Переоценка основных средств

В соответствии с приказом Минфина России по состоянию на 1 января 2007 года проведена переоценка основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с приказом Минфина России по состоянию на 1 января 2007 года проведена переоценка основных средств и нематериальных активов.

1. Учитываются ли результаты переоценки при расчете налога на имущество за I квартал 2007 года?

2. Правомерно ли при расчете налога на прибыль относить на затраты суммы амортизации основных средств с учетом проведенной переоценки?

По первой части вопроса

Результаты переоценки основных средств, произведенной 1 января 2007 года, могут учитываться при расчете налога на имущество за I квартал 2007 года. Это зависит от того, когда именно данная переоценка была завершена.

Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом данное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

А в соответствии с п.

Письмо Минфина РФ от 08.02.2007 N 02-14-07/274

4 ст. 376 НК РФ среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Таким образом, при расчете налога на имущество в 2007 году учитывается остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2007 года. В частности, для расчета средней стоимости имущества в I квартале 2007 года необходимо суммировать остаточную стоимость имущества на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 2007 года.

Согласно п. 16 Инструкции по бюджетному учету N 25н бюджетные учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств по состоянию на начало отчетного года (на 1 января) путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации в сроки и в порядке, установленными Правительством РФ.

В частности, согласно совместному Приказу Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от 02.10.2006 N 306/120н/139 “О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений“ бюджетным учреждениям необходимо осуществить по состоянию на 1 января 2007 г. переоценку основных средств и нематериальных активов.

Переоценка осуществляется путем индексации балансовой стоимости основных средств по состоянию на 1 января 2007 г. на коэффициенты, разработанные Росстатом, и проводится в соответствии с Порядком проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, утвержденным совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России, Минимущества России и Госкомстата России от 25.01.2003 N 25/6н/14/7, пунктом 4 которого предусмотрено, что переоценка основных средств по состоянию на 1 января 2007 г. проводится бюджетными организациями в I полугодии 2007 г. в межотчетный период, то есть в период реформации остатков баланса по счетам бюджетного учета на 1 января 2007 г. до проведения переоценки на счета бюджетного учета на 1 января 2007 г. после проведения переоценки. Результаты переоценки также отражают в балансе исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130), в балансе исполнения бюджета (ф. 0503120) в группе граф “На начало года“ и в приложении к пояснительной записке “Сведения об изменении остатков валюты баланса“ (ф. 0503173) в составе годовой бюджетной отчетности за 2007 г.

В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н, годовая бюджетная отчетность составляется бюджетными учреждениями на 1 января года, следующего за отчетным, поэтому остатки по счетам нефинансовых активов и амортизации по состоянию на 1 января 2007 г. в годовой бюджетной отчетности за 2006 г. не будут равны вступительным остаткам по указанным счетам на 1 января 2007 г. в годовой бюджетной отчетности за 2007 г.

Таким образом, бюджетная отчетность за 2006 г. составляется бюджетными учреждениями без учета переоценки, проводимой в I полугодии 2007 г., а результаты переоценки основных средств учитываются в составе бухгалтерской отчетности за 2007 г. после ее завершения в соответствии с реформацией остатков баланса по счетам бюджетного учета по состоянию на 1 января 2007 г.

В этой связи — как разъяснили специалисты Минфина России в письме от 18.04.2007 N 03-05-06-01/34 — результаты переоценки основных средств, проведенной бюджетным учреждением по состоянию на 1 января 2007 г., не учитываются в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2006 г., а только должны быть учтены в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2007 г. в остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом, а также в налоговых расчетах по авансовым платежам, представляемых в налоговый орган после отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

Отсюда, в частности, следует, что в случае, если бюджетное учреждение проводит переоценку основных средств по состоянию на 1 января 2007 г. в течение I полугодия 2007 г., расчет авансового платежа по налогу на имущество организаций за I квартал 2007 г. производится без учета результатов переоценки, если результаты переоценки не отражены в бухгалтерской отчетности за I квартал 2007 г. Более того, если результаты переоценки основных средств не отражены в I квартале 2007 г., а отражены в бюджетном учете во II квартале 2007 г., перерасчет налоговых обязательств (авансового платежа) за I квартал 2007 г. не производится. В этом случае результаты переоценки основных средств, должны быть учтены бюджетным учреждением для целей налогообложения при расчете среднегодовой (средней) стоимости имущества за I полугодие, 9 месяцев и год начиная с 1 января 2007 г. по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом.

