Обязанности госслужащего

Содержание

Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации

Проект N 85554-3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(проект)

Настоящий кодекс предназначен для уточнения норм поведения, этики, которые должны соблюдаться государственными служащими, для оказания им помощи в выполнении этих норм и информировании граждан о том, какого поведения они вправе ожидать от государственных служащих.
Настоящий кодекс распространяется на всех государственных служащих Российской Федерации.
С момента вступления в силу настоящего кодекса государственная администрация обязана информировать государственных служащих о его положениях.
Кодекс является составной частью условий труда государственных служащих с момента подтверждения ими факта ознакомления с ним.
Каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для выполнения положений настоящего кодекса.

Глава I. Общие положения

Статья 1.

1. Государственный служащий обязан исполнять свои обязанности, соблюдая закон, законные инструкции и связанные с его служебными обязанностями этические нормы.

2. Государственный служащий обязан исполнять свой служебный долг политически нейтрально, не пытаясь противодействовать проведению политики, решениям или законным мерам, принимаемым государственными органами.

Статья 2.

1. Государственный служащий обязан быть лояльным в отношении федерального, регионального или местного органа государственной власти, учрежденного в соответствии с законодательством.

2. Государственный служащий должен быть честным, беспристрастным и выполнять свои обязанности в меру своих способностей, эффективно, компетентно, справедливо и с пониманием, принимая во внимание лишь общественную пользу и соответствующие обстоятельства дела.

3. Государственный служащий обязан быть вежливым с гражданами, которых он обслуживает, а также в своих отношениях с вышестоящими начальниками, с коллегами и подчиненными.

Статья 3.

При исполнении своих обязанностей государственный служащий не должен осуществлять произвол в отношении каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязан учитывать права, обязанности и законные интересы других.

Статья 4.

При принятии решения государственный служащий должен действовать в соответствии с законом и беспристрастно осуществлять свое право на оценку, учитывая только соответствующие обстоятельства.

Статья 5.

1. Государственный служащий не должен допускать, чтобы его частные интересы сталкивались с его публичными служебными обязанностями. На нем лежит ответственность за то, чтобы не допустить таких коллизий, какими бы они ни были — реальными, потенциальными или могущими оказаться таковыми.

2. В любом случае из своего официального положения государственный служащий не может извлекать не причитающуюся ему личную выгоду.

Статья 6.

Государственный служащий обязан всегда вести себя так, чтобы сохранять и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность и эффективность государственных органов.

Статья 7.

Государственный служащий подотчетен своему непосредственному начальнику, если в законе не предусмотрено иное.

Статья 8.

Полностью осознавая наличие у него права доступа к официальной информации, государственный служащий обязан, соблюдая необходимую конфиденциальность, соответственно обращаться со всей информацией и всеми документами, полученными при исполнении или в связи с исполнением своих служебных обязанностей.

Глава II. Основные положения

Статья 9. Доведение до сведения

1. Если государственный служащий обнаружит, что от него требуют совершения незаконного, неправомерного или противоречащего этике поступка, который может быть отнесен к должностным преступлениям пли каким-либо иным образом нарушить настоящий кодекс, то он обязан уведомить об этом, как это предусмотрено в законодательстве.

2. В соответствии с законодательством государственный служащий обязан информировать уполномоченные органы о любых известных ему или ей нарушениях настоящего кодекса другими государственными служащими.

3. Если государственный служащий, информировавший в соответствии с законодательством о вышеуказанном нарушении, сочтет неудовлетворительным данный ему ответ, то он может направить письменное уведомление об этом начальнику компетентного органа государственной службы.

4. Если с помощью процедур и средств правовой защиты, предусмотренных в законодательстве о государственной службе, невозможно урегулировать дело приемлемым образом для государственного служащего, то он (она) обязан (а) исполнить полагающиеся по закону и данные ему (ей) инструкции.

5. Государственный служащий обязан сообщать компетентным органам любые доказательства, утверждения или подозрения относительно незаконной или преступной деятельности в отношении государственной службы, о чем ему (ей) стало известно при исполнении служебных обязанностей или в связи с их исполнением. Расследованием по сообщенным фактам занимаются компетентные органы.

6. Государственная администрация должна следить за тем, чтобы государственному служащему, информировавшему о вышеуказанных случаях добросовестно и на основе разумных подозрений, не было причинено никакого вреда.

Статья 10. Столкновение интересов

1. Столкновение интересов возникает в такой ситуации, когда государственный служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.

2. Личная заинтересованность государственного служащего включает любую выгоду для него (нее) лично или для его (ее) семьи, родственников, друзей и близких, а также для лиц и организаций, с которыми он (она) имеют или имели деловые или связанные с политикой отношения. В это понятие входит также любое финансовое или гражданское обязательство, которое несет государственный служащий.

3. Учитывая, что обычно только самому служащему известно о том, что он (она) находится в данном положении, он обязан:
— внимательно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов;
— принимать меры, чтобы не допустить такого столкновения интересов;
— доводить до сведения вышестоящего начальника о любой коллизии интересов, как только ему (ей) становится об этом известно;
— подчиниться любому окончательному решению, требующему от него выйти из того положения, в котором он (она) находится, или отказаться от выгоды, породившей столкновение интересов.

4. Если потребуется, государственный служащий обязан заявить о наличии или отсутствии столкновения интересов.

5. Любое столкновение интересов, о котором заявит кандидат на должность в административном органе или на какой-либо новый пост в государственной службе, должно быть урегулировано до назначения данного кандидата на пост.

Статья 11. Заявление о своих интересах

Если государственный служащий занимает такую должность, при которой его служебные обязанности могут задеть его личные или частные интересы, то в соответствии с законом он обязан заявлять о характере и размерах этих интересов во время своего назначения, затем через определенные промежутки времени и при любом изменении ситуации.

Статья 12. Интересы вне государственной службы и несовместимые с ней

1. Государственный служащий не должен осуществлять деятельность или операции, занимать (возмездно или безвозмездно) пост или должность, несовместимые с надлежащим исполнением его служебных обязанностей или наносящие им вред. В случае если нет ясности относительно совместимости с государственной службой какой-либо деятельности, он или она должны спросить мнение своего непосредственного начальника.

2. С учетом применяемого законодательства, прежде чем осуществлять (возмездно или безвозмездно) некоторые виды деятельности или соглашаться на какие бы то ни было посты или должности вне государственной службы, государственный служащий обязан проинформировать своего работодателя в государственной службе и согласовать с ним этот вопрос.

3. Государственный служащий обязан выполнять любые предусмотренные законом требования по декларированию своего членства или принадлежности организациям, которые могут повредить его должности или надлежащему исполнению им своих служебных обязанностей в качестве государственного служащего.

Статья 13. Политическая или общественная деятельность

1. С учетом соблюдения основных конституционных прав государственный служащий обязан следить за тем, чтобы его участие в политической деятельности и его причастность к полемике в обществе или политических кругах не поколебали уверенности граждан или его работодателей в его способности беспристрастно выполнять возложенную на него задачу.

2. При исполнении своих служебных обязанностей государственный служащий не должен позволять себя использовать в каких-либо политических целях.

3. Государственный служащий обязан соблюдать любые ограничения, предусмотренные законом для некоторых категорий государственных служащих в отношении осуществления ими политической деятельности в связи с занимаемым ими положением или характером их служебных обязанностей.

Статья 14. Защита частной жизни государственного служащего

Все меры должны быть приняты, чтобы должным образом обеспечить уважение частной жизни государственного служащего: соответственно все предписанные в настоящем кодексе положения должны оставаться конфиденциальными, если в законе не предусмотрено иное.

Статья 15. Подарки

1. Государственный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки, услуги, приглашения и любые другие выгоды, предназначенные для него или для его семьи, родственников, близких друзей, а также для лиц или организаций, с которыми государственный служащий имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на беспристрастность, с которой он или она исполняют свои служебные обязанности, или которые могут быть вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым служебным обязанностям. Под эту категорию не подпадают обычное гостеприимство и мелкие подарки.

2. Если государственный служащий не знает, может ли он или она принять подарок или воспользоваться гостеприимством, он или она обязаны спросить мнение своего непосредственного начальника.

Статья 16. Отношение к предложениям получить не должную выгоду

Если государственному служащему предлагается не должная выгода, то с целью обеспечения своей безопасности он или она обязаны принять следующие меры:
— отказаться от не должной выгоды;
— для ее использования в дальнейшем в качестве доказательства принимать ее нет необходимости;
— попытаться установить личность сделавшего такое предложение:
— избегать длительных контактов, хотя знание основания данного предложения может быть полезным при снятии показаний;
— в случае если подарок нельзя ни отклонить, ни возвратить отправителю, он должен храниться по возможности с минимальным использованием;
— постараться иметь свидетелей, например в лице рядом работающих коллег;
— в кратчайший срок написать докладную об этой попытке, предпочтительно занеся ее в официальный журнал;
— довести как можно скорее этот факт до сведения непосредственного начальника или прямо до компетентного правоохранительного органа;
— продолжать работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена не должная выгода.

Статья 17. Уязвимость по отношению к другим

Государственный служащий не должен позволять ставить себя в такое положение или создавать его видимость, которое может его вынудить оказать взамен услугу лицу или какой-либо организации. Точно так же и его публичное и частное поведение не должно его делать уязвимым по отношению к влиянию других.

Статья 18. Злоупотребление служебным положением

1. Государственный служащий не должен предлагать никаких выгод, каким-либо образом связанных с его положением в качестве государственного служащего, если только у него нет на это законного разрешения.

2. Государственный служащий не должен пытаться влиять в частных целях на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других государственных служащих, пользуясь своим служебным положением или предлагая им личные выгоды.

Статья 19. Информация в распоряжении государственных органов

1. С учетом основных положений действующего законодательства в отношении доступа к информации, находящейся в распоряжении органов государственной власти, государственный служащий может сообщать информацию только при соблюдении норм и требований, применимых к тому органу, где данный служащий работает.

2. Государственный служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности информации, за которую он (она) несет ответственность и которая ему (ей) стала известна.

3. Государственный служащий не должен стремиться получить доступ к информации, который ему (ей) иметь нецелесообразно. Государственный служащий не должен использовать не по назначению информацию, которую он (она) может получить при исполнении своих служебных обязанностей или в связи с ним.

4. Государственный служащий не должен также ни задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности, ни распространять информацию, о которой ему (ей) известно или имеются основания считать, что она неточна или ложна.

Статья 20. Общественные и казенные средства

Осуществляя свою дискреционную власть, государственный служащий должен следить за тем, чтобы управлять с пользой, эффективно и экономно персоналом и вверенным ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они не должны использоваться для частных целей, за исключением случаев, разрешенных законом.

Статья 21. Проверка честности

1. Государственный служащий, отвечающий за прием на работу, продвижение по службе и назначение на должность обязан следить за тем, чтобы проверка честности будущего работника осуществлялась в соответствии с законом.

2. Если после такой проверки неясно, как надо действовать, он или она должны обратиться за соответствующей консультацией.

Статья 22. Ответственность вышестоящих руководителей подразделений

1. Государственный служащий, осуществляющий контроль или руководство другими государственными служащими, должен исполнять свои обязанности в соответствии с политикой и целями того публичного органа, которому он или она подчиняется. Он или она несет ответственность за действия или бездействие своего штата, наносящие вред политике и целям этого органа, если он или она не приняли мер, которые необходимо было принять для того, чтобы не допустить таких действий или бездействия.

2. Государственный служащий, осуществляющий контроль или руководство другими государственными служащими, должен принимать меры к тому, чтобы его персонал не совершал коррупционных действий с использованием служебного положения. Эти меры могут заключаться в следующем: привлекать внимание и применять законы и подзаконные акты, проводить соответствующую воспитательную работу против коррупции, внимательно относиться к финансовым и иным трудностям работников и своим личным поведением подавать пример честности.

Статья 23. Прекращение работы на государственной службе

1. Государственный служащий не должен использовать свою принадлежность к государственной службе для получения работы за ее пределами.

2. Государственный служащий не должен допускать, чтобы перспектива другой работы способствовала реальному или потенциальному столкновению интересов или создавала видимость такого столкновения. Он или она должны незамедлительно доложить непосредственному начальнику о любом конкретном трудовом предложении, которое может привести к такому столкновению интересов. Он или она должны также сообщить своему начальнику о своем согласии на любое трудовое предложение.

3. В соответствии с законом бывший государственный служащий не должен в течение определенного периода также действовать от имени какого бы то ни было лица или организации в деле, по которому он (она) действовал (а) или консультировал (а) от имени государственной службы, что дало бы дополнительные преимущества этому лицу или этой организации.

4. Бывший государственный служащий не должен использовать или распространять конфиденциальную информацию, полученную им (ею) в качестве государственного служащего, кроме случаев специального разрешения на ее использование в соответствии с законодательством.

