Оплачиваются ли исправительные работы

Содержание

Ст. 44 УИК РФ с комментариями

Статья 44 УИК РФ. Порядок производства удержаний из заработной платы осуждённых к исправительным работам — размещена в Особенной части Второго раздела Седьмой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из семи частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 44 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 44 УИК РФ. Порядок производства удержаний из заработной платы осуждённых к исправительным работам

  1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осуждённых к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.
  2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осуждённого за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.
  3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осуждённого. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.
  4. Удержания не производятся из пособий, получаемых осуждённым в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  5. Пособия по временной нетрудоспособности осуждённого исчисляются из его заработной платы без учёта удержаний в размере, установленном приговором суда.
  6. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осуждённого, возвращаются ему полностью.
  7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осуждённый или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осуждённого в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учётом всех доходов осуждённого.

Комментарий к статье 44 УИК РФ

Негативным последствием наказания в виде исправительных работ являются удержания в доход государства части заработной платы осуждённого, производимые с первого дня выхода его на работу. В соответствии с ч. 3 ст. 50 УК РФ из заработка осуждённого к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Началом производства удержаний из заработной платы осуждённого считается день начала срока отбывания наказания, т.е. день выхода осуждённого на работу.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осуждённых к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля, а именно для проверки финансовой документации организации уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осуждённого за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую его половину независимо от наличия претензий по исполнительным документам; при увольнении денежные средства удерживаются за проработанную часть месяца. Удержания осуществляются из заработной платы осуждённого, включая все виды дополнительных выплат, в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не имеют характера единовременного вознаграждения. Как гласит п. 90 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, из суммы заработной платы не исключаются налоги и другие платежи.

Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества". Если по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 138 ТК РФ, размер удержаний по нескольким исполнительным документам не может превышать 50% заработной платы, то для лиц, отбывающих исправительные работы, ч. 3 указанной статьи делает исключение и устанавливает максимальный размер удержаний из заработной платы равным 70%. В отличие от ИТК РСФСР 1971 г., в соответствии с которым удержания производились по каждому месту работы осуждённого к исправительным работам (ст.

Задайте вопрос дежурному юристу,

95), действующее уголовно-исполнительное законодательство является более гуманным, устанавливая взимание удержаний только из заработной платы по основному месту работы осуждённого.

Такой подход позволяет осуждённым иметь дополнительный заработок и в большей степени обеспечивать себя и свою семью материальными средствами. Однако в случае ухудшения материального положения отбывающего исправительные работы размеры удержаний в доход государства из его заработной платы могут быть уменьшены. Снижение удержаний производится судом с учётом всех доходов осуждённого по ходатайству самого осуждённого, уголовно-исполнительной инспекции или администрации организации, в которой осуждённый работает. Причинами снижения размера удержаний могут быть, например, рождение ребёнка, болезнь члена семьи осуждённого или его самого и др.

При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осуждённого. Натуральная часть переводится в стоимостное выражение. Удержанные суммы перечисляются администрацией организации платёжным поручением в соответствующий бюджет ежемесячно. С лиц, которым ежемесячная заработная плата не начисляется, а определяется по итогам какого-либо периода (года, сезона, рейса, окончания выполнения определённого вида работ), удержания взимаются по мере начисления заработной платы.

Окончательный расчёт производится с учётом данных налоговых и финансовых органов о доходе осуждённого в истекшем году. Сумма ежемесячных удержаний с лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров устанавливается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в их декларациях. Окончательный расчёт производится по итогам года исходя из размера полученной ими прибыли. При получении расчётных сведений инспекция проверяет правильность и своевременность производства и перечисления удержаний и вносит данные в учётную карточку осуждённого. В случае обнаружения нарушений принимает меры к их устранению. Сотрудники инспекции не реже одного раза в шесть месяцев проверяют правильность удержаний из заработной платы осуждённых непосредственно по месту работы. О результатах проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых остаётся в организации, а второй (с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом) хранится в инспекции и используется для контроля за устранением недостатков.

Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрен перечень некоторых видов доходов, получаемых осуждёнными, с которых удержания не производятся. К ним относятся:

  • пенсии, которые осуждённые к исправительным работам получают в порядке социального обеспечения, пособия, носящие единовременный характер и получаемые по социальному страхованию;
  • выплаты и вознаграждения, не предусмотренные системой заработной платы отбывающих исправительные работы, которые также носят единовременный характер, к ним относится и компенсация за неиспользованный отпуск;
  • заработок осуждённого к исправительным работам, если он отработал сверхурочное время, которое дополнительно в срок наказания не входит;
  • заработок, получаемый не по основному месту работы;
  • суммы, которые получены осуждённым в виде компенсации за расходы во время нахождения в командировке, в связи с переводом, приёмом на работу вновь и другие компенсации;
  • выходное пособие;
  • суммы, выплачиваемые отбывающим наказание за использование принадлежащего осуждённым инструмента, транспорта, сумм, используемых осуждённым на приобретение не выданных организацией спецодежды, спецобуви, иных компенсационных выплат.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"(в редакции от 29 декабря 2006 г.) граждане, осуждённые по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, безработными быть признаны не могут, однако согласно ч. 2 ст. 35 того же Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учёта в качестве безработного только в случае осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы.

СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915. 6. Частью 5 ст. 44 УИК РФ определяется особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы. Данная норма до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 273-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" устанавливала, что пособия по временной нетрудоспособности осуждённого исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. Данное положение ставило в достаточно сложную ситуацию осуждённых к данному виду наказания, поскольку размер пособия у них был ниже пропорционально производимым удержаниям, чем у работников, не отбывающих данный вид наказания. Но вышеуказанный Закон исправил ситуацию и в настоящее время пособия по временной нетрудоспособности осуждённого к наказанию в виде исправительных работ "исчисляются из его заработной платы без учёта удержаний в размере, установленном приговором суда".

СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 36. Статья 183 "Гарантии работнику при временной нетрудоспособности" ТК РФ гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году"пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности с учётом непрерывного трудового стажа и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности следует исчислять из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учётом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства.

РГ. 2005. 27 дек. Исчисление же средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ, согласно которой для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчёт средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно). При этом в случае повышения размера заработной платы в расчётном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы.

При отмене приговора или изменении его с прекращением дела излишне удержанные из заработной платы осуждённого суммы возвращаются ему через соответствующий банк за счёт организации, которой производились удержания. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене или изменении приговора и прекращении дела.

Количество преступлений в России

Результаты проверки соблюдения требований законов в деятельности уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел при осуществлении контроля за поведением условно осужденных

Версия для печати

Главная » Органы власти » Прокуратура » Прокуратура Пильнинского района информирует » Результаты проверки соблюдения требований законов в деятельности уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел при осуществлении контроля за поведением условно осужденных

25 апреля 2014

Результаты проверки соблюдения требований законов в деятельности уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел при осуществлении контроля за поведением условно осужденных

Прокуратурой района по заданию прокуратуры Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований законов в деятельности филиала по Пильнинскому району ФКУ «УИИ ГУФСИН России по Нижегородской области» и МО МВД России «Пильнинский» при осуществлении контроля за поведением условно осужденных, в ходе которой установлено следующее.

При проверке соблюдения требований сотрудниками филиала по Пильнинскому району ФКУ «УИИ ГУФСИН России по Нижегородской области» требований ч.5 ст.393 УПК РФ о немедленном извещении суда, постановившего обвинительный приговор, об его исполнении, установлено, что указанное требование закона не всегда выполняются.

Исправительные работы

Так, согласно полученной информации мирового судьи судебного участка Пильнинского района Нижегородской области, сотрудниками филиала по Пильнинскому району ФКУ «УИИ ГУФСИН России по Нижегородской области» не направлено до настоящего времени извещение о принятии приговора к исполнению в отношении осужденной Ш., признанной виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ. Согласно полученной информации Пильнинского районного суда Нижегородской области сотрудниками филиала по Пильнинскому району ФКУ «УИИ ГУФСИН России по Нижегородской области» не направлено до настоящего времени извещение о принятии приговора к исполнению в отношении осужденной Д., признанной виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ. Кроме того, сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции не своевременно направлены извещения о принятии к исполнению приговоров в отношении 10 осужденных.

