от 02.03.2017 № 143-ОЗ)
3) рассматриваются прогнозные планы приватизации государственного имущества Новосибирской области;
4) принимаются решения о приобретении имущества в государственную собственность Новосибирской области и об отчуждении имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области;
(п. 4 в ред. Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 537-ОЗ)
5) принимаются решения о заключении международных и межрегиональных соглашений Новосибирской области;
6) образуется Президиум Правительства Новосибирской области;
7) утверждается Регламент Правительства Новосибирской области;
8) рассматриваются ежегодные отчеты о результатах деятельности исполнительных органов государственных власти Новосибирской области.
(часть 8 введена Законом Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
9. Правительство Новосибирской области вправе образовывать совещательные и координационные органы.
(часть 9 введена Законом Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
10. Обеспечение деятельности Правительства Новосибирской области осуществляется администрацией Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области. Руководителем администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области в соответствии с положением об администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области является первый заместитель Губернатора Новосибирской области или заместитель Губернатора Новосибирской области.
(часть 10 введена Законом Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ; в ред. Закона Новосибирской области от 02.12.2010 № 32-ОЗ)

Статья 5
(в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)

1. Правительство Новосибирской области состоит из Председателя Правительства Новосибирской области, первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области, заместителей Председателя Правительства Новосибирской области, министров, а также иных членов Правительства Новосибирской области.
2. Состав Правительства Новосибирской области утверждается постановлением Губернатора Новосибирской области.
3. Правительство Новосибирской области формируется Губернатором Новосибирской области не позднее одного месяца со дня вступления в должность Губернатора Новосибирской области.
Срок полномочий первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области, заместителей Председателя Правительства Новосибирской области, министров, а также иных членов Правительства Новосибирской области ограничен сроком полномочий действующего Губернатора Новосибирской области.
4. Распределение полномочий между первым заместителем Председателя Правительства Новосибирской области, заместителями Председателя Правительства Новосибирской области, министрами и иными членами Правительства Новосибирской области осуществляется Губернатором Новосибирской области.
5. Для решения оперативных вопросов Правительство Новосибирской области по предложению Председателя Правительства Новосибирской области может образовать Президиум Правительства Новосибирской области.
Заседания Президиума Правительства Новосибирской области проводятся в соответствии с Регламентом Правительства Новосибирской области.

Статья 6

1. Областные органы — органы, наделенные специальной компетенцией в установленных федеральным и областным законодательством сферах деятельности.
(часть 1 в ред. Закона Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ)
2. Областные органы формируются Правительством Новосибирской области на основании Устава Новосибирской области в соответствии с настоящим Законом и структурой исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, определяемой Губернатором Новосибирской области.
(в ред. Законов Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ, от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
3. Областные органы обладают правами юридического лица, имеют гербовую печать и финансируются за счет средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на обеспечение деятельности органов исполнительной власти Новосибирской области.
(в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
4. Областные органы действуют в соответствии с утвержденными Правительством Новосибирской области положениями о них.
(в ред. Законов Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ, от 02.03.2016 № 44-ОЗ)
5. Порядок назначения руководителя, количество заместителей руководителя, предельная штатная численность, порядок утверждения структуры и штатного расписания областного органа устанавливаются Губернатором Новосибирской области.
(часть 5 введена Законом Новосибирской области от 02.03.2016 № 44-ОЗ)

