Объект налогообложения

Ст. 3 НК РФ.

Объект налогообложения в России

Основные начала законодательства о налогах и сборах

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац утратил силу.

— Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к статье 3 НК РФ. Основные начала законодательства о налогах и сборах

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Комментарий к Ст. 358 НК РФ

В комментируемой ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс РФ содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

Подпунктом 9 п. 2 ст. 358 НК РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

В отношении исчислении транспортного налога буксирных судов в Письме ФНС России от 4 апреля 2012 г. N 11-2-04/0074@ и разъяснениях Минфина России от 23 марта 2012 г. N 03-05-04-04/10 указано о том, что не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Указанная налоговая преференция предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки соответственно пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

Не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Указанная налоговая преференция предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки соответственно пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, к водным транспортным средствам согласно подразделу «Средства транспортные» относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, — подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).

Статья 38 НК РФ. Объект налогообложения (действующая редакция)

Согласно п. 8 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, понятие «грузовое судно» означает любое судно, не являющееся пассажирским судном.

Таким образом, в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признаются объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (ст. 38 НК РФ), и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что Письмом Министерства транспорта РФ от 6 марта 2012 г. N 05-10-713 разъяснено, что конструкция пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ предусматривает для транспортных организаций морского и внутреннего водного транспорта применение льготы по транспортному налогу в отношении принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов, включая буксиры, которые не являются объектом обложения транспортным налогом безотносительно привязки к конкретному типу судна, при условии наличия в учредительных документах организации положения о том, что основным видом ее деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, а также соответствующих действующих лицензий на право заниматься такой деятельностью.

Содержание

В соответствии с НК РФ реализацией работ организацией или индивидуальным предпринимателем будет

132.

3.3. Основные понятия и термины, применяемые в НК РФ

Наука налогового права выделяет такой элемент налога, не установленный в НК РФ, как:

++ Ответ:2. предмет налогообложения.

Ключ: В ст. 17 НК РФ предмет налогообложения, как элемент налога, не указан (в отличие от
объекта и базы). В науке налогового права предмет налога определяется, как явление
материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и
обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой. Например, в
поимущественных налогах предметом являются некоторые виды имущества (оно обладает
стоимостной, физической или иной характеристикой), а объектом — юридический факт
133. Предмет налогообложения в науке налогового права обычно определяется, как:
++ Ответ:1. явление материального мира, находящееся в определенной связи с
налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной
Ключ: В науке налогового права предмет налогообложения обычно определяется, как явление
материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и
обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой. Например, для
транспортного налога предмет — автомобиль (обладает, в частности, такой
характеристикой, как мощность двигателя); а объект — факт владения налогоплательщиком

134. Объект налогообложения по федеральному налогу устанавливается:

++ Ответ:1. в федеральных законах.

Ключ: Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном
законе (постановления КС РФ от 21.03.1997 № 5-П и от 30.01.2001 № 2-П, п. 2 ст. 12 НК

135. Объект налогообложения по региональному налогу устанавливается:

++ Ответ:3. в федеральных законах.

Ключ: Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном
законе (постановления КС РФ от 21.03.1997 № 5-П и от 30.01.2001 № 2-П, определение КС
РФ от 05.02.1998 № 22-О, п. 4 ст. 12 НК РФ). При ином подходе данный элемент
136. Объект налогообложения по местному налогу устанавливается:

++ Ответ:2. в федеральных законах.

Ключ: Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном
законе (постановления КС РФ от 21.03.1997 № 5-П и от 30.01.2001 № 2-П, определение КС
РФ от 05.02.1998 № 22-О, п. 4 ст. 12 НК РФ). При ином подходе данный элемент

137. Объект налогообложения, в соответствии с нормативным определением, это:

++ Ответ:3. реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное
обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую
характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает

Ключ: В силу п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг),
имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную,
количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о
налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате
138.