Согласно п.20 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 №142, установлено, что при постановке на учет осужденному направляется уведомление о дате явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность. При изучении личных дел 7 осужденных установлено, что уведомления указанным лицам не направлялись.

В ходе проверки исполнения требований ч.4 ст.188 УИК РФ установлено, что 5 осужденными установленная обязанность явки в уголовно-исполнительную инспекцию не исполнялась. Причины не явки сотрудниками филиала по Пильнинскому району ФКУ «УИИ ГУФСИН России по Нижегородской области» не выяснялись, меры к осужденным не приняты.

При изучении личных дел 3 условно осужденных установлено, что указанными осужденными совершены административные правонарушения. В нарушение требований п.125 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 №142, предупреждение о возможности отмены условного осуждения вынесено сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции с нарушением установленного срока. Аналогичное нарушение выявлено при изучении личных дел 2 осужденных, которые не явились на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию в установленный срок. Нарушения сроков вынесения предупреждения о возможности отмены условного осуждения составили от 7 дней до 2 месяцев.

При изучении личного дела условно осужденного Щ. установлено, что поступающая информация от УУП МО МВД России «Пильнинский» не всегда соответствует действительности. Так, в ходе проверки выявлен факт совершения административного правонарушения осужденным Щ., а в рапорте УУП МО МВД России «Пильнинский» указанные сведения не отражены, что свидетельствует о том, что проверка осужденных по месту жительства фактически УУП МО МВД России «Пильнинский» не осуществляется, составляются формально рапорты, в которых излагаются сведения, не соответствующие действительности и не отражающие истинную ситуацию относительно жизни и поведения осужденных, которые впоследствии направляются в уголовно-исполнительную инспекцию.

Кроме того, в личных делах 2 условно осужденных имеются «заготовки» рапортов УУП МО МВД России «Пильнинский» о проверке по месту жительства указанных условно осужденных. В данных рапортах указана лишь дата проверки и имеется подпись должностного лица органа внутренних дел. Указанное свидетельствует о том, что фактически условно осужденные УУП МО МВД России «Пильнинский» по месту жительства не проверялись.

Также при изучении личного дела осужденного О. установлено, что УУП МО МВД России «Пильнинский» указанный условно осужденный в 1-ом квартале 2014 года не проверялся, что свидетельствует об ослаблении контроля со стороны должностных лиц органов внутренних дел и может способствовать совершению условно осужденным повторного преступления.    

По результатам проведенных бесед с 2 условно осужденными         установлено, что сотрудниками МО МВД России «Пильнинский» за истекший период 2014 года профилактические беседы не проводились, по месту жительства не проверялись. Однако, в материалах личных дел указанных осужденных имеются документы, указывающие на проведение профилактических бесед и на проверку по месту жительства условно осужденных.

Кроме того, прокуратурой района проведена проверка деятельности ООО «Южный хлеб», СПК «Родина», СПК «Курмышский», в ходе которой выявлены нарушения уголовно–исполнительного законодательства при исполнении наказаний в виде исправительных работ, а именно в нарушение ст.ст.43 и 44 УИК РФ, удержанные денежные средства из заработанной платы осужденных к исправительным работам бухгалтерией ООО «Южный хлеб», СПК «Родина», СПК «Курмышский» перечисления в соответствующий бюджет производятся с нарушением установленного уголовно-исполнительным законодательством срока.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района начальнику ФКУ «УИИ ГУФСИН России по Нижегородской области», начальнику МО МВД России «Пильнинский» внесены 2 представления об устранении выявленных нарушений, а также внесено 3 представления об устранении выявленных нарушений требований уголовно–исполнительного законодательства при исполнении наказаний в виде исправительных работ.

Указанные меры прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.

Прокурор района                                                                               С.В. Денисова

Удержания из заработной платы при отбывании наказания в виде исправительных работ

Вопрос:Каким образом производятся удержания из заработной платы осужденных к исправительным работам?