Статья 7

1. Областными органами могут быть:
а) министерство — областной орган, осуществляющий государственное управление в установленной федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области сфере деятельности и нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами Новосибирской области, актами Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, а также осуществляющий координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении областных и территориальных органов;
б) департамент — областной орган, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в соответствующей сфере и нормативное правовое регулирование в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;
в) управление — областной орган, осуществляющий реализацию государственной политики и исполнительно-распорядительную деятельность в установленной сфере в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области и нормативное правовое регулирование в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области;
(в ред. Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 537-ОЗ)
г) инспекция — областной орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в соответствующей сфере деятельности и нормативное правовое регулирование в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
(в ред. Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 537-ОЗ)
(часть 1 в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
1.1. В составе министерств могут создаваться структурные подразделения — управления, отделы.
В составе департаментов, управлений и инспекций могут создаваться структурные подразделения — отделы.
(часть 1.1 в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
1.2. Для осуществления своих полномочий на определенной территории Новосибирской области областные органы могут создавать свои территориальные органы в соответствии с утвержденными Правительством Новосибирской области перечнем указанных территориальных органов, предельной численностью работников и фондом оплаты труда по каждому территориальному органу.
(в ред. Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 537-ОЗ)
Территориальные органы областных органов осуществляют свою деятельность на основе типового положения о территориальном органе областного органа, утверждаемого Правительством Новосибирской области.
(в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
(часть 1.2 введена Законом Новосибирской области от 20.12.2007 № 193-ОЗ)
2. Абзац утратил силу. — Закон Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ.
Областные органы по вопросам, входящим в сферу их ведения, осуществляют свою деятельность во взаимосвязи с другими органами государственной власти Новосибирской области, организациями всех форм собственности.
3. Руководители территориальных органов областных органов назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем областного органа.
(в ред. Законов Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ, от 20.12.2007 № 193-ОЗ, от 02.03.2016 № 44-ОЗ)
4. Областные органы в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты в порядке, определенном Губернатором Новосибирской области.
(в ред. Законов Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ, от 06.10.2010 № 537-ОЗ)

Статья 8

1. Территориальные органы — органы специальной компетенции, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в подведомственных им сферах государственного управления на определенной части территории Новосибирской области.
(в ред. Закона Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ)
2. Территориальные органы формируются Правительством Новосибирской области на основании Устава Новосибирской области в соответствии с настоящим Законом и структурой исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, определяемой Губернатором Новосибирской области.
(в ред. Законов Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ, от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
3. Территориальные органы обладают правами юридического лица, имеют гербовую печать и финансируются за счет средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на обеспечение деятельности органов исполнительной власти Новосибирской области.
(в ред. Закона Новосибирской области от 29.03.2010 № 472-ОЗ)
4. Территориальные органы действуют в соответствии с утвержденными Правительством Новосибирской области положениями о них.
(в ред. Законов Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ, от 02.03.2016 № 44-ОЗ)
4.1. Порядок назначения руководителя, количество заместителей руководителя, предельная штатная численность, порядок утверждения структуры и штатного расписания территориального органа устанавливаются Губернатором Новосибирской области.
(часть 4.1 введена Законом Новосибирской области от 02.03.2016 № 44-ОЗ)
5. Территориальными органами могут быть управления или отделы.
(в ред. Закона Новосибирской области от 04.11.2005 № 341-ОЗ)
6. Территориальные органы осуществляют свою деятельность по вопросам, входящим в сферу их ведения.
Территориальные органы по вопросам, входящим в сферу их ведения, осуществляют свою деятельность во взаимосвязи с другими органами государственной власти Новосибирской области, организациями и учреждениями всех форм собственности.
7. Утратила силу. — Закон Новосибирской области от 02.03.2016 № 44-ОЗ.
8. Территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты.

Статья 9

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
Закон Новосибирской области от 10.07.2001 № 169-ОЗ «О структуре администрации Новосибирской области» («Советская Сибирь», № 130, 18.07.2001);
Закон Новосибирской области от 10.06.2002 № 26-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области «О структуре администрации Новосибирской области» («Советская Сибирь», № 116, 18.06.2002);
Закон Новосибирской области от 02.12.2002 № 77-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области «О структуре администрации Новосибирской области» («Советская Сибирь», № 247, 21.12.2002);
Закон Новосибирской области от 25.07.2003 № 131-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области «О структуре администрации Новосибирской области» («Советская Сибирь», № 150, 02.08.2003).

Глава администрации
Новосибирской области
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ
г. Новосибирск
3 марта 2004 года
№ 168-ОЗ

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» :

1 блок – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации
  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • Министерство юстиции Российской Федерации
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Федеральная служба судебных приставов
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
  • Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

2 блок — федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • Федеральное агентство лесного хозяйства
  • Федеральное агентство по недропользованию
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • Министерство спорта Российской Федерации
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
  • Министерство транспорта Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • Федеральное дорожное агентство
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное агентство связи
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
  • Федеральная служба по аккредитации
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
  • Федеральное агентство по туризму
  • Министерство энергетики Российской Федерации.

3 блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

  • Федеральная антимонопольная служба
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • Федеральное агентство по государственным резервам
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Федеральное агентство по делам молодежи
  • Федеральное агентство по делам национальностей.

Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.

Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства
Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».