Обособленное подразделение

Содержание

Письмо Министерства финансов РФ
№03-02-07/1/36019 от 14.06.2016

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обособленным подразделением организации для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 15-АП-4108/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А).

Налоговый орган принимает решение о постановке на учет организации по месту ее деятельности через обособленное подразделение исходя из представленных ему документов, на основании которых осуществляется такая деятельность вне места нахождения организации.

Является ли склад обособленным подразделением?

Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН

Комментарий эксперта

Что понимать под обособленным подразделением организации

Обособленным подразделением организации для целей налогообложения признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). То есть о наличии обособленного подразделения свидетельствуют два обстоятельства.

Первое — адрес обособленного подразделения отличается от адреса организации, указанного в ЕГРЮЛ (письмо Минфина России от 18….

Эксперт «НА» И.С.Сергеева

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Ликвидация «обособки» (Светличная И.)

Ликвидация «обособки» (Светличная И.)

Дата размещения статьи: 23.08.2014

Причин закрыть обособленное подразделение может быть множество. Однако независимо от повода процедура ликвидации ОП едина. Какие именно документы потребуется составить для ликвидации «обособки» и в какие сроки их нужно представить в различные органы?

После принятия решения о ликвидации обособленного подразделения организация должна быть снята с учета в инспекции по месту своего нахождения (п. 5 ст. 84 НК РФ). Если закрывается офис, не являющийся представительством, то компания сообщает об этом «своей» инспекции. В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса сообщение о закрытии необходимо направить в налоговую в течение трех рабочих дней со дня издания приказа о ликвидации обособленного подразделения.
Информация передается в налоговую по форме N С-09-3-2 (Приказ ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@). Инспекция, получив сообщение, сканирует его и отправляет копию в ИФНС по месту нахождения «обособки» (Письмо ФНС России от 03.09.2011 N МН-37-6/10623@). Далее у ревизоров будет 10 рабочих дней со дня получения копии сообщения, в течение которых они снимут компанию с учета, об этом факте контролеры известят головной офис уведомлением по форме N 1-5-Учет (Приказ ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@).
Если же закрывается филиал или представительство, то процедура будет более громоздкой. Все бумаги, которые указаны ниже, необходимо направить в соответствующие органы в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о закрытии подразделения.
Так, коммерсанты должны представить сообщение по форме N С-09-3-2 в инспекцию, которая занимается регистрацией юрлиц по месту нахождения компании. Туда должен быть направлен следующий пакет документов:
— уведомление по форме N Р13002 (Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);
— решение о внесении изменений в учредительные документы, которые касаются закрытия филиала (представительства);
— текст самих изменений.
Получив комплект бумаг, ревизоры в течение пяти дней вносят в ЕГРЮЛ запись о ликвидации филиала, после чего направят сведения в ИФНС по месту нахождения организации.

Nota bene. Если сообщение о закрытии обособленного подразделения по форме N С-09-3-2 представлено не вовремя, то на организацию могут наложить штраф в размере 200 руб. (ст. 126 НК РФ), а на ее руководителя — от 300 до 500 руб. Также директора компании могут оштрафовать на 5000 руб. за несвоевременное представление уведомления по форме N Р13002.

Взносы

Обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, выплачивающее зарплату и имеющее расчетный счет, уплачивает взносы во внебюджетные фонды по месту своего нахождения. Следовательно, до закрытия подразделения необходимо представить отчетность в отделения фондов.
В ФСС по месту нахождения подразделения сдается форма-4 ФСС (Приказ Минтруда России от 19.03.2013 N 107н) и в течение 15 дней уплачиваются начисленные, но еще не уплаченные взносы.
В ПФР отправляется расчет РСВ-1 ПФР (Постановление Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п) за период с начала года по дату представления бумаги.
Компания при закрытии подразделения, которое не имело отдельного баланса и не выплачивало зарплату, продолжает сдавать отчетность и уплачивать взносы в общем порядке.

