Обязательное энергетическое обследование

Содержание

Обязательное энергетическое обследование

Что необходимо знать об энергетических обследованиях:

  • Какие организации обязаны провести энергетическое обследование
  • Организации, у которых есть выбор между энергетическим обследованием и энергодекларацией
  • Как проходит обязательный энергоаудит
  • Зачем нужен обязательный энергоаудит
  • Обязательное энергетическое обследование – что получаем в итоге
  • Срок проведения обязательного энергетического обследования, штрафы и проверки

Какие организации обязаны провести энергетическое обследование

Организации, совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 50 миллионов рублей в год.

В эту категорию попадают все государственные и коммерческие организации.

Более подробно:

  • Государственные организации, затраты которых на энергопотребление превышают 50 миллионов рублей в год, обязаны провести энергетическое обследование (энергоаудит).
  • Коммерческие организации, затраты которых на энергопотребление превышают 50 миллионов рублей в год, обязаны провести энергоаудит (энергетическое обследование).
  • Государственные организации, затраты которых на энергопотребление не превышают 50 миллионов рублей в год, могут выбрать между обязательным энергетическим обследованием и энергодекларацией.
  • Коммерческие организации, затраты которых на энергопотребление не превышают 50 миллионов рублей в год, не обязаны проводить энергоаудит, за исключением коммерческих организаций, которые осуществляют
    • производство,
    • транспортировку,
    • добычу или
    • переработку энергоресурсов
  • и коммерческих организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это, например, управляющие компании и ТСЖ.

Если у вас остались вопросы или нужна консультация, звоните – 8(499)490-60-60. Поможем, ответим на любые вопросы.

Если вы хотите самостоятельно ознакомиться с тем, какие организации обязаны провести энергетическое обследование, а какие обязаны подготовить энергодекларацию, вы можете скачать и прочитать следующие законы и приказы:

Порядок проведения энергетического обследования

Обязательное энергетическое обследование или энергодекларация

В соответствии с

  • Федеральным законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»,
  • Приказом Минэнерго №400,
  • Приказом Минэнерго №401,
  • Постановлением Правительства №818

у следующих организаций есть выбор, провести обязательное энергетическое обследование или сделать энергодекларацию:

  • Органы государственной власти.
  • Органы местного самоуправления.
  • Организации с участием государства.
  • Организации с участием муниципального образования.
  • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
  • Организации, осуществляющие производство, транспортировку, добычу или переработку энергоресурсов.
  • Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения, финансируемые за счет бюджета.

Энергетический паспорт предприятия 30 000 руб.

Более детально про разницу между обязательным энергетическим обследованием и энергодекларацией, а также про порядок оформления можно узнать в этом материале.

Какие организации обязаны провести энергоаудит

Как проходит обязательный энергоаудит

Порядок проведения энергетического обследования описан в №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и Приказе Минэнерго №400.

Первое, что нужно знать про порядок проведения энергетического обследования: энергообследование можно проводить в отношении

  • зданий, строений, сооружений,
  • оборудования,
  • объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей,
  • объектов системы коммунальной инфраструктуры,
  • технологических процессов,
  • а также в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Поскольку ключевой целью энергоаудита является снижение энергетических потерь и повышение энергоэффективности, заказчик имеет право самостоятельно определить объем работ по энергоаудиту.

Например, провести обязательный энергоаудит всей организации, отдельных зданий, объектов или оборудования.

Обязательное энергетическое обследование позволит установить источники нерационального потребления энергетических ресурсов, а так же причины неоправданных энергопотерь.

Что касается видов энергоаудита, то их насчитывается 5:

  • первичное,
  • повторное (проводимое с определенной периодичностью),
  • внеочередное,
  • локальное,
  • экспресс энергетическое обследование.

Первичное, повторное и внеочередное обследование считаются полными.

