Обжалование решения о привлечении страхователя к ответственности

Как быть, если вы несвоевременно сдали отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации? С одной стороны, состав правонарушения есть, но, с другой стороны, следует ли безапелляционно соглашаться с решением Пенсионного фонда о привлечении к ответственности?

Приведенный в данной статье пример свидетельствует о том, что не стоит мириться с формальным подходом органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, при вынесении им решения о наложении штрафа, если, по вашему мнению, примененная санкция слишком сурова.

Предмет спора

Юридическое лицо – плательщик страховых взносов (далее – «Плательщик») при отправке расчета страховых взносов по форме РСВ-1 посредством электронной связи столкнулось с техническими проблемами, в результате чего отчетность была сдана с нарушением установленного срока. 📌 Реклама

Данный факт был выявлен Пенсионным фондом Российской Федерации в ходе камеральной проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении Плательщика к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее-Федеральный закон) за несвоевременное представление отчетности по форме РСВ-1.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации плательщики страховых взносов представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 15 Федерального закона)

📌 Реклама

Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей (часть 1 статьи 46 Федерального закона).

Следуя данной норме, Пенсионный фонд Российской Федерации определил сумму штрафа в размере 5% суммы начисленных страховых взносов, что составило 490 000 рублей. Плательщик не согласился с данным решением, полагая, что с учетом обстоятельств дела сумма штрафа может быть снижена до минимального размера.

📌 Реклама

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласился с позицией Плательщика, снизив размер штрафа до 1000 рублей (сентябрь 2012). Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (ноябрь 2012) и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (март 2013) оставили решение без изменений.

Правовая позиция Плательщика при обжаловании решения ПФР

При рассмотрении дела требуется не только установить факт совершения правонарушения, но и степень вины правонарушителя. Для определения степени вины правонарушителя необходимо учитывать как тяжесть правонарушения, так и обстоятельства, смягчающие ответственность.

Пенсионный же фонд Российской Федерации ограничился лишь установлением первого без учета обстоятельств, смягчающих ответственность Плательщика.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 39 Федерального закона руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

📌 Реклама

Согласно пункту 4 статьи 44 Федерального закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Управление Пенсионного фонда РФ сослалось на отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность Плательщика, аргументируя тем, что таковыми могут являться лишь те обстоятельства, которые предусмотрены статьей 44 Федерального закона:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

📌 Реклама

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации оставил без внимания тот факт, что данный перечень не является исчерпывающим и согласно пункту 4 данной статьи к смягчающим обстоятельствам также относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Кроме того, при совокупном толковании вышеназванных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика обстоятельства в силу прямого указания закона.

📌 Реклама

В дальнейшем Арбитражный суд, исследовав обстоятельства правонарушения и степень вины плательщика, в полном объеме согласился и учел при вынесении решения смягчающие обстоятельства, на которые ссылался Плательщик, признав, что данные обстоятельства неправомерно не были приняты во внимание Пенсионным фондом Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности.

Обстоятельства, смягчающие ответственность Плательщика

  1. Несвоевременность предоставления расчета по страховым взносам возникла в результате технического сбоя в сети Интернет.

Арбитражным судом установлено, что 15-го числа Плательщик приступил к формированию и загрузке требуемых отчетов в электронной форме. Во время загрузки возникли технические проблемы во внешней сети Интернет, что подтверждено письмом организации, предоставляющей услуги доступа в Интернет. Из-за возникшего технического сбоя вся необходимая отчетность была загружена на сервер специализированного оператора связи только 16-го числа, после устранения технических неполадок поставщиком Интернет услуг. Таким образом, факт правонарушения установлен, но носит формальный характер. 📌 Реклама

  1. Фактическое исполнение плательщиком обязательств по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации требуемого расчета по страховым взносам.

Материалами дела подтверждено, что 15-го числа плательщиком была предпринята попытка направления требуемого расчета в орган контроля по уплате страховых взносов, и на следующий день он был предоставлен в Пенсионный фонд Российской Федерации.

  1. Незначительность периода просрочки.

Задержка в предоставлении сведений индивидуального персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ составила всего 1 день.

  1. Правонарушение совершено Плательщиком впервые.
  2. Плательщик не имеет задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  3. Отсутствие препятствий к выполнению Пенсионным фондом Российской Федерации своих функций в результате совершенного Плательщиком правонарушения.

Помимо вышеперечисленных обстоятельств, Арбитражным судом также была принята во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении 11-П от 15.07.1999,согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. 📌 Реклама

С учетом вышеизложенного Арбитражный суд счел правомерным уменьшить размер штрафа с 490 000 до 1000 рублей.

