Ответственность за налоговые преступления

На что обращают внимание налоговики?

В письме ФНС указано, что инспекторы должны внимательно следить за налогоплательщиками, у которых образовалась задолженность свыше 1,5 миллиона рублей. Именно эта сумма является квалифицирующим признаком преступления по статье 199.2 УК РФ. В то же время необходимо доказать, что налогоплательщик специально не выплачивает налоги и сборы, скрывая имущество или денежные средства. К обстоятельствам, свидетельствующим о наличии прямого умысла, можно отнести:

  • перечисление руководителем организации денежных средств кредиторам путем дачи финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетные счета в банке организации-налогоплательщика;
  • использование наличных денежных средств, минуя расчетные счета, в отношении которых применена ст. 76 НК РФ, например через кассу предприятия;
  • использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с контрагентами;
  • открытие новых расчетных счетов;
  • несдача денежной выручки в кассу; утаивание информации о денежных средствах или имуществе и документов, их удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов);
  • несообщение или искажение информации о денежных средствах или имуществе в бухгалтерских документах;
  • отчуждение имущества в порядке пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации «Основания прекращения права собственности»;
  • совершение с имуществом мнимых сделок;
  • отсутствие деловой цели в осуществленной хозяйственной операции; хозяйственные операции по реализации товаров, работ или услуг, которые осуществляются с существенной рассрочкой платежа, что приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности;
  • препятствие осуществлению мероприятий налогового контроля.

Если одно или несколько названных действий будет совершать налогоплательщик, имеющий большую задолженность (более 1,5 млн рублей), налоговики могут заподозрить его в сокрытии средств на ее погашение, а затем передать дело в правоохранительные органы.

Какое наказание грозит предпринимателям за сокрытие доходов в целях неуплаты налогов и сборов?

В соответствии со сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, наказывается штрафом в размере от 250 до 500 тысяч рублей.

Альтернативное наказание:

  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Сокрытие доходов — это серьезное преступление. В России оно встречается довольно часто. Кто-то намеренно идет на подобный поступок, а некоторые становятся жертвами ситуации. В любом случае придется понести то или иное наказание. Но какое именно? Чего опасаться налогоплательщику, если он не сообщил налоговым организациям о своих доходах? Все зависит от ситуации. Какие варианты развития событий имеют место?

Обстоятельства и их влияние

Сокрытие доходов — тема неоднозначная. Некоторые обстоятельства могут влиять на масштабы ответственности. Как именно?

К примеру, если данное деяние совершено из-за жизненных обстоятельств, а также под угрозами, по принуждению или под давлением, то штраф уменьшат в 2 раза. Обычно подразумевается совершение действий, которые привели к сокрытию прибыли. А того, кто оказывал влияние (угрожал, принуждал) накажут в полной мере. Никаких исключений!

Вина нарушителя исключается, если он столкнулся со следующими обстоятельствами:

  • стихийное бедствие;
  • болезнь налогоплательщика;
  • лицо следовало указаниям налоговых или иных компетентных органов, что привело к сокрытию прибыли.

Имеется хоть одно из этих обстоятельств? Тогда гражданин может не бояться ответственности. Привлечь к ней не смогут.

  • Налоговые санкции
  • Уголовная ответственность
  • Заключение

Неуплата налогов ИП — ситуация предельно серьезная, грозящая административным и даже уголовным наказанием. Что может случиться, если индивидуального предпринимателя уличат в неуплате налогов?

Налоговые санкции

По статистике, означенная проблема занимает первую строчку в списке наиболее распространенных экономических преступлений. Конечно, порой ИП просто не успевает “раскрутить” бизнес, как уже пора платить по счетам. Однако в большинстве случаев граждане знают, на что идут. Последствия такого способа сохранения прибыли оказываются достаточно печальными.

Так чем грозит неуплата налогов ИП? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале способы административного регулирования проблемы:

  1. Пени за неуплату налогов ИП. Она налагается при задержке уплаты долга (76 НК РФ). Обычно она не слишком обременительна, но это лишь на первый взгляд. Пеней может облагаться даже штраф или недоимка, что складывается уже в более значительную сумму. Кроме того, все расходные операции ИП могут быть приостановлены до погашения долга. Исключение — более приоритетные платежи, чем налоговые. Как только декларация подается и компенсируется, санкции отменяются в первые же сутки.
  2. Штраф за неуплату налогов ИП. Чаще всего налагается в случае возникшей недоимки. Если она доказана, придется уплачивать и ее, и штраф за недобросовестное ведение бизнеса.

Недоимка определяется как результат злонамеренного сокрытия ИП размеров собственных доходов, чтобы налог на них оказался меньшим, чем полагается. Доказательством тому будут ложные цифры в налоговой декларации, сокрытие информации о владении облагаемой налогом недвижимостью (например, ИП не известил налоговую службу о существовании построек на приобретенной земле) и прочее.

Штраф может составлять от 5 до 20% от суммы, сокрытой предпринимателем либо неверно им рассчитанной. До 30% — при особо крупных размерах, а до 40% — при наличии умысла. Минимальная же сумма — 1000 рублей. Обычно такое возникает, если налоговая декларация подана неправильно. Если правильно, то ИП уплачивает только недоимку и скромную пеню. К штрафу может добавиться еще 5%, если декларация подана не была вовсе.

Если налоговой службой обнаруживается неуплата налогов индивидуальным предпринимателем, ему, в соответствии со ст. 69 НК, отправляется извещение о такой необходимости с указанием суммы и даты выплаты. Если ИП запаздывает, накладывается пеня и взыскивается недоимка (соответственно ст. ст. 46 и 122 НК). Если банковский счет ИП не покрывает налогообложений, дополнительно может быть списана некоторая часть имущества, равноценная остаточной сумме.

Уголовная ответственность за неуплату налогов ИП возможна, если долг составляет оговоренную в Уголовном кодексе РФ сумму либо превышает ее. В ст. ст. 198-199 указывается, какое наказание за неуплату налогов ИП получает в таком случае. В процессе судопроизводства процент, подлежащий уплате, определяется с учетом последних 3 лет, из чего и рассчитывается сумма компенсации со стороны нарушителя.

Самая скромная сумма в этом случае — 100 тысяч рублей, однако может дорасти и до 300 тысяч либо суммы зарплат за 1-2 года. Тюремное заключение тоже предусматривается, от 4 до 12 месяцев. При хищениях в особо крупных размерах — штраф до 500 тысяч, а заключение — до 3 лет. Юридическим лицам грозят те же самые ограничения, но только с наложением запрета на то, чтобы занимать аналогичную или вышестоящую должность, на оговоренный в УК срок.

В соответствие же со ст. 120 НК (о недостатках ведения налоговой отчетности), уголовной ответственности еще можно избежать, ограничившись штрафом в 10-30 тысяч рублей, в зависимости от того, насколько растянулся срок недоплаты. При занижении налоговой базы ответственность индивидуального предпринимателя за неуплату налогов может соотноситься со штрафом от 40 тысяч рублей либо в 20% от удержанных платежей. К этому прибавляется пеня и доплата оставшейся по стандартной процедуре суммы задолженности.

Если сами документы, предоставляемые налоговой службе, фальсифицированы, а сумма сокрытых от органов средств превышает 300 тысяч рублей, на злостного неплательщика налагается аналогичный или еще больший штраф в размере до двухлетнего дохода ИП. Той же ст. 198 УК предусматривается шестимесячный арест или годовое лишение свободы. Хищение, превышающее 1,5 миллиона рублей, наказуемо либо штрафом до полумиллиона рублей, либо изъятием средств уже в размере трехлетнего дохода, либо заключением в местах лишения свободы (до 3 лет).

Не будет лишним отметить, что при неуплате налогов ИП ответственность последнего может быть смягчена уже в ближайшее время, однако только при просрочке, лишенной злого умысла. Такой законопроект предложил Р. Марданшин на заседании Госдумы. Это может способствовать более уверенному продвижению малого бизнеса.

Неуплата налогов может иметь множество причин. В одном случае это простая халатность, незнание положений законодательства, неспособность рассчитать собственные силы, а в другом — злостное правонарушение. Тогда закон действует беспристрастно и безжалостно.

В любом случае при получении статуса индивидуального предпринимателя стоит заранее ознакомиться со всеми юридическими тонкостями.

Неуплату налогов индивидуальным предпринимателем можно считать самым распространенным экономическим преступлением. Особенно часто таким нарушением пользуются организации, ведь у них гораздо больше возможностей избежать уплаты налогов, чем у ИП. Однако и физические лица пытаются приложить как можно больше усилий, чтобы уклониться от уплаты налогов частично или же полностью.

С одной стороны, подобная позиция понятна и ясна. Каждая организация пытается сократить свои расходы и увеличить прибыль, даже если ради этого нужно будет не оплатить налоги, ведя теневую экономическую деятельность. ИП и физические лица тоже заинтересованы в увеличении своих доходов, при этом, они не всегда могут увидеть то, куда направлены их взносы. Точнее сказать, человек просто не видит то, что он получает взамен уплаты налогов. А позиция многих людей проста — не вижу, значит и не получают. Поэтому, давайте для начала узнаем, чем же грозит неуплата налогов индивидуальным предпринимателем. Экономя на налогах, предприниматель увеличивает свой доход, но совершенно не понимая при этом, что может получить куда худший результат.

Ответственность, которую несет налогоплательщик определена в Налоговом кодексе и Уголовном кодексе. Данные документы подробно разъясняют все экономические санкции, которые грозят предпринимателям в случае неуплаты налогов. Давайте разберемся в этом подробнее.

Виды налоговых санкций для ИП

Налоговые санкции носят сугубо финансовый характер и проявляются в трех основных видах: пеня, штраф и недоимка.

Пеня — это сумма, которая должна быть уплачена предпринимателем в случае задержки уплаты налогов. При этом пеней может облагаться все что угодно, начиная от верно рассчитанного, но не уплаченного вовремя налога и заканчивая недоимкой или штрафом.

Штраф — это денежное взыскание за нарушение условия оплаты налога. Обычно он берется в случае, когда образуется недоимка в уплате налогов. Тогда предприниматель должен будет уплатить сверх недоимки дополнительную сумму, которая и будет являться штрафом.

Недоимкой называется та часть суммы, которая была скрыта в случае предумышленного занижения дохода предпринимателем. Допустим, если ИП решил указать в декларации доход ниже, чем он получил на самом деле. Недоимка может проявиться и при сокрытии имущественной собственности, например, если предприниматель указывает, что на купленном им участке отсутствуют какие-либо постройки и уплачивает только лишь налог на землю, не оплачивая налог на недвижимость.

Чем грозит неуплата налогов индивидуальным предпринимателем

За полную, а также частичную неуплату налога в результате сокрытия, неправильного исчисления или любых других действий на ИП налагается штраф в размере до 20% от сокрытой суммы. Стоит отметить, что такой штраф грозит только тем, кто неправильно подал налоговую декларацию. Если же декларация была правильно оформлена и подана в срок, то предприниматель должен будет только оплатить недоимку и небольшую пеню. Кроме того, нашим законодательством предусмотрено наложение штрафа в размере 5% от неуплаченного налога за неподачу налоговой декларации.

Если налоговая служба обнаружит случай неуплаты налогов, то предпринимателю отправляется требование с указанием сроков и суммы оплаты. Если и в таком случае требования не будут выполнены, то принимается решение о наложении пени и взыскании недоимки. При этом взыскание может быть списано не только с банковского счета ИП, но и за счет любого другого имущества, например, если денежных средств, хранящихся на счету, не хватило для уплаты налога. В таком случае продается часть или все имущество должника и покрывается сумма долга.

Уголовная ответственность

Неуплата налогов индивидуальным предпринимателем может караться и уголовной ответственностью в случае, если долг составил крупную сумму. Размер этой суммы определяется в статьях 198 и 199 УК, а рассчитывается сумма в зависимости от процента, который должен был подлежать уплате за период трех лет.

Уклонение от уплаты налогов в крупном размере ИП может грозить большим штрафом: от 100 до 300 тысяч рублей, либо же штраф в размере заработной платы, полученной за период от 1 до 2 лет. Кроме того, предпринимателя могут осудить на срок от 4 месяцев до 1 года. Если же размер сокрытого дохода является особо крупным, то штраф может быть увеличен до 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы до 3 лет.

Юридическим лицам, уклоняющимся от оплаты, грозят же самые санкции, но в дополнение ко всему на лицо налагается запрет на занятие руководящей должности на определенный срок.

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Главная — Статьи

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате конкретных видов налогов и сборов, а также по представлению налоговой отчетности устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ). За неисполнение соответствующей обязанности виновное лицо несет ответственность. Этот общеправовой принцип применяется и в налоговых правоотношениях.

Налогоплательщик, который ненадлежащим образом исполнял обязанности, закрепленные НК РФ, может быть привлечен к трем видам ответственности:

— налоговой;

— административной;

— уголовной.

Составы преступлений, связанных с неисполнением налоговых обязанностей, содержатся в гл. 22 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). Уголовную ответственность несут только физические лица. Это могут быть руководители и главные бухгалтеры, если нарушение допущено организацией, индивидуальные предприниматели, если нарушение допущено ими при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно — все физические лица, если нарушение ими допущено в связи с уклонением от исполнения обязанностей, связанных с налогообложением доходов физических лиц.

Уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена ст. ст. 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Под иными документами, указанными в ст. ст. 198 и 199 УК РФ, следует понимать любые предусмотренные НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К таким документам, в частности, относятся:

— выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций;

— копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (ст. 145 НК РФ);

— расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (ст. 398 НК РФ);

— годовые отчеты (ст. 307 НК РФ);

— документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Под включением в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.

Необходимо разграничивать допустимые пределы налоговой оптимизации и налоговых правонарушений, отделять незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат.

К незаконному уменьшению налогов или уклонению от уплаты налогов относятся способы, при которых экономический эффект в виде снижения налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, т.е. действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Такие действия в зависимости от размера уклонения влекут за собой налоговую либо уголовную ответственность. К налоговой оптимизации относятся способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает случаи их необоснованной переплаты. К условиям законности деятельности по оптимизации относятся:

— применение налогоплательщиком такого режима налогообложения, который допускается налоговым законодательством;

— изменение режима налогообложения в соответствии с нормами НК РФ;

— совпадение формального и фактического содержания хозяйственных операций налогоплательщика.

Таким образом, главным отличием налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов является использование разрешенных и незапрещенных способов уменьшения налоговых платежей. Такие действия не образуют состава налогового правонарушения или преступления и не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика в виде доначисления налогов, взыскания пени и налоговых санкций. Эти обстоятельства имеют значение для установления наличия либо отсутствия в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, содеянное им при наличии к тому оснований влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199 и 327 УК РФ.

Поскольку для разных видов налогов, подлежащих уплате физическим либо юридическим лицом, НК РФ предусмотрены различные сроки представления налоговых деклараций и различные сроки уплаты, то моментом окончания преступления следует считать неуплату налога (сбора), подлежащего уплате последним по времени. Данное обстоятельство имеет значение для практики, поскольку имеются случаи прекращения уголовных дел в связи с истечением сроков давности уголовного преследования в части уклонения от уплаты отдельного вида налога, который входит в совокупность не уплаченных лицом налогов.

Следует учитывать то обстоятельство, что в соответствии с НК РФ сроки уплаты различных налогов индивидуальны и отличаются друг от друга, но это не влечет необходимости квалифицировать деяние как самостоятельное преступление по каждому виду неуплаченного налога и исчислять сроки давности исходя из неуплаты каждого отдельного налога. Уклонение от уплаты совокупности налогов, имеющее место в один временной промежуток, одним и тем же лицом, которое действовало с единым умыслом, требует единой квалификации. Искусственное разделение одного деяния на несколько преступлений влечет, кроме того, неправильное исчисление действительного размера уклонения от уплаты налогов (сборов), вступая в противоречие с примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

Отметим, что, если лицо привлечено к налоговой ответственности, осуждено по соответствующему основанию ст. ст. 198 и 199 УК РФ, оно не может быть впоследствии вторично привлечено к ответственности, предусмотренной НК РФ.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.07.2008 N А33-14747/07-Ф02-2805/08 рассмотрена ситуация, в которой согласно вступившему в законную силу приговору суда индивидуальный предприниматель признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 6 мес. лишения свободы, условно. Данным приговором предприниматель осужден за уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговых деклараций, в том числе декларации, за непредставление которой предприниматель привлечен к налоговой ответственности на основании решения по п. 2 ст. 119 НК РФ. Суд пришел к выводу, что предприниматель не может быть вторично привлечен к ответственности, предусмотренной в ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета.

