Об авторском праве

Статьи

Название Произведения- охраняемый элемент или нет?

Название произведения может быть охраняемым только в том случае, если оно будет признано «результатом творческого труда автора», будет нести в себе оригинальность. К примеру название «Счастливчик» не оригинально, при поиске можно найти минимум четыре книги с таким названием (авторы- Н. Спаркс, Л. Шекли, Л. Чарская, С. Скрипаль), это то слово, которое мы все употребляем в обиходе и крайне редко ассоциируем с названием книг вышеперечисленных авторов. А вот такое название как «Жутко громко и запредельно близко» («Extremely Loud, Incredibly Close») обладает признаком творчества, на мой взгляд, потому что оно состоит двух словосочетаний, одно из которых «жутко громко» действительно можно часто услышать, поскольку это устойчивый речевой оборот в русском языке. А вот второе сочетание слов я проверила в поисковых системах интернета и везде оно связано с книгой Дж. С. Фоера «Жутко громко и запредельно близко», из чего можно сделать вывод, что это не является устойчивым речевым оборотом. В это название Дж. С. Фоер вложил смысл своей книги, придумал его, а не просто взял всеми употребляемую фразу или слово, это название теперь ассоциируется только с результатом его творчества, второй книги с таким названием нет.

Примерно такого же мнения придерживаются в теории, к примеру, Р. Дюма пишет, что «судебная практика без явных ссылок на это при оценке оригинальности названия произведения учитывает заслугу его автора. Если оригинальность названия признана, то некоторая заслуга автора в том, что он его нашел; напротив, если название произведения банально, то никакой заслуги автора нет». Так же Р. Дюма говорит о том, что «название охраняется чаще всего как средство идентификации произведения. Однако нельзя считать нарушением авторского права использование одного и того же названия в случаях, когда заблуждение исключается». Текст закона этого не содержит, но логически понятно, что охрану названию обеспечивает произведение.

Возьмем другой неохраняемый элемент- сюжет произведения. Еще Шекспир говорил, что существует всего 14 сюжетов и небезызвестно, что сюжет его великого творения «Ромео и Джульетта» был заимствован у других авторов. Собственно в чем суть сюжета – двое молодых людей, юноша и девушка, любят друг друга вопреки всем обстоятельствам и непониманию общества, они борются за право быть вместе, но их ожидает печальный конец. Убрав имена и лишив произведение его особенного стиля повествования, образов созданных Шекспиром, мы получаем довольно простой и известный сюжет, такой же как у истории «Тристан и Изольда», «Дубровский» А. С. Пушкина и многих других. Конечно поэма Шекспира была и останется самой известной историей любви, но сюжет его будут заимствовать еще не раз.

Другой известный литературовед Жорж Польти классифицировал все сюжеты на 36 драматических ситуаций:

  1. Мольба
  2. Спасение
  3. Месть,преследующая преступление
  4. Месть близкому за близкого
  5. Затравленный
  6. Внезапное несчастье
  7. Жертва кого-нибудь
  8. Бунт
  9. Отважная попытка
  10. Похищение
  11. Загадка
  12. Достижение
  13. Ненависть между близкими
  14. Соперничество между близкими
  15. Адюльтер, сопровождающийся убийством
  16. Безумие
  17. Фатальная неосторожность
  18. Невольное кровосмешение
  1. Невольное убийство близкого
  2. Самопожертвование во имя идеала
  3. Самопожертвование ради близких
  4. Жертвование всем ради страсти
  5. Жертва близким во имя долга
  6. Соперничество неравных
  7. Адюльтер
  8. Преступление любви
  9. Бесчестие любимого существа
  10. Любовь, встречающая препятствия
  11. Любовь к врагу
  12. Честолюбие
  13. Борьба против бога
  14. Безосновательная ревность
  15. Судебная ошибка
  16. Угрызения совести
  17. Вновь найденный
  18. Потеря близких.

Пока эту теорию не опровергли. И в действительности, если взять любую художественную книгу, лежащую передо мной сюжет ее будет совпадать с одной из драматических ситуаций в классификации Ж. Польти.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что сюжет произведения не является результатом творчества автора, следовательно, и охраняться он не может.

Идея, сюжет, тема все это относиться к содержанию произведения, к его юридически незначимым элементам. Их можно заимствовать, переигрывать в различных вариациях, дополнять или наоборот убирать лишнее, в общем, всячески использовать, не боясь нарушить чьи-то авторские права и прослыть плагиатором. По-другому дело обстоит с формой произведения.

