Оплата государственного и частнопрактикующего нотариуса осуществляется

(Романовская О. В.) («Нотариус», 2013, N 1)

ОПЛАТА УСЛУГ НОТАРИУСА (КОММЕНТАРИЙ К РЕШЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИИ) <*>

О. В. РОМАНОВСКАЯ

Романовская Ольга Валентиновна, профессор кафедры частного и публичного права пензенского государственного университета, доктор юридических наук.

В статье рассматривается порядок финансирования нотариальной деятельности, особенности оплаты дополнительных услуг правового и технического характера. Анализируется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.

Ключевые слова: нотариус, нотариальный тариф, дополнительные услуги, финансирование.

Key words: notary, notarial tariff, additional services, financing.

Определением Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 272-О-О <1> было отказано гражданке А. А. Чераневой в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой ст. 15 и частью первой ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Казалось бы, рядовое дело в практике органа конституционного контроля, но оно затронуло серьезную проблему определения природы оплаты нотариальных и попутных с ними услуг (технического и правового характера). ——————————— <1> Нотариальный вестник. 2011. N 5.

Статья 23 Основ законодательства РФ о нотариате <2> (далее — Основы о нотариате) устанавливает, что источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Эти денежные средства после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Соответственно, введение института частного нотариата повлекло за собой появление нового субъекта экономических отношений, который, с одной стороны, наделен государственно-властными полномочиями, а с другой — доход, полученный от профессиональной деятельности, обращается им в личную собственность. Налицо прямая заинтересованность в получении высокого дохода от результата собственного труда. В то же время в ст. 1 Основ о нотариате подчеркивается, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, а в ст. 6 дополнительно указывается, что нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской. ——————————— <2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 357.

Особенность нотариальной деятельности заключается в том, что нотариус непосредственно не создает материальных ценностей, но одним из признаков нотариальной деятельности выступает ее возмездность. «Нотариальный тариф — один из системообразующих элементов нотариата латинского типа. Во всех этих странах нотариальный тариф представляет собой сбор обязательного характера, уплачиваемый в порядке и размере, которые установлены законом, за совершение нотариусом юридически значимых действий в пользу заинтересованных лиц» <3>. В юридической науке выделяют признаки нотариального тарифа: а) обязательный характер; б) установление законом размера нотариальных тарифов; в) единое тарифообразование для нотариальных действий в силу закона; г) уплата за совершение юридически значимых действий; д) наличие специфической природы в силу особого статуса нотариуса <4>. ——————————— <3> Ярков В. В., Медведев И. Г., Трушников С. С. Методика и практика формирования нотариальных тарифов в странах латинского нотариата (на примере Франции и Германии) / Центр нотариальных исследований. <4> Ярков В. В., Медведев И. Г., Трушников С. С. Указ. соч.

Российское законодательство устанавливает порядок оплаты нотариальных действий, главным признаком которого выступает жесткое регулирование его государством. Несмотря на то, что в обиходе используются фразы «нотариальные услуги», «нотариальное обслуживание», они не позволяют их идентифицировать с услугой, являющейся объектом гражданско-правового регулирования. Это гарантируется четким определением тарифов за совершение нотариальных действий, что позволяет некоторым авторам именовать их парафискальными сборами <5>. Принцип взимания един для всех нотариусов: нотариальное действие в силу закона — тариф равен государственной пошлине; не обязательно в силу закона — тариф установлен ст. 22.1 Основ о нотариате. Несмотря на то, что ст. 22 Основ о нотариате упоминает в наименовании о «других услугах, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности», в самой статье об этих «других услугах» ничего не сказано. Только в ст. 23 есть ссылка на услуги правового и технического характера. Именно поэтому вызывает научный интерес Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 272-О-О, поскольку оно во многом восполняет пробелы в текущем правовом регулировании. Прежде чем приступить к его анализу, обратимся к зарубежному опыту. ——————————— <5> Гуркин А. С. Парафискалитет (парафискальный сбор) как вид фискального платежа в финансовой системе РФ // Финансовое право. 2010. N 2. С. 19 — 22.

Статья 13 Закона Эстонской Республики от 21 декабря 2000 г. N 948 «О нотариате» устанавливает, что совершение нотариусом служебных действий является платным. Ставки платы за услуги нотариуса устанавливаются законом. Закон подчеркивает: нотариусам запрещается заключать соглашения об изменении ставок платы за услуги. В каждом документе, оформленном в нотариальном порядке, должен быть указан размер полученной нотариусом платы. В вопросах налогообложения эстонский законодатель ставит знак равенства между нотариусом и индивидуальным предпринимателем, добавляя, что нотариус обязан платить налог с оборота. Статья 163 Закона Латвийской Республики от 1 июня 1993 г. «О нотариате» предусматривает, что за каждое должностное действие, выполняемое присяжными нотариусами, а также за оказанную юридическую помощь они имеют право независимо от государственных пошлин получать вознаграждение. Присяжные нотариусы о размере вознаграждения в письменной форме договариваются с клиентом, а в случае отсутствия такой договоренности вознаграждение устанавливается по таксе. Такса вознаграждения утверждается министром юстиции по предложению Совета присяжных нотариусов Латвии (и доводится до всеобщего сведения). Кстати, именно Совет определяет, какие физические и юридические лица могут быть освобождены от уплаты вознаграждения, предусмотренного ст. 163. Присяжным нотариусам возмещаются также издержки (почтовые, телефонные, дорожные расходы, расходы на объявления и другие фактические расходы). Оплата вознаграждения может быть потребована авансом. Все споры в отношении вознаграждения за работу в должности присяжного нотариуса разрешаются судом, но после получения заключения Совета присяжных нотариусов Латвии. Статья 30 Закона Республики Молдова от 8 ноября 2002 г. N 1453-XV «О нотариате» закрепляет, что нотариальные действия, нотариальные консультации, составление проектов документов и другие нотариальные услуги осуществляются за плату. За нотариальную услугу уплачивается: а) государственная пошлина, которая вносится обратившимся лицом или лицом, осуществляющим нотариальную деятельность, в государственный бюджет; б) плата за собственно нотариальную услугу. Взысканные денежные суммы обязательно указываются в совершенном нотариальном акте и реестре нотариальных актов. Размер государственной пошлины устанавливается законом и не может быть изменен. А вот размер платы за нотариальную услугу устанавливается нотариусом и иным лицом, осуществляющим нотариальную деятельность, по соглашению с обратившимся лицом и в соответствии с методологией, утвержденной парламентом. Частный нотариус самостоятельно устанавливает плату за предоставляемую нотариальную услугу. Статья 15 Закона Республики Армения от 27 декабря 2001 г. N ЗР-274 «О нотариате» предусматривает: «Совершение нотариальных действий и оказание иных услуг нотариусом являются платными». Нотариусом взимается государственная пошлина, им оказываются также платные услуги: «…в частности, осуществляет правовую помощь или консультацию, дает разъяснения, составляет проекты сделок или иных правовых документов, оказывает другие правовые услуги, а также осуществляет иные функции, обеспечивающие исполнение нотариальных действий». Также возмещаются издержки. Тарифы на оказываемые нотариусом услуги устанавливаются правительством. Однако в Армении есть особенность: в отношении оказываемых нотариусом платных услуг применяется режим предпринимательской деятельности, установленный Гражданским кодексом. Весьма оригинален опыт Республики Беларусь. В начале 90-х гг. прошлого столетия был введен «в порядке эксперимента» институт частного нотариата. Финансовой основой его деятельности стал обращаемый в собственность нотариуса тариф <6>. Однако в 1998 г. Конституционный Суд Республики Беларусь в своем Заключении от 23 января 1998 г. N 3-61/98 признал не соответствующими Конституции документы, определявшие статус частнопрактикующих нотариусов, а 27 мая 1998 г. Президентом Республики Беларусь был принят Указ «О некоторых вопросах возврата в доход государства неосновательно приобретенной государственной пошлины» <7>. Сроки исковой давности на иски о возврате пошлины не распространялись. Далее был принят Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. N 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», ст. 23 которого четко устанавливала, что источником финансирования деятельности частного нотариуса являются денежные средства, взимаемые в виде нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, остающиеся в распоряжении частного нотариуса после уплаты налогов, других обязательных платежей. Ставки нотариального тарифа устанавливаются Советом министров Республики Беларусь. ——————————— <6> Плахин Ю. В. Частный нотариат: вне закона? // Нотариус. 2000. N 5. С. 73. <7> Нотариус. 2000. N 6.

Законодательная практика стран СНГ вполне согласуется с принципами латинского нотариата, в рамках которой нотариальный тариф не может устанавливаться произвольно, а определяется нормативным актом — как правило, законом. Взыскание тарифа не право, а обязанность нотариуса, поскольку установлен публичным правом. § 17 Закона Германии от 24 февраля 1961 г. «О нотариате» <8> прямо предусматривает: «Нотариус обязан взыскивать за совершение нотариальных действий тарифы, предусмотренные законом». Нотариус должен выписать счет, в котором должны быть отражены все его составляющие: стоимость предмета нотариального действия; ссылка на положения закона, регулирующего размер нотариального тарифа; краткое обозначение состава нотариального тарифа; обозначение произведенных расходов; указание размеров всех взыскиваемых нотариальных тарифов по данному делу <9>. ——————————— <8> Тексты законов о нотариате Эстонской и Латвийской Республик, Германии, Японии предоставлены Центром нотариальных исследований Федеральной нотариальной палаты. <9> Ярков В. В., Медведев И. Г., Трушников С. С. Указ. соч.