Энергоаудит • Программа энергосбережения • Энергетический паспорт • Консультация • 8(499)490-60-60

Внеочередное энергетическое обследование выполняется в случае

  • каких-либо изменений,
  • улучшений или ухудшений в энергохозяйстве организации или
  • в связи с принципиальными изменениями на предприятии
  • с целью внеплановой оценки состояния энергохозяйства организации.

Локальное обследование проводится по отдельному направлению, в случае возникновения каких-либо локальных проблем на предприятии.

Экспресс энергоаудит отличается объемом работ и сроками их проведения.

В состав экспресс энергоаудита входит:

  • Визуальные обследования зданий, элементов систем энергоснабжения, оборудования.
  • Производятся выборочные контрольные замеры.

Обязательное энергетическое обследование – основные этапы

Порядок проведения энергетического обследования. 6 основных этапов.

Подготовительный этап

На этапе подготовки к энергоаудиту происходит

  • ознакомление со структурой энергоресурсов и затрат,
  • стоящими перед компанией проблемами и задачами,
  • составляется техническое задание,
  • график работ,
  • программа энергоаудита,
  • заключается договор.

В конце этого этапа составляется программа проведения будущего энергоаудита, которая согласовывается с руководством.

Учитываются пожелания о приоритетности проведения обязательного энергоаудита на определенных участках или объектах.

Энергопаспорт здания для ввода в эксплуатацию 19 000 руб.

Документальный энергоаудит проводится с целью понять, нужно ли предприятию более детальное энергетическое обследование.

Этот уровень подразумевает исключительно анализ существующей на предприятии документации, а также общее знакомство с компанией:

  • определяется доля затрат на энергопользование в общей структуре расходов и выявляется динамика изменения этой доли,
  • происходит сбор исходных данных,
  • анализ договоров на энергоснабжение,
  • анализ тарифов и цен,
  • технические характеристики оборудования,
  • существующая схема энергосбережения и учета энергоресурсов,
  • проектные показатели энергоэффективности оборудования.

Инструментальное энергетическое обследование

Инструментальное энергетическое обследование

На этом этапе изучается отчетная документация по ремонтам, испытаниям, наладке, энергосбережению, анализируется проектная документация, просматриваются графики нагрузки и счета от поставщиков энергоресурсов.

В результате энергоаудитор определяет, доля каких энергоресурсов превалирует в общем потреблении, устанавливает сезонные изменения в потреблении, общую стоимость затрат организации.

Эта информация помогает составить перечень приоритетных направлений инструментального энергоаудита.

Далее энергоаудитор проводит

  • систематизацию и анализ полученных данных,
  • комплексное обследование предприятия,
  • составляет схемы технологических процессов,
  • определяет список основных энергопотребителей организации,
  • проводит инструментальное энергообследование зданий, оборудования и объектов организации.

На данном тапе составляется топливно-энергетический баланс организации и наброски программы по энергосбережению.

Здесь вы можете более детально узнать про инструментальные энергоаудит и программы по энергосбережению.

Отчет по энергоаудиту

В ходе данного этапа

  • производится документирование результатов энергетического обследования,
  • проводятся расчеты,
  • обобщаются выводы на основе полученных данных,
  • составляется отчет по энергетическому обследованию.

Энергетический паспорт организации или учреждения 19 000 руб.

На этом этапе разрабатывается программа энергосбережения с указанием последовательности реализации мероприятий, сроками окупаемости мероприятий по энергосбережению.

Энергетический паспорт

Итогом работы по энергетическому обследованию является энергетический паспорт. На этом этапе энергоаудитор

  • составляет энергопаспорт,
  • проводит экспертизу энергетического паспорта в СРО,
  • регистрирует энергопаспорт в СРО и Минэнерго.