Форма произведения разделяется на внутреннюю и внешнюю формы. К внутренней форме относятся художественные образы- «это специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника». В статье 1259 ГК РФ перечислены элементы относящиеся к внутренней форме- это часть произведения, его персонажи, название. В общем, это система художественных образов, как действующих лиц с их характерами, место действия, взаимоотношения между персонажами.

К внешней форме произведения относятся язык произведения, различные речевые обороты и прочие стилистические особенности автора, свойственные ему при написании произведения. Все то, что делает стиль автора особенным и неповторимым.

Элементы внутренней формы охраняются вместе, как целое произведение и в то же время, каждый элемент может охраняться по отдельности, если они являются результатом творческого труда автора.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛиРОВАНиЕ

АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ И АВТОРСКИЕ ПРАВА

В. В.АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

Всем известно, что на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от их назначения и достоинства, а также от способа их выражения, распространяется так называемое авторское право.

Рассмотрим понятия «автор произведения» и «авторское право», основные виды авторских прав, а также виды ответственности за незаконное использование объектов авторского права.

С 01.01.2008 вступила в силу часть четвертая «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), призванная регулировать основания возникновения и порядок осуществления авторских, смежных с авторскими и иных прав, связанных с результатами интеллектуальной деятельности.

Ранее авторское право регулировалось Законом РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон № 5351-1), утратившим силу в связи с применением Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЭ.

Согласно Закону № 5351-1 авторскими правами назывались бессрочно охраняемые личные неимущественные права автора и охраняемые в течение его жизни, а также в течение 70 лет после его смерти имущественные (исключительные) права. При этом под автором понималось физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Теперь же, учитывая, что согласно ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданских отношений являются граждане и юридические лица, под автором произведения подразумевается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом лицо, указанное в качестве автора на ориги-

нале или экземпляре произведения, на основании ст. 1257 ГК РФ будет считаться его автором, если не доказано иное.

Однако необходимо также учитывать, что произведение может быть создано не только одним человеком, а также группой или целым коллективом. В этом случае имеет место так называемое соавторство.

Соавторами согласно ст. 1258 ГК РФ признаются граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если иное не предусмотрено в соглашении между ними. Произведение, созданное в соавторстве, может составлять единое целое или состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Если произведение представляет собой неразрывное целое, ни один из соавторов не может без достаточных оснований запретить его использование.

Если же часть такого произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована независимо от других частей, то автор данной части может применить ее по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

Каждый из соавторов вправе самостоятельно защищать свои права, в том числе в случае, когда созданное произведение образует неразрывное целое.

Итак, произведения науки, литературы или искусства могут быть созданы как одним автором, так и совместным творческим трудом нескольких соавторов.

Со вступлением в силу части четвертой ГК РФ был введен новый термин «интеллектуальные права».

Перечень интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства приведен в ст. 1255 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права:

— исключительное (имущественное) право на произведение;

— право авторства;

— право автора на имя;

— право на неприкосновенность произведения;

— право на обнародование произведения.

Кроме того, автору произведения принадлежат

иные права:

— право на вознаграждение за исключением служебного произведения;

— право на отзыв;

— право следования;

— право доступа к произведениям изобразительного искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим более подробно содержание указанных прав.

Исключительное право на произведение. Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Таким образом, первичным правообладателем исключительного права в отношении таких объектов авторского права, как произведения науки, литературы и искусства, является автор таких произведений.

Правообладатель может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на произведение.

На основании п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, т. е. изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляратрехмерного произведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, т. е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или

иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо оттого, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, т. е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо оттого, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой;

8) сообщение по кабелю, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного);

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может

получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Однако названный перечень способов использования результата интеллектуальной деятельности не является исчерпывающим. Так, согласно абз. 2 п. 1ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

В определенных же случаях и порядке, строго оговоренных законом, допускается свободное воспроизведение или использование произведений, т. е. без согласия автора. Такими случаями могут быть:

— воспроизведение в личных целях;

— использование в информационных, научных, учебных или культурных целях;

— использование путем репродуцирования;

— использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного доступа и др.

Таким образом, одним из наиболее значимых авторских прав является исключительное право на произведение. При этом гражданским законодательством РФ предусмотрена ответственность за нарушение исключительного права на произведение.

