Ответственность за пожарную безопасность

Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 утверждены Правила обеспечения безопасного пожарного режима. Документ обязывает руководителя учреждения назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность. Рассмотрим в статье, кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность, критерии его выбора, функциональные обязанности и алгоритм оформления распорядительного документа о назначении.

Кого можно назначить

Правила № 390 предусматривают наличие в организации инструкции с перечнем мер, направленных на обеспечение безопасного режима. Этот же документ содержит информацию о том, кто ответственный за пожарную безопасность в организации, требования к такому сотруднику.

Мероприятия по обеспечению пожбезопасности

В числе мероприятий по безопасности — установка в организации противопожарного режима, включающего разработку инструкции, в которой отражаются позиции, связанные с таким режимом:

  • содержание зданий;
  • контроль визуальных осмотров по окончании рабочего дня;
  • эксплуатация путей эвакуации;
  • исправность систем безопасности при пожаре.

Инструкция доводится до сведения сотрудников.

Что должно быть в помещениях

В помещениях учреждения обеспечиваются:

  • наличие табличек с контактным телефоном, по которому вызывают пожарную охрану;
  • размещение планов эвакуации сотрудников в чрезвычайной ситуации;
  • при пребывании людей ночью — круглосуточное дежурство обслуживающего персонала;
  • не реже 1 раза в полугодие практические эвакуационные тренировки для работников;
  • выделение специального места для курения;
  • надлежащее состояние наружных пожарных лестниц с испытаниями не реже раза в пять лет.

Требования к ответственному за безопасность

Руководитель учреждения может возложить ответственность на любого сотрудника, поскольку специфические требования к кандидатуре отсутствуют. При этом для назначенного работника обязательным является прохождение обучения по действующим программам пожарно-технического минимума. Оно проводится с регулярностью один раз в три года (на взрывоопасном объекте — ежегодно).

В некоторых организациях определяется одно лицо, в других может быть несколько. Данный вопрос решается руководителем учреждения, исходя из принципа целесообразности и специфики деятельности. Таким образом, может быть назначен даже ответственный за пожарную безопасность в кабинете.

Порядок назначения ответственных лиц за пожарную безопасность на предприятии

Информация о сотруднике включается в инструкцию по противопожарной защите.

Нужно иметь в виду, что назначение возможно только при согласии работника, на которого планируется возложить обязанности.

Как оформить приказ о назначении ответственного

Шаблон для оформления распорядительного документа о назначении ответственного отсутствует. Документ оформляется в произвольной форме на бланке учреждения.

Приказ включает:

  • название и реквизиты организации;
  • номер, дату, место издания;
  • наименование документа;
  • вступительную часть, содержащую ссылки на документы, являющиеся основанием для издания приказа;
  • основную часть (после слова «приказываю»), включающую общую информацию по теме — ответственные, их функции, контроль и т. д.;
  • подпись руководителя, а также лиц, упомянутых в документе, об ознакомлении с ним.

Образец приказа

Какие функции выполняет ответственный

Сотрудник, отвечающий за безопасность, обеспечивает выполнение ряда важных функций:

  • следит за порядком на территории и в здании учреждения;
  • информирует службы пожарной охраны о начале инцидента;
  • сообщает руководителю учреждения об экстремальной ситуации;
  • организовывает спасение людей;
  • проверяет работоспособность систем защиты от пожара;
  • отключает электричество, иные аппараты и системы;
  • останавливает работы в помещениях учреждения;
  • перемещает из зоны опасности сотрудников, не занятых на тушении;
  • обеспечивает общую координацию тушения до приезда подразделений охраны и эвакуацию сотрудников;
  • встречает службы пожарной охраны.

Поскольку обеспечение безопасности работы является важной составляющей системы охраны труда в организации, руководитель должен не только осуществлять ряд мероприятий, связанных с противопожарными мерами, но и обеспечивать регулярный контроль за состоянием дел по этому направлению.

Приказ №

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   21

ПРИКАЗ №___

г._______ «____ »___________200__г.