Снятие с учета в фондах

В Письме Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2010 г. N 2891-19 указано, что организация обязана сообщить в ПФР и ФСС по месту своего учета о закрытии любого обособленного подразделения. Это надо сделать в течение одного месяца со дня ликвидации филиала. Поскольку унифицированного документа извещения чиновников в законодательстве не содержится, его можно составить в произвольной форме.
Если подразделение было выделено на отдельный баланс, выплачивало зарплату и имело расчетный счет, то помимо сообщения о закрытии в ПФР и ФСС нужно будет представить и другие бумаги. Так, в отделение ПФР по месту учета подразделения следует направить:
— копию приказа о ликвидации филиала;
— заявление о снятии с регистрационного учета организации по месту нахождения подразделения (Постановление Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п).
После получения документов у чиновников есть 5 дней, чтобы выполнить все бюрократические процедуры.
В ФСС по месту учета подразделения представляются почти те же самые бумаги:
— копия приказа о ликвидации ОП;
— заявление о снятии с регистрационного учета (Приказ Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 N 1052н).
Филиал будет снят с учета в ФСС в течение 14 дней с момента получения документов.

Налог на прибыль

Согласно п. 2.8 Приказа ФНС России от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@ организация, которая приняла решение о закрытии обособленного подразделения, представляет в инспекцию по месту своего нахождения уточненные декларации по «обособке», а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период.
Обратите внимание на заполнение документов: тут нередко бывают ошибки. В титульном листе документа в поле «по месту нахождения (учета)» указывается код «223», а в верхней его части пишется КПП, который был присвоен организации по месту нахождения закрытого подразделения.
В поле показателя «Код по ОКТМО» указывается код муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого происходила уплата налога на прибыль.
Следует отметить, что в Письме ФНС России от 18 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/19308 чиновники пояснили, что в уточненных декларациях по закрытому филиалу нужно указать его КПП и ОКТМО и представить их по месту нахождения нового подразделения.
Для правильного исчисления налога на прибыль при закрытии «обособки» в налоговую также подается уведомление. Вид документа зависит от того, является ли подразделение ответственным за уплату налога или нет. Напомним, что компания, имеющая несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, может выбрать филиал, через который будет уплачивать налог на прибыль.
При закрытии подразделения, которое никаких отчислений в казну не делало, уведомление отправляется в произвольной форме в инспекцию по месту нахождения ОП.
Если ликвидируется подразделение, платившее налоги, то головной организации лучше направить уведомления по формам, рекомендованным в Письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986.
Если же на территории субъекта закрываются все подразделения, то в инспекцию по месту нахождения филиалов представляется уведомление в произвольной форме.
Сроки отправки уведомлений зависят от того, когда было закрыто подразделение.

Регистрация обособленного подразделения

Так, если его ликвидировали в каком-либо отчетном периоде, то в течение 10 рабочих дней после окончания данного периода. Если же закрытие произошло в конце года, то до 31 декабря текущего года.

Nota bene. Процесс закрытия «обособки» может затянуться. Так, если в отношении организации было принято решение провести выездную проверку, то ее не снимут с учета по месту нахождения до окончания контрольного мероприятия.

Увольнение сотрудников

В зависимости от того, где находится закрываемое подразделение, увольнение сотрудников может происходить по разным основаниям. Рассмотрим несколько из них.
Во-первых, увольнение по сокращению численности работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), если «обособка» и организация находятся в одном и том же населенном пункте. В данном случае сокращение персонала должно быть обосновано экономическими, техническими либо организационными причинами.
Не позднее чем за 3 месяца до начала расторжения трудовых договоров компания должна уведомить о сокращении профсоюз (ст. 82 ТК РФ) и службу занятости (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1).
Во-вторых, увольнение из-за ликвидации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), если организация и подразделение находятся в разных местностях. В Определении Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. N 1542-О указано, что закрытие обособленного подразделения, расположенного в другой местности, фактически означает прекращение деятельности самой организации на этой территории. Соответственно, это делает невозможным перевод сотрудников, даже с их согласия, на другую работу в ту же организацию в пределах той же местности.
Об увольнении в связи с ликвидацией необходимо предупредить под роспись о расторжении трудового договора не менее чем за 2 месяца. Также о планируемых увольнениях уведомляют профсоюз и службу занятости.
В день расторжения договора со специалистами необходимо произвести полный расчет. Им выплачивается заработная плата и компенсация за неиспользованный отпуск. В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса — выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