Справедливости ради следует отметить, что в прошлом году Минфин России выражал иное мнение. В частности, в письме от 22.03.2006 N 03-06-01-04/69 отмечалось, что результаты переоценки по состоянию на 1 января текущего года должны быть учтены и при расчете налога на имущество за предыдущий год. Аргументация была следующая: согласно п. 4 ст. 376 НК РФ, при расчете среднегодовой стоимости имущества в расчет принимается в том числе и остаточная стоимость имущества по состоянию на 1 января следующего года, и из данной нормы — в ее взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 НК РФ — следует, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период (например, за 2006 год) остаточная стоимость имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (на 1 января 2007 года). В том письме Минфин России настаивал на таком варианте действий, несмотря на то, что в соответствии с правилами бухгалтерского учета результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса только на начало отчетного года.

По второй части вопроса

Относить суммы амортизации с учетом переоценки, произведенной по состоянию на 1 января 2007 года, на расходы при расчете налога на прибыль неправомерно.

В соответствии с п.

1 ст. 257 НК РФ последней переоценкой, которая могла быть учтена при определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств в целях налогообложения прибыли, является переоценка по состоянию на 1 января 2002 года, причем принять ее в налоговом учете можно было в размере, не превышающем 30% от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2001 года (с учетом переоценки по состоянию на 1 января 2001 года, произведенной и отраженной в бухгалтерском учете в 2001 году).

Как сказано далее в п. 1 ст. 257 НК РФ, при проведении переоценок в последующих периодах после вступления в силу гл. 25 НК РФ, то есть начиная с 2003 года, сумма переоценки не признается доходом или расходом, учитываемым для целей налогообложения, но и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения.

Следовательно, в налоговом учете нужно продолжать начислять амортизацию исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств (или его восстановительной стоимости, определенной с учетом переоценок до 1 января 2002 года включительно). А в бухгалтерском учете амортизация будет начисляться в другом размере — с учетом всех переоценок, осуществленных после вступления в силу гл. 25 НК РФ.

«Главбух».

Указания по проведению переоценки стоимости основных средств и нематериальных активов в 2007 году

Приложение «Учет в производстве», 2005, N 3

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ: УЦЕНКА И СПИСАНИЕ

У многих промышленных предприятий на балансе имеются старые сырье и материалы, которые из-за длительного хранения полностью или частично потеряли свои свойства. Поэтому при инвентаризациях предприятия либо уценивают это имущество, либо списывают его. А как отразить это в бухучете? Можно ли учесть такую уценку или списание в целях налогообложения прибыли?

Уценка

Если сырье и материалы потеряли свои потребительские свойства не полностью, то в бухгалтерском балансе предприятий их нужно отразить по цене возможной реализации (если она ниже первоначальной стоимости имущества). Возникшая при этом разница относится на финансовые результаты, что предусмотрено в п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

Примечание. Резерв под снижение стоимости имущества

Такой резерв создается по каждой единице материально-производственных запасов, принятой в бухгалтерском учете, или по отдельным видам (группам) аналогичных материально-производственных запасов. Нельзя создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей по таким укрупненным группам (видам) материально-производственных запасов, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы и т.п. Так указано в п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н.

Для этих целей ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предусматривает создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

В бухучете создание такого резерва отражается записью:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 14

— создан резерв.

В бухучете сумма этого резерва считается операционным расходом. Основание — п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации». А вот в целях налогообложения прибыли эта сумма не принимается. Поэтому у предприятия возникают постоянные разницы. Это следует из п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Пример 1. На складе предприятия хранится полихлорвинил. Его покупная стоимость — 100 000 руб. Однако из-за длительного хранения сырье частично потеряло свои первоначальные свойства. И сейчас рыночная стоимость этого сырья составляет 80 000 руб.

