Образец рекомендательного письма

Рекомендательное письмо – это документ, который представляет собой отзыв о соискателе со стороны его бывшего руководителя либо сотрудника с профессиональной точки зрения.

Рекомендательное письмо содержит в себе краткую характеристику профессиональных навыков, достижений человека, его основных успехов во время учебы либо работы, сильных сторон. С помощью рекомендаций работодатель может увидеть более четкую картину профессиональной деятельности кандидата, узнать мнение о нем как о сотруднике со стороны людей, которые с ним работали либо учились. Рекомендательное письмо требуют не все работодатели, но при поиске новой работы лучше все-таки позаботиться о его наличии и, как и сопроводительное письмо, приложить к резюме — это придаст большую солидность кандидатуре соискателя.

Для выпускника ВУЗа, человека без опыта работы рекомендателем может быть преподаватель, заведующий кафедрой, декан факультета, для человека с опытом работы – его непосредственный руководитель, директор организации либо коллега (занимающий более высокую позицию) на предыдущем рабочем месте.

Как написать рекомендательное письмо

Составление рекомендательного письма осуществляется согласно общей структуре делового письма.

Сначала указывается заголовок документа.

После этого можно указать обращение, если рекомендательное письмо с работы составляется конкретному работодателю. Обращение можно и не употреблять, если оно делается для любого потенциального работодателя.

Далее следует информация о том, где и когда работал (учился) соискатель, кем он рекомендателю приходился. Например, если рекомендатель является непосредственным руководителем, можно указать: «Господин Комаров работал в компании ООО «Лаванда» под моим руководством с 12 мая 2011 г. по 10 августа 2013 г.», если коллега, то: «Я сотрудничал с господином Комаровым с 12 мая 2011 г. по 10 августа 2013 г. и т.п.

Затем идет речь о занимаемых должностях, функциональных обязанностях, профессиональных навыках, достижениях и успехах, личных качествах соискателя.

В рекомендательном письме сотруднику также можно указать причину ухода из предыдущей компании.

В следующей части письма представлены непосредственно рекомендации и пожелания рекомендателя (пример текста рекомендательного письма: «Профессионализм господина Комарова позволяет рекомендовать его для дальнейшей работы на аналогичной должности. Надеюсь, что приобретенные знания и навыки работы в нашей компании позволят господину Комарову быть востребованным работником. Желаю ему дальнейших успехов и процветания в творческой деятельности»).

В конце ставится подпись рекомендателя с указанием его должности, фамилии, имени, отчества, контактного телефона и даты составления документа.

По мере возможности данное письмо заверяется подписью руководителя компании или кадровой службы и печатью компании.

Образцы и примеры рекомендательного письма

Рекомендательное письмо сотруднику
Отзыв о человеке как работнике со стороны его бывшего руководителя либо коллеги.
1 образец Рекомендательное письмо студенту
Характеристика выпускника ВУЗа: его сильных сторон, успехов во время учебы, основных достижений со стороны куратора, декана факультета.
1 образец Рекомендательное письмо компании
Характеристика одной компании другой как партнера, оценка ее надежности, качества предоставляемых услуг, профессионализма ее сотрудников и т.п.
1 образец Рекомендательное письмо бухгалтеру
Это рекомендательное письмо сотруднику-бухгалтеру, которое содержит оценку его профессиональных качеств и навыков работы.
1 образец Рекомендательное письмо водителю
Это рекомендательное письмо сотруднику-водителю, которое содержит оценку его профессиональных качеств и навыков.
1 образец

Оформление рекомендательного письма желательно осуществлять на фирменном бланке организации.

Помещено в тему: Документы по кадровому обеспечению

В последнее время очень часто для поиска работы предпочитают дополнительно к резюме составлять еще рекомендательное письмо (образец обязательно будет во второй части статьи). По значению этот документ очень близок к так широко распространенной характеристике с места работы. Применяется сравнительно недавно и служит для передачи информации (или правильнее сказать мнения) о сотруднике с точки зрения написавшего рекомендательное письмо.

Менеджеры по персоналу очень хорошо себе представляют, что скорее всего именно сам сотрудник и составил свое рекомендательное письмо (так уж у нас получается). Поэтому к нему отнесутся достаточно отстраненно. Но это вовсе не означает, что рекомендательное письмо должно быть написано кое-как.

  • По объему текст должен уместиться на одном листе. Следует избегать общих и «дежурных» фраз – исполнительный, надежный сотрудник и прочее (такое письмо все равно не запомнится и не произведет нужного впечатления). Лучше просто перечислите факты – участвовал в проекте …, увеличил продажи … на 20%, с успехом провел переговоры … и т.д. (смотрите образец рекомендательного письма).
  • Написать его следует на официальном бланке письма, если только это не рекомендация конкретного человека от себя лично.
  • В документе должны быть сведения: в какой период и где (определенное название компании) сотрудник работал, его достижения – какие конкретно обязанности им выполнялись (должны дать представление о профессиональном уровне). В то же время стремитесь охарактеризовать результат работы в цифрах (может быть в процентах). Это самая значимая часть рекомендательного письма – посмотрите на приведенном примере как можно творчески подойти к процессу написания.
  • Необходимо включить непосредственно рекомендацию в духе «Я рекомендую ФИО для…», из которой ясно можно было бы понять о положительном настрое автора письма.
  • Подписывает рекомендательное письмо обычно непосредственный начальник (начальник структурного подразделения) или руководитель компании, где сотрудник работал. Люди, которые его знают и в случае необходимости готовы подтвердить всю информацию, изложенную в рекомендательном письме.
  • Привести в рекомендательном письме контактные данные подписавшего его.
  • Информация должна быть максимально правдивой – очень часто обращаются для уточнения и проверки сведений по указанным в письме телефонам.

