Обеспечение контракта проводки

Содержание

Понятие и нормативное регулирование

Банковская гарантия — это официальное обязательство, подтвержденное банком, кредитной или другой финансовой организацией, которое является страховкой заказчика от невыполнения условий контракта исполнителем.

Документ может быть предоставлен заказчику в электронном виде или на бумажном носителе. Гарантия должна быть безотзывной и содержать обязательные реквизиты:

  • размер денежного обеспечения, которое подлежит перечислению в пользу заказчика в определенных контрактом случаях;
  • обязательство исполнителя, которое официально подтверждает (гарантирует) банк;
  • обязательство кредитной организации, банка уплатить неустойку в установленных размерах за каждый день просрочки;
  • конкретный период действия официальной БГ;
  • исчерпывающий перечень документации, которая предъявляется заказчиком с целью получения БГ на свой расчетный счет.

С точки зрения бухгалтерского учета это особый случай, поэтому важно разобраться в нюансах.

Отражение банковской гарантии в бухгалтерском учете должно проходить в день ее поступления в бюджетное учреждение либо в день подписания государственного или муниципального контракта.

Учет в бюджетных организациях

Первое, в чем следует разобраться, — ставится ли на учет банковская гарантия? В отличие от внесения залогового обеспечения, она не поступает на расчетный счет заказчика, а размещается в кредитной организации на период исполнения госконтракта. То есть при получении официальной банковской гарантии проводки в бухучете по балансовым счетам отсутствуют. Такие разъяснения дали чиновники в официальном письме Минфина от 27.07.2014 № 02-07-07/31342.

Операцию отражают на забалансе, как показано в таблице.

Операция

Забалансовый счет

Сумма

БГ получена по обеспечению обязательств госконтракта

10 «Обеспечение исполнения обязательств»

Сумма со знаком плюс

БГ списана

Сумма со знаком минус

Основания для списания: исполнитель выполнил условия контракта или нарушил их, либо контракт был расторгнут в установленном порядке.

При залоговой форме обеспечения, осуществляемой на основании ст.

502 Bad Gateway

96 Закона № 44-ФЗ, отражение денежных поступлений на забалансовом счете 10 недопустимо!

Исполнитель нарушил условия контракта, банк перечислил деньги бюджетной (автономной) организации, бухгалтерский учет банковской гарантии, полученной в таком случае:

Дт 2.201.11.510 Кт 2.205.41.660 — отражено поступление денежных средств от банка по официальной БГ на расчетный счет. Одновременное увеличение забалансового 17 КОСГУ 140.

Дт 2.205.41.560 Кт 2.401.10.140 — начислен доход на поступившие денежные средства по БГ.

Учет в казенных учреждениях

Банковская гарантия, учет в бухгалтерии казенных учреждений производится иначе. Средства при поступлении на расчетный счет учитываются по КФО 3, так как поступают во временное распоряжение и обязательны к перечислению в доход бюджета. Бухгалтерские проводки по данным операциям зависят от полномочий, переданных конкретному казенному учреждению, по администрированию средств бюджета.

Проводки для учета в казенном учреждении отражены в таблице.

Операция

Дебет

Кредит

Примечания

Средства по БГ поступили в установленном порядке

КИФ 3 201 11 510

гКБК 3 304 01 730

Для ПБС, РБС, ГРБС и администраторов доходов бюджета

Средства БГ перечислены в бюджет

гКБК 3 304 01 830

КИФ 3 201 11 610

Начислена прибыль от поступления средств в бюджет

КДБ 1 209 40 560

КДБ 1 401 10 140

Для администраторов бюджета

Отражены расчеты администратором доходов бюджета

КДБ 1 304 04 140

КДБ 1 209 40 660

Только для администраторов с ограниченными полномочиями

Сумма БГ зачислена в бюджет

КДБ 1 210 02 140

КДБ 1 209 40 660

Только для администраторов с полными полномочиями

Банковская гарантия: налоговый учет

Налог на прибыль

Банковские гарантии не учитываются в базе для расчета налога на прибыль до момента ее поступления в денежной форме и начисления дохода. Такие указания содержатся в подпункте 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

НДС

Сумма банковской гарантии не учитывается в расчете базы для налога на добавленную стоимость. Почему? Денежные средства, поступившие по БГ, не являются доходом от реализации товаров или оказания услуг, поэтому не должны быть учтены в расчетах НДС.

