Общественный контроль за соблюдением охраны труда

Главная > Книги > В.Ц. Жидецкий Основы охраны труда (содержание)
advertising

В соответствии с Законом Украины «Об охране труда» (ст. 46) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют: трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных; профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей.
Уполномоченные трудовых коллективов по вопросам охраны труда, их основные обязанности и права
Институт уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда создается на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, видов их деятельности и численности работающих для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Деятельность уполномоченных проводится на основании Положения о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда, которое разрабатывается в соответствии с Типовым положением и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия.
Уполномоченные по вопросам охраны труда избираются на общем собрании (конференции) коллектива предприятия или цеха, участка из числа опытных и инициативных работников на срок действия полномочий органа самоуправления трудового коллектива. Работник, который согласно должностным обязанностям отвечает за организацию безопасных и безвредных условий труда, не может быть уполномоченным
по вопросам охраны труда. Численность последних определяется решением общего собрания (конференции) трудового коллектива в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения непрерывного общественного контроля за состоянием безопасности и условий труда в каждом производственном подразделении. Уполномоченные в месячный срок после избрания за счет собственника проходят обучение по вопросам охраны труда в соответствии с программой, разработанной службой охраны труда предприятия, согласованной с органом самоуправления трудового коллектива и профсоюзом и утвержденной руководителем предприятия.
Свои обязанности уполномоченные по вопросам охраны труда выполняют, как правило, в процессе производства, непосредственно на своем участке, смене, бригаде. Уполномоченные по вопросам охраны труда не реже одного раза в год отчитываются .о своей работе на общем собрании (конференции) трудового коллектива, которым они избраны.
В соответствии с Типовым положением, уполномоченные по вопросам охраны труда с целью создания безопасных и безвредных условий труда на производстве, оперативного устранения выявленных нарушений осуществляют контроль за:
— выполнением требований законодательных и нормативных актов об охране труда;
— обеспечением работников инструкциями, положениями по охране труда, действующими в пределах предприятия, и соблюдением их требований работниками;
— своевременным и правильным расследованием, документальным оформлением и учетом несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
— использованием фонда охраны труда предприятия по его назначению, и другое.

Уполномоченные по охране труда могут и должны привлекаться к разработке раздела «Охрана труда» коллективных договоров и соглашений, комплексных перспективных планов по охране труда, к работе в комиссиях по вопросам аттестации рабочих мест. Они участвуют: в комиссиях по расследованию профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, если пострадавший не является членом профсоюза; в решении вопроса о снижении размера одновременной помощи пострадавшему от несчастного случая вследстие невыполнения работником требований нормативных актов об охране труда; рассмотрении факта наличия производственной ситуации, опасной для здоровья или жизни работника или окружающих его людей и природной среды, в случае отказа работника выполнять по этим причинам порученную ему работу.
Уполномоченные по охране труда имеют право:
— беспрепятственно проверять состояние безопасности и гигиены труда, соблюдение работниками нормативных актов об охране труда на объектах предприятия или производственного подразделения, коллектив которого его избрал;
— вносить в специально заведенную для этого книгу обяза­тельные для рассмотрения собственником (руководителем струк­турного подразделения) предложения по устранению обнаруженных нарушений;
— требовать от мастера, бригадира или другого руководителя производственного подразделения прекращения работы на рабочем месте в случае создания угрозы жизни или здоровью работающих;
— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих нормативные акты об охране труда.

Гарантии для уполномоченных по вопросам охраны труда относительно увольнения их с работы по инициативе собственника или привлечения к дисциплинарной или материальной ответственности предусматриваются коллективным договором. Уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий в случае неудовлетворительного их исполнения только по решению общего собрания (конференции) избравшего его трудового коллектива.
Полномочия и права профсоюзов в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране труда
Законом Украины «Об охране труда» на профсоюзы возложено немало полномочий в области охраны труда, выполнение которых они осуществляют через свои выборные органы и представителей. Главной целью и заданием представителей профсоюзов является защита прав и законных интересов работников в сфере охраны труда, предоставление им практической помощи в разрешении этих вопросов.

