Органы валютного регулирования

Валютное РЕГУЛИРОВАНИЕ в РФ

Валютные правоотношения – это урегулированные правом общественные отношения, возникающие по поводу или в связи с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями, а также по поводу или в связи с владением, пользованием и распоряжением нерезидентами валютой РФ и внутренними ценными бумагами.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон устанавливает:

· правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ,

· полномочия органов валютного регулирования,

· а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями,

· права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами,

· права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В целом совокупность валютных правоотношений формируют три большие группы правоотношений: в сфере валютного регулирования, в сфере валютного контроля, в сфере валютного обращения.

Валютные отношения в сфере валютного регулирования формируются по поводу осуществления компетентными государственными органами правотворческих мер, направленных на формирование нормативной базы для регулирования валютных отношений.

Именно так содержание валютного регулирования отражено в статье 2 ФЗ «О валютном регулировании», согласно которой для реализации функций, предусмотренных им, ЦБ РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Итак, валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ под валютными операциями понимаются:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта, открытого за пределами территории РФ, на счёт того же лица, открытый на территории РФ, и со счёта, открытого на территории РФ, на счёт того же лица, открытый за пределами РФ;
  • перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта, открытого на территории РФ, на счёт того же лица, открытый на территории РФ.

Внешней формой проявления валютного регулирования является издание актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля.

Основной формой валютного регулирования являются валютные ограничения – нормативно закрепленные ограничения вещных прав субъектов валютных правоотношений в отношении объектов валютных правоотношений, а также ограничения их прав и установление публично-правовых обязанностей при совершении ими валютных операций и валютных сделок.

В настоящее время согласно Закону о валютном регулировании основными валютными ограничениями являются:

1) предварительная регистрация счета в налоговом органе;

2) требование об использовании счета, т.е.

§ 3. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля

банковского счета в уполномоченном банке, либо спец. раздела счета депо, либо открываемого реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специального раздела лицевого счета по учету прав на ценные бумаги;

3) репатриация внешнеторговой выручки;

4) обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ;

5) требование о резервировании, т.е. внесении одним из субъектов валютной операции определенного процента от суммы совершаемой операции на беспроцентный счет в ЦБ РФ на срок, не превышающий установленный в законе.

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

· установление порядка проведения валютных операций,

· определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов,

· валютный контроль.

Валютные правоотношения в сфере валютного контроля складываются по поводу деятельности специально уполномоченных на основании закона государственных органов и иных организаций по осуществлению комплекса нормативно закрепленных административных и организационных мероприятий, направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Органами валютного контроля являются Банк России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Глава 4 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в РФ:

· определяет права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц,

· а также предусматривает ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютные правоотношения, возникающие в процессе валютного обращения, представляют собой совокупность действий субъектов валютных отношений по заключению, изменению и прекращению валютных сделок и совершению валютных операций.

Принято различать три типа валютных режимов,используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

· режим государственной валютной монополии;

· режим валютного государственного регулирования;

· режим свободно-конвертируемой валюты.

Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 765;

5.3. Органы валютного регулирования и валютного контроля

В соответствии с главой 2 «Валютное регулирование» Закона № 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Банк России и Правительство РФ (ранее Банк России был основным органом валютного регулирования в Российской Федерации).

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с данным Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля которые определены в статье 22 Закона.

Центральный банк России – орган валютного контроля. На нем лежит контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

Органы валютного регулирования

Уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, являются агентами валютного контроля. Банковская система является центральным звеном валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (находится в ведении Минфина РФ) – уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти. Федеральная служба осуществляет функции органа валютного контроля непосредственно и через свои территориальные органы.

К основным функциям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в области валютного контроля относятся:

• осуществление контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству России, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

• организация проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям.

Таможенные органы также выступают в качестве агентов валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, которые установлены ЦБ РФ.

Агентами валютного контроля новый Валютный закон назвал профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе держателей реестра (регистраторов), подотчетных Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Таким образом, увеличилось количество негосударственных организаций, выполняющих публично-правовые функции в отношении других юридических и физических лиц.

Права органов и агентов валютного контроля с принятием нового Валютного закона существенно не изменились.

Органы валютного контроля в пределах компетенции имеют право:

• выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;

• применять меры ответственности за валютные правонарушения.

Агенты валютного контроля имеют право получать от резидентов и нерезидентов документы (перечень которых установлен Законом), связанные с проведением конкретной валютной операции, открытием и ведением счетов. Предъявляемые хозяйствующими субъектами документы должны быть действительными, исполнены на русском языке (иметь заверенный перевод), в подлиннике или в виде надлежаще заверенной копии.

Для агентов валютного контроля предусмотрено право требования представления только определенных документов, непосредственно относящихся к проводимой валютной операции, в отношении органов валютного контроля такое ограничение отсутствует. Однако хозяйствующие субъекты и тем и другим проверяющим обязаны представлять только документы, установленные перечнем.

Новым Законом впервые ограничен срок представления документов по запросам валютных контролеров. Он не может быть менее семи рабочих дней.

Вместе с тем в Законе не регламентирован порядок проведения проверок соблюдения валютного законодательства. Не указаны виды проверок, сроки и частота их проведения, документы, порядок обжалования и так далее. При отсутствии такого порядка у проверяющих сохраняется возможность как произвольного определения объема проводимой проверки, так и злоупотребления своим служебными полномочиями.

Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совер­шения валютных операций.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает следующие принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования и валютного контроля

Статья 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет, чтоорганами валютного регулирования в Российской Федерации являются

  • Центральный банк РФ и
  • Правительство РФ.

Ст.

Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется

  1. Правительством Российской Федерации,
  2. органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • Центральный банк Российской Федерации,
  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации,
  • государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также
  • не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
  • таможенные органы;
  • налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля органов и агентов валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Валютное РЕГУЛИРОВАНИЕ в РФ

Валютные правоотношения – это урегулированные правом общественные отношения, возникающие по поводу или в связи с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями, а также по поводу или в связи с владением, пользованием и распоряжением нерезидентами валютой РФ и внутренними ценными бумагами.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон устанавливает:

· правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ,

· полномочия органов валютного регулирования,

· а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями,

· права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами,

· права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В целом совокупность валютных правоотношений формируют три большие группы правоотношений: в сфере валютного регулирования, в сфере валютного контроля, в сфере валютного обращения.

Валютные отношения в сфере валютного регулирования формируются по поводу осуществления компетентными государственными органами правотворческих мер, направленных на формирование нормативной базы для регулирования валютных отношений.

Именно так содержание валютного регулирования отражено в статье 2 ФЗ «О валютном регулировании», согласно которой для реализации функций, предусмотренных им, ЦБ РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Итак, валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ под валютными операциями понимаются:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта, открытого за пределами территории РФ, на счёт того же лица, открытый на территории РФ, и со счёта, открытого на территории РФ, на счёт того же лица, открытый за пределами РФ;
  • перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта, открытого на территории РФ, на счёт того же лица, открытый на территории РФ.

Внешней формой проявления валютного регулирования является издание актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля.

Основной формой валютного регулирования являются валютные ограничения – нормативно закрепленные ограничения вещных прав субъектов валютных правоотношений в отношении объектов валютных правоотношений, а также ограничения их прав и установление публично-правовых обязанностей при совершении ими валютных операций и валютных сделок.

В настоящее время согласно Закону о валютном регулировании основными валютными ограничениями являются:

1) предварительная регистрация счета в налоговом органе;

2) требование об использовании счета, т.е.

Органы валютного регулирования в Российской Федерации

банковского счета в уполномоченном банке, либо спец. раздела счета депо, либо открываемого реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специального раздела лицевого счета по учету прав на ценные бумаги;

3) репатриация внешнеторговой выручки;

4) обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ;

5) требование о резервировании, т.е. внесении одним из субъектов валютной операции определенного процента от суммы совершаемой операции на беспроцентный счет в ЦБ РФ на срок, не превышающий установленный в законе.

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

· установление порядка проведения валютных операций,

· определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов,

· валютный контроль.

Валютные правоотношения в сфере валютного контроля складываются по поводу деятельности специально уполномоченных на основании закона государственных органов и иных организаций по осуществлению комплекса нормативно закрепленных административных и организационных мероприятий, направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Органами валютного контроля являются Банк России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Глава 4 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в РФ:

· определяет права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц,

· а также предусматривает ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютные правоотношения, возникающие в процессе валютного обращения, представляют собой совокупность действий субъектов валютных отношений по заключению, изменению и прекращению валютных сделок и совершению валютных операций.

Принято различать три типа валютных режимов,используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

· режим государственной валютной монополии;

· режим валютного государственного регулирования;

· режим свободно-конвертируемой валюты.

Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 764;