Ответственность за лесонарушения

Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит перечень преступлений в сфере экологии. Среди них преступление, предусмотренное статьей 260 УК РФ — незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 № 41 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а так же иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Вопрос о наличии в действиях виновных лиц признаков совершения незаконной рубки насаждений в значительном, крупном или особо крупном размере решается в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ. Как незаконная рубка насаждений в значительном размере должно квалифицироваться совершение нескольких незаконных рубок, общий ущерб от которых превышает 5 тыс. рублей, в крупном размере — 50 тыс. рублей, а в особо крупном размере — 150 тыс. рублей, при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить незаконную рубку в значительном, крупном или в особо крупном размере.

Пункт «а» части 2 вышеуказанной статьи является квалифицирующим признаком «группой лиц».

При этом, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками незаконной рубки в соответствии с распределением ролей каждый из них совершает отдельное действие, входящее в объективную сторону преступления (осуществляет спиливание, срубание или срезание либо трелевку древесины, либо частичную переработку и (или) хранение в лесу), все они несут уголовную ответственность за незаконную рубку, совершенную группой лиц по предварительному сговору.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей.

Также критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, то содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ — наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 4 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 до 40 тыс. рублей; на юридических лиц — от 200 до 300 тыс. рублей.

Частью 2 статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение действий с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 40 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 300 до 500 тыс. рублей. Кроме того, предусмотрен дополнительный вид наказания — конфискация продукции незаконного природопользования, а также конфискация орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 3 статьи 8.28 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц — 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 400 до 700 тыс. рублей.

Прокуратура Фрунзенского района

Уголовная — ответственность за нарушение лесного законодательства РФ, признанная Уголовным кодексом РФ преступлениями. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (незаконная охота, незаконная рубка деревьеви кустарников или повреждение лесов и др.).

. Мерой уголовного наказания является штраф, исправительные работы, арест, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы.

Административная — ответственность за нарушение лесного законодательства РФ, признанная Кодексом РФ об административных правонарушениях административным правонарушением (проступком), в виде административных взысканий, налагаемых должностными лицами государственной лесной охраны на граждан и юридических лиц, допустивших правонарушений.

Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования административное законодательство предусматривает следующие виды административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ):предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда), конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда). Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица в письменной форме.

Наиболее распространенным видом административной ответственности является штраф (в переводе с немецкого — наказание). Цель штрафа воспитательная и предупредительная. Несмотря на то, что штрафные санкции связаны с определенными денежными суммами, штраф никогда не рассматривался как мера компенсации.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена нормами гражданского права за нарушение договорных обязательств или за причинение имущественного внедоговорного вреда, носит компенсационную направленность и преследует цель – восстановление нарушенных имущественных прав. Гражданское право по отношению к лесному выполняет охранительную и компенсационную функции. Применение гражданско-правовой ответственности всегда связано с возмещением убытков, причиненного ущерба, уплатой неустоек, возмещением морального вреда. Имущественная санкция имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего. В зависимости от основания возникновения ответственности различают: договорную и внедоговорную (деликтную) ответственность.

Учебник для вузов

Раздел: Экономика

Ответственность за нарушения лесного законодательства

Нарушение установленных законом правил и норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответствен­ность — уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.

Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений. Его нор­мы, посвященные ответственности, имеют отсылочный характер: в соответст­вии со ст. 110 и 111 лица, виновные в нарушениях лесного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Административная ответственность за лесонарушения предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 61-76).

Административному взысканию в виде штрафа подвергаются лица, ви­новные в:

— нарушении установленного порядка использования лесосечного фон­да, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы;

— незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;

— осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или в лесном билете;

— нарушении правил восстановления и улучшения лесов;

— самовольном сенокошении и пастьбе скота, самовольном сборе дико­растущих плодов, орехов, ягод, грибов;

— незаконном использовании земель лесного фонда;

— засорении лесов бытовыми отходами и отбросами;

— вводе в эксплуатацию производственных объектов без устройств, пре­дотвращающих вредное влияние на леса;

— повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вред­ными выбросами, отходами и отбросами;

— уничтожении полезной для леса фауны;

— нарушении требований пожарной безопасности и др.

Административная ответственность установлена также за нарушение права государственной собственности на леса — самовольную переуступку права лесопользования, совершение других незаконных сделок (ст. 48 КоАП РСФСР).

Штрафы за эти правонарушения налагаются должностными лицами фе­дерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов.


Уголовная ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов:

— незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260);

— уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного об­ращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261);

— уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопас­ным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отхода­ми, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).

Таким образом, за отдельные виды правонарушений может наступить уголовная или административная ответственность, что определяется в зави­симости от размера ущерба, причиненного лесонарушением или другими признаками, предусмотренными законом.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 № 14 в случае незакон­ной порубки разграничение экологического преступления и административ­ного правонарушения проводится по предмету: состав преступления, преду­смотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках ле­сов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к поруб­ке, если эти деяния совершены в значительном размере (п. 13).

Наряду с административной и уголовной ответственностью к правонару­шителям применяется гражданско-правовая (материальная) ответствен­ность.

Сделки с участками лесного фонда — купля-продажа, дарение, залог, са­мовольный обмен участков лесного фонда — признаются недействительны­ми со всеми юридическими последствиями, предусмотренными граждан­ским законодательством применительно к недействительным сделкам (ст. 167-169 Гражданского кодекса РФ).

Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ). Разме­ры и порядок возмещения ущерба определяются специальными норматив­ными актами, в частности, Постановлением Правительства РФ «Об утверж­дении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размера взы­сканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного за­конодательства, в лесах Российской Федерации» от 5 февраля 1992 № 67.

В виде неустойки гражданско-правовая ответственность применяется за нарушение правил заготовки и вывозки древесины, живицы, второстепен­ных лесных ресурсов, а в виде такс — при незаконной порубке, уничтожении или повреждении деревьев, кустарников, других лесных культур, наруше­нии правил осуществления побочных пользований. Такса представляет со­бой условную денежную сумму за единицу незаконно добытой продукции, поврежденных или уничтоженных лесных культур. Размер ее зависит от группы лесов, возраста, породы деревьев и кустарников.

Древесина и иная незаконно добытая продукция, заготовленные без со­ответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию в установ­ленном законом порядке и передаче органам местного самоуправления. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее сто­имость.

Статья 1911 УК РФ закрепила ответственность за незаконный оборот древесины. Норма ст. 1911 УК РФ направлена на обеспечение охраны уголовно-правовыми средствами законного оборота продуктов лесного хозяйства.

Общественная опасность преступления состоит в бесконтрольном расширении незаконного рынка оборота древесины, источником которого преимущественно является незаконная рубка лесных насаждений.

Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие законный порядок оборота древесины, а именно приобретение, хранение, перевозку, переработку и сбыт.

Имущественные отношения в сфере оборота древесины регулируются не лесным, а гражданским и земельным законодательством, другими федеральными законами. Именно поэтому норма за указанные деяния отнесена в гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

Предмет преступления составляет древесина. Древесина представляет собой сравнительно твердый и прочный волокнистый материал, скрытая корой основная часть стволов, ветвей и корней деревьев и кустарника. Состоит из бесчисленных трубковидных клеток с оболочками в основном из целлюлозы, прочно сцементированных пектатами кальция и магния в почти однородную массу. В природном виде используется в качестве строительного материала и топлива, а в размельченном и химически обработанном виде — как сырье для производства бумаги, древесноволокнистых плит, искусственного волокна1.

Объективная сторона преступления выражается в ряде альтернативных действий: приобретении, хранении, перевозке, переработке в целях сбыта или сбыте заведомо незаконно заготовленной древесины. В статье говорится о незаконно заготовленной древесине, т.е. случаях незаконной рубки лесных насаждений. Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст. 260 УК РФ следует понимать их спилива- ние, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня .

Любое из действий, составляющих объективную сторону преступления, должно быть совершено в крупном размере.

Признаками объективной стороны преступления являются:

  • 1) приобретение, хранение, перевозка, переработка заведомо незаконно заготовленной древесины в целях сбыта;
  • 2) сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины.

Незаконным приобретением древесины с целью сбыта следует считать их получение любым способом, в том числе посредством сделки купли-продажи, получение в дар, в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи.

Под незаконным хранением древесины без цели сбыта следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением древесиной (обеспечение нахождения древесины на складе, в ином помещении, или месте, предназначенном для обеспечения сохранности, в целях последующего сбыта или иных действий, предваряющих сбыт). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило древесину.

Под незаконной перевозкой следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает древесину из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или иного перевозочного средства1.

Под незаконной переработкой древесины следует понимать существующие приемы и способы, образующие технологию, результатом которых является изготовление полуфабрикатов и конечной продукции (изделий) из древесины .

