Отказ в регистрации

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица в арбитражном суде

Статья 25.2. Порядок обжалования

1. Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

В случае, если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.

В случае, если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в сроки, установленные пунктом 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.

2. Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.

Решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренной настоящей статьей, обжалуется в судебном порядке.

3. В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, не представлялись дополнительные документы в соответствии с пунктом 1 статьи 25.6 настоящего Федерального закона и им не было получено уведомление о принятом решении либо предусмотренное настоящей главой решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.

В случае, если лицом, подавшим жалобу, в течение двадцати пяти рабочих дней с момента получения предусмотренного абзацем третьим пункта 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона решения регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, не получено решение, предусмотренное абзацем четвертым пункта 4 статьи 25.6 настоящего Федерального закона, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.

4. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Ст. 61 ГК РФ устанавливает, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи:

  • с истечением срока, на который создано юридическое лицо;
  • с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае:

  • допущенных при его создании грубых нарушений закона (если эти нарушения носят неустранимый характер);
  • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • вследствие признания его несостоятельным (банкротом), за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации (в соответствии со ст. 65 ГК РФ).

См. также п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Таким образом, основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:

  1. добровольная ликвидация;
  2. принудительная ликвидация.

 Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Например, Закон о регистрации в ст. 25 предусматривает право регистрирующего органа (в качестве которого выступает Федеральная налоговая служба) обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. К числу неустранимых нарушений, допущенных при создании юридического лица, относится, например, отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в результате фальсификации документов о его учреждении. Налоговые органы также вправе предъявлять иски о ликвидации организаций в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.

К числу иных органов, уполномоченных законом на обращение в суд с требованием о ликвидации, относятся:

  • Банк России;
  • Федеральная служба страхового надзора;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам;
  • органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
  • органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации лицам, не относящимся к государственным органам или органам местного самоуправления. Так, ст.

Регистрация ООО или ИП: введен досудебный порядок обжалования решений налоговых органов

116 ГК РФ позволяет обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива его кредиторам при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 ГК РФ.

Главная / Юридические лица / Отказ в государственной регистрации юридического лица

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случаях, которые предусмотрены в статье 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Так, в регистрации юридического лица может быть отказано, если заявитель не представил необходимые документы, предусмотренные законом о регистрации, или представил документы  в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отказ в  регистрации юридического лица производится, если учредителем (одним из учредителей) создаваемого юридического лица является юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации(пункт 2 статьи 20 закона о регистрации).

Подпись заявителя на заявлении о регистрации юридического лица должна быть удостоверена нотариально. В случае нарушения этого требования закона в регистрации юридического лица регистрирующим органом будет отказано.

Заявление о государственной регистрации юридического лица подписывается лицом, которое закон наделяет такими полномочиями. Как правило, таким лицом является генеральный директор общества.

Жалоба на отказ в государственной регистрации юридического лица образец

Полномочия на подписание заявления генеральному директору предоставляются законом о регистрации. В случае подписания заявления неуполномоченным лицом происходит отказ в государственной регистрации юридического лица.

Законы об ОАО, ООО и другие предусматривают определенные требования к наименованию юридического лица. В регистрации юридического лица будет отказано, если наименование юридического лица не будет соответствовать требованиям федерального закона.

Значительная часть отказов в регистрации юридических лиц связана с достоверностью адреса юридического лица. Данное обстоятельство, вероятно, послужило принятию 30 июля 2013 г. Пленумом Высшего арбитражного суда РФ специального постановления «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».

В постановлении разъясняется, что регистрирующий орган вправе отказать в регистрации юридического лица, если имеется подтвержденная информация о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица и такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Пленум указал, что свидетельствовать о недостоверности адреса может одно из следующих обстоятельств:

— адрес указан как адрес большого количества юридических лиц и имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридических лиц там не располагаются, корреспонденция возвращается с отметкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения»);

— находящийся по указанному адресу объект недвижимости разрушен;

— адрес условный, присвоен объекту незавершенного строительства;

— адрес заведомо не может быть использован для связи с юридическим лицом (по нему размещены воинские части, органы государственной власти и т.п.);

— от собственника объекта недвижимости имеется заявление о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу этого объекта.

В решении об отказе в регистрации юридического лица в обязательном порядке должны содержаться основания отказа со ссылкой  на конкретные нормы закона, предусматривающие отказ в регистрации юридического лица.

В законе устанавливаются сроки, в течение которых принимается решение об отказе в регистрации юридического лица. Такое решение направляется лицу, указанному в заявлении, с уведомлением о вручении, или вручается такому лицу регистрирующим органом под личную подпись. Отказ в регистрации юридического лица допускается обжаловать в арбитражном суде.

Решение об отказе в государственной регистрации

Лист записи ЕГРЮЛ

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Подписание неуполномоченным лицом заявления.

Представление документов для государственной регистрации юридического лица, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Получаемые документы:

Решение об отказе в государственной регистрации

Описание: Отказ в государственной регистрации допускается в случае: · непредставления необходимых для государственной регистрации документов; · представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; · представления документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, или государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в процессе ликвидации; · представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью; · несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; · подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; · выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения.

Право на обжалование

Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

Порядок обжалования

Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в ФНС России, путем подачи жалобы в установленном порядке и (или) обжаловано в судебном порядке.
Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в ФНС России, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
В случае, если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является ФНС России, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в ФНС России и (или) в суд.
В случае, если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в установленные сроки, решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в ФНС России и (или) в суд.
Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в ФНС России и (или) в суд.
Решение, принятое ФНС России, по результатам рассмотрения жалобы, обжалуется в судебном порядке.
В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом, ФНС России, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.
В случае, если лицом, подавшим жалобу, не представлялись дополнительные документы и им не было получено уведомление о принятом решении либо предусмотренное решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Порядок и сроки подачи жалобы

Жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в ФНС России, через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в ФНС России.
В случае подачи жалобы непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу, вышестоящий регистрирующий орган или ФНС России запрашивает у регистрирующего органа, решение которого обжалуется, обжалуемое решение и документы, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение.
Регистрирующий орган, решение которого обжалуется, обязан направить жалобу вместе с документами, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение, в вышестоящий регистрирующий орган или в ФНС России, в течение трех дней со дня получения жалобы либо запроса.
Жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в ФНС России, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в ФНС России, в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации.

Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в ФНС России, в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается вышестоящим регистрирующим органом или ФНС России.

Форма и содержание жалобы

Жалоба подается в письменной форме и может быть направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет». Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В жалобе указываются:
фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
требования лица, подающего жалобу.
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Оставление жалобы без рассмотрения

Вышестоящий регистрирующий орган или ФНС России оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что:
жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
жалоба подана после истечения установленного срока подачи жалобы и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.
Регистрирующий орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы, а в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания в течение установленного срока.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по вышеуказанным основаниям.

Рассмотрение жалобы

В ходе рассмотрения жалобы лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.
Вышестоящий регистрирующий орган или ФНС России без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или ФНС России принимает одно из следующих решений:
об отмене решения регистрирующего органа;
об оставлении жалобы без удовлетворения.
Решение по жалобе принимается вышестоящим регистрирующим органом или ФНС России в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения в установленном порядке.
Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего регистрирующего органа или ФНС России для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на десять рабочих дней.
Решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего регистрирующего органа или ФНС России о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.
Решение вышестоящего регистрирующего органа или ФНС России по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня со дня принятия этого решения.
В случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС России.
В случае, если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей после даты принятия решения об отказе в государственной регистрации, но до даты принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в государственной регистрации.
В случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС России.

· Министерство внутренних дел Российской Федерации

участие в предоставлении услуги/исполнении функции

· Пенсионный фонд Российской Федерации

участие в предоставлении услуги/исполнении функции