Перераспределение финансовых ресурсов

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Липецк – 2008.

1. Финансовые ресурсы и их состав…………………………………………………………….3

2. Бюджет государства, экономическое содержание и значение……………………6

Список использованной литературы………………………………………………………….11

1. Финансовые ресурсы и их состав

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые операции. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

1) домохозяйства;

2) предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющими децентрализованными финансовыми ресурсами;

3) государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяется рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству. Оптимальное соотношение между ними определяется государством на основе научно обоснованного расчета, заложенного в социально-экономических прогнозах страны.

Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:

1) децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования);

2) централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

В состав финансовых ресурсов входят:

1) собственные средства:

  • на уровне предприятий и домохозяйств – прибыль, зарплата, доходы домохозяйств;

  • на уровне государства – доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке:

  • на уровне предприятий и домохозяйств – продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит;

  • на уровне государства – эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения:

  • на уровне предприятий и домохозяйств – проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами;

  • на уровне государства – обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Финансы и финансовые ресурсы – не тождественные понятия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутренне содержание и общественное назначение.

Финансовые ресурсы, их формирование и использование находит отражение в сводном финансовом балансе РФ.

Сводный финансовый баланс РФ включает финансовые ресурсы трех источников:

1) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация);

2) средства, аккумулируемые бюджетной системой;

3) средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных.

Однако в сводный финансовый баланс из-за отсутствия точных статистических данных не включены данные доходов и расходов важного субъекта финансовых ресурсов – домашнего хозяйства

За последние годы возросло значение прибыли и амортизации в источниках финансирования расширенного воспроизводства на предприятиях, особенно амортизационных отчислений, поскольку ежегодно на первое января происходит переоценка основных фондов.

Одновременно происходит процесс централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе и во внебюджетных социальных фондах. Ныне на их долю в консолидированном бюджете приходится примерно 50%.

2. Бюджет государства, экономическое содержание и значение

Бюджет государства – это баланс денежных доходов и расходов государства на определенный период времени (как правило, на конец календарного года).

Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

  • образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

  • организация налогов;

  • финансирование отраслей народного хозяйства;

  • формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение национального дохода;

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30% до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

  • образование доходов бюджета;

  • использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2) государственные регулирование и стимулирование экономики;

В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределение прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета происходит межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Тем самым обеспечивается развитие производительных сил страны. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи него осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета внепроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86% общей суммы общественных фондов потребления). Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Однако наряду с ним существуют общественные фонды потребления, которые предназначены для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, т.е. потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

Все статьи бюджета составляется на основе народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

И, наконец, бюджеты выполняют контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Таким образом, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социального процессов в стране.

Список использованной литературы

1. Финансы: Учебник/ Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 1997.

2. Финансы предприятия: Учебное пособие/ Под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2001.

3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001.

4. Финансы. Учебник/ Под ред. проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы

и статистика, 2002.

Перераспределение финансовых ресурсов это вторичное распределение через централизованные фонды (бюджет, внебюджетные фонды и др.), обеспечивающее направление ресурсов в непроизводственную сферу. Перераспределение возможно благодаря изъятию части прибыли, созданной производительным трудом. Распределительная функция заключается в том, что за счет полученной выручки от реализации и внереализационных доходов (плата за аренду, полученные штрафы, курсовые разницы и др.) обеспечивается выполнение денежных обязательств перед бюджетом, банками и контрагентами. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов и принимать на этой основе соответствующие решения. Контроль рублем имеет две формы: — контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; — контроль за реализацией стратегии финансирования. В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т. е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера, во втором — о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой. Контрольная функция финансов претерпела существенные изменения, вызванные трансформацией форм собственности, приватизацией и коммерциализацией, применением новых организационно-правовых форм, установленных Гражданским кодексом РФ, институциональными преобразованиями (законодательными и нормативными правовыми актами, формами и методами государственного регулирования и контроля), формированием рынков капиталов, труда, товаров и услуг, либерализацией цен, внешнеэкономической деятельностью, валютными отношениями и др. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо. Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения финансовых ресурсов и воспроизводственных процессов. Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства.

