Отсрочка налогового платежа

При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения установленного срока уплаты налогов на более поздний. В том числе можно просить о переносе срока, указанного в направленном вам по результатам налоговой проверки требовании об уплате налога, пеней, штрафа. Перечень таких причин установлен налоговым законодательством (п. 1 ст. 61 НК РФ).

Формы изменения срока уплаты налогов

Изменение срока уплаты налога физическими лицами возможно в форме отсрочки или рассрочки. Отсрочка по уплате налога — это установление более позднего срока уплаты всей суммы задолженности, при наступлении которого вам придется единовременно и полностью погасить как сумму задолженности, так и начисленную за период отсрочки сумму пеней.

Рассрочка предполагает, что погашение задолженности и пеней будет производиться вами поэтапно в течение определенного периода (п. 3 ст. 61, п. 1 ст. 64 НК РФ).

Порядок получения отсрочки или рассрочки по уплате налога

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении уплаты одного или нескольких налогов из числа уплачиваемых физическими лицами (п. 3 ст. 64 НК РФ):

  • налога на доходы физических лиц;
  • налога на имущество физических лиц;
  • транспортного налога;
  • земельного налога.

Вы можете претендовать на получение отсрочки (рассрочки) на срок, не превышающий один год (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Убедитесь в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность получения отсрочки или рассрочки по уплате налога

В частности, срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении вас (п. 1 ст. 62 НК РФ):

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом или административном правонарушении в области налогов и сборов;
  • у налоговых органов имеются достаточные основания полагать, что вы можете воспользоваться изменением срока уплаты налога для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо имеются основания предполагать, что вы собираетесь выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи вами заявления об изменении срока уплаты налога, налоговым органом было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога.

Шаг 2. Определите, имеете ли вы право на предоставление отсрочки (рассрочки)

Вы можете рассчитывать на получение отсрочки/рассрочки в следующих случаях (пп. 1, 3, 4, 7 п. 2, п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • вам причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • имеется угроза возникновения у вас признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога;
  • ваше имущественное положение (без учета имущества, на которое не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • единовременная уплата сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения соответствующего требования невозможна ввиду наличия определенных условий (далее — невозможность единовременной уплаты налога по требованию).

В последнем из перечисленных случаев изменение срока уплаты налога возможно только в форме рассрочки (п. 3 ст. 61 НК РФ).

Обратите внимание!

Если отсрочка (рассрочка) по уплате налога предоставлена по указанным выше основаниям, кроме первого, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования, действовавшей за период отсрочки/рассрочки. Если отсрочка (рассрочка) предоставлена по первому основанию, на сумму задолженности проценты не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

Шаг 3. Подготовьте необходимые документы

К числу обязательных документов относятся (п. 5 ст. 64 НК РФ; п. 3 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@):

  • заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки.

В заявлении укажите Ф.И.О., ИНН (если имеется), адрес места жительства, а также вид и сумму налога, желательный период рассрочки и основания для ее получения;

  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц (из предшествующих подаче заявления шести месяцев) и об остатках денежных средств на всех ваших счетах в банках;
  • обязательство о соблюдении вами условий, на которых будет предоставлена отсрочка или рассрочка, а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме этого, в зависимости от оснований для получения отсрочки (рассрочки) к заявлению потребуется приложить, в частности, следующие дополнительные документы (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для вашего обращения за отсрочкой или рассрочкой по уплате налога, а также акт оценки причиненного вам ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органами исполнительной власти или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • сведения о движимом и недвижимом имуществе, принадлежащем вам на праве собственности (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание), — если основанием для обращения за отсрочкой или рассрочкой является не позволяющее своевременно и полностью уплатить налог ваше имущественное положение.

В ряде случаев налоговые органы в целях обеспечения возврата задолженности могут потребовать предоставления налогоплательщиком банковской гарантии, поручительства либо оформления залога имущества. Для получения рассрочки в связи с невозможностью единовременной уплаты налога по требованию предоставление банковской гарантии является обязательным (п. 5.3 ст. 64 НК РФ; п. п. 12, 19 Порядка).

Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов (п.

Налоговые платежи: как получить отсрочку или рассрочку

12 ст. 64 НК РФ).

Шаг 4. Представьте документы в налоговый орган по месту жительства и дождитесь соответствующего решения

Полномочия по принятию решения о предоставлении налоговой отсрочки или рассрочки возложены на налоговые органы. В отношении НДФЛ, региональных и местных налогов такое решение принимает управление ФНС России вашего региона, которое в свою очередь вправе передать данное полномочие налоговой инспекции по месту вашего жительства (пп. 2, 6 п. 1 ст. 63 НК РФ; п. 17 Порядка).

