Оплата НДФЛ по обособленному подразделению

Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-06/21479 от 07.04.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 650 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Пунктом 1 статьи 651 Гражданского кодекса установлено, что договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса).

При этом договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса).

Таким образом, дополнительное соглашение, изменяющее условие договора аренды недвижимого имущества, подлежит государственной регистрации. Последствия отсутствия регистрации дополнительного соглашения в отношении такого соглашения идентичны последствиям отсутствия регистрации основного договора.

Куда оплата ндфл по обособленному подразделению в 2018 году москве

Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен указанным пунктом.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом абзацем третьим указанного пункта статьи 226 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Если основной договор аренды недвижимого имущества с арендодателем — физическим лицом первоначально подписан уполномоченным лицом первого обособленного подразделения, а дополнительное соглашение, изменяющее условия договора аренды, в дальнейшем подписано уполномоченным лицом второго обособленного подразделения, то в случае тождественности правил, распространяющихся на основной договор и дополнительное соглашение, установленных Гражданским кодексом, сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных доходов, подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения второго обособленного подразделения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ

Комментарий эксперта

НДФЛ по обособленному подразделению – куда платить?

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Обособленные подразделения и НДФЛ (Курбангалеева О.А.)

Обособленные подразделения и НДФЛ (Курбангалеева О.А.)

Дата размещения статьи: 02.03.2017

Многие государственные образовательные учреждения имеют обособленные подразделения в различных регионах страны. В отчетный период перед бухгалтерами таких учреждений возникает вопрос: как правильно отчитаться и уплатить НДФЛ в соответствующий бюджет?

Уплата НДФЛ

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из сумм дохода, начисленного и выплаченного:
— работникам этого обособленного подразделения, заключившим трудовой договор;
— по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами обособленным подразделением от имени данной организации.
Таким образом, сумма НДФЛ, исчисленного и удержанного с выплат физическим лицам — работникам обособленных подразделений, должна быть перечислена в бюджет по месту учета в налоговом органе соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс и корреспондентский счет или нет (Письмо ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@).

«Обособленная» 6-НДФЛ

Начиная с 1 января 2016 года все налоговые агенты по НДФЛ обязаны ежеквартально представлять расчет по форме 6-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@; далее — расчет по форме 6-НДФЛ) в налоговую инспекцию по месту своего учета (п. 2 ст. 230 НК РФ). Расчет по форме 6-НДФЛ оформляют за первый квартал (по состоянию на 31 марта), за полугодие (по состоянию на 30 июня), за девять месяцев (по состоянию на 30 сентября), за год (по состоянию на 31 декабря).
Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют форму 6-НДФЛ в следующем порядке:
— в отношении работников этих обособленных подразделений — в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений;
— в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера (далее — ГПХ), — в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших указанные договоры.
Об этом говорится в Письмах ФНС России от 26.02.2016 N БС-4-11/3168@, от 25.02.2016 N БС-4-11/3058@, от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@.
В таком же порядке следует представлять справки по форме 2-НДФЛ.

Пример. Образовательное учреждение имеет филиал в г. Королеве, который заключил договоры аренды недвижимого имущества с физическим лицом. В этом случае НДФЛ, удержанный при выплате арендной платы арендодателю — физическому лицу, обособленное подразделение направляет в бюджет г. Королева. Расчет по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ организация должна представить по месту нахождения не только головного учреждения, но и филиала. При этом место нахождения недвижимого имущества, используемого по договору аренды, значения не имеет (Письмо ФНС России от 04.07.2016 N БС-4-11/11951@).

Обратите внимание! Если обособленное подразделение не осуществляет выплат физическим лицам, то представлять расчет по форме 6-НДФЛ в налоговые органы по месту нахождения не следует. Это значит, что нулевой расчет не представляется.

Крупнейшие налогоплательщики

Налоговые агенты — организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, имеющие обособленные подразделения, заполняют расчет по форме 6-НДФЛ отдельно по каждому обособленному подразделению.
В отношении работников обособленного подразделения расчет по форме 6-НДФЛ представляется в налоговый орган:
— либо по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика,
— либо по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему ОП.
Иными словами, крупнейшие налогоплательщики вправе выбирать, куда подавать отчетность в отношении доходов работников обособленных подразделений, а также физических лиц по договорам ГПХ, заключенным с обособленными подразделениями.
Об этом говорится в Письмах ФНС России от 26.02.2016 N БС-4-11/3168@, от 25.02.2016 N БС-4-11/3058@.
В случае ликвидации (закрытия) обособленного подразделения организации, отнесенной к крупнейшим налогоплательщикам, до конца календарного года представлять расчет по форме 6-НДФЛ можно по месту учета ликвидируемого (закрываемого) обособленного подразделения.

Причем в расчете необходимо отражать сведения за период времени от начала года до даты завершения ликвидации (закрытия) этого обособленного подразделения. Об этом говорится в Письме ФНС России от 02.03.2016 N БС-4-11/3460@.

Одна на всех

В случае заполнения расчета по форме 6-НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, в поле «КПП» указывается КПП, присвоенный организации, по месту нахождения ее обособленного подразделения (п. 2.2 Порядка заполнения расчета, Письмо ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4900@).
Возможна ситуация, когда несколько обособленных подразделений состоят на учете в одном налоговом органе и у каждого обособленного подразделения есть свой КПП.
В этом случае расчет по форме 6-НДФЛ следует подавать отдельно по каждому обособленному подразделению.

Куда платить НДФЛ по обособленному подразделению 2016

Об этом говорится в Письмах ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@, от 01.08.2016 N БС-4-11/13984@. Иными словами, в налоговую инспекцию будет представлено несколько расчетов по форме 6-НДФЛ с разными КПП.
Вывод налоговиков основан на том, что глава 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам возможность самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и представление расчета по форме 6-НДФЛ.

Территория одна, налоговые — разные

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. При этом обособленное подразделение, которое будет поставлено на учет в налоговой инспекции, организация выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ). Для этого организация направляет в налоговые органы уведомление по форме N 1-6-Учет, приведенной в Приложении 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
Таким образом, у организации есть право выбора постановки на учет организации по месту нахождения одного из обособленных подразделений, если несколько из них находятся в одном муниципальном образовании, но подведомственны разным налоговым органам.
Аналогичное правило действует и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
При этом возникает вопрос: можно ли представлять единый расчет по форме 6-НДФЛ по всем обособленным подразделениям, которые находятся на территории г. Москвы или Санкт-Петербурга? Или же необходимо представлять отдельный расчет по каждому обособленному подразделению?
В Письме ФНС России от 09.11.2016 N БС-4-11/21223@ налоговики напомнили о порядке заполнения расчета по форме 6-НДФЛ. В частности, они указали, что в случае заполнения формы расчета организацией, имеющей обособленные подразделения, по строке «КПП» указывается КПП по месту учета организации согласно месту нахождения ее обособленного подразделения (п. 2.2 раздела 2 Порядка заполнения расчета 6-НДФЛ).
Если же организация выбрала одно ответственное подразделение из нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании и встала на учет в налоговых органах по месту нахождения этого обособленного подразделения, то налоговики присваивают КПП только этому подразделению. Другие обособленные подразделения, находящиеся в этом муниципальном образовании, своего КПП не имеют, а значит, представить расчет по форме 6-НДФЛ они не могут.
Поскольку в противном случае в налоговую инспекцию будет представлено несколько расчетов по форме 6-НДФЛ с одними и теми же ИНН и КПП, налоговики разрешили в этой ситуации представлять только один расчет по форме 6-НДФЛ (Письмо ФНС России от 05.10.2016 N БС-4-11/18870@).
Таким образом, в случае если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в г. Москве, Санкт-Петербурге или в других муниципальных образованиях, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений по выбору организации (с присвоением только этому обособленному подразделению КПП), то расчет по форме 6-НДФЛ заполняется налоговым агентом в отношении работников всех данных обособленных подразделений и представляется по месту учета этого подразделения. При этом в расчете по форме 6-НДФЛ указывается КПП ответственного обособленного подразделения.

Одинаковый ОКТМО

Форма расчета по форме 6-НДФЛ заполняется по каждому ОКТМО отдельно. Это установлено п. 1.10 Порядка заполнения расчета по форме 6-НДФЛ.
Поэтому возникает вопрос: можно ли представить один расчет по форме 6-НДФЛ по головной организации и обособленному подразделению, если у них совпадает ОКТМО?
Ответ на этот вопрос зависит от постановки на учет обособленного подразделения и присвоения ему КПП.
Представить один расчет по форме 6-НДФЛ, в который включаются данные как по головной организации, так и по обособленному подразделению, можно только в случае, когда налоговый агент состоит на учете только через головное отделение, которое в данном случае выполняет функции ответственного обособленного подразделения. При этом у обособленного подразделения нет собственного КПП.
Если же обособленное подразделение состоит на учете в налоговых органах с присвоением собственного КПП, то в налоговую инспекцию следует представлять два расчета по форме 6-НДФЛ, даже если у головного отделения и обособленного подразделения один и тот же ОКТМО.

Если перепутали КПП или ОКТМО

Если при заполнении расчета по форме 6-НДФЛ налоговый агент допустил ошибку при указании КПП или ОКТМО, то налоговый агент должен представить в налоговый орган по месту учета два расчета по форме 6-НДФЛ:
— уточненный расчет к ранее представленному с указанием тех КПП и ОКТМО, которые были указаны в первоначальном расчете, и нулевыми показателями всех его разделов;
— первичный расчет с указанием правильных КПП и ОКТМО.
Об этом говорится в Письме ФНС России от 12.08.2016 N ГД-4-11/14772.
При этом, если расчет по форме 6-НДФЛ с указанием правильных КПП и ОКТМО налоговый агент представил после установленного срока его представления, ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотренная п. 1.2 ст. 126 НК РФ, не применяется.

Примечание. Возврат НДФЛ из-за перерасчета отпускных по форме 6-НДФЛ
Если налоговым агентом работнику возврат суммы НДФЛ в связи с перерасчетом отпускных выплат произведен в апреле 2016 года, то сумма НДФЛ, возвращенная налоговым агентом, подлежит отражению по строке 090 в расчете по форме 6-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@) за полугодие 2016 года. Такое разъяснение выпустила ФНС России в Письме от 13.10.2016 N БС-4-11/19483@.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Уплата НДФЛ организацией с обособленными подразделениями

Российские организации признаются налоговыми агентами по НДФЛ, одной из обязанностей которых является правильность и своевременность исчисления и удержания у налогоплательщиков — физических лиц указанного налога и перечисление его в бюджет. Рассмотрим, как эту обязанность должны выполнять организации, имеющие обособленные подразделения.

Справка. Обособленное подразделение

Определение обособленного подразделения приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ. Так, обособленным считается подразделение, если оно территориально отделено от организации и по его месту нахождения оборудованы стационарные рабочие места.

Признание подразделения организации обособленным производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах данной организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет другой налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. При этом рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Это следует из Постановлений ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А и от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А.

Если сотрудниками организации выполняется работа на основании трудового договора и при этом для них не созданы стационарные рабочие места, то оснований для постановки на учет в налоговых органах организации по месту выполнения такой работы не возникает (Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493).

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ).

Сумма НДФЛ, перечисляемая в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы налогооблагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). Поэтому если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов головная организация исчисляет и уплачивает в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из продолжительности времени в налоговом периоде, отработанного в них налогоплательщиком. В случае когда обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, головная организация уплачивает в бюджет НДФЛ по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного сотруднику за время его работы в данном подразделении.

Допустим, сотрудник в течение месяца работает и в обособленном подразделении, и в головной организации, тогда НДФЛ с его доходов уплачивается и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения головной организации — исходя из отработанного в них периода времени.

Обособленные подразделения организации могут иметь, а могут и не иметь отдельный баланс и расчетный счет. Рассмотрим, как организации следует уплачивать НДФЛ в каждом случае.

Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета

В подобной ситуации головная организация должна вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению. Кроме того, головная организация обязана уплачивать исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц с доходов работников как по месту своего учета, так и по месту учета обособленных подразделений. При этом необходимо оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием в них КПП, присвоенного подразделениям при постановке на учет, а также соответствующего кода ОКАТО <1> муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

<1> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

Головная организация вправе перечислить суммы НДФЛ, удержанного с доходов работников обособленных структурных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, одним платежным поручением, если эти обособленные подразделения зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют один и тот же КПП <2>.

<2> Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153.

Таким образом, начислением и выплатой доходов работникам обособленного подразделения, которое не имеет отдельного баланса и расчетного счета, занимается головная организация. Она же должна отчитаться о доходах, полученных указанными работниками, представив в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения соответствующие сведения.

Рассмотренный выше порядок уплаты НДФЛ применим в случаях, когда обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс и не имеют расчетного счета. Что происходит, если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и исполняет обязанности налогового агента?

Обособленное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет

Обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, может исполнять обязанности юридического лица как налогового агента по начислению и выплате доходов работникам подразделения, исчислению и удержанию с производимых выплат НДФЛ, а также по перечислению налога в бюджет. Кроме отдельного баланса, подразделение должно иметь расчетный счет и осуществлять выплаты в пользу физических лиц. Руководству головной организации также следует назначить руководителя обособленного подразделения своим уполномоченным представителем. Таким образом, руководителю обособленного подразделения выдается доверенность на представление интересов юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения <3>.

<3> Письмо Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2.

Примечание. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (ст. 19 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 230 НК РФ рассматриваемое обособленное подразделение обязано:

  • вести учет доходов, которые оно выплачивает, и сумм налога, которые оно удерживает у физического лица в бюджет;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога.

Если обособленное подразделение имеет отдельный баланс и расчетный счет, само выплачивает доходы работникам, удерживает с них НДФЛ и уплачивает его в бюджет, то оно самостоятельно представляет сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговый орган по месту своего учета. В данном случае повторно представлять те же сведения в налоговый орган по месту учета головной организации не требуется.

Следовательно, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, должны быть уплачены в бюджет по месту учета соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс или нет.

Обособленные подразделения расположены в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам

В п. 1 ст. 83 НК РФ предусмотрено следующее. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если она не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из них. Причем данное подразделение организация выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы.

Вывод первый. Итак, организация имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Поэтому она встает на учет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного ею. Основание — п. 4 ст. 83 НК РФ. В данном случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета названного обособленного подразделения.

Вывод второй. Организация встает на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Тогда суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, исчисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений <4>.

<4> Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 15.03.2010 N 03-04-06/3-33.

Если исчисленную сумму НДФЛ удержать невозможно

Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст.

Уплата НДФЛ организациями, имеющими обособленные подразделения (Курбангалеева О.А.)

226 НК РФ).

Бывает, что доход, подлежащий обложению НДФЛ у налогового агента, налогоплательщик получил, например, в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде ему не производилось. В этом случае налоговый агент не может удержать НДФЛ у такого налогоплательщика <5>. Однако налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога. Основание — пп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ. Указанное положение действует с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ). Напомним, что до 2010 г. налоговые агенты сообщали о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика только в налоговый орган в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

<5> Постановление ФАС Уральского округа от 10.06.2009 N Ф09-3923/09-С2 по делу N А47-3113/2008-АС-32.

Вместе с тем остался прежним порядок уведомления налогового органа в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок о невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ. Так, согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога (полностью или частично) налоговый агент (брокер, доверительный управляющий, лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, иное лицо, признаваемое налоговым агентом в соответствии с Налоговым кодексом) в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится в соответствии со ст. 228 НК РФ.

Обязанность налогового агента сообщать в налоговый орган в письменном виде о невозможности удержать НДФЛ у налогоплательщика и сумме налога обусловлена необходимостью наличия в налоговом органе по месту жительства физического лица доказательной базы для обеспечения процедуры взыскания с налогоплательщика НДФЛ, не удержанного налоговым агентом.

Примечание. Обязанность представления сведений о доходах физических лиц напрямую связана с обязанностью уплачивать НДФЛ по месту учета налогового агента в налоговом органе. То есть сведения о доходах работников обособленных подразделений подаются в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (в тот налоговый орган, в который производится перечисление НДФЛ).

Форма сообщения и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Однако в настоящее время специальной формы для представления таких сведений пока нет.

Вместе с тем в п. 3 Приказа ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ <6> налоговым агентам при направлении в налоговые органы указанных сведений рекомендовано использовать форму 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20___ год», утвержденную упомянутым Приказом.

<6> Действует в редакции изменений и дополнений, утвержденных Приказами ФНС России от 20.12.2007 N ММ-3-04/689@, от 30.12.2008 N ММ-3-3/694@ и от 22.12.2009 N ММ-7-3/708@.

Представление сведений в налоговый орган о невозможности удержать с физического лица исчисленную сумму налога не освобождает налогового агента от обязанности представлять сведения по форме 2-НДФЛ в отношении данного физического лица и по итогам налогового периода в порядке, установленном п. 2 ст. 230 НК РФ. Напомним, что согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Примечание. Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Пример. ООО «Альфа» в марте 2010 г. выдало грузчику А.А. Петрову доход в натуральной форме. До окончания года общество не производило денежных выплат указанному работнику.

Поскольку доход выдан только в натуральной форме, то у ООО «Альфа» отсутствует возможность удержать НДФЛ с доходов, полученных А.А. Петровым. Следовательно, организация до 31 января 2011 г. должна сообщить в письменном виде в налоговый орган по месту учета, а также налогоплательщику о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога.

Кроме того, сведения о доходах А.А. Петрова по форме 2-НДФЛ ООО «Альфа» обязано направить в налоговый орган по месту учета не позднее 1 апреля 2011 г. Тогда общество как налоговый агент выполнит обязанности в отношении представления сведений о доходах физических лиц.

Ж.В.Кузьмина

Эксперт журнала

«Российский налоговый курьер»