Товар, в соответствии с НК РФ, это:
++ Ответ:3. любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Ключ: П. 3 ст. 38 НК РФ: товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое
либо предназначенное для реализации.

139. В соответствии с НК РФ реализацией товаров организацией или индивидуальным
предпринимателем является:
++ Ответ:2. передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для
Ключ: П. 1 ст. 39 НК РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией или
индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной
основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на
товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное
оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача
права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого

140. Нормативное определение работ в целях НК РФ:

++ Ответ:3. деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть
реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Ключ: П. 4 ст. 38 НК РФ: работой для целей налогообложения признается деятельность,
результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для
удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

141. В соответствии с НК РФ реализацией работ организацией или индивидуальным предпринимателем будет являться:

++ Ответ:3. передача на возмездной основе результатов выполненных работ другому лицу.

Ключ: П. 1 ст. 39 НК РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией или
индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной
основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на
товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное
оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача
права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого

⇐ Налог на добавленную стоимость

Объект налогообложения НДС

Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:

  • реализация произведенных (приобретенных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, осуществляемая на территории РФ, в том числе и на безвозмездной основе;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд внутри предприятия от одного структурного подразделения другому, расходы на которые не принимаются к вычету, в том числе через амортизационные отчисления, при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Согласно ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК к реализации товаров (работ, услуг) для целей обложения НДС относятся:

  • продажа товаров (работ, услуг) одними организациями другим организациям и физическим лицам, т.е.

    Налоговый кодекс (НК РФ)

    передача права собственности на них на возмездной основе, в том числе если товар не отгружается и не транспортируется;

  • выдача (передача) заказанных изделий, т.е. передача производителем заказчику продукции, которая изготовлена на «давальческой» основе;
  • продажа товаров на комиссионных началах и на аукционах;
  • обмен товаров (работ, услуг) на другие товары (работы, услуги);
  • передача безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям или физическим лицам, в том числе своим работникам;
  • реализация предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства (в соответствии с порядком, определяемом Гражданским процессуальным кодексом РФ);
  • передача товаров (работ, услуг) по соглашениям о предоставлении отступного или новации;
  • передача имущественных прав.

При определении объекта обложения НДС важное значение имеют понятия «товар», «работа» и «услуга».

Под товаром понимается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество: продукция (предмет, изделие); недвижимое имущество, в том числе здания и сооружения; электро- и теплоэнергия, газ, вода; нематериальные активы, в том числе программное обеспечение, имущественные права.

К работам относится деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц. Поэтому объектом налогообложения могут быть объемы реализации строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно- конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других видов работ.

К услугам относится деятельность, результаты которой, не имея материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Объектом обложения НДС является выручка от оказания любых платных услуг, в частности, к ним относятся: транспортные услуги; посреднические услуги; услуги по сдаче в аренду имущества и недвижимости (кроме земли), в том числе финансовая аренда (лизинг); аудиторские, инновационные, информационные услуги; услуги по физкультуре и спорту, оздоровительные, туристско-экскурсионные услуги; услуги связи, бытовые и жилищно-коммунальные услуги; рекламные, юридические услуги; другие виды услуг.

Не признаются объектами обложения НДС:

  • операции, которые в соответствии с п. 3 ст. 39 НК не признаются реализацией товаров, работ, услуг (обращение российской или иностранной валюты, передача имущества и имущественных прав правопреемникам организации, взносы инвестиционного характера, иные операции);
  • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности и в установленных законодательством случаях;
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • операции по реализации земельных участков (долей в них).
  • передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала;
  • в период с 2008 по 2016 г. операции по реализации налогоплательщиками — российскими организаторами Олимпийских и Параолимпийских игр товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами — иностранными организаторами указанных игр в рамках соглашения, заключенного между Международным олимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Определение места реализации товаров (работ, услуг) при взимании НДС играет роль при осуществлении операций, затрагивающих разные страны. Если в операцию вовлечены две страны и более, место реализации играет важную роль в распределении налога между странами. Место реализации является основным инструментом, применяемым для избежания двойного налогообложения или ухода от обложения НДС. В основу этого положены три принципа:

