Обязанности в классе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Реферат

по дисциплине: «Общая педагогика»

на тему: «Основные направления деятельности классного руководителя»

Выполнил:

Проверил:

Набережные Челны, 2009

Введение…………………………………………………………………………3

1. Классный руководитель в воспитательной системе школы……………….4

2. Функции классного руководителя…………………………………………..6

3. Формы работы классного руководителя…………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………18

Введение

Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией проведением вне урочной воспитательной работы.

Низкий статус воспитательной работы в конце двадцатого и начале двадцать первого века в массовой школьной практике содействовал падению эффективности деятельности классных руководителей. Фактически складывалась ситуация, когда ограниченность возможностей для стимулирования работы классных руководителей в значительном числе общеобразовательных школ сформировала у администрации минимальные требования, состоящие в решении, прежде всего, формальных задач (ведение документации, проведение классных часов, родительских собраний). В тоже время, для меньшего числа школ стали характерны практики высокой сложности воспитательной работы с первичным коллективом (классные воспитатели, тьюторы, классные кураторы).

Однако общий официальный фон и тон упоминаний о воспитательной работе в начале нового тысячелетия в нашей стране изменился. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года высказывается пожелание о возвращении воспитанию положения «первостепенного приоритета», в этом и ряде других документах определяются конкретные ценностные ориентиры для воспитательной работы. Все это делает изучение вопросов, связанных с деятельностью классных руководителей на сегодняшний день актуальным.

Цель работы состоит в изучении основных направлений деятельности классного руководителя.

Поставленная цель определяет круг решаемых в работе задач:

1. Определить место классного руководителя в воспитательной системе школы.

2. Рассмотреть функции классного руководителя.

3. Изучить основные формы работы классного руководителя.

1. Место классного руководителя в воспитательной системе школы

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения — основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

  • учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

  • классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);

  • в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Разнообразна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется, прежде всего, видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей. Во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, в которых обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8-15 человек) и замена в них классных руководителей воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересная как для младших, так и для старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений предоставляет большие возможности для развития самоуправления.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

2. Функции классного руководителя

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем 4, 474.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. В соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х. Шакуровым, целесообразно выделить три уровня функций.

К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя — это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем — это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска 4, 476.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций — социально-психологических, к которым относится, прежде всего, организаторская.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. N 448, педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство, с 1 сентября 2020 года выплачивается денежное вознаграждение в размере 5000 рублей ежемесячно за каждый класс, но не более чем в двух классах, независимо от количества обучающихся в каждом классе, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.

С целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, а также реализации и защиты их академических прав и свобод, устранения избыточной отчетности в их деятельности органам управления образованием субъектов РФ Минпросвещения России направлены согласованные с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – методические рекомендации).

Классный руководитель — кто он?

Согласно методическим рекомендациям, классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

Классное руководство понимается как особого вида педагогическая деятельность, направленная, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, а классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, осуществляющие классное руководство.

Примечание. Должность «классный руководитель» в Номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г. № 678, не значится, а в приказе Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н — отсутствует квалификационная характеристика по этой должности, и классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит.

Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 г. №536 классное руководство отнесено к дополнительным видам работ и возлагается на педагогического работника с его письменного согласия.

Осуществление педагогическими работниками классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, и при надлежащем его осуществлении каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

Распределение классного руководства на новый учебный год осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки от 22 декабря 2014 года №1601 в том же порядке, что и распределение учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательной организации.

Обеспечение академических прав и свобод классных руководителей – рекомендации Минпросвещения

Поскольку классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, то им предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В Методических рекомендациях перечислены следующие права классных руководителей, предоставляемые им с учётом локальных нормативных актов общеобразовательной организации:

— самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;

— вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

— участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;

— самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;

— использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;

— получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству;

— приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;

— давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

— посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;

— защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;

— повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

О защите академических прав и свобод классных руководителей

Методическими рекомендациями в целях реализации и защиты академических прав и свобод классных руководителей, предусмотренных частью 3 статьи 47 ФЗ от 29. 2012 г. № 273-ФЗ, а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к их чести и достоинству, реализации возможных способов урегулирования споров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:

— письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г. № ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»;

— письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019 г. «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»;

— письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г. № 08415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование».

О недопущения избыточной отчетности

«Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством», — отмечается в методических рекомендациях.

Как сказано в методических рекомендациях, классные руководители ведут следующую документацию:

1) классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся);

2) план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

В целях недопущения избыточной отчетности педагогических работников руководителям общеобразовательных организаций необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчетности».

Об оценке деятельности и стимулировании классных руководителей

Для оценки эффективности деятельности классных руководителей в методических рекомендациях предлагается использовать две группы критериев: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.

В целях стимулирования классных руководителей рекомендуется использовать механизмы материального (многофункциональное финансирование, в том числе за счет средств государственно-частного партнёрства и некоммерческих организаций) и нематериального стимулирования (наставничество, участие в управлении организацией, стажировки, все формы морального стимулирования: публичное признание, награждение статусными знакам отличия, установление баннеров с фотографиями, учреждение почетного звания, региональных наград и т.д.).

С методическими рекомендациями и другими материалами по вопросам классного руководства можно познакомиться в Информационном бюллетене №3 май 2020 года, подготовленном ЦС профсоюза работников народного образования:

Также в блоге:

Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве

Как производятся выплаты за классное руководство — разъясняют Минпросвещения и Общероссийский профсоюз образования

О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях

Распределение обязанностей в классе

Должность

Обязанности

ФИО

Староста

1. Замещает классного руководителя в его отсутствие.

2. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует.

3. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.

Редколлегия (газета и т.д.)

  1. Организует и проводит творческие конкурсы, викторины, соревнования, выставки (Каникулы и выходные дни)

  2. Готовит вместе с командами поздравление учителей с праздниками.

  3. Выпуск стенгазет

  4. Выставляет информацию на сайт класса (1 раз в неделю)

Статистики

1. 1 раз в триместр заполняет бланк рейтинга успеваемости: выписывает все текущие оценки учащихся по каждому предмету, подсчитывает общее количество оценок и средний балл с точностью до сотой.

2. Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количество оценок.

3. Объявляет результаты рейтинга после каждого истекшего месяца.

Ассистент классного руководителя

1. Проверяет правильность оформления в дневниках общих сведений.

2. Еженедельно собирает дневники у всех учащихся класса на проверку.

3. Следит за ведением дневников: грамотностью, полнотой и эстетикой.

4. Выясняет, у кого нет подписей родителей.

5. Подает дневники на подпись классному руководителю

Спортивная команда

  1. Вся команда пропагандирует различные виды спорта и привлекает ребят к занятиям в кружках и секциях (Постоянно)

  2. Капитан поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.

  3. Капитан помогает составлять заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях

  4. Капитан участвует в организации и проведении спортивных соревнований в классе и в школе (1 раз в месяц)

Цветоводы

Уход за цветами в классе и за растениями на закрепленном участке

1. Поливает цветы.

2. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей.

3. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений.

4. Организует пересадку цветов и смену грунта.

5. Раздает цветы на хранение на лето и собирает их перед началом учебного года.

Организатор

Составляет график дежурства по классу, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем.

2. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку.

3. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, влажную уборку, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски, двери и т.д.

4. Еженедельно организует мытье парт; ежемесячно – генеральную уборку.

5. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу

Кто такой классный руководитель

Это учитель, преподающий любой из школьных предметов, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) прикрепленного к нему класса и общается с родителями учащихся. Основные права и обязанности классного руководителя в школе определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012. Среди них:

  • получать информацию о физическом и психическом здоровье детей;
  • контролировать учебные успехи каждого ученика;
  • координировать работу учителей-предметников;
  • приглашать родителей в учебное заведение в случае необходимости;
  • участвовать в работе различных школьных структур самоуправления;
  • выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы;
  • определять индивидуальный режим работы с учащимися;
  • применять новые методы, формы и приемы воспитания;
  • выбирать форму повышения собственного педагогического мастерства;
  • защищать собственную честь и достоинство в школьных органах управления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы.

Обязанности

В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.

Периодичность Функциональные обязанности классного руководителя
Ежедневно Контроль за посещаемостью, за соблюдением норм и правил, принятых в школе, предотвращение конфликтов между учащимися, решение спорных вопросов, возникающих между учащимися и преподавателями.
Еженедельно Еженедельный классный час, включенный в расписание и с записью в журнале.
Ежемесячно Проведение не менее двух воспитательных мероприятий в месяц, одно из них общешкольное.
Каждую четверть Проведение не менее одного родительского собрания в четверть.

Кроме того, классный руководитель:

  • ведет журналы;
  • разрабатывает планы воспитательной работы с классом;
  • работает с личными делами учеников;
  • ведет протоколы родительских собраний;
  • контролирует ведение дневников воспитанниками и т. д.

Должностные обязанности классного руководителя в школе определяют, что педагогу необходимо знать:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы педагогики и социальной психологии;
  • школьную гигиену;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы;
  • основы трудового законодательства РФ.

Объем необходимых знаний и обязанностей предполагает наличие у педагога следующих умений:

  • общаться с детьми, поощряя детскую любознательность, ответственность, подавая собственный пример творческого и ответственного отношения к делу;
  • видеть и формулировать воспитательные цели;
  • составлять план воспитательной работы в классе;
  • организовывать внеклассную деятельность, проводить внешкольные мероприятия с учетом возраста детей;
  • организовывать и проводить родительские собрания, поддерживать плодотворные взаимоотношения с родителями учеников;
  • пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Кроме запретов и ограничений, установленных действующим законодательством, педагогу запрещается:

  1. Унижать личное достоинство ученика.
  2. Использовать систему школьных отметок (школьный балл) для наказания ребенка.
  3. Злоупотреблять доверием учеников.
  4. Нарушать авторитет семьи и других учителей в глазах учащихся.

Должностная инструкция

Основные обязанности классного руководителя определены должностной инструкцией, но поскольку этот документ не является обязательным ЛНА, то необходимые сведения вносят в трудовой договор или, как сейчас принято говорить, в эффективный контракт педагога. Разработку должностной инструкции, в которой зафиксировано все, что входит в ежедневные обязанности классного руководителя, целесообразно начать с изучения профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.

Скачать образец должностной инструкции педагога с функциями классного руководителя

Терпеть не могу быть классным руководителем. Это ужасный, очень тяжелый и неблагодарный труд. Оплачивается он в моем городе в 1 тысячу рублей. Минус 13% налог, остается 870 рублей. Простая математика. В месяце 24 рабочих дня. 870 рублей разделим на 24 получим 36 рублей. Именно столько я получаю в день за работу классного руководителя. Если поделить 36 рублей на 8 часовой рабочий день, то получится, что час работы классного руководителя будет равен 4,5 рублям. Как вы думаете, можно ли серьезно выполнять свои обязанности за такие деньги? Можно ли нести ответственность за 4,5 рубля в час?

Конечно, многие возразят, что это же дети, а вы педагог. Это призвание. Столько раз это слышала. Однако, когда вам надо сходить в парикмахерскую, вы оплачиваете работу парикмахера, и уж точно не за 4,5 рублей в час. Ни хлебом единым жив человек. Но в булочную вы идете, прихватив с собой кошелек. И не шокируете булочника, требуя отдать вам хлеб бесплатно.