Далее представлена общая методика обязательного энергетического обследования организации в сводной таблице

Наименование
проводимых работ

Исходные данные.
Действия энергоаудиторов

Результаты
работы

Сбор общих данных об объекте Проектная документация, акты бюро технической инвентаризации по строительно-планировочным решениям, договора энергоснабжения, данные управляющей компании, нормативная документация Заполнение форм энергетического паспорта
Сбор данных об энергопотреблении и состоянии приборного учёта Единый расчётный центр, данные по энергопотреблению за базовый год;
данные управляющей компании по приборам учёта
Расчет энергопаспорта
Сбор данных о составе оборудования, установленным мощностям, удельным расходам и др. Визуальная оценка состояния оборудования и ограждающих конструкций Данные управляющей компании;
энергетический паспорт здания, данные инвентаризации;
данные предварительных расчётов
Заполнение энергетического паспорта и отчет по энергетическому обследованию
Оценка состояния и эффективности работы систем тепло-, водо-, электропотребления, электрооборудования Данные управляющей компании;
акты-заключения ранее проведённых обследований;
данные предварительных расчётов
Материал для разработки энергосберегающих мероприятий
Анализ полученных результатов Проведение необходимых расчётов Материал для разработки энергосберегающих мероприятий и составления энергетического паспорта
Разработка энергосберегающих мероприятий Проводится энергоаудиторами по результатам обследования Материал для реализации энергосберегающих мероприятий
Заполнение энергетического паспорта Проводится энергоаудиторами по результатам обследования Разработка энергетического паспорта
Отчёт по энергоаудиту Проводится энергоаудиторами по результатам обследования Отчёт по результатам энергетического обследования

Более подробно о порядке проведения энергетического обследования вы можете узнать по телефону +7(499)490-60-60 будем рады ответить на все Ваши вопросы.

Зачем нужен обязательный энергетический аудит

Энергетический аудит – это энергетическое обследование организации с целью определения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и разработкой рекомендаций по их улучшению.

Задача обязательного энергетического обследования – определить реальные объемы энергопотребления, найти способы снижения энергопотерь и внедрить программу по энергосбережению для повышения энергоэффективности.

С этой целью в процессе работы:

  • изучается потребление энергоресурсов,
  • оценивается потенциал энергосбережения,
  • ведется поиск «слабых мест» с нерациональным потреблением энергоресурсов,
  • разрабатываются рекомендации по энергосбережению (с разбивкой по затратности) на последующие 5 лет.

Обязательный энергоаудит нужен чтобы:

  • Выявить оптимальные пути экономии энергоресурсов.
  • Определить приоритетные и быстро окупаемые энергосберегающие мероприятия и разработать программу по энергосбережению.
  • Сократить потребление энергоресурсов и, как итог, сократить затраты организации.
  • Улучшить производительность организации.
  • Улучшить микроклимат и поднять уровень комфорта пребывания в помещениях.
  • Для того, чтобы выполнить требования №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
  • Для того, чтобы государство оставило вас в покое.
  • Для того, чтобы не получить штраф (здесь можно узнать про штрафы, если ваша организация не провела обязательное энергетическое обследование).

Отчет по энергоаудиту и энергопаспорт

Обязательное энергетическое обследование – что получаем в итоге?

После энергетического обследования заказчик получает:

  • энергетический паспорт,
  • отчет по энергоаудиту и
  • программу по энергосбережению.

Энергетический паспорт нужен для государства (требование по ФЗ 261). Он содержит данные по энергопотреблению за последние 5 лет, описание зданий и сооружений, наличие счетчиков, освещение и план мероприятий по повышению энергоэффективности.

В отчете по энергетическому аудиту детально описывается энергетическое состояние организации на момент обследования.

Программа по энергосбережению нужна для вас, для заказчика.

В программу по энергосбережению включаются мероприятия, которые можно быстро и не дорого внедрить, получив при этом максимальную отдачу. Самый оптимальный вариант – индивидуальная программа по энергосбережению для каждого объекта.

Срок проведения обязательного энергетического обследования

Обязательное энергетическое обследование должно было быть проведено всеми юридическими лицами, указанными в статье 16 Федерального закона 261 «Об энергосбережении», до 31 декабря 2012 года.

Понятно, что срок уже давно прошел.

Тем не менее, если вы еще не провели обязательный энергоаудит, лучше с этим не рисковать.