В соответствии с Законом Украины «Об охране труда» представители профсоюзов участвуют в решении таких основных вопросов:
— в проработке национальной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также соответствующих соглашений по вопросам улучшения условий и безопасности труда;
— в разработке государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда;
— в разработке собственником комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов по охране труда;
— в расследовании несчастных случаев и профзаболеваний, в том числе специальном расследовании при участии специалистов по охране труда высших профорганов, в разработке мер по их предупреждению;
— в подготовке вместе с собственником предложений в опре-в делении и утверждении трудовым коллективом порядка оплаты и размеров одновременной помощи работникам, пострадавшим на производстве, а также о порядке уменьшения этой помощи при наличии вины работника в несчастном случае;
— в разработке предложений для включения их в соглашение по вопросам охраны труда коллективного договора;
— в организации социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в порядке и на условиях, которые определяются законодательством и коллективным договором (согла­шением, трудовым договором);
— в определении Кабинетом Министров Украины порядка пересмотра и увеличения тарифов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от уровня производственного травматизма и степени вредности условий труда;
— в работе комиссий по вопросам охраны труда предприятий по аттестации должностных лиц на знание ими нормативных актов об охране труда, в принятии в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов производственного назначения на соответствие их требованиям нормативных актов об охране труда, и аттестации рабочих мест по условиям труда.

Непосредственными исполнителями функций профсоюзов на предприятиях, согласно Закону Украины «Об охране труда”, является профсоюзный комитет, его комиссия по вопросам охраны труда, цеховые комитеты, профгруппы и общественные инспекторы по охране труда. Функции и обязанности этих общественных формирований и их права изложены в соответствующих положениях, утвержденных президиумом Федерации профсоюзов Украины от 20 сентября 1994 г.
Поскольку содержание работы общественных инспекторов профсоюзных комитетов и уполномоченных по вопросам охраны труда трудовых коллективов во многом совпадают, то рассмотрение данного вопроса упускается, так как он довольно подробно освещен в предыдущем материале учебного пособия.
Подтверждением сказанного может служить и тот факт, что в соответствии 4с Типовым положением о работе уполномоченных трудовых коллективов, последние могут быть одновременно и представителями профсоюзов по вопросам охраны труда. В то же время, по решению трудового коллектива обязанности уполномоченных могут быть возложены на общественных инспекторов по охране труда профсоюзов. Вместе с тем, необходимо отметить, что профсоюзный комитет имеет более широкие права. В частности, он имеет право внести собственнику, государственным органам управления предложения по любому вопросу охраны труда и требовать от них аргументированного ответа. Более того, в соответствии со ст. 45 КЗоТ по требованию профсоюзного комитета, подписавшего по поручению трудового коллектива коллективный договор, собственник или уполномоченный им орган обязан разорвать трудовой договор (контракт) с любым руководителем или уволить его от занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет мероприятия или требования коллективного договора, в том числе и по вопросам охраны труда.
Значительная роль профсоюзных комитетов по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний. На заседаниях своих коллективных органов они рассматривают причины несчастных случаев, особенно с тяжелыми последствиями и дают принципиальную оценку деятельности собственника по повышению уровня безопасности труда на производстве. Важной функцией профсоюзного комитета является защита интересов членов профсоюза и других работников (по их просьбе) при рассмотрении конфликтных ситуаций по любым вопросам охраны труда.

Нормативная база

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Права общественных контролеров

Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:

  • контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
  • проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
  • самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
  • ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
  • требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
  • требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.

Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.

Документальное оформление контроля

Работа по общественному надзору инспектора по охране труда должна быть соответствующим образом зафиксирована. Для этого служит журнал административно-общественного контроля по охране труда. Форма документа не утверждена никакими НПА, поэтому является произвольной. Ее может самостоятельно разработать и утвердить комитет профессионального союза каждой организации. Выглядеть этот документ может так:

Скачать

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.