Отдых между сменами

Содержание

Отдых между сменами

Стандартная норма выполнения трудовых обязанностей составляет 40 рабочих часов в неделю. Для некоторых профессий или должностей она установлена в меньшем размере. Например, у учителей или тех работников, кто трудится в условиях повышенного воздействия вредных для здоровья факторов.

Кроме того, все наемные работники имеют право на определенную продолжительность времени отдыха между сменами. В ТК РФ (ст. 107), установлено, что трудящимся положены перерывы в течение рабочего дня, после него, еженедельные выходные и ежегодный отпуск.

Точная длительность межсменного перерыва на отдых устанавливается санитарными нормами и внутриотраслевыми нормативными актами.

Так, СП 2.2.2.1327-03 (санитарные правила) устанавливает, что продолжительность отдыха между рабочими сменами должна быть равна их двукратному размеру (п. 10.24).

К примеру, при 24 часовом рабочем дне время отдыха между сменами должно быть равно 48 часам.

Эти правила действуют абсолютно для всех профессий и должностей. Наниматель может уменьшить длительность перерыва только при наступлении каких-либо форс-мажорных обстоятельств, когда требуется присутствие наемного персонала на рабочем месте сверх установленной нормы времени.

Но на практике соблюдать такой норматив времени отдыха между сменами удается только при 8 часовом рабочем дне. Поэтому наниматели часто используют для отдельных работников суммированный учет рабочего времени.

Дополнительные часы выдаются работнику в виде выходных дней по заявлению или графику, а также добавляются к необходимому еженедельному перерыву в 42 часа.

Особенности сочетания режимов труда и отдыха предусматриваются во внутрифирменных нормативных актах, с учетом отраслевых правил и условий выполнения должностных обязанностей.

Исключения из правил по длительности межсменных перерывов

Постановления и приказы некоторых отраслевых ведомств дают работодателям возможность изменять продолжительность перерывов для отдыха. Одним из таких случаев является профессия водителя автотранспорта (Приказ Минтранса № 15). По возможности у них устанавливается стандартная рабочая неделя с 8 часовым временем смены. Чаще всего у водителей используется суммированный учет рабочего времени, что дает нанимателям право на изменение графика «смена — отдых».

Внутри рабочего дня дают дополнительные перерывы для отдыха и приема пищи. Для тех, кто осуществляет управление общественным транспортом, время между сменами может уменьшаться до 12 часов, а не более трех раз в неделю до 9 часов. После двух смен, между которыми водитель отдыхал только 9 часов, ему должны предоставить как минимум двое суток отдыха. Кроме того, у нанимателя есть возможность разбивать межсменный отдых и частично включать в него время внутрисменных перерывов.

При этом один из таких перерывов должен длиться 8 часов.

Для тех водителей, кто занимается междугородними перевозками пассажиров и грузов, правило по соблюдению режима труда и отдыха имеет одну особенность. В случае отсутствия на трассе места, где можно остановиться на перерыв, водителю разрешено продолжать движение, и перенести время отдыха.

У водителей, находящихся в длительных рейсах, строго регламентируется время, которое они могут провести за рулем транспортного средства без перерыва.

Поэтому в таких поездках, как правило, два водителя, которые меняются каждые 4 часа. Такие перерывы также суммируются с межсменным отдыхом.

Еще одной распространенной ситуацией, когда правило о двукратном межсменном перерыве соблюдается с исключениями, является работа вахтовым методом. По договоренности между нанимателем и вахтовыми работниками время отдыха при 12 часовом рабочем дне составляет аналогичный период. После того, как вахта через 2 — 3 месяца заканчивается, сэкономленное время суммируется, и работник получает длительный восстановительный период.

Типично несоблюдение продолжительности межсменных перерывов и для сферы здравоохранения. Однако здесь ситуация связана скорее с нехваткой квалифицированного персонала и малым размером зарплат у медиков, чем с желанием нанимателей и работников идти на нарушение норм труда и отдыха.

Отсутствие или сокращение межсменных перерывов на отдых в долгосрочном периоде приводит к накоплению усталости у наемного персонала, невозможности восстановления при работе во вредных и опасных условиях. Это в конечном итоге приведет не только к повышению затрат нанимателя на выплату пособий по нетрудоспособности или устранению брака в работе неотдохнувшего сотрудника, но и к более серьезным последствиям.

Аварии, неверные действия наемного персонала, ставшие следствием длительного отсутствия нормального времени для восстановления, могут повлечь за собой даже человеческие жертвы. Кроме того, контролирующие органы при выявлении случаев нарушения режима межсменного отдыха, штрафуют работодателей на существенные суммы.

Почему важен?

Даже отсутствие полноценного сна менее чем 8 часов в сутки влечет за собой опасность развития ряда психологических и физических заболеваний, учитывая, что организм полностью не восстанавливается и при продолжении труда требует все больше и больше затрат энергии, которой уже нет.

При этом минимальный отдых влечет за собой и другие не менее негативные последствия — ту же невнимательность, замедленную реакцию и весьма посредственный мыслительный процесс.

А теперь представим, что может случиться с водителем, который поспал всего несколько часов и вовремя не смог отреагировать на сложную ситуацию в процессе дорожного движения. Если он даже на долю секунды вывернет руль позже, могут пострадать люди. Или вспомним конвейер, где от быстроты рук сотрудников зависит не только качество выпускаемой продукции, но и их безопасность.

При этом в трудовом процессе важен еще один фактор, а именно наличие вредных условий, которые подразумевают то же пребывание в запыленном помещении либо же вибрацию, не говоря уже об излучениях либо же иных факторах, которые вредят здоровью человека.

А ведь если после смены отдохнуть хотя бы 15 часов, вестибулярный аппарат восстановит свои функции, легкие проветрятся, а суставы избавятся от усталости в виду повторяющихся движений.

Законодательные нормы

Безусловно, работодатели заинтересованы в том, чтобы штатные сотрудники работали как можно дольше, производя больше продукции и принося прибыль. Но они не думают о том, что чрезмерные нагрузки влекут за собой увеличение периодов нетрудоспособности, которые между прочим оплачиваются за счет компании и несут за собой дополнительные расходы.

А так как одной из основных функций государства является забота о своих гражданах, включая и их здоровье, на законодательном уровне предусмотрен ряд мер, которые и позволяют обеспечить работникам полноценный отдых вопреки желанию недобросовестного руководства.

Они изложены в следующих нормативных актах:

  • Основным документом, который предусматривает обязательное предоставление времени для восстановления сил выступает ч.5 с.37 Конституции.
  • Также обязательность отдыха закреплена и в ТК РФ, а именно в ст.21, определяющей права тружеников.
  • И общее понятие отдыха, а также порядок его оформления и предоставления регламентирован нормами главы 18 ТК РФ.

При этом, учитывая, что каждая отрасль имеет свои особенности в частности, ту же интенсивность труда и иные аспекты, порядок расчета того же ежедневного междусменного отдыха, а также его протяженность устанавливается и отраслевыми приказами, соглашениями и иными нормативными актами.

Ежедневный междусменный отдых в 2019 году

Трудовые отношения весьма разнообразны. И далеко не все аспекты прописаны в основном документе о труде –ТК РФ, учитывая, что в режиме одного законодательного акта невозможно учесть все нюансы, а также специфику отдельно взятой отрасли либо же предприятия.

Именно поэтому согласно норм ТК РФ некоторые аспекты трудовых правоотношений регулируются посредством отраслевых соглашений и локальных актов. Относится данное правило и к протяженности ежедневного междусменного отдыха, который в ТК РФ конкретно не прописан.

Стоит учесть, что при пятидневной рабочей неделе определение отдыха между рабочими днями особо и не требуется, так как 15 часов вполне достаточно. Но при сменном графике работы на предприятиях, имеющих круглосуточную занятость, протяженность как смен, так и отдыха между ними очень важна. Труд в таких учреждениях, как правило, сопряжен еще и с вредными условиями труда.

Сколько часов должно быть между сменами?

Многие компании ориентируются на нормы, установленные еще во времена СССР. Так, в 1929 году было принято Постановление Совета комиссаров «О рабочем времени», где в п.11 было сказано, что время отдыха между сменами должно равняться как минимум двойной протяженности самого трудового будня вместе с обеденным перерывом.

Однако в конце 2017 года указанный акт утратил свою силу. Чем же руководствоваться теперь уже в 2019 году?

Законодатели не считают нужным конкретизировать вопрос протяженности междусменного отдыха потому, что статьей 91 ТК РФ уже установлена норма рабочего времени на неделю, которая применяется и к компаниям, занятым в режиме беспрерывного производства.