В учете предприятия бухгалтер сделает следующие проводки:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 14

— 20 000 руб. (100 000 — 80 000) — создан резерв под обесценение полихлорвинила;

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— 4800 руб. (20 000 руб. х 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

При этом товарно-материальные ценности, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01). Таким образом, в активе баланса по строке «В том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности» материальные ценности отражаются в уточненной оценке. А в пассиве баланса сумма образованного резерва не показывается.

Информация о созданном резерве отражается в справочном разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» Отчета о прибылях и убытках по строке «Отчисления в оценочные резервы». В Отчете о прибылях и убытках за отчетный год предприятия признают убыток от снижения стоимости материальных ценностей.

Списание

Если сырье и материалы полностью потеряли свои потребительские свойства, то их нужно списать. В бухучете это отражается проводкой:

Дебет 94 Кредит 10

— списано испорченное имущество.

При этом предприятию следует выявить виновника, допустившего это. Ведь не дожидаясь полной потери потребительских свойств сырья (материалов), их можно было использовать в производстве, продать на сторону, обменять на другое сырье и т.п.

Если же виновника не нашли, в учете отражается:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 94

— списана недостача имущества (при отсутствии виновного).

Подпунктом 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что к материальным расходам приравниваются потери от недостачи или порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных Правительством РФ.

Надо сказать, что раньше чиновники неоднократно высказывали мнение о том, что поскольку после вступления в силу гл. 25 Налогового кодекса РФ Правительство РФ не установило нормы естественной убыли, то применять старые нельзя. Однако 6 июня 2005 г. был принят Федеральный закон N 58-ФЗ, который внес поправки в гл. 25 Налогового кодекса РФ. Относительно старых норм естественной убыли теперь четко прописано, что предприятия могут применять их, пока не будут приняты новые . Причем так разрешено поступать задним числом — с 1 января 2002 г. Правда, при этом предприятиям придется пересчитать налогооблагаемую базу за прошлые периоды, представив в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации.

———————————————————————————————— Перечень норм естественной убыли, утвержденных на сегодняшний день, приведен в статье, опубликованной в журнале «Учет в производстве», 2005, N 2, с. 35.

Пример 2. На балансе предприятия имеется комбинат питания. Предприятие учитывает потери от естественной убыли продовольственных товаров по комбинату в соответствии с нормами, которые приведены в Приложении N 1 к Письму Минторга РСФСР от 21 мая 1987 г. N 085. В мае 2005 г. потери от естественной убыли составили 15 000 руб., в том числе в пределах норм — 10 000 руб. В учете предприятия бухгалтер сделал проводки:

Дебет 94 Кредит 10

— 15 000 руб. — списана недостача продовольственных товаров;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» (аналитический счет «Расходы, учитываемые при налогообложении») Кредит 94

— 10 000 руб. — списана недостача товаров в пределах норм естественной убыли;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» (аналитический счет «Расходы, не учитываемые при налогообложении») Кредит 94

— 5000 руб. (15 000 — 10 000) — списана недостача товаров сверх норм естественной убыли;

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— 1200 руб. (5000 руб. х 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

А.А.Викеев

Налоговый консультант

Подписано в печать

18.07.2005

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

ТАБЛИЦА N 2. КОЭФФИЦИЕНТЫ ПЕРЕОЦЕНКИ В ЦЕНЫ 01.01.2007 ДЛЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Переоценка основных средств в бюджетных учреждениях

Стоимость основных средств и нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете и отчетности по их первоначальной стоимости, т.е. по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление, а объекты, которые подвергались переоценке, — по восстановительной стоимости. В целях отражения в бухгалтерской отчетности реальной стоимости основных средств и нематериальных активов Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2002 N 1611-р устанавливается необходимость проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, в том числе находящихся в федеральной собственности за рубежом. Данное Распоряжение касается лишь бюджетных учреждений, под которыми понимаются организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально — культурных, научно — технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ч.2 п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н). В соответствии с Распоряжением N 1611-р именно такие организации обязаны осуществить переоценку основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 января 2003 г. Ограниченным является и объект переоценки. Так, переоценке подлежат основные средства и нематериальные активы, действующие, находящиеся на консервации и в резерве, подготовленные к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, объекты, не завершенные строительством, а также приобретенное оборудование, предназначенное к установке. Причем к основным средствам относятся материально — вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев, и стоимостью на дату приобретения за единицу свыше 50 МРОТ.