Статья 7 Закона Японии от 14 апреля 1908 г. N 53 «О нотариате» предусматривает, что нотариус получает плату за совершение нотариальных действий, оплату суточного вознаграждения, почтовых и транспортных расходов от обратившихся к нему лиц. Правила, определяющие соответствующий размер вознаграждения, устанавливаются правительственным указом. Закрепляется также взыскание соответствующего гербового сбора (ст. 43). В дореволюционной России нотариус взимал два вида платежей — гербовый сбор, который поступал в собственность государства, и непосредственно плату за нотариальные услуги, которая и составляла доход нотариуса. Во Франции Декрет от 8 марта 1978 г. N 78-262 также предусматривает правила определения размера вознаграждения. Подчеркивается, что частичное уменьшение размера возможно только по разрешению нотариальной палаты. В случае возникновения споров вокруг суммы тарифа спор разрешается в судебном порядке, но на основании заключения нотариальной палаты <10>. В кантоне Во (Швейцария) устанавливается правило, согласно которому нотариальный тариф назначается Государственным советом. Осуществляется контроль за правильностью исчисления тарифа. Если нотариус не сможет убедить клиента в правильности размера тарифа, то спорный счет представляется в нотариальную палату, которая передаст его в комиссию по урегулированию спорных вопросов. Комиссия должна будет изучить все дело. После проверки счет не может быть больше опротестован <11>. ——————————— <10> См.: Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право. М., 2001. С. 179 — 181. <11> Нотариат в Швейцарии. Кантон Во // Нотариус. 2003. N 3. С. 48.

Вернемся к российскому законодательству. До 2004 г. можно было утверждать, что оплата «попутных» услуг нотариуса основывалась на соглашении. К такому выводу приходили благодаря расширительному толкованию правила ст. 23 Основ о нотариате, согласно которой тариф за нотариальные действия, не предусмотренные законом, устанавливался соглашением. Практика показывала, что в реальности соглашения отсутствовали, нотариус определял стоимость услуг, а клиент либо соглашался, либо нет. Спорить с нотариусом было бессмысленно. Учитывая правовую тенденцию к уменьшению размера нотариального тарифа и выдавливанию нотариуса из гражданского оборота, все большие объемы стали приобретать услуги правового и технического характера, нацеленные на компенсацию затрат нотариуса на содержание своей конторы. В 2004 г. правило о договорных размерах утратило силу, что, в общем-то, не добавило правовой определенности. В настоящее время нотариальный тариф взимается в завышенном размере, что объясняется нотариусом необходимостью правового и технического сопровождения. Например, стоимость обеспечения доказательств нотариусом по действующему законодательству очень невысока, дорогими оказываются услуги технического характера, размер которых устанавливается решениями общих собраний нотариусов нотариальных палат субъектов. К примеру, в Свердловской области техническая работа по обеспечению доказательств может стоить до 10 000 руб., а выезд в организацию для составления протокола органов управления организацией — 10 000 руб. <12>. Именно на такое состояние дел обращает внимание президент Московской областной нотариальной палаты С. В. Смирнов: «Как ни странно, но основным источником финансирования нотариальной деятельности стала плата за выполнение нотариусами работ правового и технического характера. Она позволяет нотариусам хоть как-то обеспечить содержание нотариальных контор в нынешних мизерных размерах госпошлины и тарифа» <13>. Нотариусы также идут на оптимизацию своих расходов по содержанию нотариальной конторы. В этом случае технический работник не принимается в штат конторы по трудовому договору, а выполняет свои функции как индивидуальный предприниматель, беря за «свои» услуги отдельную таксу. Статья 6 Основ о нотариате устанавливает: нотариус не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Получается, что нотариус выступает неким посредником при оказании услуг технического характера между индивидуальным предпринимателем и клиентом. Такого состояния дел также не должно быть. ——————————— <12> Сергеева К. А. Обеспечение доказательств в законодательстве о нотариате // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 4. С. 29. <13> Круглый стол Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по правовым и судебным вопросам на тему «Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования» // Бюллетень нотариальной практики. 2010. N 2. С. 2 — 25.

Нотариальные палаты пытаются урегулировать порядок оплаты иных услуг, принимая ставки или методику определения размера платежа. Такую практику в целом следует признать правильной. Нотариус нотариусу не может быть конкурентом, если нотариат — публичная сфера. С таким же успехом можно говорить о конкуренции между органами государственной власти за оказание публичных услуг. Но в этом случае появилась иная проблема. Органы Федеральной антимонопольной службы стали воспринимать решения нотариальных палат как картельные сговоры. В отношении нотариальных палат Краснодарского края и Санкт-Петербурга были возбуждены административные дела, но не завершившиеся привлечением к ответственности. Но антимонопольные органы не ставят точку в начавшейся борьбе <14>. Кстати, измененное понятие хозяйствующего субъекта в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <15> вполне позволяет распространить его на нотариуса. В этой части российскому законодателю также надо четко решить, кто для него нотариус — аналог предпринимателя либо лицо, чья профессиональная деятельность лежит в публично-правовой сфере. Но и эта проблема не решается одним уточнением Закона «О защите конкуренции». ——————————— <14> Макаренко А. А. Антимонопольное законодательство и нотариат // Нотариус. 2012. N 4. С. 10. <15> В редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. N 50. Ст. 7343.

Двойственность (с одной стороны, тариф, не обеспечивающий содержание конторы, с другой — неопределенность с оплатой услуг технического и правового характера) ставит нотариуса в положение «вечно виноватого». Государство оставляет за собой козырь — поднятие вопроса о необоснованных доходах. Для иллюстрации можно привести слова М. Сазоновой (когда она их говорила, была президентом нотариальной палаты Санкт-Петербурга), высказанные на одном из семинаров нотариусов: «Была при визите в Москву встреча с представителями налоговой службы. И в этом ракурсе есть один настораживающий момент. Я позволила себе этак пошутить, сказав, что теперь вам скучно с нами будет. Мы будем платить социальный налог, перестанем с вами судиться. И чем вы будете заниматься? Он мне сказал: «Вы не расстраивайтесь. У нас вообще непочатый край работы с вами. Мы до сих пор работали по вашим журналам доходов и расходов. А вот с реестрами вашими мы еще не работали» <16>. Слова произнесены более десяти лет назад, но актуальность свою не потеряли. Тем более что есть недовольство нотариатом со стороны граждан. Население, которое в подавляющем большинстве умеет читать, находит в Основах о нотариате фиксированный тариф, видит в нотариусе в большей мере зло, чем того благородного правового консультанта, разрешающего споры во внесудебном порядке, которого красиво подают в публикациях руководители нотариальных палат. ——————————— <16> Сазонова М. И. Поговорим о своем, нотариальном // Нотариус. 2001. N 4. С. 33.

Таким образом, упомянутое в начале статьи Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 272-О-О имеет большое значение в толковании системы оплаты труда нотариуса. Суть спора заключалась в том, что гражданка А. А. Черанева обратилась в суд с иском о взыскании с нотариуса суммы неосновательного обогащения. Речь как раз и шла об услугах правового и технического характера. Судья, вынесший решение, разделил сумму нотариального тарифа и издержки, связанные с осуществлением нотариальной деятельности. К издержкам было отнесено: составление проектов документов, консультирование, регистрация свидетельств в реестре, формирование наследственного дела. Заявительница же посчитала, что сумма нотариального тарифа охватывает собой все вышеприведенные действия. Конституционный Суд России справедливо указал на базовые признаки нотариальной деятельности: публичность, доступность для граждан и юридических лиц, производность из права на оказание квалифицированной юридической помощи. Совокупность приведенных признаков должна обеспечивать правовое регулирование, обеспечивающее равную финансовую доступность нотариальных действий, непосредственно связанных с реализацией гражданами основополагающих конституционных прав, включая право частной собственности и наследования, а также предусматривающее возможность предоставления льгот в данной сфере гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, направлено на защиту их интересов и в полной мере соответствует гарантиям равенства и социальной защиты, закрепленным в ст. 7 и 19 Конституции Российской Федерации. Орган конституционного контроля выстроил мостик между предназначением нотариата и реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина. Данная связь предполагает, что нотариат не может быть инструментом обогащения (что само по себе не является чем-то плохим при соблюдении закона и профессиональной этики). Но если представлять должность нотариуса лишь как источник получения прибыли, тогда надо отказываться от непредпринимательского характера нотариальной деятельности. Причиной тяжбы гражданки Чераневой с нотариусом послужил и тот факт, что она имела льготы по оплате тарифа, но была вынуждена возмещать дополнительные услуги правового и технического характера. Освобождение от уплаты нотариального тарифа имеет общие черты с бесплатным оказанием помощи адвокатом. В последнем случае адвокат получает вознаграждение от государства, но не требует оплаты дополнительных расходов от подзащитного (доставка на такси к месту судебного заседания, обед в перерыве судебного процесса, расходы на канцтовары и др.). Даже если таковое и происходит, это — договоренность между адвокатом и клиентом. Если подзащитный откажется нести бремя расходов, адвокат в случае отказа от защиты будет заменен, а его отказ может служить основанием для разбирательства в дисциплинарном порядке. В Определении Конституционного Суда РФ отмечается, что услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством. Далее Суд расшифровал, что в соответствии со ст. 9, 16, 48 и 50 Основ о нотариате нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера. Нельзя не отметить, что подобный вывод был высказан в юридической печати задолго до принятия анализируемого решения. В 1999 г. в журнале «Российская юстиция» был размещен редакционный материал под названием «О правомерности взыскания частнопрактикующим нотариусом платы за оказание услуг правового характера» <17>, в котором обозначалось, что действующее законодательство, допуская оказание нотариусом услуг в сфере консультаций по вопросам, относящимся к нотариальной деятельности, не запрещает взимать за это плату: «Однако представляется недопустимым взимание одновременно платы за консультирование и за совершение нотариального действия, в отношении которого была оказана консультация». ——————————— <17> Российская юстиция. 1999. N 5.