УСН (для автономных учреждений)

Средства БГ, учтенные на забалансовом счете 10, включать в расчет налоговой базы не следует (статья 251, 346.15 НКРФ), так как это обязательство, а не доход. При зачислении денег на расчетный счет по банковской гарантии сумму следует отразить при расчете доходов УСН. Поступления включаются в состав внереализационных доходов при расчете единого налога.

Расходы на тендер: учет и налогообложение

Участники конкурсов и торгов, посредством которых размещаются заказы, несут определенные затраты, а результатом участия в тендере может быть как заключение контракта, так и проигрыш. Из чего складываются расходы на участие в конкурсе и как они отражаются в учете? Всегда ли расходы могут быть признаны в целях налогообложения?

Возможность заключения договора путем проведения торгов (открытых и закрытых) предусмотрена гл. 28 "Заключение договора" ГК РФ. В частности, в ст. 447 ГК РФ установлено, что в таком случае проводятся аукцион или конкурс и договор заключается с лицом, выигравшим их, т.е. с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу — лучшие условия.

Большинство проводимых торгов связано с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, ведь в этом случае проведение конкурса является обязательным.

При подготовке конкурсной заявки организация несет ряд расходов, которые в силу требований законодательства являются необходимыми для допуска к участию в конкурсе (например, расходы на составление и оформление конкурсной заявки, самой конкурсной документации, связанные с обеспечительными мерами исполнения контракта, а также дополнительными требованиями, которые могут выдвигать заказчики). Возможные затраты приведены в таблице.

Возможные затраты при различных формах размещения заказа

Наименование
платежа
Конкурс Аукцион Запрос котировок
Участие в
размещении заказа
Бесплатно Бесплатно Бесплатно
Плата за
предоставление
документации о
торгах или запросе
котировок
Может взиматься Может взиматься Не предусмотрено
Расходы, связанные
с подачей заявки
на участие в
торгах или запросе
котировок
Взимаются Взимаются Взимаются
Обеспечение заявок
на участие в
размещении заказа
Не может превышать
5% от начальной
(максимальной)
цены контракта
5% от начальной
(максимальной)
цены контракта
Не предусмотрено
Обеспечение
исполнения
контракта
В пределах 30% от
начальной
(максимальной) цены
контракта или в
размере от 10 до
30% от начальной
(максимальной) цены
контракта, но не
менее размера аванса
Не предусмотрено

Рассмотрим, как те или иные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль, а также при применении налогоплательщиками специальных налоговых режимов.

Признание расходов в налоговом учете Расходы у организатора торгов

При проведении конкурса его организатор вынужден нести расходы, связанные с организацией деятельности конкурсной комиссии и экспертов, публикациями в СМИ, консультационными услугами, привлечением иных лиц для организации и проведения конкурса, а также ряд других расходов. Как правило, такие расходы не вызывают вопросов со стороны контролирующих органов. Причем некоторые из них могут быть учтены по соответствующим статьям расходов, предусмотренных гл. 25 НК РФ, другие же могут быть отнесены в категорию прочих расходов.

У организатора торгов расходы, связанные с проведением тендера, в налоговом учете можно признать и в случае, если торги не имели реального результата. Это подтверждается арбитражной практикой. В качестве примера можно привести дело, рассмотренное ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 12.03.2008 по делу N А05-2590/2007). Судом была подтверждена правомерность учета понесенных затрат в составе расходов при формировании базы по налогу на прибыль в качестве консультационных услуг, которые в силу пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Расходы у участников торгов

Основным условием признания расходов в целях исчисления налога на прибыль является требование их экономической обоснованности, документального подтверждения и осуществления для деятельности, направленной на получение дохода. Если расходы отвечают указанным критериям, то участник торгов может их учесть в составе:

  • прочих расходов (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) — если конкурс выигран;
  • внереализационных расходов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ) — если конкурс проигран.

Рассмотрим детально различные расходы участников и возможность их учета для целей исчисления налога на прибыль.

Плата за получение документации о торгах. Для участия в торгах участник должен подать заявку, представить необходимые документы и сведения, указанные в документации о торгах. В некоторых случаях за получение копий документации о торгах заказчик может требовать плату, он обязан указать ее в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Размер платы не должен превышать сумму расходов заказчика на изготовление копии конкурсной документации и доставку ее лицу, подавшему заявление на получение конкурсной документации посредством почтовой связи.

Затраты участника на получение доступа к документации о торгах можно учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

Расходы, связанные с подачей заявки. При подаче заявки на участие в торгах или запросе котировок участник обязан представить дополнительные сведения, которые помогут его идентифицировать.

Учет банковских гарантий

Например, может потребоваться выписка из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенная копия, для иностранных лиц — надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и др.

Кроме того, участник размещения заказа обязан представить письменные доказательства, что его деятельность отвечает предъявляемым требованиям при размещении заказа. Например, при ведении определенной деятельности может требоваться лицензия.

За получение выписки из ЕГРЮЛ взимается плата в сумме 200 руб. (при срочном получении 400 руб.), которую можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Плату за нотариальное оформление документов следует отразить в регистре прочих расходов, но в пределах тарифов, установленных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными ВС РФ от 11.02.1993 N 4462-1.

В бухгалтерском учете указанные расходы признаются аналогично затратам на приобретение документации о торгах.

Обеспечение заявки на участие. Закон позволяет заказчику выдвинуть требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер обеспечения не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Он не изменяется ни по решению организаторов торгов, ни по совместному решению организаторов торгов и участников размещения заказа. Под начальной ценой контракта понимается установленная и объявленная в извещении о проведении торгов денежная сумма, с которой начинается проведение торгов в сторону ее уменьшения.

Обеспечение должны вносить все участники размещения заказа. Данное обеспечение выполняет функцию задатка, независимо от того, как эта сумма названа в извещении о проведении торгов и прочих документах. Такой вывод, в частности, содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 28.02.2007 по делу N А48-2962/06-4.

Если победитель торгов уклоняется от заключения контракта, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, он теряет (лишается задатка). А если в силу каких-либо причин организатор торгов уклоняется от подписания договора, то он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить победителю убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

В отношении участника, выигравшего торги, установлено, что при заключении контракта эти средства ему возвращаются в течение пяти дней. Средства возвращают и остальным участникам торгов, не ставшим победителями (в течение пяти дней после подписания протокола оценки).

У участника торгов перечисленные суммы задатка не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль (Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-03-06/1/200).

Если организатор возвращает задаток участнику, полученная сумма не признается доходом участника (Письма Минфина России от 11.10.2007 N 03-11-04/2/254, от 17.08.2007 N 03-11-04/2/201). Ведь организация-участник не получает экономической выгоды ни в денежной, ни в натуральной форме. Конечно, если в результате нарушения обязательств организатор возвращает двойную сумму задатка и возмещает понесенные расходы, то разница должна быть включена в базу по налогу на прибыль.

Если победитель уклонился от заключения контракта и задаток ему не был возвращен, экономическую целесообразность расхода доказать не удастся. Невозвращенные денежные средства не являются ни штрафами, ни пенями, ни иными санкциями, предусмотренными договорными отношениями, ни возмещением ущерба контрагента. Таким образом, у организации отсутствуют основания для списания в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Обеспечение исполнения контракта (банковская гарантия, страховка, залог). Заказчик может устанавливать для участника требования обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта. Размер обеспечения может быть в пределах 30% от начальной цены контракта.

При установлении условия об обеспечении контракт с участником конкурса заключается только после того, как он представит один из видов обеспечения: безотзывную банковскую гарантию, полис страхования ответственности по контракту, денежные средства в залог (в том числе в форме вклада (депозита)), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении о проведении открытого конкурса. Способ обеспечения исполнения контракта участник определяет самостоятельно.

Если обязательным условием участия в конкурсе на заключение государственного контракта является оформление безотзывной банковской гарантии, независимо от результатов конкурса вознаграждение банку за ее выдачу может быть учтено в целях налогообложения прибыли. При этом организация должна документально подтвердить не только факт оформления банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и факт участия в конкурсе на заключение государственного контракта (Письмо УФНС России по г. Москве от 14.12.2007 N 20-12/119669).

Что касается страхования ответственности по контракту, то его обязательность предусмотрена Законом N 94-ФЗ, а в составе принимаемых страховых расходов при исчислении налога на прибыль в ст. 263 НК РФ эти расходы не упомянуты. Поэтому расходы в виде страховых взносов по таким договорам не уменьшают базу по налогу на прибыль страхователя (Письма Минфина России от 19.11.2008 N N 03-03-06/1/643 и 03-03-06/1/639, УФНС России по г. Москве от 18.02.2008 N 20-12/015150 и др.).

Тем не менее на практике приходится сталкиваться с такой точкой зрения: поскольку страховка необходима в соответствии с Законом N 94-ФЗ, расходы на ее приобретение могут считаться экономически обоснованными и учитываться при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов.

Возмещение ущерба организатором

Организатор открытых торгов, сделавший извещение, имеет право отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до его начала, а от проведения конкурса — не позднее чем за 30 дней. В извещении могут быть предусмотрены иные сроки.

В том случае, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб (упущенная выгода не компенсируется). Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

При определении базы по налогу на прибыль доходы в виде суммы возмещения ущерба учитываются в качестве внереализационных.

Затраты не учитываются в налоговой базе

По общему правилу затраты не признаются для целей налогообложения, если они не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Нередко организация, израсходовав на участие в конкурсе определенную денежную сумму, впоследствии отказывается участвовать в мероприятии. Такая сумма для целей налогообложения не учитывается, поскольку признать расходы экономически оправданными не представляется возможным.

Конкурс проигран

Только один из участников размещения заказа может стать его победителем и заключить государственный или муниципальный контракт. Остальные участники размещения заказа будут признаны проигравшими. Смогут ли они учесть расходы по участию в проигранном конкурсе в целях налогообложения прибыли?

Представители Минфина России и налоговых органов отвечают на данный вопрос положительно (Письма Минфина России от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7, ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/961, УФНС России по г. Москве от 30.08.2006 N 09-14/076085 и др.). Расходы организации, связанные с участием в конкурсных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов к их участникам, и не возвращаются им при проигрыше. Указанные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных единовременно.

Учет "входного" НДС по расходам

Если организация на общем режиме налогообложения приняла участие в конкурсе на получение контракта в рамках своей деятельности, облагаемой НДС, то "входной" налог по приобретенным в связи с участием в конкурсе работам (услугам) она вправе принять к вычету независимо от итогов конкурса. Для этого требуется лишь выполнение условий, предусмотренных ст. 172 НК РФ.

При проигрыше конкурса суммы НДС, относящиеся к расходам на участие в нем, принятые к вычету ранее, восстанавливать не нужно, поскольку расходы на участие в конкурсе были произведены для осуществления операций, облагаемых НДС.

Учет у организаций, применяющих специальные налоговые режимы

Организация, применяющая УСН (с объектом налогообложения "доходы минус расходы"), не имеет права признать расходы на участие в тендере. При этом не имеет значения, выиграла она конкурс или нет.

Минфин России в Письме от 13.05.2009 N 03-11-06/2/85 отметил, что перечень расходов, установленный ст. 346.16 НК РФ, является закрытым и расходы, связанные с участием в конкурсных торгах, в нем не указаны. При этом сумма задатка, возвращенная такому налогоплательщику организатором торгов, не признается его доходом для целей налогообложения.

Плательщики ЕСХН могут учитывать в целях налогообложения расходы, связанные с участием в открытых или закрытых торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при размещении заказов на поставку сельскохозяйственной продукции. При этом сельхозтоваропроизводитель вправе учесть такие расходы и в случае, когда тендер будет проигран. Расходы принимаются с уплаченными контрагентам суммами НДС, поскольку плательщики ЕСХН не вправе принять его к вычету.

Бухгалтерский учет

Связанные с торгами либо участием в конкурсе расходы до объявления результатов не могут быть квалифицированы ни как расходы по обычным видам деятельности, ни как прочие расходы. Они в корреспонденции со счетами учета расчетов отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов" как расходы, понесенные в связи с предстоящими работами.

В случае победы участник может отразить все расходы, связанные с участием в торгах и конкурсах, в составе расходов по обычным видам деятельности. Победитель тендера списывает эти затраты в дебет счета 20 "Основное производство" (или соответствующих счетов, применяемых организацией для калькуляции себестоимости готовой продукции, товаров, работ, услуг, являющихся предметом госзаказа).

Страховые суммы и затраты по приобретению банковской гарантии в соответствующей части списываются в дебет счетов учета затрат ежемесячно в течение срока выполнения договора. В противном случае себестоимость первого периода будет существенно завышена.

В случае проигрыша все расходы, связанные с участием, признаются прочими расходами и списываются на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы", в месяце объявления результатов конкурса.