Кроме того, суды указывают, что физические лица не освобождаются от налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в случае освобождения их от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.02.2009 по делу N А63-449/2005-С4-22).

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

Применительно к данному составу преступления особую сложность представляет установление личного мотива действий налогового агента. К личному интересу относятся карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой. В случае когда лицо из личных интересов не исполняет обязанности налогового агента, а будучи налогоплательщиком, уклоняется от уплаты налогов, имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199 или ст. 199.1 УК РФ.

Таким образом, мотив, по которому лицо не исполняло обязанности налогового агента, подлежит обязательному выяснению в судебном заседании и мотивировке в приговоре. При этом Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 383-ФЗ) с 01.01.2010 увеличен размер налогов и сборов, не уплаченных в бюджет организацией или физическим лицом, влекущий наступление уголовной ответственности.

Ранее крупным размером не уплаченных физическим лицом налогов и сборов (ответственность наступает по ст. 198 УК РФ) признавалась сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.

С 01.01.2010 крупным размером признается сумма более 600 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,8 млн руб., а особо крупным — сумма более 3 млн руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн руб.

До 01.01.2010 крупным размером не уплаченных организацией налогов и сборов в качестве налогоплательщика (ответственность наступает по ст. 199 УК РФ) и налогов в качестве налогового агента признавалась сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб.

После 01.01.2010 указанные суммы увеличены: в отношении крупного размера — до 2 млн руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, или 6 млн руб.; в отношении особо крупного размера — до 10 млн руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, или 30 млн руб.

Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» примечания к ст. ст. 198 и 199 УК РФ дополнены положениями, согласно которым лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. ст. 198, 199 и 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно либо организация, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплатили суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Отметим, что ранее в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» было отмечено, что если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным (ст. 23 НК РФ), либо включил в налоговую декларацию или в эти документы заведомо ложные сведения, в том числе в случаях подачи в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации после истечения срока ее подачи, но затем до истечения срока уплаты налога и (или) сбора сумму обязательного взноса уплатил (п. 4 ст. 81 НК РФ), добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца (ч. 2 ст. 31 УК РФ), то в его действиях состав преступления, предусмотренный ст. 198 или ст. 199 УК РФ, отсутствует.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

Преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, заключается в сокрытии денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки. Способы сокрытия денежных средств (имущества) диспозицией указанной статьи не предусмотрены и могут быть самыми различными.

Наиболее распространенными способами сокрытия денежных средств (имущества) организаций либо индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки, являются:

— открытие новых расчетных счетов для проведения финансовых операций, поскольку на имеющиеся счета выставлены инкассовые поручения, использование для этих целей наличных денежных средств и векселей, использование бюджетных счетов;

— расчеты с кредиторами путем договоренности руководителя организации и дачи им финансовых поручений дебиторам произвести оплату минуя расчетный счет организации в банке, т.е. непосредственно кредитору.

Действия субъекта преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, скрывающего денежные средства либо имущество от взыскания недоимки, могут быть обусловлены хозяйственными интересами предприятия. Однако гражданско-правовой и частный интерес хозяйствующего субъекта не может быть признан более значимым, нежели интерес общественный и государственный.

В то же время имеют место случаи, когда, скрывая денежные средства либо имущество, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки, лицо фактически действует в состоянии крайней необходимости, направляя средства на оплату текущих коммунальных платежей, а также поставок электроэнергии, газа, угля, защитных устройств, специального оборудования для перевозки и хранения опасных и взрывчатых веществ, водоочистки и т.п., поскольку осуществление этих платежей предотвращает техногенные или экологические катастрофы, социальный взрыв либо гибель людей. Данный вопрос следует разрешать с учетом положений ст. 39 УК РФ, в которой дано понятие «состояние крайней необходимости».

Отметим, что в соответствии со ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Глава 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) предусматривает порядок обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. В соответствии со ст. 123 УПК РФ действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Из анализа приведенных ранее положений УК РФ и УПК РФ следует, что правом на обжалование действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, обладают участники уголовного судопроизводства и только в рамках тех процессуальных действий, которые производятся по уголовному делу.

Юридическое лицо не может выступать субъектом уголовного преступления, следовательно, не является оно и иным участником уголовного судопроизводства (потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и т.п.), поэтому оно не может обжаловать действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда, связанные с привлечением к уголовной ответственности за налоговые преступления, в порядке, предусмотренном гл. 16 УПК РФ.

Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 N 17АП-2441/2008-АК).

В соответствии со ст. 15 УК РФ в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Согласно ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

— два года после совершения преступления небольшой тяжести;

— шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

— десять лет после совершения тяжкого преступления;

— пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Следовательно, к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица можно привлечь в течение двух лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ, и в течение шести лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 198 УК РФ, после совершения преступления.

К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с организации можно привлечь в течение двух лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, и в течение десяти лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ, после совершения преступления.

За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), можно привлечь в течение двух лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ, и в течение десяти лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199.1 УК РФ, после совершения преступления.

За сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам (ст. 199.2 УК РФ), можно привлечь к ответственности в течение шести лет после совершения преступления.

Уголовно-правовая характеристика «налоговых» преступлений

Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица и организаций соответственно.

Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.

Для налогоплательщиков–индивидуальных предпринимателей уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 600 тыс. рублей (если при этом доля неуплаченных налогов за 3 финансовых года превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов), либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 1 млн. 800 тыс. рублей (независимо от доли неуплаченных налогов). Аналогичным образом для налогоплательщиков–юридических лиц уголовная ответственность по п.1 ст.199 НК РФ наступает в случае неуплаты 2 млн. или 6 млн. рублей соответственно.

За неисполнение обязанностей налогового агента возможна ответственность по ст.199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.

Субъект преступления четко в статье 199.1 УК РФ не определен — это лицо, которое наделено какими-то управленческими функциями на предприятии. Так что субъектом может стать кто угодно. Обычно это бухгалтера, в соответствии с должностной инструкцией именно на них чаще всего возлагается обязанность исчислить налог, удержать и перечислить в бюджет.

Ключевой момент — наличие корыстного мотива (личная заинтересованность). Доказательством корыстного мотива, как свидетельствует судебная практика, являются, например, такие факты, когда в условиях неперечисления налога в бюджет:

  • бухгалтер и/или директор получают премию;
  • произведена оплата контрагенту — аффилированному лицу;
  • выплачена заработная плата сотрудникам. Личная заинтересованность директора, по мнению судов, состоит в этом случае в том, что он хочет укрепить авторитет в глазах подчиненных.

Единственный способ избежать привлечения к ответственности по ст. 199.1 УК РФ – доказать полное отсутствие денег на предприятии.

Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

В этой статье «крупный размер» отличается от вышеперечисленных статей, определяется в соответствии с примечанием к статье 169 УК РФ и составляет 1,5 миллиона рублей.

Доля привлечения к ответственности по этой статьей среди всех налоговых преступлений составляет 50-60 процентов.

Новые статьи УК, или «мнимая» борьба с однодневками

Государство продолжает борьбу с фирмами-однодневками, а также с так называемыми «быстрыми» ликвидациями путем присоединения к номинальным компаниям. Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 419-ФЗ введены статьи 173.1 и 173.2, которыми предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды преступлений:

1) Образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц. Под подставными лицами понимаются учредители (участники) или органы управления юридического лица, которое было образовано (создано, реорганизовано) путем введения данных лиц в заблуждение.

2) Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами и иным имуществом;

3) Приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами и иным имуществом. Под приобретением документа, удостоверяющего личность, понимается его получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием.

За перечисленные виды преступлений предусмотрена ответственность в виде штрафов, обязательных и принудительных работ, а также реального лишения свободы на срок до трех лет.

Данный Федеральный закон вступил в силу 08.12.2011.

Однако, как заявляют адвокаты по экономическим преступлениям, да и сами полицейские, новые статьи абсолютно неприменимы на практике.

До 2010 в УК РФ была достаточно широкая статья «Лжепредпринимательство», которая предусматривала ответственность в том числе за создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов.

По сути, новая статья 173.1 УК призвана заменить отмененную годом ранее статью «Лжепредпринимательство».

Между тем, составообразующим признаком новой статьи является введение в заблуждение учредителей юридического лица. То есть для того, чтобы избежать ответственности по данной статье за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, необходимо, чтобы это подставное лицо (или по-другому — номинал) на допросе или в суде подтвердил, что он осознавал, что от его имени учреждается компания.

Привлечение к ответственности самих номиналов за предоставление ими документов для создания новых юридических лиц по ст.173.2 УК РФ также маловероятно.

Согласно формулировке новой статьи, составообразующим признаком будет цель предоставления документа, удостоверяющего личность, или выдачи доверенности — для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом. То есть номинал уже в момент предоставления своего паспорта (выдачи доверенности на право представления его интересов в регистрирующих органах) должен сознавать, что юридическое лицо будет создано для определенных преступлений. Очевидно, что доказывать это будет проблематично. Единственным возможным доказательством в данном случае станет переписка.

Решение налогового органа как основание для возбуждения уголовного дела

Согласно п.3 ст.108 Налоговой кодекса РФ (редакция 2010 года) основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Из буквального толкования этой нормы следует, что только после того, как соответствующее решение инспекции по результатам налоговой проверки вступит в силу, органами внутренних дел может быть решен вопрос о наличии оснований для возбуждения уголовного дела и привлечения нерадивого налогоплательщика к налоговой ответственности.

В 2011 г. Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ были введены соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Новый п. 1.1. статьи 140 УПК гласит, что «Поводом для возбуждения уголовного дела по всем налоговым преступлениям (статьи 198 — 199.2 УК РФ) служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела», гласит данный пункт.

Налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, данное требование не исполнено, а сумма недоимки достаточна для возбуждения уголовного дела (п. 3 ст.32 НК РФ). Только после этого может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела.

Между тем, обжалование решения налогового органа в арбитражном суде не препятствует расследованию уголовного дела! Дажеприостановление исполнения требования в рамках рассмотрения дела об оспаривании решения налогового органа в арбитражном суде (принятие обеспечительных мер в виде запрета принудительного исполнения решения и требования) не влияет на течение указанного выше двухмесячного срока и обязанность инспектора направить материалы налоговой проверки в следственные органы. Решение инспекции считается вступившим в силу и может служить основанием для возбуждения уголовного дела.

Примечательно, что законодатель использует разные понятия: «повод для возбуждения» в УПК РФ и «основание для привлечения к ответственности» в Налоговом кодексе РФ. Уголовное дело возбуждается по определенному поводу и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Очевидно, что материалы налогового органа, направленные в следственные органы, подпадают под категорию «основание», поскольку содержат в себе фактически все данные о предполагаемом преступлении. До 2012 года практика всегда шла по тому пути, что без решения ИНФС о доначислении налогов нет именно основания для возбуждения уголовного дела. Но законодатель решил использовать понятие «повод», фактически приравняв материалы налогового органа (достаточно большие по своему объему) к заявлению или сообщению о преступлении.

Более того, если УПК РФ установлены определенные требования к явке с повинной, к заявлению о преступлении, то понятие «материалы, которые направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела» остается размытым.

Преюдиция

Особое внимание следует обратить на новую редакцию ст.90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.

Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более – подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными. Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.

Кроме того, в случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего – в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники ООО, формально не занимающие должностей в обществе, но фактически руководящие его деятельностью.

Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.

Основания для прекращения преследования по уголовному делу

Обращаем ваше внимание на то, примечания к статьям 198, 199 УК РФ, вступившие в силу в начале 2010 года, устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

В конце 2010 года УПК РФ также дополнен статьей 28.1, предусмотревшей право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1 УК в случае возмещения им причиненного вреда, то есть:

1) недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу;

2) соответствующих пеней;

3) штрафов в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

К сожалению, изменения так и не устранили коллизию материальных и процессуальных норм, которая появилась в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.

Освобождение от ответственности по статье 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов) с 08.12.2011 ужесточилось в соответствии со статьей 76.1 УК РФ. До этого, можно было, используя ст. 75 УК «Деятельное раскаяние», избежать ответственности, уплатив сумму ущерба в бюджет. Теперь же дело прекращается только после возмещения суммы ущерба (налог, пени, штраф), а также уплаты вдобавок к этому еще и «штрафной» пятикратной его суммы в бюджет! То есть по сути это тот же штраф, но только без судимости у конкретного физического лица.

Налоговые преступления в России

Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ. Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории налогоплательщиков предусмотрены налоговым кодексом. Однако, простая неуплата налога (недоимка) еще не является налоговым преступлением; она становится таковой, только если налоги не уплачены в крупном размере, и не уплачены они умышленно. Распространенным способом совершения налоговых преступлений является внесение искаженных данных в налоговые декларации.

Нельзя путать оптимизацию (минимизацию) налоговых платежей с уклонением от уплаты налогов. Оптимизация связана с использованием предоставленных законом льгот, либо выбором законного режима налогообложения, который наиболее выгоден субъекту предпринимательской деятельности, либо с таким планированием доходов и расходов лица, которое позволит субъекту свести размер налогов к минимуму. В любом случае, оптимизация налогов — это разрешенные законом действия, не причиняющие ущерба. Уклонение от уплаты налогов — наоборот, причиняет ущерб государству в виде не поступивших в бюджет налогов, и совершается умышленно.

Традиционно налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. Оперуполномоченный, выявляющий налоговые преступления, следователь, их расследующий, прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде и судья, выносящий приговор, являются юристами; в то же время, рассмотрение налоговых преступлений дополнительно требует и экономических (бухгалтерских) познаний. Уголовные дела о налоговых преступлениях зачастую состоят из многих томов, так как при расследовании изымается отчетность предприятий, налоговые декларации, первичная документация, которая приобщается к делу в качестве доказательств. Сложно доказуемым является умысел обвиняемых на совершение преступлений; сторона обвинения обязана доказать, что неуплата налогов не явилась следствием бухгалтерской ошибки, неправильных подсчетов, а также умысел на совершение налоговых преступлений исключается в случае противоречия законов.

Судебная практика привлечения к ответственности за налоговые преступления не отличается единообразием. Это связано с тем, что нет разъяснений по поводу ряда неоднозначно сформулированных норм Уголовного кодекса РФ. Например, нет формулы расчета доли неуплаченных налогов для определении крупного (особо крупного) размера преступления для привлечения к ответственности по ст. 199 УК РФ. По данному поводу есть две точки зрения: в знаменателе при расчете доли необходимо ставить сумму, подлежащего уплате налога, по которому имеется недоимка, вторая точка зрения: в знаменателе необходимо указывать сумму всех налогов, подлежащих уплате организацией.

Законодательно установлена возможность прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях при погашении виновных лицом суммы недоимки по налогам. Данный уголовно-правовой рычаг способствует повышению собираемости налогов в бюджет.

Налоговые преступления: понятие и виды

«Виталий Поляков
адвокат по налоговым
преступлениям»

Налоговые преступления – это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. Уголовный кодекс РФ содержит четыре статьи – ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ, ст. 199.1 УК РФ, ст. 199.2 УК РФ. Все четыре статьи предусматривают ответственность за нарушение налогового законодательства. В данной статье рассмотрены понятие и характеристика каждого из видов налоговых преступлений, и как складывается судебная практика привлечения к уголовной ответственности за их совершение.

Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена ст. 57 Конституции РФ, которая гласит «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории налогоплательщиков предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

С точки зрения Уголовного кодекса РФ налоговое преступление – это виновное противоправное общественное деяние в сфере налогообложения, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. Действующий Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение таких видов налоговых преступлений, как:

  • уклонение от уплаты налогов и сборов физическим лицом (ст. 198 УК РФ);
  • уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом (ст. 199 УК РФ);
  • неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
  • сокрытие имущества от взыскания в счет пополнения бюджета (ст. 199.2 УК РФ).

Теперь обо всем по порядку. Итак, ст. 198 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. Порядок уплаты физическими лицами налогов и сборов регулируется главой 23 Налогового кодекса РФ. Что грозит физическому лицу за уклонение от уплаты налогов? Согласно ч. 1 ст. 198 УК РФ уголовная ответственность физического лица наступает в случае его уклонения от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенного в крупном размере. Под включением в декларацию заведомо ложных сведений, в свою очередь, понимается умышленное указание в налоговой декларации сведений, не соответствующих действительности.

Далее, ст. 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов юридических лиц. У организаций объектами налогообложения являются: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Иными словами, объект налогообложения – это то, что имеет стоимостную, количественную или физическую характеристики, при наличии которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Уголовное законодательство РФ предусматривает ответственность за сокрытие указанных объектов налогообложения юридическими лицами. Признаками сокрытия, в частности, могут являться заведомо искаженные сведения, включенные в бухгалтерские документы и налоговую отчетность. Также сокрытие может выражаться и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах.

Неисполнение обязанностей налогового агента. Ответственность за данный вид налогового преступления предусмотрен ст. 199.1 УК РФ. Здесь речь идет о ненадлежащем исполнении налоговыми агентами своих обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет.

Ст. 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, за счет которых должно производиться взыскание налогов или сборов. При этом состав преступления, предусмотренный ст. 199.2 УК РФ присутствует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствования дальнейшему принудительному взысканию налоговой недоимки.

Особую сложность рассматриваемых видов преступлений, вызывает установление момента окончания налогового преступления. Отсюда исчисление сроков давности привлечения к уголовной ответственности. С какого момента налоговое преступление считается оконченным? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ответить и на такие вопросы:

  • какой срок представления налоговой декларации установлен в отношении данного налога для категории налогоплательщиков, к которой относится подсудимый;
  • какой срок уплаты установлен в отношении данного налога для категории налогоплательщиков, к которой относится подсудимый;
  • когда обязанность по уплате налогов и (или) сборов считается исполненной и была ли она исполнена к моменту обнаружения признаков налогового преступления;
  • превышает ли сумма налога (сбора), не уплаченного за период три финансовых года подряд, установленный размер.

Ответив на эти вопросы можно исчислить срок совершения налогового преступления и, следовательно, установить срок давности по привлечению к уголовной ответственности за его совершение.

Напомню, что налоговые преступления посягают на налоговую систему государства, поэтому законодатель относит их к преступлениям в сфере экономической деятельности, а равно предусматривает наказание за такие налоговые преступления.

Поляков Виталий Александрович — адвокат по налоговым преступлениям в Москве и Московской области. Более 20 лет практики в правоохранительных органах и адвокатуре. Если у вас возникли проблемы, связанные с неуплатой налогов — звоните!
Телефон: +7 (499) 391-34-74

Налоговые преступления и налоговые правонарушения: в чем отличия?

Многих интересует вопрос, в чем же отличия между понятиями «налоговые преступления» и «налоговые правонарушения»? Оба эти понятия имеют, пожалуй, одну отличительную разницу, которая заключается в виде характера и степени ответственности виновного в совершении налогового преступления/правонарушения. Приведу краткую характеристику налоговых преступлений и правонарушений. Так, по Уголовному кодексу РФ, как было отмечено ранее, налоговое преступление – это виновное противоправное общественное деяние в сфере налогообложения, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. В то время, как согласно налоговому законодательству РФ под налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность в виде налоговой санкции (штрафа), об этом говорится в ст. 114 НК РФ. Существенное отличие налогового преступления от налогового правонарушения – общественная опасность деяния, а равно отличие и в форме реализации ответственности. И даже несмотря на то, что признаки рассматриваемых деяний тождественны (состав налогового преступления, ответственность и т.д.), налоговое правонарушение, в отличие от налогового преступления, не представляет серьезной общественной опасности. Также важной отличительной особенностью этих двух видов указанных деяний является то, на кого может возлагаться ответственность за их совершение. Так, за совершение налогового преступления, ответственность может нести только физическое лицо. При совершении налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и юридические лица (см. ст. 107 НК РФ).

Судебная практика по налоговым преступлениям

Поскольку данная статья акцентирована на вопрос об уголовной ответственности за совершение налогового преступления – судебная практика по делам о налоговых преступлениях весьма разнообразна. Рассмотрим подробнее, как суды рассматривают подобные дела. Итак, Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида налоговых преступлений в виде уклонения от уплаты налогов, схожих по своему составу, они приведены в ст.198 и ст. 199 УК РФ. Составы указанных налоговых преступлений имеют основное отличие, которое кроется в субъекте преступления. Так, на примере судебной практики по ст. 198 УК РФ к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, которое на момент совершения налогового преступления являлось руководителем юридического лица и осуществляло от имени этого юридического лица на свои личные расчетные счета денежные средства. Субъектом уклонения от уплаты налогов в данном случае выступает такое должностное лицо, поскольку полученный доход поступает в его личное распоряжение (см. Апелляционное Постановление Астраханского областного суда от 21 июня 2018 года по делу № 22-1225/2018).

Уклонение от уплаты налогов на практике выражается различными действиями:

  • указание в налоговой декларации налогового вычета по НДС, основанного на подложных счетах-фактурах (см. Приговор Жуковского районного суда Московской области от 22 мая 2018 года по делу № 1-1-50/2018, Приговор Останкинского районного суда города Москвы от 15 мая 2018 года по делу № 01-0186/2018);
  • не отражение в налоговой декларации налогов к уплате (см. Приговор Красногорского городского суда Московской области от 08 июня 2018 года по делу № 1-302/2018);
  • указание недостоверных сведений об объекте налогообложения в налоговой декларации (см. Приговор Раменского городского суда Московской области от 17 мая 2018 года по делу № 1-247/2018);
  • не представление налоговой декларации (см. Приговор Трусовского районного суда Астрахани от 03 мая 2018 года по делу № 1-120/2018).

В целом по рассматриваемым статьям 198 УК РФ и 199 УК РФ, действия по уклонению от уплаты налогов могут квалифицироваться в совокупности нескольких преступлений. Например, должностное лицо, которое осуществляет фактическое руководство несколькими юридическими лицами и при этом в каждой из них имеет место уклонение. При неисполнении обязанностей налогового агента одновременно с уклонением от уплаты налогов с физического или юридического лица, квалификация может осуществляться по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1, 198 или 199 УК РФ. Пример из судебной практики – Приговор Климовского городского суда Московской области от 21 мая 2018 года по делу № 1-42/2018).

Расследование налоговых преступлений: доказывание

Налоговые и экономические преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ признаются таковыми только в случае, если такое деяние совершено преднамеренно, с прямым умыслом, в частности, с целью полной или частичной неуплаты налогов и сборов. Также следует учитывать, что основанием (для налоговых органов) направления материалов налоговой проверки в отдел следственных органов по налоговым преступлениям является установление виновности конкретного лица. Умышленный характер каждого из видов рассматриваемых налоговых преступлений устанавливается на основании косвенных доказательств, и чаще всего это связано с отсутствием прямых доказательств, таких как: показания свидетелей; документы, подтверждающие фактические намерения виновника; файлы ведения «черной бухгалтерии». В следственной практике, умысел виновного лица на совершение налогового преступления доказывается совокупностью обстоятельств его совершения. Процессуальной оценке при расследовании налоговых преступлений, в свою очередь, подлежат выявленные обстоятельства, их взаимозависимость и взаимосвязь.

Одной из существенных проблем в борьбе с налоговыми преступлениями, с которыми сталкиваются правоохранительные органы, является доказывание умысла виновного налогоплательщика. С позиции налоговой службы об умышленных действиях налогоплательщика свидетельствуют установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, а также установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными лицами взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение налогового преступления только вменяемого физического лица в возрасте старше 16 лет. Если речь идет о привлечении к уголовной ответственности за совершение налогового преступления юридическим лицом, то ответственность может быть возложена на главного бухгалтера компании или ее собственника (учредителя/участника). Важно! Уголовная ответственность за налоговые преступления грозит лишь за действия, совершаемые за последние три года.

В соответствии со ст. 198 УК РФ размер наказания физического лица за совершение налогового преступления зависит от суммы налоговой задолженности перед бюджетом, в частности:

  • в крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере более 900 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающая 2, 7 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.
  • в особо крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере 4,5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% от суммы подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающих 30 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб., либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.

Что касается юридических лиц, то согласно ст. 199 УК РФ за умышленную неуплату налогов им грозит следующая уголовная ответственность:

  • в крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере более 5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающая 15 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб., либо размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;
  • в особо крупном размере, при наличии задолженности перед бюджетом за последние три финансовых года подряд в размере более 15 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и сборов в совокупности, либо превышающая 45 млн. руб. – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб., либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

В завершение рассматриваемого вопроса, хочется еще раз отметить, что к наказаниям за налоговые преступления в виде уголовной ответственности приводят нарушения, прямо предусмотренные ст.198-199.4 УК РФ. Основным критерием при квалификации рассматриваемых видов налоговых преступлений, является умысел подозреваемого лица. На практике уголовные дела о налоговых преступлениях, как правило, состоят из большого количества томов. При расследовании налоговых преступлений у юридических лиц изымается вся первичная документация, налоговая и бухгалтерская отчетность, которая приобщается к материалам уголовного дела в качестве прямых и косвенных доказательств. При этом мало кто знает, что неуплата налогов перерастает в разряд налогового преступления, за которое грозит реальная уголовная ответственность, наступает в следующих случаях:

  • после проведения налоговой проверки, по результатам которой налоговым органом будет вынесено решение о начислении налогов, сборов, пени;
  • сумма начислений по результатам проверки должна составлять 6 млн. руб., либо 2 млн. руб. при условии, что доля неуплаченного налога или сбора превышает 10% от суммы налогов или сборов, которые не были уплачены налогоплательщиком;
  • обязательное вступление в законную силу решения налогового органа по результатам налоговой проверки;
  • если следственными органами и судом доказан умысел уклонения от уплаты налогов.

Налоговые преступления в России с каждым годом набирают все большие обороты, в связи с чем, так же стремительно ужесточается уголовная ответственность за их совершение. Из-за отсутствия требуемых знаний налогового законодательства и особенностей рассмотрения дел о налоговых преступлениях, подозреваемые лица (налогоплательщики) зачастую сами того не понимая, на допросах дают показания против самих себя. Более того, подозреваемые лица необдуманно предоставляют следственным органам первичную и иную бухгалтерскую документацию, благодаря чему следственные органы доказывают умысел в неуплате налогов. Адвокат по налоговым преступлениям убережет Вас от совершения непоправимых ошибок, ведь одно неаккуратное слово или действие может повлечь уголовную ответственность, предусмотренную ст.198 УК РФ, ст. 199 УК РФ.

>Глава 2. Понятие и виды налоговых преступлений.

§ 1. Понятие налогового преступления.

Понятие налогового преступления в УК РФ 1996 г. не дается. Однако, учитывая положения Общей и Особенной частей, такое понятие можно сформулировать.

Налоговое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

Начавшиеся позже социально-экономические преобразования потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. 18

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль — 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость — 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды — 6,7%, подоходного налога — 3,7%, акцизов — 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.

Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий — 12,8%, индивидуально-частных — 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.19

Определенный интерес представляет также распределение нарушений

налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления — 16%, занимающихся оказанием услуг — 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции — 9%, торгующих недвижимостью — 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения — 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку — 6%. 20

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”.

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.

Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определятся в Налоговом кодекса следующим образом:

“Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.

Из приведенного определения видно, что основные признаки налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность и т. д.).

Однако, существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение — “налоговую санкцию” (ст. 114 Налогового кодекса).

Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации ( ст. 107 Налогового кодекса). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст.110 Налогового кодекса).21