В решении Конституционного Суда РФ специально указывается, что услуги правового и технического характера не могут быть навязаны нотариусом: «Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия». Это означает, что гражданин, самостоятельно составив договор, может прийти к нотариусу за его удостоверением. Аналогичным образом он может поступить при составлении завещания, доверенности. Но при этом могут возникнуть трудности технического характера. Дело в том, что многие документы составляются нотариусом на специальных бланках, имеющих определенные степени защиты. Однако формы бланков законом не установлены, и они не являются обязательными для граждан. Конституционный Суд России подчеркнул, что взимание нотариальных тарифов в больших размерах, чем это определено законодателем, недопустимо. Услуги технического и правового характера — это дополнительные услуги, оказываемые исключительно при наличии согласия на них, и вне рамок нотариальных действий. В то же время Суд указал, что разрешение споров вокруг оплаты нотариальных и иных услуг — прерогатива суда. Несмотря на это, сумма, взыскиваемая за совершение нотариального действия, в подавляющем большинстве имеет иной размер, чем она установлена законом. Сейчас опубликован проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» <18>, который попытался разрешить многие «неудобные» вопросы. Появилась ст. 126, посвященная издержкам, связанным с совершением нотариального действия, расшифровывающая, что именно будет относиться к этим издержкам. Статья 127 проекта предусматривает обязанность нотариуса предоставить предварительную смету расходов, связанных с совершением нотариального действия. В проекте есть специальный раздел VII «Финансовое обеспечение деятельности нотариуса». Статья 275 закрепляет обязательность нотариального тарифа. Определены ставки нотариального тарифа, которые должны подвергаться ежегодной индексации. Нотариус должен указывать как сумму взыскиваемого нотариального тарифа, так и сумму, взыскиваемую за совершение действий правового и технического характера. Принцип финансирования нотариальной деятельности остается таким же: после оплаты всех необходимых платежей и расходов на содержание профессиональной деятельности оставшиеся денежные суммы остаются в распоряжении нотариуса. При этом непонятно, как действовать гражданам и юридическим лицам при несогласии с размером оплаты услуг нотариуса. По-видимому, необходимо учитывать зарубежный опыт и предоставить полномочия нотариальной палате субъекта Российской Федерации по оперативному рассмотрению возникающих споров. Представляется, что необходимо ввести понятие гербового сбора, которое, кстати, присутствовало в проекте N 1 Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» (ст. 71): «1. Гербовый сбор уплачивается нотариусом в размере одного процента от нотариального тарифа, взысканного за совершение нотариального действия. 2. Гербовый сбор уплачивается ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должен уплачиваться гербовый сбор». Возможна оплата гербового сбора клиентом при совершении нотариального действия в виде покупки специальных гербовых марок. Введение данного платежа сняло бы некоторую напряженность в отношениях между нотариатом и фискальными органами. Необходимо также закрепить предоставление клиенту (не по его желанию, а в обязательном порядке) полной расшифрованной сметы услуг нотариуса после совершения нотариального действия. ——————————— <18> Российская газета. 18.11.2011.

СТ 333.24 НК РФ.

1. За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 200 рублей;

2) за удостоверение прочих доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 200 рублей;

3) за удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 200 рублей;

4) за удостоверение договоров об ипотеке, если данное требование установлено законодательством Российской Федерации:

за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, — 200 рублей;

за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества, за исключением морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания, — 0,3 процента суммы договора, но не более 3 000 рублей;

за удостоверение договоров об ипотеке морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания — 0,3 процента суммы договора, но не более 30 000 рублей;

4.1) за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в зависимости от суммы договора:

до 1 000 000 рублей — 0,5 процента суммы договора, но не менее 1 500 рублей;

от 1 000 001 рубля до 10 000 000 рублей включительно — 5 000 рублей плюс 0,3 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 001 рубля — 32 000 рублей плюс 0,15 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 150 000 рублей;

5) за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 0,5 процента суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей;

6) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, — 500 рублей;

7) за удостоверение договоров уступки требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, — 300 рублей;

8) за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций — 500 рублей;

9) за удостоверение соглашения об уплате алиментов — 250 рублей;

10) за удостоверение брачного договора — 500 рублей;

11) за удостоверение договоров поручительства — 0,5 процента суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 рублей и не более 20 000 рублей;

12) за удостоверение соглашения об изменении или о расторжении нотариально удостоверенного договора — 200 рублей;

13) за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания — 100 рублей;

14) за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания — 300 рублей;

15) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом, за исключением имущества, предусмотренного подпунктом 16 настоящего пункта:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам — 100 рублей;

другим физическим лицам — 500 рублей;

16) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам — 250 рублей;

другим физическим лицам — 400 рублей;

17) за совершение морского протеста — 30 000 рублей;

18) за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой — 100 рублей за одну страницу перевода документа;

19) за совершение исполнительной надписи — 0,5 процента взыскиваемой суммы, но не более 20 000 рублей;

20) за принятие на депозит денежных сумм или ценных бумаг, если такое принятие на депозит обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 20 рублей и не более 20 000 рублей;

21) за свидетельствование подлинности подписи, если такое свидетельствование обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации:

на документах и заявлениях, за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц, — 100 рублей;

на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридических лиц (с каждого лица, на каждом документе) — 200 рублей;

22) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя — 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей;

другим наследникам — 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей;

23) за принятие мер по охране наследства — 600 рублей;

24) за совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека — 1 процент неоплаченной суммы, но не более 20 000 рублей;

25) за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти, — 100 рублей;

26) за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, — 100 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.25 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 333.24 Налогового кодекса

Сразу необходимо отметить, что предусмотренные в настоящей статье размеры государственной пошлины относятся только к государственным нотариусам. Нотариусы, которые занимаются частной практикой, самостоятельно устанавливают размер оплаты за совершаемые ими нотариальные действия. Согласно ст. 6 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (с изм. и доп. от 1 июля 2005 г.) нотариус не вправе оказывать посреднические услуги по заключению сделки сторонам. Нотариус не вправе заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью.

В субъектах РФ государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению органами юстиции субъектов РФ.

Нотариусы, которые занимаются частной практикой, имеют право обладать конторой, открывать в любом банке разнообразные счета. Они могут иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступающими доходами, выступать в суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, предусмотренные ст. 35 Основ законодательства о нотариате, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой (ст. 36 Основ законодательства о нотариате). В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют завещания, доверенности; принимают меры к охране наследственного имущества; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах.

Согласно ст. 48 Основ законодательства о нотариате нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:

1) совершение такого действия противоречит закону;

2) действие подлежит совершению другим нотариусом;

3) с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;

4) сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;

5) сделка не соответствует требованиям закона;

6) документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия (ст. 48 Основ законодательства о нотариате).

Первые три пункта комментируемой статьи устанавливают размер государственной пошлины за выдачу доверенностей, их нотариальное удостоверение.

Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрено нотариальное удостоверение договоров об ипотеке. Договоры отчуждения и о залоге имущества, подлежащего регистрации, могут быть удостоверены при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество.

Рассмотрим отдельно вопрос о совершении нотариальных действий, связанных с выдачей свидетельства о праве на наследство. Это свидетельство выдается наследникам, принявшим наследство, в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ.

Свидетельство о праве на наследство выдается всем наследникам вместе или каждому в отдельности в зависимости от их желания. Нотариус сообщает о выдаче свидетельства о праве на наследство на имя несовершеннолетнего или недееспособного наследника органам опеки и попечительства по местожительству наследника, для охраны его имущественных интересов. При переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу (ст. 71 Основ законодательства о нотариате).

Отдельное нотариальное действие представляет собой засвидетельствование нотариусом верности копии документа, выписки из него, подписи лица. Сразу же следует обратить внимание на то, что нотариус может заверить абсолютно любой документ (его копию), которую можно изготовить и на ксероксе, главное, чтобы на документе присутствовали и хорошо читались все печати и подписи, другие необходимые реквизиты.

Верность подписи лица необходимо заверять при открытии расчетных счетов в банках, подачи заявления в налоговую о регистрации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, реорганизацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом следует обратить внимание на то, что некоторые банки самостоятельно, без нотариуса могут оказать услугу по заверению верности подписи. Нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ, юридическим и физическим лицам при условии, что эти документы не противоречат законодательству РФ (ст. 77 Основ законодательства о нотариате).