5. Государственный служащий должен выполнять все установленные законом и распространяющиеся на него (нее) правила в отношении принятия трудовых предложений по окончании своей государственной службы.

Статья 24. Отношения с бывшими государственными служащими

Государственный служащий не должен оказывать особое внимание и предоставлять особый доступ в административные органы бывшим государственным служащим.

Статья 25. Соблюдение кодекса и санкции

1. Государственный служащий обязан вести себя в соответствии с настоящим кодексом и, следовательно, должен ознакомиться с его положениями и любыми изменениями в нем. Если он или она не уверены в том, как необходимо поступить, он или она должны обратиться к компетентному лицу.

2. С учетом положений абзаца 4 преамбулы настоящего Федерального закона положения настоящего кодекса фигурируют в трудовом договоре (контракте) государственного служащего. Нарушение этих положений может повлечь за собой наложение санкций дисциплинарного характера.

3. Если государственный служащий ведет переговоры по условиям занятости других государственных служащих, он обязан в них включить положение о том, что настоящий кодекс должен соблюдаться и является составной частью этих условий.

4. Государственный служащий, которому поручены контроль и руководство другими государственными служащими, обязан следить за тем, чтобы они соблюдали настоящий кодекс, и принимать или предлагать соответствующие дисциплинарные меры пресечения любых нарушений его положений.

Глава III. Заключительные и переходные положения

Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Владимир Путин уволил главу Чувашии Михаила Игнатьева с позорной формулировкой — «в связи с утратой доверия» Фото: kremlin.ru

в связи с утратой доверия

Президент РФ Владимир Путин вчера уволил главу Чувашии Михаила Игнатьева с позорной формулировкой — «в связи с утратой доверия». Это не оставляет сомнений: чиновника сняли за серию глупых выходок, которые за считанные дни подорвали его и без того невысокий авторитет у народа. Как известно, губернатор дважды шокировал публику: сначала призвал «мочить» журналистов, а потом под телекамеры заставил офицера подпрыгивать за ключами от новой пожарной машины.

Путин нечасто использует такую формулировку в связи с отставкой глав регионов. Как правило, они сопровождаются заведением уголовных дел. Так было с экс-главой Коми Вячеславом Гайзером и экс-губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным в 2015 году, бывшим губернатором Кировской области Никитой Белых в 2016-м, бывшим главой Удмуртии Александром Соловьевым в 2017-м и многими другими. Исключением из этого правила стал разве что бывший мэр Москвы Юрий Лужков, ныне покойный, который потерял должность в 2010 году после аппаратного поражения в схватке с Дмитрием Медведевым, но уголовного преследования избежал.

Общеизвестный факт, что глава страны не любит принимать кадровые решения «под давлением», но очевидно и то, что он не мог спустить с рук выходки попутавшего берега чиновника, тем более тот выставил на посмешище почти святое — сотрудника МЧС, силовика. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты отмечают, что Игнатьев как губернатор уже давно был «не жилец»: больших успехов в регионе не видно, рейтинг ниже плинтуса, да к тому же проблемы со здоровьем.

Губернатор дважды шокировал публику: сначала призвал «мочить» журналистов, а потом под телекамеры заставил офицера подпрыгивать за ключами от новой пожарной машины Фото: tatarstan.ru

«ВИРУС «КОРОНЫ НАД ГОЛОВОЙ» ДОШЕЛ И ДО РОССИЙСКИХ ЧИНОВНИКОВ»

Телеграм-каналы сразу откупорили воображаемую бутылку шампанского, заявив, что Игнатьев — первый губернатор, которого они сняли с должности. «Интересно, как долго чуваши будут терпеть этого клоуна?» — задавались вопросом авторы Readovka после истории с эмчээсником, прыгающим за ключами. «Похоже, у Михаила Игнатьева развиваются серьезные психические отклонения», — прокомментировал видео «Главный Чувашский». «Я надеюсь, что Евгений Николаевич Зиничев — глава МЧС — обратит внимание на унижение своих сотрудников. Также надеюсь на адекватную реакцию «Единой России»», — написала в своем «Телеграме» Тина Канделаки.

«С Медведевым уйдут и медведевские: глава Чувашии Игнатьев умудрился облажаться дважды за неделю — и это не пройдет бесследно, — предположил «Медиатехнолог». — Сначала даже думается, что в России такого произойти не могло, а на видео глава Туркменистана, не раз замеченный своей любовью к идиотским выходкам, но потом форма российского эмчээсника подтверждает, что вирус «короны над головой» дошел и до российских чиновников».

«Эта сцена из серии «А ну-ка отними», где майора МЧС вынуждают прыгать, вызывает оторопь и отвращение. Перед ним стоит офицер, который спасает жизни людей, — и так мерзко себя вести… Что сказать? Моральное уродство. Глава Чувашии Михаил Игнатьев в очередной раз «пробил дно»», — подхватил модный хайп ответственный секретарь комиссии «Единой России» по этике Евгений Ревенко, после чего чиновника турнули из партии.

«Главу Чувашии в любом случае сменили бы уже в сентябре, после 9 лет непрерывного нахождения у руля республики, потому сейчас каждый делает то, что должен: Игнатьев старается хлопнуть дверью погромче, а ЕР создает картину «очищения рядов»», — сделал вывод из произошедшего «Медиатехнолог».

«Посмотрим на дальнейшую судьбу уволенного губернатора Чувашии Игнатьева, перешедшего все границы хамства даже для своего довольно циничного класса боярства. Хороший тест на то, изменилась ли мотивировка силовиков и АП после начала «административной перестройки» на уголовное наказание самых зарвавшихся региональных бояр (как прежде Гейзера из Коми или Хорошавина с Сахалина). Где теперь станет кормиться экс-губер и вообще останется ли на свободе?» — задается вопросом «Толкователь».

Олег Николаев, назначенный врио главы Чувашии, по иронии судьбы еще в статусе зампредседателя комиссии Госдумы по депутатской этике резко высказывался в отношении чиновников, допускающих хамское поведение Фото: Владимир Гердо / ТАСС

КТО ЖЕ ВОЗГЛАВИТ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ?

Временно исполняющим обязанности главы Чувашии, как «БИЗНЕС Online» и предполагал ранее, вчера же был назначен депутат Госдумы Олег Николаев. По иронии судьбы еще в конце прошлого года он в статусе зампредседателя комиссии Госдумы по депутатской этике резко высказывался в отношении чиновников, допускающих хамское поведение. «Если человек целенаправленно оскорбил гражданина, то обязательно надо рассматривать лишение его должности без права возвращения на службу», — заявлял Николаев. И теперь по принципу «критикуешь — предлагай» сам направлен в регион послужить народу.