Исключение составляет учет задатка. Он не признается расходом при его уплате (п. 3 ПБУ 10/99) и доходом при возврате (п. 3 ПБУ 9/99). Обычно организации — участники торгов отражают перечисленные суммы не как авансы выданные, а на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Когда задаток возвращается участнику в двойном размере, то сумма, превышающая размер внесенного им ранее задатка, признается прочим доходом и списывается на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы". Если задаток потерян по причине уклонения от заключения контракта, следует признать суммы в составе прочих расходов.

Продажа товаров, работ, услуг в рамках государственного контракта отражается в учете в обычном порядке, признается выручка и связанные с нею расходы по обычным видам деятельности.

На оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственному или муниципальному контракту, могут предоставляться бюджетные средства. Если организация получает такие средства, их нельзя считать государственной помощью, учет которой ведется по правилам, установленным ПБУ 13/2000. Бюджетные средства, полученные в качестве финансирования по контракту, являются поступлениями, связанными с выполнением работ, оказанием услуг, отгрузкой товаров либо готовой продукции.

В.Ю.Никитина

Аудитор

Организация для участия в лесном аукционе уплачивает задаток в сумме 10 000 руб. Выиграв лесной аукцион, организация вносит плату за приобретенную аукционную единицу — 100 000 руб., учитывая внесенный ранее задаток, и получает лесорубочный билет на право вырубки деревьев на определенном участке лесного фонда и заготовление древесины — 300 куб. м деловой и 100 куб. м. дровяной. Стоимость аукционной единицы, исчисленная по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, составляет 85 000 руб., из них 84 000 руб. — стоимость деловой древесины, а 1000 руб. — стоимость дровяной древесины. Производственная себестоимость (без учета стоимости аукционной единицы) заготовления 1 куб. м деловой древесины составляют 50 руб., дровяной — 20 руб. Как отразить в учете операции по заготовлению в течение 5 месяцев указанного в лесорубочном билете количества древесины при условии, что ежемесячно заготавливалось 60 куб. м деловой и 20 куб. м дровяной древесины?

Статьей 42 Лесного кодекса РФ установлено, что лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право осуществлять только указанный в нем вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет выдается лесопользователю на срок до одного года (ст.43 ЛК РФ).

Согласно ст.44 ЛК РФ участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование по результатам лесных аукционов.

Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора. В протоколе указываются:

границы участка лесного фонда;

виды лесопользования;

объемы (размеры) лесопользования;

размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения;

иные условия лесного аукциона (ст.45 ЛК РФ).

Организатором аукциона может устанавливаться первоначальный денежный взнос — задаток по каждой аукционной единице отдельно, в качестве гарантии намерений покупателя.

Как вести учет банковских гарантий в бюджетном учреждении

Размер задатка определяется организатором аукциона самостоятельно. Задаток позднее засчитывается в цену купленной аукционной единицы или возвращается участникам лесного аукциона, не сделавшим покупки. Покупатель, желающий торговаться на лесном аукционе, вносит на текущий счет организатора аукциона задатки по всем выбранным аукционным единицам (п.11 Положения о порядке проведения лесных аукционов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 11.08.1997 N 99).

Перечисление суммы задатка на текущий счет организатора аукциона отражается записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

После подписания протокола лесного аукциона его победители обязаны в установленный протоколом лесного аукциона срок внести плату за купленную аукционную единицу и получить лесорубочный билет (ордер) или лесной билет в соответствующем лесхозе (п.36 Положения о порядке проведения лесных аукционов).

В частности, покупатель в случае покупки им права на заготовку древесины на расчетной лесосеке в субъекте Российской Федерации перечисляет в бюджет стоимость аукционной единицы, исчисленную по Минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 127. Разница между аукционной ценой купленной аукционной единицы и ее стоимостью, исчисленной по минимальным ставкам лесной платы за древесину, отпускаемую на корню, с учетом суммы внесенного задатка перечисляется на текущий счет "Суммы по поручениям" соответствующего лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством (п.44 Положения о порядке проведения лесных аукционов).

Перечисление денег в уплату за купленную аукционную единицу производится покупателем не позднее 20 дней после подписания им протокола лесного аукциона. Если в течение указанного срока покупатель не внесет оплату и не получит лесорубочный билет, то протокол лесного аукциона считается нарушенным, а задаток победителю аукциона не возвращается (п.п.48, 49 Положения о порядке проведения лесных аукционов).

