Отсрочка по уплате налогов

Содержание

Общие правила изменения срока уплаты налоговых платежей

Изменением срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа признается перенос установленного срока уплаты (в том числе ненаступившего срока) на более позднее время. Указанный перенос осуществляется в соответствии с гл. 9 НК РФ. В частности, общие условия изменения срока уплаты налоговых платежей (пени и штрафов) установлены ст. 61 НК РФ. Так, п. 2 названной статьи предусматривает изменение срока уплаты в отношении всей подлежащей уплате в бюджет суммы либо ее части (суммы задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности. Причем обозначенный перенос не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога (п. 4). Кроме того, данное изменение может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ, поручительством либо банковской гарантией (п. 5).

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/683@.

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)?

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на отсрочку (рассрочку) может воспользоваться заинтересованное лицо, финансовое положение которого не дает уплатить названный налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка.

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

  • причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;

  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;

  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Правила получения отсрочки (рассрочки)

Как упоминалось выше, ФНС Приказом № ММВ-7-8/683@ утвердила новый Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа налоговыми органами (далее – Порядок). Данный документ (как, впрочем, и его предшественник) регламентирует процедуру предоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки), а также определяет требования к составу и содержанию документов, представляемых им в указанных целях.

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком, мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу. Если отсрочка (рассрочка) предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Вид налога

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)*

Срок отсрочки (рассрочки)

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

ФНС России

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Страховые взносы

ФНС России

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

* Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, обращается в ФНС России через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения либо через межрегиональную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Документы

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

  • справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;

  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;

  • перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);

  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительно должно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;

  • информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;

  • справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки)

Непредставление вышеупомянутых документов является основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей. Об этом сказано в п. 13 Порядка.

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;

  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;

  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Имеются ограничения и по основаниям предоставления отсрочки (рассрочки), которые должны быть подтверждены документально (п. 2 ст. 64 НК РФ) (см. таблицу).

Основания предоставления
отсрочки, рассрочки

Процент за
пользование

Документальное подтверждение

Причинение лицу ущерба в
результате стихийного
бедствия, технологической
катастрофы или иных
обстоятельств
непреодолимой силы

Проценты не
начисляются

Документ, подтверждающий факт
наступления соответствующих
оснований;
справка о сумме нанесенного
ущерба, заверенная
уполномоченным органом

Задержка лицу
финансирования из бюджета
или оплаты выполненного
этим лицом
государственного заказа

Проценты не
начисляются

Документ, подтверждающий
наличие соответствующих
оснований (согласно Письму
Минфина России от 30.10.2007
N 03-05-05-01/44 —
гарантийные письма главных
распорядителей средств
федерального бюджета)

Угроза банкротства лица в
случае единовременной
выплаты им налога,
утверждение арбитражным
судом мирового соглашения
либо графика погашения
задолженности в ходе
процедуры финансового
оздоровления

1/2 ставки
рефинансирования
Банка России

Пояснительная записка
налогоплательщика о причинах
возникновения необходимости
единовременной уплаты налогов
с указанием их сумм;
сведения о расчетных,
валютных, депозитных счетах и
наличии средств на них по
состоянию на начало года, на
начало каждого квартала и дату
обращения за отсрочкой или
рассрочкой;
документы, подтверждающие
возможность наступления
банкротства в случае
единовременной уплаты сумм
налогов, утвержденные
уполномоченным на это органом;
копия определения арбитражного
суда об утверждении мирового
соглашения и копия
утвержденного арбитражным
судом мирового соглашения (в
случае обращения в связи с
утверждением арбитражным
судом мирового соглашения),
заверенные в установленном
порядке;
копия определения арбитражного
суда о введении процедуры
финансового оздоровления и
копия утвержденного
арбитражным судом графика
погашения задолженности в ходе
процедуры финансового
оздоровления (в случае
обращения в связи с
утверждением арбитражным
судом графика погашения
задолженности в ходе процедуры
финансового оздоровления),
заверенные в установленном
порядке

Имущественное положение
физического лица
исключает возможность
единовременной уплаты
налога (Письмо Минфина
России от 23.01.2009
N 03-04-05-01/20)

1/2 ставки
рефинансирования
Банка России

Документы, подтверждающие
наличие соответствующих
оснований

Производство и (или)
реализация товаров, работ
или услуг лицом носит
сезонный характер

1/2 ставки
рефинансирования
Банка России

Документ, выданный
уполномоченным органом,
подтверждающий, что
организация осуществляет
деятельность, указанную в
Постановлении Правительства
Российской Федерации от
06.04.1999 N 382 «О перечнях
сезонных отраслей и видов
деятельности, применяемых для
целей налогообложения» (с изм.
и доп. от 17.10.2003)

Наличие оснований для
предоставления отсрочки
или рассрочки по уплате
налогов, подлежащих
уплате в связи с
перемещением товаров
через таможенную границу
Российской Федерации,
установленных ст. 334 ТК
РФ:
причинение лицу ущерба в
результате стихийного
бедствия, технологической
катастрофы или иных
обстоятельств
непреодолимой силы;
задержка лицу
финансирования из
федерального бюджета или
оплаты выполненного этим
лицом государственного
заказа;
товары, перемещаемые
через таможенную границу,
являются товарами,
подвергающимися быстрой
порче;
осуществление лицом
поставок по
межправительственным
соглашениям

Ставка
рефинансирования
Банка России

Документ, подтверждающий факт
наступления соответствующих
оснований

  • заявление с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки;
  • справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
  • справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
  • обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора;
  • копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
  • баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
  • заверенную в установленном порядке копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем.

В общем порядке решение о предоставлении отсрочки, рассрочки принимается по федеральным налогам — ФНС России, по региональным и местным — налоговыми органами по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В таком же порядке принимается решение о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по налогам и сборам на период рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается в течение одного месяца со дня получения заявления (п. 6 ст. 64 НК РФ).

Налогоплательщикам, претендующим на получение отсрочки, рассрочки в связи с причинением ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, необходимо знать, что налоговые органы могут им отказать только в случае наличия обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 62 НК РФ. При этом возмещение осуществляется в пределах сумм причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа (п. 7 ст. 64 НК РФ).

Подача заявления о предоставлении рассрочки, отсрочки не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-7704/2008(17423-А67-37), ФАС Центрального округа от 14.03.2008 N А48-1849/07-13, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2005 N Ф08-5687/2005-2357А и пр.).

При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Единственное, на что может рассчитывать налогоплательщик, — это на приостановление уплаты суммы задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки. Такое решение принимается уполномоченным органом на основании ходатайства налогоплательщика.

Если налогоплательщик планирует получить отсрочку, рассрочку по местным и региональным налогам, то ему необходимо учитывать положения местного законодательства, которым могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки в отношении этих налогов (п. 12 ст. 64 НК РФ).

В частности, Законом г. Москвы от 09.02.2000 N 1 предусмотрены следующие дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по региональным и местным налогам:

  • направление средств в сроки, совпадающие с уплатой налогов, на реализацию собственных инвестиционных программ;
  • аккумуляция финансовых ресурсов для закупок сырья и материалов, необходимых для последующего наращивания производства и реализации продукции и увеличения на этой основе объемов налоговых поступлений;
  • принятие мотивированных решений Правительства Москвы в отношении поддержки предприятий и организаций отдельных отраслей народного хозяйства, являющихся приоритетными для города.

Предоставление отсрочки (рассрочки) может быть прекращено досрочно по инициативе налогоплательщика добровольно или по инициативе лица, принявшего решение об изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Во втором случае налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения о прекращении рассрочки (отсрочки) уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (п. п. 3, 4 ст. 68 НК РФ).

«Финансовая газета», 2009, N 20 А.Талаш К. э. н., член Палаты налоговых консультантов

Налоговый кодекс РФ устанавливает закрытый перечень оснований для предоставления рассрочки по уплате налогов, к которым относятся:

  1. форс-мажорные обстоятельства;
  2. недофинансирование из бюджета, в том в счет оплаты за оказанные услуги (работы, товары) для государственных, муниципальных нужд;
  3. угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства);
  4. недостаточность имущества для уплаты налога;
  5. деятельность носит сезонный характер;
  6. при наличии одного из вышеуказанных оснований для предоставления рассрочки (отсрочки) по уплате таможенных пошлин.

Перечень установленных оснований для предоставления рассрочки (отсрочки) не претерпел каких-либо серьезных изменений за последние 17 лет. В СССР налоговая система предусматривала возможность применения отсрочки (рассрочки), однако отсутствовал конкретный закрытый перечень таких оснований, при которых право на отсрочку (рассрочку) могло быть применимо.

Анализ положений Налогового кодекса Российской Федерации показывает, что предоставление отсрочки (рассрочки) возможно только при наличии вышеуказанных оснований для ее предоставления, а также при одновременном условии, что в течение срока отсрочки (рассрочки) возникнет возможность уплаты таких налогов.

Иными словами, если анализ финансового состояния налогоплательщика не позволяет сделать вывод об улучшении его финансового состояния в будущем, которое позволит уплатить налог в период рассрочки (отсрочки), то рассрочка (отсрочка) не может быть предоставлена. Данный подход вполне закономерен, поскольку предоставление отсрочки (рассрочки) неплатежеспособному лицу не отвечает принципу экономической сбалансированности. Предоставление отсрочки (рассрочки) при таких обстоятельствах не будет иметь правового смысла, поскольку обязательства не могут быть исполнены как на момент ее предоставления, так и после истечения срока отсрочки (рассрочки).

Читайте также: Возмещение НДС в судебном порядке.

Налоговый кодекс устанавливает требования для предоставления отсрочки по оплате налога

  • отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов может быть предоставлена на срок от 1 года до 3 лет;
  • отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена по одному или нескольким налогам;
  • на сумму отсрочки (рассрочки) начисляются проценты в размере ½ от ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ (за исключением случаев форс-мажора или недофинансирования из бюджета);
  • сумма отсрочки (рассрочки) предоставляется организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества (за исключением случаев недофинансирования из бюджета);
  • при оценке особенностей и оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) не учитывается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством РФ;
  • правила о рассрочке (отсрочке) не распространяются на налоговых агентов.
  • отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на всю сумму, подлежащую уплате в качестве налога, или на ее часть;
  • в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков, изменение срока уплаты налога не производится;
  • региональное законодательство может устанавливать дополнительные основания в предоставлении отсрочки (рассрочки).

Налоговый кодекс Российской Федерации относит предоставление отсрочки (рассрочки) к мерам по изменению срока уплаты налога и сбора. Согласно п. 3 ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. При этом необходимо учитывать, что в силу п. 1 ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации под изменением срока уплаты налога и сбора понимается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Вас может заинтересовать: Платная юридическая консультация онлайн.

В каких случаях предоставление отсрочки (рассрочки) по оплате налога невозможно?

Статьей 62 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога и сбора. В частности, предоставление отсрочки (рассрочки) невозможно в следующих случаях:

  1. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  2. проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
  3. имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;
  4. в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

Анализ судебной практики по вопросу рассрочки по оплате налогов

Единая судебная практика по вопросам, связанным с обстоятельствами, исключающими возможность предоставления рассрочки (отсрочки), до настоящего времени не сложилась. Например, вызывает вполне обоснованный вопрос формулировка первого основания, указывающего на невозможность предоставления рассрочки (отсрочки) в случае возбуждения уголовного дела. Это обусловлено тем, что законодатель не раскрывает, в отношении какого лица должно быть возбуждено уголовное дело. Если речь идет о налогоплательщике, физическом лице, то такая формулировка является вполне уместной. Если же речь идет о юридическом лице, то применение положений статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации может вызывать затруднения.

В силу статьи 19 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом. Таким образом, в российском законодательстве субъектами уголовных преступлений могут являться только физические лица. В связи с этим, возникает обоснованный вопрос: в отношении какого лица должно быть возбуждено уголовное дело, чтобы юридическое лицо утратило право на предоставление рассрочки (отсрочки) по уплате налога.