С уходом Николаева из Госдумы вакантным становится место председателя комитета Госдумы по делам национальностей, которое буквально на прошлой неделе «Единая Россия» уступила «Справедливой России». Как уже рассказывал наш источник в ГД, депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов «обратно отыграть» ничего не сможет, а это значит, что эсерам придется выбирать из своих рядов другого человека, которому можно доверить руководство комитетом. Еще накануне, когда указ о назначении Николаева только вышел, по данным наших источников, в «Справедливой России» даже не определились с возможными кандидатами на сей ответственный пост. Освобождать от депутатских полномочий Николаева должны на пленарном заседании во вторник, 4 февраля. К этому же дню, по идее, нужно назвать имя нового председателя комитета по делам национальностей.

Депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов «обратно отыграть» ничего не сможет, а это значит, что эсерам придется выбирать из своих рядов другого человека на место председателя комитета Госдумы по делам национальностей Фото: duma.gov.ru

В принципе, скамейка запасных у «Справедливой России» короткая: фракция представлена в Думе всего 22 депутатами. Из них сразу вычеркиваем Николаева, поскольку он уходит. Анатолий Аксаков и Галина Хованская также не будут претендовать на место главы комитета, поскольку у них аналогичные посты. То же касается Сергея Миронова как руководителя фракции и Ольги Епифановой, занимающей пост вице-спикера. Еще 8 эсеров занимают посты первых заместителей или просто заместителей глав различных комитетов, их также вряд ли станут трогать.

По логике такой специфический комитет по делам национальностей стоило бы отдать человеку, который хоть как-то связан с республиками, входящими в состав России, и народами, населяющими нашу страну. В этой связи логичным выглядело бы назначение, например, Гаджимурада Омарова, который прошел в VII созыв Думы первым номером в региональном списке от Башкортостана. Также за ним закреплены Татарстан и Московская область. Сейчас депутат — член комитета по международным делам. 57-летний политик с 2012 по 2015 год возглавлял отделение «Справедливой России» в Дагестане, по национальности он аварец. Еще один потенциальный кандидат — Федот Тумусов, избранный по одномандатному округу от Якутии. Он заседает в Госдуме начиная с V созыва. За это время успел побывать членом комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока, а два последних созыва — в комитете по охране здоровья.

Наш источник в Госдуме в качестве возможного варианта вспоминает осетина по национальности Валерия Газзаева: «Все-таки нужно бы известного, медийного человека назначить» Фото: duma.gov.ru

Наш источник в Госдуме также в качестве возможного варианта вспоминает осетина по национальности Валерия Газзаева. «Все-таки нужно бы известного, медийного человека назначить», — считает собеседник. Знаменитый футболист, единственный тренер-россиянин, под руководством которого удалось выиграть Кубок УЕФА в 2005 году, Газзаев в 2016-м избрался в Госдуму от «Справедливой России» по списку, возглавив северокавказскую региональную группу, так что теперь держит связь с избирателями в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечне. Сам Газзаев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отказался рассуждать о такой перспективе. «Не бегите впереди паровоза: начнется пленарное заседание, сами все узнаете», — смеясь прокомментировал он.

Также среди депутатов от «Справедливой России» внимания заслуживает еще один человек — Александр Терентьев, который является как раз членом комитета по делам национальностей. В Думе представляет интересы Тывы, Хакасии и Алтайского края. О депутате известно, что он родился в Павлодарской области Казахской ССР (ныне Казахстан), а среднюю школу окончил в Крыму. Начиная с 2006 года избирался в Госдуму от Алтайского края.

Наконец, еще один возможный вариант — фракции вновь поменяются комитетами. Однако надежд на такой исход все-таки мало. Как нам рассказывал источник в «Единой России», партия пожертвовала именно комитетом по делам национальностей, поскольку он один из наименее «ресурсных» с точки зрения распределения бюджетных средств.

«Ельцин снимал и сразу выводил за пределы правящей элиты любого, даже самого высокопоставленного чиновника, а Путин играет в другую игру. Он двигает их всех по горизонтали, причем каждому достается утешительный приз»Фото: kremlin.ru

«посыл власти, чиновникам: ДЕСКАТЬ, уволить вас теперь могут за вещи, которые раньше показались бы смехотворными»

«БИЗНЕС Online» спросил у экспертов, какой сигнал был дан другим губернаторам в связи с отставкой Игнатьева и правильно ли то, что чиновников крупного ранга могут уволить, невзирая на их прошлые заслуги.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:

— Авторитет Игнатьева был подорван гораздо раньше этих двух историй. Он как губернатор изначально предполагался к списанию еще раньше по трем причинам. Первая: у него с 2010 года уже два срока, второй заканчивался в 2020-м. Вторая: низкий рейтинг. Третья: проблемы со здоровьем. По совокупности трех параметров как губернатор он был «не жилец».

Но в первый раз, 18 января, он сам подставился с хамским выпадом по отношению к журналистам. В итоге подобное вызвало серьезный негативный резонанс, пиарщики «Единой России» решили разыграть эту карту: раз уж губернатору все равно уходить, необходимо сделать так, чтобы он ушел с пользой для партии. В результате была разыграна эта пиар-кампания, комбинация. Скорее всего, с момента, как все происходило с ключами, и дальше это во многом носило постановочный характер, для того чтобы «Единая Россия» начала свою избирательную кампанию, вне зависимости от того, когда у нас будут парламентские выборы — в сентябре 2021 года или раньше.

Фактически подобное стало стартом избирательной кампании «Единой России», господин Игнатьев в этом ей просто поспособствовал. Наверное, в обмен он сможет рассчитывать на определенные бонусы, раз уж помог «хорошим людям». А «Единая Россия» здесь действовала по двум направлениям. Первое: она отрабатывала запрос электората на борьбу с привилегиями, если говорить позднесоветским языком. В это время Ельцин на борьбе с привилегиями сделал себе имя. Сейчас ЕР пытается играть на том же поле, то есть шлет сигнал электорату, что она готова бороться с зарвавшимися чиновниками. Второй месседж направлен губернаторскому корпусу. Этим людям как бы говорят: «Ребята, не все по губернаторам решается на Старой площади, и мы кое-что можем. Смотрите: как только губернатора исключили из «Единой России», его сразу же отправили в отставку». И хотя причинно-следственная связь здесь несколько другая, но внешне подобное выглядит именно так: партия исключила губернатора — и его отправили в отставку. Поэтому сигналов в этой истории два: первый — населению в рамках пиар-кампании «Единой России», а второй — губернаторскому корпусу.

