Об избежании двойного налогообложения

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в РФ и за рубежом

Применений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией.

В настоящее время соглашения об избежании двойного налогообложения подписаны Россией более чем с 80 государствами. Среди них многие страны Евросоюза, включая Кипр, Великобританию, Данию, Нидерланды; Швейцария; США; Китай; страны СНГ, в т.ч. Украина, Беларусь, Казахстан; страны Балтии — Латвия, Литва и ряд других (см. Перечень действующих соглашений об избежании двойного налогообложения).

ВАЖНО: Если международным налоговым соглашением, предусмотрена иная ставка налога, чем предусмотренная Налоговым кодексом РФ, то применяется ставка, указанная в соглашении об избежании двойного налогообложения!

Остановимся на некоторых наиболее значимых аспектах применения международных налоговых соглашений в России.

Обязанности налогового агента

Ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными международными налоговыми соглашениями, несёт налоговый агент.

Согласно НК РФ, налог с доходов, полученный иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией (налоговым агентом), выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, в валюте выплаты дохода. Исключение составляют случаи, когда:

  • выплачиваемый доход относится к постоянному представительству иностранной организации-получателя дохода в РФ;
  • в отношении доходов, выплачиваемых иностранной организации статьей 284 НК РФ предусмотрена налоговая ставка 0%;
  • доходы, в соответствии с международными договорами РФ не облагаются налогом в РФ (при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ);
  • в некоторых других случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 310 НК РФ.

Следует помнить, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, образует состав налогового правонарушения и влечёт взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ), а также пени (по вопросу взыскания пени с налогового агента см. Постановление Президиума ВАС РФ № 4047/06 от 26 сентября 2006 года).

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ предусмотрено, что в случае выплаты российской организацией доходов иностранной организации, для которых в соответствии с международными договорами (соглашениями) предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 312 НК РФ, указанное подтверждение должно отвечать следующим требованиям:

  • должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства,
  • если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык,
  • подтверждение должно быть предоставлено иностранной организацией до даты выплаты дохода.

Таким образом, если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает указанным подтверждением, то она обязана произвести удержание налога у источника выплаты по установленной законом ставке.

При этом, если указанное подтверждение появляется в распоряжении налогового агента позднее, возможно осуществить возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ. Для этого в налоговый орган должны быть представлены следующие документы:

— заявление на возврат удержанного налога по установленной форме;

— подтверждение того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения;

— копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджет;

Заявление о возврате сумм ранее удержанных в РФ налогов, а также иные вышеперечисленные документы представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учёт налогового агента в течение трёх лет с момента окончания , в котором был выплачен доход.

Статус “фактического получателя дохода” как условие применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения

Минфин России в своем Письме от 9 апреля 2014 г. № 03-00-РЗ/16236 сообщил следующее.

При применении соглашений об избежании двойного налогообложения в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в РФ необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), “фактическим получателем (бенефициарным собственником)” соответствующего дохода.

Международные налоговые соглашения основываются на Модельной конвенции по налогам на доход и капитал ) и на официальных комментариях к ней, содержащих толкование её положений.

При применении положений налоговых соглашений необходимо исходить из того, что термин «фактический получатель (бенефициарный собственник) дохода» используется не в узком техническом смысле, а должен пониматься, исходя из целей и задач международных налоговых соглашений, как, например, избежание двойного налогообложения и уклонение от уплаты налогов, и с учетом таких основных принципов договоров, как предотвращение злоупотребления положениями договора и преобладание сущности над формой. При этом непосредственный получатель дохода, хотя и может квалифицироваться как резидент, но не может только по этой причине по умолчанию рассматриваться как бенефициарный собственник полученного дохода в государстве резидентства.

Предоставление в государстве — источнике выплачиваемого иностранному лицу дохода налоговых льгот (пониженных ставок и освобождений) также противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода, не используя формально такие инструменты, как агентирование или номинальное держание, будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица, фактически получающего выгоду от соответствующего дохода. Такое промежуточное звено, например кондуитная компания, не может рассматриваться как лицо, имеющее фактическое право на получаемый доход, если несмотря на свой формальный статус собственника дохода в сделке с лицом, являющимся налоговым резидентом государства — источника дохода, подобная компания обладает очень узкими полномочиями в отношении этого дохода, что позволяет рассматривать её в качестве доверенного лица или управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц.

Для признания лица в качестве фактического получателя дохода (бенефициарного собственника) необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным , то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя (бенефициарного собственника) дохода следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски иностранной организации, претендующей на получение льготы в соответствии с международными налоговыми соглашениями.

Предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения льготы (пониженные ставки и освобождения) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ не применяются, если они выплачиваются в рамках сделки или серии сделок, осуществленных таким образом, что иностранное лицо, претендующее на получение льготы в виде пониженной ставки по , процентам и роялти, выплачивает прямо или косвенно весь или почти весь доход (в любое время и в любой форме) другому лицу, которое не имело бы льгот (пониженных ставок и освобождений) по соответствующему налоговому соглашению, если бы такие доходы выплачивались напрямую такому лицу.

Таким образом, позиция Минфина России заключается в том, что льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в РФ применяются исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Россией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в иных государствах

«Классические» оффшорные зоны редко имеют заключенные соглашения об избежании двойного налогообложения, которые можно использовать при оптимизации выплат доходов нерезидентных структур. Поэтому для применения налоговых соглашений подходящими являются низконалоговые и оншорные юрисдикции, такие как Кипр, Великобритания, Дания, Нидерланды, иные европейские государства и пр.

К примеру, Великобритания имеет самую большую в мире сеть налоговых соглашений (более 100). Однако, применение налоговых соглашений возможно лишь в том случае, если компания не является номинальной, то есть не является агентом оффшорной компании-принципала, которой принадлежит большинство полученной прибыли (дохода). Только в том случае, если доход будет признан доходом английской компании, она может претендовать на использование соглашения. Разумеется, невозможно применение налогового соглашения компанией, подающей «спящие отчеты» — dormant accounts. Возможно использование соглашений в холдинговых схемах.

Одной из стран, наиболее подходящих для применения международных налоговых соглашений, как и ранее, остается Республика Кипр (имеет более 40 действующих соглашений). Сертификат о налоговом резидентстве (tax residence certificate), выдается Министерством финансов в любое время после регистрации компании. Важное условие получения сертификата – наличие местных директоров — резидентов Кипра.

Сертификаты о налоговом резидентстве выдаются также и в иных юрисдикциях. значимых для налогового планирования (Дании, Нидерландах, Люксембурге, Латвии, Мальте и других странах). Однако, важным фактором, влияющим на возможность получения налогового сертификата, становится наличие у компании “реального содержания” (substance) на территории страны регистрации.

Критерии такого присутствия. которым должна отвечать компания, чтобы считаться налоговым резидентом своей страны, могут быть следующие:

  • наличие реального офиса по реальному адресу в стране регистрации компании;
  • наличие местных директоров (резидентов страны регистрации компании), осуществляющих управление компанией на территории данной страны;
  • наличие банковского счета (основного) в местном банке;
  • хранение финансовой документации и отчетности в офисе на территории страны регистрации компании;
  • наличие штата сотрудников;
  • осуществление реальной деятельности и др.

Полнота такого присутствия может варьироваться в зависимости от целей компании (напр., торговая или холдинговая деятельность).

«Международные договоры в правовой системе Российской Федерации» (Бояршинов Б.Г., «Законодательство», 1997, N 4)

Международные договоры в правовой системе Российской Федерации

В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и общепризнанных нормах договорного права, отраженных в Венских конвенциях о праве международных договоров с участием государств (1969 г.) и договоров с участием международных организаций (1986 г).

Международный договор Российской Федерации определяется в упомянутом Федеральном законе 1995 г. как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Существенным моментом в этом определении является то, что соглашение должно регулироваться международным правом, в отличие от соглашений, обязывающих государства политически, но не порождающих юридических обязательств как, например, многие соглашения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Закон различает три категории международных договоров в зависимости от уровня договаривающихся сторон:

межгосударственные,

межправительственные и

договоры межведомственного характера.

Межгосударственные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне — от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.

Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне Российского Правительства. В преамбуле таких договоров упоминается Правительство РФ, и от его имени подписываются договоры. Примерами таких договоров могут служить: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества 1994 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества на период до 2000 г.