Представляется, что к таким лицам можно отнести должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. Однако при таком толковании возможно злоупотребление со стороны организаций, поскольку увольнение такого лица не является серьезным препятствием практически для юридического лица.

Формулировка, определенная пп. 2 п. 1 ст. 62 Налогового кодекса Российской Федерации, также дает повод для возникновения разногласий, поскольку не определено, что считать началом и окончанием производства, не установлена правовая судьба по уже принятым решениям о предоставлении отсрочки (рассрочки). Таким образом, вопрос о возможности предоставления отсрочки (рассрочки) лицу, не уплатившему штраф, назначенный в качестве наказания за налоговое правонарушение остается открытым.

Возможно вас заинтересует услуга: Консультация налогового юриста.

Суды придерживаются позиции, что наличие неоплаченного штрафа не является основанием, исключающим предоставление отсрочки (рассрочки), установленным пп. 2 п. 1 ст. 62 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, такая позиция подтверждается Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 20.08.2009 по делу N А17-7773/2008, в котором суд разъясняет, что принудительное взыскание штрафов является стадией производства по делу о налоговом правонарушении. Наличие задолженности по уплате налоговых санкций свидетельствует о неисполнении решения налогового органа, а не о том, что в отношении налогоплательщика проводится производство по делу о налоговом правонарушении.

В случае, если налогоплательщиком установлено наличие оснований для получения отсрочки (рассрочки), а также отсутствие обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки (рассрочки), то такое лицо может обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении такой отсрочки. К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие оснований для получения отсрочки (рассрочки), подтверждающие финансовое состояние, а также обязательство о соблюдении условий рассрочки. Необходимость предоставления такого документа как обязательство о соблюдении условий предоставления отсрочки (рассрочки) является достаточно спорной, поскольку обязательства, связанные с уплатой налогов, возникают в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации и изменяются на основании заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), решения государственного органа.

В качестве документов, подтверждающих основания для предоставления рассрочки (отсрочки) могут быть предоставлены: заключение органа власти о факте стихийного бедствия и акт оценки ущерба, письмо заказчика или налогоплательщика с указанием обстоятельств о задолженности налогоплательщика по государственному (муниципальному) контракту, справку об осуществлении сезонных видов деятельности.

По результатам анализа предоставленных документов уполномоченным органом принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается. Срок для принятия такого решения 30 дней со дня получения заявления налогоплательщика. В силу п. 9 ст. 65 Налогового кодекса Российской Федерации решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебной практике встречается достаточно большое количество дел, связанных с обжалованием как самого отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, так и отказа в принятии документов для предоставления отсрочки (рассрочки). Например, Решением от 15.06.2007 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-1055/07А-10-50, Решением от 30 июля 2008 г. Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-3033/2007 признаны неправомерными действия, связанные с отказом налогового органа принять (рассмотреть) заявление о предоставлении рассрочки (отсрочки).

Вас может заинтересовать: Представительство в арбитражном суде.

Сложилась как положительная судебная практика, связанная с обжалованием решений налоговых органов об отказе в предоставлении рассрочки или отсрочки (например, Решением от 26 апреля 2011 г. по делу № А40-134293/2010 признан незаконным отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки) ООО «Механосборочный завод ИЗТС»; Решением от 3 сентября 2010 г. по делу № А40-73287/2010 признан незаконным отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки) ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения»), так и отрицательная (Решение от 7 июля 2008 г. по делу № А17-1782/2008).

Приведенные нормы, анализ судебной практики показывают, что при наличии оснований, дающих право на предоставление отсрочки (рассрочки) налогоплательщик имеет реальную возможность получить отсрочку (рассрочку) в уплате налогов. Описанные механизмы являются применимыми и все чаще используются налогоплательщиками.

Несмотря на это, реализация такого права как предоставление отсрочки (рассрочки) является достаточно непопулярной. Отсутствие спроса обусловлено рядом факторов, которые влияют на количество налогоплательщиков, обращающихся за предоставление отсрочки (рассрочки). Во-первых, причиной невостребованности может быть неосведомленность налогоплательщика о реальной возможности реализации такого права. Во-вторых, перечень оснований, по которым предоставляется отсрочка (рассрочка) достаточно мал, чтобы таким правом воспользовалось большое количество лиц. В-третьих, на сумму просрочки могут начисляться проценты в размере ½ ставки финансирования ЦБ РФ. В-четвертых, малое количество обращений за предоставление отсрочки (рассрочки) может быть обусловлено заведомым убеждением в отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки). В-пятых, значительное количество налогоплательщиков просто не хочет привлекать внимание к своей деятельности, раскрывать свое финансовое положение.

Таким образом, механизмы по предоставлению отсрочки (рассрочки) в большей мере должны быть популярны среди организаций, использующих бюджетные средства. Вместе с тем, следует учитывать, что существует позиция, согласно которой налоговым органом может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате налоговой задолженности, взыскиваемой на стадии исполнительного производства в принудительном порядке. Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2009 по делу N А17-6337/2008, Постановление ФАС Центрального округа от 12.11.2007 по делу N А23-1055/07А-10-50). Указанное правовое обоснование построено на положениях статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в силу которых взыскатель, должник или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения акта государственного органа, а также об изменении способа и порядка его исполнения в орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Так в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2009 по делу N А17-6337/2008 суд не согласился с доводом налогового органа о том, что в действующем законодательстве отсутствует порядок предоставления налоговыми органами отсрочки исполнения исполнительных документов, и об отсутствии полномочий на предоставление такой отсрочки. При этом суд указал, что хотя в законе об исполнительном производстве отсутствует порядок принятия решения о предоставлении отсрочки, налоговый орган не вправе на этом основании отказать в предоставлении рассрочки и не вправе оставить заявление налогоплательщика без рассмотрения. В этом случае по аналогии следует применять порядок, предусмотренный ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, суд счел возможным применение аналогии права, видимо, руководствуясь принципом, закрепленным в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Такое обстоятельство делает более заманчивым использование права на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов. Однако официального законодательного закрепления вышеуказанная позиция пока не получила. Кроме того, нет и официальной позиции налоговых органов по данному вопросу. Возможно, в будущем данный вопрос будет устранен законодателем путем внесения соответствующий изменений в систему налогового права. Это позволит снизить негативные правовые последствия, возникающие в результате привлечения к ответственности налогоплательщика, который хотя и действует недобросовестно, однако не имеет при этом злого умысла. Такой подход обеспечит увеличение числа налогоплательщиков, желающих воспользоваться предоставлением права на отсрочку (рассрочку) в уплате налогов.

Вас может заинтересовать подготовка правового заключения по вопросам налогообложения.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Порядок предоставления рассрочки по уплате налогов

Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты. Общие принципы и условия переноса сроков уплаты налогов содержатся в ст. 61-64 НК РФ, а сам порядок получения отсрочки регулируется приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

Так, по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка может быть предоставлена на срок до трех лет. То же самое касается и страховых взносов. По всем другим налогам срок не может быть перенесен более, чем на 1 год. При этом срок уплаты может быть изменен в отношении всей суммы налога или ее части.

Рассрочка предоставляется в заявительном порядке. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты.

2. Право на перенос срока уплаты налогов и страховых взносов гарантировано налогоплательщикам главой 9 НК РФ.

3. Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

4. Рассрочка предоставляется в заявительном порядке.

5. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

6. У плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога.

7. Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Например, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению.

8. Решение по заявлению об отсрочке/рассрочке уплаты налогов принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения.

При этом полного пакета документов еще недостаточно для переноса сроков уплаты налога. Налоговики могут потребовать от плательщика предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате долга и процентов. Таким обеспечением является имущество, которое может быть предметом залога, поручительство или банковская гарантия (п. 5.3 ст. 64 НК РФ).

По общему правилу предоставление отсрочки/рассрочки не порождает для плательщика никаких новых обязанностей. Но в заявлении, подаваемом в налоговую, плательщик принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности по налогам (п. 5.2 ст. 64 НК РФ). Проценты начисляются исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Обязанность по уплате процентов напрямую зависит от оснований предоставления отсрочки/рассрочки. Если невозможность уплаты налога обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы либо неуплатой плательщику денег государственным/муниципальным заказчиком, проценты на сумму долга не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

Основания для предоставления рассрочки по уплате налогов

Отсрочку могут дать только тому плательщику, чье финансовое положение действительно временно не позволяет уплатить какой-либо налог в установленный срок. При этом у плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога. К числу таковых относится:

  • причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление бюджетных ассигнований/неперечисление из бюджета средств в счет оплаты оказанных услуг для государственных, муниципальных нужд;
  • угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога;
  • невозможность единовременной уплаты налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам налоговой проверки;
  • производство и реализация товаров, работ или услуг плательщика носит сезонный характер.

Для получения отсрочки/рассрочки достаточно наличия одного из вышеуказанных условий. Поэтому к заявлению, подаваемому в налоговый орган, плательщик должен приложить перечень документов, подтверждающих то или иное основание.

Что касается невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ), то это новое основание, введенное в действие Федеральным законом от 14.11.2017 № 323-ФЗ. Для него предусмотрены специальные правила.

Изменение срока уплаты налога и сбора по данному основанию осуществляется только в форме рассрочки. Рассрочка в данном случае может быть предоставлена только при соблюдении следующих условий:

  • сумма начисленных по результатам проверки налогов, сборов, пеней и штрафов составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке за предыдущий год;
  • со дня создания организации, регистрации ИП прошло не менее одного года;
  • в отношении организации, ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

Подача заявления на отсрочку/рассрочку по уплате налогов

Чтобы получить рассрочку/отсрочку, нужно подать соответствующее заявление. Рекомендованная форма заявления приведена в приложении № 1 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-8/683@.

Уполномоченное ведомство, в которое подается заявление, зависит, опять же, от вида налога, по которому плательщик просит предоставить рассрочку.

По федеральным налогам и страховым взносам таким уполномоченным органом является ФНС России, по региональным и местным – налоговые органы по месту регистрации плательщика, по налогам, уплачиваемым при перемещении товаров через таможню – ФТС России.

В заявлении указываются данные плательщика, вид налога, а также сумма и срок, на которой требуется отсрочить/рассрочить платеж.

Рис. 1 Образец заполнения заявления на предоставление отсрочки по налогу

В течение 5 дней со дня подачи заявления в соответствующий уполномоченный орган его копию необходимо будет направить в налоговый орган по месту учета плательщика.

К заявлению нужно приложить следующий комплект документов (п. 5 ст. 64 НК РФ):

  • справки банков об оборотах по счетам плательщика за каждый из предшествующих подаче заявления 6 месяцев, а также о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов (если в картотеке такие документы отсутствуют, то – справку об их отсутствии);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов — дебиторов с указанием цен договоров и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (физлица, не являющиеся ИП, данный документ не представляют);
  • письменное обязательство плательщика соблюдать условия отсрочки/рассрочки, а также предполагаемый график погашения задолженности.

Это обязательный комплект документов. Кроме него, нужно представить еще документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога. Так, если невозможность уплаты налога возникла вследствие стихийного бедствия, к заявлению прикладывают:

  • заключение о факте наступления в отношении плательщика обстоятельств непреодолимой силы;
  • акт оценки причиненного плательщику ущерба в результате указанных обстоятельств (составляется МЧС или организацией, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС).

Конкретный перечень дополнительных документов, прилагаемых к заявлению для различных ситуаций, приведен в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Если рассрочка предоставляется по причине невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки, плательщик обязан будет предоставить банковскую гарантию. Гарантия должна соответствовать требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ.

Решение по заявлению принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения. Его копия направляется заявителю в течение 3 дней. При этом решение вступает в действие только с указанного в нем момента. Если рассрочка предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Если налоговики отказывают в удовлетворении заявления, такой отказ должен быть мотивирован. Часто отказ бывает обусловлен банальной неполнотой пакета предоставленных документов, поэтому к сбору сведения и справок следует отнестись обстоятельнее.

О чем речь

Буквально все экономические субъекты являются налогоплательщиками, а это значит, что практически каждый гражданин, предприниматель или компания обязаны начислить и заплатить налог в бюджет государства. Если хозяйствующий субъект просрочит даты оплаты либо перечислит не полную сумму денег, то налоговики выпишут штраф. Помимо штрафа, на недоплаченную сумму начислят пени и выставят требование погасить недоимку.

Такие методы финансового регулирования применимы только к рентабельным компаниям и предпринимателям. Субъекты, находящиеся в сложной финансовой ситуации, могут претендовать на определенные уступки от государства. Например, таким налогоплательщикам предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты налогов.

Понятия довольно схожи. Каждый термин имеет свои характерные особенности в части совершения платежей. Итак, отсрочка по уплате налога — это увеличение срока, в течение которого налогоплательщик обязан рассчитаться с ФНС, причем расчет должен быть совершен единовременно и в полном объеме. А рассрочка по уплате налогов — это аналогичная процедура продления сроков уплаты фискальных платежей. Налогоплательщик осуществляет расчеты частями, на основании утвержденного графика рассрочки.

Кто может претендовать

Действующее фискальное законодательство предусматривает четыре обстоятельства, при которых плательщик имеет право продлить срок расплаты. Они перечислены в п. 2, 13 ст. 64 НК РФ:

  1. Хозяйствующий субъект понес существенный ущерб в результате техногенной катастрофы, стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
  2. Бюджетное финансирование было задержано либо оплата по выполненному государственному или муниципальному контракту не поступила вовремя.
  3. При единовременной уплате налогов и сборов в ФНС субъект близок к полному банкротству.
  4. Деятельность налогоплательщика является сезонной, в соответствии с утвержденным правительством перечнем (Постановление Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 (ред. от 25.02.2014)).

Отметим, что Президент России в ежегодном Бюджетном послании на 2019 год и плановый период предложил расширить этот перечень. Для предотвращения случаев банкротства Путин предложил упростить процедуру предоставления отсрочки или рассрочки налоговых платежей для следующих категорий организаций:

  • оказывающие особо важные услуги для российского населения;
  • выполняющие особо важные задачи и госзаказы по социально-экономическому развитию регионов;
  • стратегические компании и предприятия, включенные в регламентированный государственный перечень о банкротстве.

Условия получения

Отсрочить можно практически любой платеж, если в деятельности компании настали вышеперечисленные обстоятельства. Но законным изменением срока по уплате налога является продление периодов оплаты только по основным фискальным платежам, которые исчисляются из собственных средств налогоплательщика.

ВАЖНО! Претендовать на рассрочку или отсрочку по налогам, которые компания уплачивает как налоговый агент, нельзя (п. 6 ст. 61, п. 1 ст. 64 НК РФ, Письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000). Например, нельзя получить отсрочку по НДФЛ.

Отсрочить платежи по федеральным налогам, сборам и взносам можно на три года. По региональным и местным обязательствам отсрочка по уплате налога предоставляется на срок до одного года.

Для получения рассрочки или отсрочки налогоплательщику следует обратиться в региональное представительство ФНС с соответствующим заявлением. Отметим, что копию данного заявления придется направить и в местную ИФНС, по месту нахождения компании. К заявлению приложите следующие документы:

  1. Справку из банковской организации о текущем состоянии расчетных счетов (об остатках), о ежемесячных оборотах за последние полгода.
  2. Картотеку неоплаченных и неисполненных платежных документов (при наличии).
  3. Полный список должников налогоплательщика с указанием сумм задолженностей, сроков погашения. Придется подтвердить информацию копиями договоров.
  4. Предполагаемый график рассрочки налоговых платежей и взносов.
  5. Письменное обязательство субъекта погасить задолженность (бланк утвержден в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).

Помимо этого перечня в ФНС придется предоставить документальное подтверждение права на получение отсрочки (рассрочки) налогового платежа. Налоговики могут отказать в изменении сроков выплаты, но это решение можно обжаловать в судебном порядке.