Так, согласно ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор вправе в соответствии с п. Зет. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

— в размере от 10тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения, на его обнародование входят в состав личных неимущественных прав автора произведения.

Согласно п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства означает право признаваться автором произведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право автора на имя предполагает право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно.

Право на неприкосновенность произведения заключается в следующем: согласно п. 1 ст. 1266

ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Право на обнародование произведения в соответствии с п. 1 ст. 1268 ГК РФ представляет собой право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 1228 ГК РФ право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от таких прав ничтожен.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2ст. 1316ГКРФ.

Помимо личных неимущественных прав автору принадлежат такие права, как:

1) право на вознаграждение за использование произведения на основании ст. 1295 ГК РФ. При этом право на вознаграждение остается у автора и в случае, если работодатель решит сохранить произведение в тайне. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты определяются договором между автором и работодателем, а в случае спора — судом;

2) право на отзыв, которое заключается в том, что в соответствии со ст. 1269 ГК РФ автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. В случае если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки;

3) право следования, которое согласно п. 1 ст. 1293 ГК РФ означает, что при каждой последующей публичной перепродаже автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Размер таких отчислений, а также условия и порядок их

выплаты утверждены постановлением Правительства РФ от 19.04.2008 № 285. Например, если цена перепродажи доЮОтыс. руб. включительно, то автору полагается 5 % от этой цены. На основании п. 3 ст. 1293 ГК РФ право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение;

4) право доступа к произведениям изобразительного искусства заключается в том, что в соответствии сп.1 ст. 1292 ГК РФ автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

В заключение следует отметить виды ответственности за нарушение авторских прав за незаконное использование объектов авторского права.

К незаконному использованию объектов авторского права относится их использование без согласия автораили иного правообладателя, например:

— использование объектов авторского права без заключения договора; по окончании срока действия договора или с нарушением его условий и тому подобное;

— использование объектов авторского права на основании договора с лицом, которое не является правообладателем, либо на основании договора с представителем правообладателя, который не уполномочен заключать такие договора.

Незаконное использование произведений либо иное нарушение авторских прав влечет за собой гражданско-правовую, административную,

уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 1ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 1,5 до 2тыс. руб.;

— на должностных лиц — отЮдо 20 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 30 до 40 тыс. руб. — с конфискацией контрафактных экземпляров произведений (подделка), атакже материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав» Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ).

Согласно п. 1 ст. 146 УК РФ присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до 200тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес., либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо арестом на срок отЗдоб мес.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) : Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЭ.

2. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3.

3. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09.07.1993 года № 5351-1.

* * *

20 марта (2 апреля) 1911 г. был принят закон «Об авторском праве» — первый в истории России самостоятельный нормативный правовой акт, призванный регулировать отношения в области авторского права. Утверждённый закон стал важным событием, так как отражал новейшие тенденции западных законодательств в области авторского права.

В России до начала XIX в. отношения авторов и издателей не являлись предметом правового регулирования. Первым законодательным актом, касающимся авторских прав, стал Цензурный устав 1828 г., по которому сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретённым».

В дальнейшем законодательство пошло по пути расширения признаваемых законом авторских прав. В конце XIX в. возникла необходимость перехода от частичного усовершенствования и несистемного расширения норм, регламентирующих охрану авторских прав, к принятию нового закона, который бы соответствовал потребностям времени и сложившихся отношений.

Закон об авторском праве 1911 г. в целом соответствовал европейскому законодательству и европейской практике — в нём нашли отражение передовые идеи германских Законов 1901 и 1907 гг., Бернской конвенции в её Берлинской редакции 1908 г. Однако он имел традиционный для российского авторского права более низкий уровень охраны прав авторов.

Закон распространял авторское право на литературные произведения, как письменные, так и устные (речи, лекции, рефераты, доклады, сообщения, проповеди и т. п.); на музыкальные произведения, в том числе и на музыкальные импровизации; на фотографические и художественные произведения (живопись, гравирование и другие виды графического искусства, ваяние и зодчество); а также на географические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи и подобные им произведения.

В Законе раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средств защиты и т.д. Отдельные главы были посвящены авторским правам на разные виды произведений.

В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Устанавливались и ограничения на договоры в отношении будущих произведений.

Впервые было закреплено право авторов на перевод их произведений, которое действовало в течение 10 лет со дня издания оригинала. Законодатель отказался от конструкции «литературная художественная собственность», заменив её понятием «исключительные права».

В некоторых отношениях закон не следовал международной практике, в частности, он допускал свободный перевод зарубежных произведений, не ставил под охрану кинематографические произведения и т.д.

В 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

См. также в Президентской библиотеке:

Издан декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» // День в истории. 26 ноября 1918 г.;

Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. СПб., 1881-1913. Т. 31 (1911). № 34935. С. 194.

Социально-политические науки

5’2017

7.3. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Ленковская Рената Романовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет

Шиловская Анна Леонидовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет

Аннотация: в данной статье авторы рассматривают вопросы защиты авторских прав в сети Интернет. Защита авторских прав на произведения литературы, науки и искусства в сети Интернет относится к числу наиболее сложных проблем гражданско-правового регулирования.

Представлен анализ источников правового регулирования защиты авторских прав в сети Интернет. Авторы подчеркивают, что в настоящее время, ничьи национальные системы права и инфраструктуры открытых информационных сетей (ОИС) не обеспечивают гарантированной защиты информации пользователей. Информация, получаемая из Интернет, или отправляемая через Интернет, может быть искажена, сфабрикована, прочитана. Отдельно обращается внимание на некоторые проблемы защиты чести и достоинства авторов в сети интернет.

В статье предлагается авторское определение понятию «Интернет» как технологическая система общего пользования, позволяющая производить обработку и обмен информации об окружающей среде по линиям связи посредством электронно-вычислительной техники.

Ключевые слова: информация, Интернет, защита авторских прав, авторы, правообладатели, результаты интеллектуальной деятельности.

THE PROTECTION OF THE INFORMATION IN INTERNET

Place of employment: Russian state social University

Keywords information, Internet, copyright, authors, rights holders, the results of intellectual activity.

В последние годы сфера использования интернет-технологий существенно расширилась, о чем могут свидетельствовать как многочисленные публикации в специальной литературе и средствах массовой информации, так и содержание международных документов . Европейская комиссия отмечает очень высокую степень проникновения и использования интернет-технологий, особенно в развитых странах, что превратило Интернет в жизненно важный ресурс, любое серьезное нарушение, в функционировании которого может иметь потенциально катастрофические последствия для общества и экономики. При этом правительства сталкиваются с целым рядом проблем, начиная с формирования государственной политики по обеспечению граждан возможностью полной мере воспользоваться потенциальными преимуществами

интернет-технологий и заканчивая защитой их прав и интересов с учетом необходимости решения проблемы юрисдикции в условиях растущей глобализации в виртуальном мире. Все это стало причиной активизации в научном юридической среде дискуссии по поводу проблем правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием Интернет-технологий .

Для более устойчивого правового регулирования Интернет-отношений, следует учитывать юридическую природу Интернета, сущность правоотношений, которые урегулированы нормами права, а также защиту авторских прав в сети Интернет.

Защита авторских прав на произведения литературы, науки и искусства в сети Интернет относится к числу наиболее сложных проблем гражданско-правового регу-

Ленковская Р. Р., Шиловская А. Л.

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

лирования. Проанализируем источники правового регулирования защиты авторских прав в сети Интернет.

1. Конституция Российской Федерации устанавливает единые основы доступа к средствам массовой информации, свободы творчества, охраны интеллектуальной собственности. Международные акты, федеральные законы, подзаконные акты и иные акты, в том числе ненормативного характера действуют на основе провозглашенных Конституцией принципов. Конституционные нормы гарантируют гражданам свободу массовой информации. В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять любым законным способом информацию. Ст. 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу различных видов творчества, таких как литературное, художественное, техническое, научное и иные виды. Данная статья основного закона страны гарантирует охрану интеллектуальной собственности.

2. Традиционно на международном уровне защита авторских прав подразделяется на две группы:

а) принятие новых международных соглашений без пересмотра действующих многосторонних конвенций по защите прав на произведения литературы, науки и искусства (производится в качестве начального или промежуточного этапа);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) пересмотр действующих многосторонних конвенций и принятие новых редакций с сохранением действия прежних редакций (с правом или без права присоединяться к ним после вступления в силу пересмотренных конвенций) или подписание нового международного многостороннего соглашения с большим охватом государств-участников, которое стало бы всемирным.

В обоих случаях условие эффективности международных правовых документов заключается в увеличении числа материально-правовых норм в текстах таких документов: пересмотренных либо созданных вновь . Содержащиеся в международных конвенциях нормы определяют круг тех произведений, на которые распространяется международная защита.

Следует отметить, что по вопросу юридической силы Конституции и международно-правовых актов в юридической науке сформировались две позиции. Одними авторами в обосновании приоритета международных актов над Конституцией РФ приводится ч.4 ст. 15 Конституции РФ, которая закрепляет, что в случае если международным договором установлены иные правила чем в законе Российской Федерации, то применяются правила международных договоров. Другого мнения придерживаются авторы, которые трактуют данную статью в пользу Конституции РФ и отмечают, что данное в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правило не распространяется на саму Конституцию.

В свою очередь следует отметить, что Федеральным законом РФ «О международных договорах» установлено, что признанные Конституционным судом международные договоры не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению на территории Российской Федерации. Следовательно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу по отношению к нормативным актам международного характера.

Бернская конвенция, к которой присоединилась Российская Федерация, призвана обеспечить эффективную и единообразную охрану прав авторов и иных правообладателей на результаты их интеллектуально-

го труда1. Необходимость заключения данного международного договора обосновывается отсутствием четких правил регулирования данной сферы правоотношений, а также в связи с социальным, экономическим, техническим развитием, которое предъявляет новые требования для государств.

Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2012 г. Российской Федерация отозвала заявление, сделанное при присоединении Российской Федерации к Бернской Конвенции. Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 г. является одним из основополагающих актов, регулирующих вопросы авторского права на международном уровне. Согласно данной конвенции каждое государство принимает меры по обеспечению охраны прав авторов и иных лиц, которое обладают авторским правом на следующие виды творчества: литературные, художественные, научные, а также на письменные, музыкальные и иные произведения. Данная Конвенция гарантирует государствам-участникам равную охрану авторских прав и указывает, что государства-участники должны устанавливать внутригосударственные правовые средства защиты авторских прав граждан иных государств, участников данной Конвенции.

Сегодня важным внутригосударственным нормативно-правовым актом является ГК РФ. Часть 4 ГК РФ регулирует гражданско-правовые отношения в данной области. Ст. 1225 ГК РФ относит к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, исполнения, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, сообщения в эфир.

В вышеупомянутой статье гражданского законодательства упоминается конституционная норма, гарантирующая охрану интеллектуальной собственности. Следует отметить, что согласно Гражданскому кодексу РФ интеллектуальное право приобретается на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). Именно результаты интеллектуальных прав являются объектом правовой защиты. Интеллектуальные права признаются исключительным правом и не могут передаваться, в частности, путем заключения договора. Интеллектуальное право признается как исключительное право автора результатов интеллектуальной деятельности. Это означает, что при переходе право собственности на вещь (в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности) не влечет перехода интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1227 ГК РФ). Однако гражданское законодательство предусматривает случаи исключения перехода исключительных прав другому лицу. Согласно ч. 2 ст. 1291 при отчуждении оригинала произведения (рукописи, произведения живописи и иное) его собственником, не являющимся автором произведения, который обладает исключительным правом на произведение, допускается переход исключительного права на

1 Постановлением Правительства РФ 03.11.1994 №1224 Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства, к Всемирной конвенции об авторском праве и др.

Социально-политические науки

5 ‘2017

произведение к приобретателю произведения.

Согласно ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на интеллектуальное право осуществляется путем предъявления:

— требования о признании права;

— требование о пресечение действий, нарушающих интеллектуальные права;

— требования о возмещении убытков;

— иные.

Исходя из ст. 1268 ГК РФ автор имеет право на обнародование произведения любым законным способом. Выпуск в свет (опубликование) означает выпуск именно экземпляров произведения, иными словами опубликование выражается в копиях произведений в материальной форме. Однако опубликование результатов интеллектуальной деятельности порождает ряд проблем. Это происходит в связи с тем, что объекты авторских прав доступны для неограниченного круга пользователей сети Интернет. Контроль за дальнейшим использованием информации фактически отсутствует. Опубликование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средства индивидуализации создают угрозу их последующего несанкционированного использования.

Относительно нормативно-правовых автор, регулирующих деятельность органов государственной власти в данной сфере важно отметить Указ Президента РФ «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» , а также Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

Сегодня проблема эффективной защиты авторских прав в сети Интернет является актуальной не только для Российской Федерации, но и для иных государств. К сожалению, данной проблеме не уделено достаточного внимания, и поэтому вопрос защиты прав авторов на результаты интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети остается открытым . В результате чего развитие сети существенно замедляется, авторов отсутствие реальной защиты все больше удерживает от опубликования материалов в сети Интернет.

В настоящее время, ничьи национальные системы права и инфраструктуры открытых информационных сетей (ОИС) не обеспечивают гарантированной защиты информации пользователей. Информация, получаемая из Интернет, или отправляемая через Интернет, может быть искажена, сфабрикована, прочитана и распространена без ведома авторов. Бесконтрольное использование шифровальных средств может сделать Интернет идеальной средой обмена криминальной информацией .

В Российской Федерации сегодня внимание уделено не столько авторским правам в сети Интернет, сколько правам и интересам человека и гражданина на свободный поиск, получение информации. Ряд принятых в последние годы нормативных актов, были направлены на устранение информации причиняющей вред здоровью и развитию детей. В частности, Федеральным законом РФ внесены изменения в Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации». Согласно данным изменениям при нарушении требований Федерального закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию» .

Распространение продукции может быть запрещено судом при поступлении от уполномоченного органа соответствующего заявления. Приняты ряд правовых актов, направленных на регулирование правовых отношений в сфере информации, информационных техно-

логий. Однако данный нормативно-правовой акт не регулирует правоотношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Как и законодательством Российской Федерации, законодательство других государств в области Интернета находится на начальном этапе развития. Важными нормативными документами европейских стран в сфере Интернета являются документы Европарламента и Совета Европы. Это Директива «Об обработке персональных данных и защите частных интересов в области телекоммуникации», проект Директивы «О ряде правовых аспектов электронной коммерции на внутреннем рынке». Это важные нормативные документы, регулирующие правоотношения в сети Интернет с позиций обмена информацией и электронной коммерции. Под правовое регулирование данных актов попадают вопросы безопасности, конфиденциальности телекоммуникационной связи, права потребителя — пользователя телекоммуникационной сети и др. .

Важным прецедентом в иностранном правовом регулировании в сфере Интернета является германский «Мультимедийный закон». Германские законодатели в отличие от американских, возлагают ответственность за содержание, предоставляемой третьей стороной, на провайдеров услуг. Здесь в императивной форме провайдеру предписывается обязанность по блокировке «незаконной» информации. Законодательства иных государств, в частности: Австралии, Канады, Дания, Италия, Люксембург, Малайзия, Южная Корея, находится на стадии разработки законопроектов в этой области.

Следует обратить внимание на некоторые проблемы защиты чести и достоинства авторов в сети интернет. Защита прав и интересов авторов в сети Интернет от негативной информации сегодня является приоритетным направлением политики государства в данной области .

Проблемы защиты данных лиц от нарушений посредством размещения информации порочащей честь и достоинство в сети Интернет, осложняются тем фактом, что, например, сайты в не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации. .

Важно отметить, что проблемы незаконного доступа к персональной информации авторов в сети Интернет также остается открытым. Проблемы, связанные с нарушением прав в сети Интернет на международном уровне разрешаются ООН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Генеральная Ассамблея одобрила продвигавшиеся США и другими развитыми странами резолюции 55/63 и 56/121 под общим названием «Борьба с преступным использованием информационных технологий», направленные на создание правовой основы для этой цели. Генеральная Ассамблея одобрила без голосования резолюцию 57/239 «Создание глобальной культуры кибербезопасности» (ГКК), в число соавторов которой вошла и Россия . Главные задачи такого сотрудничества состоят в решении актуальных проблем, касающихся кризисного управления и планирования, информационных обменов, расширения связей между государствами, а также между их отдельными министерствами и ведомствами с целью гармонизации национальных законодательств и выработки общих усилий по борьбе с терроризмом.

Проведенный анализ показывает, что как в России, так и за рубежом правовые проблемы защиты авторских прав являются достаточно актуальными. Основными проблемами являются отсутствие эффективного

Ленковская Р. Р., Шиловская А. Л.

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

правового регулирования, действенного механизма контроля за использованием информации в сети Интернет, вопросы применения тех или иных норм права при применении санкций, выявление конкретных лиц, нарушивших права авторов. Отсутствие целенаправленного правового механизма, как на международном, так и на внутригосударственном уровне замедляет развитие сегмента сети Интернет. Это говорит о том, что данная сфера правоотношений остро нуждается в правовом регулировании.

Исходя из вышеизложенного следует, что правоотношения в сети Интернет имеют большей частью дис-позитивный характер, нежели отношения между государством и авторами. Речь идет о том, что в настоящее время система эффективного государственного контроля в сети Интернет по выявлению нарушений авторских прав, процедура проведения проверок на предмет нарушения прав авторов не имеет четкого законодательного регулирования.

В российском законодательстве также отсутствует правовое определение понятию Интернет. В связи с этим предлагается авторское определение понятию «Интернет» как технологическая система общего пользования, позволяющая производить обработку и обмен информации об окружающей среде по линиям связи посредством электронно-вычислительной техники.

Таким образом, в настоящее время правовое регулирование авторских прав в сети Интернет находится на начальном этапе развития. Эффективные правовые механизмы, направленные на защиту авторских прав в сети Интернет отсутствуют как в России, так и за рубежом.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76,9%.

Список литературы:

2. Федеральный закон РФ «О международных договорах» от 15.07.1995. №101-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2757.

3. Федеральный закон РФ от 21.07.2011 г. №252-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4600.

5. Указ Президента Российской Федерации от 24.05.2011 г. №673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» // Российская газета. 2011. №111.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 г. №218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности»/ Российская газета. 2012. №5743.

8. Волкова М. А. Эффективность формирования права в современных условиях // История государства и права. 2013. №16. С. 30-32.

9. Кванталиане И. Э. Проблема сдерживания и предотвращение угроз в международной информационной среде. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №3 (50). С. 196.

10. Кулешов Г. Н. Информационное обеспечение статуса государственного гражданского служащего // Административное и муниципальное право. 2009. №12. С. 28-33.

11. Ленковская Р. Р. Особенности исполнения судебных постановлений по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации // Исполнительное право. 2011. №2. С. 6-8.

12. Ленковская Р. Р. Особенности исполнения судебных постановлений по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2009. №2. С. 25-30.

13. Ленковская Р. Р. Правовое обеспечение конфиденциальности информации и персональных данных в Российской Федерации // Образование и право. 2013. №7 (47). С. 135-141.

15. Татаринова Л. Ф. Проблемные аспекты защиты чести и достоинства от посягательства в глобальных коммуникационных сетях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №3 (50). С. 206.

16. Шиловская А. Л. К вопросу проблемах расчета судебных издержек в гражданском и арбитражном процессе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №10. С. 177-180.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью «Особенности защиты авторских прав в сети Интернет» доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин

РГСУ кандидата юридических наук Ленковской Р. Р. и доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РГСУ кандидата юридических наук, доцента Шиловской А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензируемая статья посвящена актуальной теме, так как авторами рассматриваются вопросы защиты авторских прав в сети Интернет на произведения литературы, науки и искусства. Защита авторских прав в сети Интернет относится к числу наиболее сложных проблем гражданско-правового регулирования из-за недостаточной теоретической и практической разработанности данной темы, в ходе полемики на которую возникает много спорных моментов.

Авторы статьи анализируют помимо внутреннего законодательства международные нормативно-правовые акты, такие как, например, «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886.

В статье делаются ряд выводов, имеющих ценное практическое значение для более глубокого изучения данной сферы правоотношений.

Следует согласиться с авторами об имеющихся проблемах защиты чести и достоинства авторов в сети интернет от негативной информации, что на сегодняшний день является приоритетным направлением политики государства в данной области.

В целом статья Ленковской Р. Р. и Шиловской А. Л. отражает современные подходы к рассмотрению и анализу проблем, возникающих в области защиты прав в сети Интернет.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент:

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

РГСУ, кандидат юридических наук

С.Ю. Стародумова

По ныне действующему российскому законодательству автором признается только физическое лицо. Однако из этого правила есть исключения.

В соответствии со ст. 6. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

Если произведение создано за пределами Российской Федерации, то авторство определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Так, если соответствующее иностранное государство признает авторство за юридическим лицом, то такое право должно признаваться и в Российской Федерации.

Юридическое лицо может приобрести отдельные авторские права по договору с автором на создание произведения в порядке выполнения служебного задания, либо по завещанию автора.

Юридическим лицам, издателям составных произведений, таких как энциклопедии, энциклопедические словари, периоди­ческие и продолжающиеся сборники научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Они вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Юридическое лицо может признаваться изготовителем аудиовизуального произведения, если оно взяло на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения, а также изготовителем фонограммы, в том случае, если оно взяло на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. В таких обстоятельствах юридическое лицо будет являться обладателем исключительных авторских прав.