В соответствии с п.42 Инструкции Госналогслужбы России от 19.04.1994 N 25, Инструкцией по применению Плана счетов, Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации (Приложение 2 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 11.12.2002 N 127н), начисленная плата за древесину (стоимость аукционной единицы, лесные подати) в части, исчисленной по минимальным ставкам и подлежащей перечислению в бюджет (КБК 1050401, 1050703 ), отражается по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам", а в части разницы между аукционной ценой и стоимостью, исчисленной по минимальным ставкам лесной платы за древесину, отпускаемую на корню, перечисляемой на счет лесхоза и являющейся неналоговым доходом (КБК 2010621), — по дебету счета 97 в корреспонденции со счетом 76.

Перечисление указанных частей платы за аукционную единицу отражается записями по кредиту счета 51 и дебету счетов 68 и 76 соответственно.

Пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в т.ч. лесные подати, освобождаются от обложения НДС согласно пп.17 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ.

Плата за древесину определенного вида в общей стоимости аукционной единицы может быть исчислена как отношение стоимости данного вида древесины в количестве, указанном в лесорубочном билете, исчисленной по минимальной ставке, к стоимости всей древесины, указанной в лесорубочном билете, исчисленной по минимальным ставкам, умноженное на стоимость аукционной единицы. Ежемесячно по мере заготовления древесины определенного вида плата за древесину данного вида списывается со счета 97 в дебет счета 20 "Основное производство" пропорционально количеству заготовленной древесины данного вида. По дебету счета 20 отражаются также иные прямые расходы, связанные непосредственно с заготовлением древесины, а также вспомогательных производств, и косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства. Стоимость заготовленной древесины списывается со счета 20 в дебет счета 43 "Готовая продукция".

Поскольку затраты организации на оплату аукционной единицы (уплату лесных податей) являются экономически оправданными, выражены в денежной форме и документально подтверждены, то на основании п.1 ст.252 НК РФ они признаются расходами, уменьшающими полученные организацией доходы в целях налогообложения прибыли. Расходы в виде налогов и сборов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп.1 п.1 ст.264 НК РФ.

Однако по экономической сути рассматриваемый расход, на наш взгляд, может быть отнесен к материальным расходам, как расход, связанный с приобретением товарно-материальных ценностей, на основании пп.1 п.1, п.2 ст.254 НК РФ. Датой осуществления материальных расходов в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги), признается дата передачи в производство сырья и материалов (п.2 ст.272 НК РФ).

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции (п.2 ст.318 НК РФ).

Следовательно, стоимость заготовленной древесины в налоговом учете увеличивается на соответствующую долю от суммы лесных податей, как и в бухгалтерском учете.

В приведенной ниже таблице бухгалтерских записей используются следующие наименования субсчетов, открытых к балансовому счету 20:

20-1 — "Затраты по заготовлению деловой древесины";

20-2 — "Затраты по заготовлению дровяной древесины";

к балансовому счету 43:

43-1 — "Деловая древесина";

43-2 — "Дровяная древесина" .