Ростехнадзор периодически проводит проверки организаций, подлежащих обязательному энергетическому обследованию.

При отсутствии у таких организаций энергетического паспорта, служащего подтверждением проведения первого энергетического обследования, организация получает штраф в размере от 50 до 250 тысяч рублей. Более детально про штрафы и проверки можно узнать .

Первый штраф не превышает, как правило, 50 тысяч рублей.

Если после первого штрафа, энергетическое обследование не проведено в течении следующий нескольких месяцев, организация рискует получить второй, более высокий штраф.

И так до тех пор, пока требование провести обязательное энергетическое обследование не выполнено.

Если вы посчитаете, то, провести обязательный энергоаудит гораздо дешевле чем платить штрафы.

Обязательный энергоаудит необходимо проводить один раз в пять лет.

Консультация, оформление энергопаспорта, обязательное энергетическое обследование 8(499)490-60-60.

Еще про обязательный энергоаудит и не только:

  • Договор на энергетическое обследование
  • Обследование зданий и сооружений
  • Обследование теплоснабжения
  • Обследование вентиляции

Я даю согласие ИП Туксин Артем Александрович (далее — Оператор), расположенному по адресу: 650056, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Марковцева 6-263, на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.

Согласие дается мною для целей: получения консультации по вопросам электроснабжения, заполнения форм обратной связи, регистрация профиля пользователя, совершения иных действий на сайте energo.blog; а также исполнения требований других федеральных законов и подзаконных актов с использованием как автоматизированных средств обработки моих персональных данных, так и без использования средств автоматизации, внесения полученных сведений в электронную базу данных, включения в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных (документов), передачи их уполномоченным органам.

Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных (включая получение от меня и/или любых третьих лиц): фамилия, имя, отчество, номера телефонов (городской, мобильный), адрес электронной почты, сведения для входа в профиль пользователя Оператором. Лицо, осуществляющее обработку моих персональных данных обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные действующим законодательством.

Настоящее согласие дано мной с даты подтверждения согласия на официальном сайте Оператора и действует бессрочно.

В случае неправомерного использования моих персональных данных согласие на обработку персональных данных отзывается моим письменным заявлением.
Подтверждаю, что с порядком отзыва согласия на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 «О персональных данных» № 152-ФЗ ознакомлен(а).

Главная / Виды экспертизы / Энергетические обследования

Энергетические обследования проводятся на основании ФЗ №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» от 23.11.2009 г.

Энергетическое обследование – это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением результатов в энергетическом паспорте.

В этом определении важно заострить внимание на двух практически значимых моментах:

  • Понятия «энергетическое обследование» и «энергоаудит» («энергетический аудит») — не равнозначны. Энергетическое обследование предполагает составление энергетического паспорта как необходимую свою часть. Энергоаудит может завершиться рекомендациями по энергосбережению без составления энергетического паспорта. Поэтому в договоре следует указывать «обязательное энергетическое обследование», а не «проведение энергоаудита».
  • Во время обязательного энергетического обследования изучается использование ресурсов, а паспорт дается потребителя ТЭР и экономия исчисляется от потребления. Эта разница становится практически значима в ситуации, когда использование и потребление не равны, т.е. когда часть ресурсов передается субабонентам. Объем, потребленный субабонентами, подлежит исключению из объема использованных ресурсов.

Энергетические обследования бывают обязательные и добровольные. Проведение энергетического обследования обязательно для органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций с участием государства или муниципального образования, крупных потребителей ресурсов и др. (ст. 16 ФЗ №261).

Заниматься энергетическим обследованием организаций вправе только энергоаудиторы — участники саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования (см. материал «Кто может выдать энергетический паспорт»).

«Промышленно-строительная Экспертиза» занимается обязательными энергетическими обследованиями организаций с участием государства или муниципального образования, органов государственной власти, органов местного самоуправления. При предоставлении исходной информации в полном объеме (перечень см. в техническом задании на проведение энергетического обследования) мы проведем энергетическое обследование организации (учреждения) профессионально и в кратчайшие сроки.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ЗАКАЗЧИКУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на обязательное энергетическое обследование организации и составление энергетического паспорта потребителя ТЭР.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ — на основании предоставленных сведений определяется объем работ по выполнению обязательного энергетического обследования и формируется смета.

Summary:

Актуализация российского законодательства в области энергосбережения и энергоснабжения

Updating of Russian Energy Conservation and Power Supply Laws

Yu.A. Lipatov, First «Edinaya Rossiya” Floor Deputy Leader, Member of the State Duma Energy Committee

Keywords: legislation, energy conservation, building energy efficiency, energy industry, metering

Описание:

Существенную роль в общем объеме потребляемых энергоресурсов занимают объекты жилищно-коммунальной сферы, строительного комплекса и промышленности. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в этих секторах экономики являются крайне актуальными. В период работы Государственной Думы шестого созыва в базовые федеральные законы № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 190-ФЗ «О теплоснабжении» был внесен ряд существенных изменений.

Ключевые слова: энергосбережение, энергетика, учет, энергоэффективность зданий, законодательство

Ю. А. Липатов, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Государственной Думы по энергетике

Существенную роль в общем объеме потребляемых энергоресурсов занимают объекты жилищно-коммунальной сферы, строительного комплекса и промышленности. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в этих секторах экономики являются крайне актуальными. В период работы Государственной Думы шестого созыва в базовые федеральные законы № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 190-ФЗ «О теплоснабжении» был внесен ряд существенных изменений.

Ю. А. Липатов

первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Государственной Думы по энергетике

Повышение энергоэффективности поставлено на системную основу

В сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности после принятия закона № 261-ФЗ был сформирован основной массив нормативной базы, механизмов и моделей финансирования, накоплен положительный и отрицательный опыт реализации проектов практически по всем отраслям и сферам народного хозяйства. Возникли новые рынки энергоэффективных проектов. Работа по повышению энергоэффективности в стране поставлена на системную основу. Энергосбережение как бизнес состоялось.

Появились игроки, в частности энергосервисные компании, и нормальная рыночная мотивация. Эффективно работает Российская ассоциация энергосервисных компаний (РАЭСКО). В обществе укрепилось понимание того, что другого варианта, кроме как повышать энергоэффективность, сегодня нет.

Проблемы при внедрении энергосбережения

Вместе с тем, мы видим ряд проблем в применении закона № 261-ФЗ. Обозначу некоторые из них.

Энергоаудит

Очевидный перекос был допущен при введении обязательных энергетических обследований для государственных и муниципальных учреждений, а также для небольших предприятий, что привело к ситуациям, когда цена проведения энергетического обследования стала превышать затраты на энергоресурсы, потребляемые этими организациями.

В закон № 261-ФЗ были внесены изменения1, согласно которым обязательные энергетические обследования для государственных и муниципальных учреждений, а также для небольших предприятий, были отменены. Сейчас для массовых небольших потребителей переусложненные процедуры энергообследований заменены на упрощенный порядок предоставления деклараций об энергоэффективности.

Энергоэффективность зданий

Есть некоторые недоработки в повышении энергоэффективности зданий. В этом секторе сосредоточен огромный резерв повышения энергоэффективности.

В соответствии с законом № 261-ФЗ и постановлением Правительства РФ 182 определены три этапа повышения требований к энергетической эффективности зданий в Российской Федерации. Первый этап – с момента принятия закона до 31 декабря 2015 года, в течение которого необходимо было повысить энергоэффективность на 15 % по отношению к базовому 2009 году. Второй этап, начавшийся с 1 января 2016 года, предполагает снижение энергопотребления уже до 30 %. Третий этап, предусматривающий снижение энергопотребления на 40 %, начнется с 2021 года.

Наступил второй этап, а в государстве юридические требования к энергетической эффективности зданий не определены, хотя дома принимаются в эксплуатацию, им присваиваются классы энергетической эффективности. Как показывают результаты исследований, большинство зданий, принимаемых в эксплуатацию, пока не соответствуют нормам энергопотребления.

То же самое относится и к капитальному ремонту зданий. Проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов должно включать в себя проведение энергоэффективных мероприятий. С учетом роста тарифов на коммунальные услуги это, безусловно, выгодно для граждан, для собственников помещений в многоквартирных домах.

Установка приборов учета

Необходимо обратить внимание, что с момента принятия закона № 261-ФЗ сфера установки квартирных приборов учета все-таки корректируется. Так, установка приборов учета газа в индивидуальных домах и квартирах была отменена3 сначала в случае, если газ не используется для отопления, а потом если потребление газа в таких объектах не превышает 2 м3/ч.

Постоянно откладывается крайний срок установки квартирных приборов учета тепловой энергии. Настало время честно сказать: при существующей в большой части жилого фонда вертикальной разводке теплоснабжения установка индивидуальных приборов учета нереальна. И не надо обманывать друг друга. Пора убирать из закона норму об обязательной установке квартирных приборов учета тепловой энергии или заменять ее выборочной установкой на добровольных началах.

Межведомственная координация

Одна из системных проблем применения закона об энергосбережении – это отсутствие межведомственной координации. Такую координацию поначалу осуществляло Минэнерго России. Инструментом данной координации была государственная программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 года», утвержденная правительством в декабре 2010 года.

Но после отмены этой программы и утверждения вместо нее государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» вопросы энергоэффективности в иных сферах экономики, кроме ТЭК, из этой программы исчезли. В результате Минэнерго России практически отказалось от функций межведомственной координации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Решение вопросов электроэнергетики

В сфере электроэнергетики приоритеты законодательной работы фракции партии «Единая Россия» в Государственной Думе были направлены на обеспечение интересов потребителей, облегчение их доступа к электроэнергетической инфраструктуре, на повышение надежности и эффективности энергоснабжения.

Технологическое присоединение

Так, в частности, был введен льготный порядок технологического присоединения4 объектов малого бизнеса мощностью до 150 кВт и технологического присоединения домашних хозяйств мощностью до 15 кВт.

Больших успехов в упрощении порядка и сокращении сроков технологического присоединения добилась Московская область, где в развитие федерального законодательства в 2014 году был принят региональный закон, в соответствии с которым для строительства и реконструкции электросетевых объектов напряжением до 20 кВ не требуется получать разрешение на строительство. Это позволило существенно упростить процедуры и ускорить удовлетворение заявок потребителей на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Ликвидация «последней мили»

Еще одна важная проблема, которую Государственной Думе удалось решить в интересах потребителей электроэнергии, – это ликвидация так называемой «последней мили». Отмена механизма «последней мили» произведена для 63 субъектов Российской Федерации из 86.

В ноябре 2015 года после длительных дискуссий был принят федеральный закон № 307-ФЗ5, которым, в частности в целях борьбы с ростом неплатежей, был установлен повышенный размер пени для управляющих компаний и ТСЖ, организаций ЖКХ и компаний топливно-энергетического комплекса.

Теплоснабжение

С момента принятия Государственной Думой закона № 190-ФЗ прошло пять лет. За это время в развитие закона Правительством РФ принято восемь постановлений и три распоряжения, шесть приказов Минэнерго России и один приказ Минстроя России, касающиеся функционирования тепловой энергетики и сферы теплоснабжения. В сам закон каждый год вносились поправки (всего их принято пятнадцать).

Закон создал основу для определения тарифной политики в теплоснабжении, для разработки схем теплоснабжения в муниципальных образованиях, для развития концессионных механизмов в теплоснабжении и долгосрочных тарифов, для привлечения инвестиций.

Деятельность в теплоснабжении, как ни в одной другой отрасли, полностью регулируется государством, причем в соответствии не только с законодательством о теплоснабжении, но также и с целым рядом нормативных актов в электроэнергетике, ЖКХ, водоснабжении.