ГЛАВА 22. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Обособленные подразделения организации

Создавая обособленное подразделение, организация должна выполнить ряд требований по постановке на налоговый учет. О том, в какие сроки это нужно сделать, какие потребуются документы, как снять с учета подразделение, вы узнаете из этой статьи.

Мы привыкли воспринимать обособленное подразделение как отдельную структуру, созданную организацией в процессе осуществления своей деятельности. Но при этом важно иметь в виду, что определение обособленного подразделения, которое содержится в Налоговом кодексе РФ, значительно шире гражданско-правового определения обособленного подразделения и в большинстве случаев организации необходимо зарегистрировать в налоговом органе создаваемое обособленное подразделение.

Условия создания обособленных подразделений организации

Согласно ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

С точки зрения Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации характеризуется следующими признаками:

  • территориальная обособленность;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест;
  • осуществление деятельности организации через обособленное подразделение.

Рассмотрим подробнее эти признаки.

Территориальная обособленность

В связи с тем что критерий территориальной обособленности Налоговым кодексом РФ не установлен, необходимо руководствоваться разъяснениями финансовых и налоговых органов.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, территориально обособленным подразделением организации следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация, т.е. по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика. Аналогичное мнение высказывается представителями налоговых органов.

Если организация состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеет обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, то она обязана в установленном порядке встать на учет по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений в этих налоговых органах (см. Письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-06-05-04/35).

Если обособленное подразделение относится к ведению того же налогового органа, что и головная организация, то организация не обязана вставать на учет в том же самом налоговом органе в связи с созданием этого обособленного подразделения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Оборудованные стационарные рабочие места

Основным признаком, характеризующим обособленное подразделение организации, является наличие в нем оборудованных стационарных рабочих мест.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, что следует понимать под рабочим местом. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место — это место, на котором работник должен находиться или на которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ), но Налоговым кодексом РФ не урегулирован вопрос о том, что считается оборудованием рабочего места.

Судебные органы считают, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение работниками таких обязанностей (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160, Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК).

Еще один спорный вопрос — образуется ли обособленное подразделение организации при наличии у нее вне места нахождения только одного стационарного рабочего места или таких рабочих мест должно быть два и более.

Ранее судебными органами высказывалось мнение, согласно которому при наличии одного рабочего места обособленное подразделение не образуется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01).

Однако позднее позиция арбитражных судов в этом вопросе изменилась. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02 указывается, что постановка на учет обособленного подразделения обязательна и в том случае, если в нем создано одно рабочее место. Эту позицию занял и ФАС Центрального округа (см. Постановление от 26.07.2004 N А62-1493/04). ФАС Северо-Западного округа также исходил из того, что создание одного рабочего места является основанием для постановки обособленного подразделения на учет (см. Постановление от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178).

Такая же точка зрения изложена в Письме МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением».

По мнению МНС России, такой критерий обособленного подразделения, как оборудование стационарных рабочих мест, указанный в ст. 11 НК РФ, вобрал в себя и понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, полагает министерство, так как в ст. 11 НК РФ понятие «рабочее место» употребляется и в единственном числе, это было бы неправильным по смысловой нагрузке, если законодатель не считал бы обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

Следовательно, создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Постановка на учет обособленного подразделения организации

В течение одного месяца после создания обособленного подразделения организация обязана сообщить о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения, а также встать на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (ст. 23, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ).

Дата создания обособленного подразделения

Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе РФ не определен.

По мнению налоговых органов, дату создания обособленного подразделения следует определять по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков обособленного подразделения, установленных ст. 11 НК РФ (см. статью «О постановке организации на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений», журнал «Налоговый вестник», 2004, N 9).