Потребность в финансовых ресурсах

Необходимо определить потребность в финансовых ресурсах. То есть совокупный объем денежных средств необходимый для обеспечения всех стадий реализации проекта. Общепринятыми являются 3 метода оценки потребности в денежных средствах: 1. Балансовый — определение необходимой суммы активов, позволяющих начать деятельность. Причем состав активов имеет свои особенности: в составе необоротных активов отсутствуют долгосрочные активы; в составе оборотных – дебиторская задолженность. Потребность в денежных средствах (на текущем счете) рассчитывается на основе планирования расходов на оплату труда, авансовым и налоговым платежам, на маркетинг исходя из 3хмесячной потребности. 2. Метод аналогий — исходя их объема использованных ресурсов в аналогичных проектах. При этом выделяются существующие требования и отличия проектов. Если инвестор часто сталкивается с направлением деятельности подобным вашему, он может использовать данную схему. Для стартапера это самый неудачный вариант. 3. Удельной капиталоемкости – самый простой из методов, основан на расчете показателя капиталоёмкости продукции в расчете на 1 единицу продукции.

Финансовые ресурсы предприятия– это совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне, предназначенных для финансирования текущих затрат и выполнения обязательств. Финансовые ресурсы используются для развития производства, непроизводственной сферы, потребления, а также могут оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, которые используются для развития производственно-торгового процесса, — это капитал в денежной форме.

Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.

В состав финансовых ресурсовпредприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы – это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Основные принципы организации финансов экономических субъектов:

  1. самоуправление (хозяйственная самостоятельность)- предполагает, что хозяйствующий субъект вне зависимости от организационно-правовой формы самостоятельно определяет перспективы своего развития, то есть самостоятельно планирует свою финансово-хозяйственную деятельность (например, объем производства, его структуру, ценовую политику), направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли, а также распоряжение полученной чистой прибылью;

  2. Самофинансирование- означает полную окупаемость затрат на текущую хозяйственную деятельность (производство, реализация продукции и т.д.), инвестирование средств в развитие производства за счет собственных средств и при необходимости — за счет банковских и коммерческих кредитов.

Обеспечение самофинансирования в условиях рынка одно из важнейших условий, обеспечения жизнеспособности хозяйствующего субъекта. В странах с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных средств предприятия (организации, учреждения) достигает 70%;

  1. материальная ответственность- объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности- систематическим получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща самому предприятию, его работникам, государству.

  2. формирование финансовых резервов- предполагает формирование финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности . В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность сопряжена с риском финансовых потерь, которые непосредственно ложатся на хозяйствующие субъекты. Финансовые резервы создаются за счет отчислений из чистой прибыли предприятия (организации, учреждения). Следует отметить, что денежные средства, направляемые в резервные фонды целесообразно хранить в ликвидной форме. Чтобы они приносили доход и при необходимости легко превращены в наличный капитал.

Функции финансов хозяйствующих субъектов:

  1. обеспечивающая — Заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности предприятия и реализации стратегических целей его развития. Следует отметить, что предпосылкой распределения и его началом служит накопление капитала — образование ресурсов, формирующих фонды денежных средств хозяйствующего субъекта. Потребность в денежных средствах покрывается за счет собственных доходов, кредитов, других заемных источников. Важной проблемой управления финансами хозяйствующего субъекта является оптимизация источников денежных средств. Для поддержания высокой рентабельности и ликвидности активов предприятия необходимо эффективное управление собственными и привлеченными капиталами;

  2. распределительная — Находится в тесной связи с обеспечивающей функцией и проявляется через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств пред бюджетом, кредиторами, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала;

  3. контрольная — Предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Она является производной от распределительной. Контрольная функция осуществляется внутри организации, а также в процессе взаимоотношений ее с деловыми партнерами, финансово-кредитными организациями, учреждениями и т.д. Она осуществляется с помощью нормативов, смет, финансовых показателей, характеризующих хозяйственную деятельность.

Классификация финансов:

1. По отраслевой принадлежностифинансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, снабжения, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и так далее.

2. Исходя из организационно-правовых форм собственности, финансы предприятий (организаций, учреждений) подразделяются на финансы: государственных предприятий; муниципальных предприятий; индивидуальных (семейных) частных предприятий; полных товариществ; смешанных товариществ; товариществ с ограниченной ответственностью; акционерных обществ.

3. С точки зрения осуществления деятельности на началах коммерческого расчетаразличают предприятия, осуществляющие коммерческую и некоммерческую деятельность.