Обязанности налогового агента

Правовой статус налоговых агентов

Налоговые агенты, их права и обязанности

Налоговые агенты — одна из наиболее многочисленных групп субъектов налогового права. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности, по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за небольшими исключениями.
Налоговые агенты обязаны:
1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги;
2. В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3. Вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4. Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с правовыми нормами глав 15 — 17 НК РФ и других актов законодательства о налогах и сборах.
В зависимости от характера и содержания обязанностей, налоговых агентов можно разделить на несколько групп.
В первую группу входят Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с законодательством.
Вторую группу налоговых агентов составляют организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы в виде дивидендов, процентов от реализации акций, недвижимости, полученные от использования имущества, интеллектуальной собственности, международных перевозок и т.д. иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в РФ не через постоянное представительство.
Третья группа включают в себя организации и индивидуальных предпринимателей, оплачивающие товары (работы, услуги) иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, которые обязаны исчислять, удерживать и перечислять в соответствующие бюджеты НДС.
В четвертую группу налоговых агентов входят организации, выплачивающие доходы по своим акциям, облигациям, иным ценным бумагам, а также доходы от долевого участия в них, которые обязаны удерживать налоги с сумм выплачиваемых доходов (ст.226 НК РФ).

Взаимозависимые лица.

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 373 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Главная — Статьи

Ответственность налогового агента по НДФЛ

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса российские организации и индивидуальные предприниматели в отношении всех доходов налогоплательщиков-физлиц, источником которых они являются, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Исключением являются лишь доходы физлиц, налог с которых рассчитывается и уплачивается по отдельным правилам, установленным ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса. Статус налогового агента подразумевает выполнение налоговым агентом определенных обязанностей, неисполнение которых влечет за собой налоговую ответственность.

Налоговая ответственность

Обязанности налогового агента по НДФЛ подразумевают, что он должен исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК).
Исчисляется НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом по всем доходам работника, облагаемым по ставке 13, которые начислены с начала налогового периода (п. п. 1, 3 ст. 210, ст. 216 НК).

Права и обязанности налоговых агентов.

При этом предусмотрен зачет налога, удержанного за предыдущие месяцы (п. п. 2, 3 ст. 226 НК). Вместе с тем удержанию НДФЛ подлежит непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате (абз. 1 п. 4 ст. 226 НК). Учитывая, что в общем случае датой фактического получения дохода в целях НДФЛ признается день их выплаты (перечисления на счет) в денежной форме и передачи в натуральной форме, по сути, исчислять налог необходимо при каждой выплате дохода (п. 1 ст. 223 НК). Тем более что перечислить НДФЛ в бюджет налоговый агент обязан не позднее дня фактического получения в банке наличных денег на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщиков либо по их поручениям на счета третьих лиц в банках (абз. 1 п. 6 ст. 226 НК).

Отдельно по каждой сумме дохода НДФЛ рассчитывается также с выплат, облагаемых по иным ставкам, помимо ставки 13 процентов (п. 3 ст. 226 НК).
Невыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 123 Налогового кодекса. Если быть точнее, то данной нормой установлены штрафные санкции за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) сумм налога в установленный срок. Однако, очевидно, что неисчисление НДФЛ влечет за собой его неудержание и, как следствие, неуплату. Размер санкций в данном случае составляет 20 процентов от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Обратите внимание! Налоговые инспекторы вправе привлечь налогового агента к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса в том числе до окончания налогового периода, которым, если говорить об НДФЛ, признается год. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 5 июля 2011 г. N 1051/11. Как подчеркнули судьи, обязанности налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет НДФЛ предусмотрены ст. 226 Кодекса и не связаны с окончанием налогового периода.

Следует отметить, что в арбитражной практике есть примеры решений, в которых судьи указывают, что налоговики не вправе привлечь налогового агента к ответственности, если НДФЛ уплачен им в более поздние сроки, на дату начала выездной проверки уже перечислен в полном объеме (Постановления ФАС Московского округа от 5 апреля 2011 г. N КА-А40/1966-11, ФАС Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А32-15885/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2008 г. N А19-13815/07-41-Ф02-1664/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. N Ф04-643/2009(48-А45-46)). Однако необходимо учитывать, что во всех них рассматривались периоды, когда действовала прежняя редакция ст. 123 Налогового кодекса, которая устанавливала ответственность лишь за неперечисление (неполное перечисление) налога, но не за уплату его в более поздние сроки. Однако согласно действующей редакции данной статьи, вступившей в силу 2 сентября 2010 г., штрафные санкции, предусмотренные ею, применяются в том числе в случае неперечисления налога в установленный срок. Что же касается представителей ФНС, то эксперты налогового ведомства и ранее настаивали, что ответственность по ст. 123 Налогового кодекса подлежит применению и при несвоевременной уплате налога, подлежащего удержанию налоговым агентом, в бюджет (Письмо ФНС России от 26 февраля 2007 г. N 04-1-02/145@).

Пени за несвоевременную уплату

Уплата налога в более поздние сроки, чем предусмотрено законодательством, как предусмотрено ст. 75 Налогового кодекса, помимо прочего чревата для налогоплательщика уплатой пени за каждый день просрочки. Между тем согласно п. 7 данной статьи установленные ею правила распространяются также на налоговых агентов. Причем сумма пеней может быть взыскана с налогового агента даже в том случае, когда НДФЛ им с доходов физлица по тем или иным причинам не удержан, то есть за счет собственных средств агента (Постановления Президиума ВАС РФ от 12 января 2010 г. N 12000/09, от 22 мая 2007 г. N 16499/06, Письмо ФНС России от 25 июля 2006 г. N ВЕ-6-04/728@).

Обратите внимание! Уплата НДФЛ за счет собственных средств налогового агента прямо запрещена п. 9 ст. 226 Налогового кодекса. В связи с этим взыскать с налогового агента налог, не удержанный им у налогоплательщика, налоговики не вправе (Постановления ФАС Поволжского округа от 23 июля 2009 г. N А57-5229/2008, ФАС Московского округа от 28 июля 2009 г. N КА-А40/6948-09). Однако по этой же причине налоговые инспекторы не признают обязанности налогового агента исполненными, если НДФЛ им перечислен за счет собственных средств.

При этом, как следует из Письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690, в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов в более поздние сроки пени подлежат начислению в целом по организации (предпринимателю) с учетом даты получения дохода каждого физического лица и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу. Здесь необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 230 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физлицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, а также исчисленных и удержанных сумм налогов в регистрах налогового учета по каждому налогоплательщику. Вполне понятно, что в отсутствие такого учета рассчитать сумму пеней довольно проблематично, но не невозможно. При этом следует помнить, что в данном случае вступает в права также ст. 120 Кодекса, которой предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (Письмо ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690).

В зависимости от тяжести правонарушения меры взыскания по ст. 120 Налогового кодекса разнятся. Так, если грубое нарушение правил учета допущено в рамках одного налогового периода, то сумма штрафа составит 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК). Те же деяния, растянувшиеся более чем на один налоговый период, уже грозят санкциями в размере 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК). Ну и, наконец, если они повлекли за собой занижение налоговой базы, то величина штрафа будет зависеть от суммы не уплаченного в бюджет налога (20 процентов, но не менее 40 000 руб.) (п. 3 ст. 120 НК).

Если НДФЛ удержать невозможно

На практике далеко не всегда у налогового агента есть возможность удержать исчисленный НДФЛ из доходов налогоплательщика. Например, это касается ситуаций, когда речь идет о доходах в натуральной форме или в виде материальной выгоды (Письмо Минфина России от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258). В этом случае согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса фирме или предпринимателю необходимо письменно сообщить о невозможности удержать НДФЛ и сумме неудержанного налога как налогоплательщику, так и налоговому органу по месту своего учета. На этом обязанности налогового агента будут считаться исполненными (Письма Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-04-06/10-62, от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12). Следовательно, ни штраф по ст. 123 Налогового кодекса, ни пени за неуплату налога в срок в такой ситуации с хозяйствующего субъекта взысканы быть не могут (п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5, Определение ВАС РФ от 16 июля 2007 г. N 5560/07, Письмо Минфина России от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12).