Так, датой создания обособленного подразделения будет считаться дата решения общего собрания акционеров об открытии филиала в другом городе.

Некоторыми судебными органами высказывается точка зрения, согласно которой датой создания обособленного подразделения в форме филиала является дата внесения изменений в учредительные документы организации (см. Постановление ФАС Центрального округа от 19.08.2004 N А35-7602/03-С4).

Однако в большинстве случаев позиция судебных органов заключается в том, что моментом создания обособленного подразделения следует считать момент оборудования организацией территориально обособленного стационарного места для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2005 N Ф03-А04/04-2/3923, Московского округа от 09.09.2004 N КА-А40/7836-04, Волго-Вятского округа от 19.08.2004 N А29-8668/2003а, Западно-Сибирского округа от 28.05.2003 N Ф04/2319-394/А70-2003).

Созданием обособленного подразделения является, например, заключение договора аренды нежилого помещения, используемого в производственной деятельности этого подразделения.

Документы, представляемые при постановке на учет

Рекомендуемая форма сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ, утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@ «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах».

Как следует из названия этой формы, она носит рекомендательный характер, т.е. организация вправе подать сообщение и в произвольной форме, но сделать это нужно обязательно. Срок подачи сообщения о создании обособленного подразделения организации — 1 месяц с момента его создания (ст. 23 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ (далее — заявление) и порядок его заполнения содержатся в Приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».

Срок подачи заявления — 1 месяц с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с копией свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

Таким образом, организация может быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения и при отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

К документам, подтверждающим создание обособленного подразделения организации, относятся: положение о филиале (представительстве), приказ о создании филиала (представительства), доверенность, выданная руководителю филиала (представительства), и др. Если обособленное подразделение не оформлено как филиал или представительство, то его создание подтверждается наличием соответствующих документов (положение, приказ, доверенности на право ведения дел, иные документы финансово-хозяйственной деятельности).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов.

При этом новый ИНН не присваивается. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации в налоговом органе как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

При постановке на учет обособленного подразделения организации выдается уведомление по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Постановка на налоговый учет и снятие с учета производятся бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

Ответственность за непредставление сообщения о создании подразделения и нарушение сроков постановки на учет

За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.

Одновременно должностное лицо организации, ответственное за представление в установленный ст. 23 НК РФ срок сообщения о создании обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу на основании ст. 15.6 КоАП РФ в сумме от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

При нарушении срока подачи заявления налоговый орган может наложить на организацию штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если просрочка более 90 дней) на основании ст. 116 НК РФ. За это же нарушение руководитель фирмы может быть оштрафован на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Если созданным, но не поставленным на учет обособленным подразделением организации велась деятельность, приносящая доходы, то организация может быть привлечена к ответственности по ст.

Возникает ли обособленное подразделение: случаи из практики

117 НК РФ, которой предусмотрено взыскание 10% полученных доходов, но не менее 20 000 руб., а при ведении такой деятельности более трех месяцев — в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 2000 до 3000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления — не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй — в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий — в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления — не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Ликвидация обособленного подразделения организации

При ликвидации обособленного подразделения организация обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения не установлена, поэтому оно подается в произвольной форме.

По месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать заявление о снятии его с учета (п. 5 ст. 84 НК РФ). Форма заявления о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения и порядок его заполнения утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. Заявление о снятии с учета подается в одном экземпляре.

Снятие обособленного подразделения с учета осуществляется налоговым органом в течение 14 дней со дня подачи организацией заявления.

При ликвидации обособленного подразделения организации не предусмотрено обязательное проведение выездной налоговой проверки. По общему правилу такая проверка проводится при ликвидации организации (ст. 89 НК РФ). В частных разъяснениях налоговые органы высказывают мнение о том, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.

С.Рогоцкая

АКДИ «Экономика и жизнь»

Обособленные подразделения: как создавать, вести учет и отчитываться

Обособленные подразделения