Михаил Синельников-Оришак — журналист, руководитель «Энциклопедии компромата», блогер-тысячник:

— Я не согласен, что Игнатьев был отставлен за эти два эпизода. Просто они являлись последними в череде других, а до этого у него имелся послужной список будь здоров, он вряд ли представлял такую уж незаменимость для исполнительной власти. У него была целая совокупность «заслуг», вопросы к нему возникали. И сейчас, когда Кремль недвусмысленно посылает сигналы обновления, изменения и прочее, многие восприняли это позитивно. Не потому, что возник такой незаменимый «бриллиант», как Мишустин и те, кто с ним пришел, а просто показалось, что внутренняя политика вышла из комы или выходит. Разумеется, запрос на это был достаточно давно. В новых обстоятельствах такое поведение Игнатьева просто дискредитировало и перечеркивало новые сигналы обновления. Если бы на данные случаи не обратили внимания, замяли бы, как уже неоднократно бывало с другими губернаторами, то общество, мягко говоря, этого бы не поняло. К тому же не имелось никаких причин, чтобы держаться за данный «ценный кадр». Конечно же, обновление Конституции, смена правительства — сигналы всему обществу, а конкретный случай с отставкой Игнатьева — это уже посыл конкретной исполнительной власти, конкретным чиновникам: дескать, уволить вас теперь могут за такие вещи, которые раньше просто показались бы смехотворными. И я думаю, что они обратят на это самое серьезное внимание.

«Вместо того чтобы извиниться и как-то покаяться, попытаться развернуть общественное мнение в свою сторону, Игнатьев делал буквально все, чтобы самого себя загнать в угол» Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Я в своем выступлении на радио еще за неделю до ухода Игнатьева посоветовал ему не дожидаться такого развития событий и самому подать в отставку. Но он упирался рогом до последнего, у него была принципиально неправильная реакция. Вместо того чтобы извиниться и как-то покаяться, попытаться развернуть общественное мнение в свою сторону, он делал буквально все, чтобы самого себя загнать в угол. И даже то, что не подал в отставку, говорит о многом.

У нас долгое время обращали внимание только на одну составляющую — чиновник должен быть честным. Я не подвергаю это сомнению, но он может быть честным, но очень глупым и тем самым нанести еще больший вред своими действиями, дискредитацией общей властной вертикали, чем если бы он брал какие-нибудь банальные взятки. Поэтому от дураков на высоких постах надо избавляться. И здесь советы давать бессмысленно. Чиновники «категории А» априори должны понимать, как себя вести и что делать, или, по крайней мере, окружить себя такими советниками, которые станут им указывать, как не совершать ошибок. Если же этого не происходит, значит, человек не на своем месте, он должен быть изгнан, отторгнут.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ:

— Да, конечно, теперь губернаторов могут снять за критику в мессенджерах и соцсетях. Раньше такого резонанса не имелось в силу отсутствия таких независимых средств информации, где каждый гражданин может высказаться, поэтому шума раньше просто не могло быть. Такой чиновник, как Игнатьев, мог попасть на телевидение, страницы бумажной газеты, только если кому-то из вышестоящих это было очень важно и нужно. Но интернета не существовало, потому миллионы людей не могли возмутиться подобными поступками, а тут просто накопилась какая-то критическая масса негодования («Сколько можно издеваться?!»), начиная от реальных дел типа повышения пенсионного возраста и заканчивая этими всеми высказываниями от разного рода чиновников и политиков. Так что в данном ключе ситуация несколько изменилась. И, конечно, подобное хорошо. Хотя что касается Путина, то он отличается от Ельцина тем, что практически никогда никого не снимает. Ельцин снимал и сразу выводил за пределы правящей элиты любого, даже самого высокопоставленного чиновника, а Путин играет в другую игру. Он двигает их всех по горизонтали, причем каждому достается утешительный приз.

Я не думаю, что чиновников спасет от таких отставок отключение от всех соцсетей. Им надо поменять «морковку», сделать так, чтобы она висела со стороны не более высокопоставленного начальства, которое их назначает на пост и снимает, а народа. Поскольку последний теперь может высказываться, он уже не немой. Главная пословица советской власти сначала гласила: «Мы не рабы, рабы немы». Это потом ее исправили. Так вот, сейчас мы не немы, можем говорить. Но для того, чтобы чиновники понимали, что зависят от народа, нужно, чтобы они еще и избирались им и тот мог бы их еще и отозвать. Вот этих двух вещей у нас сейчас нет, они исчезли. Отозвать может только высокопоставленное начальство, и избрание на пост тоже в руках вышестоящих. Потому нужно менять саму структуру, систему прихода во власть и отлучения от власти тех или иных топ-чиновников.

Гражданский служащий имеет право на:

— обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

— ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительнос-ти служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

— оплату труда и другие выплаты в соответствии со служебным контрактом;

— получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

— доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

— доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

— ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов, и материалов;

— защиту сведений о гражданском служащем;

— должностной рост на конкурсной основе;

— профессиональное развитие;

— членство в профессиональном союзе;

— рассмотрение индивидуальных служебных споров;

— проведение по его заявлению служебной проверки;

— защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

— медицинское страхование;

— государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

— государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

— гажданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Гражданский служащий обязан:

— соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

— исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

— исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

— соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

— соблюдать служебный распорядок государственного органа;

— поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

— не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

— беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

— представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

— сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

— соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, связанные с гражданской службой;

— сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

— Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

— Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

— В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

— Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

— Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Этим вопросом не однажды задавались
историки и публицисты, но найти ответ
на него было всегда непросто. Трудности, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться исследователи
российской бюрократии, заключаются,
с одной стороны, в отсутствии общей
статистики служащих государственного
аппарата XVII — начала XX века, с другой — в расплывчатости самого понятия
«чиновник».