О назначении лиц, ответственных за служебные помещения

В целях реализации Федеральных законов «О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­нического характера» (1995), «О гражданской обороне» (1998), предупреждения и уменьшения последствий чрезвычайных ситу­аций, охраны жизни и здоровья воспитанников

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Ответственный за пожарную безопасность – 2018

Закрепить служебные помещения и возложить ответственность за их содержание, закрытие, опломбирование и ежедневную (в рабо­чие дни) проверку их состояния утром и вечером на следующих работников:

— кабинет заведующего — заведующий ______;

— кабинет делопроизводителя — делопроизводитель _______;

медицинский кабинет — старшая медицинская сестра

— кабинет коррекции — педагог-психолог ______, учитель-логопед _______;

— кабинет заместителя заведующего по административно-хозяй­ственной работе, склад в помещении прачечной, хозяйственный склад на территории МДОУ, подвал, выход на крышу — заместитель заве­дующего по административно-хозяйственной работе;

— прачечная — машинисты по стирке белья _________;

— пищеблок — шеф-повар _____________________;

  • складские помещения на территории пищеблока и непосред­ственно МДОУ — кладовщик _______________

— кабинет кастелянши, костюмерная (2 этаж) — кастелянша _________;

— кабинет музыкальных руководителей, музыкальный зал (2 этаж), актовый зал (1 этаж) — музыкальные руководители __________;

— физкультурный зал (2 этаж) — инструктор по физической культуре _______________________;

— кабинет продуктивной деятельности «Умелые ручки» — от­ветственный воспитатель

— изостудия, «Зимний сад» — ответственный воспитатель ________________

— методический кабинет — старший воспитатель ______________

— столовая — младшие воспитатели ___________

  • помещение 1 младшей «А» группы — воспитатели _________________.
  • …………………………………………………………………………………………….

2. Возложить ответственность на указанных лиц за соблюдение в данных помещениях противопожарного режима, инструкций по ох­ране труда, охране жизни и здоровья воспитанников, соблюдение правил и норм инструкций по безопасности на рабочем месте.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Заведующий МДОУ _________________________

С приказом ознакомлены _____________________________

ПРИКАЗ №

г._______ «__»____________ 200__г.

О назначении лиц, ответственных за организацию безопасной работы

В целях обеспечения безопасности всех участников образователь­ного процесса на 2006/07 уч. г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Возложить ответственность на период с 01.09.2006 г. по 31.08.2007 г. за охрану и обеспечение безопасности:

— воспитанников во время образовательного процесса — на стар­шего воспитателя _____________________________;

— эксплуатации здания и территории МДОУ, а также работы младшего обслуживающего персонала — на заместителя заведующе­го по административно-хозяйственной работе ____________;

— санитарно-гигиенического состояния учебных, бытовых и дру­гих помещений МДОУ — на старших медицинских сестер

— жизни и здоровья воспитанников при проведении образова­тельной работы, мероприятий в режиме дня — на педагога, работаю­щего в смену;

— жизни и здоровья воспитанников на занятиях по изодеятельности — на воспитателя _________________________;

  • жизни и здоровья воспитанников на музыкальных занятиях на музыкальных руководителей

— жизни и здоровья воспитанников на занятиях по физической культуре — на инструктора по физической культуре _________;

— за охрану жизни и здоровья воспитанников на занятиях в кабинете педагога-психолога — на педагога-психолога________;

  • жизни и здоровья воспитанников на занятиях в логопедичес­ком кабинете — на учителя-логопеда

— пищеблока — на шеф-повара

— прачечной — машиниста по стирке белья_____________________.

; 2. Старшему воспитателю ________, заместителю заведую­щего по административно-хозяйственной работе __________,

старшей медсестре ________, шеф-повару ________ один

раз в квартал проводить учебу (инструктаж) по обеспечению безо­пасности с работниками, находящимися в подчинении с обязатель­ной отметкой в журнале.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. ; Заведующий МДОУ ________________________;

С приказом ознакомлены

В нашей разработке «Технологической карты управления ДОУ» одним из разделов является «Циклограмма работы по обеспече­нию безопасности участников образовательного процесса». В ней, \ начиная с августа, прописаны все виды мероприятий по всем на­правлениям безопасности. Циклограмма очень проста и доступна в работе: мероприятия прописаны понедельно, соблюдена после­довательность (цикличность), указаны ответственные лица за их исполнение. В циклограмму помещены все основные приказы, от­четы, планы, указаны сроки проведения инструктажей.