Однако следует иметь в виду, что для применения п. 5 ст. 226 Налогового кодекса возможность удержания НДФЛ должна отсутствовать у налогового агента с момента получения физлицом дохода и вплоть до окончания налогового периода. Иными словами, если до конца года налоговый агент выплачивает физлицу какие-либо денежные средства, он обязан «вычесть» из них в том числе НДФЛ, не удержанный ранее. Собственно говоря, согласно п. 5 ст. 226 Кодекса сообщить о невозможности удержать налог он должен не позднее месяца с даты окончания налогового периода.

Февраль 2013 г.

Налоговая ответственность, НДФЛ

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Согласно п. 5 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 123 НК РФ предусматривает, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.

В Постановлении от 17.09.2007, 24.09.2007 N КА-А40/9418-07 ФАС Московского округа указал, что гл. 25 НК РФ не установлена обязанность налогового агента уплачивать за счет собственных средств не удержанные с налогоплательщика налоги.

Если налоговый агент не удержал сумму налога из дохода налогоплательщика, то налоговый орган не вправе взыскать этот налог за счет средств налогового агента, поскольку иное будет являться мерой ответственности (санкцией).

Ответственность за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предусмотрена ст. 123 НК РФ. Однако указанной статьей предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% суммы неудержанного налога. Взыскание всей суммы неудержанного налога означает применение штрафа в размере 100%, что не предусмотрено нормами НК РФ. К тому же взыскание с налогового агента суммы неудержанного налога является повторным привлечением к ответственности за одно правонарушение, что в соответствии с п. 2 ст. 108 НК РФ недопустимо.

Судебная практика приходит к аналогичным выводам. При этом суды указывают, что обязанность по уплате налога, не удержанного налоговым агентом, лежит на налогоплательщике — иностранной организации, а взыскание его с налогового агента приведет к двойному налогообложению выплаченного дохода, что является недопустимым.

Пример.

СУТЬ ДЕЛА

Налоговый орган провел проверку налогового агента, по результатам которой было принято решение о доначислении налога на прибыль организаций и привлечении налогового агента к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Основанием принятому решению послужило неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Налоговый агент заключил с иностранной организацией контракты на оказание услуг по технической поддержке лицензионного программного обеспечения и связанных с этим услуг по обучению.

В п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

В п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении споров о применении к налоговому агенту ответственности, установленной в ст. 123 НК РФ, судам необходимо учитывать, что указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

В силу п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ доходов. Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций в соответствии с настоящим пунктом, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода.

В силу п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Между Российской Федерацией и Королевством Швеция заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15 июня 1993 г., в соответствии со ст. 3 которой компетентным органом, подтверждающим постоянное местонахождение иностранной организации применительно к Швеции, считаются министр финансов, его уполномоченный представитель или орган, назначенный в качестве компетентного представителя для целей настоящей Конвенции.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Несоблюдение условий, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ, обязывало налогового агента произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и его перечисление в бюджет.

Из указанных норм следует, что налог на доходы иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, получаемый от источников в Российской Федерации, подлежит перечислению в бюджет за счет средств (дохода), подлежащих выплате иностранной организации, а не самого налогового агента. При этом до момента удержания этих средств обязанность по уплате названного налога лежит на иностранной организации. В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент.

Суд установил, что налогоплательщик на момент выплаты дохода не имел подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ. Свидетельство о регистрации и регистрационное свидетельство, выданные регистрационным органом Швеции, налогоплательщик представил только в судебное заседание.

Следовательно, на момент выплаты дохода у налогового агента имелась обязанность удержать налог с дохода, выплаченного иностранной организации.

Однако при указанных обстоятельствах налог на доходы, полученные иностранной организацией от источника в Российской Федерации, подлежит уплате на территории Королевства Швеция, а не в Российской Федерации.

В данном случае налоговый агент должен был удержать налог на доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации. После этого иностранная организация имела право обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента за возвратом удержанного налога (п. 2 ст. 312 НК РФ). Поскольку в рассматриваемых обстоятельствах налог не был удержан, оснований для его возврата не возникло. Следовательно, налог должен быть уплачен на территории Швеции, а взыскание его с налогового агента приведет к двойному налогообложению суммы дохода как в Российской Федерации, так и в Швеции, что является недопустимым в силу Конвенции, заключенной между Российской Федерацией и Королевством Швеция.

Следовательно, требование налогового органа о взыскании с налогового агента суммы налога, не перечисленной в бюджет в связи с ее неудержанием с налогоплательщика, не основано на нормах НК РФ. Взыскание с налогового агента суммы неудержанного налога является, по сути, дополнительным видом ответственности, не предусмотренным НК РФ, поскольку в таком случае налоговый агент помимо взыскания штрафа подвергается денежному взысканию и лишается собственного имущества — денежных средств.

Следовательно, налоговый орган неправомерно доначислил налоговому агенту налог на доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации, и соответствующие ему пени.

Налоговый агент не исполнил обязанность по удержанию и перечислению налога, поэтому он правомерно привлечен к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ.

Таким образом, суд сделал вывод о незаконности доначисления налоговому агенту не удержанного им налога на доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2007 N А82-9088/2006-14.)

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2006 N А82-2436/2006-14 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2006 N А58-4362/04-Ф02-4559/06-С1.

Однако в судебной практике существует и противоположная точка зрения (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05, Постановления ФАС Уральского округа от 03.10.2005 N Ф09-4372/05-С7, ФАС Дальневосточного округа от 18.10.2006, 11.10.2006 N Ф03-А59/06-2/3499).

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 3 ст. 75 НК РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

На основании п. 7 ст. 75 НК РФ указанные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В арбитражной практике существуют споры по вопросу правомерности начисления пеней налоговому агенту, не удержавшему налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

Пример.

СУТЬ ДЕЛА

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой было принято решение о начислении налоговому агенту пеней на сумму налога, не удержанного с доходов, выплаченных иностранной организации из источников в Российской Федерации. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о том, что налоговый агент обязан удержать налог с доходов иностранной организации, поскольку представленные им в налоговый орган документы не отвечают установленным требованиям.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Согласно ст. 75 НК РФ пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу гл. 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Поскольку ст. 310 НК РФ обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, возложена на налоговых агентов, пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.

Пени — правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность.

Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 — 48 НК РФ.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя — на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, — инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Следовательно, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

Учитывая изложенное, суд признал решение налогового органа о доначислении налоговому агенту пеней по налогу с доходов иностранной организации правомерным.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2007 N А56-6800/2007.)

Таким образом, в приведенном Постановлении суд установил, что налоговый агент был обязан произвести удержание и перечисление в бюджет налога с доходов, выплаченных иностранным юридическим лицом, так как документы, представленные им в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение иностранного юридического лица, не отвечают требованиям, предъявляемым к официальным документам. Учитывая неисполнение налоговым агентом обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 310 НК РФ, суд пришел к выводу, что пени — как правовосстановительная мера государственного принуждения за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога — могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

Данные выводы суда пересекаются с позицией, высказанной Президиумом ВАС РФ в Постановлениях от 16.05.2006 N 16058/05 и от 26.09.2006 N 4047/06 в отношении исполнения обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц.

С учетом данных Постановлений можно сделать следующие выводы.

Пунктом 2 ст. 287 НК РФ установлена обязанность налогового агента перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

Из указанной обязанности следует, что у налогового агента данная обязанность возникает ранее, чем аналогичная обязанность у налогоплательщика — резидента Российской Федерации, а в случае с иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, данная обязанность для бюджета Российской Федерации не наступает вообще, следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом и в случае, если такое удержание возможно) не обеспечивает в полной мере возмещения ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. Таким образом, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества и тем самым компенсировать несвоевременную уплату налога в бюджет.

В то же время из данной ситуации вытекает вопрос применения п. 5 ст. 75 НК РФ, в соответствии с которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6.5. Налоговые агенты, их права и обязанности

Однако в комментируемом Постановлении суд указал следующее: из положений НК РФ следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. Таким образом, возникает ситуация, в которой налоговому агенту, не удержавшему налог с доходов, выплаченных иностранным организациям, в силу п. 3 ст. 75 НК РФ пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, т.е. до момента, когда налоговый агент сможет удержать сумму налога с доходов иностранной организацией, если такая возможность ему предоставится. В то же время выходом в данной ситуации для налогового агента может стать уплата налога за счет собственных средств, что в свою очередь, как указал суд в представленном ранее Постановлении, противоречит нормам НК РФ.

Ю.Борисов

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

3 класса