Отвечает заместитель  прокурора Курской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области Ю.В.Кофанов:

Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Порядок и условия отбывания наказания обязаны осужденным в обязательном порядке разъясняет уголовно-исполнительные инспекции.

Удержания проводятся из заработной платы осужденного. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.

При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного.

Удержание из заработной платы осужденных к исполнительным работам по решению суда

Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.

В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.

Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форма о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в т.ч. лишением свободы.

вернуться

Статья 107 УИК РФ. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 107 УИК РФ:

1. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность в полной мере распространяется и на осужденных. Но помимо уплаты налогов согласно ч. 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 107 УИК РФ они также обязаны возмещать расходы на свое содержание. В эти расходы включается стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, предоставляемых осужденным, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. При этом возмещение стоимости указанных расходов производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. В соответствии с ч. 3 ст. 99 УИК РФ и ст. 15 Закона РФ "Об учреждениях и органах…" осужденные, не работающие по независящим от них причинам (не имеющие заработка), а также осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (за счет федерального бюджета).

При уклонении осужденных от работы расходы на их содержание по приказу начальника исправительного учреждения удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах.

2. Производство удержания осуществляется дифференцированно в зависимости от ряда обстоятельств. Так, на основании ч. 5 ст. 99 УИК РФ с осужденных, освобожденных от работы по болезни, осужденных беременных женщин и осужденных кормящих матерей на период освобождения от работы удержания за питание не производятся. По другим же основаниям — о взыскании алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, — удержания с этих лиц производятся, но только по решению суда или судебному приказу (ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным инвалидам I и II группы питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно. Лица, не работающие по независящим от них причинам, а также не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет федерального бюджета.

3. Принципиальное значение имеет очередность удержаний из заработной платы или иных доходов осужденных, поскольку требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Согласно ч. 2 ст. 107 УИК РФ, ст. ст. 137, 138 ТК РФ, ст. 87 СК РФ, п. 8.9 Инструкции "Об условиях и оплате труда лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС…" удержания производятся в следующей очередности: 1) подоходный налог; 2) алименты (на основании ч. 2 ст. 67, ч. 2 ст. 78 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 4 Постановления Правительства РФ "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (в редакции от 6 февраля 2004 г.) с осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание алиментов производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях); 3) расходы по содержанию (стоимость питания, одежды и обуви, коммунально-бытовых услуг); 4) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца; 5) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением; 6) требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением государственным и негосударственным предприятиям, учреждениям и их объединениям, а также общественным объединениям; 7) возмещение материального ущерба по приказу начальника исправительного учреждения. Сумма удержаний по первым шести основаниям не должна превышать 50% начисленной заработной платы осужденного.

4. Важным гарантом реализации принципа материальной заинтересованности в конечных результатах труда осужденных является закрепление в законе нормы о сохранении за ними части заработной платы, независимо от всех удержаний (ст. 138 ТК, ч. 3 ст.

Ст. 44 УИК РФ с комментариями

107 УИК РФ). Минимальный размер зачислений на лицевой счет осужденных — 25% от заработной платы, пенсии или иного дохода. Для отдельных категорий осужденных — пенсионеров по старости, инвалидов I и II группы, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, а также отбывающих наказания в колониях-поселениях, процент удержаний не должен превышать 50% от их дохода.

5. В случае недостаточности дохода или его отсутствия в данном месяце для полного удержания стоимости вещевого имущества и специальных медикаментов с осужденных образовавшаяся задолженность удерживается в последующие месяцы до полного ее погашения. В то же время не удержанная полностью в данном месяце стоимость питания и коммунально-бытовых услуг в последующие месяцы не взыскивается.

Исправительные работы

Исправительные работы применяются только к преступникам и только по приговору суда. Исправительным работам отводится роль наказания для лиц, которые, по мнению суда, должны ответить за свои деяния, работая на благо общества.

Исправительные работы как вид уголовного наказания

Преступника могут наказывать разными способами, хотя в большинстве случаев потерпевшие ожидают от суда вынесения приговора, которым обидчика лишили бы свободы. Но целью применения санкции является не только выдворение преступника из общества.

6. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

Должно иметь место также его перевоспитание.

Места лишения свободы не всегда положительно воздействуют на попавших туда заключенных. Во многих случаях достигается как раз обратный эффект и увеличивается риск рецидива. А вот трудовая повинность как раз может способствовать исправлению.

Принуждение к трудовой деятельности в рамках уголовного наказания осуществляется несколькими способами: направлением на обязательные, принудительные или исправительные работы. При помощи этих видов наказания государство, с одной стороны, вводит в действие определенные ограничения для преступника, а с другой — получает небольшую выгоду в виде бесплатной рабочей силы или части заработка.

Решая привлечь обвиняемого к исправительным работам, суд должен учитывать характер совершенного правонарушения и личность преступника. Когда речь идет о преступлении небольшой тяжести, исправительные работы могут рассматриваться как адекватное наказание. А вот когда исправительные работы назначают за более тяжелые преступления, этим судья пытается дать правонарушителю шанс отказаться от своего криминального прошлого, что будет трудно сделать после пусть и недолгого пребывания в тюрьме.

Кому назначаются исправительные работы

Раз исправительные работы являются одним из видов наказания за совершение преступления, логично предположить, что назначаются они лицам, признанным в ходе уголовного процесса виновными в совершении правонарушения.

По общим правилам уголовного производства к уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо, достигшее 16 лет. При этом в ст. 20 УК РФ перечислен ряд преступлений, возраст привлечения к уголовной ответственности за совершение которых снижен до 14 лет. К примеру, к ним отнесены убийство, похищение человека, грабеж, кража, изнасилование и другие преступления, опасность которых очевидна в любом возрасте.

В законе есть также обстоятельство, которое продляет возраст, до которого привлечение к уголовной ответственности невозможно. Имеется в виду отставание в психическом развитии. Но это отставание не должно быть связано с психическим расстройством. Чтобы уголовной ответственности не подлежало лицо с психическим расстройством, выясняется, понимал ли больной, что совершает противоправное деяние. Лицо, признанное невменяемым, даже не имеющее психического расстройства, не подлежит уголовному преследованию.

Это были общие основания для невозможности назначения исправительных работ. Но есть и специальные основания, которые исключают привлечение преступника к исправительным работам. Так, их нельзя назначить:

инвалидам 1-й группы;

женщинам, которые беременны или уже имеют ребенка в возрасте до 3 лет;

призывникам;

контрактникам в звании рядового или сержанта, если они еще не отслужили срок по призыву.

Получается, что исправительные работы в силу своего характера не могут быть назначены лицам с ограниченной трудоспособностью, а также тем, кто не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме основной.

Исправительные работы как наказание используются в 2 случаях: когда судья сразу указывает их в приговоре или если исправительными работами заменяется более жесткий вид наказания — лишение свободы.

Как проходят исправительно-трудовые работы

К исправительным работам может быть приговорен гражданин, имеющий место работы, или безработный. Когда исправительные работы назначаются сразу после признания вины, преступник на тот момент еще может сохранять за собой рабочее место. Если осужденный работал как индивидуальный предприниматель, на себя, проблем с возобновлением трудовой деятельности возникнуть не должно.

В таких случаях осужденному необходимо встать на учет в уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства. Порядок учета осужденных и правила отбывания исправительных работ регулируются главой 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В инспекции осужденному нужно указать свое место работы, чтобы туда могли направить решение суда об удержании установленного процента от зарплаты в счет государства. Как только администрация предприятия получает решение суда, начинается отсчет срока отбывания наказания.

Тем осужденным, у которых нет работы, ее подбирают в инспекции. Причем осужденный не может отказаться от выбранного места и обязан выйти на работу.

Исправительные работы могут назначить на срок от 2 месяцев до 2 лет. Для осужденного важно ежемесячно отработать все рабочие дни в месяце. Если были пропуски, они должны быть обоснованны, например осужденный находился на больничном, но эти дни в срок исполнительных работ не засчитываются. Если срок исполнительных работ больше года, осужденному могут предоставить отпуск в размере 18 рабочих дней.

Последствия уклонения от исправительных работ

Прогулы, как, кстати, и другие нарушения, могут стоить приговоренному к исправительным работам комфортных условий отбывания наказания. В УИК РФ перечислены следующие виды нарушений:

невыход на работу в течение 5 дней после того, как в инспекции будет выбрано место работы;

пропуск визитов в инспекцию;

прогул;

появление на работе в нетрезвом виде или под действием наркотиков.

После 1-го такого нарушения приговоренному к исправительным работам выносят предупреждение. А вот повторное нарушение порядка отбывания наказания теми осужденными, которые уже имеют письменное предупреждение, считается злостным уклонением. Суд может пересмотреть свой выбор наказания по отношению к злостным уклонистам и заменить его более строгим. В данном случае могут быть использованы принудительные работы или лишение свободы.

Как следует из названия такого вида уголовного наказания, как исправительные работы, их основная цель — направить осужденного на путь исправления, дав ему возможность работать, но при этом находиться по месту своего жительства, а не в тюрьме. У осужденного с началом исполнения наказания появляется обязанность постоянно вести трудовую деятельность с перерывами только по уважительным причинам. Но в целом отношения между осужденным и работодателем продолжают регулироваться трудовым законодательством.

Удержания из заработка

Из заработной платы осужденных к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленным приговором суда в пределах от 5 до 20%.

Размер удержаний, производимых из заработной платы осужденного, отбывающего исправительные работы, должен определяться исходя из его социального положения и конкретных обстоятельств дела: необходимости возмещения вреда, причиненного преступлением (с учетом этого обстоятельства размер удержаний может быть меньше 20%), наличия у виновного престарелых родителей, иных близких родственников, которым он оказывает материальную помощь, и пр.

Исчисление размера удержаний и порядок их осуществления осуществляется в соответствии со ст. 44 УИК.

Удержания производятся из заработной платы осужденного за каждый отработанный месяц (включая все виды дополнительных выплат, в т.ч. денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не носят характера единовременного вознаграждения), а при увольнении — за проработанную часть месяца48.

Удержания производятся без исключения из заработной платы осужденного налогов и других платежей, а также независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При этом общий размер удержаний из заработной платы по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) не может превышать 70 %49.

С лиц, заработок которых определяется не ежемесячно, а по итогам определенного периода (года, сезона, рейса, окончания выполнения определенного вида работ), удержания проводятся по мере начисления заработной платы. Окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о доходе осужденного в истекшем году.

При производстве удержаний учитывается денежная (включая все виды дополнительных выплат, в т.ч. денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не носят характера единовременного вознаграждения) и натуральная часть заработной платы осужденного (ч. 3 ст. 44 УИК).

Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

При этом натуральная часть дохода остается в распоряжении организации, а ее стоимость перечисляется в доход государства. Удержания из доходов в их натуральной части производятся по мере ее поступления и при окончательном расчете.

Перечень пособий

Согласно ч. 4 ст. 44 УИК удержания не производятся из:

· пособий, получаемых осужденными в порядке социального страхования (например, при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком в период частично оплачиваемого отпуска и др.) и социального обеспечения (например, в связи с рождением ребенка);

· из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 4 ст. 44 УИК)50;

· из заработка, начисленного за дни, проработанные сверх графика работы;

· выходного пособия, выплачиваемого при увольнение работника;

· сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами и направлением на работу в другие местности;

· сумм, выплачиваемых за использование лично принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду и спецобувь;

· иных компенсационных выплат;

· заработка, полученного не по основному месту работы.

· выплат и вознаграждений единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск);

К числу выплат, на которые не может быть обращено взыскание, ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" относит денежные суммы, выплачиваемые:

1. в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

2. лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

3. в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;

4. за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством РФ;

5. организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний, в размере, установленном приговором суда (ч. 5 ст. 44 УИК).

В случае ухудшения материального положения осужденного инспекция разъясняет осужденному его право обращения в суд с ходатайством о снижении размера удержаний. Таким же правом наделены уголовно-исполнительная инспекция, и администрация организации, в которой работает осужденный. При этом к ходатайству о снижении размера удержаний прилагаются необходимые документы, подтверждающие его обоснованность. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного (ч. 7 ст. 44 УИК).

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 958;