Рекомендательное письмо – образец написания

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ПИЛЮЛЯ»
(ЗАО «Пилюля»)

ул. Нужная, 168, Москва, 000000
Телефон: …………; Факс: …………; e-mail:
ОКПО …, ОГРН …, ИНН/КПП …

Рекомендательное письмо

Клюшковая Марина Олеговна работала в ЗАО «Пилюля» с августа 2007 года по апрель 2012 года в качестве медицинского представителя нашей фармацевтической компании в г. Саратове.

Клюшковая М.О. отвечала за поиск новых клиентов, организовывала деловые встречи и презентации, заключала договоры, осуществляла продажи нашей фармацевтической продукции, а также на постоянной основе проводила мониторинг регионального рынка лекарственных препаратов и ведение отчетности.

Она легко находит контакт с людьми, очень коммуникабельна. За время работы медицинским представителем нашей компании сумела привлечь новых крупных клиентов и в целом увеличить продажи на 27 %. Также хочу отметить, что благодаря накопленному опыту и энергии Клюшковой М.О. плановые показатели всегда выполнялись в числе первых мест из всех региональных представительств.

Мы благодарны Клюшковой М.О. за успешное сотрудничество. Профессиональные навыки и личные качества Клюшковой М.О. позволяют рекомендовать ее для работы в выбранной должности фармацевтической компании.

Исполнительный директор О.П. Брыскина

kontakt @delo-ved.ru
+7 (495) 790-22-44

С помощью данного примера рекомендательного письма сотруднику вы получили наглядное представление, как написать его. И теперь вам ничто не мешает составить свой оригинальный образец рекомендательного письма и адаптировать его в дальнейшем для каждой конкретной ситуации.

Евгения Полоса

К записи 11 комментариев

Сергей | 08 05 2013

Спасибо за статью, коротко и понятно. Очень помогли.

Елена | 14 10 2013

Спасибо за информативную статью. Четко и всё понятно.

Добавлю, что наличие рекомендательных писем избавит руководителей новых компаний звонить на прежние места работы и наводить справки о сотруднике.

Ольга | 14 11 2013

Благодарю за статью и образец — очень помогли.

Ирина | 13 05 2014

спасибо, полезно

Наталья | 19 01 2015

При всём моём уважение и восхищении данным сайтом как раз за его практичность, этот раздел у меня вызвал недоумение. Работала во многих крупных компаниях и вот что я скажу: если это такой уж ценный сотрудник, который увеличил продажи и привёл клиентов, то не думаю, что руководство стало бы подписывать такое письмо. Это как при разводе: у работодателя появляется ревность что ли… А в момент, когда Вы подойдете с этим письмом, начальник поинтересуется куда вы уходите (не к конкурентам ли?) и не слили ли вы всю клиентскую базу. На практике никто не спрашивает рекомендательные письма, да потому что проще связаться и выяснить всё по телефону.

Алексей | 03 03 2015

Наталья, ситуации бывают разные. Сотрудника могли сократить, даже при том, что он прекрасный специалист.

Алексей Чернобай | 27 05 2015

Если бы у меня не спросили рекомендательное письмо, я бы не нашёл этот сайт, так что видимо этот раздел нужен тоже

Алексей Чернобай | 27 05 2015

Всё чётко и ясно написано. Спасибо.

Ольга | 29 07 2015

Спасибо большое, было очень полезно)))

Николай | 10 02 2016

Нужная вещь, сам в поиске образца сюда зашел. Спасибо.

Катя | 28 03 2018

Спасибо большое за довольно понятное объяснение!!

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

Ø титульный лист;

Ø аннотацию;

Ø сведения об авторе (авторах);

Ø пояснительную записку;

Ø

Ø список рекомендуемой литературы по данной теме;

Ø приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:

Ø название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

Ø фамилия, имя, отчество автора;

Ø название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

Ø название города;

Ø год разработки.

2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

Ø сути рассматриваемых вопросов;

Ø предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

Ø источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

Ø возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Ø Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

Ø обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

Ø определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

Ø краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

Ø обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

Ø описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

Ø дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

Ø вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

Ø предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

Ø планы проведения конкретных дел, мероприятий;

Ø тестовые задания;

Ø методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

Ø примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

Ø методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

Ø схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

Ø примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
— введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
— теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
— практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
— дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.