Ответственное хранение проводки

Содержание

Поиск Лекций

принятых на ответственное хранение

Инвентаризация ТМЦ, не принадлежащих организации и принятых ею на ответственное хранение, в переработку, осуществляется по месту их нахождения и материально ответственному лицу (п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации). Инвентаризация таких ТМЦ осуществляется в порядке, аналогичном порядку проведения инвентаризации собственных ТМЦ организации.

Инвентаризации подлежат запасы, учитываемые на счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", 003 "Материалы, принятые в переработку", 004 "Товары, принятые на комиссию". Результаты инвентаризации ТМЦ, принятых на ответственное хранение, отражаются в отдельной инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (может применяться унифицированная форма N ИНВ-5). Результаты инвентаризации запасов, принятых в переработку или на комиссию, могут фиксироваться в отдельных описях, разработанных организацией самостоятельно, либо в форме N ИНВ-5 с указанием счетов бухгалтерского учета, на которых учитываются указанные ценности (п. 2.11 Методических указаний по инвентаризации). Если на складе помимо ценностей, не принадлежащих организации, хранятся запасы, находящиеся в собственности организации, то инвентаризация таких запасов осуществляется одновременно.

См. образец инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Унифицированная форма N ИНВ-5.

В случае когда активы, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, стоимостью не более 40 000 руб. (или иного лимита, установленного учетной политикой) за единицу, принятые к учету в составе материально-производственных запасов, после отпуска в эксплуатацию отражаются на забалансовом счете, открытом организацией с целью обеспечения сохранности этих объектов, то такие активы также инвентаризируются и включаются в отдельную опись товарно-материальных ценностей (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). Для отражения результатов инвентаризации может использоваться унифицированная форма N ИНВ-3, на которой указывается соответствующий забалансовый счет бухгалтерского учета ценностей.

Расхождения между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета заносятся в сличительные ведомости (может применяться унифицированная форма N ИНВ-19). На ценности, находящиеся в организации на ответственном хранении и (или) полученные от других организаций для переработки, составляются отдельные сличительные ведомости (Указания по применению и заполнению форм).

См. образец сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Унифицированная форма N ИНВ-19.

1.9.13.3. Инвентаризация бланков строгой отчетности

Инвентаризация бланков строгой отчетности состоит в проверке фактического наличия бланков строгой отчетности по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственному лицу (п. 3.41 Методических указаний по инвентаризации). Фактическое количество бланков строгой отчетности сверяется с данными бухгалтерского учета, отраженными на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Поскольку на указанном счете бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке, инвентаризационная комиссия не определяет их стоимость приобретения.

Для отражения результатов инвентаризации бланков строгой отчетности может использоваться инвентаризационная опись бланков документов строгой отчетности по унифицированной форме N ИНВ-16.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма N ИНВ-16 может выдаваться комиссии с заполненными графами с 1 по 10. Комиссия в описи заполняет графы 11 и 12 о фактическом наличии бланков. Бланки строгой отчетности, нумеруемые одним номером (например, документ выписывается сразу в нескольких копиях), заносятся в инвентаризационную опись как комплект с указанием количества документов в нем. При выявлении количественных расхождений с учетными данными в инвентаризационной описи указываются соответствующие пояснения.

Если бланки строгой отчетности хранятся в кассе, то их инвентаризация проводится одновременно с хранящимися в кассе ценностями (п.

17 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359). Если хранение бланков строгой отчетности организовано вне кассы, то их инвентаризация проводится отдельно от инвентаризации кассы (с составлением актов по каждому материально ответственному лицу и месту хранения).

См. образец инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. Унифицированная форма N ИНВ-16.

1.9.13.4. Инвентаризация бланков трудовых книжек

Инвентаризация бланков трудовых книжек осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным для инвентаризации бланков строгой отчетности, поскольку бланки трудовой книжки и вкладыша в нее хранятся в организации как документы строгой отчетности (п. 42 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).

Инвентаризационная комиссия проверяет движение бланков в организации на основании документов об их поступлении и списании, в том числе по данным приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее. При наличии испорченных или недостающих бланков трудовой книжки или вкладыша в нее в инвентаризационной описи бланков строгой отчетности (может применяться унифицированная форма N ИНВ-16) даются соответствующие пояснения. Испорченные бланки, своевременно не списанные с учета по акту о списании бланков строгой отчетности, подлежат списанию со счета 006 "Бланки строгой отчетности" по результатам инвентаризации.

См. образец инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. Унифицированная форма N ИНВ-16.

1.9.14. Оформление результатов инвентаризации

Данные о фактическом наличии проверяемых имущества и обязательств заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.

См. дополнительно:

— каков порядок подготовки инвентаризационных описей (актов).

При наличии соответствующей технической возможности инвентаризационная опись (акт) может заполняться с использованием средств автоматизации (абз. 1 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации). В этом случае данные о фактическом наличии имущества вводятся в программный комплекс ответственным членом инвентаризационной комиссии в ходе выполнения работ по инвентаризации.

Заполнение описей (актов) ручным способом выполняется чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Количество инвентаризируемых объектов указывают в описях (актах) в единицах измерения, принятых в учете (п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации).

На каждой странице описи (акта) указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны (абз. 4 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации).

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации).

На основании инвентаризационных описей (актов) по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, бухгалтерией составляются сличительные ведомости (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации).

При компьютерной обработке результатов инвентаризации сличительная ведомость также может формироваться (частично заполняться) в бухгалтерской программе и передаваться инвентаризационной комиссии для урегулирования расхождений.

Организация может использовать унифицированные формы сличительных ведомостей, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Их всего две: сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (форма N ИНВ-18) и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19).

В формах N N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15 и ИНВ-16, применяемых при инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности соответственно, объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (Указания по применению и заполнению форм).

По результатам инвентаризации составляется итоговая ведомость (может применяться унифицированная форма N ИНВ-26), в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ их урегулирования.

См. дополнительно:

— каковы особенности применения формы N ИНВ-26.

См. образец ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Унифицированная форма N ИНВ-26.

Организация может разработать собственные формы первичных учетных документов по инвентаризации. При разработке собственных форм первичных учетных документов можно взять за основу унифицированные формы, добавив или удалив часть реквизитов. Кроме того, целесообразно использовать ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. Также следует учитывать, что первичный учетный документ обязательно должен содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

См. образцы документов по инвентаризации.

Вопрос: Каковы сроки хранения инвентаризационных описей?

Ответ: Сроки хранения инвентаризационных описей не могут составлять менее десяти лет (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, ст. 427 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Бухгалтерский учет при ответственном хранении ТМЦ

Аналогичное требование по хранению относится ко всем документам об инвентаризации активов, обязательств, включая протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентаризационные акты, ведомости. Исключение из общего правила составляют документы, относящиеся к инвентаризации движимого имущества, в том числе ТМЦ. Срок их хранения составляет пять лет.

О применении установленных Минкультуры России правил комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов в отношении первичных и отчетных документов см. Информацию Минфина России N ПЗ-13/2015.

1.9.15. Отражение в учете результатов инвентаризации

Зачет недостач излишками по пересортице

Учет недостач

Учет излишков

Списание основных средств и товаров

Списание задолженности

1.9.15.1. Зачет недостач излишками по пересортице

при инвентаризации

При возникновении излишков и недостач в результате пересортицы их зачет может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении материально-производственных запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации).

Оформление пересортицы подтверждают следующие документы:

— инвентаризационная опись (может применяться унифицированная форма N ИНВ-3), в которой недостача МПЗ одного номенклатурного номера отражается по одной строке описи, а излишек другой номенклатурной позиции — по другой строке;

— сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (может применяться унифицированная форма N ИНВ-19, в которой для отражения пересортицы предусмотрены графы 18 — 23);

— подробные объяснения материально ответственного лица о допущенной пересортице (абз. 2 п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации);

— ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (может применяться унифицированная форма N ИНВ-26);

— приказ об утверждении результатов инвентаризации. Решение о зачете недостачи излишками принимает руководитель организации, которому инвентаризационная комиссия представляет на рассмотрение предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия МПЗ и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Учет пересортицы осуществляется в аналитическом учете посредством зачета материально-производственных запасов одного наименования с разными номенклатурными номерами.

Содержание операции Дебет Кредит Первичный документ
При инвентаризации выявлена пересортица МПЗ
Стоимость недостающих МПЗ зачтена в счет выявленных излишков Сличительные ведомости, Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, Приказ об утверждении результатов инвентаризации

Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц и отражается по кредиту счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба").

В случае когда конкретные виновники пересортицы не установлены, указанные разницы рассматриваются как недостачи сверх норм естественной убыли и списываются в организациях с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" на счета учета затрат на производство (расходов на продажу). В протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

См. дополнительно:

— каковы особенности применения формы N ИНВ-26;

— как списать недостачи, выявленные при инвентаризации.

В налоговом учете зачет стоимости недостач излишками при пересортице не предусмотрен (Письмо Минфина России от 01.12.2014 N 03-03-06/1/61228).

1.9.15.2. Учет (списание) недостач,

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

By Сергей Машков / 30th Май, 2018 / Гражданское право / No Comments

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, не предусматривает отдельного счета для отражения информации о материалах, переданных на хранение. Из Инструкции по применению План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций следует, что сведения о местах хранения материалов отражаются в аналитическом учете по счету 10 «Материалы». На наш взгляд, с целью отражения операций по передаче материалов на хранение сторонней организации может быть открыт отдельный субсчет к счету 10, например, «Материалы, переданные на хранение».

Отражение товаров на хранении в бухгалтерских проводках

Мы реализовали ТМЦ, и переход права собственности перешел, но физически они пока находятся на нашей территории. Если возникшая ситуация носит разовый характер, то можно использовать ручные операции.


Рассмотри ситуацию, при которой физически товар уже у нас, но так как мы его не оплатили, то пока не можем оприходовать его и учитывать на счете 41 «Товары». Вводим ручную операцию. Меню «Документы» — бухгалтерский и налоговый учет – операция Получили следующий результат 01.07.2014 Дт 002 100 единиц товара на сумму 11800 рублей Предположим, что данные товары мы оплатили 07.07.2014 Дт60 Кт51 11800 руб.
Вот теперь 07.07.2014 мы можем оприходовать товары обычным поступлением товаров и услуг Дт41 тКт60 10 000 рублей Дт19 Кт60 1 800 рублей Данные документы рассматривать не будем, т.к. это просто и не относится к нашей теме. А теперь нам надо списать товары с 002 счета.

Бухгалтерский учет при ответственном хранении тмц

Вот какой практический смысл вылезет из этой разницы — сообразить не могу. Налоги? Налог на имущество годовой, в конце-концов…

Да и длятельный срок — это просто сдвиг некой суммы с одного года на другой. И неизвестно: с выгодой, с проигрышем будем, и на сколько…
pm 16 — 15.08.06 — 02:40 (15) Налог на имущество платится с основных средств, если я еще не сошел с ума. А повлиять может на налог на прибыль,- так как речь идет о материальных расходах по НУ, но только при условии значительного изменения стоимости товаров со временем, например при инфляции.

Важно

Так что, скорее всего, действительно практического смысла нет. Looking 17 — 15.08.06 — 07:29 Конечно 002 здесь не причём, т.к.

на этом счёте учитываются товары ПРИНЯТЫЕ а не переданные на ответ.

Учет в 1с:упп товаров, находящихся на ответственном хранении

договор на ответхранение… Looking 3 — 14.08.06 — 23:09 (2) спасибо, не пойму почему в описаниях нигде нет такой операции, такое впечатление что она по бух. учёту не отражается ЛОЛ pm 4 — 14.08.06 — 23:24 (0)Правильно дб 45 — кр 41.1 VZ 5 — 14.08.06 — 23:28 Ответхранение — это есть услуга по предоставлению помещения. Не в даваясь в подробности.

Особенности ответственного хранения товаров

В данной ситуации суд примет во внимание, что покупатель не выполнил своей обязанности по уведомлению поставщика о принятии товара на ответственное хранение и отказе от исполнения договора купли-продажи на основании несоответствия товара предмету договора. Правомерно решение суда, по которому покупатель должен будет оплатить:

  • полную стоимость картофеля по договору;
  • стоимость убытков за простой автотранспорта;
  • проценты за использование чужих денежных средств (ведь деньги за картофель будут считаться задолженностью).

Когда принимать на ответственное хранение необязательно Несмотря на то, что данная операция в законе названа обязательной, предусмотрен ряд условий, при которых покупатель может не принимать товар на ответственное хранение.

  1. Покупатель выбирает товар и обнаруживает несоответствие ассортимента договору.

Отражение в учете передачи на ответ хранение поставщиком

Внимание

Посмотрим теперь, что нам говорят управленческие отчеты о наличии товаров на складах.

Сформируем отчет «Товары на складах». Отчеты – запасы – товары на складах.

Учреждение принимает ценности на ответственное хранение

Посмотрим настройки. Специально что-либо настраивать нет необходимости. Результат: Программа 1С:УПП показывает нам, что фактически данного товара у нас нет в наличии, что соответствует действительности.


И вот наступает день, когда мы забираем свой товар обратно. Для этого на основании введенного ранее документа «Передача товаров» введем документ «Возврат переданных товаров».
И посмотрим проводки, которые нам сделал документ Возврат переданных товаров: материалы из переработки. Видим, что товар вернулся к нам на основной склад. Если сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 41, то тоже это увидим. Товары у нас на основном складе, на чужих территориях нашего товара нет.

Учет передачи нефинансовых активов на ответственное хранение (инструкция № 162н)

Инфо

Постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 № 66 утверждены унифицированные формы актов о приеме — передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма № МХ-1, по ОКУД 0335001) и о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-3, по ОКУД 0335001). Форма № МХ-1 применяется для учета приема-передачи товарно-материальных ценностей, переданных от поклажедателей (организаций, индивидуальных предпринимателей) на хранение организации-хранителю.

Документ применяется как при бытовом хранении, так и при хранении, осуществляемом с участием профессиональных хранителей. Составляется в необходимом количестве экземпляров представителями организаций хранителя и поклажедателя на основании и в соответствии с договором хранения (на определенный срок и «до востребования»).

Главная » Предпринимателю » Учет ответственного хранения

Учет ответственного хранения

Вернуться назад на Ответственное хранение

Взаимоотношения сторон по договору складского хранения регулируются главой 47 "Хранение" ГК РФ.

В соответствии с положением статьи 907 ГК РФ:

• товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги;

• по договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности;

• письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом в соответствии со статьей 912 ГК РФ.

Товарный склад выдает в подтверждение принятия товара на хранение один из складских документов (ст. 912 ГК РФ):

• двойное складское свидетельство;

• простое складское свидетельство;

• складскую квитанцию.

Факт передачи товара на ответственное хранение должен быть подтвержден документально.

В частности, Постановлением Росстата № 66 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения" предусмотрены:

• Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-1);

• Журнал учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-2).

Обращаем внимание, в связи с вступлением в силу Федерального закона № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Минфин России в Информации № ПЗ-10 разъясняет:

• исходя из части 4 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ;

• формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы);

• исходя из части 1 статьи 7 и статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

• согласно части 4 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Таким образом, ваша организация должна иметь:

1. Договор складского хранения в письменной форме (подписывается обеими сторонами).

2. Складской документ в соответствии со статьей 912 ГК РФ (оформляется и подписывается товарным складом).

3. Документы, подтверждающие факт передачи товара на хранение (оформляется поклажедателем, подписывается обеими сторонами).

По общему правилу вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода (ст.

Счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

896 ГК РФ).

Для целей бухгалтерского учета расходы организации на хранение товара признаются расходами на продажу и ежемесячно (на конец отчетного периода) относятся на себестоимость проданных товаров. При этом в учете формируется проводки (п.п. 5, п.7, п.9, п.16, п.18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. приказом Минфина России № 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России № 94н):

Дебет 44 Кредит 60 — отражена стоимость услуг по хранению товара;

Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС, предъявленный хранителем товара.

Для целей налогообложения прибыли расходы на хранение товара (без НДС) учитываются согласно пункту 1 статьи 268 НК РФ, подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ, статье 320 НК РФ в составе косвенных расходов.

Для целей исчисления НДС сумму "входного" НДС, предъявленную хранителем товара, организация имеет право принять к вычету при наличии счета-фактуры, предъявленного хранителем, по мере получения услуг хранения (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Товар, переданный на хранение на товарный склад, до момента его реализации конечному покупателю отражается в учете вашей организации в качестве собственного актива.

При передаче товара на товарный склад на дату получения складского документа (двойное складское или простое складское свидетельства, или складская квитанция) в бухгалтерском учете вашей организации формируется проводка (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России № 94н):

Дт 41, субсчет "Товар на товарном складе Кт 41 субсчет "Товар на собственном складе".

При переходе права собственности на товар к покупателю в учете вашей организации формируются проводки:

Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка от реализации товара;

Дебет 90.2 Кредит 41, субсчет "Товар на товарном складе" — списана себестоимость реализованного товара;

Дт 90.3 Кт 68 — начислен НДС с реализации , моментом определения налоговой базы по НДС при реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, дата реализации указанных товаров определяется как день реализации складского свидетельства (п. 7 ст. 167 НК РФ);

Дт 51 Кт 62 — оплата покупателем товара.


18.2. Материальные ценности, принятые на хранение (счет 02)

Акт о приеме-передаче ТМЦ на хранение форма МХ-1

Акты

Акт о приеме-передаче ТМЦ на хранение форма МХ-1 заполняется в случае необходимо передать товарно-материальные ценности для сохранения надлежащим образом другому лицу.

Заполненный образец акта о приеме-передаче ТМЦ на хранение можно скачать в конце статьи.

Сторонами по акту выступают поклажедатель и хранитель. В качестве сторон могут выступать юридические или физические лица.

Акт обычно составляется в качестве приложения к договору хранения, подписывается обеими сторонами и является неотъемлемой частью договора. Кроме того, лицо, принимающее ценности на ответственное хранение, может составить сохранную расписку.

Передавая ТМЦ на хранение, поклажедатель может быть уверен, что они будут храниться в соответствие с условиями, прописанные в договоре или сохранной расписке.

Возможно вам также будут интересны бланки и заполненные образцы следующих документов: акт приема-передачи оборудования — скачать; документов — скачать; квартиры —скачать, автомобиля — скачать.

Инструкция по заполнению формы МХ-1:

Образец заполнения

Образец заполнения акта о приеме-передаче ТМЦ на хранение форма МХ-1 можно посмотреть на фото выше или скачать по ссылке ниже.

В бланка акта нужно указать реквизиты поклажедателя и хранителя – наименования организации, ФИО для физических лиц, контактные данные.

Также прописывается номер и дата договора, к которому акт прикладывается.

Ниже форма МХ-1 содержит поле для указания точного места хранения принимаемых товарно-материальных ценностей, а также срок хранения.

В  таблице приводится подробный перечень всех тех ТМЦ, которые приняты на ответственное хранение. Для каждого вида товаров, материалов прописывается наименование, его характеристики, отличительные особенности, единица измерения, количество и оценка его стоимости.

Далее подводится итог общей стоимости принятых ценностей по акту МХ-1.

Ниже под таблице прописывают особенности хранения ТМЦ.

Поклажедатель и хранитель подписывают заполненный бланк акта МХ-1 и организации ставят печати.

Скачать бланк и образец

Скачать образец формы МХ-1 – ссылка.

Бланк акта форма МХ-1 – скачать в формате xls.

Учет товарно-материальных ценностей на ответственном хранении

Организации могут оказывать возмездные услуги по хранению товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принадлежащих другим лицам. Взаимоотношения между ними регулируются главой 47 Гражданского кодекса РФ «Договор хранения». Сторона, принимающая ТМЦ на хранение, называется хранителем, а сторона, передающая ТМЦ на хранение – поклажедателем.

Договор хранения заключается в письменной форме (подп. 1 п. 1 ст. 161, п. 1 ст. 887 ГК РФ). Организации, для которых хранение является предпринимательской деятельностью (товарные склады), вместо заключения договора могут выдавать простое (двойное) складское свидетельство, в котором указываются условия и срок хранения ТМЦ (ст. 887, 913, 917 ГК РФ).

УЧЕТ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ПРИНЯТЫХ НА ОТВЕТСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ

Если в срок, установленный договором, поклажедатель не заберет ТМЦ, переданные на хранение, хранитель имеет право продать их, предупредив об этом их собственника (п. 2 ст. 899 ГК РФ).

Поступление ТМЦ на хранение от организаций и предпринимателей оформляется актом приема-передачи по форме № МХ-1. При возврате ТМЦ поклажедателю составляется акт по форме № МХ-3. Кроме перечня возвращаемых ТМЦ в этом акте указывается объем и стоимость услуг, оказанных хранителем. Поэтому оформлять дополнительные документы об оказании услуг, связанных с хранением, не нужно.

После получения ТМЦ, сданных на хранение, поклажедатель должен подтвердить отсутствие претензий к организации-хранителю, поставив подпись в журнале по форме № МХ-2.

Такой порядок установлен указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.

Унифицированной формы документа, которым оформляется прием на хранение ТМЦ от населения, не установлено. Поэтому при оказании населению услуг по хранению организация может использовать типовые формы № МХ-1, № МХ-2, № МХ-3 или аналогичные документы, разработанные самостоятельно: квитанции, расписки, номерные жетоны и т. п. Выдача любого из этих документов будет означать, что договор хранения заключен в письменной форме (п. 2 ст. 887 ГК РФ).

ТМЦ, принятые на хранение, не являются собственностью хранителя, поэтому они учитываются отдельно от его собственного имущества на забалансовом счете 002 «Материалы, принятые на ответственное хранение» (п. 10 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Аналитический учет на данном счете ведется в разрезе владельцев ТМЦ, по сортам и местам хранения (Инструкция к плану счетов).

Поступление ТМЦ на хранение, а также их возврат собственнику отражают проводками:

Дебет 002

– получены ТМЦ на ответственное хранение;

Кредит 002

– возвращены ТМЦ, принятые на хранение.

Доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по хранению, хранители (товарные склады) отражают в бухучете как доходы и расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99, п. 5 ПБУ 9/99).

Недостача имущества, не числящегося на балансовых счетах

Если выявлена недостача имущества, которое не числится на балансе, уменьшение имущества, имеющегося в наличии, не происходит. Однако для организации такая недостача признается ущербом. Порядок отражения такой недостачи в бухучете зависит от причин ее возникновения.

Недостача имущества может произойти:

– по причине естественной убыли;

– в результате форс-мажорных обстоятельств (наводнение, пожар и т. д.);

– по вине материально-ответственного лица (иных виновных лиц);

– по неустановленным причинам (виновные не найдены).

Если недостача имущества, не числящегося на балансовых счетах, произошла по причине естественной убыли или в результате форс-мажорных обстоятельств, отражать это дополнительными проводками не нужно. Недостающее имущество нужно списать с забалансового учета (если оно числилось на забалансовых счетах). Такой же порядок необходимо применять и в случаях, когда виновные в недостаче лица не установлены.

Если недостача произошла по вине сотрудника или иного виновного лица, организация вправе взыскать с него материальный ущерб (п. 1 ст. 1064 ГК РФ, ст. 243, 248 ТК РФ). Поскольку стоимость имущества уже была списана с балансовых счетов, корреспонденция счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» со счетами учета имущества организации невозможна. Данный вывод следует из Инструкции к плану счетов (счет 94). В бухучете возмещение материального ущерба, возникшего в результате недостачи, необходимо отразить двумя способами: с использованием счета 94 и без него. Организация вправе выбрать любой из указанных вариантов.

При применении первого способа (с использованием счета 94) схема проводок будет следующей:

Дебет 94 Кредит 98– отражена сумма выявленной недостачи;

Дебет 73 (76) Кредит 94

– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению материально-ответственным лицом (иным виновным лицом);

Дебет 70 (76) Кредит 73 (76)

– удержана из зарплаты (вознаграждения) виновного лица стоимость причиненного ущерба;

Дебет 50 (51) Кредит 73 (76)

– погашена сумма ущерба в кассу (на расчетный счет) организации;

Дебет 98 Кредит 91-1

– отражена в составе доходов сумма погашенного ущерба.

При выборе второго способа (без использования счета 94) делаются проводки:

Дебет 73 (76) Кредит 98

– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению материально-ответственным лицом (иным виновным лицом);

Дебет 70 (76) Кредит 73 (76)

– удержана из зарплаты (вознаграждения) виновного лица стоимость причиненного ущерба;

Дебет 50 (51) Кредит 73 (76)

– погашена сумма ущерба в кассу (на расчетный счет) организации;

Дебет 98 Кредит 91-1

– отражена в составе доходов сумма погашенного ущерба.

Если имущество, по которому обнаружена недостача, числилось на забалансовом учете, должны быть списаны его с забалансового счета (Инструкция к плану счетов).

– 1000 руб. – отражена в составе внереализационных доходов сумма погашенного ущерба.

4. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

Вести учет затрат на производство нужно для того, чтобы:

– определять (калькулировать) себестоимость произведенной продукции (работ, услуг);

– формировать сведения о структуре и динамике производственных расходов.

Наличие объективной информации о затратах на производство необходимо для принятия управленческих решений об эффективном использовании ресурсов, снижении себестоимости, и как следствие, об увеличении прибыли – основного показателя, который является целью предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Порядок бухучета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в настоящее время регулируется ПБУ 10/99 и Инструкцией к плану счетов. Однако эти документы устанавливают лишь общие правила и не учитывают специфику производства в каждом виде деятельности (промышленность, строительство, транспорт и т. д.). Большинство отраслевых инструкций по учету затрат были разработаны в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. С вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса РФ это Положение не применяется (постановление Правительства РФ от 20 февраля 2002 г. № 121).

В таких условиях организация может самостоятельно разработать порядок бухучета затрат на производство и закрепить его в учетной политике для целей бухучета.

При этом до разработки и утверждения соответствующих нормативных документов можно пользоваться отраслевыми инструкциями (в части, не противоречащей действующему законодательству) (письмо Минфина России от 29 апреля 2002 г. № 16-00-13/03).

В бухучете все затраты, связанные с производством продукции (работ, услуг), относятся к расходам по обычным видам деятельности. Об этом сказано в пунктах 5 и 8 ПБУ 10/99.

Смета затрат на производство — это затраты предприятия, связанные с основной деятельностью, за определенный период независимо от того, относятся они на себестоимость продукции в этом периоде или нет.

Смета затрат на производство характеризует всю сумму расходов предприятия в разрезе экономически однородных элементов. В промышленности принята следующая группировка затрат по экономическим элементам:

· материальные затраты включают расходы на:

— сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного использования или реализации);

— покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;

— вспомогательные материалы;

— топливо и энергия, расходуемые на технологические или хозяйственные нужды;

-производственные услуги сторонних предприятий, а также своих хозяйств, не относящихся к основной деятельности, и некоторые другие расходы.

· затраты на оплату труда включают расходы на оплату труда штатного и позаштатного промышленно-производственного персонала предприятия, включая премии, стимулирующие и компенсационные выплаты;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация основных фондов — затраты, равные сумме амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, включая ускоренную амортизацию;

· прочие затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат. Это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, оплата услуг связи, вычислительных центров, затраты на командировки, страхование имущества, вознаграждения за изобретательство и рационализаторство, оплата работ по сертификации продукции, арендная плата и другие.

Смета затрат на производство группирует издержки по элементам затрат независимо от места их возникновения, показывает их ресурсную структуру, что очень важно для анализа факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции.

Существует следующая классификация затрат:

1) по степени однородности — элементные (однородные по составу и экономическом содержанию — материальные затраты, оплата труда, отчисления от нее, амортизационные отчисления и др.) и комплексные (разные по составу, охватывающие несколько элементов затрат — например, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования);

2) по связи с объемом производства — постоянные (их общая величина не зависит от количества изготовленной продукции, например, затраты на содержание и эксплуатацию строений и сооружений) и переменные (их общая сумма зависит от объема изготовленной продукции, например, затраты на сырье, основные материалы, комплектующие). Переменные затраты в свою очередь можно подразделить на пропорциональные (изменяются прямо пропорционально объему производства продукции) и непропорциональные;

3) по способу отнесения затрат на себестоимость отдельных изделий — прямые и косвенные.

К прямым затратам относятся расходы, непосредственно связанные с производством определенного вида продукции (работ, услуг). Это расходы на сырье, полуфабрикаты собственного производства, зарплату рабочих, непосредственно занятых в производственном процессе. К прямым расходам также может относиться стоимость услуг вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств.

К косвенным затратам относятся расходы, которые не имеют прямой связи с производством конкретной продукции (работ, услуг). Косвенными признаются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Например, амортизация оборудования, зарплата управленческого персонала, стоимость коммунальных услуг, расходы на аренду помещения и оборудования и т. д.

Перечень прямых и косвенных расходов по статьям затрат, а также порядок их отнесения на себестоимость каждая организация определяет самостоятельно, исходя из особенностей организации производства.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 25 и 26).

В бухучете как прямые, так и косвенные расходы признаются в момент их возникновения, независимо от того, когда они были (будут) оплачены, и от того, привели ли они (приведут ли в будущем) к получению дохода или нет (п. 16–18 ПБУ 10/99). Операции, связанные с перечислением денежных средств (выдачей наличных денег), расходами не признаются (п. 3 ПБУ 10/99).

Расходы признаются на основании первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам, и любых других документов, которые содержат обязательные реквизиты, предусмотренные в пункте 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

Все расходы учитываются в рублях (ПБУ 3/2006). Расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли в порядке, предусмотренном ПБУ 3/2006.

Как известно, и прямые, и косвенные расходы влияют на величину налоговой базы по прибыли. Косвенные расходы можно списать сразу. А для списания прямых расходов придется дождаться, когда будут проданы товары (выполнены работы или оказаны услуги), в стоимости которых они учтены (пп. 1, 2 ст. 318 НК РФ).

Сейчас у организаций есть полная свобода в распределении расходов по группам "прямые — косвенные" (п. 1 ст. 318 НК РФ).