Оплата пеней бюджетными учреждениями
Правовые основы
С 2017 года чиновники кардинально изменили порядок страхового обеспечения наемных работников. Теперь платить обязательные сборы нужно в ИФНС. Напомним, что страхование сотрудников является обязательным для всех категорий специалистов, как работающих по основному трудовому договору, так и внешних совместителей и работающих по гражданско-правовому договору.
Ключевые определения, нормативы и налоговые ставки мы раскрыли в отдельном материале «Кому теперь платить страхвзносы». Основные правила заполнения платежных поручений для перечисления платежей по страхованию имеют ряд отличительных особенностей. Чтобы не допустить ошибок, прочитайте статью о том, как платить бюджетной организации.
Проводки по страховым взносам для бюджетников
В отличие от бухучета некоммерческих организаций, у которых исчисленные и уплаченные сборы отражаются на одном счете БУ, в учете бюджетных организаций для отражения операций (например, начислены страховые взносы) проводки составляются по иным счетам.
Рассмотрим ключевые правила начисления и уплаты на примере. ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» начислило заработную плату за май в сумме 1 200 000 рублей. Для исчисления СВ используются стандартные ставки: на ОПС (пенсионное обеспечение) — 22 %, ОМС (медстрахование) — 5,1 %, ВНиМ (социальное страхование) — 2,9 %, на травматизм — 0,2 %.
Бухгалтер составил следующие записи в бухгалтерском учете:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
---|---|---|---|
Начислена заработная плата |
0 401 20 211 0 109 ХХ 211 |
0 302 11 730 |
1 200 000 |
Начислены взносы ОПС |
0 401 20 213 0 109 ХХ 213 |
0 303 10 730 |
264 000 (1 200 000 × 22 %) |
Отражено начисление ОМС |
0 303 07 730 |
61 200 (1 200 000 × 5,1 %) |
|
Бухгалтер отразил начисленные взносы по ВНиМ |
0 303 02 730 |
34 800 (1 200 000 × 2,9 %) |
|
Травматизм |
0 303 06 730 |
(1 200 000 × 0,2 %) |
|
СВ были перечислены с расчетного счета |
0 303 10 830 0 303 07 830 0 303 02 830 0 303 06 830 |
0 201 11 610 |
264 000 61 200 34 800 |
ВАЖНО! При исчислении СВ по договорам гражданско-правового характера в бухгалтерских записях используйте КОСГУ по основному начислению оплаты труда. Например, оплачивая работнику услуги по обслуживанию зданий, используйте КОСГУ 225. Следовательно, проводка по начислению вознаграждения за труд: Дт 0 401 20 225 Кт 0 302 25 730. Записи по начислению СВ в таком случае: Дт 0 401 20 225 Кт 0 303 ХХ 730.
Учреждение предоставило заявку на возмещение средств переплаты из внебюджетных фондов. Используйте в бухгалтерском учете проводки по страховому возмещению:
Операция |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
Средства поступили на расчетный счет |
0 201 11 510 |
0 303 ХХ 730 |
За счет страхования от несчастных случаев и профзаболеваний работникам будут оплачены страховые премии и гарантированные выплаты при наступлении несчастного случая или при получении травмы на производстве. Бухгалтерские проводки по оплате страховой премии будут такими же, подробнее об этом читайте в статье «Как оплачивается травма на производстве в 2020 году».
Оплачиваем пени
За просрочку платежей в ИФНС и ФСС контролеры начислят пени и штрафы. Расчет пени по страхвзносам исчисляется в аналогичном порядке, как и по всем другим налогам и сборам. Размер пени зависит от продолжительности просрочки уплаты обязательств в бюджет. Например, если срок оплаты — 20 марта, а платеж перечислили только 29 марта, то расчет пени будет произведен за все 9 дней.
ВАЖНО! Новые правила расчета пени действуют с 28.12.2018. Исчисление продолжительности начинайте со дня, следующего за днем, в котором наступает срок оплаты. Например, с 21 марта. День, в котором платеж отправлен в бюджет, тоже включайте в расчет пени. Сумма пени, исчисленная за просрочку платежа по страхвзносам, не может превышать сумму самого взноса. Пени по взносам начисляют даже за один день просрочки. Такие нормы закреплены в п. 3 статьи 75 НК РФ, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ.
За первые 30 дней просрочки пени считайте в размере 1/300 от ключевой ставки рефинансирования. С 31 дня просрочки пеня начисляется в размере 1/150 от ставки рефинансирования. Если в течение периода расчета ставка менялась, то учитывайте изменения при расчете. По платежам, срок уплаты которых до 01.07.2017, исчисляйте пени по ставке 1/300 от ставки рефинансирования, независимо от продолжительности просрочки.
Пени по взносам на травматизм считаем по старым правилам, в размере 1/300 от ставки рефинансирования за каждый просроченный день, начиная со следующего за днем уплаты, до фактической уплаты пени в ФСС.
В июне Пенсионный фонд выставил требование на уплату пени по страховым взносам, проводки для учета будут такие:
Операция |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
Начислены пени по страховым взносам, проводка |
||
ОПС, пени |
0 401 20 290 |
0 303 10 730 |
Пени по ОМС |
0 303 07 730 |
|
ВНиМ, пени |
0 303 02 730 |
|
Травматизм, пени |
0 303 06 730 |
|
Оплата пеней по СВ |
0 303 ХХ 830 |
0 201 11 610 |
Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание. Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?
9 августа 2018
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2018 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
16 июля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Алексеева М., эксперт журнала
Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2019 год
Поставщик нарушил сроки поставки оборудования казенному учреждению, предусмотренные госконтрактом. В связи с этим ему было предъявлено требование об уплате неустойки (пени) в размере 1 200 руб. Сумма доход от неустойки была перечислена в добровольном порядке напрямую в доход бюджета. Как отражаются такие операции у казенного учреждения (администратора по начислению и учету платежей в бюджет)?
Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, установленных контрактом, а также в иных случаях их неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчик направляет поставщику требование об уплате пеней (ч. 6 ст. 34 указанного закона).
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300‑й действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, определенных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 7 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ, п. 10 Правил № 1042).
В соответствии со ст. 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности (в том числе суммы неустойки) относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. Платежи, являющиеся источниками формирования доходов этих бюджетов, зачисляются на счета ОФК для их распределения на основании установленных нормативов между бюджетами бюджетной системы РФ (п. 1 ст. 40 БК РФ). Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику казенным учреждением, подлежит зачислению в бюджет.
В силу порядка применения КОСГУ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, доходы в виде неустойки относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ. Они отражаются в бюджетном учете на дату, когда плательщику предъявлено требование об уплате доход от неустойки, в сумме, указанной в подтверждающих документах (п. 34, 35 СГС «Доходы).
В бюджетном учете согласно Инструкции № 162н необходимо сформировать следующие проводки: