Обязанность по уплате налога

Содержание

Новая редакция Ст. 44 НК РФ

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) утратил силу с 1 января 2007 г.;

3) со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Комментарий к Статье 44 НК РФ

Налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах могут быть предоставлены преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (льготы по налогам и сборам).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налогоплательщик (плательщик сборов) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом;

2) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим в установленном законом порядке, погашается в пределах стоимости наследственного имущества (т.е. обязанность по уплате суммы налогов и сборов возлагается на наследника лишь в части, не превышающей размеры наследства);

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.

Ликвидация организации (юридического лица) влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Поскольку при ликвидации юридического лица правопреемства нет, обязанность по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации возлагается на ликвидационную комиссию за счет ее денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;

4) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и(или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (введение в установленном порядке льготы, освобождающей от уплаты налогов и сборов в полном объеме; отмена налога или сбора в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; признание налогов и сборов не соответствующими Налоговому кодексу РФ и т.п.).

Другой комментарий к Ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 44 Кодекса содержит общие принципы возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора.

Согласно п. 1 комментируемой статьи обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 1 Кодекс устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (см. комментарий к ст. 1 Кодекса).

В пунктах 2 и 3 ст.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора.

44 Кодекса содержатся общие правила соответственно о возникновении и о прекращении обязанности по уплате налога или сбора. Эти правила применяются и к изменениям обязанности по уплате налога или сбора: правила о возникновении обязанности — в части увеличения налоговых обязательств, а правила о прекращении обязанности — в части уменьшения налоговых обязательств.

2. В соответствии с п. 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. В пункте 3 ст. 44 Кодекса указаны моменты, с которых прекращается обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора.

С уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора (подп. 1 п. 3).

Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора определен ст. 45 Кодекса, которой предусмотрено также принудительное исполнение обязанности по уплате налога (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).

С возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (подп. 2 п. 3).

Соответственно, обстоятельства, с возникновением которых прекращается обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора, устанавливаются в актах законодательства о налогах и сборах, устанавливающих уплату конкретного налога или сбора.

Со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (подп. 3 п. 3).

Порядок объявления гражданина умершим установлен ст. 45 части первой ГК:

гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев (п. 1 ст. 45);

военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45);

днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45).

Согласно п. 1 ст. 46 части первой ГК в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

Смерть гражданина как акт гражданского состояния в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 47 части первой ГК подлежит государственной регистрации.

Как установлено подп. 3 п. 3 ст. 44 Кодекса задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

С ликвидацией организации-налогоплательщика (подп. 4 п. 3).

Обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора согласно подп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса прекращается только после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 Кодекса, которой установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации (см. комментарий к ст. 49 Кодекса).

Главная » Налоги » Налоговый кодекс РФ » Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора

Налоговый кодекс РФ Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора


Вернуться назад на Налоговый кодекс РФ

Статья 44 НК РФ:

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: 1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 2) утратил силу с 1 января 2007 г.; 3) со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя; 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Комментарий к статье 44 НК РФ:

1. Статья 44 Кодекса содержит общие принципы возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора.

Согласно п. 1 комментируемой статьи обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 1 Кодекс устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (см. комментарий к ст. 1 Кодекса).

В пунктах 2 и 3 ст. 44 Кодекса содержатся общие правила соответственно о возникновении и о прекращении обязанности по уплате налога или сбора. Эти правила применяются и к изменениям обязанности по уплате налога или сбора: правила о возникновении обязанности — в части увеличения налоговых обязательств, а правила о прекращении обязанности — в части уменьшения налоговых обязательств.

2. В соответствии с п. 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

40. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора.

В пункте 3 ст. 44 Кодекса указаны моменты, с которых прекращается обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора.

С уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора (подп. 1 п. 3).

Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора определен ст. 45 Кодекса, которой предусмотрено также принудительное исполнение обязанности по уплате налога (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).

С возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (подп. 2 п. 3).

Соответственно, обстоятельства, с возникновением которых прекращается обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора, устанавливаются в актах законодательства о налогах и сборах, устанавливающих уплату конкретного налога или сбора.

Со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (подп. 3 п. 3).

Порядок объявления гражданина умершим установлен ст. 45 части первой ГК РФ:

гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев (п. 1 ст. 45);

военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45);

днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45).

Согласно п. 1 ст. 46 части первой ГК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

Смерть гражданина как акт гражданского состояния в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 47 части первой ГК РФ подлежит государственной регистрации.