Чрезмерная зарегулированность отпугивает инвесторов, а сохраняющееся ежегодное тарифное регулирование не создает стимулов для долгосрочного развития систем теплоснабжения. Концессия внедряется непросто – это довольно тяжелый механизм. Схемы теплоснабжения, принимаемые муниципальными органами, пока недостаточно хорошего уровня проработки. Часто их просто принимают для галочки.

Дорожная карта рынка тепловой энергии

Одним из важнейших документов стало распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 № 1949-р, которым была утверждена дорожная карта «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии». Мероприятия дорожной карты направлены на принципиальное изменение подхода к системе отношений между участниками рынка тепловой энергии. В качестве организующего принципа целевой модели рынка тепла предполагается создание условий квазиконкуренции в сфере теплоснабжения, основанной на сопоставлении существующих вариантов теплоснабжения потребителей тепловой энергии с альтернативными способами теплоснабжения и определении предельной цены такого теплоснабжения.

Этот метод предполагает установление в регионе предельной цены на тепловую энергию, рассчитанной по методу альтернативной котельной, а также отмену регулируемых тарифов на тепло, переход на свободное ценообразование в пределах установленной предельной цены альтернативной котельной. Одновременно с либерализацией цен на тепло планируется введение более жестких требований к единым теплоснабжающим организациям по надежности теплоснабжения.

Минэнерго России и правительство подготовили и собираются вносить в Государственную Думу законопроект6 о внедрении новой модели рынка тепла в пяти пилотных регионах и (после обобщения полученного опыта) о дальнейшем распространении этой модели на другие регионы России.

Взаимосвязь рынков теплоты и электроэнергии

Повышение загрузки существующих ТЭЦ и стимулирование развития технологий когенерации являются для нашей страны огромным потенциалом повышения эффективности тепло- и электроснабжения, сдерживания тарифной нагрузки на население. Анализ причин нарастания этих проблем показал: основная беда в том, что рынки теплоты и электроэнергии проектировались раздельно, они не согласуются между собой. Схемы перспективного развития в электроэнергетике и в теплоснабжении также разрабатываются и утверждаются без взаимной координации.

Именно поэтому для решения проблем в теплоснабжении нужно совершенствовать не только закон о теплоснабжении, но и законодательство об электроэнергетике.

Распределенная энергетика

В соответствии с мировой практикой, которая движется в сторону создания сетевого распределенного уклада в энерго­снабжении, в сторону создания интеллектуальной и чистой энергетики на основе возобновляемых источников энергии, нужно смелее вводить в законодательство терминологию, регуляторные инструменты для локальных рынков электроэнергии, стимулировать развитие распределенной энергетики.

Сложившаяся ситуация, когда распределенная энергетика развивается в нашей стране потребителями, уходящими от централизованных систем электроснабжения и теплоснабжения на собственные энергоисточники, стихийна и вообще не имеет регуляторных рамок, она не может считаться нормальной. Она приведет к нарастанию неэффективности централизованных систем и снижению их надежности, к росту тарифной нагрузки и в конечном счете невыгодна потребителям.

Задача Государственной Думы следующего созыва – обеспечить законодательные условия для гармонизации развития распределенной энергетики и когенерации с системами централизованного электроснабжения и теплоснабжения.

1 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»».

2 Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений».

3 Согласно федеральным законам № 197-ФЗ от 11 июля 2011 года и № 466-ФЗ от 29 декабря 2014 года.

4 Федеральным законом от 20 апреля 2014 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике»».

5 Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ «Об укреплении платежной дисциплины».

6 До конца работы Государственной Думы шестого созыва законопроект вряд ли будет рассмотрен. Однако как представитель фракции партии «Единая Россия» могу гарантировать, что сразу после официального внесения законопроекта в Государственную Думу он будет разослан в субъекты Российской Федерации для внимательного изучения. С учетом огромной значимости теплоснабжения для российских регионов мнение регионов при прохождении данного законопроекта будет крайне важным. – Прим. авт.

Что такое энергоаудит?

Энергоаудит — это обследование энергетических объектов с целью выявления энергетической эффективности, определение мер по ее повышению и возможностей их реализации, включающее сбор документальной информации, инструментальное обследование, анализ информации и разработку рекомендаций по энергосбережению.

Главной целью энергоаудита является комплексный анализ всех систем энергоснабжения объекта, определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, выявление основных направлений его реализации, а также разработка мероприятий и технических решений, позволяющих снизить энергопотребление и, как следствие, финансовые затраты Заказчика на оплату топливно-энергетических ресурсов.

На основе проведенного энергетического обследования разрабатывается энергетический паспорт.

Для кого обязателен энергоаудит?

Наиболее распространенная категория потребителей услуг энергоаудиторских компаний — это лица, подлежащие обязательному энергетическому обследованию.

Обязательное энергетическое обследование проводится в соответствии с требованиями Федерального закона №261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В статье 16 Федерального закона № 261-ФЗ установлены 6 категорий лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным:

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2. Организации с участием государства или муниципального образования;

Это наиболее многочисленная группа подлежащих обследованию лиц, включающая государственные и муниципальные учреждения (дома культуры, театры, библиотеки. детские сады. школы‚ больницы и др.), государственные и муниципальные унитарные предприятия. ОАО с участием государств и муниципалитетов более 50%. Следует отметить, что автономные учреждения так же попадают под категорию подлежащих обязательному ЭА.

3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

Прежде всего, обязательному энергетическому обследованию организации, осуществляющие деятельность в области тепло,- электро‚- газо‚- водооснабжения и канализации, пассажирские перевозки. Под «регулируемыми видами деятельности» понимают работы и услуги, предоставляемые на основе ценовых ставок (тарифов), которые определяются не в результате конкурсов, a устанавливаются органом исполнительной власти. Под эту формулировку подпадают также тарифы ЖКХ. Таким образом, организации, управляющие многоквартирными домами, также попадают под проведение обязательного энергетического обследования. При этом их организационно-правовая форма не имеет значения.

4. Организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5. Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа. дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

6. Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Штрафы за неисполнение требований 261-ФЗ

Согласно ч.2 ст. 16 закона № 261-ФЗ первое энергетическое обследование должно быть проведено до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.

За несоблюдение требований энергетической эффективности полномочия наложения административных штрафов даны не менее чем девяти государственным органом исполнительной власти.

Это Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторг, ФАС, ФСТ, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и РОССТАТ.

Федеральным законом № 261-ФЗ введена ответственность за несоблюдение требований в сфере энергосбережения и энергетической эффективности в виде административной ответственности (штрафа) согласно со ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В частности, не проведение обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 15 000 руб. (из «кармана руководителя») плюс штраф на юридическое лицо — от 50 000 до 250000 py6., что достаточно ощутимо. При таких штрафах проведение энергоаудита может оказаться дешевле потенциально возможных санкций!

В то же время, экономия средств, достигнутая за счет снижения потребления ресурсов бюджетным учреждением, при определенных законом условиях может использоваться на увеличение годового фонда оплаты труда учреждения.

Наш центр энергоаудита «Арм-Экогрупп» специализируется на предоставление широкого спектра качественных услуг по проведению энергетических обследований‚ позволяющих Вам снизить энергетические затраты, выявить причины энергетических потерь, оценить потенциал энергосбережения организации.

Мы проведем энергетические обследования (энергоаудит) организаций бюджетной сферы, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, коммунальных и промышленных предприятий, административных зданий, жилых домов, котельных, различных объектов электро- и теплоэнергетики и др.

В соответствии с законодательством проведение энергоаудитам могут осуществлять только члены CPO.

Союз Энергоаудиторов Урала и имеет Свидетельство о допуске к работам по проведению энергетических обследований.

Наш центр имеет в своём распоряжении высококвалифицированный персонал, имеющий необходимое образование и обладающий значительным практическим опытом работы‚ а также необходимые ресурсы (приборный парк, новейшее программное обеспечение, материально-техническую базу).