Состав основных средств определяется действующим законодательством. Так, в соответствии с п.32 Инструкции N 107н в составе основных средств учитываются: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам. Капитальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме расходов, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. Законченные капитальные вложения в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактических расходов, если иное не предусмотрено договором аренды.

Понятие нематериальных активов содержится в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н). Для отнесения к нематериальным активам объекты должны обладать следующими признаками:

а) отсутствие материально — вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Состав нематериальных средств содержится в ПБУ 14/2000.

Переоценка основных средств и нематериальных активов осуществляется по утвержденным Госкомстатом России коэффициентам. Во исполнение Распоряжения N 1611-р Госкомстат России 27 ноября 2002 г. утвердил коэффициенты, в соответствии с которыми должна производиться переоценка. Этим документом установлены коэффициенты переоценки для зданий и сооружений в зависимости от местности (субъекта Российской Федерации) и от года учета приобретения; для основных фондов в зависимости от их видов и для материальных активов. Для объектов незавершенного строительства помимо прочего применяются еще и дополнительные поправочные коэффициенты.

Порядок проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений утвержден совместным Приказом Минэкономразвития России, Минфина России, Минимущества России и Госкомстата России от 25.01.2003 N 25/6н/14/7. Так, переоценку необходимо произвести в течение первого полугодия 2003 г. Итоги переоценки будут учитываться в текущих формах статистического наблюдения начиная с отчетов за первое полугодие 2003 г., а в годовых формах статистического наблюдения — с отчетов за 2003 г. (на начало года). Помимо этого результаты переоценки отражаются также в балансе исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения за первое полугодие 2003 г. в графе «На начало года» и в объяснительной записке к отчету по измененным счетам баланса.

Необходимо отметить, что регулярно Правительством Российской Федерации принимались решения о необходимости проведения переоценки. Причем, в отличие от Распоряжения N 1611-р, они касались как коммерческих, так и некоммерческих организаций, т.е.

Переоценка основных фондов бюджетных учреждений на 1 января 2007 года

организаций любых форм собственности. Указанный выше Порядок переоценки заслуживает внимания еще и потому, что устанавливает периодичность и правила, по которым будут производиться все последующие переоценки. Необходимость очередной переоценки зависит от роста цен производителей в строительстве. Очередная переоценка основных средств и нематериальных активов бюджетных организаций должна проводиться по достижении «порогового» (предельного) уровня роста цен производителей в строительстве. За «пороговое» значение принимается 35%-ный рост цен производителей в строительстве с момента предшествующей переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений. В таком случае основные средства и нематериальные активы переоцениваются на 1 января года, следующего за годом, в котором рост цен производителей в строительстве с момента предшествующей переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений достиг «порогового» значения. Однако эти положения являются условием, при котором Минэкономразвития России, Минфин России, Минимущество России и Госкомстат России могут принять решение об очередной переоценке. Такое решение в будущем должно приниматься не позднее 1 ноября года, предшествующего переоценке. В 2003 г. переоценка должна быть произведена в первом полугодии.

Е.Ю.Черных

Юрист

1

Хахонова Н.Н.

Основные средства часто составляют большую часть всех активов организации. Состояние и стоимость основных средств интересуют руководство, инвесторов, учредителей, акционеров. Точная информация такого характера позволяет судить о финансовом положении предприятия, принимать обоснованные решения, связанные с его хозяйственной деятельностью. Кроме того, стоимость основных средств — это база для расчета налога на имущество и амортизационных отчислений.

Под влиянием инфляции балансовая стоимость основных средств может существенно отклоняться от стоимости их воспроизводства в современных условиях. Устранить это несоответствие позволяет переоценка. Таким образом, переоценка, если рассматривать ее последствия в комплексе, является весьма действенным механизмом управления показателями финансового состояния организации. Кроме того, бухгалтерская отчетность в части представления информации о наличии основных средств становится более достоверной: объекты отражаются не в затратной, а в рыночной оценке.

Переоценка основных средств осуществлялась до 1998 г. в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации. Так, были проведены ежегодные переоценки по состоянию на 1 января: 1992 г — 1998 г., когда балансовая стоимость объектов основных средств превышала текущие рыночные цены. Цель перечисленных переоценок заключалась в приведении балансовой стоимости основных средств в соответствие с действующими ценами и условиями воспроизводства основных средств на дату переоценки. Как правило, переоценка проводилась по коэффициентам, установленным Госкомстатом России, либо применялись методы прямого пересчета на основе актов оценки.

На данный момент переоценка носит добровольный характер и может проводиться коммерческими организациями по группам однородных объектов основных средств не чаще одного раза в год (на начало отчетного года).

Проблема оценки и учета основных средств является наиболее важной для российских организаций при подготовке отчетности, соответствующей международным стандартам, что вызвано высокой долей основных средств в составе активов для большинства российских организаций. Для учета основных средств в соответствии с МСФО следует использовать несколько стандартов, главным образом МСФО 16 «Основные средства». Согласно одному из подходов указанного стандарта основные средства должны оцениваться исходя из исторической стоимости. После первоначального признания в качестве актива объект основных средств должен учитываться по его первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения. В соответствии со вторым подходом основные средства должны учитываться по переоцененной стоимости. Организация, придерживающаяся второго подхода, понесет дополнительные затраты на обязательную ежегодную переоценку основных средств, а также в любом случае обязана будет исчислить стоимость основных средств и по первому подходу (историческая стоимость минус накопленная амортизация и накопленные убытки от обесценения). Поэтому второй подход представляется менее привлекательным для российских организаций.

Подход к переоценке в двух системах бухгалтерского учета одинаков. В случае если основное средство учитывается по переоцененной стоимости, оно должно регулярно переоцениваться. При этом переоценка основных средств будет осуществляться в отношении всей группы данных основных средств.

В соответствии с российским законодательством переоценка основных средств осуществляется профессиональными оценщиками, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности. К сожалению, на практике переоценка часто осуществляется в интересах собственников имущества, что ведет к заведомому искажению результатов переоценки.

Переоценка объектов основных средств в рамках одного класса производится одновременно, чтобы избежать избирательной переоценки активов, а также представления в отчетности статей, являющихся суммой основных средств, оцененных по разным оценкам. Класс активов может переоцениваться по скользящему графику при условии, что переоценка производится в течение короткого времени, а результаты постоянно обновляются.

В последнем случае сумма реализованного дохода от переоценки представляет собой разницу между амортизацией, основанной на переоцененной балансовой стоимости актива, и амортизацией, основанной на его первоначальной стоимости. Однако увеличение балансовой стоимости актива должно признаваться в качестве дохода, а не в составе резерва на переоценку в том случае, если оно компенсирует уменьшение балансовой стоимости того же актива, признанное ранее как расход.

Положительная переоценка основных средств по справедливой стоимости является основанием для возникновения отложенного налогового обязательства и отражения в составе собственных средств в соответствии с МСФО 16.

Если балансовая стоимость актива превышает его переоцененную стоимость, то балансовая стоимость актива уменьшается до его переоцененной стоимости, а разница отражается в Отчете о прибылях и убытках текущего периода.

Переоцененная стоимость рассчитывается как оценочная возмещаемая стоимость, которая определяется как наибольшая из чистой реализуемой стоимости актива и ценности его использования.

При потере стоимости основного средства его балансовая стоимость списывается до уровня его справедливой стоимости так, чтобы балансовая стоимость не превышала размера экономической выгоды от использования основного средства. Для отражения этого события в отчетности на размер списываемой части балансовой стоимости основного средства увеличивается убыток от переоценки с одновременным увеличением суммы накопленной амортизации.

Если есть подозрения на обесценение основных средств, то в целях соблюдения принципа консерватизма МСФО 36 «Обесценение активов» требует проведения специальной процедуры — теста на обесценение.

Практические рекомендации по проведению переоценки в 2007 году

Согласно МСФО 36 убыток обесценения должен признаваться во всех случаях, когда балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую сумму. Возмещаемая сумма — наибольшее значение из чистой продажной цены и ценности использования. Чистая продажная цена — это сумма, которая может быть получена от продажи актива при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами, осуществленной на общих условиях, за вычетом любых прямых затрат на выбытие.

Ценность использования — это дисконтированная стоимость предполагаемых будущих потоков денежных средств, возникновение которых ожидается от продолжающегося использования актива и от его выбытия в конце срока полезной службы.

Убыток от обесценения — это сумма, на которую балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую величину. При учете основных средств по переоцененной стоимости (альтернативный подход в МСФО 16), если затраты на выбытие несущественны, обесценение активов по МСФО 36 можно не применять; если затраты на выбытие существенны, то необходимо применять МСФО 36.

Таким образом, несмотря на то, что в Российской и международной практике используются схожие подходы к проведению переоценки основных средств, тем не менее сохраняются и существенные различия в порядке отражения ее результатов в отчетности организации.

Библиографическая ссылка

Хахонова Н.Н. ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СВЕТЕ МСФО // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8. – С. 78-79;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10397 (дата обращения: 03.10.2018).

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский экономический УниверситетКазпотребсоюза

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Курсовая работа

по дисциплине: «Финансовый учет-2»

на тему: «Переоценка активов, порядок оформления и учет»

Выполнила:ст-ка гр.УА-23

Кан Т.

Караганда – 2009

Введение

1. Метод переоценки активов как основная процедура учета

1.1 Сущность активов предприятия, необходимость их переоценки

1.2 Методы переоценки

2. Организация переоценки и ее место в учетной политике предприятия

3. Учет результатов переоценки и отражение их в отчетности

4. Проблемы оценки и переоценки в учете активов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Активы предприятия – это его ресурсы, которые дают определенное представление об имущественном потенциале предприятия. МСФО предусматривают разделение активов и обязательств предприятия на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным активам предприятия относятся активы, полезный эффект от которых ожидается потребить в течение нескольких лет.

Проблема оценки и переоценки активов является наиболее важной для казахстанских предприятий при подготовке отчетности, соответствующей международным стандартам (МСФО).

Задачей переоценки активов является определение реальной стоимости активов. В результате проведения переоценки каждый субъект собственности получает более достоверную информацию о количественном значении своего имущества в стоимостном измерении.

Вообще переоценка активов – это пересчет стоимости активов компании либо в результате действительного изменения их стоимости с момента приобретения, либо из-за несоответствия их реальной стоимости балансовой вследствие инфляции. Переоценка может быть сделана на базе текущей восстановительной стоимости или чистой возможной реализации. Основная цель переоценки — избежать искажения стоимости активов, когда цены существенно возросли.

Переоценку активов следует рассматривать с позиции, как экономической целесообразности, так и ее правового обеспечения.

Для того чтобы учесть по рыночной цене на определенную дату все активы предприятия, проводятся переоценки активов, причем, чем выше темпы инфляции, тем чаще нужно проводить переоценки. Если переоценка производится периодически в соответствии с изменением условий воспроизводства, приведенная стоимость дает реальную оценку активов на момент составления финансовых отчетов. Например, учет долгосрочных активов по первоначальной стоимости, которая значительно оторвана от восстановительной в каждый конкретный момент, приводит к тому, что начисляемая амортизация не покрывает затраты на их воспроизводство на современной технологической основе.

Актуальность исследования объясняется необходимостью трансформации бухгалтерского учета для перехода на МСФО, которое является первоочередной задачей предприятия в настоящее время. Для того, чтобы перейти на бухгалтерский учет по МСФО, недостаточно только перенести остатки на начало периода, а необходим целый ряд мероприятий (например, признание долгосрочных активов, товарно-материальных запасов, обязательств и др.) в свете требований МСФО.

Между тем, Международные стандарты финансовой отчетности определяют, что для достоверного признания активов предприятия их стоимость необходимо переоценить.

В данной курсовой работе предлагается рассмотреть вопросы расчета и учета переоценки активов предприятия.

Цель курсовой работы – исследовать сущность переоценки активов, порядок ее оформления и учета.

В соответствии с заданной целью курсовой работы были сформулированы следующие задачи исследования:

— изучить сущность активов предприятия и необходимость их переоценки;

— исследовать методы переоценки активов;

— рассмотреть порядок организации переоценки и ее место в учтенной политике предприятия;

— отразить учет результатов переоценки активов;

— изучить проблемы оценки и переоценки в учете активов.

Объектом исследования является действующая практика бухгалтерского учета на предприятии ТОО «Центр». Предметом исследования – порядок оформления и учет переоценки активов предприятия.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили труды зарубежных и отечественных экономистов и финансистов, разрабатывающих проблемы улучшения бухгалтерского учета.

1. Метод переоценки активов как основная процедура учета

1.1 Сущность активов предприятия, необходимость их переоценки

Активы предприятия — все хозяйственные средства предприятия, которые сгруппированы в балансе по составу и их размещению. Понятие «актив» отражает совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы трактуются более широко — как ресурсы, контролируемые предприятием, получаемые в результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидает экономические выгоды в будущем.

Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в актив являются следующие условия. Они должны: приносить экономическую выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем; находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который мог бы их беспрепятственно задействовать по собственному усмотрению или продать; являться результатом ранее осуществленных хозяйствующим субъектом сделок, т.е. быть пригодными к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора.

В состав актива включаются имущество и права. К имуществу относятся различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование). Права делятся на овеществленные и неовеществленные. Овеществленные связаны с владением какой-либо ценной бумагой, дающей право на получение некоторых ценностей. К таким ценным бумагам относятся векселя, чеки, облигации, акции и т.п. К неовеществленным правам относятся: долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности, права исключительные, например патент, лицензия, право на фирменный знак и прочие права, вытекающие из незаконченных хозяйственных операций, например ранее произведенные затраты или еще не полученные доходы.

Таким образом, активы – это имущественная масса, которая должна приносить выгоду в будущем. Иначе говоря, это ресурсы, которые дают определенное представление об экономическом субъекте и его потенциале.

В соответствии с классификацией видов имущества (активов) предприятия в Республике Казахстан активы подразделяются на:

— долгосрочные активы;

— краткосрочные активы.

Долгосрочные активы – это активы, полезный эффект которых ожидается потребить в течение нескольких лет. Стоимость таких активов переходит в издержки производства товаров и услуг.

Краткосрочные активы являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия и включают в себя: товарно-материальные запасы (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары), дебиторскую задолженность, авансы выданные, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения. Рассмотрим более подробно такой вид краткосрочных активов, как товарно-материальные запасы.

Материальные запасы участвуют в процессе производства только один раз, их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу. Запасы — активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности, или для производства товаров (услуг) для такой продажи, а также сырье и материалы, используемые в процессе производства. Запасы также включают недвижимость, предназначенную для перепродажи. Запасы компании, производящей услуги, включают в себя стоимость оказанных услуг, по которым еще не признана выручка.

В условиях рыночной экономики задачами бухгалтерского учета активов предприятия являются:

— правильное и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения активов;

— достоверная оценка активов;

— контроль за их наличием и сохранностью в местах эксплуатации;

— своевременное и точное исчисление амортизации долгосрочных активов и правильное ее отражение в учете;

— выявление неиспользуемых, лишних объектов активов;

— оперативное обеспечение необходимой информацией руководства предприятия о наличии и состоянии активов путем автоматизации учетно-вычислительных работ на базе средств вычислительной техники.

От правильной оценки активов предприятия в конечном счете в наибольшей степени зависит его балансовый отчет.

Рассмотрим необходимость переоценки основных средств и материальных запасов как основных объектов материальных активов предприятия.

Бухгалтерский учет долгосрочных активов предполагает отражение полной балансовой стоимости и остаточной балансовой стоимости.

Полная балансовая стоимость учитывается в ценах приобретения данных объектов. Поскольку однотипные объекты могут быть приобретены в разное время, по разным ценам (особенно в связи с инфляцией), на балансе между переоценками фактически учитываются долгосрочные активы в смешанной оценке. Для перехода к сопоставимой оценке проводится переоценка долгосрочных активов.

Задачей переоценки долгосрочных активов является определение реальной стоимости активов, в той мере, в какой это возможно в условиях становления рыночной экономики, создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране, привести в соответствие с реальными ценами налогооблагаемую базу.