Паспорт фапа

УДК: 614.213.253.58:618.2:614.251.2

РАЗРАБОТКА ПАСПОРТА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО

ПУНКТА

© 2014 А.В. Попов1, Н.М. Попова2, Э.Я. Исхакова3 1 Республиканский санаторий для детей «Ласточка», г. Ижевск 2 Ижевская государственная медицинская академия 3 Республиканская клиническая туберкулезная больница, г. Ижевск

Поступила в редакцию 08.11.2014

Проведен анализ состояния здоровья и здравоохранения в сельских районах и разработан паспорт фельдшерско-акушерского пункта.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, сельское население, фельдшерско-акушерский пункт

Влияние социально-экономических факторов на показатели здоровья сельского населения наиболее остро проявилось в последние 20 лет. Доврачебная помощь оказывается в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП). Врачебную помощь сельскому населению оказывают в амбулаториях и участковых больницах. Некоторые виды специализированной медицинской помощи недоступны жителям села . ФАП являются первым этапом оказания медицинской помощи сельскому населению. На этот уровень приходится основная часть посещений средних медработников сельскими жителями. Именно на этом этапе, в основном, происходит первичный контакт сельского населения с лечебно-профилактическими службами, обеспечивается своевременность выявления заболеваний, закладывается успех профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения, реализуется доступность врачебной помощи в условиях специфических особенностей сельской местности и имеющихся социально-экономических трудностей. В Удмуртской Республике действуют многие программы в том числе, разработана программа социально-экономического развития Удмуртской Республики (УР) на 2010-2014 годы, предусматривающая постепенное, поэтапное реформирование сельского здравоохранения .

Научная новизна. Впервые экспертным методом проведена оценка деятельности ФАП сельских районов УР по ведущим экономическим, медицинским и социально-демографическим критериям.

Попов Алексей Владимирович, кандидат медицинских наук, главный врач

Попова Наталья Митрофановна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения E-mail: kafedra-ozz@mail.ru

Исхакова Энже Язкаровна, заместитель главного врача

Цель работы: разработать паспорт ФАП на основе мониторинга его деятельности.

Методика исследования. Проведен анализ официальных статистических материалов по здравоохранению Госкомстата и Минздрава УР, Минздрава России. Проведена экспертная оценка показателей здоровья населения сельских территорий и деятельности ФАП.

Обсуждение. Алгоритм аналитической работы включал в себя: анализ демографической структуры населения, ее динамики. Проведен анализ впервые выявленной, общей заболеваемости населения и его госпитализации. На 1 января 2013 г. число жителей села в УР составило 531,2 тыс. человек, или 35,0% от всего населения. К концу 2013 г. медицинская помощь сельскому населению оказывалась 21 республиканским медицинским учреждением (больницами и диспансерами), 24 районными больницами, 40 участковыми больницами, 45 врачебными амбулаториями и 611 ФАП. Кроме того, жителям пригородных районов оказывается квалифицированная и специализированная помощь в больницах городов Глазова, Воткинска и Сарапула, выполняющих функции районных больниц. Высококвалифицированная специализированная медицинская помощь сельскому населению оказывается в стационарах и консультативных поликлиниках республиканских больниц и диспансеров. Так, из числа госпитализированных в многопрофильный стационар Первой Республиканской клинической больницы в 2012 г. 34,5% составили сельские жители, в детской республиканской клинической больнице госпитализированные сельские жители составил 30,0%. Во всех специализированных республиканских больницах и учреждениях республики сельские жители составляли более трети всех госпитализированных. В консультативных поликлиниках с 2004 г.

введены квоты, которые позволяют упорядочить поток пациентов и обеспечить жителям села своевременность лечебно-диагностических манипуляций. Обеспеченность круглосуточными стационарными койками на 10 000 населения в районах составляет 63,5, по УР — 90,9 на 10 000 населения. Следует отметить, что здравоохранение республики по-прежнему ориентировано на высокозатратное стационарное лечение.

На протяжении последних лет в сельском здравоохранении УР незначительно улучшается ситуация с медицинскими кадрами. Показатель обеспеченности врачами в 2013 г. — 23,4 на 10000 сельского населения — по-прежнему более, чем в 2 раза ниже, чем городского, по УР — 45,2 врача на 10000 населения. Из 40 участковых больниц 43% имеют коечный фонд до 25 коек, 35,0% — 25 коек. 50,0% медицинских организаций имеют коечный фонд до 150 коек и лишь 10,0% учреждений в сельской местности имеют коечную мощность 300 и более коек. В итоге только 42,0% медицинских организаций имеют 150-300 коек, т.е. минимально допустимую мощность для развертывания современных медицинских технологий. Численность населения, получающего медицинскую помощь на догоспитальном этапе, в УР стабильна и составляет более 270 тыс. человек.

В последние годы произошли определенные положительные сдвиги в процессе оказания медицинской помощи сельскому населению республики. Изменилась структура коечного фонда сельских медицинских организаций, появились койки дневного пребывания, сестринского ухода, восстановительного лечения для оздоровления детей. Все эти процессы идут очень медленными темпами, но определенные сдвиги по реструктуризации коечного фонда в УР имеются. В УР давно созрели объективные предпосылки для принятия более эффективных мер по этому направлению, т.к. для здравоохранения характерно одновременная нехватка финансовых средств и их неэффективное расходование. До сих пор не получено ощутимых результатов от проводимой ранее реструктуризации сложившейся сети здравоохранения.

Известно, что одной из серьёзных проблем практического здравоохранения в современных условиях является низкая эффективность использования ресурсной базы учреждений здравоохранения сельских районов. При этом, несмотря на объективно существующие глобальные деструктивные процессы, здравоохранение до сих пор располагает достаточными материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. В условиях формирования и развития рынка услуг здравоохранения особое значение приобретает

рациональное, оптимизационное их использование. Таким образом, возникает проблема соблюдения необходимого баланса между рациональным использованием возможностей бюджета и проведением необходимых реформ в сельском здравоохранении. Последнее требует экспертной оценки ситуации.

По результатам проведенного анализа и для более эффективного, оперативного управления был разработан паспорт ФАП, который позволяет проводить в ежеквартальном режиме мониторинг деятельности. Был разработан программный продукт, позволяющий в оперативном режиме проводить сбор информации по всем территориям УР, а также на основе собранной информации принимать управленческие решения. База данных для каждой территории обслуживания ФАП состоит из 66 показателей (отдаленность, число посещений, заболеваемость, диспансерное наблюдение и т.д.). (табл. 1).

Таблица 1. База данных для обслуживания ФАП

№ Обо зна че-ние Название переменной

1 Ха1 отдаленность от ЦРБ, км

2 Ха2 отдаленность от ближайшей медицинской организации, км

3 Ха3 число ФАП

4 Ха4 население (всего)

» Ха5 детское население

6 Ха6 женщины фертильного возраста

7 Ха7 подростки

8 Ха8 работающее население

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с Ха9 штатные должности (всего) на конец года

1 Ха 10 занятые должности (всего) на конец года

1 Ха 11 физ. лица (всего) на конец года

1 Ха 12 должность фельдшера (штатная)

1 Ха 13 должность фельдшера (занятые)

1 Ха 14 должность фельдшера (физ.лица)

1 Ха 15 должность акушерки (штатные)

1 Ха 16 должность акушерки (занятые)

1 Ха 17 должность акушерки (физ.лица)

1 Ха 18 должность мед. сестры (штатные)

1 Ха 19 должность мед. сестры (занятые)

2 Ха20 должность мед. сестры (физ.лица)

2 Ха21 должность младшего мед. персонала (штатные)

2 Ха22 должность младшего мед. персонала (занятые)

2 Ха23 должность младшего мед. персонала (физ.лица)

2 Ха24 посещений (всего)

2 Ха25 посещений детьми

2 Ха26 посещений беременными

2 Ха27 посещения на дому (всего)

2 Ха28 посещения на дому (патронаж детей)

2 Ха29 посещения на дому (патронаж беременных)

3 Ха30 зарегистрировано заболеваний в отчетном году

3 Ха31 зарегистрировано заболеваний впервые

3 Ха32 на диспансерном учете (всего)

3 Ха33 на диспансерном учете (туберкулез)

3 Ха34 на диспансерном учете (онкология)

3 Ха35 состоят на учете дети до 1 года

3 Хс3б состоят на учебе (беременные)

3 Хс,37 состоят на учете (родившиеся)

3 Хс38 умерло (всего)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Хс39 умерло (дети до 1 года)

4 Хс40 умерло (беременные и рожавшие)

4 Хс41 число родившихся

4 Хс42 число на дому (всего)

4 Ха43 родились на дому живыми

4 Ха44 родились на дому (умерло 0-6 суток)

4 Ха45 Родились на дому мертвыми

4 Ха46 Кол-во выданных больничных листов

4 Ха47 доля детского населения

4 Х48 обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 населения

4 Х49 укомплектованность должностей средним медицинским персоналом

Х50 занятость штатных должностей средних медработников

Х 51 посещаемость на одного жителя

Хс,52 заболеваемость (туберкулез)

Ха53 заболеваемость (онкология)

5 Хд54 охват «Д» наблюдаемых больных (на 1000 нас.)

» Ха55 рождаемость

» Ха56 смертность

» Хсс57 естественный прирост

» Хс58 число родившихся на 1 женщину фер-тильного возраста

» Хсс59 заболеваемость с ВУТ число случаев

6 Ха60 доля женщин фертильного возраста

6 Ха61 доля трудоспособного населения

6 Ха62 обеспеченность средним медицинским персоналом

6 Ха63 укомплектованность должностей средним медицинским персоналом

6 Ха64 занятость штатных должностей средних медработников

6 Ха65 общая заболеваемость

6 Ха66 первичная заболеваемость

В ходе работы были разработаны экспертные шкалы. В соответствии с этими шкалами экспертами были оценены территории с развернутыми в них ФАПами по четырем критериям: демографическому, экономическому, медицинскому, социальному (табл. 2-5).

Таблица 2. Экспертная оценка по демографическому критерию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень Определение Характеристика

значимости

1 критическое положение население вымирает

3 неудовлетворительно есть часть рабочего населения, но без перспектив

5 удовлетворительно есть доля подросткового населения, но долгосрочных перспектив нет

7 хорошо есть рождаемость

9 отлично рождаемость превышает смертность

2,4,6,8 промежуточное значе- ситуация, когда необходимо компро-

ния между двумя сосед- миссное решение

ними суждениями

Таблица 3. Экспертная оценка по медицинскому критерию

Степень Определение Характеристика

значимости

1 критическое положение нет работников

3 неудовлетворительно совместитель

5 удовлетворительно работник со 2-ой категорией

7 хорошо работник 1-ой категории

9 отлично полностью укомплектован. оснащенность медицинским оборудованием

2,4,6,8 промежуточное значения ситуация, когда необходимо компро-

между двумя соседними миссное решение

суждениями

Таблица 4. Экспертная оценка по экономическому критерию

Степень Определение Характеристика

значимости

1 критическое положение нет работы

3 неудовлетворительно частичная занятость

5 удовлетворительно наличие работы с минимальным доходом

7 хорошо наличие работы со средним доходом

9 отлично перспективное хозяйство

2,4,6,8 промежуточное значения ситуация, когда необходимо ком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

между двумя соседними промиссное решение

суждениями

Таблица 5. Экспертная оценка по социальному критерию

Степень Определение Характеристика

значимости

1 критическое положение социальная сфера отсутствует

3 неудовлетворительно имеется или дет.сад или начальная школа

5 удовлетворительно неполная средняя школа, дет.сад.

7 хорошо средняя школа, дет.сад.

9 отлично общеобразовательная школа и наличие социальной структуры

2,4,6,8 промежуточное значения ситуация, когда необходимо компро-

между двумя соседними миссное решение

суждениями

Выводы: была получена система, позволяющая давать адекватную оценку состояния сельских медицинских участков, деятельности 1. ФАП и служащая основанием для выработки определенных стратегических решений при реформировании сельского здравоохранения. На 2. основе полученных результатов было принято решение о разработке паспорта на основании мониторинга деятельности ФАП. Для получения оперативной информации в ежеквартальном режиме разработана программа сбора информации, 3. которая позволяет оперативно принимать решения по разработке системы мер оптимизации медицинской помощи сельскому населению на ФАП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Щепин, О.П. Общественное здоровье и здравоохранение / О.П. Щепин, В.А. Медик. — М.: ГЭО-ТАР-Медиа, 2012. 592 с.

DEVELOPMENT OF PARAMEDIC AND OBSTETRIC POINT

Артикул 00006877

Форма журнала учета санитарно-просветительной работы (№038-0/у) утверждена Приказом Минздрава СССР №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» от 4 октября 1980 г.
Журнал ведется во всех лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждениях, проводящих санитарно-просветительную работу среди больных и населения.
Записи в журнале подлежат все виды санитарно-просветительной работы, проводимые врачами и средним медперсоналом.
Записи о проведенной санитарно-просветительной работе используются для заполнения соответствующих разделов в государственной статистической отчетности.
Журнал учета санитарно-просветительной работы (Форма №038-0/у) содержит графы:
1. п/п
2. Дата
3. Форма работы: лекция, беседа, вечер вопросов, кино, радиоинформация, выступление по телевидению, распространение литературы
4. тема
5. Фамилия и должность лектора
6. Место проведения (наименование предприятия, учреждения, клуба и т.д.)
7. Адрес
8. Число слушателей (посетителей)