ОС 4 акт

Нюансы заполнения акта о списании ОС

Акт состоит из 3 разделов.

В разделе 1 отражаются сведения о состоянии объекта на дату списания, в том числе:

  • первоначальная (восстановительная) стоимость;
  • сумма амортизации, начисленной с начала эксплуатации объекта;
  • остаточная стоимость ОС.

Если объект переоценивался, в графе 7 указывают восстановительную стоимость по итогам последней проведенной переоценки. По непереоценивавшимся объектам указывается их первоначальная стоимость на дату принятия к бухучету.

О переоценке основных фондов и ее роли для разных видов учета читайте в статье «Для чего необходима переоценка ОС (основных средств)?».

В разделе 2 приводится краткая индивидуальная характеристика ОС (приспособления, принадлежности, содержание драгметаллов), а также дается заключение комиссии о состоянии объекта и возможности (невозможности) его дальнейшей эксплуатации.

Раздел 3 содержит сведения о затратах, связанных со списанием ОС, и оставшихся после списания ТМЦ, пригодных к использованию.

Посмотреть образец заполнения унифицированной формы ОС-4 вы можете на нашем сайте.

style=»text-align: left;»>Итоги

Специфика заполнения акта списания основных средств

Акт о списании по форме ОС-4а состоит и трёх разделов, в таблице ниже раскроем информацию о том, что включается в каждый из этих разделов, а также поясним специфику заполнения каждого раздела.

Раздел Информация, содержащаяся в разделе Специфика заполнения раздела
Раздел I Содержится информация об объекте, в частности:

– восстановительная стоимость имущества;

– сумма амортизационных начислений с момента эксплуатации ОС;

– остаточная стоимость имущества.

При переоценке имущества необходимо указывать остаточную стоимость в соответствующей графе.

Если переоценка не была проведена, то необходимо указать начальную стоимость актива ) на момент постановки ОС на баланс предприятия).

Раздел II Содержится информация об объекте, в частности:

– краткие технические и индивидуальные характеристики ОС (например, наличие в составе имущества драгоценных металлов)

Должно быть сформировано заключение со стороны комиссии, которое касается состояния объекта и оценка возможности или невозможности использования объекта ОС в перспективе.
Раздел III Содержится информация об объекте, в частности:

– затраты, которые были понесены в процессе списания имущества (на демонтаж, разработку и вывоз с территории);

– перечисление товарно-материальных ценностей, которые имеются после списания ОС и могут быть использованы в перспективе

Информация, которая используется для заполнения данного раздела берётся и следующих документов:

– ОС-1,

– ОС-1а,

– ОС-1б.

Инструкция по заполнению акта ОС-4б.

Эксперты бухгалтерского и налогового учёта рекомендуют проводить оформление данного документа пошагово:

Шаг 1 – Заполнение титульного листа. Указываются:

А) полное наименование организации,

Б) структурное подразделение, в котором находится объект, предназначенный для списания;

В) дата списания ОС.

Шаг 2 – Данные о приказе (документ-основание для списания имущества). Указываются:

А) номер приказа;

Б) Дата приказа.

Шаг 3 – Обозначение причин списания основного средства. Например:

А) поломка;

Б) физический износ,

В) моральное устаревание и прочее.

Шаг 4 – Заполнение трёх таблиц:

Вся основная информация берётся из инвентаризационной карточки.

1 таблица. В седьмой графе указывается восстановительная стоимость имущества. В девятой графе указывается остаточная стоимость ОС.

Остаточная стоимость ОС = Начальная цена ОС – Амортизационные начисления до момента списания ОС.

2 таблица. Указываются особенности списываемого имущества, в том числе наличие драгоценных металлов в составе основного средства.

Заключение. В данном разделе указываются причины, которые повлияли на списание данных объектов основных средств, далее все члены комиссии подписывают составленный акт.

3 таблица. Эта таблица заполняется бухгалтером, рассчитывается финансовый результат, который был получен в результате списания основного средства. Далее документ подаётся на подпись руководителю организации.

Читайте также статью ⇒

Предназначение формы

ОС-4б относится к унифицированным формам, и утверждена Постановлением Госкомстата №7 от 21.01.2003г. Подлежит обязательному использованию при списаниях.

В отличие от ОС-4, данный акт предполагает введение информации о групповых объектах. После составления акта о списании групп объектов основных средств, прежде, чем передать его бухгалтеру, форма должна быть подписана специально созданной комиссией и утверждена директором организации.

Если один экземпляр подлежит передаче в работу бухгалтеру для дальнейшего учета, то второй поступает на хранение ответственному сотруднику, в чьих полномочиях контроль за сохранностью ОС. Сотрудник на основании данного документа может сдать указанные в нем группы на склад, реализовать материальные ценности и металлолом.

Списание производится в ситуации, когда часть ОС юридического лица признана изношенной с точки зрения физических и моральных показателей. Объекты списания не могут быть далее использованы, и их эксплуатация в будущем является экономически нецелесообразной.

Основанием для проведения процедуры списания служит отдельный приказ о ликвидации за подписью руководителя, а также составленный комиссией акт о недопустимости последующего использования указанных ОС в деятельности компании.

Образец акта о списании групп объектов ОС:

С бухгалтерской точки зрения формой ОС-4б подтверждается факт выбытия группы объектов, а также списание указанных ОС с соответствующего счета 01. Подписание акта служит для бухгалтера поводом прекращения начисления сумм по амортизации ОС, а также корректировки базы для расчета имущественного налога, начиная с месяца, последующего за процедурой списания.

По результатам списания в организации могут возникнуть материалы, годные для дальнейшего использования в процессе обеспечения деятельности предприятия. Примером служит использование отдельных деталей, которые после списания ОС, признаны годными. При наличии таковых оформляется приход данных комплектующих по предполагаемым ценам. Приемка документируется по форме М-11.

Сведения о произошедшей ликвидации должны быть занесены в инвентарные карточки ОС-6 или отражены в книге ОС-6б (используются организациями, относимыми к категории малого бизнеса).

Акт об уничтожении печати организации подписывается членами комиссии и утверждается руководителем.

В каких случаях составляется «Акт о выявленных дефектах оборудования» (форма N ОС-16) — можно узнать

Правильное заполнение акта о списании групп объектов ОС

Как и любой документ бухгалтерского учета, форма ОС-6б должна быть заполнена согласно утвержденным требованиям к составлению:

  1. Особое внимание уделяется правильному заполнению сведений о дате списания и присвоенном табельном номере.
  2. Титульная страница должна содержать информацию о сотруднике, ответственным за ликвидацию, его фамилию и имя.
  3. Табличная часть формы заполняется сведениями о состоянии интересующих групп ОС к моменту ликвидации. В случае, если списывается какой-либо объект отдельно, заполняется форма ОС-4.
  4. При указании наименования объектов рекомендуется указывать его особые параметры и отличия.
  5. Заносится инвентарный номер объекта, срок службы, стоимость (первоначальная или восстановительная).
  6. После отражения износа в денежном выражении, определяется остаточная стоимость.

В обязательном порядке должна быть упомянута причина списания (в подавляющем большинстве случаев, упоминается износ физических показателей). Если в числе списываемых объектов есть материалы, в которых содержатся драгметаллы, их указывают в отдельной таблице вместе со стоимостью, видом, количественном значении.

На обратной стороне содержится заключения, принятое комиссией. В тексте заключения делают выводы относительно дальнейшей пригодности/непригодности. Описываются случаи ремонта, производившегося ранее, и указывается о невозможности дальнейших восстановительных работ по причине исчерпания ресурса.

После внесения информации о поступлении части материальных ценностей, оставшихся после списания и занесения результата списания с полученной от реализации выручки.

Образец

При составлении акта важно достоверно отразить информацию и предоставить полное описание, как списываемых объектов, так и их количественные значения: объем, стоимость.

Форма бланка состоит из текстовой и табличной части, представленной следующими параметрами:

  • порядковый номер группы;
  • наименование объектов с указанием отличительных характеристик;
  • инвентарный номер;
  • срок службы по факту;
  • стоимость объектов при приходе или после восстановления;
  • начисленная амортизация;
  • стоимость остаточная;
  • информация о наличии драгоценных металлов в объектах списания.

На оборотной стороне бланка комиссия оформляет свое заключение об исчерпании ресурса прочности, принимая решение о дальнейшей нецелесообразности использования указанных в табличной части средств и невозможности проведения мер по дальнейшему восстановлению для эксплуатации в интересах компании.

В качестве причины чаще всего указывается физический износ. В завершении заключения назначают ответственного работника, который будет производить демонтаж или ликвидацию, а также дальнейшие действия со списанными объектами.

После заключения предусмотрено описание прилагаемых к акту документов по ликвидации групп объектов.

Ниже заключения в бланке содержится еще одна табличная часть, в которую вносят сведения обо всех оставшихся после списания материалах, которые возникли в процессе списания (ликвидации и демонтажа). Таблица отражает факт поступления мат.ценностей, образовавшихся после списания.

Образец заполнения акта о списании групп объектов ОС

Помимо описания полученных материалов (деталей, комплектующих), в табличную часть вносится следующая информация:

  • дип документа, на основании которого произошло поступление материала (приходный ордер) и его номер;
  • тата составления документа;
  • название материальных ценностей;
  • количество и единица измерения;
  • цена отдельной единицы и общая стоимость;
  • сведения относительно корреспонденции счетов.

После отражения всех сведений о приходе вносится запись о получении выручки в результате сдачи с указанием договорной стоимости. Также ставится отметка о том, что списание отмечено в соответствующих инвентарных карточках по учету ОС предприятия.

При заполнении бланка придерживаются определенных правил. Так, при внесении записи о первоначальной стоимости на момент постановки на учет по объектам, которые подвергались переоценке, должна быть отражена информация о восстановительной стоимости по итогам переоценки. В случае, если объект не подвергался данной процедуре, вносится изначальная стоимость на момент начала учета.

При занесении информации в графы о суммах начисленной амортизации или износа, отражается суммарное значение начислений по амортизации с момента ввода объекта ОС в эксплуатацию.

Если необходимо указать затраты, понесенные при ликвидации и стоимостные значения полученных ценностей (при разборке, демонтажных работах при ликвидации групп объектов), информация заносится во второй раздел формы.

Образец позволит наглядно иметь представление о способе внесения информации. После составления акта, необходимо завершить процесс оформления ликвидации путем внесения полученных результатов в книгу учета групп объектов или инвентарные карточки по учету групп объектов, имеющихся в составе основных средств организации. Для этого используются формы отчетности ОС-6 (по отдельным объектам основных средств), ОС-6а (автотранспортные средства в составе ОС) и ОС-6б (групповой учет).

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств. Форма ОС-6а

Налоговая декларация по налогу на имущество организаций заполняется фирмами, признаваемыми в соответствии с НК РФ плательщиками этого налога.

Бланк приходного кассового ордера бесплатно скачать можно

Образцы договора купли-продажи квартиры и акта ее приема-передачи можно посмотреть на этой странице.

Образец акта списания объекта основных средств ОС-4

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Необходимость списать ОС возникает тогда, когда объект приходит в негодность по своим физическим или моральным свойствам. При этом руководитель предприятия издает соответствующий приказ на списание и создается комиссия, которая контролирует этот процесс и подписывает заполненный акт. Также на документе ставит свою подпись руководитель предприятия. Данные о выбытии объекта заносятся в инвентарную карточку.

Бланк формы ОС-4 состоит из трех таблиц: (нажмите для раскрытия)

  • Первая таблица заполняется на основании имеющегося акта приема-передачи объекта, который составлялся при поступлении ОС на предприятие, в этой таблице содержится общая информация об объекте, сроке эксплуатации и начисленной амортизации.
  • Вторая таблица отражает особенности объекта, содержание в нем драгоценных металлов, также эту информацию можно почерпнуть из акта приема-передачи ОС-1, ОС-1а, ОС-1б.
  • В третьей таблице перечисляются затраты, возникшие в связи со списанием основного средства и его демонтажом, при этом зачастую остаются материалы, пригодные для дальнейшего использования, которые приходуются в качестве ТМЦ, стоимость этих ТМЦ также отражается в третьей таблице вместе с соответствующими проводками бухгалтерского учета.