Под незаконным сбытом следует понимать любые способы возмездной либо безвозмездной передачи древесины другим лицам (посредством сделки купли-продажи, дарения, обмена, уплаты долга и т.д.).

Перечисленные действия должны быть совершены с древесиной в крупном размере (если стоимость незаконно заготовленной древесины, исчисленная по утвержденным Правительством РФ таксам, превышает 80 тыс. руб.).

В уголовно-правовой литературе рассматривался вопрос о соотношении преступлений, предусмотренных ст. 1911 и 175 УК РФ. Высказана позиция, согласно которой квалификация действий с древесиной, полученной в результате незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), должна осуществляться по ст. 175 УК РФ. При этом такая квалификация будет распространяться на лиц, не совершавших рубки. Что касается ст. 1911 УК РФ, то она должна применяться в целях борьбы с нецелевым использованием древесины.

Обращение к судебной практике свидетельствует, что в большинстве случаев к уголовной ответственности привлекаются лица, непосредственно совершившие незаконную рубку лесных насаждений и в последующем совершившие указанные в ст. 1911 УК РФ действия с целью сбыта древесины либо ее сбыт1.

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле на совершение любого из деяний, образующих объективную сторону преступления. Сознанием субъекта преступления охватывается цель, с которой совершается любое из деяний, кроме сбыта, и последующий сбыт древесины.

Субъект преступления — общий, достигший возраста 16 лет. Часть 3 ст. 1911 устанавливает ответственность специального субъекта — лица, использующего свое служебное положение. Субъектом преступления может быть лицо, осуществившее заготовку древесины посредством незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ). Субъект преступления может сам не заготавливать древесину, но совершить любое из действий, составляющих объективную сторону преступления, если знал о том, что древесина заготовлена незаконно (так называемый скупщик древесины).

Имеются квалифицирующие признаки преступления, содержащиеся в ч. 2 и 3 ст. 1911 УК РФ. Часть 2 содержит отягчающее обстоятельство совершения преступления — предварительный сговор. Часть 3 ст. 1911 УК РФ содержит три отягчающих обстоятельства — особо крупный размер деяния, совершение преступления организованной группой и совершение преступления с использованием своего служебного положения.

В соответствии с примечанием деяния, предусмотренные ст. 1911 УК РФ, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость незаконно заготовленной древесины, исчисленная по утвержденным Правительством РФ таксам , превышает 80 тыс. руб., в особо крупном размере — 230 тыс. руб.

  • Перелыгин Л. М. Древесиноведение. М., 1969.
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применениисудами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
  • Как пишет М. Н. Узденова, в этой форме преступление окончено с момента началадвижения транспорта с указанной целью. См.: Узденова М. Н. Хранение, перевозкаи переработка как формы незаконного оборота древесины (ст. 1911 УК РФ) // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. С. 226.
  • См.: Статья 46 Лесного кодекса Российской Федерации; приказ Минприроды России от 01.12.2014 № 528 «Об утверждении Правил использования лесов для переработкидревесины и иных лесных ресурсов».
  • См.: Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
  • Петров С. А. Уголовно-правовая характеристика предмета преступления, предусмотренного ст. 1911 УК РФ // Законность. 2016. № 5. С. 42.
  • См.: Решение Шушенского районного суда Красноярского края от 22.09.2016по делу № 1-187/2016.
  • См.: Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273.

  • Авторы
  • Файлы

Кленникова О.С. Зиновьева И.С. 297 KB

Незаконный оборот леса в России стоит на втором месте после оборота наркотиков

А. Рассадин, член организации
«Экология и правозащита»

Незаконные рубки являются одной из самых острых проблем российского лесного сектора. По различным данным, на них приходится от 10 до 35 % всей лесозаготовки в стране. В отдельных регионах России нелегальная заготовка древесины либо сомнительное ее происхождение, не подтвержденное официальными документами достигает 50 %.

Незаконная рубка лесов и нелегальный оборот заготовленной древесины наносят огромный ущерб эконoмике, ухудшaют имидж лeсной промышленности России и иностранных государств — потребителей российского круглого леса. Коррупция, нелегальные рубки и торговля нелегально заготовленной древесиной широко распространены в стране, но особенно актуальны для приграничных районов северо-запада, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Основной потребитель такого леса — Финляндия и Китай.

Прежде чем говорить о причинах, объёмах и мерах борьбы с нелегальными рубками, необходимо уточнить сам термин. В узком понимании нелегальные рубки — это рубки, проводимые без разрешительных документов. Согласно широкому определению нелегальные рубки включают в себя и нарушения, связанные с правилами ведения лесного хозяйства.

Oбщeпринятым определениeм незакoнной рубки является определение, зафиксированное в постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». В данном документе отмечено, что нeзаконная рубка — это рубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубка по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубка, осуществляемая не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, но данное постановление в настоящее время утратило свою силу.

Однако международного определения, что такое нелегальные рубки не существует. Например, на юге США считается законной заготовка древесины без одобренного правительством плана развития лесного хозяйства. Но тоже самое противозаконно например в Бразилии. В некоторых странах низкий уровень нелегальных рубок может быть просто из-за недостатков лесного законодательства (в основном странах с недостаточной практикой лесоводства. В качестве универсального определения, к нелегальным рубкам относят заготовку древесины, ее транспортировку, покупку или продажу с нарушением законов.

Что же является основными причинами незаконной вырубки лесов? Причин много. Рассмотрим основные из них, классифицируя по областям.

К социально-экoномическим причинам можно отнести:

  •  устойчивый рост древесины на внешнем и внутреннем рынках;
  •  разница в ценах на древесину на внутреннем и внешнем рынках и как следствие, высокая доходность незаконных заготовок;
  •  бедность и безработица (особенно эта причина остро стоит для сельского населения, жителей лесных деревень и поселков);
  •  низкий уровень дохода у населения.

К правовым причинам относят:

  •  несовершенство лесного, уголовного, административного, таможенного законодательства;
  •  неэффективность лесной охраны или ее отсутствие, нехватка полномочий для достаточной охраны лесов или неправильная ее организация.

Выделяют также ряд межотраслевых и отраслевых причин незаконных рубок:

  •  недостаточная точность оценки лесных ресурсов;
  •  низкая эффективность контроля за движением древесины от лесосеки к потребителю;
  •  отсутствие межведомственного взаимодействия по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины.

Главной же причиной незаконных рубок всегда была и остается бедность и нищета людей в лесных деревнях и поселках, и как следствие безработица. Чаще всего людей толкает на различные правонарушения, в том числе незаконные рубки, неспособность найти законные способы, чтобы прокормить себя и семью, и отсутствие у них средств на переселение в более благополучное место. Ни одна страна в мире не искоренила незаконные рубки, не преодолев бедность сельского населения, сколь бы жесткими наказания за эти правонарушения ни были.

Также нeобходимо отметить и причину нeвыпол- нимых или прoтиворечивых трeбований лeсного законодательства, и связанную с ними коррупционную нагрузку на законных лeсопользователей. Данная проблема знaчительно пoдавляет рaзвитие зaконного лeсного бизнeса и спoсобствует все большему рaзвитию нeзаконного.

Прежде чем планировать организационно-правовые меры по борьбе с незаконными рубками, нужно определить, на какие виды незаконных рубок будет ориентирована эта борьба. В России в настоящее время условно выделяются три основных типа незаконных рубок (границы между этими типами условны).

  1. Самовольные рубки, которые осуществляются гражданами для собственных нужд, для мелкой торговли или бартера в пределах населенного пункта, также для собственных нужд. Годовой объем этих рубок приблизительно оценивался на начало 2010 года как минимум в 20 миллионов кубометров. Эти рубки в основном связаны с обеспечением жизненно важных потребностей населения таких как отопление, мелкое строительство и ремонт, в связи с чем их ликвидировать невозможно — но необходимо принять меры к их упорядочению.
  2. Самовольные рубки, которые осуществляются гражданами и предпринимателями для продажи или переработки заготовленной древесины, то есть воровство леса с целью получения дохода. Годовой объем этих незаконных рубок можно оценивается приблизительно на начало 2010 года в 10 миллионов кубометров.
  3. Рубки, которые проводятся на основании разрешительных документов, но с явными грубыми нарушениями действующих правил. К данному виду нарушений можно отнести заготовку древесины под видом санитарных рубок, рубку лучших деревьев под видом ухода за лесом, сплошные рубки в водоохранных зонах, рубки, нарушающие режим особо охраняемых природных территорий, и другие. Годовой объем древесины, заготавливаемой этими рубками, приблизительно оценивается на начало 2010 года в 20 миллионов кубометров. Ущерб, наносимый этими рубками, связан не только с неучтенной заготовкой древесины, но и расстройством оставляемых после них лесных насаждений. Леса, подвергшиеся подобным «санитарным рубкам» или «уходу» (а это в основном лучшие деревья или лучшие насаждения), в основном, теряют биологическую устойчивость и продуктивность, и могут надолго выбыть из хозяйственного использования.

Именно незаконные рубки третьего типа причиняют максимальный вред лесам и лесному хозяйству России. Они наносят огромный материальный ущерб лесам и ведут к деградации всего лесного хозяйства вплоть до его полного исчезновения.

К сожалению, государственные органы часто вообще незаконные рубки третьего типа не рассматривают как незаконные — происходит смешения понятий «незаконная рубка» и »самовольная рубка». Поэтому в большинстве регионов принимаемые меры по борьбе с незаконными рубками оказываются направленными против самовольных рубок первого и второго типов, которые обычно играют не главную роль в разорении лесов, и являются не основными источниками коммерческой древесины незаконного происхождение.

Государство признает, что в России проблема нелегальных лесозаготовок и торговли лесом имеет существенные негативные последствия для многих сфер деятельности и принимает определенные меры.

Российская Федерация инициировала процесс ENA FLEG (Европейскосевероазиатский процесс по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе. Россия осуществляет ряд мероприятий в рамках взятых на себя обязательств:

  1. активно участвует в международных совещаниях по обсуждению проблемы нелегальной лесозаготовки; 
  2. разрабатывает и внедряет систему мер по отслеживанию древесины;
  3. осуществляет дистанционный мониторинг лесов с применением аэрокосмических методов и ГИС — технологий, организует выездные собрания для рассмотрения результатов мониторинга в регионах
  4. проводит проверки состояния лесного фонда и организацию лесопользования в субъектах РФ.

Россия реализует и программы по предотвращению незаконного оборота древесины на среднесрочную перспективу. Например, Министерством сельского хозяйства РФ был утвержден «План по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2010-2011 годы» также была создана Комиссия по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины.

Меры по борьбе с нелегальным оборотом древесины активно ведет и поддерживает и Всемирный фонд дикой природы (WWF). Одним из ключевых направлений деятельности WWF стала деятельность по сокращению объемов нелегальной заготовки леса на национальном и региональном уровне. Работа по этому направлению ведётся по проекту в рамках партнерства WWF-IKEA. В рамках этого направленияWWF проводит:

  •  изучение схем перемещения экспортируемой древесины;
  •  анализирует официальные данных по объемам поставок леса;
  •  анализирует породный состав экспортируемой древесины на предмет наличия ценных пород;
  •  анализирует деятельность компаний лесного сектора и их экологическую политику.

Что касается Воронежской области, то здесь по-прежнему самая высокая доля экологических преступлений приходится на незаконную рубку леса, и объем данных правонарушений имеет тенденцию к росту (За 2010 год было зафиксировано 151 незаконная рубка, а на начало 2011 этот показатель составлял уже 63 нарушения).

Проанализировав основные причины, виды и проводящиеся мероприятия по борьбе с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины, можно определить ряд мер, способствующих быстрому сокращению объемов незаконных рубок в ближайшие годы. В частности, необходимо сделать следующее:

  •  бороться с социальным неблагополучием жителей лесных деревень и поселков, и сельского населения в целом (безработицей, бедностью);
  •  реорганизовать и повысить эффективности работы Государственной лесной охраны;
  •  внедрить эффективных систем за происхождением древесины;
  •  повысить взаимодействия контролирующих структур;
  •  создать эффективные пути сообщения «лесосека — покупатель»;
  •  сформировать экспертную группу для ревизии важнейших нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет выявления явных ошибок, положений, которые способствуют развитию коррупции или препятствуют развитию малого бизнеса, и других, нуждающихся в незамедлительном исправлении, с внесением и утверждением соответствующих изменений;
  •  повысить ответственность (как административную, так и уголовную) за незаконный оборот леса.

Несомненно, что с учетом отмеченных мер, совместными усилиями заинтересованных в наведение порядка в лесном секторе сторон удастся добиться желаемого результата.

Список литературы

1. »Консультант плюс» — Общероссийская Сеть распространения правовой информации: информационно поисковая система . — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Всемирный Фонд Дикой Природы . — Режим доступа: http://www.wwf.ru.

3. Зиновьева И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России // Современные направления теоретических и прикладных исследований — 2008: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т. 10. Экономика. — Одесса: Черноморье, 2008. — С. 73-75.

Библиографическая ссылка

Кленникова О.С., Зиновьева И.С. НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСА И НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ ДРЕВЕСИНЫ В РФ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БОРЬБЫ С НИМИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 187-189;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29989 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI