Объекты 4 категории
Содержание
- Росприроднадзор: какие объекты подлежат постановке на учет
- Освобождает ли присвоение IV категории от обязанности представлять отчетность СМСП?
- Проконсультируем по вопросам учёта, налогов и права.
- Объекты I-IV категорий по степени негативного воздействия на окружающую среду
- Постановка на учет объектов негативного воздействия
- Lawfirm.ru: Пресс-релизы
Росприроднадзор: какие объекты подлежат постановке на учет
Вступили в силу критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий
Уважаемые природопользователи!
Информируем вас, что с сегодняшнего дня, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029, вступили в силу критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
Согласно вышеуказанному документу, к объектам I категории опасности относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду, в частности, осуществляющие деятельность по производству кокса, нефтепродуктов.
К критериям отнесения объектов к объектам II категории опасности, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, отнесена, в частности, деятельность по добыче и подготовке руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях.
К объектам III категории, то есть оказывающим незначительное негативное воздействие на окружающую среду, отнесена эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории.
К объектам IV категории будут отнесены объекты при наличии одновременно следующих критериев:
-
наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии выбросов веществ I, II классов опасности, радиоактивных веществ;
-
отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Напоминаем, что в соответствии с п.3 статьи 11 Федерального закона №219-ФЗ от 21.07.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, обязаны поставить на государственный учет данные объекты до 1 января 2017 г.
9 октября 2015
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Освобождает ли присвоение IV категории от обязанности представлять отчетность СМСП?
Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2 февраль 2017.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.
Известно, что законодательством об отходах производства и потребления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) предусмотрена привилегия — обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) заменена на обязанность по представлению в уведомительном порядке отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.
Согласно абз. 3 п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014), количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, являются лимитами на размещение отходов для СМСП.
Также известно, что 01.01.2016 введен институт государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). В отношении объектов, оказывающих НВОС, в зависимости от присвоенной категории законодательством установлены различные природоохранные требования, связанные с получением разрешительной документации, представлением экологической отчетности, внесением платы за НВОС и пр.
Наиболее «льготной» является IV категория объектов, оказывающих НВОС, — именно такие объекты освобождены от необходимости исполнения большинства природоохранных обязанностей.
Проконсультируем по вопросам учёта, налогов и права.
При этом существует мнение, которое если и не ставит знак равенства между объектами, эксплуатируемыми СМСП, и объектами IV категории, то по крайней мере ассоциирует их. На этой почве возникло убеждение, что на объекты, эксплуатируемые СМСП, распространяются все «льготы», применяемые к объектам, оказывающим НВОС, IV категории.
Однако данное убеждение является ошибочным. Чтобы убедиться в этом, обратимся к критериям отнесения хозяйствующих субъектов к СМСП.
Критерии отнесения к СМСП
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в т.ч. к микропредприятиям, и средним предприятиям.
При этом согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к СМСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Не каждое юридического лицо и не каждый индивидуальный предприниматель относятся к категории СМСП, но лишь в случае соответствия критериям, перечисленным в ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.
При этом общими для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на статус СМСП, являются следующие критерии:
• среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории СМСП:
– от 101 до 250 человек для средних предприятий;
– до 100 человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
• доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории СМСП.
Как видно из перечисленных критериев, отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМСП не зависит от того, объекты какого уровня НВОС эксплуатирует лицо.
Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам IV категории
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Извлечение
из Критериев
IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории
6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.
Итак, в случае с критериями отнесения объектов, оказывающих НВОС, к I–IV категории также не обнаруживается никакой связи с критериями отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМСП.
При этом нет оснований утверждать, что объекты, эксплуатируемые СМСП, всегда являются объектами IV категории по уровню оказываемого на окружающую среду негативного воздействия.
Таким образом, на практике возможны ситуации, при которых:
1) СМСП эксплуатирует объекты исключительно IV категории — при условии, что эксплуатируемые объекты соответствуют критериям отнесения к объектам IV категории;
2) СМСП эксплуатирует как объекты IV категории, так и объекты I–III категорий;
3) СМСП эксплуатирует объекты, не оказывающие НВОС и, следовательно, не подлежащие постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС;
4) СМСП эксплуатирует объекты I–III категорий и не эксплуатирует ни одного объекта IV категории.
В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) СМСП, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Как видно из приведенных положений, законодательство об отходах производства и потребления не связывает обязанность СМСП по представлению указанной отчетности с отнесением объектов, в рамках эксплуатации которых образуются отходы, к определенной категории.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Ситуация изменится 01.01.2019: из ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ будут исключены положения, устанавливающие обязанность СМСП представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.
Суть изменений:
1. Обязанность по представлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов будет возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории.
2. Исключена необходимость разработки НООЛР и представления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории.
Вывод
В настоящее время присвоение объекту, оказывающему НВОС, IV категории не освобождает лицо, эксплуатирующее такой объект, от обязанности представления отчетности СМСП (при условии, что лицо является СМСП).
Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ установлены дополнительные критерии отнесения к категории СМСП.
К сведению: с 01.07.2017 п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ будет дополнен.
См. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
См. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016).
Главная /
Объекты I-IV категорий по степени негативного воздействия на окружающую среду
ООО «ВЗВ» проводит работы по постановке на учет объектов I-IV категорий
Согласно ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 с 1 января 2016 года вступили в силу некоторые положения. Предприятия (объекты) делятся на категории. Постановление Правительства РФ № 1029 от 29.08.15 определены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III и IV категорий.
Определена форма заявки о постановки объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет – приказ Минприроды РФ № 554 от 23.12.2015, зарегистрирован 05.20.2016г
Утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду — Постановление Правительства РФ № 572 от 23.06.2016. Постановление вступило в силу 05.07.2016г
Экологическая отчетность объектов I,II,III и IV категорий
Для объектов I категории с 01.01.2019 г предусмотрено комплексное экологическое разрешение(КЭР) . В КЭР входят выбросы; отходы; сбросы; согласованная программа производственного экологического контроля (ППЭК). КЭР выдается на 7 лет. Госпошлина на выдачу КЭР – 6000 руб.
Плата за НВОС вносится.
Для объектов II категории — с 01.01.2019 г предусмотрена декларация о воздействии на окружающую среду. В декларацию входит расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, программа производственного экологического контроля (ППЭК). При необходимости разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды. Декларация предоставляется 1 раз в 7 лет при условии, что технологические процессы производства, а также характеристики выбросов или сбросов загрязняющих веществ не меняются.
Плата за НВОС вносится
Для объектов III категории — разрабатывают и утверждают программа производственного экологического контроля (ППЭК).
Постановка на учет объектов негативного воздействия
При необходимости разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. В уведомительном порядке предоставляется отчетность о выбросах вредных веществ, образовании и размещении отходов.
Плата за НВОС вносится
Для объектов IV категории – отчетов не требуется. Плата за НВОС не вносят
Расчет платы за НВОС и предоставление расчетов.
В 2016 году плата за НВОС вносится до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца как квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала), в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ).
По результатам 2016 года и далее по годам предоставляется декларацияо плате за негативное воздействие на окружающую среду и вносится плата за 4 квартал 2016 года до 01.03.2017г
Росприроднадзор предоставил разъяснения по вопросу отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам IV категории (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029).
В частности, разъясняется, что на основании статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
К объектам НВОС IV категории в соответствии с пунктом 6 части IV Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий (далее – Критерии), утв.
Lawfirm.ru: Пресс-релизы
Постановлением Правительства российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029, относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:
а) Наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) Отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 4.2. Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.
По смыслу части 1 статьи 4.2. к объектам IV категории относятся объекты, которые оказывают меньшее по сравнению с объектами III категории негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, по мнению Росприроднадзора, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС.
Письмо Росприроднадзора от 29 сентября 2016 года № АА-03-04-32/20054