  • принцип территориальности означает, что облагаются налогом операции, совершаемые на территории данной страны независимо от того, осуществляются ли они организациями (предпринимателями) данного или иностранного государства;
  • принцип назначения означает, что товары пересекают границы и облагаются косвенными налогами в стране потребления, налог на экспортируемые товары не взимается;
  • принцип равенства означает, что в пределах одного государства идентичные товары облагаются налогом одинаково, т.е. НДС не должен влиять на выбор форм и методов ведения бизнеса, а также на выбор товаров потребителем.

Для определения объекта обложения НДС важно правильно установить место реализации товаров (работ, услуг) согласно ст. 147 и 148 НК, так как по содержанию налога им должна быть именно территория РФ.

Если местом реализации работ (услуг) по одному из перечисленных критериев признается РФ, то операции по реализации таких работ, услуг облагаются НДС. Если местом их реализации признается иностранное государство, то в России объекта налогообложения НДС нет.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками.
К доходам, полученным от источников в Российской Федерации, относятся:

1. дивиденды и проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей, от российских организаций, от постоянного представительства иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации.
Согласно ст. 43 ч. 1 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.
Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам;

2. страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российских организаций и от постоянного представительства иностранной организации в связи с ее деятельностью в России;

3. доходы полученные от использования авторских или иных смежных прав на территории Российской Федерации.
Все договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми.

В соответствии с НК РФ реализацией работ организацией или индивидуальным предпринимателем будет

В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданско-правовые договоры купли-продажи, аренды, подряда, простого товарищества и другие, тогда как такого рода договоры должны соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам.
И напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные договоры подряда, в соответствии с которыми автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения (в виде книги) и получает весь тираж книги в собственность;

4. доходы, полученные от использования имущества, если оно находится на территории Российской Федерации. Например от сдачи такого имущества в аренду;

5. доходы от продажи недвижимости, ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, прав требования к организации, иного имущества, принадлежащего физическому лицу, если все вышеперечисленное находится на территории Российской Федерации;

6. заработная плата, премии, выплаты по договорам за выполненную работу, оказанные услуги, действия (или бездействия) по гражданско-правовым договорам, если действия совершены в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров, членов совета директоров организаций, местом нахождения которых является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, даже если служебные обязанности исполнялись за границей и вознаграждения выплачивались там же;

7. пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

8. доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;

9. доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

10. иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

Налоговая база
В статье 210 НК РФ даны основные положения по определению налоговой базы, которые выглядят следующим образом:

1. при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Также учитывается право на распоряжение доходами, которое возникло у налогоплательщика, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу;

2. налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, т. е. 13, 35, 30 и 9%;

3. для доходов, облагаемых по ставке 13% налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму соответствующих налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 %, не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ;

4. для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты не применяются;

5. доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со ст. 218—221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

Налоговые ставки
Ставки налога на доходы физических лиц в Российской Федерации приведены в ст. 224 НК РФ и выглядят следующим образом:

1. налоговая ставка устанавливается в размере 13 %;

2. налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении следующих доходов:

— стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, если она превышает 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ);
— страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на момент заключения договора страхования. Разница подлежит налогообложению у источника выплаты (п. 2 ст. 213 НК);
— процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
— суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств (п. 2 ст. 212 НК РФ):

а) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
б) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

3. налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;

4. налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
Налоговым периодом согласно ст. 216 НК РФ является календарный год.

5. налоговая ставка в размере 15% применяется в отношении доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ).

Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 404;

Объект налогообложения

Объекты налогообложения — юридические факты (действия, со­бытия, состояния), с которыми законодательство о налогах и сборах связывает обязанность налогоплательщика заплатить налог. К ним от­носятся совершение оборота по реализации товара, владение имуще­ством, совершение сделки купли-продажи, получение прибыли и др.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью которого законодатель может ар­гументировать возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения могут выступать опера­ции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных ус­луг) или иной объект, имеющий стоимостную, количественную или фи­зическую характеристики.

Из этого списка явствуют те правовые ограничения, которые зало­жены в отношении объектов налогообложения. В достаточно общем виде поименованы объекты налогообложения: имущество, доход, при­быль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ и оказанных услуг). Например, имущество может превратиться в довольно большой перечень объектов, поскольку он, согласно ГК РФ, является неограниченным.

Объекты по всем налогам определяются федеральным законодатель­ством независимо от уровня установления налоговых платежей.

Следует отличать объект от предмета налогообложения.

Предметы налогообложения — реальные вещи (земля, транспорт­ные средства, другое имущество) и нематериальные блага (государ­ственная символика, экономические показатели и т. п.), которые обо­сновывают взимание соответствующего налога. Отсюда следует, что этот элемент налогообложения обозначает признаки фактического, а не юридического характера. Так, например, предметом транспортного налога является транспортное средство, которое не порождает ника­ких налоговых последствий, объектом — владение этим транспортом.

Объект налогообложения также нельзя отождествлять с источни­ком налога. Источник налога — это резерв, используемый для уплаты налога. Существуют два источника — доход и капитал налогоплатель­щика.

Налоговая база

Налоговая базапредставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Примером налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями — объем реали­зованных услуг, а с физическими показателями — объем добытого сы­рья. Налогооблагаемая база и порядок ее определения по всем нало­гам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогооб­ложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредствен­но выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сна­чала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым, определяя масш­таб налога.

Масштаб налога— установленная законом характеристика измере­ния предмета налога.

Масштаб налога определяется через стоимостные и физические ха­рактеристики. При измерении дохода в качестве масштаба выступает денежное выражение полученного дохода, акцизов на алкоголь — кре­пость напитков, транспортного налога — мощность двигателя, вес ав­томобиля или объем двигателя.

Единица налогообложения— единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении дохода единицей налога является рубль; при обложении акцизами алкогольных напитков — градусы; при исчисле­нии транспортного налога — лошадиная сила, тонна или куб. см.

На практике в Российской Федерации применяются следующие спо­собы определения налогооблагаемой базы:

прямой способ, основанный на реально и документально подтвер­жденных показателях.

Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль организаций;

косвенный способ(расчет по аналогии), основанный на определе­нии налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. То есть при отсутствии сведений о до­ходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;

условный способ (презумптивный), который основан на определении налогооблагаемой базы с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (пример — налоговой базой у налогоплательщика, подпадающего под специальный налоговый режим, определенный гл. 26.3 НК РФ, является величина вмененного дохода).

Налоговая база, являясь существенным элементом налога, необхо­дима только для исчисления налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает при наличии соответствующего объекта налогообложения.

Налоговый период

Налоговый период — срок, в течение которого формируется нало­говая база и окончательно определяется размер налогового обязатель­ства.

Значимость налогового периода обусловлена следующими обстоя­тельствами:

1. он определяет промежуток времени, в котором у налогоплательщика возникает объект налогообложения, поэтому является неотъем­лемым элементом процедуры исчисления налога;

2. он необходим на стадии уплаты налога, поскольку с истечением налогового периода связывается срок уплаты налога;

3. он нейтрализует проблему многократного налогообложения, так как многим объектам (получение дохода, реализация товаров) свойственна повторяемость, протяженность во времени.

Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ, «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдель­ным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по ито­гам которых уплачиваются авансовые платежи». Отчетный период — срок, по окончании которого подводятся итоги, составляется отчет­ность и представляется в налоговую инспекцию, органы социальных внебюджетных фондов.

Налоговый и отчетный периоды могут совпадать (например, при рас­чете налога на добычу полезных ископаемых). В других случаях отчет­ность представляется несколько раз за налоговый период. Так, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налоговым пери­одом признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев этого года.