——————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————¬ | Содержание операций |Дебет |Кредит| Сумма,| Первичный | | | | | руб. | документ | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Перечислен задаток для | | | |Выписка банка по| |участия в аукционе | 76 | 51 | 10 000|расчетному счету| +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражена задолженность по| | | | | |оплате стоимости | | | | | |аукционной единицы, | | | | Протокол о | |исчисленной по | | | | результатах | |минимальным ставкам | 97 | 68 | 85 000| аукциона | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражена задолженность по| | | | | |оплате аукционной | | | | | |единицы в сумме разницы | | | | | |между аукционной ценой и | | | | | |стоимостью, исчисленной | | | | Протокол о | |по минимальным ставкам | | | | результатах | |(100 000 — 85 000) | 97 | 76 | 15 000| аукциона | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Оплачена стоимость | | | | | |аукционной единицы, | | | | | |исчисленная по | | | |Выписка банка по| |минимальным ставкам | 68 | 51 | 85 000|расчетному счету| +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Перечислена сумма разницы| | | | | |между аукционной ценой и | | | | | |стоимостью, исчисленной | | | | | |по минимальным ставкам, | | | | | |за вычетом суммы задатка | | | |Выписка банка по| |(15 000 — 10 000) | 76 | 51 | 5 000|расчетному счету| +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | Ежемесячно в течение периода заготовления древесины | +—————————————————————————T——————T——————T———————T————————————————+ | | | | | Требование— | | | | | | накладная, | | | | 02, | | Расчетно— | |Отражены расходы по | | 10, | | платежная | |заготовлению деловой | | 26, | | ведомость, | |древесины | | 69, | | Бухгалтерская | |(50 х 60) | 20—1 | 70 | 3 000| справка—расчет | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ | | | | | Требование— | | | | | | накладная, | | | | 02, | | Расчетно— | |Отражены расходы по | | 10, | | платежная | |заготовлению дровяной | | 26, | | ведомость, | |древесины | | 69, | | Бухгалтерская | |(20 х 20) | 20—2 | 70 | 400| справка—расчет | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отнесена на расходы по | | | | | |заготовлению деловой | | | | | |древесины часть стоимости| | | | | |аукционной единицы | | | | | |(100 000 / 85 000 х | | | | Бухгалтерская | |84 000 / 300 х 60) | 20—1 | 97 | 19 765| справка—расчет | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отнесена на расходы по | | | | | |заготовлению дровяной | | | | | |древесины часть стоимости| | | | | |аукционной единицы | | | | | |(100 000 / 85 000 х | | | | Бухгалтерская | |1000 / 100 х 20) | 20—2 | 97 | 235| справка—расчет | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражена стоимость | | | | | |заготовленной деловой | | | | Бухгалтерская | |древесины (3000 + 19 765)| 43—1 | 20—1 | 22 765| справка | +—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————+ |Отражена стоимость | | | | | |заготовленной дровяной | | | | Бухгалтерская | |древесины (400 + 235) | 43—2 | 20—2 | 635| справка | L—————————————————————————+——————+——————+———————+————————————————— ——————————————————————————————— На период лесопользования устанавливается налог за земли лесного фонда с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, который взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню, определяемой по минимальным ставкам (ст.11 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю"; п.2 Минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню). Организация может не открывать субсчета к балансовым счетам 20 и 43, а организовать учет затрат на производство и готовой продукции по видам продукции в аналитическом учете по данным счетам. Е.А.Кондрашкина Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению 25.08.2004 ————

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

2018-06-1919.06.2018 12:38

Основные расходы участника:

• Сумма обеспечения заявки (возвращается после завершения торгов);

• Плата, взимаемая с победителя торгов (составляется акт приемки передачи);

• Расходы на программное обеспечение, сертификат электронной подписи для электронных торгов и т.д. (акты, лицензионный договор).

Законом N 44-ФЗ устанавливаются два вида обеспечения:

1) обеспечение заявки;

2) обеспечение исполнения контракта.

Сумма денежных средств, внесенная участником размещения заказа для обеспечения заявки на участие в аукционе (она должна быть возвращена заказчиком в некоторых, определенных законом случаях) с точки зрения бухгалтерского учета не является расходом организации, что следует из п. 2 ПБУ 10/99, поэтому на эту сумму делается проводка Дт 76 Кт51.Одновременно с этим в разрезе торгов делается проводка по забалансовому счету 009

. После завершения аукциона сумма денежного обеспечения возвращается:

Дт 51 Кт 76

Кт 009.

Ряд специалистов правда, рекомендуют именно для обеспечения заявки использовать счет 55.

Что касается и всех затрат, напрямую связанных с участием конкурсе, до его завершения, сначала должны быть аккумулированы по Дт 76 счета. Так как до окончания торгов формально не относятся к расходам.

По заверении торгов возможно 2 варианта отражения указных расходов:

• Аукцион выигран – Дт20,25,44 Кт76;

• Аукцион проигран — Дт 91,2 Кт 76.

По расходам на ключ эцп для торгов затраты могут быть признаны единовременно путем списания со счета расчетов с дебиторами и кредиторами на счет затрат.

Все указанные расходы учитываются при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7). При этом они принимаются к расходам единовременно, в связи с чем в отношении суммы обеспечения по контракту возникает отложенное налоговое обязательство.

