Органами уполномоченными принимать решение о нежелательности пребывания

Минюст приступил к разработке законопроекта о внесении изменений в ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граждан, который предусматривает передачу функций по принятию решения о нежелательности пребывания в России иностранного гражданина или лица без гражданства от Минюста к ФСИН России. Одновременно разрабатывается проект Указа Президента РФ о внесении изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний и проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

В пояснительной записке напоминается: положениями ч. 4 ст. 25.10 Закона о порядке выезда из РФ и въезда в РФ регламентировано, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории страны, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности.

При этом, по действующему законодательству, решение о нежелательности пребывания в России иностранца, находящегося в местах лишения свободы, принимает федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами юстиции, а решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, принимает ФСИН России.

«Таким образом, в отношении одной и той же категории граждан предполагается вынесение решения как о неразрешении въезда, так и о нежелательности», – указал Минюст. Кроме того, подготовку материалов о нежелательности в отношении указанных лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, для представления в Минюст России осуществляет ФСИН.

По мнению авторов поправок, их принятие позволит оптимизировать процесс подготовки указанных материалов и принятия решений о нежелательности пребывания в России иностранных граждан.

Заместитель руководителя тверского филиала Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Антон Алексеев пояснил, что в настоящее время ФСИН в отношении иностранных граждан, отбывающих наказания в местах лишения свободы на территории РФ, руководствуется Инструкцией «О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы». Данной инструкцией предусмотрена возможность по результатам рассмотрения запроса ФСИН возврата Минюстом РФ документов для дополнительной проверки и доработки.

По мнению Антона Алексеева, при передаче функций по принятию решений о нежелательности пребывания иностранца в России к ФСИН, с одной стороны, упростится процедура принятия таких решений, поскольку она будет в ведении одного государственного органа. С другой стороны, дополнительный контроль за действиями ФСИН в этой области может снизиться. «В целом предлагаемая Минюстом РФ инициатива передачи части своих функций другому ведомству больше представляется перераспределением полномочий и продиктована рациональностью», – заключил Антон Алексеев.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что законопроект будет касаться только тех иностранных граждан, которые отбывают наказание в местах лишения свободы или имеют непогашенную судимость на территории России. По ее мнению, учитывая, что подготовку материалов, необходимых для принятия Минюстом решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории РФ, осуществляет ФСИН, предложение законопроекта передать ведомству полномочия по принятию решений Службе исполнения наказаний является верным.

Анна Минушкина обратила внимание, что, как правило, Минюст принимает решение о нежелательности пребывания в отношении всех иностранных граждан, которые совершили умышленное преступление, в том числе преступление небольшой или средней тяжести. «Учитывая, что ФСИН является наиболее приближенным к таким категориям лиц органом, это позволит при принятии решений в наибольшей степени учитывать все обстоятельства дела: характеристику, наличие близких родственников – граждан РФ, наличие иной связи с РФ, длительность проживания в России и т.д.», – считает эксперт.

В отношении иностранных граждан, пребывание которых создает угрозу здоровью граждан, а также общественным интересам, может быть вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в России (см.ст.25.10 Закона № 114-ФЗ). Правом на принятие такого решения наделены: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее также – Роспотребнадзор), Министерство юстиции (Минюст), Федеральная служба безопасности, Министерство иностранных дел (МИД), Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство внутренних дел (Главное Управление по вопросам миграции МВД России и ее территориальные органы), Министерство обороны. Полный перечень госорганов указан в Постановлении Правительства РФ от 07.04.2003 N 199. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания установлен в ведомственных инструкциях государственных органов. В случае принятия в отношении иностранного гражданина решения о нежелательности его пребывания, в пограничные органы направляется представление о неразрешении ему въезда в Россию.

Кому может быть установлен запрет на въезд?

Отметим, что решение о нежелательности пребывания в России не ограничено сроком действия, и в настоящее время отсутствует правовой механизм, регламентирующий порядок пересмотра такого решения. Так, например, иностранному гражданину, у которого выявлено опасное инфекционное заболевание, въезд в Россию не разрешается бессрочно. Строго формально, даже в случае излечения иностранец не имеет возможности потребовать пересмотра решения, поскольку законом такая процедура не предусмотрена. Данный правовой пробел восполнен сложившейся судебной практикой. На практике суд признает решение о нежелательности пребывания незаконным и отменяет его, если обстоятельства, послужившие основанием к его принятию, изменились или перестали существовать.

На практике суды зачастую выносят решения именно об отмене решений государственных органов. Это не соответствует положениям ст.227 КАС РФ, по смыслу которой суд, признав решение не соответствующим закону, возлагает на госорган обязанность устранить нарушения прав гражданина. Полномочиями по отмене решений госорганов суд не наделен. Таким образом, по мнению авторов, обязанность отменять незаконные решения, направлять в пограничную службу представление о разрешении въезда и т.п. следует возлагать на миграционный орган.

Иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания, подлежит депортации (ст.25.10 Закона № 114-ФЗ). Решение о нежелательности пребывания, как и любое другое решение, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня, когда гражданин узнал о нарушении своих прав. Срок подачи жалобы на решение в административном порядке не ограничен.

Приложение N 4

к порядку

(Рекомендуемый образец)

____________________________________ (ФИО) ______________________________ ____________________________________ (наименование территориального (адрес места жительства (пребывания) ______________________________ ____________________________________ органа МВД России) иностранного гражданина ____________________________________ или лица без гражданства) «____»______________ 20__ года в отношении Вас Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в связи с чем Вы должны выехать из Российской Федерации до _____________________________________________________________________. (указывается срок для выезда, предусмотренный Федеральным законом, или достаточный для выезда иностранного гражданина, но не более чем 1 месяц со дня принятия решения) В случае невыезда из Российской Федерации в указанный срок Вы подлежите депортации. В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства было принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, въезд ему в Российскую Федерацию не разрешается.