Как установлено подп. 3 п. 3 ст. 44 Кодекса задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

С ликвидацией организации-налогоплательщика (подп. 4 п. 3).

Обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора согласно подп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса прекращается только после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 Кодекса, которой установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации (см. комментарий к ст. 49 Кодекса).

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) утратил силу с 1 января 2007 г.;

3) со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Комментарий к Ст. 44 НК РФ

Налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах могут быть предоставлены преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (льготы по налогам и сборам).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налогоплательщик (плательщик сборов) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом;

2) со смертью налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, объявленного умершим в установленном законом порядке, погашается в пределах стоимости наследственного имущества (т.е.

30. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налогов и сборов

обязанность по уплате суммы налогов и сборов возлагается на наследника лишь в части, не превышающей размеры наследства).

При применении положений пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ на практике у работодателей может возникнуть вопрос о том, необходимо ли им удерживать НДФЛ в отношении денежных средств, начисленных умершему работнику, а также при их выплате членам его семьи.

В соответствии со ст. 141 Трудового кодекса РФ заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти.

Указанное положение корреспондирует со ст. 1183 Гражданского кодекса РФ о наследовании невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, согласно п. 1 которой право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы, приравненных к ней платежей и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

В силу пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. При этом наследникам вменяется обязанность погашать задолженность умершего лица либо лица, объявленного умершим, только по поимущественным налогам и в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.

На основании п. 18 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) по НДФЛ доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.

С учетом вышеизложенного ФНС России пришла к выводу, что у организации-работодателя не возникает обязанности налогового агента по удержанию налога на доходы физических лиц с денежных средств, начисленных умершему работнику, а также с указанных сумм при их выплате в установленном порядке членам его семьи.

Вышеуказанные разъяснения даны в Письме ФНС России от 30 августа 2013 г. N БС-4-11/15797.

К аналогичному выводу приходил и Минфин России применительно к суммам не полученного наследодателем при жизни пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемым в порядке наследования в соответствии с п. 1 ст. 1183 Гражданского кодекса РФ членам его семьи (наследникам) (Письмо Минфина России от 21 марта 2013 г. N 03-04-08/8809);

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.

Ликвидация организации (юридического лица) влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Поскольку при ликвидации юридического лица правопреемства нет, обязанность по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации возлагается на ликвидационную комиссию за счет ее денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;

4) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (введение в установленном порядке льготы, освобождающей от уплаты налогов и сборов в полном объеме; отмена налога или сбора в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; признание налогов и сборов не соответствующими Налоговому кодексу РФ и т.п.).

  • 10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
  • 10.2. Исполнение налоговой обязанности
  • 10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
  • 10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени
  • 10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени
  • 10.6. Инвестиционный налоговый кредит
  • Лекция 10. Налоговая обязанность

    10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

    Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

    Налоговая обязанность – определенная часть налоговых обязанностей, реализация конституционной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

    Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.

    Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога и сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы – требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

    Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

    Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

    Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически, налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяется по-разному.

    Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

    – с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

    – с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

    – со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, т. е. гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

    Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

    – с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

    Кроме названных обстоятельств самостоятельными юридическими фактами, на основании которых прекращается налоговая обязанность, являются: списание безнадежных долгов по налогам и сборам в порядке ст. 59 НК РФ, уплата налога за налогоплательщика его поручителем в порядке ст. 74 НК РФ.

    10.2. Исполнение налоговой обязанности

    Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества.

    Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

    Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

    – юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

    – юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

    Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами – с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

    Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

    Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

    Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

    Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

    Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренныхНК РФ.

    10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

    Способы исполнения налоговой обязанности – совокупность мер правового воздействия, которые обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

    НК РФ содержит исчерпывающий перечень рассматриваемых способов:

    – залог имущества;

    – поручительство;

    – пени;

    – приостановление операций по счетам в банке;

    – наложение ареста на имущество налогоплательщика.

    Залог имущества.

    Сущность залога заключается в предоставлении кредитору-залогодержателю права на приоритетное (за некоторым исключением, установленным законом) удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества.

    Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

    Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ.

    Поручительство. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

    Поручительство оформляется в соответствии с ГК РФ договором между налоговым органом и поручителем.

    Поручителем вправе выступать юридическое илифизическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

    Пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

    Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

    Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога.

    Арест имущества. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

    Арест имущества может быть полным или частичным.

    Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

    10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени

    Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.

    Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

    Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.

    В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:

    – зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

    – зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

    – возвращена налогоплательщику.

    Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.

    Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

    При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

    Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

    Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.

    Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.

    Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

    В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы.

    10.5.

    Обязанность по уплате налогов и сборов: возникновение и прекращение

    Изменение срока уплаты налога, сбора или пени

    Изменением срока уплаты налога и сбора (гл. 9 НК РФ) признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

    Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

    Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

    – отсрочки;

    – рассрочки;

    – налогового кредита;

    – инвестиционного налогового кредита.

    Отсрочка по уплате налога – изменение срока исполнения налоговой обязанности с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

    Рассрочка по уплате налога – предоставление налогоплательщику возможности изменить срок исполнения налоговой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы задолженности. Погашение налоговой задолженности посредством рассрочки платежа осуществляется частями с установленной периодичностью, но в любом случае срок погашения последней суммы части налога не должен превышать шести месяцев.

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    – причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

    – задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

    – угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

    – если имущественное положениефизического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

    – если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носитсезонный характер;

    – основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, устанавливаются Таможенным кодексом РФ.

    Налоговый кредит предоставляет собой изменение срока уплаты на срок от трех месяцев до одного года.

    Решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения.

    Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

    Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

    Инвестиционный налоговый кредит– порядок изменения исполнения налоговой обязанности организации. Данный кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет и дает возможность уменьшения платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам.

    10.6. Инвестиционный налоговый кредит

    Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    – проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

    – осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

    – выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

    Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

    Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

    Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

    Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

    Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

    Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

    Начиная с 1998 г. введена  новая схема формирования и распределения  средств ФФПР субъектов РФ. Доходная часть этого фонда образуется в размере 14% от суммы налоговых поступлений федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.

    Для обеспечения более  объективного распределения финансовых ресурсов субъекта РФ по уровням бюджетов целесообразно и в регионах создавать свой фонд финансовой поддержки городов и районов с выделением среди нуждающихся и особо нуждающихся8.

    Однако, так как при  формировании ФФПР используется процедура  согласования ожидаемых поступлений по основным видам налогов с представителями регионов, то такой подход приводит к тому, что в настоящее время субъекты Федераций в большей степени заинтересованы в сокрытии собственной финансовой базы и выбивании у Центра дополнительной финансовой помощи, нежели повышении уровня общей налогоспособности региона. Таким образом, возникает своеобразный порочный круг, в котором 11 субъектов Федерации не получают финансовой помощи из ФФПР , однако, являются основными субъектами формирования доходов федерального бюджета.

    Построение рационального  механизма формирования и использования  средств ФФПР зависит от решения  проблемы разделения бюджетных полномочий и расщепления основных бюджетоформирующих налогов по уровням бюджетной системы9.

    Практическая часть

    Задание 1. Ответы на тесты

    1.01. Налоги  возникли вследствие:

    а) появления  государств

    1.02. Развитие  теории налогообложения относится:

    в) к XVIII в.

    1.03. Основоположником  теории налогообложения считается:

    в) А. Смит

    1.04. Налог  – это платеж на случай возникновения какого-либо риска. Так рассматривается природа налога:

    в) в теории налога как страховой премии

    1.05. Теория  пропорционального налогообложения  относится:

    б) к частной  теории налогообложения.

    1.06. Какая  из перечисленных ниже функций  налогов присуща всем государствам независимо от времени существования и устройства:

    а) фискальная

    1.07. Кривая  Лаффера выражает зависимость  доходов бюджета:

    б) от налогового бремени

    1.08. Принцип  удобства означает:

    в) взимание налога в удобное для плательщика  время и удобным способом.

    1.09. Документ, выполняющий роль мирового налогового  кодекса был разработан:

    в) в 1993 г.

    1.10. Не  относится к современным тенденциям  развития налоговых систем:

    г) либеризация   корпоративного налогообложения.

    Задание 2.

     Исчислите сумму налога, которую должно уплатить юридическое лицо. Доход юридического лица равен 1200 тыс. руб., данные по ставкам налога приведены в таблице. Сделайте вывод, какой из методов налогообложения наиболее предпочтителен для налогоплательщика.

    Данные по ставкам налога

    Доход, руб.

    Простая

    поразрядная

    прогрессия, руб.