Понятие «налоговый период», закрепленное в НК РФ, сведено лишь к сроку определения налоговой базы и исчислению подлежащей уплате суммы налога. Однако помимо этого налоговый период является:

1. ба­зой для определения по временному фактору налогового резидентства;

502 Bad Gateway

основой для определения круга соответствующих обязанностей у на­логоплательщика;

3. необходимым элементом в отношениях по налого­вому контролю и привлечению к ответственности.

Налоговая ставка

Ставка налога— размер налога на единицу налогообложения. Сле­довательно, ставка налога есть норма налогового обложения. Относи­тельно данного элемента налога в ст. 53 Кодекса указано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на едини­цу измерения налоговой базы… Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом». Налоговые ставки можно классифицировать по следующим основаниям.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:

твердые ставки, когда на каждую единицу налогообложения оп­ределен зафиксированный размер налога (например, 1500-7500 руб. за один игровой автомат);

процентные ставки, когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный процент налога (так, с каждого руб­ля прибыли предусмотрено 24% налога).

В зависимости от степени изменяемости ставок налога различа­ют:

общие, повышенные и пониженные ставки.

Например, по налогу на доходы физических лиц ст. 224 НК РФ установлены следующие став­ки:

1.13% (общая),

2.30 и 35% (повышенные),

3.9% (пониженная).

Налоговые льготы

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ «льготами по налогам и сборам призна­ются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщика­ми или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы зако­нодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить ин­дивидуального характера».

Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения разме­ра налогового обязательства налогоплательщика и для изменения срока платежа. При этом налогоплательщик может отказаться от использова­ния льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы относятся к факультативным элементам налогооб­ложения, т. е. они могут отсутствовать в законе о конкретном налоге.

По­рядок законотворчества в отношении льгот определен п. 3 ст. 56 НК РФ. Согласно положениям этой статьи, льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ; льготы по региональным (местным) налогам — НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах (нормативными правовыми актами представительных органов муници­пальных образований о налогах; законами городов федерального значе­ния Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

изъятия— это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложе­ния. Например, по налогу на доходы физических лиц изъятиями яв­ляются доходы, не подлежащие налогообложению, поименованные
в ст. 217 НК РФ (государственные пособия, пенсии, отдельные груп­пы компенсационных выплат и др.);

скидки— это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Так, в случае налогообложения доходов физических лиц к скидкам относятся налоговые вычеты:

1.стандартные (ст. 218 НК РФ);

2.социальные (ст. 219 НК РФ);

3.имущественные (ст. 220 НК РФ);

4.профессиональные (ст. 221 НК РФ);

освобождения— это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Существуют следующие фор­мы налоговых освобождений: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), возврат ранее уплаченного
налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, отсрочка
или рассрочка уплаченного налога, инвестици­онный налоговый кредит.

Снижение ставки налогаозначает уменьшение размера базовой став­ки налога в отношении отдельных видов деятельности, определенных категорий налогоплательщиков.

Вычет из налогового оклада (валового налога) может быть частич­ным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобож­дение от уплаты налога на определенный период называется налого­выми каникулами.

Возврат ранее уплаченного налогакак налоговая льгота имеет дру­гое наименование — налоговая амнистия.Примером может служить возврат налога на доходы физическим лицам в случае приобретения ими в собственность жилого дома (квартиры)..

Зачет ранее уплаченного налогапредусматривается международны­ми соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Отсрочка уплаты налогаперенос предельного срока уплаты пол­ной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. Изменение срока уп­латы налога или сбора производится на период от одного до шести ме­сяцев. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в определенных случаях, предусмотренных НК РФ, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестици­онный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) — такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответству­ющих оснований предоставляется возможность в течение опреде­ленного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начис­ленных процентов. Такой кредит используется только в отношении налога на прибыль организации, а также региональных и местных на­логов. Срок действия кредитного договора составляет от одного года до пяти лет.

Дата добавления: 2016-01-16; просмотров: 773;