Взыскание судебных расходов в пользу Плательщика

В рамках данного дела также в пользу Плательщика разрешен вопрос возмещения судебных расходов, понесенных последним. Так, решением Арбитражного суда с Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано в пользу Плательщика 4000 рублей судебных расходов по уплате госпошлины.

Интересно, что Пенсионный фонд Российской Федерации не согласился с решением суда в данной части, ссылаясь на статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – «Налоговый кодекс»), как основание для освобождения его от возмещения Плательщику понесенных судебных расходов. В то время как указанная статья Налогового кодекса предусматривает освобождение от оплаты госпошлины, но не регулирует порядок возмещения судебных расходов.

📌 Реклама

Обоснование правомерности взыскания данных расходов

Порядок возмещения судебных расходов регламентируется статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «Арбитражный процессуальный кодекс»).

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса государственная пошлина относится к судебным расходам.

При этом Арбитражный процессуальный кодекс не предусматривает каких-либо специальных условий в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Следовательно, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса.

📌 Реклама

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (далее — «Президиум ВАС РФ») от 13.11.2008 № 7959/08.

Кроме того, пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса).

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа согласились с изложенной выше позицией и оставили решение Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в этой части также без изменений.

📌 Реклама

В заключение необходимо подчеркнуть, что приведенный пример ценен не только для плательщиков взносов, но и показателен для органов контроля за уплатой страховых взносов.Поскольку, как мы видим, отсутствиесо стороны Пенсионного фонда Российской Федерации достаточного правового обоснования применяемых штрафных санкций, может привести к неблагоприятным финансовым последствиям для самого Пенсионного фонда в части компенсации судебных расходов, которые могут оказаться значительно выше (включая, например, не только госпошлину, но и оплату услуг привлекаемых адвокатов).

Решение территориального отделения внебюджетного фонда о привлечении к ответственности можно обжаловать как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Причем обратиться в суд и в вышестоящее отделение фонда можно одновременно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Обжалование в вышестоящем отделении фонда

Наименование вышестоящего органа, куда можно подать жалобу, и его местонахождение вы увидите в самом решении. Решение вступает в силу по истечении 10 дней с того момента, когда представитель организации получил его лично. Но подать жалобу можно и после этого срока. Главное, не позже трех месяцев с момента, когда страхователь (т. е. ваша организация) узнал о том, что его права нарушены. Как правило, это происходит уже по факту получения решения. Об этом сказано в частях 11, 12 статьи 39, части 2 статьи 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Жалобу в вышестоящее отделение фонда составьте письменной форме. В ней укажите:

  • какой фонд проводил проверку;
  • сведения о заявителе, то есть о вашей организации;
  • причину жалобы;
  • аргументы для обоснования возражений;
  • требования к вышестоящему отделению фонда.

Такой порядок, в частности, предусмотрен пунктом 55 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 18 сентября 2013 г. № 467н.

Отправить жалобу можно по почте, в электронном виде (в т. ч. через портал госуслуг) или лично отвезти в отделение фонда. Фонд рассмотрит ее в течение месяца. После чего примет одно из следующих решений:

  • оставит жалобу без удовлетворения;
  • отменит решение нижестоящего отделения полностью или частично;
  • изменит решение нижестоящего отделения или вынесет новое решение.

О принятом решении вышестоящее отделение фонда должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия.

Такой порядок изложен в части 1 статьи 55 и частях 2–4 статьи 56 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Обжалование в суде

Если вы хотите обжаловать решение в судебном порядке, то подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению отделения фонда, с решением которого вы не согласны (ст. 35 АПК РФ).

Исковое заявление можно подать в электронном виде. При этом руководствуйтесь порядком, прописанным в постановлении Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 80.

Обжаловать решение фонда в суде можно в течение трех месяцев со дня, когда страхователь узнал о том, что его права были нарушены (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Суд рассмотрит заявление в течение трех месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). В итоге вынесет одно из двух решений:

  • признает решение отделения фонда незаконным и обяжет его принять иное решение;
  • откажет страхователю в удовлетворении его требований полностью или частично.

Копию решения арбитражного суда направят и заявителю, и в фонд, который принял спорное решение. Сделать это судьи должны в пятидневный срок после того, как примут решение.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Что делать, если проверкой органа Пенсионного фонда выявлена недоплата страховых взносов, получено требование об уплате недоимки или решение о начислении пени, наложении штрафа? Чтобы ответить на этот и некоторые другие вопросы, правовой инспекцией труда на основании Порядка рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений страхователей о согласовании ими требований об уплате недоимки с уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины 19.12.2003 г. №21-2, разработаны эти методические рекомендации.