Даже если учреждение использует норму не за неделю, а за учетный период, равный полугоду или кварталу, свободного времени остается вполне достаточно для полноценного отдыха.

Также следует учитывать и тот факт, что работодателям дано право самостоятельно определять режим труда и отдыха с учетом специфики труда, а также отраслевого законодательства. Именно оно используется в качестве основы при разработке режима занятости в отдельно взятой компании.

Минимальный перерыв

По общему правилу перерыв между сменами не может быть менее двойной протяженности самой смены с обеденным перерывом вместе, что собственно предполагает узаконенный минимум.

Однако в некоторых учреждениях, которые заняты в особых условиях — к примеру, тем же вахтовым методом, отдых может составлять и 12 часов, даже если смена имеет аналогичную продолжительность без перерыва на обед.

Продолжительность для водителей

Работа водителей подразумевает высокую концентрацию внимания, а также идеальное здоровье, учитывая, что от их реакции зависит безопасность дорожного движения.

Именно поэтому для данной категории тружеников предусмотрен не только особый график работы в ряде случаев, но и регламентированная протяженность ежедневного междусменного отдыха, утвержденная Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.

В указанной норме оговорено, что водителю при протяженности смены от 8-ми и более часов может предоставляться два обеденных перерыва для полноценного отдыха, а вот продолжительность освобождения от обязанностей между сменами должна равняться как минимум двойной протяженности смены.

То есть при 8-ми часовой загрузке водитель должен отдыхать 16 часов. При этом, если транспортная компания занята в круглосуточном режиме, отдых между сменами должен составлять минимум 12 часов.

Хотя в особых обстоятельствах, допустим, при междугородних перевозках, отдых может быть сокращен еще на 3 часа, то есть до 9, но с условием, что после поездки сотрудник перед следующей сменой будет свободен на последующие 48 часов.

Могут ли не отпустить в отпуск? Информация — в нашей статье.

Как правильно заполнить личную карточку работника? Читайте .

Для чего нужно штатное расписание? Узнайте .

Для медицинских работников

Быть медиком означает постоянное пребывание на страже интересов своих подопечных, что выражается в продолжительных сменах и переработках.

Но врачам и медицинскому персоналу отдыхать тоже нужно, причем не менее нормы, которая, к сожалению, определена еще в советские времена актами.

Они уже и не действуют, но применяются в качестве основы, учитывая, что других законов по сей день не принято:

  • Так в п.3 Письма-Разъяснения №02-19/21 от 1954 года сказано, что протяженность междусменного отдыха медиков должна равняться двойной продолжительности смены.
  • При этом в Приказе Минздрава СССР №685 от 1987 года оговорено, что рабочий день мед. персонала не может длиться более 12 часов, даже если речь идет о ночной смене, но при этом по решению коллектива смены могут быть увеличены и до полных суток.

То есть налицо небольшое противоречие, которое, тем не менее, означает, что протяженность дежурств определяет администрация больницы по согласованию с Профсоюзным комитетом, и с учетом норм рабочего времени установленного уже в РФ. Однако независимо от того какова будет продолжительность дежурств, отдых должен равняться их двойной сумме часов.

В школе

Занятость педагогов сопряжена с чрезмерной психологической нагрузкой. Поэтому для указанной категории снижена норма выработки часов преподавания с 40 часов в неделю до 35-20, конечно, с учетом занимаемой должности.

При этом педагоги обязаны разницу между теми же 20 и 40 часами покрывать за счет работы с методическими материалами и подготовкой к урокам, что в принципе означает наличие времени отдыха в достаточном количестве, учитывая, что речь идет как минимум о 15 часах между каждым рабочим днем.

У сторожей

Дежурный охранник или сторож есть на многих предприятиях, которые имеют стандартный пятидневный график работы, но не могут оставить без присмотра имущество компании в ночное время.

А так как сторожа работают в режиме, который отличается от стандартного, для них разрабатывается отдельный график с учетом норм рабочего времени при суммированном учете.

То есть они могут работать как по 8, так и по 12 часов в вечернее и ночное время. Но вот междусменный отдых для указанной категории, тем не менее, должен составлять как минимум двойную протяженность рабочего, потому что иным способом норму рабочего времени не соблюсти.

При суммированном учете рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени в силу ст. 104 ТК РФ применяется в основном в учреждениях, которые имеют непрерывный режим труда и придерживаться 40-часовой недельной занятости достаточно сложно. Именно поэтому в компаниях и используются учетные периоды, равные кварталу либо полугодию, на протяжении которых норма труда и соблюдается.