В русском языке нет такого емкого
слова, как «бюрократия», которое обнимало бы все категории служащих, обеспечивавших работу административной машины. В XVII веке его аналогом были
сочетания «служилые люди» и «приказные люди», в XIX веке — «чиновничество», под которым подразумевали как собственно чиновников, т. е. гражданских
служащих, имевших чины с I по XIV класс
Табели о рангах, так и канцелярских служителей, не имевших классных чинов;
в XX веке широкое распространение получило слово «бюрократия», которому, вопреки его этимологии, в большинстве
случаев придавали негативный смысл.
Использование слова «бюрократия» применительно к российскому чиновничеству, тем более к приказным людям XVII века, является предметом дискуссии,
которая началась в 1860-е годы в связи
с подготовкой реформ местного управления и продолжается до сих пор. Не вдаваясь в суть научного спора, касающегося
прежде всего времени возникновения
и природы бюрократии, отмечу лишь, что
автор настоящей справки под бюрократией подразумевает чиновников и канцелярских служителей, т. е. тех, кто был непосредственно занят в управлении, и не
относит к ним низших служителей канцелярий (сторожей, вахмистров, рассыльных, палачей и др.), а также ученых, врачей, учителей, различного рода мастеров,
состоявших на государственной службе
и имевших классные чины. Итак, много
ли чиновников было в России?

По подсчетам Н. Ф. Демидовой,
к концу XVII столетия в центральном
и местном управлении было занято около 4,7 тысячи дьяков и подьячих. Вместе с начальниками приказов (судьями)
и правителями приказных изб (воеводами) они составляли чуть больше пяти тысяч человек. Вопреки мнению современников, писавших о «почти бесчисленном
количестве» приказных людей, по отношению к численности населения их было
немного. В 1698 году один служащий
приходился на 2 250 жителей России (из
расчета 11,2 миллиона человек по сведениям на 1678 год), тогда как во Франции,
являвшейся одной из наиболее «бюрократических» стран Европы, уже
в 1665 году насчитывалось 46 тысяч чиновников при населении в 18 миллионов человек, т. е. их соотношение было 1 к 390. Таким образом, французских
чиновников было почти в шесть раз
больше, чем русских. Учитывая, что по
территории Франция в восемь раз уступала Европейской России (полмиллиона квадратных километров против четырех миллионов) и в 30 раз Российскому
государству в целом (15 миллионов квадратных километров), можно только
удивляться, как управлялась и сохраняла
государственное единство огромная
и слабо населенная Россия, располагая
таким малочисленным аппаратом.

Жизнеспособность Московской Руси
в немалой степени объяснялась организацией управления, построенного
по принципу «вахтового метода» (воеводы и дьяки посылались из Москвы сроком на два-три года). Служилые люди
в качестве воевод и членов многочисленных комиссий находились в постоянных
командировках и разъездах по стране,
выполняя роль централизующего начала
и утверждая государственность допетровской Руси. Именно мобильность
администрации, подчиненной единому
центру, и «включенность» в ее структуру
в качестве низшего звена выборных или
«мирских» учреждений (губных, таможенных, кабацких и пр. изб) позволяли
управлять огромной территорией меньшим числом чиновников, чем в европейских странах. Вместе с тем отсутствие местных центров власти и невозможность
должным образом контролировать деятельность воевод, ухватками напоминавших нередко кормленщиков XV века, порождали злоупотребления, от которых
разорялось не только население, но и государство.

Одним из наиболее заметных результатов административных реформ первой
четверти XVIII века (губернской, коллежской и провинциальной) было создание
местных административных центров, что
привело к резкому увеличению числа учреждений, особенно местных. По сравнению с 1698 годом их сеть выросла практически в два раза: с 360 до 700. Следует при
этом учесть, что к 1726 году некоторые
конторы, действовавшие при жизни Петра I, были уже закрыты. Логично предположить, что вследствие почти двукратного увеличения числа учреждений
примерно в такой же пропорции должна
была возрасти и численность бюрократии, но этого не произошло. В 1726 году
в центральном и местном управлении было занято четыре с половиной тысячи человек, а вместе с низшими служителями
канцелярий (сторожа, вахмистры, рассыльные, солдаты, палачи и др.), выполнявшими роль обслуживающего персонала, их число составляло 7,4 тысячи
человек. Один чиновник приходился
в 1726 году на 3,4 тысячи жителей России (15,6 миллиона человек по данным
на 1719 год). Сокращение рядов бюрократии при расширении сети учреждений
и усложнении делопроизводства говорит
о том, что ход новой административной
машины обеспечивался за счет интенсификации труда исполнителей. Из четырех
с половиной тысяч служащих понятию
«государственный» в полной мере отвечали только 3,2 тысячи чиновников и канцелярских служителей, остальные (бурмистры, ратманы, служащие крепостных
или нотариальных контор, земские комиссары и фискалы) были выборными
людьми, включенными в систему государственного управления преобразователем. Многие из этих должностей были
внесены в Табель о рангах, но, в отличие от чиновников, их исполнители жалованья из казны не получали и «кормились»
от дел или содержались сословными
и территориальными общинами. «Выборная бюрократия» занимала промежуточное положение между коронными
служащими и многочисленными представителями тяглых общин, собиравших
налоги и исполнявших службы в таможнях, кабацких конторах и конских избах,
для которых выборная служба была разновидностью тягла. В 1720-е годы только
в финансовом управлении было занято
семь тысяч таких выборных, что заметно
превышало общую численность государственных служащих, составлявших лишь
вершину управленческой пирамиды. Попытки законодателей заменить этих тяглецов отставными военными успехом не
увенчалась. Очевидно, что дальнейшее
продвижение по пути бюрократизации
управления привело бы к резкому увеличению государственного аппарата, что во
всех отношениях было не по силам Российскому государству. Не случайно еще
при жизни Петра I началось сокращение
числа учреждений и чиновников, урезание окладов служащих.