Вы можете представить документы в налоговый орган как лично, так и через представителя. Его полномочия должны подтверждаться выданной вами доверенностью (п. 1 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ).

Заявление будет рассмотрено налоговым органом в течение 30 рабочих дней (п. 6 ст. 64 НК РФ; п. 15 Порядка).

Если инспекция откажет в предоставлении отсрочки или рассрочки, то вы можете обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган или суд (п. 9 ст. 64 НК РФ).

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Отсрочка и рассрочка по уплате налога (НДФЛ)

Отсрочка налоговых платежей: практика предоставления

В определенных случаях налогоплательщики вправе отложить срок уплаты налога, получив отсрочку, рассрочку, налоговый или инвестиционный налоговый кредит. Однако, как показывает практика, в силу ряда причин реализовать это право удается лишь немногим.

Кто принимает решения об изменении срока уплаты налога

Правила предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов содержатся в гл.9 Налогового кодекса. В частности, в ст.63 определены органы, в чью компетенцию входит принятие решений об изменении срока уплаты налога <*>. По федеральным налогам это право принадлежит Минфину России, по региональным — региональным финансовым органам (например, комитету по финансам региональной администрации), по местным — местным финансовым органам.

<*> Здесь и далее под налогом имеются в виду в том числе сборы и пени за несвоевременную уплату налогов и сборов.

Если законодательством предусмотрено перечисление федерального налога в бюджеты разного уровня, срок их уплаты в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, может быть изменен решением Минфина России. А в части сумм, поступающих в региональный или местный бюджет, решение принимает соответствующий финансовый орган.

Обратите внимание: данное правило действует только в случаях, когда норматив зачисления налога в тот или иной бюджет закреплен непосредственно в налоговом законодательстве.Пример — налог на прибыль. Норматив зачисления этого налога в федеральный бюджет — 6%, а в региональный и местный бюджеты — 16 и 2% соответственно (ст.284 НК РФ). Следовательно, Минфин России вправе рассматривать вопрос об изменении срока уплаты налога в сумме, которая соответствует нормативу 6%. А региональные и местные финансовые органы вправе принимать решение по оставшейся сумме — в пределах 16 и 2%.

С федеральными регулирующими налогами ситуация иная. Речь идет о налогах, ставки зачисления которых в бюджеты разного уровня закреплены не в налоговом законодательстве, а в законе о федеральном бюджете на соответствующий год <**>. Территориальным финансовым органам не следует принимать решения об изменении срока уплаты таких налогов в доле, зачисляемой в их бюджет. Почему? Дело в том, что по данным налогам в налоговых органах ведется единый лицевой счет, а сумма налога уплачивается налогоплательщиком одним платежным поручением. Поэтому зачисляя платежи по налогам в бюджеты разного уровня, органы федерального казначейства не имеют возможности учитывать решения об изменении срока уплаты налога в территориальные бюджеты, принятые финансовыми органами территорий.

<**> Эти налоги перечисляются на счета, начинающиеся с «40101». — Прим. ред.

А если все-таки отсрочка, рассрочка или налоговый кредит по федеральному налогу в части территориального бюджета предоставлены? Тогда у налогоплательщика могут возникнуть проблемы при погашении задолженности по истечении срока действия решения. Поясним, почему. Часто решение об изменении срока уплаты налога принимается в одном году, а погашение задолженности приходится уже на другой год. В новом году могут действовать уже иные нормативы отчислений в бюджеты разного уровня. И налоговые платежи будут зачисляться органом федерального казначейства в разные бюджеты по нормативам, действующим именно на момент платежа, а не на момент возникновения налогового обязательства.

Как следствие, средства, не поступившие в каком-то году в региональный или местный бюджет в результате принятого решения об изменении срока уплаты налога, могут в следующем году попасть уже в другой бюджет. Так было, например, при отмене отчислений по НДС в территориальные бюджеты. В результате платежи в счет погашения ранее предоставленных отсрочек, рассрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов по этому налогу с 2001 г. стали перечисляться исключительно в федеральный бюджет.

Получается, что изменить срок уплаты федерального регулирующего налога в части, поступающей в территориальные бюджеты, с учетом действующего порядка распределения регулирующих налогов практически невозможно. Правда, есть исключения. Например, налог на доходы физических лиц.

Ст. 64 НК РФ (2017): вопросы и ответы

С 2002 г. этот налог, являясь федеральным, полностью зачисляется в бюджеты территорий. Поэтому решения по изменению срока его уплаты могут принимать территориальные финансовые органы.