К примеру, в месяце может быть 160 рабочих часов, в трех месяцах это уже будет 480 часов. При этом в одном месяце сотрудник может отработать и 150 часов, а вот в другом 170, что собственно и будет нормой, если брать квартал. А так как норма рабочих часов всегда разрабатывается и с учетом времени отдыха, как междусменного, так и еженедельного, переработок, а также нарушений прав работников не будет.

Кстати, нарушить нормы рабочего времени, а также поставить сотрудника в две смены подряд работодатель не имеет права, это прямое нарушение ст.103 ТК РФ.

Также руководитель не может допустить и переработок свыше нормы, учитывая, что они оплачиваются в повышенном размере в рамках ст.152 ТК РФ, поэтому график будет составлен таким образом, чтобы учесть и трудовое законодательство и права тружеников на отдых.

При вахтовом методе

Порядок организации работы вахтовым методом, а также процесс оформления графика работ регламентируется нормами Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, которое в силу ст.423 ТК РФ является действующим по сей день.

Так, в п.4.3 сказано, что протяженность смены на вахте не должна превышать 12 часов, а вот время между сменами при острой необходимости может быть уменьшено до 12 часов с учетом обеденных перерывов, но с условием компенсации неиспользованного времени отдыха в период после окончания вахты.

При вредных условиях труда

В силу ст.92 ТК РФ труженики, занятые в условиях, относящиеся к 3-й и 4-й степени вредности, могут привлекаться к труду только при сокращенной рабочей недели, которая должна составлять не более 36 часов.

Хотя по желанию работников их смены могут быть увеличены из расчета 40 часов занятости в неделю, но за отдельную доплату разницы в 4 часа.

А так как указанная норма рабочего времени предполагает занятость на протяжении недели, междусменный и еженедельный отдых будет составлять 132 часа, чего явно достаточно для полноценного отдыха.

Про сроки выплаты квартальной премии читайте на нашем сайте.

Обязательно ли вести табель рабочего времени? Узнайте .

Между ночными сменами

Законом не определена продолжительность междусменного отдыха при любом из графиков работ, но установлена норма рабочего времени.

Если работодатель предоставит слишком продолжительный период для отдыха, норма труда будет не выполнена и работник сможет предъявить претензии по неисполнению его прав на труд, согласно норме рабочего времени. Если же норма занятости будет превышена, проблемы возникнут уже с контролирующими органами при очередной проверке.

Именно поэтому многие работодатели и используют самый оптимальный вариант продолжительности междусменного отдыха, проверенный временем, а именно отдых, равный двойной продолжительности самой смены.

При ненормированном рабочем дне

В силу ст.101 ТК РФ ненормированный рабочий день подразумевает эпизодическое привлечение к работе за пределами установленного режима труда. А так как предусмотреть, в какие дни сотрудник может понадобиться на лишние час или два на предприятии, невозможно, ему переработка компенсируется дополнительным оплачиваемым отпуском.

А междусменный отдых, в отличие от эпизодического привлечения, является величиной постоянной, причем отраженной в графике, ввиду чего даже после вызова на работу после той же аварийной ситуации сотрудник все равно выходит на работу по графику, даже если отдохнуть удалось на пару часов меньше.

Междусменный отдых при суммированном учете рабочего времени

Междусменный отдых как разновидность времени, предоставляемого работнику на собственное усмотрение, оговорен в ст. 107 ТК РФ.

В трудовом законодательстве не содержится норм, устанавливающих длительность и правила предоставления междусменного отдыха конкретно при суммированном учете рабочего времени, да и при других режимах тоже.

Однако по настоящее время действует п. 11 постановления СНК СССР «О рабочем времени…» от 24.09.1929, согласно которому после смены должен быть перерыв, продолжительность которого должна превышать продолжительность отработанной смены как минимум в 2 раза.

Это правило распространяется на все режимы, при которых имеются смены.

Согласно ч. 1 ст. 104 ТК РФ суммированный учет рабочего времени (СУРВ) вводится тогда, когда работодатель не может соблюсти требования по дневной/недельной норме трудочасов. Частными случаями СУРВ являются:

  • гибкий график;
  • сменная работа.

Таким образом, время отдыха между сменами при СУРВ не зависит от того, какой режим установлен на предприятии в целом или для конкретного работника. Оно устанавливается с учетом требований гл. 18 ТК РФ.

Для некоторых профессий имеются требования по длительности времени отдыха при СУРВ независимо от режима. Например, согласно п. 25 приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15 организации, ведущие СУРВ, должны предоставлять водителям на отдых не меньше 12 часов.

Время отдыха между сменами по ТК РФ при сменном графике работы: как составляется график

График работы и времени отдыха между сменами при сменной работе устанавливается с учетом положений ст. 91, 94, 103, 108, 110 ТК РФ:

  1. График сменности составляется таким образом, чтобы соблюдались нормы трудочасов в зависимости от выбранного учетного периода: за месяц, квартал, год.
  2. Норма рабочего времени за месяц рассчитывается по формуле, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н:

N = (Rn / 5) × Rd – Chppd,

где: Rn — продолжительность рабочей недели;

Rd — количество рабочих часов в месяц;

Chppd — количество сокращенных часов в предпраздничные дни.

Например, месячная норма за март 2017 года такова: (40 / 5) × 22 – 1 = 175 часов. Праздник 8 Марта выпал на среду, этот день нерабочий, а предпраздничный день 7 марта сокращается на 1 час.

В том же приказе указан порядок расчета нормы за год.

  1. Ставить работника в 2 смены подряд нельзя.
  2. В графике учитывается время перерыва, предоставляемое для отдыха и приема пищи. Считается ли оно рабочим, зависит от того, есть ли у работника возможность покинуть рабочее место и использовать время на свое усмотрение.
  3. Один раз в неделю у работника должен быть перерыв не меньше 42 часов.
  4. График сменности составляется не позже чем за месяц до его введения.
  5. Установленный график доводится до каждого работника (на практике под подпись).

Если работник вышел на работу во время отдыха при сменном графике работы, этот день должен быть оплачен не меньше чем в двойном размере в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

Время отдыха при 12-часовом рабочем дне

Порядок предоставления времени отдыха при 12-часовом рабочем дне рассмотрим на примере установления скользящего графика, предусмотренного ст. 102 ТК РФ:

  1. Поскольку при 12-часовом рабочем дне невозможно соблюсти требование о 40-часовой рабочей неделе, работодатель вводит СУРВ и утверждает график сменности.
  2. Введение СУРВ и установление времени отдыха прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.
  3. Законодатель не требует обязательного получения одобрения предлагаемого работодателем графика от профсоюза, в отличие от установления графика в режиме сменной работы.
  4. Работник имеет право на все виды отдыха, предусмотренные ТК РФ, кроме нерабочих праздничных дней, на которые выпала его смена. В связи с этим в графике должны учитываться перерывы на обед, обогрев, кормление ребенка, междусменные выходные часы/дни.
  5. Ночное время, попавшее на смену, на 1 час не сокращается, но оплачивается в повышенном размере.
  6. Исходя из положения, установленного п. 11 постановления от 24.09.1929, делается вывод, что после каждой 12-часовой смены работник должен отдыхать не меньше чем 24 часа и 1 раз в неделю не меньше 42 часов согласно ст. 110 ТК РФ.
  7. В ТК РФ нет запрета на назначение работника в 2 смены подряд при гибком режиме работе. Вторая смена будет считаться работой в выходной день, поэтому предварительно должно быть получено письменное согласие работника, а его труд за эти часы оплачивается в двойном размере.

Таким образом, время отдыха при 12-часовой рабочей смене или смене иной продолжительности устанавливается исходя из общих правил гл. 18 ТК РФ. Небольшие особенности имеются в режимах сменной работы или скользящего графика. А вот в отношении времени отдыха при СУРВ в ТК РФ каких-либо примечаний не имеется, но их можно найти в положениях, регулирующих деятельность конкретных специалистов.

Режим работы и отдыха водителей автомобилей

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

Извлечения

Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

Общие положения

  1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ»Трудовой кодекс Российской Федерации».
  2. Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.

  1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
  2. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
  3. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

Рабочее время

  1. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
  2. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

  1. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

  1. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
  2. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

  1. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

  2. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
  3. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

  1. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

  1. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

  • а) время управления автомобилем;
  • б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • е) время простоев не по вине водителя;
  • ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
  • к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  1. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
  2. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
  3. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
  4. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

  1. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
  2. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

  1. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
  2. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1,3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Время отдыха

  1. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

  1. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учётом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — иным представительным органом работников.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090**, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.

  1. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
  2. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
  3. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.
  4. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.