Отходы офисных помещений

Проект нормативов образования отходов (стр. 2 из 4)

Паспорт опасного отхода составляется:

— на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней);

— на отходы I-IV класса опасности для окружающей природной среды.

На предприятии таких отходов насчитывается 4 единицы:

1. Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;

2. Мусор от бытовых помещений организаций несортированный

3. Отходы бумаги и картона о канцелярской деятельности и делопроизводства

4. Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами

Исходные сведения об отходах, паспорта отходов, подлежащие согласованию, представлены в «Приложении…» к проекту.

Таблица 1.10

РАЗДЕЛ 6. ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВОВ И РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ОТХОДОВ

1. Расчет образования отработанных люминесцентных ртутьсодержащих ламп

Расчет количества отработанных люминесцентных ламп производиться по формуле:

N = n i * Тi * ti / ki , (шт/год)

Вес образовавшегося отхода определяется по формуле:

М = N * mi, (тонн/год)

ni – количество установленных ламп данного типа, шт.;

Тi – количество рабочих дней в году;

ti – среднее время работы одной лампы в сутки, час;

ki – эксплуатационный срок службы ламп, час;

mi – вес одной лампы, тонн

Расчет выполнен на основании «Методики расчета объемов образования отходов. Отработанные ртутьсодержащие лампы» МРО-6-99 СПб.:1999

Расчет образования отхода

2. Расчет образования мусора от бытовых помещений организаций несортированного

Масса образующего отхода рассчитывается по формуле:

М = Кчел* Nобр , (тонн/год), где

М — масса образующихся твердых бытовых отходов, тонн;

Кчел — количество работающих;

Nобр — норматив образования, тонн/год;

Расчет выполнен на основании нормативных данных «Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления» М., 1999 г.

Расчет образования отхода

3. Расчет образования отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

Количество отходов рассчитывается по формуле:

М = m * Nобр, (тонн/год), где:

М – масса образующихся отходов, тонн;

m – расход бумаги на предприятии, тонн;

Nобр– норматив образования отхода, %

Расчет образования отходов выполнен на основании нормативных данных «Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления» М., 1999 г.

Расчет образования отхода

4. Расчет образования отходов от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами

Масса образования отхода рассчитывается по формуле:

М = S * Nобр * р , (тонн/год), где

М — масса образующихся твердых бытовых отходов, тонн;

S — торговая площадь, м2;

Nобр- норматив образования, м3;

р — плотность образующихся отходов тонн/м3.

Расчет плотности образуемых отходов выполнен на основании компонентного состава отходов с использованием «Методических рекомендаций по оценке объемов образования отходов производства и потребления» ГУ НИЦПУРО, М.: 2003

Расчет образования отходов выполнен на основании нормативных данных «Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления» М., 1999 г.; «Методические рекомендации по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов» М.: 2005 г. СЗО ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России»

Расчет образования отхода

РАЗДЕЛ 7. СХЕМА ОПЕРАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ ОТХОДОВ Таблица 1.11

РАЗДЕЛ 8. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТ ХРАНЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

5.9. Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исклю-

чаякрупногабаритный).

1.Количество бытовых отходов (объем) отдеятельности сотрудников определяетсяпо формуле:

М= N*m, м3/год

где:N-количество работающих на предприятии,чел.;

m-удельная норма образования бытовыхотходов

на1 работающего в год, м3/год.

2.Количество (масса) бытовых отходовопределяется по формуле:

М`= М *, т/год

где:— плотность отхода, т/м3.

Расчетпредставлен в таблице 5.16.

Таблица5.16.

N m М, м3 , т/ м3 М`, т
10 0,2 2 0,2 0,4

Нормативноеколичество отхода: 0,4

Срокхранения на промплощадке: 1 день

5.10. Отходы (мусор) от уборки территорий организаций

Количествоотходов от уборки территории определяетсяпо формуле:

М= S*m

где: S– площадь твердых покрытий;

m– удельный показательобразования отхода на 1 м2– т/м2.

Расчетпредставлен в таблице 5.17.

Таблица5.10.

S m М, т М, м3
2466 0,005 12,33 0,625 7,7

Нормативноеколичество отхода:

Срокхранения на промплощадке: 1 день

5.11. Лом чёрных металлов несортированный

1. Лом,образующийся при ремонте автотранспорта.Норма образования лома при ремонтерассчитывается по формуле:

Пп*

Qч.м.= ————— , т

Пп — общий пробегтранспорта по маркам, км;

/10000— нормативныйкоэффициент образования лома на 10000 кмпробега т/км;

Расчетпредставлен в таблице 5.11.1.

Таблица5.11.1.

2. Лом,образующийся при замене агрегатовавтомобилей. Нормаобразования лома при ремонте рассчитываетсяпо формуле:

Пп*

Qч.м.= ————— , т

Пп — общий пробегтранспорта по маркам, км;

/N— нормативныйкоэффициент образования лома на Nтыс. км пробега;

N– норма пробегаавтомобилей до проведения кап. ремонта,км.

Расчет представленв таблице 5.11.2.

Таблица5.11.2.

Срокхранения на промплощадке: 6 месяцев

Плотность отходов ТБО т/м3: Справочник

Производственные предприятия обязаны удалять и утилизировать свои отходы. Коммунальщики считают утиль в м3, а заводы измеряют их в тоннах. Подсчитывая плотность ТБО, применяют метод перевода кубометров в тонны.

Плотность мусора: Формулы и регламент

Средняя величина плотности мусора принята за 200 кг/м3. Однако эта величина сильно варьируется в реальности, зависит от деятельности предприятия.

Каждая организация считает этот показатель по-своему, заполняя соответствующий журнал. После окончательного расчета плотности она переводится в кубометры.

В 1 м3 мусора содержится от 0,15 до 0,65 тонн. 1 тонна твердых бытовых отходов помещается в 1,56-6,25 м3.

Чтобы не допустить ошибок в расчетах многие пользуются онлайн калькуляторами и переводчиками. Остается только подставить собственные цифры.

Воспользоваться для подсчетов можно простой формулой:

V = m/p, где

V — объемm — масса

p — плотность

Правильные расчеты играют важную роль в сборе, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов.

От них зависит количество контейнеров, грузоподъемность автомобилей, а также уменьшение вреда окружающей природе.

Для получения точных цифр лучше обратиться к официальным источникам или к специальной литературе. При самостоятельном вычислении легко допустить ошибки, которые скажутся в недополучении прибыли предприятием.

Возможно пересчитать вес в объем при известной величине плотности материала. Для этого нужно знать, из чего состоят отходы.

Тогда по справочнику легко узнать их плотность, а в дальнейшем посчитать по формуле:

V = P(g*p)

Законодательство меняется часто, поэтому нужно внимательно отслеживать все нововведения. Каждый случай индивидуален и зависит от различных моментов.

Плотность мусора бытового ТБО т/м3

Отходы сопровождают жизнедеятельность человека на каждом шагу. И весь этот мусор необходимо вывозить.

Но для этого сначала нужно выяснить следующие моменты:

  • скорость накопления отходов;
  • количество ТБО;
  • состав утиля.

В результате занижения удельных норм отходов появляются несанкционированные свалки и переполняются официальные полигоны.

Твердые бытовые отходы имеют разнообразный состав.

Многолетние замеры позволили вывести средние показатели плотности различных фракций:

  • пищевые остатки — содержание 30%, плотность 370 кг/м3;
  • картон и бумага — 30 —109;
  • тряпки, текстиль — 4 — 180;
  • битое стекло — 1 —1360;
  • пластик и полиэтилен — 4 — 100;
  • другие отходы — 24 — 200.

Твердые бытовые отходы относятся к V классу опасности, поэтому сертификация не нужна. Однако люди выбрасывают в контейнеры наряду с обычным мусором еще и опасные отходы в виде ртутных ламп, остатков бытовой и косметической химии.

Плотность в общей массе составляет от 160 до 300 кг/м3. Для расчетов принимают усредненную величину 250 кг/м3 (0,25 т/м3).

Крупный мусор находится в ТБО в количестве примерно 10% с удельным весом 0,214 т/м3.

Разнородность ТБО по годам и сезонам

Плотность ТБО — показатель непостоянный. Из года в год рассчитываются цифры, и каждый раз получаются разные данные.

Так, плотность ТБО т/м3 в 2016 году отличается от показателя, например, в 2018 году.

Отходы ТБО по составу отличаются не только по годам, но и по сезонам. Так, весной процент пищевых отходов составляет 20-26% от общего количества. Осенью этот показатель поднимается до 40-55%.

Происходит это по причине увеличения потребления овощей и фруктов в период уборки урожая. В южных регионах это случается на месяц-два раньше.

Осенью и зимой уменьшается количество уличного мусора с 20 до 1% в южной части страны и с 11 до 5% в центральных регионах.

Физические свойства ТБО характеризует плотность отходов. Этот показатель в благоустроенном жилищном фонде в контейнерах весной и летом составляет 0,18-0,22 т/м3.

Осенью и зимой эти цифры составляют 0,20-0,25 т/м3. В разных населенных пунктах среднегодовое значение колеблется от 0,19-0,23 т/м3.

Прессование ТБО

При долгом хранении без всякого воздействия мусор постепенно уплотняется. Но его уплотняют и с помощью прессования. При повышении давления в прессе до 0,3-0,5 Мпа происходит разлом емкостей и коробок.

При этом объем уменьшается в 5-8 раз, в зависимости от состава отходов. Плотность растет до показателей 0,8-1,0 т/м3. В таком режиме работают наиболее распространенные прессы, используемые при вывозе и сборе ТБО.

При доведении давления до 60 Мпа, плотность практически не изменится, а объем немного уменьшится за счет выделения влаги из мусора.

Однако выделение влаги начинается уже при давлении 0,4-1,0 Мпа и это необходимо учитывать при брикетировании твердых бытовых отходов.

Уплотненные отходы легче хранить, перевозить, утилизировать и перерабатывать.

Спрессовывание утиля во время сбора и перевозки дает возможность результативнее использовать грузоподъемность автомобиля, перевозящего мусор.

При перевозке хлам уплотняется:

От плотности отходов, находящихся на месте сбора, зависит выбор мусоровоза, объем его бункера и грузоподъемность.

Плотность ТБО увеличивается, когда для разных фракций мусора предлагаются раздельные контейнеры: для стеклобоя, пищевых отходов, пластика и макулатуры. Так как все эти материалы могут послужить сырьем для вторичной переработки, то и мусора привезут на полигон намного меньше.

На нашем ресурсе вы найдете массу статей о ТБО и ФККО в целом. Пройдитесь по сайту — вы наверняка найдите материалы, которые вас заинтересуют.

Оставайтесь с нами, порталом «Страж Чистоты»!

Офисный мусор: правила обращения

За последние несколько лет российское законодательство по отходам претерпело значительные изменения. Тем не менее вопрос «офисного мусора» продолжает будоражить умы клерков и владельцев компаний.

Особенно сбивает всех с толку сакраментальное: «Семен Семеныч из Росприроднадзора сказал …». Увы, Семен Семеныч тоже человек, а erāre humānum est. А разъяснениям Росприроднадзора не видно конца.

Что обычно требуют «экологи»:

  • предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;
  • вести учет отходов;
  • предоставлять форму 2-ТП в Роспроироднадзор;
  • провести профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса.

В большинстве случаев, эти требования не обоснованы. Постараемся же обстоятельно и аргументировано разобраться в этом вопросе.

Исходим из того, что подавляющее большинство российских офисов принадлежат к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В отношении этой категории предприятий Федеральным законом 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» существует особый порядок учета отходов, который прописан в статье 18:
… 7.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке…
… 8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке…

Иными словами, субъекты МСП не разрабатывают и не утверждают Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Вместо ПНООЛР субъекты МСП предоставляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов лишь в том случае, если им принадлежат объекты, подлежащие государственному экологическому надзору.

Реестр таких объектов ведется по «Правилам создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572), с учетом «Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года №903).

Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору устанавливает Министерство природных ресурсов России и размещен на сайте министерства.

Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.

Как правило, требуется предоставить отчетность по форме, утвержденной региональным министерством экологии. В каждом регионе могут быть свои особенности. Например, в Московской области, такую отчетность предоставляют все хозяйствующие субъекты МСП.

Статья 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает вести учет отходов тем, кто осуществляет деятельность в области обращения с отходами. Порядок и формы учета установлены Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Действие 721 Приказа ошибочно переносят на всех юридических лиц и предпринимателей, ссылаясь на то, что в самом приказе нет оговорок о «деятельности». Тем не менее, этот Приказ действует в целях реализации пункта 1 статьи 19 закона «Об отходах производства и потребления». Федеральный закон первичен по отношении к Приказу и имеет приоритет. Поэтому 721 Приказ применим только к субъектам, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.

Исходя из того, что большинство офисных помещений берется в аренду, а мусор накапливается для вывоза на территории арендодателя, делаем вывод, что владельцы офисов (имеются в виду арендаторы офисных помещений) не осуществляют деятельность по обращению с отходами. То есть, офис:

  • не собирает;
  • не накапливает;
  • не транспортирует;
  • не обрабатывает;
  • не утилизирует;
  • не обезвреживает;
  • не размещает отходы.

Вопросы:

1. Какие тарифы в сфере ТКО подлежат регулированию?

2. Чем отличаются операторы в сфере обращения с ТКО от региональных операторов в сфере обращения с ТКО?

3. Регулируются ли тарифы на транспортирование отходов?

4. Может ли быть при начислении услуги в сфере обращения с ТКО применен иной тариф отличный от установленного Госкомитетом?

5. Где можно увидеть значения утвержденных единых тарифов на услуги региональных операторов?

6. Почему с появлением региональных операторов произошло увеличение стоимости услуги в сфере обращения с ТКО?

7. Каким нормативным правовым актом установлены нормативы накопления?

8. Как производится начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?

9. К какой информации о регулируемой деятельности обязаны обеспечить свободный доступ организации, осуществляющие деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами?

1. Какие тарифы в сфере ТКО подлежат регулированию?

В соответствии с п.4 ст. 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с ТКО:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;

тариф на обработку ТКО;

тариф на обезвреживание ТКО;

тариф на захоронение ТКО.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов.

2. Чем отличаются операторы в сфере обращения с ТКО от региональных операторов в сфере обращения с ТКО?

Согласно действующему законодательству в сфере обращения с ТКО определены следующие понятия:

оператор по обращению с ТКО — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;

региональный оператор по обращению с ТКО — оператор по обращению с ТКО — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Таким образом договорные отношения у конечных потребителей возможны только с региональным оператором.

3. Регулируются ли тарифы на транспортирование отходов?

Расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими сбор и транспортирование ТКО.

Таким образом тарифы на транспортирование отходов отдельно не устанавливаются, при этом расходы на транспортирование ТКО включаются в состав расходов региональных операторов.

4. Может ли быть при начислении услуги в сфере обращения с ТКО применен иной тариф отличный от установленного Госкомитетом?

В соответствии с законом об отходах производства и потребления к полномочиям органов регулирования относится утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО, а также установлено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Таким образом в силу вышеуказанных норм региональный оператор в области обращения с ТКО может применять меньшую цену от установленного тарифа.

5. Где можно увидеть значения утвержденных единых тарифов на услуги региональных операторов?

Предельные единые тарифы для региональных операторов на 2020 год утверждены постановлениями Госкомитета РТ по тарифам от 19.12.2019 №11-55/тко и №11-54/тко в следующих размерах:

Западная зона (ООО «УК «ПЖКХ»):

с 01.01.2020 – 30.06.2020 439,03 руб/куб.м. с НДС;

с 01.07.2020 – 31.12.2020 456,62 руб/куб.м. с НДС.

Восточная зона (ООО «Гринта»):

с 01.01.2020 – 30.06.2020 439,03 руб/куб.м. с НДС;

с 01.07.2020 – 31.12.2020 456,62 руб/куб.м. с НДС.

Информация в области обращения с ТКО, в т.ч. тарифы и сведения о регулируемых организациях размещена в сети Интернет на сайте Госкомитета http://kt.tatarstan.ru/.

6. Почему с появлением региональных операторов произошло увеличение стоимости услуги в сфере обращения с ТКО?

Увеличение после появления на рынке данного вида услуг региональных операторов связано с:

охватом услуги по обращению с ТКО всех сельских поселений республики (увеличение объема в среднем на 50%), соответственно, увеличением затрат на захоронение и обработку ТКО и увеличением транспортных расходов (в среднем на 13%);

появлением платы за НВОС;

возникновением собственных расходов региональных операторов;

ликвидация перекрестного субсидирования между группами потребителей, ранее совокупная стоимость сбора, вывоза и захоронения ТКО у промышленных предприятий доходила до 1500 руб/куб.м. в настоящее время тариф установлен единый для всех групп потребителей.

7. Каким нормативным правовым актом установлены нормативы накопления?

Нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 № 922 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан».

N п/п

Наименования объектов образования твердых коммунальных отходов

Единица измерения

Среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов (за исключением крупногабаритных отходов)

Норматив накопления крупногабаритных отходов

куб. метров

кг

средняя плотность, кг/куб. метр

куб. метров

кг

средняя плотность, кг/куб. метр

1. Домовладения

Многоквартирные дома

1 проживающий

1,94

0,42

Индивидуальные жилые дома

1 проживающий

2,09

0,47

Итоговые значения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам

1 проживающий

2,02

0,44

Консультации по значению нормативов накопления можно получить в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

8. Как производится начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?

Единые тарифы для региональных операторов согласно требованиям федерального законодательства установлены из расчета руб/куб.м., далее при начислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, единые тарифы будут переведены в руб/чел., исходя из установленных нормативов накопления ТКО.

При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, будет определяется на основании объемов вывезенных контейнеров (то есть по факту).

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Необходимо отметить, что нормы постановления №354 применительны только в части населения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: в части населения оплата по факту возможна только при внедрении раздельного накопления сортированных отходов, в остальных случаях применим только нормативный расчет.

9. К какой информации о регулируемой деятельности обязаны обеспечить свободный доступ организации, осуществляющие деятельность в области обращения с ТКО?

Перечень информации, подлежащей свободному доступу в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Региональными операторами и операторами в сфере обращения с ТКО подлежит раскрытию на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в сети Интернет следующая информация:

а) о регулируемой организации (общая информация);

б) о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) за год;

г) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации;

д) об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг;

е) о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Раскрытая организациями информация в разрезе регулируемых услуг размещена в разделе «Раскрытие информации».

Вопрос

Хозяйствующий субъект арендует помещения для деятельности, в договоре не прописано кто распоряжается отходами, следовательно арендодатель отчитывается по отходам сдаваемых площадей? Или хозяйствующий субъект все равно указывает в 2-тп офисные отходы и разрабатывает паспорта?

Ответ

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» формально является головным законом смежной подотрасли права — сферы обращения с отходами производства и потребления, и использует терминологию — «образователь отходов», что порождает некоторые правовые коллизии в части разграничения ответственности по обращению с отходами между арендодателем и арендатором.

Закон № 89-ФЗ в большинстве своем все требования в области обращения с отходами привязывает к правовой конструкции «образователь отходов», это касается учета отходов, предоставления статистической формы учета 2-ТП (отходы) и так далее. Так, согласно статьям 11, 14, 18, 19, 20, 23 Закона № 89-ФЗ, хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых, в том числе эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, образуются отходы, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, обязаны:

— Реклама —

  • соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
  • вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам (ТКО), и подавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденную приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3.
  • предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами (подавать форму статистического учета № 2-ТП (отходы), утвержденную приказом Росстата от 10.08.2017 № 529);
  • вести учет отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014);
  • предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами;
  • осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности и на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составить паспорт отходов I-IV классов опасности (порядок и правила паспортизации утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712);
  • подавать сведения в региональный Кадастр отходов, если соответствующие требования предусмотрены региональным законодательством.

Как правило, обязанность и ответственность в сфере обращения с отходами при арендных отношениях закрепляется в договоре аренды, в том числе не только путем прямого указания кто является отходобразователем и собственником отходов и какие требования при этом должен выполнять, но и прописыванием конкретных обязанностей у арендодателя и арендатора. Например, за капитальный ремонт здания и инженерных коммуникаций, обслуживание вентиляционных систем, локальных очистных систем обычно отвечает арендодатель, поэтому отходы образующиеся от этих процессов, это отходы арендодателя. А вот отходы от эксплуатации офисного оборудования, которое числиться на балансе арендатора, отходы бумаги, которая образуется в офисе от непосредственной деятельности арендатора уже сложно приписать арендодателю. А вот что касается отходов «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).7 33 100 01 72 4», то в данном случае, согласно Банку данных отходов, отходообразующим процессом является непосредственная чистка и уборка офисных и бытовых помещений. Если эта чистка и уборка осуществляется силами арендодателя и это зафиксировано в договоре аренды или каким-либо иным способом Вы сможете это доказать, например, уборщица, убирающая офис числится в штате арендодателя, есть график уборки составленный арендодателем и так далее, то можно считать в данном случае отходообразователем является арендодатель и соответственно он должен отчитываться по данным отходам и составлять паспорт. Но опять же однозначно это можно определить только в рамках договора аренды.

Если в договоре аренды вообще ни чего не прописано, то требовать необходимую документацию в области обращения с отходами будут с арендатора. Так как все же непосредственно его персонал работает в офисе. В качестве подтверждения данной позиции можно изучить Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.08.2018 № Ф09−4209/18 по делу № А60−54 391/2017, которое содержит правовую позицию, что проект нормативов образования отходов (а соответственно паспорта отходов, учет отходов и так далее) разрабатывается в отношении отходов, образующихся у конкретного хозяйствующего субъекта. Однако из текста постановления не просматривается размер арендаторов, не усматриваются договорные правоотношения в сфере обращения с отходами. Исследование этих аргументов при рассмотрении дела проведено не было. В связи с чем, нельзя однозначно говорить о недопустимости арендодателю учитывать отходы, образующиеся у арендатора, как отходы, образующиеся от сдачи имущества в аренду в случае, если фактически арендатор осуществляет всю деятельность по обращению с отходами, начиная от уборки помещения, что надлежащим образом отражено и в договоре аренды.

Таким образом, рекомендую все же заключить с арендодателем дополнительное соглашение к договору аренды, в котором целесообразно указать, что «Отходы, образующиеся в офисе (помещениях) арендатора, считаются образованными от деятельности арендодателя по сдаче помещения в аренду и удаляются из офиса (помещений) арендодателем. Арендодатель осуществляет все обязанности образователя и собственника данных отходов, предусмотренные действующим законодательством, а именно: соблюдает федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с данными отходами, разрабатывает проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение (НООЛР) данных отходов (при необходимости, если объект негативного воздействия арендодателя относится ко II или I категории), вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении данных отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, подает декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, предоставляет в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с данными отходами по форме статистического учета № 2-ТП (отходы), ведет учет данных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, предусматривает места (площадки) накопления таких отходов, составляет паспорта отходов I-IV классов опасности, подает сведения в региональный кадастр отходов, при необходимости».

Кстати от образования отходов от эксплуатации офисной техники, которая находится на балансе вашего предприятия тоже можно «уйти», если найти соответствующую обслуживаю организацию, которая будет заниматься обслуживанием, ремонтом техники, в том числе осуществлять замену расходных материалов и являться по договору образователем отходов. В данном случае в договоре на обслуживание офисной техники целесообразно прописать: «Исполнитель по настоящему договору является образователем и собственником всех отходов, образующихся от деятельности Исполнителя, в том числе, при осуществлении работ, предусмотренных настоящим договором, на территории Заказчика. Исполнитель обязуется организовать обращение с данными отходами в соответствии с действующим законодательством, в том числе своевременно и за свой счет удалять отходы с территории Заказчика с привлечением специализированных организаций, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности, и предоставить Заказчику подтверждающие документы (заверенные копии актов, договоров, лицензий). Исполнитель самостоятельно предоставляет предусмотренную экологическую отчетность по данным отходам, вносит плату за размещение данных отходов и разрабатывает соответствующую природоохранную документацию».

Надежда Бирюкова,
эксперт сайта ecovopros.ru

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором на территории Нижнего Новгорода (за исключением Сормовского района), Дзержинска и Володарского района ООО «Нижэкология-НН».

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора, форма его утверждена Правительством Российской Федерации в постановлении от 12.11.2016 № 1156.

Уведомляем Вас, что с текстом Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который Вы обязаны заключить, а также с перечнем необходимых для этого документов, можно ознакомиться на нашем сайте , а так же в официальном выпуске газеты «Нижегородская правда» от 05.03.2018г.

В СВЯЗИ С ВЫШЕИЗЛОЖЕННЫМ ВАМ НЕОБХОДИМО:

1. С 01.01.2019 г. расторгнуть договор с организацией, оказывающей Вам услуги по вывозу ТКО в настоящий момент;

2. В течение 10 дней с момента получения настоящего уведомления предоставить, посредством электронной почты либо с использованием возможностей обратной связи сайта регионального оператора, информацию об объеме образуемых Вашей организацией отходов, количестве и месте расположения используемых контейнеров для накопления ТКО, а также актуальные реквизиты Вашей организации.

ВНИМАНИЮ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся к услугам, закупка которых осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Просим учесть данную информацию при составлении и согласовании бюджета на 2019 год.

Расчет нормативов образования отходов на предприятии выполняется на основании:

  • данных производства о фактическом расходе сырья и материалов;

  • инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

  • технологических инструкций;

  • данных справочных документов.

5.1. Производственные отходы

К этому виду относятся отходы, образующиеся на рабочих местах в результате деятельности персонала на предприятии; отходы, образующиеся при уборке служебных и подсобных помещений.

Количество производственных отходов от деятельности персонала предприятия определяется по формуле

т/год,

где n1 =0,25 м3/год – норма производственных отходов на 1 чел.;

N – количество сотрудников предприятия, чел.;

= 0,3 т/м3 – плотность производственных отходов.

На предприятии используются изделия, имеющие тару – металлические ящики, деревянные поддоны многоразового использования, картонную упаковку и бумажную обертку.

Количество отходов при уборке складских помещений определяется по формуле

т/год,

где S – общая площадь склада, м2;

= 0,2 т/м3 – плотность отходов складских помещений;

n2 – отходы на 1000 м2, м3/год.

Итого производственных отходов

, т/год.

Исходные данные для расчета приведены в табл.5.1.

Таблица 5.1

Варианты

Штат сотрудников предприятия, N, чел.

Площадь склада,S,м2

Отходы со складской площади за год,

n2, м3/1000 м2

5,5

6,5

7,5

8,5

9,5

    1. Расчет образования тбо

Согласно «Санитарным правилам» норма накопления твердых бытовых отходов на 1 работающего n = 0,22 м3/год. Плотность ТБО =0,18 т/м3. В массовом выражении количество отходов составит

т/год.

Исходные данные для расчета приведены в табл.5.2.

Таблица 5.2

Варианты

Штат работников на предприятии, N,чел.

    1. Мусор уличный (смет)

Мусор образуется при уборке территории предприятия. Количество образования отходов определяется по формуле

, т/год,

где S – убираемая площадь, м2;

n – норма образования смета с 1 м2 площади, составляет 10 кг в год.

Исходные данные для расчета приведены в табл.5.3.

Таблица 5.3

Варианты

Убираемая площадь,

S, м2

    1. Образование древесно-стружечных отходов

Норматив образования отходов устанавливается на основе данных предприятия о среднегодовом расходе пиломатериалов VП м3, используемых для изготовления деревянных изделий. Доля образующихся отходов от объема сырья d = 0,15. Плотность древесного отхода =0,5 т/м3. Масса отходов составит

, т/год.

Исходные данные для расчета приведены в табл.5.4.

Таблица 5.4

Варианты

Годовой расход пиломатериалов, VП, м3