Договоры третьей категории заключаются федеральными органами исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными Российскому Правительству органами с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию.

По числу участников международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. Среди многосторонних договоров с участием Российской Федерации особо важное значение имеют договоры универсального характера, представляющие по своему предмету регулирования интерес для всех государств мира. Они предусматривают мероприятия всемирного масштаба — такие, как всеобщее разоружение, запрещение расовой дискриминации, освоение космоса, мирового океана и т.п.

В соответствии с нормами международного права категория, вид и наименование договорного акта (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и т.д.) не влияют на его юридическую силу. Договор обязателен для его сторон, которыми являются государства, правительства или ведомства и которые осуществляют права и несут по нему обязанности. Стороны обычно перечислены в преамбуле договора, и он подписывается от их имени: за Российскую Федерацию, за Правительство Российской Федерации или за соответствующее российское ведомство. При этом следует подчеркнуть, что международные договоры межведомственного характера обязательны лишь для заключивших их ведомств; ни государство, ни правительство никакой ответственности по ним не несут.

Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).

Эти положения почти дословно воспроизводятся в Законе «О международных договорах Российской Федерации» (п.1, 2 ст.5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права — отвечающий реалиям современной международной жизни. В настоящее время не существует договоров, в которых участвовали бы все государства, а для не участвующего в договоре государства его положения не имеют силы. Значение общепризнанных принципов и норм международного права состоит именно в том, что они создаются международным сообществом в целом и становятся обязательными для всех государств. Это принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой и др. Если положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации не требуют издания внутригосударственных актов для применения, они действуют в нашей стране непосредственно.

В постановлении Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 г. N 8 судам при осуществлении правосудия рекомендуется принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы Российской Федерации (п.5). Хотя в постановлении делается акцент на необходимость применения положений договора в случае, если он устанавливает иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, логическое толкование постановления приводит к выводу, что было бы неправильно утверждать, что в таких случаях применимы только закрепленные в международных договорах общепризнанные принципы и нормы международного права.

Закон о международных договорах Российской Федерации распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР. Данное понятие является новым в российской договорной практике.

Обычно в случаях территориальных изменений (слияния государств, их разделения, отделения одного государства от другого) наступает правопреемство государств в отношении международных договоров, которое регулируется нормами международного права, нашедшими свое отражение, в частности, в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. В основе этих норм лежит принцип сохранения стабильности международных договоров. Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующие государства договорились об ином или когда применение данного договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило условия его действия.

Так, при образовании единой Германии в 1990 г. ФРГ признала правопреемство по всем договорам между СССР и ГДР, которые отвечали интересам объединенной Германии и СССР. При образовании на территории Югославии ряда независимых государств новые государства признали себя правопреемниками в отношении основной массы договоров между Югославией и СССР. Это было сделано, например, при инвентаризации договорно-правовой базы российско-словенских и российско-хорватских отношений, аналогичный процесс идет в отношениях России с Боснией и Македонией. Иначе обстоит дело с Гонконгом, перешедшим с 1 июля 1997 г. под суверенитет КНР: поскольку Гонконг был колониальным владением Великобритании, все договоры, заключенные ею в отношении этой территории, утратили силу.

Понятие «правопреемник» в отношении России после распада СССР не вписывалось в систему международных правоотношений, которые затрагивали важнейшие проблемы, в том числе проблемы безопасности и сокращения вооружений. Правопреемство не решило бы вопрос об участии России в ООН, в частности, в Совете Безопасности в качестве постоянного члена, т.к. правопреемство не распространяется на членство в международных организациях. 13 января 1992 г. МИД России разослал главам дипломатических представительств в Москве ноту, в которой заявлялось, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по всем договорам, заключенным СССР. В соответствии с этой нотой мировое сообщество молчаливо признало за Российской Федерацией статус государства-продолжателя СССР.

Заключение международного договора обычно представляет собой длительный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Закон о международных договорах Российской Федерации четко и всесторонне определяет весь этот процесс, посвящая этому вопросу большую часть статей.

Важнейшей стадией заключения договора является выражение согласия на его обязательность. Обязательность большинства договоров, заключаемых Россией, оформляется путем подписания. Это объясняется тем, что по Конституции Президент и Правительство наделены достаточно широкой компетенцией, в рамках которой они могут принимать решения, влекущие за собой обязательность договора для России.

В ряде случаев подписанные Россией договоры предусматривают вступление их в силу после утверждения, которое осуществляется, как правило, Правительством. В соответствии с Законом предложение о заключении договора до его подписания выносится на одобрение Правительства. Утверждение договора после его подписания не отменяет по смыслу Закона одобрения предложения о заключении договора. В связи с этим встречающееся в российской практике утверждение договоров, подписанных без соответствующего решения Правительства или Президента, является отступлением от Закона и в принципе допускаться не должно.

Некоторые подписанные Россией договоры вступают в силу после их ратификации. Согласно Закону о международных договорах 1995 г., расширенный по сравнению с Законом 1978 г. перечень подлежащих ратификации договоров включает прежде всего договоры по вопросам: прав и свобод человека и гражданина; территориального разграничения; основ межгосударственных отношений; обороноспособности; обеспечения мира и безопасности; мирные договоры и договоры о коллективной безопасности, а также договоры об участии в международных объединениях, если в данных документах предусматривается передача осуществления части полномочий Российской Федерации или юридическая обязательность решений их органов для России.

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются МИДом России или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти, как правило, на рассмотрение Президенту. Закон делает из этого исключение для предложений о заключении межгосударственных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства. В некоторых случаях, в частности, принимая во внимание пожелания партнеров по переговорам, Закон допускает представление предложений о заключении таких договоров Правительству.

Предложения о заключении международных договоров от имени Правительства представляются МИДом или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти в Правительство.

Решения о проведении переговоров и о подписании договоров принимаются согласно Закону, как правило, либо Президентом — в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, либо Правительством — в отношении договоров заключаемых от имени последнего.

Закон допускает два исключения: во-первых, Президент вправе принимать решения о проведении переговоров и о подписании договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью; во-вторых Президентом принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров межведомственного характера, если договор затрагивает вопросы, отнесенные к полномочиям Президента. Эти исключения обусловлены тем, что Президент, на которого согласно Конституции возложено осуществление внешней политики страны, может принимать решения по широкому кругу вопросов. Тогда как Правительством такие решения принимаются только по вопросам, отнесенным к его ведению.

Согласно Закону и в соответствии с международной практикой Президент, Председатель Правительства и Министр иностранных дел могут вести переговоры и подписывать международные договоры без необходимости предъявления полномочий. Следует однако подчеркнуть, что в данном случае речь идет об отсутствии необходимости предъявлять специальный документ, подтверждающий право данного лица вести переговоры и подписывать договорные акты. При этом остаются в силе требования Закона, касающиеся принятия решений о проведении переговоров и подписания международных договоров России.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры публикуются в Бюллетене международных договоров, издаваемом Администрацией Президента. Публикация сопровождается сведениями о дате вступления договора в силу, если он вступает в силу не с даты подписания. Там же публикуются сведения о прекращении действия международных договоров России. Международные договоры, обязательность которых для Российской Федерации зафиксирована в форме федерального закона, публикуются по представлению МИДа в Собрании законодательства Российской Федерации. Если договор применяется временно, это указывается в тексте самого договора. В случаях, когда договор в связи с какими-либо обстоятельствами еще не опубликован, заинтересованное ведомство или лицо может запросить копию текста в историко-документальном департаменте МИД России. Кроме того, тексты многосторонних договоров с участием Российской Федерации, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН, а также другие сведения, касающиеся этих договоров, публикуются в издаваемом Секретариатом ООН ежегодном сборнике «Многосторонние договоры, депонированные у Генерального секретаря ООН». Международные договоры межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов.

Самым важным элементом в международных договорных отношениях является выполнение договоров. «Международные договоры Российской Федерации, — говорится в Законе, — подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации» (ст. 31). На первом месте здесь стоят положения самого договора, т.к. обязательства по такому документу конкретизируются его участниками. Должны также приниматься во внимание другие имеющие отношение к договору нормы международного права. Ни в коем случае не должны нарушаться общепризнанные принципы и нормы, противоречия которым делают договор недействительным. В этом положении учитывается важная роль внутригосударственного права в регулировании выполнения договора и прежде всего Конституции РФ и Закона о международных договорах.

Обеспечение выполнения обязательств и осуществления прав России по международным договорам, вытекающих из этих договоров, возложено на федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые договорами. Главными гарантами выполнения договоров являются Президент и Правительство. Общее наблюдение за выполнением международных договоров осуществляет МИД. В случае нарушения обязательств по договору другими его участниками Президенту или в Правительство России (в зависимости от того, в чьей компетенции находятся регулируемые договором вопросы) представляются предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями договора.

От выполнения международного договора следует отличать его временное применение, которое получило достаточно широкое распространение в российской договорной практике. Закон о международных договорах, упорядочивающий эту практику, вводит дополнительные требования по сравнению с Венской конвенцией 1969 г. Он предусматривает возможность временного применения договора или его части, если это предусмотрено в договоре или если было достигнуто такое соглашение между сторонами, подписавшими договор, когда последний еще не вступил в силу. При этом если временное применение предусматривает договор, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации подлежит принятию в форме федерального закона, то он должен представляться в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с даты начала его применения. Государственная Дума может ратифицировать договор или продлить его временное применение. Она может также отказаться от того и другого.

Согласно Закону договор подлежит выполнению с даты его вступления в силу для России. В этом смысле принципиально неправильно использование в договорах России, как это иногда встречается на практике, формулы о выполнении сторонами положений договора до его вступления в силу вместо формулы о его временном применении.

Одним из важнейших элементов международно-правового принципа соблюдения договорных обязательств является точное соблюдение процедуры прекращения международных договоров. Правомерное прекращение международного договора осуществляется в соответствии с положениями договора и нормами международного права в отличие от неправомерного, которое противоречит этим положениям и нормам и влечет за собой международно-правовую ответственность.

Закон устанавливает, что прекращение и приостановление международных договоров России осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для России этого договора. В соответствии с этой нормой Россия должна использовать в своей договорной практике только правомерные способы прекращения и приостановления действия международных договоров. Если решение о согласии на обязательность для России международного договора было принято Президентом, он и должен принимать решение о прекращении или приостановлении действия договора; если же решение принималось Правительством, то за ним остается и право его прекратить.

Исключением из этого правила является положение о том, что, если это вызывается необходимостью, Президент вправе принимать решение о прекращении или приостановлении действия международных договоров, согласие на обязательность которых для России принималось Правительством.

В случаях, требующих принятия безотлагательных мер, Президент, играя особую роль в осуществлении руководства внешней политикой страны, может приостановить действие международного договора, решение на обязательность которого для России принималось в форме федерального закона. Это может быть сделано в форме федерального закона. Если Государственная Дума отклоняет проект такого закона, действие договора незамедлительно возобновляется.

В Законе особо оговаривается порядок принятия решений о прекращении и приостановлении действия международных договоров, в которых Россия является продолжателем СССР. Такие решения органы власти России принимают в соответствии с их компетенцией, которая может не совпадать с компетенцией государственных органов бывшего СССР. При этом прекращение или приостановление действия договора между Россией и какой-либо страной не предрешает вопроса о сохранении в силе соответствующего договора между этой страной и другими государствами-бывшими республиками СССР.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» имеет большое значение. Он является важным шагом на пути дальнейшего развития международного сотрудничества России с другими странами, укрепления ее политических, экономических и культурных связей. Закон содействует успехам нашей внешней политики, защите международных прав российского государства, вытекающих из заключаемых им международных договоров. Он является конкретным результатом реализации положений Конституции Российской Федерации и важным этапом на пути совершенствования российского законодательства. Конкретизировав конституционные нормативные акты России, обобщив опыт договорной практики, накопленный в российском государстве и за рубежом, а также международно-правовые акты в указанной области, данный акт содействует укреплению стабильности договорных отношений Российской Федерации и международных отношений в целом.

Соглашение об устранении двойного налогообложения между Россией и Канадой

Российская Федерация и Канада – северные гиганты двух континентов, Нового и Старого Света. Эти страны заинтересованы в сотрудничестве, и уже сейчас можно судить о результативности проектов с участием специалистов из Канады, в частности, реальной экономической отдачи.

Тесное сотрудничество России и Канады в области экономики насчитывают не одно десятилетие. Однако по-настоящему оно раскрылось в условиях открытого рынка и действия законов свободного предпринимательства. В РФ насчитывается более 400 российско-канадских предприятий в области жилищного строительства, горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, в областях связи и транспорта, агропромышленном комплексе и авиастроении и других областях экономим. Помимо этого капитал из Канады активно участвует почти в ста экономических проектах, большинство из которых воплощаются в жизнь в регионах России. Подобный подход является одним из ведущих направлений делового сотрудничества двух стран, чему способствует Соглашение между РФ и Канадой от 05 октября 1995 года об устранении двойного налогообложения. Именно данному документу мы и уделим особое внимание в этой статье.

В первую очередь бизнесменов интересует, на какие же виды налогов распространяется данное Соглашение. Предприниматели из РФ могут использовать положения Соглашения для устранения двойного налогообложения прибыли предприятий и организаций, физических лиц, имущества предприятий и физических лиц, а из Канады – для прибыли, с которой взимается налог согласно Закону о подоходном налоге Канады.

Остановимся сначала на доходах от недвижимого имущества, полученных резидентом России (Канады) от прямого использования, сдачи в аренду или же другой формы использования недвижимого имущества в Канаде (России), в том числе и ее отчуждения, либо использования для предпринимательской деятельности или же оказания личных независимых услуг. Они облагаются налогами в Канаде (России).

Доход резидента России (Канады) от использования морских/воздушных судов в международных перевозках облагается налогом в России (Канаде). Данный принцип также относится к резидентам России (Канады), участвующим в пуле, совместном предпринимательстве или же международной организации. Россия (Канада) имеет полное право облагать налогом доход, полученный лицом из Канады (России) от перевозки товаров/пассажиров между пунктами России (Канады).

Любой бизнес подразумевает под собой получение прибыли. Так, в Соглашении сказано, что прибыль от предпринимательства резидента России (Канады) облагается налогом в России (Канаде) при условии, что он не ведет деятельности в Канаде (России) через постоянное представительство. В последнем случае прибыль подлежит налогообложению в Канаде (России) только в той части, которая непосредственно относится к постоянному представительству. Рассмотрим, как отнесется каждое государство к полученной прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности в Канаде (России) резидента России (Канады) через постоянное представительство в Канаде (России). Каждое из этих государств к данному постоянному представительству отнесет прибыль, которая могла быть получена им при выступлении его в качестве обособленного и отдельного лица, занятого подобной или же аналогичной деятельность при подобных или аналогичных условиях и действующего независимо от каких-либо лиц. Если для целей постоянного представительства понесены расходы, они вычитывают из прибыли от предпринимательской деятельности. Стоит отметить, что прибыль от приобретения постоянным представительством изделий/товаров для головного предприятия не относится к постоянному представительству. Схема расчета прибыли определяется один раз и применяется все время существования юридического лица.

Как не удивительно, в Соглашении имеется статья относительно корректировки доходов. Если резидент России (Канады) прямо или косвенно управляет, контролирует компанию Канады (России) или участвует в ее имуществе, либо же одни и те же лица прямо или же косвенно управляют, контролируют компанию из России (Канады) и Канады (России) или участвуют в их имуществе, либо в обоих случаях между перечисленными лицами имеются или же устанавливаются условия, отличные от условий взаимодействия независимых лиц, доход, которые мог быть зачислен одному лицу, но из-за этих условий не зачислен, включается в доход данного лица и облагается налогом. Также предусмотрена корректировка при включении в налогооблагаемый доход резидентом России (Канады) дохода резидента Канады (России), по которому уже уплачен налог, и при условии отношений между резидентами как между независимыми лицами.

Дивиденды, которые выплачивает компания резидент России (Канады) лицу из Канады (России), налогами облагаются в Канаде (России). Дивиденды могут облагаться налогом в государстве, где находится компания, выплачивающая дивиденды и являющаяся его резидентом, и согласно местному законодательству, но при условии, что получатель дивидендов имеет на них право, взимаемый налог не превышает:

* 10% при условии наличия у получателя дивидендов – юридического лица 10% акций компании, выплачивающей дивиденды, с правом голоса. Если это российское предприятия и отсутствуют подобные акции, необходимый размер акций заменит 10% уставного капитала.
* 15% в остальных случаях.

Положения Конвенции относительно дивидендов не препятствуют:

Канаде взимать в дополнение к налогу на компанию – резидента Канады налога на доходы постоянного представительства юридического лица- резидента РФ, но налог должен быть не более 10%.

РФ облагать налогом переводимые суммы и доходы постоянного представительства в РФ компании – резидента Канады, но налог должен быть не выше 10%.

Если же компания из РФ (Канады) получает прибыль из Канады (России), Канада (Россия) может освободить от налогообложения дивиденды, проценты, выплачиваемые компанией. Исключение:

* когда дивиденды, проценты выплачиваются лицу из Канады (России);
* если участие, которому выплачиваются дивиденды, проценты, связано с постоянным учреждением/постоянной базой в Канаде (России), и с нераспределенного дохода юр.лица налоги не взимаются на нераспределенный доход, в том числе и при условии выплаты дивидендов, процентов или же когда полностью или же частично нераспределенный доход состоит из дохода, полученного в Канаде (России).

Проценты, которые выплачивает компания России (Канады) лицу из Канады (России), налогами облагаются в Канаде (России). Однако они могут подлежать налогообложению в той стране, где они начислены в соответствии с местным законодательством, но размер взимаемого налога с фактического получателя не должен превышать 10%.

Проценты, начисленные в России (Канаде) и выплачиваемые фактическому получателю из Канады (России), подлежат налогообложению в Канаде (России) при условии выплаты их:

1. Центральному банку Канады (России);

2. Резиденту Канады (России) в погашение задолженности России (Канады) или же его органов власти, в том числе его местных органов власти;

3. в отношении выданного займа (застрахованного или гарантированного) или предоставленного кредита (застрахованного или гарантированного) организацией, созданной для содействия экспорту Правительством России (Канады) и полностью принадлежащей ему. Отметим, что Корпорация по развитию экспорта, которая создана согласно канадскому законодательству и отвечает этим требованиям, и что любое учреждение, полностью принадлежащее и созданное согласно российскому законодательству, с такими же функциями и полномочиями, также признается соответствующей требованиям данного положения со дня, которое упомянуто в обменных письмах компетентных органов России и Канады.

Роялти, возникающие в России (Канаде) и выплачиваемые резиденту Канады (России), могут облагаться налогом в Канаде (России). Подобные роялти могут облагаться в государстве, на территории которого возникают, согласно местному законодательству при условии размер налога, который должен уплатить фактический получатель, не превышает 10%. Однако данное правило не работает в случае с:

1. доходами от использования авторских прав и иных подобных выплат, связанным с созданием или же воспроизведением литературного, музыкального, драматического или иного художественного произведения;

2. доходами от роялти за использование или же предоставление прав использования компьютерного программного обеспечения;

3. когда плательщик и фактический получатель подобных роялти не связаны между собой, доходы за использование или же предоставление права использования какого-либо патента или же какой-либо информации относительного коммерческого, промышленного или же научного опыта, возникающие в России (Канаде) и уплачиваемые фактическому получателю в Канаде (России), облагаются налогом в Канаде (России).

Озвученные положения нельзя относить к налогообложению прибыли, из коей выплачиваются дивиденды, проценты и роялти. Данные правила также не работают в ситуациях, когда лицо из России (Канады), получающее дивиденды, проценты и роялти, ведет свой бизнес в Канаде (России) через постоянное учреждение/постоянную базу. Тут применяются положения 7й или же 14й статьи.

Проценты и роялти считают возникшими в России (Канаде) при условии, что плательщик – Россия (Канада), политико-административное подразделение страны, местный орган власти или же резидент России (Канады). Если резидент или нерезидент России (Канады) имеет на территории России (Канады) постоянное учреждение/постоянную базу, из-за коих возникла задолженность, требующая выплаты процентов, роялти, и расходы по выплате процентов и роялти несет такое постоянное учреждение/постоянная база, то считается, что проценты и роялти возникают в той юрисдикции, в которой расположено постоянное учреждение/постоянная база.

В том случае, когда имеются особые отношения у плательщика процентов, роялти и их фактического владельца или же между ними и третьим лицом в рамках этих отношений установлен размер процентов, роялти превышающий сумму, изначально согласованную между плательщиком и фактическим владельцем, положения статей Соглашения используются только к последней упомянутой сумме процентов, роялти.

Доходы резидента России (Канады) от отчуждения недвижимой собственности в Канаде (России) облагаются налогом в Канаде (России). Доходы от отчуждения:

1. движимой собственности, являющейся частью коммерческого имущества постоянного представительства/постоянной базы резидента России (Канады) в Канаде (России), в том числе и от отчуждения такого постоянного представительства или постоянной базы, могут подлежать налогообложению в Канаде (России);

2. транспортных средств, эксплуатируемых в международных перевозках, или движимой собственности, связанной с этими транспортными средствами облагается налогом в той стране, чьим резидентом является получатель дохода;

3. акций компании-резидента Канады (России), получаемые резидентом России (Канады) – владельцем от 25% уставного капитала, или доли участия в доверительном фонде/партнерстве, образованном согласно канадскому (российскому) законодательству и в котором резидент России (Канады) имеет долю от 25% общей стоимости всех долей, облагается налогом в Канаде (России).

Доход физического лица – резидента России (Канады) за оказание профессиональных услуг или ведения иной деятельности независимой формы облагается в России (Канаде), кроме тех случаев, когда в Канаде (России) у него есть постоянная база для ведения своего бизнеса. В этом случае доход, непосредственно относящийся к постоянной базе, облагается налогами в Канаде (России).

Вознаграждения, получаемые резидентом России (Канады) по договору по найму, облагаются налогом в России (Канаде). Если же работа по найму ведется на территории Канады (России), налог на вознаграждение может начислять в Канаде (России). Рассмотрим условия, при которых доход резидента России (Канады) за работу в Канаде (России) облагается налогом в России (Канаде):

1. Резидент провел на территории Канады (России) с момента прибытия в страну и на протяжении 1 года не более 183 дней в совокупности.

2. Вознаграждение выплачивает не резидент Канады (России).

3. Вознаграждение не выплачивается постоянным представительством/постоянной базой в Канаде (России).

Одна имеется и парочка нюансов:

1. Вознаграждение за работу по найму на борту транспортного средства, используемого в международных перевозках резиденту России (Канады) облагается налогом в России (Канаде), кроме тех случаев, когда вознаграждение выплачивается резиденту Канады (России).

2. Вознаграждение резиденту России (Канады) от работы по найму, которая связана с местом предпринимательской деятельности в Канаде (России), не являющееся постоянным представительством, налогом облагается в России (Канаде).

Принцип налогообложения имущества:

1. Недвижимое имущество резидента России (Канады) в Канаде (России) облагается налогом в Канаде (России).

2. Движимое имущество, являющееся частью коммерческого имущества постоянного представительства резидента России (Канады) в Канаде (России), облагается налогом в Канаде (России).

3. Движимое имущество, имеющее отношение к постоянной базе резидента России (Канады) в Канаде (России), облагается налогом в Канаде (России).

4. Морские/воздушные суда, используемые при международных перевозках, облагается налогом в государстве, чьим резидентом является их владелец.

5. Движимое имущество, которое связано с эксплуатацией транспортных средств при международных перевозках, облагается налогом в государстве, чьим резидентом является их владелец.

В дополнение к данному Соглашению 5 октября 1995 года подписан протокол, в котором утверждено следующее:

1. Если резидент Канады, ведущий свою деятельность в России, владеет от 10% уставного капитала резидента России, при исчислении прибыли российским резидентом будет вычитаться суммы процентов по кредитам, которые выплачены банку, либо другому учреждению и независимо от срока кредита, если сумма процентов не превышает сумму, согласованную между двумя независимыми лицами.

2. Независимо от участия России и Канады в Генеральном Соглашении о торговле Услугами или в других международных соглашениях Россия и Канада в своих налоговых отношениях руководствуются положениями данного Соглашения.

Подавляющая часть читателей моего блога не резиденты Канады и могут воспользоваться возможностью зарегистрировать компанию в Канаде для не резидентов на очень выгодных условиях. Читайте об этом более подробно в статье: Регистрация Экстра-провинциальной Корпорации в Канаде

Со всеми вопросами о регистрации фирм, компаний и корпораций в Канаде прошу обращаться по е-майлу: info@offshore-pro.info

Если Вам понравилась эта статья, мы будем очень рады, если Вы расскажете о нас в социальных сетях. Для этого есть удобные кнопочки внизу.