Мне довелось дважды побывать в роли классной. Первый раз недолгий, но приятный. Вспоминаю с удовольствием. Второй раз — резкий контраст. Классное руководство 10 класс. Отвращение. Во многом это повлияло на то, чтобы оставить работу в школе. Описываю должность классного руководителя без прикрас, как было на самом деле.

1. Про зарплату я написала выше. Это невозможно назвать зарплатой за данную работу. Назовем это «НЕДОРАЗУМЕНИЕ». Но за это «недоразумение» мой телефон разрывался от сообщений по вацапу и звонков и от родителей, и от учеников с 7 утра и до 10 вечера. В школе директор и завучи устраивали концерт, если родители жаловались, что не могут дозвониться до классной, пусть даже и вне рабочее время. Плевать! Вы классная! Вы должны!

Дети, им по 16 лет, реально не могли запомнить расписание. Им приходилось по 30 раз в день и писать, и говорить. И все равно умудрялись перепутать уроки, прийти без домашнего задания и т.д. Я была в шоке от умственного развития моих подопечных. И это 10 класс!

Выговоры от учителей, завучей, директора кому предназначались? Правильно, классному руководителю. И завучи, и директор вели предметы в моем классе. Контакт с администрацией был О-ОЧЕЕНЬ тесный.

2. Ворох бумаг. Это просто КАРАУЛ. Столько никому ненужных документов я не видела никогда. Социальный паспорт класса (дети те же, но все равно копируем и перекопируем 100 тысяч раз одни и те же сведения). План воспитательной работы, протоколы родительских собраний (полный бред, кому это надо?), согласие на обработку персональных данных и для детей, и для родителей, характеристика на мальчиков для военкомата и прочее бесконечное безумие. Это не считая всех ксерокопий полисов, СНИЛСов, паспортов и т. д. У меня за месяц ушла пачка бумаги (500 листов!).

Бумага стоит 200 рублей за пачку. Краска для принтера от 500 и выше. Считаем, получаем 700 рублей. Все мероприятия за мой счет, от школы ни гроша, ни бумажки. 870 рублей минус 700 получается, что в сухом остатке у меня за месяц такой работы осталось 170 рублей. Как здорово! Работаем дальше:)

3. Постоянные! упреки от завуча по воспитательной работе со словами: «Вам за это платят деньги. Вы их не отрабатываете!». Это вот эти несчастные 870 рублей? Деньги? Да я с радостью приплатила бы и отказалась от всего этого дебилизма. Извините за фривольный стиль.

Итак, моя нагрузка была 36 часов, 2 ставки, работа от зари и до заката. По 8 уроков в день. Ни дома, ни семьи, ни детей я практические не видела. Ни обнять деток, ни приласкать, ни телевизор глянуть хоть глазком. Работа, работа, работа. Отчеты и днем, а еще больше отчетов вечером. С пометкой «Срочно. Еще вчера». И плюс я была руководителем МО. В штате либо пенсионерки, которым глубоко плевать на все документы, ктп и рабочие программы, которые они обязаны написать и предоставить мне, либо вчерашние студентки с грандиозным самомнением. Ни те, ни эти либо ничего не делают, либо лечатся на больничных. А вот проверки никто не отменял и завучей тоже. Внимание вопрос: на кого повесили всю работу? Ну думаю, вы уже поняли. Работая, как лошадь, слышу упрек от завуча «Вы не водите свой класс на мероприятия вне школы. Не отрабатываете деньги. А вам их платят». Сдерживаюсь, как могу. Хотя в голове давно проложен маршрут (без навигатора) для данного советника.

Многие спрашивали, ну ведь можно отказать было от классного руководства. В теории да. На практике при согласовании часов перед новым учебным годом, подписываешь документ, в котором оговорена твоя предположительная нагрузка. А внизу приписка, что согласно 77 статье ТКРФ трудовой договор может быть расторгнут, если работник отказывается продолжать выполнение работы из-за новых изменений в договоре. Так что все это хорошо в теории, а в жизни добровольно-принудительная основа. Мое состояние сложно было назвать рабочим. Не знаю, может быть есть граждане, которые работают в режиме нон-стоп и получают огромное удовольствие от этого, у меня кроме отвращения и хронической усталости это не вызывало ничего. Я была похожа на загнанную лошадь. А требования лились как из рога изобилия.

4. Всевозможные отчеты завучу о прохождении опросов о СПИДе, о профориентации, отношении к курению, здоровому образу жизни, к школе, Господу Богу, о насилии в семье и соблюдению ПДД. На бумаге и в электронном виде. Апогей всего — это фотоотчет с каждого мероприятия. Я не учитель, а фотограф. Кому это надо? Зачем? Кто ввел эту моду? Кто смотрит эти фото? Учителю не верят, что он действительно провел мероприятие? Требуют доказательств?

Вот как можно за 40 минут классного часа пройти тестирование с 28 учениками, ответить онлайн и выяснить их отношение к СПИДу? Это невозможно. Классный час втиснут среди остальных моих уроков. Задержать класс и спокойно довести работу до конца я не могу. Нет времени, после звонка продолжаются мои собственные уроки. Какой выход? Пройти тест за каждого ученика учителю самостоятельно дома. Больше же дел нет. Отдыхать? Не, не слышали.

Итак имеем: приход домой — скорое впихивание в себя ужина — пару фраз с семьей — уйдите мне некогда, отчет, доклад, тест и между делом подготовка к 8 урокам на следующий день — здравствуй друг компьютер — тест — прохождение 28 раз одно и тоже — отправка отчета завучу — скан копии ответов — распечатка. Между делом — звонки, смс от родителей, упрек, что не вытираю сопли их детей, Вася не знает домашнего задания , а Васе то уже 16 годиков. А скажите расписание на завтра (на дворе октябрь, учимся 5 недель). На часах 12 ночи — сон. Будильник, 6 утра, подъем.

5. Дети плохо учатся. Кто виноват? Конечно же классный руководитель. Не работаете с детьми. Не работаете с родителями. Детям 16 лет. 10 класс. Если до 16 лет они не поняли, что надо учиться, что можно сделать с их мировоззрением? А с родителями? Взрослые люди, старше меня намного.

Девочки ведут себя «не скромно». Кто виноват? Ну а кто же еще…

Совет дня: пригласите психолога, пусть побеседует с девушками о половом созревании, о моральных устоях и нравственности. No comments… К слову, многие девушки, видавшие виды, сами просветят психолога и раскроют ему глаза на многие, доселе не виданные ему вещи.

6. Посещение местожительства моих подопечных. Зачем? Меня кто-то приглашал в гости? Для чего это? Ну приду я, посмотрю, увижу, что окружающая действительность оставляет желать лучшего и что делать то? Поклеить обои за свой счет? Отмыть пьяную мамашу и вычесать ей колтуны из волос? Устроить ее на работу? Помочь материально, морально?

Увы — всего лишь для сухого очередного отчета.

7. Хамство. Ученическое хамство. Родительское хамство. И устно, и даже публично в соц сети. И даже классному руководителю. Они мне все — я им ничего. У них права, у меня прав нет. Только обязанности. А ну и патетический возглас вдогонку «Вы же педагог! А они дети!»

Да не дети они. А просто зарвавшиеся хамы, привыкшие к своей безнаказанности, не знающие свои обязанности, а только лишь права. А вот обязанности других людей, в частности, учителей, они знают безупречно. Могут щегольнуть ими, чтобы приструнить учителя.

Итог сей басни предсказуем. Я промучилась ровно 3 месяца, до этого проработав в данной школе 2 года. В очередной раз выслушав упрек о том, что мне «платят» за классное руководство, а я не отрабатываю, поняла, что больше не могу. Потом спасительное заявление об увольнении. Прощай школа. Ура!

Сожалела ли я о том, что больше не работаю в школе? НИКОГДА.