Переплата по налогу на прибыль

Переплата по налогу на прибыль: зачесть, вернуть, списать

Согласно ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по этим налогам и сборам. Например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет уплаты по этому же налогу или иным налогам, относящимся к федеральным. Налоговый кодекс не ограничивает возможность провести зачет в зависимости от того, в какой бюджет бюджетной системы РФ подлежит уплате федеральный налог. Таким образом, налог на прибыль организаций, являющийся федеральным, излишне уплаченный в бюджет одного субъекта РФ, может быть зачтен в счет предстоящих платежей по этому налогу в бюджет другого субъекта РФ с учетом положений п. п. 4 и 5 ст. 78 НК РФ.

Наш журнал не первый раз обращается к этой теме <1>. Сегодня мы ответим на конкретные вопросы, связанные с зачетом (возвратом) излишне уплаченного налога на прибыль, а также рассмотрим ситуацию со списанием переплаты, срок обращения за возвратом которой истек.

<1> См. статьи «Как вернуть или зачесть излишне уплаченные суммы налога», «Срок подачи заявления о возврате (зачете) переплаты по налогу», 2011, N 2.

Пени за период принятия налоговым органом решения о зачете

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 45 обязанность считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения названной обязанности.

Порядок проведения зачета сумм излишне уплаченных налогов установлен ст. 78 НК РФ, согласно п. 1 которой зачет излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

По общему правилу Налоговый кодекс не запрещает зачесть налоги в уплату соответствующих видов налогов между федеральным бюджетом, региональным и местным бюджетами. Приказ Минфина России от 05.09.2008 N 92н <2> предусматривает проведение межрегионального зачета — производимого налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ.

<2> «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании его письменного заявления по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ). Налоговый орган не вправе самостоятельно (без указанного заявления) производить зачет.

К сведению. Пункт 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 гласит: срок на зачет суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о зачете, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена согласно ст. 88 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 57 НК РФ определено, что при уплате налога с нарушением срока налогоплательщику начисляются пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению предписанными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Конституционный Суд в Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок при задержке уплаты налога.

Таким образом, если налог зачисляется в бюджеты разных субъектов и решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу принято налоговым органом в назначенные ст. 78 НК РФ сроки, но после установленного срока уплаты налога, то со дня, следующего за установленным днем уплаты налога, до дня принятия такого решения налоговым органом будут начислены пени на сумму образовавшейся недоимки.

Например, 20.01.2011 организация по каналу электронной связи отправила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени. Заявление о зачете было подано 20 января, то есть в последний день установленного срока уплаты НДС (до возникновения недоимки по этому налогу). Налоговый орган не нарушил срок для принятия решения (в течение 10 дней) о зачете сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций в счет уплаты НДС и пени за просрочку исполнения обязанности уплаты налога начислил правильно. Такое мнение высказал Минфин в Письме от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260. Здесь же он уточнил, что НК РФ не предусмотрен пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога, в рассматриваемых обстоятельствах (аналогичное мнение высказано финансистами в Письме от 02.08.2011 N 03-02-07/1-273).

Однако арбитры по данному вопросу высказывают иное мнение. Например, ФАС ПО в Постановлении от 15.05.2008 N А57-14501/07-17, признавая начисление налоговым органом пени неправомерным, исходил из наличия переплаты по налогу в более ранние периоды в сумме, достаточной для покрытия образовавшейся недоимки по другим налогам. Кроме того, налогоплательщик направил заявление о зачете сумм переплаты одного налога в уплату другого до наступления срока уплаты последнего, следовательно, своевременно исполнил обязанность по уплате вышеуказанного налога.

Переплата по налогу на прибыль, срок обращения за возвратом которой истек

В соответствии с п. 7 ст.

Что делать с переплатой по налогу на прибыль (нюансы)?

78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

На практике нередки ситуации, когда в карточке лицевого счета организации числится переплата по налогу на прибыль. Размер имеющейся переплаты подтвержден актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. При этом срок обращения за возвратом переплаты истек, в связи с чем организация планирует ее списать.

Можно ли отнести списываемую переплату по налогу на прибыль с истекшим сроком давности к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль?

Вот что сообщает Минфин (см. Письмо от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457). Пунктом 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходами, уменьшающими налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая, что в течение трех лет налогоплательщик не обратился в налоговый орган за возвратом переплаты по налогу, сумма указанной переплаты не является дебиторской задолженностью, не признается безнадежным долгом по п. 2 ст. 266 НК РФ и не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 270 НК РФ расходы в виде суммы налога на прибыль не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

О.Ю.Поздышева

Эксперт журнала

«Налог на прибыль:

учет доходов и расходов»

Авансовые платежи по налогу: как вернуть аванс?

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: срок зачета и возврата авансовых платежей.

Правила зачета и возврата излишне уплаченных налогов, которые устанавливает налоговый кодекс, в полной мере распространяются и на авансовый платёж. В частности, заявление о зачете или возврате авансовых налоговых платежей компания должна подать в инспекцию ФНС в течение трех лет со дня их уплаты. Основная проблема в данном случае возникает из-за понятия «срок уплаты» применительно к авансовым платежам налогов. С какого момента отсчитывать трехлетний срок для их зачета или возврата — с даты перечисления самого аванса или с момента представления итоговой налоговой декларации?

С одной стороны, в налоговом кодексе установлены четкие сроки уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, но с другой — переплату по авансовым платежам можно определить не раньше того момента, как будет рассчитан сам налог (пункт 1 статьи 55 НК РФ). Например, есть переплата по налогу на прибыли предприятия или нет, станет ясно только при подаче итоговой годовой налоговой декларации. До этого момента вернуть уплаченный аванс из бюджета или зачесть его в счёт другого налогового платежа нет достаточных оснований.

Способы возвращения авансового платежа

Напомним, что положения налогового кодекса позволяют компаниям зачесть сумму переплаты или вернуть аванс из бюджета двумя способами: через налоговую инспекцию, обратившись туда с заявлением в течение трех лет с момента уплаты (основание — пункт 7 статьи 78 НКРФ) или через суд, если инспекция отказалась зачесть или вернуть сумму переплаты (постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Немаловажно, что во втором случае течение срока на обращение в суд начинается со дня, когда организация узнала или должна была узнать о переплате авансового налога. Этот день определяется судом с учетом всех важных обстоятельств дела — например, причин переплаты налога, изменений законодательства и др. (постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09). Сразу оговоримся, что второй вариант возвражения авансового платежа мы рассматривать не будем, поскольку он носит индивидуальный характер.

ВАС РФ: дата уплаты авансового налога не имеет значения

В большинстве случаев при обращении в инспекцию ФНС с просьбой зачесть или вернуть проблемную (балансирующую на грани трехлетнего срока) переплату по авансовым платежам компании получали отказ. Налоговики исходили из того, что срок уплаты в данном случае — это дата перечисления в бюджет конкретного авансового налога. Поэтому если три года с этого момента уже истекли, возврат или зачет переплаты невозможен. К такому же решению пришел ФАС Московской области в своем решении от 10.12.2009 по делу N КА-А40/13447-09.

Естественно, многие компании сразу же после этого обращались в суд, но не всегда находили там поддержку.

Переплата по налогам. Правила зачета

Зачастую судьи разделяли мнение налоговой инспекции и отказывали организациям в связи с истечением трехлетнего срока (постановление ФАС ВВО от 24.02.2009 N А43-14387/2008-37-563). Например, если речь шла об авансовых платежах по налогу на прибыль организации, судьи рассматривали в качестве точки отсчета внесение компанией в бюджет ежеквартальных или ежемесячных авансовых платежей. Но недавно вышло постановление Президиума ВАС России N 17750/10 от 28.06.2011, которое призвано упорядочить судебную практику по этой проблеме.

В споре речь шла об авансовых платежах по налогу на прибыль. Судьи ВАС пришли к выводу, что при расчете трехлетнего срока для обращения в инспекцию дата перечисления самих авансовых платежей значения не имеет. Ведь суммы авансов по налогу на прибыли организации, которые платятся в течение года, автоматически засчитываются в счет следующих платежей за отчетные периоды (пункт 1 статьи 287 НК РФ) или за налоговый период. Поэтому если по ним образовалась переплата, то срок начинает течь с даты представления итоговой декларации по налогу на прибыль.

Пример зачета аванса по налоговым платежам

В 2012 году компания уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. 26 сентября она ошибочно перечислила авансовый платеж за август в сумме на 5000 рублей больше. Следовательно, эту сумму она может учесть при оплате любого ежемесячного платежа за период сентября-декабря 2012 года (то есть, заплатить на 5000 рублей меньше). Никакие корректировки в учете делать не нужно.

Если же такой зачет компания не произвела (например, из-за отсутствия прибыли), то сумму переплаты аванса она сможет зачесть в счет уплаты других налогов или вернуть из бюджета, обратившись с заявлением в инспекцию. Трехлетний срок для обращения в налоговую инспекцию будет отсчитываться не с 26 сентября (дата перечисления лишнего авансового платежа), а с момента подачи итоговой уточненной декларации по налогу на прибыль за 2012 год, но не позднее 28.03.2013.

Судебная практика по спорам о возврате и зачёте аванса

Постановление N 17750/10 дает право пересмотреть вступившие в силу судебные решения по аналогичным делам. Уже появилась положительная для компаний судебная практика, в которой судьи руководствовались позицией, изложенной в решении Пятнадцатого AAC от 16.09.2011 N 15АП-9242/11. Кроме того, этой же правовой позицией судьи, вероятнее всего, будут руководствоваться и при рассмотрении споров по зачету и возврату аванса не только по налогу на прибыль, но и по другим налогам, предусматривающим авансовые платежи в бюджет. Например, по налогу на имущество, налогу, уплачиваемому при применении «упрощенки», и так далее.

Все статьи Переплата по налогу на прибыль и НДФЛ: «зачетные» проблемы (Демин А.)

Переплату по налогу налогоплательщик, равно как и налоговый агент, вправе вернуть, зачесть в счет имеющейся недоимки или же предстоящих платежей по тому или иному налогу. До недавнего времени, несмотря на то что и налог на прибыль, и НДФЛ относятся к федеральным налогам, контролирующие органы настаивали на том, что зачет между ними невозможен. Не так давно чиновники изменили свою позицию. Однако на этом вопросы касательно подобного рода зачета все же остались.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа регламентирован положениями ст. 78 Налогового кодекса (далее — Кодекс). В соответствии с данной нормой «излишек» подлежит:
— зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;
— зачету в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;
— возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
Здесь есть важный нюанс: зачет в любом случае может производиться только внутри каждого вида налогов. То есть федеральные налоги засчитываются в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (см., напр., Письма Минфина от 13 декабря 2011 г. N 03-05-06-01/86, от 30 декабря 2011 г. N 03-07-11/362, от 22 сентября 2008 г. N 03-02-07/1-370, от 2 октября 2008 г. N 03-02-07/1-387, от 2 сентября 2008 г. N 03-02-07/1-387, от 11 января 2009 г. N 03-02-07/1-3 и т.д.). То есть, к примеру, зачет переплаты по НДС в счет недоимки по налогу на имущество организаций невозможен, поскольку первый из них относится к федеральным, а второй — к региональным налогам.
Обратите внимание! Под излишней уплатой налога понимается исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства (см. Постановление Президиума ВАС от 10 ноября 2011 г. N 8395/11).
Надо сказать, что определенные ст. 78 Кодекса правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются в том числе и на налоговых агентов (п.

Переплата по налогу на прибыль и НДФЛ: «зачетные» проблемы (Демин А.)

14 ст. 78 НК). А это означает, что при наличии переплаты по налогу на прибыль ее ничто не мешает «пустить» на погашение недоимки по НДФЛ. Ведь это же федеральные налоги… Однако на деле все оказалось не так просто.

«Незачетный» подход

Контролирующие органы всегда признавали, что вне зависимости от того, что доходы от федеральных налогов подлежат зачислению в разные бюджеты бюджетной системы РФ, сумма излишне уплаченного налогоплательщиком налога на прибыль организаций может быть в установленном порядке зачтена ему в счет погашения недоимки по иным федеральным налогам (см., напр., Письмо Минфина от 19 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-69 и др.). В то же время возможность зачета налога на прибыль и НДФЛ чиновниками категорически отвергалась. Дескать, в отношении НДФЛ организация является не налогоплательщиком, а налоговым агентом, которому, помимо всего прочего, положениями п. 9 ст. 226 Кодекса запрещается уплачивать НДФЛ за счет собственных средств. Соответственно, сумма излишне уплаченного налога на прибыль не может быть зачтена налоговому агенту в счет погашения недоимки по НДФЛ, подлежащей удержанию из денежных средств налогоплательщиков. Аналогичная позиция представлена и в других разъяснениях Минфина (см. Письмо от 20 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-515).

Судейское усмотрение

А вод суды считают иначе. Так, еще в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2012 г. по делу N А56-55596/2011 указывалось, что и НДФЛ, и НДС относятся к федеральным налогам, а потому у налогового органа нет оснований не проводить зачет, ссылаясь на разный статус их плательщика. А ФАС Московского округа в Постановлении от 10 апреля 2012 г. по делу N А40-62527/11-116-178 констатировал, что ст. 78 Кодекса распространяется в том числе и на налоговых агентов. Поэтому у организации есть полное право зачесть переплату по налогу на прибыль в счет возникшей недоимки по НДФЛ.
Очевидно, что при таких обстоятельствах для многих организаций было проще пойти на поводу у налоговиков и производить зачет не напрямую, а через возврат «излишка» по налогу на прибыль и уже полученную сумму направлять на погашение задолженности по НДФЛ. В этой «схеме» помимо того, что на нее тратится больше времени, есть и еще один минус — все это время на недоимку будут «капать» пени.

Новый поворот

В этом свете, можно сказать, революционным является Письмо Минфина от 25 марта 2016 г. N 03-02-07/1/19163. В нем чиновники, наконец, увидели, что абз. 2 п. 1 ст. 78 Кодекса предусмотрена возможность зачета сумм излишне уплаченных федеральных налогов — по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам. И, более того, они не стали отрицать, что правила, предусмотренные данной нормой, применяются в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов. И исходя из названных положений Кодекса в Минфине все же признали, что сумма излишне уплаченного организацией налога на прибыль может быть зачтена в счет погашения недоимки по НДФЛ в соответствии со ст. 78 Кодекса.
Напомним, что для зачета «излишка» в налоговый орган нужно подать соответствующее заявление. Его форма утверждена Приказом ФНС от 3 марта 2015 г. N ММВ-7-8/90@. После получения указанного заявления налоговики могут предложить организации провести совместную сверку расчетов по налогам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 НК). Решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если таковая проводилась (п. 5 ст. 78 НК).

Можно, но осторожно

В завершение хотелось бы упомянуть еще о двух важных моментах, касающихся взаимозачета НДФЛ и налога на прибыль.
Во-первых, переплату по НДФЛ можно зачесть в счет уплаты иных федеральных налогов только в том случае, если эта переплата образовалась в связи с уплатой НДФЛ в большем размере, чем налог был удержан с доходов физлиц.
Во-вторых, представляется, что налоговый орган вряд ли согласится с тем, чтобы переплата по налогу на прибыль была направлена в счет предстоящих платежей по НДФЛ. Ведь уплата НДФЛ за счет средств налогового агента запрещена (п. 9 ст. 226 НК), то есть налог должен быть предварительно удержан с доходов налогоплательщика. Тем не менее встречаются судебные решения, согласно которым и такой зачет возможен, а ссылка на п. 9 ст. 226 Кодекса признается необоснованной (см., напр., Постановление ФАС Московского округа от 9 ноября 2010 г. N КА-А40/13571-10).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Порядок возврата или зачета переплаты по налогу на прибыль

Е.П. Титова, О.В. Монако, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

По итогам 2010 года у организации числится переплата по налогу на прибыль организаций. Эта сумма отражена в строках 280 и 281 Листа 2 декларации. В 2011 году ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организация платит в обычном порядке без учета этой переплаты. Как осуществить возврат или зачет переплаты по налогу?

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 286 НК РФ). Уплата авансовых платежей в соответствии со статьей 287 НК РФ – это способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.

В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 287 НК РФ по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Пример

Сумма авансового платежа, которую организация должна уплатить в бюджет за I квартал 2011 года, составляет 50 000 руб. За январь и февраль 2011 года организация уже фактически уплатила 15 000 и 10 000 руб. соответственно. Эти суммы подлежат зачету в счет уплаты авансового платежа по итогам I квартала.

Это означает, что фактически по итогам I квартала организация должна уплатить в бюджет 25 000 руб. (50 000 руб. – 15 000 руб. – 10 000 руб.).

В то же время сумма авансового платежа, уплаченная по итогам I квартала (50 000 руб.), а также суммы авансовых платежей, уплаченные по итогам полугодия и девяти месяцев 2011 года, подлежат учету по итогам налогового периода за 2011 год.

Президиум ВАС РФ в пункте 10 Информационного письма от 22.12.2005 № 98 указал: пункт 1 статьи 287 НК РФ отражает порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль, основывающийся на методе нарастающего итога. Этот итог как результат финансово-хозяйственной деятельности должен учитываться при определении размера обязанности налогоплательщика по уплате авансовых платежей на дату окончания соответствующего отчетного периода.

Таким образом, излишне уплаченной суммой, которая может быть зачтена в счет уплаты следующих авансовых платежей (возвращена) организации, будет являться превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания отчетного периода за этот налоговый (отчетный) период (например, как было указано в примере, за I квартал 2011 года) над суммой налога (авансового платежа), исчисленного по итогам этого же налогового (отчетного) периода.

Следовательно, если у организации существует переплата по налогу на прибыль, отраженная по строкам 280-281 декларации, организация вправе зачесть излишне уплаченную сумму налога или осуществить ее возврат. При этом осуществить возврат (зачесть в счет предстоящих налоговых платежей) можно не только излишне уплаченных сумм налога, но и излишне уплаченных сумм авансовых платежей по налогу. Это прямо следует из статьи 78 НК РФ, регламентирующей порядок возврата (зачета) налоговых платежей.

Согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется в течение 10 дней с момента получения письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (письмо УФНС России по г. Москве от 18.06.2007 № 20-12/057394@).

При этом возврат излишне уплаченной суммы налога (авансового платежа) на основании пункта 6 статьи 78 НК РФ осуществляется также по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Какой-либо установленной формы заявления не существует. Заявление пишется налогоплательщиком в свободной форме с отражением необходимых данных для зачета (возврата) излишне уплаченных платежей (сумма переплаты, период, за который следует произвести зачет (возврат), и т.п.).

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налоговых платежей, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетом (постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05).

Обратите внимание, что в скором времени организации смогут осуществлять сверку с налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи. Данный Порядок утвержден приказом ФНС России от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781@ (зарегистрирован в Минюсте России, но в настоящее время еще не вступил в силу). Полагаем, что со вступлением в силу этого документа порядок зачета (возврата) излишне уплаченных налогов станет проще, а сроки возврата сократятся.

В настоящее время статья 78 НК РФ, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет при этом процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога. На это указывает ВАС РФ в пункте 11 Информационного письма № 98.

При этом установление факта излишней уплаты в сумме превышения авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода, над исчисленной суммой налога могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки.

В связи с этим срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам статьи 88 НК.

Таким образом, учитывая, что камеральная проверка может длиться 3 месяца, месячный срок, в течение которого налоговый орган обязан вернуть сумму излишне уплаченных платежей, будет отсчитываться со дня следующего за днем завершения камеральной проверки. Следовательно, максимальный срок возврата образовавшейся переплаты по налогу или авансового платежа по налогу на прибыль составит практически 4 месяца. Зачет излишне уплаченных налоговых платежей также осуществляется только по итогам камеральной проверки.

На практике нередко налоговые органы самостоятельно засчитывают (не возвращают) излишне уплаченную сумму авансовых платежей по налогу в счет предстоящих налоговых платежей (без всякого на то заявления от налогоплательщика). Принимая во внимание положения статьи 78 НК РФ, считаем, что в том случае, если организация примет решение произвести зачет (а не возврат) суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль в счет последующей уплаты налога, ей необходимо обратиться в налоговый орган по месту своего учета за соответствующими разъяснениями (о необходимости написания в этом случае заявления).