Что касается иных режимов налогообложения, в частности «упрощенки», то тут ситуация неоднозначна:

• Минфин в своих письмах от 07.12.2007 N 03-11-05/317, от 08.08.2014 N 03-11-11/39673 указывает, что расходы на ключ электронной подписи для торгов, обеспечительный платеж по заявке, затраты, связанные с информационным обеспечением торгов, на сертификат эцп для торгов, не могут быть учтены в составе расходов при УСН.

Обеспечение контракта проводки

Поскольку указанные затраты не включены в перечень, утвержденный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который является закрытым.

• Вместе с тем есть Постановлении АС СЗО от 08.10.2014 по делу N А13-9590/2013 с абсолютно противоположным мнением, согласно которому все расходы, в том числе и по обеспечению участия в торгах, покупке эцп для торгов для ип и организаций могут быть приняты к налоговому учету. При этом суд ссылается на пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который позволяет упрощенцам уменьшить доходы на сумму материальных затрат, определенных в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ СПОСОБОМ КОНКУРСА

Статья 23. Обеспечение заявки на участие в конкурсе

1. Обеспечение заявки на участие в конкурсе вносится потенциальным поставщиком в качестве гарантии того, что он:

1) не отзовет либо не изменит и (или) не дополнит свою заявку на участие в конкурсе после истечения окончательного срока представления таких заявок;

2) в случае признания его участником конкурса представит в установленный срок, а в последующем не отзовет свое конкурсное ценовое предложение;

3) в случае определения его победителем конкурса заключит договор о государственных закупках и внесет обеспечение исполнения договора о государственных закупках, предусмотренное конкурсной документацией.

Как вести учет банковских гарантий в 2018 году

2. Обеспечение заявки на участие в конкурсе вносится в размере одного процента от суммы, выделенной для приобретения товаров, работ, услуг, в порядке, определенном правилами осуществления государственных закупок.

3. Потенциальный поставщик не вносит обеспечение заявки на участие в конкурсе, если он участвует на первом этапе государственных закупок способом конкурса с использованием двухэтапных процедур.

4. Потенциальный поставщик вправе выбрать один из следующих видов обеспечения заявки на участие в конкурсе:

1) гарантийный денежный взнос, который вносится на банковский счет организатора государственных закупок либо на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для организаторов государственных закупок, являющихся государственными органами и государственными учреждениями;

2) банковскую гарантию.

Не допускается совершение потенциальным поставщиком действий, приводящих к возникновению у третьих лиц права требования в целом либо в части на внесенный гарантийный денежный взнос до истечения срока действия его заявки на участие в конкурсе.

Не допускается использование организатором государственных закупок гарантийного денежного взноса, внесенного потенциальным поставщиком, за исключением действий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи.

5. Обеспечение заявки на участие в конкурсе не возвращается организатором государственных закупок при наступлении одного из следующих случаев:

1) потенциальный поставщик отозвал либо изменил и (или) дополнил заявку на участие в конкурсе после истечения окончательного срока представления заявок на участие в конкурсе;

2) потенциальный поставщик, признанный участником конкурса, не представил в установленный срок либо отозвал свое конкурсное ценовое предложение;

3) потенциальный поставщик, определенный победителем конкурса, уклонился от заключения договора о государственных закупках;

4) победитель конкурса, заключив договор о государственных закупках, не исполнил либо несвоевременно исполнил требования, установленные конкурсной документацией, о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках.

6. При наступлении одного из случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе зачисляется в доход соответствующего бюджета, Национального Банка Республики Казахстан, государственного предприятия, юридического лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц.

7. Организатор государственных закупок возвращает потенциальному поставщику внесенное им обеспечение заявки на участие в конкурсе в течение трех рабочих дней со дня наступления одного из следующих случаев:

1) отзыва данным потенциальным поставщиком своей заявки на участие в конкурсе до истечения окончательного срока представления заявок на участие в конкурсе;

2) подписания протокола о допуске к участию в конкурсе. Указанный случай не распространяется на потенциальных поставщиков, признанных участниками конкурса;

3) подписания протокола об итогах государственных закупок способом конкурса. Указанный случай не распространяется на участника конкурса, определенного победителем конкурса;

4) вступления в силу договора о государственных закупках и внесения победителем конкурса обеспечения исполнения договора о государственных закупках, предусмотренного конкурсной документацией;

5) истечения срока действия заявки потенциального поставщика на участие в конкурсе.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета "Казахстанская правда", база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.

Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.

Компания "КАМАЛ-Консалтинг" не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.