Нотариус свидетельствует подлинность подписи только на документах, которые не противоречат законодательству РФ. Нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

В соответствии с положениями ст. 81 Основ законодательства о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если он владеет соответствующими языками. Если же он не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

В соответствии с положениями ст. 82 Основ законодательства о нотариате нотариус по просьбе гражданина удостоверяет факт нахождения его в определенном месте. Удостоверение такого факта по отношению к несовершеннолетним производится по просьбе его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), а также учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний.

Нотариус передает заявления граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам лично под расписку или пересылает по почте с обратным уведомлением. По просьбе лица, подавшего заявление, ему выдается свидетельство о передаче заявления.

Нотариусы могут оказывать содействие во взыскании задолженности по нотариально удостоверенным сделкам, для этого совершается исполнительная надпись.

Нотариус также принимает на хранение документы по описи. Один экземпляр описи остается у нотариуса, другой выдается лицу, сдавшему документы на хранение.

По просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным. Нотариус не обеспечивает доказательств по делу, которое в момент обращения заинтересованных лиц к нотариусу находится в производстве суда или административного органа (ст. 102 Основ законодательства о нотариате).

Выдержки из Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 333.24. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий

1. За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 200 рублей;

2) за удостоверение прочих доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 200 рублей;

3) за удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 200 рублей;

4) за удостоверение договоров об ипотеке, если данное требование установлено законодательством Российской Федерации:

за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, — 200 рублей;

за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества, за исключением морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания, — 0,3 процента суммы договора, но не более 3 000 рублей;

за удостоверение договоров об ипотеке морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания — 0,3 процента суммы договора, но не более 30 000 рублей;

4.1) за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в зависимости от суммы договора:

до 1 000 000 рублей — 0,5 процента суммы договора, но не менее 1 500 рублей;

от 1 000 001 рубля до 10 000 000 рублей включительно — 5 000 рублей плюс 0,3 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 001 рубля — 32 000 рублей плюс 0,15 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 150 000 рублей;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 405-ФЗ)

5) за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 0,5 процента суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей;

6) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, — 500 рублей;

7) за удостоверение договоров уступки требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, — 300 рублей;

8) за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций — 500 рублей;

9) за удостоверение соглашения об уплате алиментов — 250 рублей;

10) за удостоверение брачного договора — 500 рублей;

11) за удостоверение договоров поручительства — 0,5 процента суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 рублей и не более 20 000 рублей;

12) за удостоверение соглашения об изменении или о расторжении нотариально удостоверенного договора — 200 рублей;

13) за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания — 100 рублей;

14) за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания — 300 рублей;

15) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом, за исключением имущества, предусмотренного подпунктом 16 настоящего пункта:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам — 100 рублей;

другим физическим лицам — 500 рублей;

16) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам — 250 рублей;

другим физическим лицам — 400 рублей;

17) за совершение морского протеста — 30 000 рублей;

18) за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой — 100 рублей за одну страницу перевода документа;

19) за совершение исполнительной надписи — 0,5 процента взыскиваемой суммы, но не более 20 000 рублей;

20) за принятие на депозит денежных сумм или ценных бумаг, если такое принятие на депозит обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 20 рублей и не более 20 000 рублей;

21) за свидетельствование подлинности подписи, если такое свидетельствование обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации:

на документах и заявлениях, за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц, — 100 рублей;

на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридических лиц (с каждого лица, на каждом документе) — 200 рублей;

22) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя — 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей;

другим наследникам — 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей;

23) за принятие мер по охране наследства — 600 рублей;

24) за совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека — 1 процент неоплаченной суммы, но не более 20 000 рублей;

25) за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти, — 100 рублей;

26) за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, — 100 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.25 настоящего Кодекса.

Статья 333.25. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий

1. За совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;

2) при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;

3) при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником;

4) за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены настоящей главой. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном статьей 333.40 настоящего Кодекса. По заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными;

5) при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подпунктами 7 — 10 настоящего пункта. При исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7 — 10 настоящего пункта. При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, а также сделок, устанавливающих обязательство по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже номинальной стоимости доли или части доли. При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью принимается оценка доли или части доли как предмета залога, указанная сторонами договора залога, но не ниже номинальной стоимости доли, части доли соответственно.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 06.12.2011 N 405-ФЗ)

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 — 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

(в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 205-ФЗ)

В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7 — 10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества;

(в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 205-ФЗ)

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

6) оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации — в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства;

7) стоимость транспортных средств может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или судебно-экспертными учреждениями органа юстиции;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 205-ФЗ)

8) стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 205-ФЗ)

9) стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2012 N 205-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

10) стоимость имущества, не предусмотренного подпунктами 7 — 9 настоящего пункта, определяется оценщиками или юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности;

(пп. 10 в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 205-ФЗ)

11) оценка стоимости патента, переходящего по наследству, производится исходя из всех сумм уплаченной на день смерти наследодателя государственной пошлины за патентование изобретения, промышленного образца или полезной модели. В таком же порядке определяется стоимость переходящих по наследству прав на получение патента;

12) оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка Российской Федерации — в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства;

13) оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих на него по наследству имущественных прав определяется исходя из суммы, указанной в оценочном документе, составленном за границей должностными лицами компетентных органов и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.38 настоящего Кодекса.

Выдержки из Основ законодательства Российской Федерации о нотариате

Статья 22.1. Размеры нотариального тарифа

1. Нотариальный тариф за совершение указанных в настоящей статье действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается в следующих размерах:

1) за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:

супругу, родителям, детям, внукам в зависимости от суммы сделки:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

до 10 000 000 рублей включительно — 3 000 рублей плюс 0,2 процента оценки недвижимого имущества (суммы сделки);

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

свыше 10 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 50 000 рублей;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

другим лицам в зависимости от суммы сделки:

до 1 000 000 рублей включительно — 3 000 рублей плюс 0,4 процента суммы сделки;

свыше 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно — 7 000 рублей плюс 0,2 процента суммы сделки, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 000 рублей — 25 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами, — не более 100 000 рублей;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

2) за удостоверение договоров дарения, за исключением договоров дарения недвижимого имущества:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам — 0,3 процента суммы договора, но не менее 200 рублей;

другим лицам — 1 процент суммы договора, но не менее 300 рублей;

3) за удостоверение договоров финансовой аренды (лизинга) воздушных, речных и морских судов — 0,5 процента суммы договора;

4) за удостоверение прочих сделок, предмет которых подлежит оценке, в зависимости от суммы сделки:

до 1 000 000 рублей включительно — 2 000 рублей плюс 0,3 процента суммы сделки;

свыше 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей включительно — 5 000 рублей плюс 0,2 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 10 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 0,1 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 500 000 рублей;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

5) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке, — 500 рублей;

6) за удостоверение доверенностей, нотариальная форма которых не обязательна в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 200 рублей;

7) утратил силу с 1 февраля 2014 года. — Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ;

8) за принятие в депозит нотариуса денежных сумм или ценных бумаг, за исключением случая, указанного в пункте 8.1 настоящей части, — 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1 000 рублей;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

8.1) за принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке — 1 500 рублей;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

9) за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов — 10 рублей за страницу копии документов или выписки из них;

10) за свидетельствование подлинности подписи:

на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц) — 100 рублей;

на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридического лица (с каждого лица, на каждом документе) — 200 рублей;

11) за выдачу свидетельства о праве собственности на долю в находящемся в общей собственности супругов имуществе, нажитом во время брака, в том числе за выдачу свидетельства о праве собственности в случае смерти одного из супругов, — 200 рублей;

12) за хранение документов — 20 рублей за каждый день хранения;

12.1) за регистрацию уведомления о залоге движимого имущества — 600 рублей;

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

12.2) за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества — 40 рублей за каждую страницу выписки в пределах первой — десятой страниц включительно, 20 рублей за каждую страницу выписки начиная с одиннадцатой страницы;

(п. 12.2 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

12.3) за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу — 50 рублей за каждую страницу документа на бумажном носителе;

(п. 12.3 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

12.4) за удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе — 50 рублей за каждую страницу документа на бумажном носителе;

(п. 12.4 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

12.5) за представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним — 1 000 рублей;

(п. 12.5 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

12.6) за обеспечение доказательств — 3 000 рублей;

(п. 12.6 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

12.7) за удостоверение решения органа управления юридического лица — 3 000 рублей за каждый час присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа;

(п. 12.7 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

12.8) за представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — 1 000 рублей;

(п. 12.8 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)

12.9) за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме — 200 рублей;

(п. 12.9 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

12.10) за совершение исполнительной надписи — 0,5 процента стоимости истребуемого имущества, указанной в договоре, или суммы, подлежащей взысканию, но не менее 1 500 рублей и не более 300 000 рублей;

(п. 12.10 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

13) за совершение прочих нотариальных действий — 100 рублей.

2. За нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза.

При удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

С тарифами на услуги правового и технического характера можно ознакомиться в разделе Тарифы УПТиХ.

При совершении нотариальных действий, установлены льготы для граждан. Узнать о возможности льготного обслуживания можно в разделе Льготы.