В нашем МДОУ эта циклограмма является настольным доку­ментом для всех лиц, кто несет хоть какую-то ответственность за обеспечение безопасности. Такая форма документа поможет распи­сать все мероприятия по безопасности, которые проводятся в обра­зовательном учреждении, не забыть, когда нужно запланировать и провести те или иные мероприятия, разработать план, издать приказ, провести инструктажи т.п.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   21

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Все бланки и формы на filling-form.ru

filling-form.ru

Все о пожарной безопасности 0-1.ru 

  СПРАВОЧНИК   ОБСУЖДЕНИЯ   СТАТЬИ   ЗАКОНЫ   МАГАЗИН   ЦЕНЫ   ПОИСК

Классификатор темы:
 последняя  В обсужденнии 1 реплик
Людмила ®

  Доброе время суток.
Пожалуйста, подскажите, есть ли какой-нибудь нормативный документ регламентирующий назначение ответственным за пожарную безопасность. Есть ли к кандидатурам какие-то определенные требования или ответственным может быть ВООБЩЕ любой сотрудник предприятия? Меня назначили в одностороннем порядке, а я не имею никакого понятия что и как делать.

  Я такого не видел. Судя по отсутствию отзывов — другие тоже.
По ППБ 01-03*:
пункты

7. Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

8. Руководители организаций или индивидуальные предприниматели имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности, либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ.

Я бы советовал обратиться к руководителю организации с вопросом о том, где будет производиться инструктаж (а он проводится инспекторами ГПН).

Сергей Л

  Руководитель может назначить ответственного, но не обязан этого делать,отвечает за пожарную безопасность руководитель, а в случае назначения им ответственного перекладывает часть ответственности на него
Germentotipb

  А есть ли требования к прохождению ПТМ-ма? То есть, была на предприятии проверка, требуют, что бы лицо, ответственное за Пожарную безопасность, и лицо проводящее инструктаж на предприятиии (по пож. без-ти) прошли обучение Пожарно-Техническому минимуму. В каком документе об этом сказано? И вообще, правомерны ли требования проверяющих?
111111111

  Говорильщику
Только не в Москве.
Люде
Если Вы в Москве — читайте ППБ для г. Москвы
Нечитабельному нику
Федеральных документов по прохождению обучения мерам ПБ — нет. Региональные — есть
  противопожарное обучение — лицензируемый вид деятельности.
Инспектора ГПН не обязаны проводить противопожарное обучение
и их инструктаж — для отчётов а не для организаций так как никаких документов о прохождении инструктажа они вам не дадут.
На региональном и местном уровне имеются постановления и программы которые регламентируют противопожарное обучение населения.
На федеральном уровне имеются документы по охране труда составной частью которой является пожарная безопасность.
Брандмейстер

  Спикир прав. Ответственного назначает руководитель организации, предприятия, учреждения. По смыслу оно(лицо) должно иметь определенную подготовку. Лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности и есть категория обучеия по ПТМ. Как правило более подробно об этом указывают региональные распоряжения. По Питеру Распоряжение Губернатора з28-р и Рапоряжение Администрации 1923-ра. К примеру В Ленобласти распоряжение отменено и до сих пор мы не нашли нового документа по обязательному обучению мерам пожарной безопасности в Ленинградской области.
ЖАК

  Проект Об общем техническом регламенте
«Об общих требованиях пожарной безопасности».
Глава 23. Общие требования пожарной безопасности
при эксплуатации объектов защиты.
Статья 104. Организационные мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности объектов защиты.
Для обеспечения эффективной работы технических средств систем противопожарной защиты зданий (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и ручных огнетушите-лей) приказом руководителя назначается должностное лицо из числа руководителей организации, ответственное за эксплуатацию систем противо-пожарной защиты, приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, контроль за соблюдением регламентов по их техническому обслуживанию (перезарядке ручных ог-нетушителей) и планово-предупредительному ремонту, своевременностью и качеством их выполнения.
Может это поможет для ориентировки.
Александр ®

  Людмила, на основании ФЗ о пожарной безопасности,закона города Москвы О ПБ(в интернете можете набрать Устав г.Москвы оПБ)
Статья 9. Обеспечение пожарной безопасности

1. Обеспечение пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, иных организациях является непосредственной обязанностью их руководителей, уполномоченных должностных лиц, что должно быть отражено в должностных инструкциях, разрешениях (лицензиях), дающих право заниматься определенными видами деятельности, и, при необходимости, в трудовых договорах.
2. Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:
а) руководителей организаций или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом). Возложение ответственности за обеспечение пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей;
б) заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территории города, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
в) собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумов.
3. Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендуемых помещений и иного имущества отражаются, как одно из условий, в договоре аренды.
Есть ГОСТ о проведении обучения мерам пожарной безопасности, руководители, назначенные за ПБ 1раз в 3 года.Гост посмотрите на этом сайте в документах.

Александр ®

  Людмила, на основании ФЗ о пожарной безопасности,закона города Москвы О ПБ(в интернете можете набрать Устав г.Москвы оПБ)
Статья 9. Обеспечение пожарной безопасности

1. Обеспечение пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, иных организациях является непосредственной обязанностью их руководителей, уполномоченных должностных лиц, что должно быть отражено в должностных инструкциях, разрешениях (лицензиях), дающих право заниматься определенными видами деятельности, и, при необходимости, в трудовых договорах.
2. Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:
а) руководителей организаций или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом). Возложение ответственности за обеспечение пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей;
б) заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территории города, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
в) собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумов.
3.

Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендуемых помещений и иного имущества отражаются, как одно из условий, в договоре аренды.
Есть ГОСТ о проведении обучения мерам пожарной безопасности, руководители, назначенные за ПБ 1раз в 3 года.Гост посмотрите на этом сайте в документах.

  Добрый день!
Еще один вопрос по поводу ответственного за пожарную безопасность.
Подскажите, пожалуйста, достаточно ли одного человека в организации (предприятие торговли), ответственного за пожарную безопасность. И если в организации уже есть человек, ответственный за охрану труда, то он же является и ответственным за ПБ? Существуют ли какие-то нормы по количеству ответственных в зависимости от помещения или, например, количества работников.
Заранее спасибо. Брандмейстер

  Количество лиц ответственных за обеспечение пожарной безопасности определяет руководитель предприятия, учитывая пожарную опасность и специфику предприятия.

Ответственный за пожарную безопасность

Он может отвечать за всю пожарную безопасность сам, а может назначить отвественными всех сотрудников, но это крайние но не такие уж редкие случаи. птимально назначать ответственными: замов, гл.инженера, руководителей подразделений и их замов, работников объектов хранения. Норм по количеству ответственных мы не нашли. Но все назначенные обязаны пройти обучение по программе пожарно-технического минимума в организациях имеющих на это право (лицензию).
В отношении Инженера по ОТ можем сказать следующее: штатная должность инженера по ОТ вводится если в организации более 50 человек, но сама должность не определяет отвественность за пожарную безопасность. Если руководитель назначил инженера по охране труда, и обучил по ПТМ то это его право. Целесообразно инженера по ОТ назначить ответственными за контроль по пожарной безопасности обучив его по ПТМ.

vecordia

  Брандмейстер, Спасибо Вам огромное!!!     Дискусия закрыта

^ Вернуться к списку ^ 

1.          Hа кого возлагается  ответственность за  противопожарное  состояние энергетических предприятий?

Ответ: На руководителей предприятий

 2.          Hа кого возлагается ответственность за пожарную безопасность отдельных цехов, лабораторий, мастерских и др.?

Ответ: На руководителей этих структурных подразделений или должностных лиц, исполняющих их обязанности

 3.          Каковы обязанности руководителей  энергетических предприятий и организаций  по установлению противопожарного  режима на территории предприятия?

Ответ:

—      Установить строгий противопожарный режим.

Ответственный за обеспечение пожарной безопасности в организации

Организовать изучение и выполнение правил Пож. Без.

—     Создать добровольное пожарное формирование (ДПФ), обеспечить разработку и выполнение мероприятий направленных на повышение пожарной безопасности

—          Назначить ответственных должностных лиц за Пож. Без. По каждому подразделению

 4.          Каковы обязанности руководителей  структурных подразделений по установлению противопожарного режима в подразделении?

Ответ:

—     Обеспечить соблюдение установленного противопожарного режима и выполнение в установленные сроки мероприятий повышающих пожарную безопасность

—     Обеспечить исправность и нормальную работу технологического оборудования и немедленно принимать меры к устранению обнаруженных неисправностей, ведущих к пожару или загоранию

—     Организовать пожарно-техническую подготовку подчиненного персонала

 

 5.          Как часто пересматриваются   инструкции о мерах пожарной безопасности?

Ответ:

—     Не реже 1 раза в 3 года

—     На основании анализа противопожарного состояния объекта, соответствующих распоряжений вышестоящих органов управления электроэнергетическим хозяйством отрасли

—     При смене первого руководителя

 6.          Какой персонал должен проходить  противопожарную подготовку?

Ответ: Рабочие, служащие, ИТР

 7.          Из каких основных положений  состоит подготовка персонала по пожарной безопасности?

Ответ:

—      Вводный инструктаж

—     Занятия по пожарно-техническому минимуму для соответствующих категорий персонала

—     Проведение противопожарных тренировок и изучение, проверка знаний правил пожарной безопасности

 8.          Кто проводит вводный инструктаж по пожарной безопасности?

Ответ:

—      Специалист объектовой пожарной охраны

—     Назначенный приказом по предприятию специалист или начальник структурного подразделения, принимающий нового работника (при отсутствии на предприятии объектовой пожарной охраны)

 9.          Кто проводит первичный, повторный и  внеплановый  инструктаж  с включением в их тематику вопросов по пожарной безопасности?

Ответ: Ответственное должностное лицо (производственного участка, мастерской, лаборатории, склада)

 10.          Какая  документация по пожарной безопасности должна быть разработана на  каждом  энергетическом предприятии?

Ответ:

—     Общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятии

—     Оперативный план пожаротушения для предприятия и подстанций напряжением 500кВ и выше

—     Планы и графики проведения противопожарных тренировок, обучения и проверки знаний персонала, технического надзора за системами пожарной защиты

—     Инструкции по обслуживанию установок пожаротушения и пожарной сигнализации

—     Инструкции по пожарной безопасности в цехах. Лабораториях. Мастерских. складах

Все статьи Кто отвечает за соблюдение правил пожарной безопасности? (Антропова Т.)

Изменения в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ, повышают административную ответственность юрлиц за нарушение требований пожарной безопасности — размер штрафа вырос до 1 млн руб., введен пункт о приостановлении деятельности учреждения. Поэтому проблема определения лиц, ответственных за данные нарушения, стала еще актуальнее. На примере судебной практики рассмотрим наиболее интересные аспекты решения этого вопроса.

Перечень лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ТПБ), содержится в ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее — Закон N 69-ФЗ). Согласно ч.

Ответственный за пожарную безопасность в организации

1 ст. 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:
— собственники имущества;
— руководители федеральных органов исполнительной власти;
— руководители органов местного самоуправления;
— лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
— лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
— должностные лица в пределах их компетенции.
Часть 3 ст. 38 Закона N 69-ФЗ перечисляет виды ответственности, к которой могут быть привлечены виновные лица (дисциплинарная, административная или уголовная).

Отношения между арендодателем и арендатором

Пожалуй, наибольшее количество споров при определении лица, ответственного за соблюдение ТПБ, возникает между арендодателями и арендаторами.
При сдаче в аренду помещений, зданий и сооружений ответственность за обеспечение пожарной безопасности этих объектов, а также контроль за соблюдением в них противопожарного режима (если это особо не прописано в договоре аренды) несут руководители этих объектов (п. 1.3 Правил пожарной безопасности для спортивных сооружений <1>).
———————————
<1> ППБ-0-148-87 "Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений", утв. МВД СССР 25.12.1987, Госкомспортом СССР 11.01.1988, вместе с Положением о добровольных пожарных дружинах на промышленных предприятиях и других объектах министерств и ведомств, утв. МВД СССР 19.03.1954, Типовыми правилами технического содержания установок пожарной автоматики, утв. МВД СССР 17.04.1979.

Руководители арендующих организаций несут ответственность за соблюдение установленного противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях, а также за выполнение противопожарных мероприятий, указанных в договоре аренды.
В период проведения тренировок, репетиций и занятий физкультурой ответственность за соблюдение членами команд, групп, коллективов установленного противопожарного режима несут тренеры, преподаватели, руководители коллективов.
Ответственность за соблюдение противопожарного режима при проведении спортивных, культурно-зрелищных и других массовых мероприятий и использовании устанавливаемого оборудования возлагается на организации, проводящие эти мероприятия.
В договоре аренды необходимо предусмотреть распределение обязанностей по осуществлению противопожарных мероприятий.
Решение Верховного суда Удмуртской республики от 09.07.2012 N 12-80. Арендатор, признанный виновным в нарушении ТПБ и оштрафованный на крупную сумму, обратился в суд с жалобой, указав, что согласно заключенному соглашению ответственность за соблюдение Правил пожарной безопасности возложена на арендодателя, несущего по дополнительному соглашению соответствующие обязанности. Судом установлено, что договор аренды, подлежащий государственной регистрации, не был зарегистрирован на момент проверки пожарной инспекцией и потому недействителен, а, соответственно, установленные обязанности по соблюдению Правил пожарной безопасности в тот момент не действовали.
Поскольку ст. 38 Закона N 69-ФЗ возлагает ответственность за соблюдение ТПБ на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, суд признал виновным в нарушении ТПБ арендатора.
Постановление ФАС УО от 16.03.2012 N Ф09-1574/12. Из материалов дела следует, что арендатора — некоммерческую организацию обязали устранить нарушения ТПБ, выявленные в ходе проверки, касающиеся несоблюдения противопожарных расстояний до соседних зданий. Арендатор обратился в арбитражный суд и выиграл дело. Удовлетворяя заявленное требование, судебные органы исходили из того, что оспариваемое предписание вынесено в отношении ненадлежащего лица и нарушает права и законные интересы арендатора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность по устранению выявленных нарушений, требующая значительных финансовых затрат, на арендатора наложена необоснованно.
В договоре, заключенном между арендатором и арендодателем — управлением муниципальной собственности администрации города, осуществляющим управление зданием, были прописаны обязанности сторон, в том числе соблюдение ТПБ при пользовании помещением. Но при этом арендатору не было предоставлено право на перестройку либо перепланировку арендуемого помещения, на осуществление внутренней перепланировки арендуемых помещений, на проведение капитального ремонта арендуемых помещений (включая капитальные стены (несущие конструкции)).
Таким образом, арендатор не имел полномочий на устранение выявленных недостатков. В то же время суд правомерно указал, что требование предписания не может быть устранено арендатором без согласия арендодателя. Такое требование должно быть адресовано именно собственнику арендуемого имущества.
Основываясь на вышеупомянутых положениях, суд пришел к выводу, что в данном случае ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности лежит на арендодателе.

Финансовое обеспечение противопожарных мероприятий

Постановление ФАС ПО от 03.07.2012 N А55-18162/2011. Бюджетное учреждение было признано виновным в совершении административного правонарушения — нарушении требований пожарной безопасности, и к нему были применены штрафные санкции. В ходе проверки органами пожарного надзора были выявлены несоответствия высоты эвакуационных выходов (дверей) из лестничной клетки, отсутствие аварийного освещения путей эвакуации и помещения установки приемно-контрольных приборов.
Арбитражный суд области и арбитражный апелляционный суд, куда бюджетное учреждение обратилось с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания, в удовлетворении заявленных требований отказали.
Не согласившись с принятыми судебными актами, бюджетное учреждение обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, и арбитражный суд удовлетворил жалобу, отменив решения предыдущих судебных инстанций.
Принимая решение, суд последней инстанции руководствовался следующими доводами.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Имущество закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения также возлагается на собственника.
Следовательно, собственник должен передать учреждению в управление здание, соответствующее всем установленным требованиям, в том числе и ТПБ, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели.
За органом местного самоуправления закрепляются разработка и осуществление мероприятий по обеспечению выполнения ТПБ муниципальным образованием и объектами муниципальной собственности (к которым относится бюджетное учреждение) (п. 4 ст. 6 и ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с Законом N 69-ФЗ является расходным обязательством муниципального образования (ст. 10 Закона N 69-ФЗ).
Руководители бюджетных учреждений обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению (ст. 37 Закона N 69-ФЗ).
Суды первой и второй инстанций не приняли во внимание доводы бюджетного учреждения об отсутствии у него денежных средств для выполнения ТПБ ввиду отсутствия финансирования таких расходов со стороны собственника. Суды первой и второй инстанций посчитали, что обязанность по выполнению требований пожарной безопасности целиком лежит на бюджетном учреждении, являющемся юридическим лицом.
Вместе с тем юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры к их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ). При этом обязанность доказывания возможности соблюдения юридическим лицом обязательных ТПБ в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лежит на административном органе. При отсутствии финансирования со стороны собственника бюджетное учреждение не имело возможности самостоятельно устранить выявленные правонарушения. Суды пришли к выводу, что отсутствие финансирования со стороны собственника имущества бюджетного учреждения свидетельствует об отсутствии вины бюджетного учреждения в совершении административного правонарушения. Отсутствие вины влечет отсутствие состава административного правонарушения.
При принятии решения в пользу бюджетного учреждения судебный орган последней инстанции учел и тот факт, что наложение на бюджетное учреждение штрафа повлечет изъятие у него целевых бюджетных средств, закрепленных за ним собственником, с дальнейшим зачислением их в тот же муниципальный бюджет (пп. 7 п. 1 ст. 46 БК РФ). Применение административного наказания в виде штрафа в данном случае приведет к негативным последствиям в виде недостаточности целевых денежных средств для финансирования деятельности и никак не будет отвечать принципу предупреждения совершения новых правонарушений — принципу, который является целью административного наказания согласно ст. 3.1 КоАП РФ.
Решение Пермского краевого суда от 11.02.2010 N 7-70-2010. Однако не следует делать вывод, что в невыполнении ТПБ из-за недостатка финансирования бюджетного учреждения всегда виноват собственник имущества, переданного в оперативное управление. Постановлением районного суда муниципальное учреждение, занимающееся в том числе организацией и проведением спортивных мероприятий, было подвергнуто административному наказанию, которое заключалось в прекращении эксплуатации помещений здания на срок 90 суток. Нарушения касались обслуживания и технической эксплуатации переданного учреждению здания и инженерных систем, в частности неправильного расположения огнетушителей, отсутствия подсветки указателя "выход", нарушения прокладки электропроводки, установления деревянных перегородок в фойе и т.д.
Обратившись с жалобой в краевой суд, муниципальное учреждение попросило отменить настоящее постановление, сообщив, что из девяти выявленных нарушений пять устранено. Устранить оставшиеся нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием бюджетного финансирования учреждения на эти цели.
Однако краевой суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного постановления. Суд посчитал, что просьбы муниципального учреждения о предоставлении финансовой помощи за счет средств бюджета нельзя признать достаточными мероприятиями по устранению выявленных нарушений. Было отмечено, что учреждению разрешено оказывать населению платные услуги (платные мероприятия, спортивные секции, консультации специалистов, прокат спортивного инвентаря и т.д.). По мнению судей, средства, полученные от осуществления платных услуг, муниципальное учреждение может использовать на оснащение здания необходимым противопожарным оборудованием, изменение его конструктивных элементов, переустройство (переоборудование) внутренних помещений в целях создания условий для надлежащей эксплуатации в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности <2>. Вывод суда первой инстанции о наличии в деянии муниципального учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, краевой суд посчитал правильным.
———————————
<2> Правила противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.

Апелляционное определение Кировского областного суда от 25.04.2012 N 33-1191. Районный суд обязал районную администрацию устранить нарушения ТПБ в подведомственных ей спортивно-развлекательных учреждениях с массовым пребыванием граждан. Согласно решению суда администрация должна была устранить выявленные нарушения в кратчайшие сроки — в текущем году. Администрация района просила суд отсрочить исполнение судебного решения, поскольку в бюджете района на текущий год отсутствовали денежные средства на устранение нарушений ТПБ в объемах, указанных в решении суда. Районная администрация сообщала, что при формировании бюджета на следующий год в нем будут предусмотрены средства для устранения нарушений ТПБ. Однако судебная коллегия не усмотрела оснований для удовлетворения жалобы администрации. В своем решении судьи руководствовались доводом о том, что проверки подведомственных учреждений проводились не раз и нарушения ТПБ были выявлены еще ранее — в предыдущих годах. У районной администрации было достаточно времени, чтобы принять соответствующие меры, выделив финансирование на проведение противопожарных мероприятий.
На этом основании областной суд оставил без удовлетворения жалобу районной администрации на решение районного суда.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: