Отмена ликвидации юридического лица

Отмена ликвидации ООО — пошаговая инструкция

Прекращение юридического лица путем ликвидации

Ликвидация ЮЛ — способ прекращения его деятельности при отсутствии универсального преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК). В ходе ликвидации возможно лишь частичное (сингулярное) правопреемство: отдельные права прекращаемого юридического лица переходят к его кредиторам в ходе расчетов с ними, а после их удовлетворения — к участникам (учредителям), собственнику имущества ликвидируемого унитарного предприятия или учреждения либо к иным ЮЛ, указанным в законе и (или) уставе ликвидируемой организации (п. 7 ст. 63 ГК), а обязанности (долги) могут возлагаться на лиц, несущих дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого ЮЛ (ср. п. 6 ст. 63 ГК). В ГК: Ликвидация ЮЛ – его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица:

— по истечении срока, на который ЮЛ было создано

— по достижении целей, для которых ЮЛ создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию).

Решение о добровольной ликвидации в связи с банкротством юридическое лицо может принять только совместно со своими кредиторами (п. 2 ст. 65 ГК). В отношении благотворительных и иных фондов добровольная ликвидация не допускается (п. 2 ст. 119 ГК, п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях) для предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного ими имущества.

Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК). Основания:

осуществление ЮЛ своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии)

— либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов,

— противоречие этой деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией).

— признание судом недействительной регистрации ЮЛ из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае добровольная по форме ликвидация ЮЛ по сути носит вынужденный (принудительный) характер.

+ вследствие признания несостоятельным (банкротом), за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается ФЗ, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

+исключение из реестра: зарегистрированное ЮЛ, фактически прекратило всякую деятельность, причем его руководители (органы) в месте регистрации обычно отсутствуют и установить место их нахождения не представляется возможным. Такие отсутствующие должники при наличии у них любой задолженности перед кредиторами по решению арбитражного суда могут быть объявлены банкротами в упрощенном порядке (ст. ст. 227 — 230 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") <1>, что также приведет к их ликвидации.

Начать процесс ликвидации может:

1. ФРС

2. ФНС

3. Антимонопольная служба

Процесс ликвидация сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом ЮЛ продолжает свою деятельность (до момента исключения его из гос реестра). Лица или органы, принявшие решение о ликвидации, должны незамедлительно письменно сообщить об этом рег органу для внесения соответствующих сведений в гос реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирм.наименованию) ЮЛ обязательно добавляются слова "в ликвидации".

1. Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации ЮЛ, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами ЮЛ, включая выступление в суде от его имени (п. п. 2 и 3 ст. 62 ГК). В период их работы лишь они выступают от имени ЮЛ, лишая аналогичной возможности его органы. Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с рег органом (п. 1 ст. 62 ГК).

2. На втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации ЮЛ, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее 2 месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвидком принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого ЮЛ (дебиторской задолженности). По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого ЮЛ, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения). Он утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с рег органом (п. 2 ст. 63 ГК).

3. Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого ЮЛ недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает с публичных торгов иное его имущество. При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества лиц, несущих в соответствии с законом дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого ЮЛ (например, собственника имущества казенного предприятия или учреждения (п. 6 ст. 63 ГК)). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. Если при принятии решения о ликвидации ЮЛ или утверждении промежуточного баланса обнаружится недостаточность его имущества для удовлетворения требований его кредиторов (несмотря на возможное принятие вышеназванных мер), ликвидация должна производиться только в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (абз. 2 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК, ст. 224 Закона о банкротстве). В этом случае ликвидком обязан обратиться с заявлением о признании ликвидируемого ЮЛ банкротом в арбитражный суд, который открывает конкурсное производство, причем без применения предварительных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления (казенные предприятия, учреждения, ПП, религиозные организации банкротами быть объявлены не могут).

4. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами ЮЛ. Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64:

— требования граждан к ликвидируемому ЮЛ по возмещению вреда, причиненного их жизни или здоровью (при ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК в первую очередь подлежат удовлетворению любые требования граждан, являющихся их кредиторами, в том числе и требования их вкладчиков).

— требования граждан по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам.

— требования залоговых кредиторов (по обязательствам ЮЛ, обеспеченным залогом его имущества).

— требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.).

— требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований.

При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. п. 4 — 6 ст. 64 ГК).

5. После завершения всех расчетов с кредиторами ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации ЮЛ, по согласованию с рег органом (п. 5 ст. 63 ГК).

Кто заявитель при отмене процедуры ликвидации

Остаток имущества передается учредителям или участникам ЮЛ, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а ЮЛ — прекратившим существование с момента внесения записи об этом в гос реестр (п. 8 ст. 63 ГК).

Читайте также:

  1. G-код и семейство управления путем инструмента
  2. А прилежный человек, увидев льва на улице, не станет кричать об этом, а пойдет к своей цели другим путем, той дорогой, где льва нет.
  3. А- грубые черты лица; б- кифоз, макроцефалия
  4. Аудит учетной политики аудируемого лица
  5. Б. Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц
  6. Барьеры коммуникации с лицами пожилого возраста и инвалидами.
  7. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами по суммам, выданным на командировочные расходы
  8. В каких случаях действия лица по управлению транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ?
  9. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора
  10. Вопрос 1. Порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
  11. Вопрос: Понятие предприятия, как хозяйствующего субъекта. Основные правовые признаки предприятия, как юридического лица
  12. Вправе ли судья переквалифицировать действия лица, привлекаемого к административной ответственности, с ч. 1 ст. 12.26 КоАП на ч. 3 ст. 12.27 КоАП?