Требование, решение Пенсионного фонда можно обжаловать в суде, с учетом сроков исковой давности, в любое время после получения соответствующего требования об уплате недоимки или решения о начислении финансовых санкций, но тогда вы потеряете право на их обжалование в органах Пенсионного фонда.

Если вы все же решили сначала согласовать требование или обжаловать решение в органах Пенсионного фонда, предоставляем вашему вниманию следующие разъяснения.

Жалоба или заявление излагается в письменном виде и направляется по почте или передается через своего представителя, но в таком случае к жалобе, заявлению прилагается копия надлежаще оформленной доверенности (или договора).

В жалобе, заявлении должно быть указано:

1) наименование юридического лица и его адрес или ФИО и место проживания физического лица;

2) наименование органа Пенсионного фонда, который выдал требование или решение которое обжалуется, его дата и номер;

3) содержание поднимаемого вопроса, ходатайство или требование;

4) сообщаете, также обжаловано ли требование или решение в суд.

Жалоба подписывается руководителем или уполномоченным представителем юридического лица и заверяется печатью.

Органы Пенсионного фонда возвращают с соответствующим обоснованием ненадлежаще оформленные:

– жалобу – в пятидневный срок со дня ее получения;

– заявление о согласовании требования – не позже следующего рабочего дня со дня его получения.

Повторные обращения по одному и тому же вопросу в один и тот же орган Пенсионного фонда не рассматриваются, если первое обращение решено по сути.

Если вы считаете, что орган Пенсионного фонда неправильно рассчитал сумму недоимки, можно обратиться в этот же Пенсионный фонд с заявлением о согласовании требования об уплате страховых взносов (недоимки).

К заявлению прилагаются расчеты, копии платежных поручений и другие документы, свидетельствующие о неправильном начислении сумм, указанных в требовании и/или решении.

Заявление подается в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения требования об уплате недоимки. Органы Пенсионного фонда рассматривают его в трехдневный срок со дня получения и по результатам рассмотрения сообщают заявителю о принятии одного из указанных решений:

– о полном или частичном удовлетворении заявления, отмене обжалованного требования или направлении нового;

– об оставлении требования без изменения, а заявления без удовлетворения.

В случае не согласия с решением территориального органа Пенсионного фонда можно обжаловать его в региональный (вышестоящий) орган Пенсионного фонда. То есть в головное управление Пенсионного фонда (Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя) или в суд. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие неправильное решение.

Обжалование требования об уплате недоимки, решения о наложении штрафа приостанавливает начисление пени и сроки уплаты финансовых санкций, со дня подачи жалобы в Пенсионный фонд или искового заявления в суд.

Жалоба подается в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения решения, которое обжалуется. Жалоба, заявление о согласовании требования, поданные в органы Пенсионного фонда, с нарушением десятидневного срока не рассматриваются.

Одновременно с подачей жалобы в региональный (вышестоящий) орган Пенсионного фонда необходимо письменно известить территориальный орган Пенсионного фонда, решение которого обжалуется.

К жалобе прилагаются копии документов, свидетельствующие о неправильности решения, которое обжалуется (акт проверки, решение о начислении пени, наложении штрафа и другие документы, на основании которых определяется сумма страховых взносов, подлежащих уплате, требование об уплате недоимки, заявление о согласовании требования об уплате недоимки, свои замечания, объяснения, если они подавались во время проверки или рассмотрения материалов проверки и заключения органов Пенсионного фонда по ним).

В обязательном порядке в жалобе указывается, подавалось ли исковое заявление в суд по этому вопросу.

Решение регионального (головного) управления Пенсионного фонда можно обжаловать в Пенсионный фонд Украины в течение 10 рабочих дней, со дня получения ответа, известив об этом территориальное и региональное (головное) управления Пенсионного фонда.

Жалоба рассматривается в течение 20 календарных дней, со дня ее получения.

Орган Пенсионного фонда может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, но не более чем на 60 календарных дней, о чем обязан письменно уведомить до окончания 20-дневного срока.

Неудовлетворительное решение по жалобе, заявлению, принятое Пенсионным фондом Украины не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке. О подаче жалобы или искового заявления в суд страхователь, на протяжении трех рабочих дней со дня обращения в суд, обязан письменно уведомить орган Пенсионного фонда, решение которого обжалуется.

Если Пенсионный фонд не направил обоснованного решения по жалобе и/или заявлению на протяжении срока, установленного для ее (его) рассмотрения, то такая жалоба (заявление) считаются полностью удовлетворенными в пользу заявителя со дня, следующего за последним днем вышеуказанных сроков. Если последний день срока выпадает на праздничный или выходной, то последним днем считается следующий за ним рабочий день.