    Относительная

    поразрядная

    прогрессия, %

    Сложная

    поразрядная

    прогрессия, %

    0-200 000

    20 000

    200 001-400 000

    25 000

    400 001-600 000

    30 000

    600 001-800 000

    35 000

    Свыше 800 001

    40 000

    Решение

    Рассмотрим  каждый метод налогообложения:

    1) простая  поразрядная прогрессия

    Доход =1200000 следовательно  к оплате налога 40000

    2) Относительная  поразрядная прогрессия 

    1200000*12%=144000 налог  к уплате 

                3) Сложная поразрядная прогрессия

    1200000*15%=180000 налог  к уплате

    Вывод:

    При методе поразрядной  прогрессии налог на доход юридического лица

    при доходе 1200000 составит 40000. При методе относительной 

    прогрессии-144000, а при сложной прогрессии -180000.В данной ситуации

    налогоплательщику предпочтительней метод  простой поразрядной

    прогрессии          

    Задание 3

    Организация занимается оптовой и розничной  торговлей, учет по которой ведется по системе уплаты единого налога на вмененный доход. Имеются следующие данные за отчетный период:

    • выручка от реализации товаров в оптовой торговле (в том числе НДС) составила:

    в апреле — 350 тыс. руб.,

     в мае  — 360 тыс. руб.,

     в июне  — 230 тыс. руб.;

    • выручка от реализации товаров в розничной торговле (в том числе НДС) составила:

    в апреле — 400 тыс. руб.,

    в мае — 320 тыс. руб.,

    в июне — 300 тыс. руб.;

    • ставка НДС — 18%;
    • в уставном капитале организации доля юридических лиц составляет 35%;
    • организация имеет торговый зал площадью 65 м
    • численность работников составляет 12 человек.

    Установите, имеет ли организация право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС начиная с июля. Ответ обоснуйте.

    Решение

    Согласно  ст.346.26 п2.2 На уплату единого налога не переводятся: организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом

    Согласно  этой статьи данная организация не имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС начиная  с июля, так как в данной организации доля участия других организаций 35%.

    Задание 4

    Организация с 1 января перешла на упрощенную систему налогообложения. На балансе организации числятся основные средства сроком полезного использования: три года — первоначальная стоимость — 180 тыс. руб., остаточная стоимость — 150 тыс. руб.; девять лет — первоначальная стоимость — 730 тыс. руб., остаточная стоимость — 540 тыс. руб.; 20 лет — первоначальная стоимость — 2830 тыс. руб., остаточная стоимость — 2540 тыс. руб. Доходы от реализации продукции составляют за год 9700 тыс. руб., расходы — 8200 тыс. руб. Получено безвозмездно оборудование стоимостью 120 тыс. руб. Начислены взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 30 тыс.

    Обязанность по уплате налогов

    руб., уплачено — 25 тыс. руб.

    Исчислите сумму  налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период: объект налогообложения — доходы. Рассчитайте сумму налога по альтернативному варианту: объектом налогообложения приняты доходы, уменьшенные на сумму расходов. Сделайте вывод, какой из вариантов оптимальный для данной организации.

    Решение

    Рассчитаем сумму налога 2 способами:

    1) Расчет налогов (объект налогообложения — доходы)

    (9700000+120000)*6%=589200

    Налог к уплате 589200-25000=564200

    2) Расчет налога (объект  налогообложения приняты доходы, уменьшенные на сумму расходов)

    (9700000+120000-8200000-25000)*15%=239250

    Вывод

    Рассчитав налог двумя способами можно сделать вывод, что данной организации выгоднее (оптимальный) второй способ, где объектом налогообложения прият доход уменьшенный суммой расходов

    В заключение работы можно  сделать следующие выводы и обобщения.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сущность налогов проявляется  через из функции. Выделяют фискальную (бюджетную) функцию, контрольную, распределительную, стимулирующую и воспроизводственную функции налогов.

    Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

    Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

    Одним из главных  элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает  главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим  необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

    Список используемой литературы

    1. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – М., 2005;
    2. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М., 2001;
    3. Деньги. Кредит. Банки /Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2001;
    4. Дуканич, Л. В. Налоги и налогообложение / Л.В. Дуканич. – Ростов на Дону: Феникс, 2000;
    5. Кисилевич, Т.И. Практикум по налоговым расчетам: Учеб пособие /Т.И. Кисилевич. -М., 2004;
    6. Миляков Н.В., Финансы: Учебник. – М. – ИНФРА-М, 2004;
    7. Налоги: Учебник./ Под ред. Д. Г. Черника. – М, 2001;
    8. Налоги и налогообложение /Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М: ЮНИТИ, 2000;
    9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов //"Налоговый вестник", 2010, N 7);
    10. Симкина Л. Г. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.-СПб.: Издательский дом «Питер», 2003 – 448 с;
    11. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. М.В. Романовского. – М., 2001;
    12. Финансы и кредит /Под ред. А.М. Ковалевой. – М., 2002;
    13. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Л.А. Дробозиной. – М., 2001;
    14. Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева. – М.. 2004;
    15. Черник, Д.Г. Основы налоговой системы: Учебник. /Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000;
    16. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2002;
    17. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. – 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА – М , 2002. – 576 с;
    18. Сайт министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru.

    1 Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993. С. 7.

    2 Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1996. С. 226 — 227.

    3 Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2003. С. 155.

    4 Орлов М.Ю. К вопросу о налоговой реформе в Российской Федерации // Налоговая политика и практика. 2003. N 1. С. 12.

    5 Орлов М.Ю. К вопросу о налоговой реформе в Российской Федерации // Налоговая политика и практика. 2003. N 1. С. 12.

    6 Налоги: Учебник./ Под ред. Д. Г. Черника. – М, 2001.- С.155

    7 Налоги и налогообложение / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М: ЮНИТИ, 2000.- С.99

    8 Налоги: Учебник./ Под ред. Д. Г. Черника. – М, 2001.- С.233.

    9 Дуканич, Л.В. Налоги и налогообложение / Л.В. Дуканич. – Ростов на Дону: Феникс, 2000.- С.411.

    Страницы:← предыдущая12

    Исполнение обязанности по уплате налога

    Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов устанавливается гл.8 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

    В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Такие обстоятельства устанавливаются законами, регламентирующими порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов.

    В ст.57 НК РФ предусмотрено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. В случаях когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

    Главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет соответствующее заявление и необходимые документы и сведения.

    Если же налогоплательщик не обратился с заявлением об освобождении или не представил необходимые документы, то данный налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

    Налоговый кодекс РФ устанавливает следующий исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых обязанность по уплате налога считается прекращенной:

    1. уплата налога налогоплательщиком или плательщиком сбора;
    2. возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате налогов или сборов;
    3. смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ;
    4. ликвидация организации — налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

    Рассмотрим указанные обстоятельства более подробно.

    1. Уплата налога налогоплательщиком или плательщиком сбора

    На основании ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Обязанность по уплате налога считается исполненной в следующих случаях:

    • с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

    При этом налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет, а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

    Необходимо отметить, что в настоящее время Министерством РФ по налогам и сборам издан ряд приказов о порядке отражения сумм налоговых платежей, перечисленных налогоплательщиками, но не поступивших в бюджет по вине кредитной организации;

    • с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации.

    При этом часто возникает вопрос о возможности уплаты налогов налогоплательщиком — юридическим лицом наличными денежными средствами. По нашему мнению, Налоговый кодекс РФ не ограничивает юридическое лицо в таком праве.

    Однако действующее налоговое и банковское законодательство не определяет механизм его реализации, что может повлечь за собой отказ налоговых органов в учете сумм налогов, уплаченных юридическим лицом наличными денежными средствами, в лицевом счете налогоплательщика — юридического лица;

    • с момента вынесения налоговым органом или судом, в порядке ст.78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
    • с момента удержания налога с налогоплательщика налоговым агентом.

    В настоящее время в практике применения норм НК РФ возникает вопрос о возможности уплаты налогов в бюджеты налоговыми представителями организации.

    В силу ст.26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, не лишает его права иметь своего представителя.

    По нашему мнению, налогоплательщик имеет право уплачивать налоги через уполномоченного представителя, так как часть первая НК РФ не содержит прямого ограничения такого права налогоплательщика.

    В то же время необходимо отметить, что реализация налогоплательщиком данного права может иметь место только при строгом соблюдении следующих условий:

    • уполномоченный представитель налогоплательщика является физическим или юридическим лицом (за исключением лиц, указанных в п.2 ст.29 НК РФ), обладает полной дееспособностью и правоспособностью;
    • уполномоченный представитель налогоплательщика должен осуществлять свои полномочия на основании доверенности, предусмотренной в п.3 ст.29 НК РФ.

    В доверенности должна быть указана сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, а также налоговый период, за который она уплачивается;

    • погашение задолженности перед бюджетом должно производиться только от имени и за счет доверителя.

    В связи с тем что данный вопрос четко не урегулирован законодательством о налогах и сборах, каждый налоговый орган вправе самостоятельно решать вопрос об отражении сумм налогов, уплаченных в бюджет налоговым представителем налогоплательщика в лицевом счете.

    2. Возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате налогов и сборов

    В настоящее время в законодательстве о налогах и сборах не определен перечень этих обстоятельств.

    В качестве такого обстоятельства может рассматриваться отмена нормативно — правового акта, который устанавливал обязанность по уплате налога или сбора.

    3. Смерть налогоплательщика или признание его умершим

    Порядок признания гражданина умершим регламентируется ст.45 Гражданского кодекса РФ.

    Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

    Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

    При этом днем смерти гражданина, объявленного умершим, будет считаться день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

    Задолженность по налогам на имущество умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

    4. Ликвидация организации — налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст.49 НК РФ

    Согласно п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по решению суда в установленных случаях.

    Учредители (участники) или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

    Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

    Очередность исполнения обязанности по уплате налога или сбора (пеней, штрафов) при ликвидации организации устанавливается гражданским законодательством.

    На основании ст.64 Гражданского кодекса РФ погашение задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды производится в четвертую очередь.

    В п.2 ст.49 НК РФ предусматривается, что при недостаточности имущества ликвидируемой организации, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством РФ.

    Однако применение данной нормы на практике является довольно сложным.

    Во-первых, это связано с тем, что действующее гражданское законодательство в большинстве случаев предусматривает ответственность учредителей или участников по обязательствам юридического лица только в пределах сумм внесенных ими вкладов.

    Во-вторых, как правило, местонахождение указанных лиц неизвестно, а в силу п.2 ст.28 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" их розыск осуществляется при наличии согласия взыскателя (в данном случае взыскателем является налоговый орган) нести бремя расходов по розыску и авансировать указанные расходы в соответствии со ст.83 вышеуказанного Закона.

    Следует также отметить, что в настоящее время перед налоговыми органами встают серьезные проблемы после принятия судом решения о ликвидации юридических лиц по искам налоговых органов, так как данные решения судов не исполняются лицами, на которых возложены обязанности по ликвидации.

    По нашему мнению, в случае если в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена либо судебный пристав — исполнитель возвратил исполнительный лист о ликвидации без исполнения, то налоговый орган, руководствуясь п.24 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", имеет право обратиться в суд, принявший решение о ликвидации юридического лица, с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд должен руководствоваться положениями законодательства о банкротстве в соответствии с п.1 ст.6 Гражданского кодекса РФ (аналогия закона).

    В п.10 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 50 от 13 января 2000 г.

    Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора

    "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" разъясняется, что при наличии данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органов и учредителей вопрос о ликвидации этого лица должен решаться в соответствии со ст.180 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". При этом на основании разъяснений Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве) такое заявление может быть подано в суд при наличии у отсутствующего должника просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев без учета штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций вне зависимости от размера указанной задолженности.

    Следует также отметить, что, в отличие от ранее действовавшего законодательства о налогах и сборах, НК РФ регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов при осуществлении ликвидационных процедур.

    В п.4 ст.49 НК РФ предусмотрено, что если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика — организации.

    Указанная сумма излишне уплаченных налогов или сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов или сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика — организации.

    Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, эта обязанность может исполняться в иностранной валюте. Например, в п.5.2 Инструкции Госналогслужбы России от 16 июля 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено, что налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в Российской Федерации удерживается лицом, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, в валюте, в которой производится выплата, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа и зачисляется в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Уплата налога может производиться только в денежной форме, т.е. другие формы расчетов по обязательствам организации по уплате налогов не допускаются, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

    При оформлении платежных поручений на перечисление налога налогоплательщики, налоговые агенты и плательщики сборов должны руководствоваться Правилами проставления в платежных документах идентификационного номера налогового органа и кода бюджетной классификации РФ при осуществлении операций по счетам по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утвержденными Приказом Минфина России и МНС России от 29 февраля 2000 г. N N 21н, АП-3-25/82 (в редакции от 8 декабря 2000 г.), а также Письмом МНС России от 11 апреля 2000 г. N ФС-6-09/272 "О порядке оформления налогоплательщиками платежных документов".

    М.И.Балакирева

    Управление МНС России

    по Московской области