Основания для изменения срока уплаты налога

Изменить срок уплаты налога можно только при наличии определенных оснований. Напомним, что они перечислены в ст.ст.64 — 67 НК РФ. А в ст.62 приведен закрытый перечень случаев, когда срок уплаты налога изменить нельзя ни при каких условиях. Таким образом, чтобы получить разрешение на изменение срока уплаты налога, достаточно иметь хотя бы одно основание для этого, подтвержденное соответствующими документами, при отсутствии обстоятельств, перечисленных в ст.62.

Обратите внимание: Налоговый кодекс предусматривает возможность получения отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита только по налогам, сборам и суммам начисленных пеней. Отсрочить уплату штрафных санкций в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, нельзя.

Еще одно важное замечание. Часть первая Налогового кодекса вступила в действие с 1 января 1999 г. Поэтому изменить срок уплаты можно только по тем налоговым обязательствам, которые возникли начиная с этой даты. Характерный пример, иллюстрирующий сказанное: нередко организации обращаются в финансовые органы с просьбами изменить срок уплаты налога по такому основанию, как недостаточное финансирование из бюджетов разного уровня в период до 1999 г. Конечно, такие организации получают обоснованные отказы.

Далее рассмотрим конкретные основания, наличие которых позволяет налогоплательщику получить отсрочку, рассрочку или налоговый кредит <***>.

<***> Инвестиционные налоговые кредиты предоставляются по особым основаниям. Суммы таких кредитов должны направляться налогоплательщиком на развитие производства, создание инфраструктуры и другие цели, оговоренные в ст.67 НК РФ. В силу редкости такого способа изменения срока уплаты налога мы его рассматривать не будем.

Причинение ущерба

Одним из оснований получения отсрочки, рассрочки или налогового кредита является причинение налогоплательщику «ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы». В подобных ситуациях, как правило, возникают проблемы с тем, что понимать под «обстоятельством непреодолимой силы». Специалисты Минфина России считают, что это последствия стихийных бедствий и катастроф.

Пример 1. Сильный ливень затопил склад и производственные помещения организации. В результате ей был нанесен прямой ущерб — испорчены готовая продукция и сырье. Кроме того, требовалось время на восстановление вышедшего из строя оборудования.

Следовательно, в течение какого-то периода времени организация не могла нормально функционировать. Ей требовались средства для восстановления процесса производства. Поэтому организация обратилась в Минфин России с просьбой об изменении срока уплаты налога. Она была удовлетворена.

Факт чрезвычайного происшествия организация должна подтвердить документами, которые выдаются уполномоченными на то органами. Например, органами противопожарной службы, МЧС России и др. Помимо этого, необходимо иметь справку о сумме нанесенного ущерба, заверенную уполномоченным органом.

Заметим, что некоторые налогоплательщики трактуют понятие «обстоятельства непреодолимой силы» иначе и обращаются с просьбой об изменении срока уплаты, фактически не имея на то оснований. Их ждет отказ.

Пример 2. Организация имела кредиторскую задолженность перед поставщиками, которую не могла урегулировать своими силами. Из-за этого она не могла в срок уплачивать налоги.

Организация полагала, что невозможность самостоятельно разрешить проблемы с долгами является обстоятельством непреодолимой силы. И на этом основании обратилась в Минфин России с просьбой предоставить ей отсрочку. Удовлетворить такую просьбу, разумеется, было невозможно.

Задержка бюджетного финансирования

Следующее основание — задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа. Как правило, по таким обращениям налогоплательщиков принимается положительное решение. Отказы же обычно случаются, если задолженность у организации возникла задолго до обращения. Например, как уже было сказано, недофинансирование организаций, выполнявших госзаказ в годы, предшествовавшие принятию части первой Налогового кодекса, не может быть основанием для изменения срока уплаты налога.

Угроза банкротства

Еще одно основание — угроза банкротства организации в случае единовременной уплаты ею налога. Подтверждающим документом по этому основанию служит справка территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Этот орган обязан проанализировать финансовое состояние организации и сделать вывод о том, может ли она единовременно рассчитаться с бюджетом, не рискуя подвергнуть себя процедуре банкротства.

Сезонность производства

На этом основании можно получить только отсрочку или рассрочку, но не налоговый кредит.

Сезонность производства подтверждается Перечнем отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, применяемым при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382.

Организация вправе обратиться за отсрочкой или рассрочкой по причине сезонности производства в том случае, если она в какой-то период не может осуществлять производственную деятельность из-за природных, климатических явлений или сезона года. Эта деятельность должна быть для организации основной. То есть надо доказать, что за счет других видов деятельности невозможно добиться стабильного финансового положения. В противном случае организацию ждет отказ.

Имущественное положение физического лица

Физическое лицо может просить о предоставлении отсрочки или рассрочки, если его имущественное положение не позволяет ему единовременно уплатить налог. Такие обращения в силу характера налогов, уплачиваемых физическими лицами, в настоящее время рассматривают региональные и местные финансовые органы.

Как отсрочить уплату налога

Прежде всего следует обратиться в орган, уполномоченный принимать решение об изменении срока уплаты налога. Для этого понадобятся документы, подтверждающие право на изменение срока уплаты налога, и некоторые другие.

Какие именно документы нужны для изменения срока уплаты федеральных налогов, Минфин России определил в Приказе от 30.09.1999 N 64н. Многие финансовые органы на местах издали нормативные документы, аналогичные этому приказу.

В связи с выходом Приказа в Минфин России поступали и до сих пор поступают запросы по отдельным его положениям, неясным для налогоплательщиков. Например, по каким платежам можно изменить сроки уплаты: только по предстоящим или и по тем, по которым уже истекли сроки уплаты? И по тем, и по другим. О такой возможности свидетельствуют положения гл.9 Кодекса.

Часто в Минфин России поступают обращения от организаций, желающих отсрочить уплату текущих налоговых платежей с тем, чтобы своевременно и в полном размере гасить ранее реструктурированную задолженность перед бюджетом. Ответы Минфина России по таким обращениям — исключительно отрицательные. Главное условие, под которое организации в свое время реструктурировали свою задолженность, — это своевременная уплата текущих налоговых платежей. Одновременно должен соблюдаться график погашения реструктурированной задолженности. Поэтому срок уплаты текущих налоговых платежей не может быть изменен. В противном случае теряется смысл реструктуризации.

Обратите внимание: решение об изменении срока уплаты налога может быть принято только по конкретным налогоплательщикам. Таковыми в соответствии со ст.19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых возложены обязанности по уплате налоговых платежей. В то же время многие акционерные общества обращаются в Минфин России с просьбами предоставить отсрочки или рассрочки их структурным подразделениям или филиалам. Разумеется, они получают отказы. По той же причине не получают одобрения ходатайства глав администраций отдельных территорий об изменении срока уплаты налога организациям, расположенным на подведомственных им территориях.

Значительное количество обращений поступает от организаций, объединенных каким-либо отраслевым признаком. Например, от организаций жилищно-коммунального хозяйства, ликероводочной промышленности и др. Как правило, такие обращения не подкреплены требуемыми документами. Минфин России в таких случаях отказывает, объясняя, что рассматриваются ходатайства только конкретных налогоплательщиков, представивших соответствующие подтверждающие документы.

Имейте в виду: отсрочки, рассрочки и налоговые кредиты предоставляются в пределах лимитов, которые определяются законом о федеральном бюджете на очередной год (ст.53 Бюджетного кодекса). Такое же правило распространяется и на полномочия территориальных финансовых органов. Они могут принимать решения об изменении сроков уплаты налогов в бюджет в пределах сумм лимитов, определенных законами субъектов Федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете (ст.59 Бюджетного кодекса). Как следствие, отсрочка, рассрочка или налоговый кредит даются не более чем до конца календарного года.

Все это вкупе: жесткие правила изменения срока уплаты налога, предусмотренные Налоговым кодексом, дополнительные ограничения, накладываемые бюджетным законодательством, — приводят к тому, что отсрочку, рассрочку или налоговый кредит получают лишь немногие налогоплательщики. Особенно это касается обращений по федеральным налогам в Минфин России (см. диаграмму).

Диаграмма

Сумма налоговых платежей, по которым в 2003 г. приняты решения об изменении срока уплаты налога (по состоянию на 1 августа 2003 г.), млн руб.

507,8
———¬
¦ ¦ 315,1
¦ ¦ ———¬
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
78,4 ¦ ¦ ¦ ¦
———¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1 ¦ ¦ 2 ¦ ¦ 3 ¦
—————-+——-+—+——-+—+——-+—————

1 — Минфин России

2 — региональные финансовые органы

3 — местные финансовые органы

В заключение отметим, что порядок предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов в ближайшее время должен быть уточнен. В частности, поправки коснутся пакета документов, подтверждающих право на изменение срока уплаты налога.

Л.И.Данилькевич

Начальник отдела

общих проблем налогообложения

Департамента налоговой политики

Минфина России