Объединение земельного участка в аренде

Содержание

Два земельных участка были предоставлены в аренду в 2017 году с разрешенным видом использования «отдельно стоящие усадебные жилые дома с участками, с возможностью содержания и разведения домашнего скота и птицы». В настоящее время арендатор обратился с заявлением об объединении этих участков и установлении вида разрешенного использования вновь образованному земельному участку в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования — для ведения личного подсобного хозяйства.
Противоречит ли это ЗК РФ?

13 апреля 2020

1. В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (ч. 1 ст. 11.6 ЗК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Подпунктом 5 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен юридическому лицу для комплексного освоения территории.
Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что запрета на объединение земельных участков, находящихся у лица на праве аренды, земельное законодательство не содержит. Однако такое объединение возможно при условии соблюдения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ и нормативам градостроительных регламентов (п. 8, 9 ст. 1 ГрК РФ).
Рекомендуем ознакомиться с судебной практикой, отражающей особенности формирования данных земельных участков, а также частные случаи невозможности такого объединения, смотрите, например: постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2018 г. N 08АП-9900/18, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2019 г. N Ф04-6921/18 по делу N А46-5420/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2014 г. по делу N 33-6729/14; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 3463/13; апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 18 марта 2015 г. по делу N 33-3995/2015.
2. В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ЕГРН, о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:
— градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;
— разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана);
— акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);
— вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения).
Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ (смотрите письмо Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2019 г. N 13791-ОГ Об определении вида разрешенного использования образуемого земельного участка).
В связи с изложенным полагаем, что в рассматриваемом случае вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать виду разрешенного использования исходных земельных участков.
3. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Как видно из указанных положений, законодатель разграничивает процедуру изменения разрешенного использования земельного участка (данная процедура регулируется ст. 37 ГрК РФ) и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору (данная процедура регулируется п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
По нашему мнению, орган местного самоуправления на основании заявления правообладателя земельного участка может установить соответствие видов разрешенного использования родительских земельных участков коду 2.2. для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540. Полагаем, что только в этом случае образование земельного участка с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства будет соответствовать требованиям действующего законодательства.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Объединение земельных участков

24479

Земельные участки, смежные друг с другом, можно объединить в один новый участок. Сделать это по общему правилу могут только их собственники. Если обоими наделами владеет один гражданин, то он становится единоличным собственником созданной им недвижимости. Если наделы принадлежали нескольким субъектам, объединение земельных участков может происходить в режиме общей собственности. Глава 16 Гражданского Кодекса РФ разрешает общий земельный участок делить на доли. Каждая из них будет принадлежать гражданам на правомочиях собственников. В ходе объединения им понадобится образец решения собственника об объединении земельных участков (посмотреть и скачать можно здесь: ).

Что происходит при объединении земельных участков?

Образец соглашения об объединении земельных участков — это документ, в котором находит отражение один из вариантов образования нового надела (статья 11.2 ЗК РФ). Посмотреть и скачать можно здесь: . Главное условие для слияния участков отражено в статье 11.6 ЗК РФ: смежность наделов. При образовании нового участка, юридическое существование его образующих прекращается. Последствия образования нового участка состоят в том, что гражданин наделяется правомочиями собственника на вновь созданное имущество.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

ВАЖНО: закон предоставляет возможность объединения не только собственникам, но и тем, кто пользуется имуществом на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или пожизненного наследуемого владения. Но порядок объединения двух участков в один несколько иной, если сравнивать аналогичный процесс с режимом собственности. Два таких участка могут быть образованы, если их хозяином является одно лицо.

Залог не выступает помехой для образования нового участка. Обременение перекладывается на новый объект, если иной порядок не назначен нормами законов.

Требования к объединяемым земельным участкам

Положениями закона установлены главные критерии, при соблюдении которых образуются вновь созданные земельные участки:

  1. Границы земель должны быть четко установлены в соответствии с законодательством РФ. Для этого специалистами составляется межевой план, предназначение которого состоит в определении габаритов участка и его границ. Стоимость межевого плана примерно одинакова в различных специализированных компаниях.
  2. Участки земли должны быть в одной группе по целевому назначению и относиться к разрешенным категориям.
  3. Земли должны располагаться в одном муниципальном образовании.
  4. Владение участками на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования, а также пожизненного наследуемого владения должен осуществлять один человек.
  5. Объединение земель не должно создавать помехи к размещению недвижимости, нарушать требования охраны земель.

После создания межевого плана участок необходимо поставить на учет. Документы готовит специалист. Заключение кадастрового инженера нужно для регистрации вновь созданного объекта недвижимости.

Решение и соглашение на объединение земельных участков

Гражданин предоставляет решение об объединении участков, если он один владеет ими. Этот документ составляется в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Для участка земли, образуемого из земель разных собственников, группой лиц формируется коллективное решение, под которым они ставят свои подписи. Его содержание заключается в четко выраженном согласии собственников на объединение своих участков. В дополнении к решению, пишется заявление об объединении (посмотреть и скачать можно здесь: ). Заявление подается в местную администрацию. Сотрудники администрации должны ответить на заявление гражданина или группы лиц. Ответом служит проект постановления. Последующий документ (постановление) уже выносится при принятии окончательного решения об объединении земельных участков. Вновь созданному объекту недвижимости присваивается почтовый адрес.

Составлять соглашение об объединении необходимо, когда в слиянии земель участвуют несколько владельцев. В соглашении нужно учесть интересы всех собственников, но полномочия владельцев распространяются только в пределах их территории. Обычно объединяются участки, разные по площади, но одинаковые по назначению. Например, это могут быть наделы земли, предназначенные для садоводческих работ, что создает удобства любителям загородной жизни.

Порядок объединения земельных участков

  1. Сбор и подготовка документов.
  2. Визит в кадастровую палату, вызов кадастрового инженера. Специалист проведет с объектом необходимые работы, на базе которых выдаются технические документы.
  3. Постановка созданного участка на учет, присвоение кадастрового идентификатора, оформление нового свидетельства.
  4. Обращение в регистрационную палату. Сотрудники этого органа выдают унифицированное заявление. Оно подписывается гражданином. К нему прилагаются необходимые документы. Через 30 дней гражданин на руки получает правоустанавливающий документ. Это свидетельство на землю.

Список документов

  • основной документ заявителя;
  • заявка в кадастровый орган;
  • документы (правоустанавливающие);
  • справка из кадастрового учета;
  • разрешение из муниципалитета, если речь идет об участках, находящихся в аренде.

Пример по объединению земельных участков

Гражданка Перова А.М. и соистцы обратились с иском в суд. Женщина владеет домом (1/3 доля). Остальным двум мужчинам, Чехову и Пышкину, также принадлежат по 1/3 доли. Граждане проживают в городе Ульяновске.

Дом стоит на участке земли, 600 кв.м. К нему примыкает еще один надел, но меньший по площади — 90 кв.м. Участок был выделен под огородничество, им никто не интересовался. У предыдущего владельца жилого дома земля заявителей была выделена под аренду.

Перова, Пышкин и Чехов обратились в мэрию для того, чтобы объединить между собой эти земельные наделы. Между ними произошел разговор, в ходе которого было решено оформить новый земельный участок в долевую собственность. Комитет архитектуры согласовал объединение двух участков в один. Выдан был кадастровый паспорт на объединенный участок. А мэрия отказалась давать согласие. Причиной этого послужило отсутствие разрешения правообладателя земельного надела на объединение участков. Мэрия в этом вопросе ссылалась на 11 статью Правил землепользования в городе Ульяновске (решение Ульяновской Думы 13.10.2004 №90).

Истцы решили, что решение мэрии противоречит их интересам и не отвечает закону. В соответствии с нормой 35 ЗК РФ, при приобретении права общей долевой собственности на жилой дом, к гражданину переходит аналогичное право и на участок земли, которым владел прежний собственник. Основываясь на этом, можно сказать о том, что владелец является правообладателем земельных наделов. По решению суда истцы получили разрешение на объединение своих земельных участков.

Заключение

  • объединение земель – это разрешенная законом процедура, с соблюдением определенных требований;
  • новый участок оформляется в местной администрации;
  • слияние двух участков может быть осуществлено гражданами, которые пользуются участком на правах собственников, на основании постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования, а также на праве пожизненного наследуемого владения;
  • юридические лица, пользующиеся участком, также имеют право объединить его с другим, путем выкупа земли из муниципальной собственности;
  • при согласии юридического лица, организация может выкупить землю или объединить участки на правах аренды;
  • при отказе местной администрации в объединении участков, гражданин имеет право обратиться в суд.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по объединению земельных участков

Вопрос: Добрый день, нужна консультация юриста. У нас с женой два смежных участка. Один из них принадлежит моей жене, а второй мне. Жена оформила собственность в 1993 году, я – намного позже, в 2001 году по решению суда. Понадобилось мне это для того, чтобы в свидетельстве была указана моя фамилия, а не соседа, у которого я купил участок. Но все разрешилось в мою пользу. Теперь, нужно ли в моем случае, при владении двумя участками нашей семьей, еще и объединять их?

Ответ: Добрый день. Если вы не планируете строительство, и с этими целями не расширяете свою территорию, соединяя участки в один, вам нет необходимости объединять их.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Объединение земельных участков в один — процедура постановки на учет земельного участка, образованного путем объединения двух или более смежных земельных участков.

При объединении земельных участков образуется один земельный участок и ему присваивается новый кадастровый номер, а исходные прекращают свое существование со дня государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на образуемый участок. Объединяемые земельные участки должны иметь общую границу.

Кто проводит объединение земельных участков

Процедуру объединения земельных участков проводит кадастровый инженер. В процессе работы инженер на основании предоставленных заказчиком документов и полученных сведений подготавливает межевой план.

Условия объединения земельных участков

  • Земельные участки должны иметь общую границу, т.е быть смежными.
  • Точность определения границ земельных участков должна быть не меньше нормативной. В случае, если границы участков не определены или точность определения ниже нормы, установленной законодательством, необходимо предварительно провести процедуру уточнения границ земельных участков.

Эта проблема актуальна для владельцев земельных участков Новой Москвы. точность определения межевых знаков в Московской области составляет 0,3 м, а в Москве — 0,1 м. Вследствие этого практически все участки на этой территории требуют уточнения.

  • Земельные участки могут быть объединены в случае, если образуемый земельный участок будет соответствовать градостроительным и землеустроительным регламентам. Соответствие максимальным размерам участка необходимо не только для первичного оформления земель, но и для дальнейшей эксплуатации земельного участка. Максимальный и минимальный размер земельного участка определен для индивидуального жилищного строительства, личных подсобных хозяйств, данный размер устанавливается нормативно-правовыми актами местного самоуправления. При объединении земельных участков, образованный земельный участок должен иметь размеры не более установленных, иначе, объединение земельных участков невозможно.
  • Исходные участки должны иметь один и тот же вид разрешенного использования (ЛПХ, садоводство, ИЖС и т.п ) и, соответственно, категорию земли (земли поселений, сельхоз назначения и т.д).

Процедура объединения земельных участков включает следующие этапы:

  • Сбор необходимых документов и заказ сведений
  • Подготовка межевого плана
  • Подача межевого плана с заявлением об объединении земельных участков в орган кадастрового учета либо МФЦ
  • Получение кадастрового паспорта на образованный земельный участок
  • Подача заявление и получение свидетельства о праве собственности на образованный земельный участок

Документы, необходимые для объединения

  • Основанием для проведение объединения земельных участков является заявление собственника, написанное в произвольной форме.
  • Правоустанавливающие документы на земельные участки
  • Кадастровый план территории (кадастровые выписки на земельные участки)

Право собственности на образованный земельный участок

При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.

При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.

Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом.

При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Бесплатная консультация кадастрового инженера

Технический план

здания, сооружения, помещения, квартиры

Межевой план

земельного участка

Акт обследования

Для снятия объекта с кадастрового учета

Землеустроительная экспертиза

Судебная и досудебная

Почему мы?

  • консультируем бесплатно
  • работаем на результат
  • индивидуальный подход
  • большой опыт работы
  • высокая квалификация специалистов
  • реальные сроки
  • аттестованные кадастровые инженеры в штате
  • геодезические работы без посредников
  • помощь в решении сложных задач

Наши кадастровые инженеры – это юристы в сфере земельно-имущественных отношений, обладающие пониманием механизма формирования и изменения сведений об объектах недвижимости. Они видят проблему в целом, уделяя совокупное внимание, как земле, так и объектам капитального строительства, подлежащим кадастровому учету и регистрации. В поле зрения профессионального кадастрового инженера находятся многочисленные аспекты, возникающие при оформлении земельно-имущественных отношений, чтобы получить намеченный результат проведения кадастровых работ и предупредить возникновение ситуаций, противоречащих действующему законодательству.