В 1726–1727 годы, при ближайших преемниках Петра, сложная система
местных учреждений, заимствованных
у Швеции, была заменена традиционным
для России воеводским управлением; были введены новые штаты, сводившие до
минимума число работников канцелярий, и отменено казенное жалованье для
низшего управленческого звена. Это последнее обстоятельство, освобождавшее
казну от расходов на содержание большей
части государственного аппарата, ставило
под сомнение четкое соблюдение штатного расписания 1726 года. Тем более что
вводимые им нормы личного состава явно не отвечали самым скромным потребностям учреждений. Так, во всех местных
канцеляриях России предусматривалось
оставить только 660 канцелярских служителей, тогда как в конце XVII века эту работу исполняли 1 900 подьячих, а при
Петре I с ней едва справлялись 1 200 человек. Не удивительно, что уже в 1732 году
были приняты новые штаты, заметно увеличившие число служащих канцелярий.
Историк С. М. Троицкий, досконально
изучивший формулярные списки почти 5,4 тысячи служащих, высказал предположение, что в 1755 году в государственных и дворцовых учреждениях должно
было состоять от 11,5 до 12,5 тысячи чиновников и канцелярских служителей.
Однако эта цифра представляется завышенной. Во-первых, Троицкий несколько
расширил понятие «чиновник», включив
в него придворные чины, а также академиков, профессоров, архитекторов и др.
лиц, не имевших отношения к управлению. Во-вторых, в своем предположении
он руководствовался штатами 1763 года,
по которым в России насчитывалось 16,5 тысячи служащих. Действительно, по этим штатам в гражданском управлении, включая воинские команды,
пожарных, сторожей, палачей, лекарей,
разного рода мастеров и их учеников, было занято 16,5 тысячи человек. Но из этого числа чиновники и канцелярские служители составляли только 5,6 тысячи
человек, или примерно треть всех служащих центрального и местного управления. К сожалению, в исторической литературе утвердилось представление, что
чиновников и канцелярских служителей
было 16,5 тысячи человек. При этом не
учитывается и то обстоятельство, что
штаты 1763 года включают далеко не все
учреждения. В них отсутствуют сведения
о дворцовых учреждениях и коллегиях:
Военной, Адмиралтейской, Иностранных дел, Медицинской и Экономии.
Штаты этих коллегий были опубликованы позднее и насчитывали в общей сложности до полутора тысяч человек, в том
числе около 800 чиновников и канцелярских служителей. С учетом этих дополнений общее число государственных служащих составит примерно 18 тысяч человек,
а число лиц, непосредственно занятых
в управлении, — шесть с половиной тысяч человек. Не исключено, что выявление недостающих сведений может увеличить их число до семи тысяч человек.
Изучение подготовительных материалов
штатов 1763 года позволяет заключить,
что их разработчики ставили перед собой
задачу не столько изменить, сколько упорядочить состав государственной администрации, обеспечив казенным жалованьем все категории служащих.

Новый этап в развитии бюрократии
связан с проведением губернской реформы 1775 года. Ее результатом стало беспримерное в истории государственного
управления России увеличение числа местных учреждений, прежде всего судебных, обусловившее быстрый рост рядов
чиновничества. Точных данных о численности государственного аппарата
в конце XVIII века не существует. Предположительно ее определяют в 21,3 тысячи человек, в том числе от 12 до 16 тысяч
чиновников. Цифра эта получена путем
расчета исходя из темпов роста различных категорий чиновничества в предшествовавший период. Располагая конкретными сведениями о численности
чиновников и канцелярских служителей
отдельных губерний (в зависимости
от количества уездов она колебалась
от 1 000 до 600 человек), выскажем предположение, что к концу XVIII века только на местах было занято свыше 30 тысяч
человек. Тем не менее при населении
в 37,4 миллиона Россия управлялась
намного меньшим числом чиновников,чем европейские государства. Например,во Франции, где проживало тогда 26 миллионов человек, насчитывалось
около 90 тысяч чиновников.

Министерская реформа начала XIX века способствовала дальнейшей бюрократизации системы государственного управления, получившей наиболее полное
развитие при императоре Николае I. Именно в годы его правления численность бюрократии росла особенно быстрыми темпами.
Если в 1842 году работу государственной
машины обеспечивало 74,5 тысячи чиновников и канцеляристов, то в 1857 году для
этих целей потребовалось уже 122,2 тысячи
человек, т. е. в 1,6 раза больше. Если соотнести эти сведения с общей численностью населения (59,3 миллиона человек
в 1858 году), то окажется, что на каждого
служащего приходилось 480 жителей России. Но даже в самый «бюрократический»
период своей истории Россия в этом отношении по крайней мере в два раза отставала от Австрии, Франции и Великобритании. Например, в Австрии уже в 1804 году
при населении в 21,8 миллиона человек
насчитывалось 102 тысячи чиновников,
т. е. на каждого из них приходилось
по 214 жителей.

Проведение во второй половине XIX века реформ местного управления
(земской 1864 года и городской 1870 года), создавших широкую сеть общественных учреждений, не могло не сказаться на
темпах роста численности государственных служащих. Однако привести точные
сведения о количестве чиновников и канцелярских служителей в конце XIX — начале XX века не может ни один историк,
причем разброс в предполагаемых цифрах очень велик. Так, в литературе можно
встретить следующие данные об их численности: 436 и 144 тысячи (в 1897 году),
около 500 тысяч (в 1903 году), 575 тысяч
(в 1910 году), 253 тысячи (в 1913 году).
Очевидно, что точный ответ на вопрос,вынесенный в заглавие, потребует
от историков проведения большой и кропотливой работы. Тем не менее, даже согласившись с авторами, допускавшими
существование полумиллионной армии
чиновников, мы не выведем нашу страну в число лидеров по бюрократизации
управления. В 1913 году при населении
в 155,4 миллиона человек на каждого
из 575 тысяч предполагаемых чиновников приходилось лишь 270 граждан России. По подсчетам Б. Н. Миронова,
в 1910 году на каждого служащего, занятого в государственном и общественном управлении, приходилось: в России — 161, Англии — 137, США — 88,
Германии — 79 и Франции — 57 человек. Совершенно очевидно, что с учетом огромной территории Российская
империя на протяжении всей своей истории не имела достаточного числа чиновников для организации бюрократического государственного управления по
европейским стандартам.

В этом отношении дореволюционная
Россия представляла разительный контраст с советской Россией, где темпы роста
численности бюрократии были очень велики. Так, уже в 1922 году ряды управленцев насчитывали 700 тысяч человек (при
населении в 133,5 миллиона), а к 1985 году достигли почти 2,4 миллиона человек
(при населении в 276 миллионов), что
выразилось в соотношении: один чиновник, соответственно, на 190 и на 115 жителей СССР. Не исключено, что именно на
этой почве и вырос миф о чрезмерной бюрократизации управления Российской
империи.

Справку подготовила Любовь Писарькова.

Карнович Е. Русские чиновники в былое и настоящее время. СПб., 1897. С. 4–5.

В западноевропейской традиции под бюрократией понимают тип рациональной
организации, характеризующийся эффективностью административных действий,
достигаемой за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата
и формального разделения обязанностей; иерархической системой контроля и подчинения
должностных лиц; безличностными отношениями, основанными на зафиксированных
законах и правилах, определяющих принятие решений; отделением административных
функций от собственно средств управления.

Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании
абсолютизма. М., 1987. С. 31, 37.

Копосов Н. Е. Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории. 1989. № 1. С. 44.

Кириллов И. К. «Цветущее состояние Всероссийского государства». М., 1977. С. 36–291
(подсчитано мною. — Л. П.).

Троицкий С. М. Указ. соч. С. 176–177.

Полное собрание законов Российской империи. Т. 44. Штаты. Ч. 2. Отд. 4. С. 59–71
(подсчитано мною. — Л. П.).

Копосов Н. Е. Указ. соч. С. 45.

Зайончковский П. А. Указ. соч. С. 68–69.

Герман К. Статистическое исследование относительно Российской империи. Ч. 1. СПб., 1819.
С. 265; Миронов Б. Н. Указ. соч. С. 203.

Миронов Б. Н. Указ. соч. С. 203.

Там же. С. 204.

Кодекс этики и служебного поведения
муниципальных служащих города Шахты
I. Общие положения
1. Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих г.Шахты (далее – Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 06.12.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации», Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 № 786-ЗС «О муниципальной службе Ростовской области», а также с учетом рекомендаций президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Кодекс представляет собой свод общих принципов
профессиональной служебной этики и основных правил служебного
поведения, которыми должны руководствоваться муниципальные служащие г.Шахты (далее – муниципальные служащие), независимо от замещаемой ими должности.
3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на муниципальную службу, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и
соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
4. Каждый муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению их авторитета, доверия граждан к органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения муниципальных служащих.
6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере муниципальной службы, уважительного отношения к муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности муниципальных служащих, их самоконтроля.
8. Знание и соблюдение муниципальными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Основные принципы и правила служебного поведения
муниципальных служащих
1.Основные принципы служебного поведения муниципальных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на муниципальной службе.
2. Муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
2.1 исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органов местного самоуправления;
2.2 исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как органов местного самоуправления, так и муниципальных служащих;
2.3 осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
2.4 не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
2.5 исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
2.6 уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
2.7 соблюдать установленные действующим законодательством о муниципальной службе ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением муниципальной службы;
2.8 соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
2.9 соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
2.10 проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
2.11 проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
2.12 воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа местного самоуправления;
2.13 принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
2.14 не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных, гражданских, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
2.15 муниципальный служащий не должен выступать в СМИ (если это не определено его должностными обязанностями), давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики госоргана, интересы которого он представляет как должностное лицо.
В своей работе муниципальный служащий должен руководствоваться принципом политической нейтральности, а также соблюдать общие политические принципы;
2.16 постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
3. Муниципальные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, областные законы и иные нормативные правовые акты Ростовской области, а также муниципальные правовые акты.
4. Муниципальные служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
5. Муниципальные служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Муниципальные служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей муниципальный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
7. Муниципальный служащий обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. Муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью муниципального служащего.
9. Муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно собственностью г.Шахты и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
10. Муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении норм и требований предусмотренных Регламентом работы Администрации.
11. Муниципальный служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
12. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в органе местного самоуправления либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
13. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, призван:
13.1 принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
13.2 принимать меры по предупреждению коррупции;
13.3 не допускать случаев принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
14. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
15. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
III. Рекомендательные этические правила служебного поведения муниципальных служащих.
1. В служебном поведении муниципальному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
2. В служебном поведении муниципальный служащий воздерживается от:
2.1 любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
2.2 грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
2.3 угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
2.4 курения во время служебных мероприятий, бесед, иного служебного общения с гражданами.
3. Муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Муниципальные служащие и иные работники Администрации должны приветствовать руководство Администрации, городской Думы, Контрольно-счетной палаты города, а также гостей города (контрольные и проверяющие органы, представителей Правительства РО, делегации из других муниципальных образований) вставанием.
Муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
IV. Правила телефонных коммуникаций
Муниципальный служащий при осуществлении телефонных коммуникаций должен руководствоваться следующими правилами:
1. Снимать трубку не позже третьего звонка.
2. Отвечая на звонок представиться, называя учреждение, отдел и должность, чтобы абонент удостоверился, что он попал туда, куда нужно.
3. Необходимо обязательно узнать имя собеседника и в процессе разговора называть его по имени.
4. Не следует отвечать на звонок, когда вы едите, пьете или разговариваете с кем-то другим. Этим вы проявляете свое неуважение к тому, кто вам звонит.
5. Необходимо говорить спокойным, доброжелательным тоном, не увеличивая и не уменьшая громкость своего голоса.
6. Не давайте выхода своим отрицательным эмоциям. Ваш собеседник не виноват в том, что, возможно, за пару минут до этого вы имели с кем-либо неприятный разговор или у вас личные проблемы.
7. Если необходимо прервать разговор, чтобы ответить на другой звонок, необходимо попросить у собеседника разрешения сделать это.
8. Нельзя в ответ на звонок говорить : «Пожалуйста, перезвоните», — без
объяснения причин такой просьбы.
9. Заканчивает разговор тот, кто позвонил (он же звонит повторно, если
разговор был прерван по каким-либо причинам). Обязательно попрощайтесь с собеседником. Будьте вежливы – включите в последние слова имя собеседника.
V. Внешний вид муниципального служащего
1. Внешний вид муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
1.1 Мужчинам:
Обязательной принадлежностью классического мужского костюма является пиджак. Рекомендуется надевать однотонные костюмы серого, темно-серого, темно-синего или черного цвета. Наиболее распространен в деловом мире костюм-двойка. Черный костюм предназначен для самых торжественных случаев. Важно, чтобы костюм был незаношенным, безукоризненно чистым, тщательно отглаженным, а также дополненным свежей рубашкой и красивым подходящим галстуком. Однотонный галстук черного цвета допускается только лишь на траурных мероприятиях. Все остальные детали одежды подбираются под костюм. Рубашка к костюму должна быть не обязательно белая, свежесть рубашки — самая важная ее характеристика.
Из аксессуаров следует ограничиться кольцом (обручальным или печаткой), запонками, заколкой для галстука и часами.
1.2 Женщинам:
Одежда деловой женщины не должна отвлекать собеседника, уводить от делового разговора. Поэтому не допускаются мини-юбки (более чем 5 см. от середины колена), глубокие декольте, яркие цвета, одежда из прозрачной ткани, одежда на тонких бретелях и т.д. Волосы должны быть естественных цветов, уложенные в аккуратную причёску. Косметика и аксессуары в умеренном количестве.
1.3 Для всех: Недопустима одежда из джинсовой ткани, свитер.
VI. Ответственность за нарушение положений Кодекса
Нарушение муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации города Шахты и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к муниципальному служащему мер дисциплинарной ответственности.
Соблюдение муниципальным служащими Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при снятии дисциплинарных взысканий.
Приложение №1 к распоряжению Администрации города Шахты №43 от 20.02.2012
(Тип: документ Microsoft Word. Размер: 78 KB)