Перерегистрация кассового аппарата

Перерегистрация ККМ

Перерегистрация ККМ

Ориентировочный перечень документов на перерегистрацию ККМ в территориальном налоговом органе:

Стоимость перерегистрации ККМ в налоговой инспекции:
  • Подготовка пакета документов: 4 000 рублей (Срок 1-2 дня);
  • Подготовка пакета документов + перерегистрация ккм в налоговой инспекции (без присутствия заказчика): 7 000 рублей;
Внесение изменений в карточку при перерегистрации ККМ происходит при:
  • Изменение названия организации-владельца ККМ;
  • Изменение адреса установки, в т.ч. при переводе ККМ в резерв;
  • При смене обслуживающего ЦТО;
  • Плановая замена блока ЭКЛЗ.

Документы на внесение изменений в карточку ККМ:

1. Заявление в произвольной форме;

2. Карточка регистрации ККТ;

3. Доверенность (для физических лиц – нотариально заверенная);

4. Договор на техническое обслуживание ККТ

5. Договор аренды (свидетельство на право собственности) Паспорт версии + ксерокопия

6. Копия последней отчетности (Ф.1,2 декларация)

7. Замена журнала кассира-операциониста

В случае окончания этого журнала необходимо приобрести и зарегистрировать в ИФНС новый.

Документы на замену журнала кассира-операциониста:

  • Заявление в произвольной форме;
  • Старый журнал кассира-операциониста;
  • Новый журнал кассира-операциониста
  • ККТ (если журнала кассира-операциониста утерян)
  • Доверенность (для физических лиц – нотариально заверенная)

ЭКЛЗ – электронный автономный блок, функционирующий, как составная часть ККМ, в процессе использования данного блока возникает вопрос о необходимости замены ЭКЛЗ в связи с его заполнением или в случае поломки.

Документы на замену ЭКЛЗ (плановая или аварийная замена):

  • Заявление
  • Карточка регистрации ККТ
  • Паспорт ККТ (формуляр)
  • Доп. лист к паспорту версии
  • Паспорт старой ЭКЛЗ
  • Паспорт новой ЭКЛЗ
  • Журнал учета вызовов технических специалистов
  • Журнал кассира-операциониста
  • Акты по форме КМ-2 (в 3-х экземплярах)
  • Техническое заключение ЦТО
  • Последний Z-отчет до замены ЭКЛЗ
  • Z-отчет с тестовой суммой, снятый механиком после замены ЭКЛЗ
  • Отчет по старой ЭКЛЗ
  • Чек активизации и отчет по новой ЭКЛЗ
  • Копия последней отчетности (Ф.1,2, декларация)

Для того, чтобы перевести контрольно-кассовую технику в режим передачи фискальных данных в ФНС, необходимо:

1 На сайте ФНС www.nalog.ru зайдите в «Личный кабинет налогоплательщика» и выберите «Учет контрольно-кассовой техники».

Откроется одноименный раздел.
2 Нажмите на «РН ККТ», которую вы хотите перерегистрировать.

Откроется «Регистрационная карточка контрольно-кассовой техники».
3 Нажмите кнопку перерегистрировать.

4 Отметьте причину перерегистрации «Перерегистрация ККТ в связи с переходом из автономного режима в обычный» а затем нажмите на кнопку «Подписать и отправить».

Заявление о перерегистрации ККТ отправлено.
5 Отслеживайте статус заявления. Для этого перейдите по ссылке «Информация о документах, направленных в налоговый орган».

6 Как только в столбце «Состояние» отобразится статус «ККТ перерегистрирована» (см. рис. ниже), нужно будет провести перерегистрацию фискального накопителя.

Далее необходимо провести перерегистрацию фискального накопителя.
Например, АТОЛ:

Перед перерегистрацией фискального накопителя в ККТ Атол необходимо закрыть все открытые смены.

Далее запустите программу «Регистрация ККТ». В меню выберите пункт «Перерегистрировать».

Затем синхронизируйте ККТ с компьютером, для этого нажмите на кнопку «Синхронизировать с ПК», после чего нажмите «Далее» для перехода к следующему шагу.

На следующем шаге выберите причину перерегистрации, в данном случае причина будет «Изменение параметров ККТ».

Далее проверьте правильность наименования организации и адрес фактического расположения ККТ.

Регистрация ККМ не по юридическому адресу

После чего снимите галку с пункта «Для работы в автономном режиме» для того, чтобы перевести кассу в режим передачи фискальных данных. «Шифровать данные» –указывается на усмотрение организации и отвечает за дополнительное шифрование передаваемых документов.

В следующем окне задайте параметры ОФД:

DNS: 000.000.000.000

Порт: 7777

ИНН ОФД:
6658497833 — если счет выставлен на НТТ
6663003127 — если счет выставлен на СКБ Контур

наименование ОФД: 

Контур НТТ — если счет оплачен на НТТ
СКБ Контур — если счет выставлен на СКБ Контур

адрес сайта для проверки чеков покупателями(не все кассы поддерживают эту возможность): 

cash-ntt.kontur.ru — для НТТ
cash.kontur.ru — для СКБ Контур

Затем выберете систему налогообложения исходя из того, какая система используется в организации.

Проверьте заполненные данные. В случае, если была допущена ошибка можно вернуться на соответствующий шаг нажатием на кнопку «Назад» и внести изменения. Если все верно — нажимаем на кнопку «Выполнить».

Дождитесь завершения процесса перерегистрации, после чего нажмите «Закрыть».

Замена и перерегистрация ККТ

В настоящее время немногие аптеки рискнут вести деятельность без кассового аппарата. Помимо того, что Федеральным законом N 54-ФЗ жестко регламентирован порядок применения кассовой техники, серьезные меры ответственности за нарушение его положений предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях. При этом налоговые органы тщательно контролируют соблюдение порядка применения ККТ.

Примечание. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…».

Однако определенные сложности нередко возникают и у аптек, которые законопослушно применяют кассовый аппарат в своей работе. Это касается случаев замены и перерегистрации кассовых машин, исключенных из госреестра.

Замена ККТ

Поскольку постоянно разрабатываются новые, более совершенные модели кассовой техники, то систематически обновляется государственный реестр, содержащий перечень моделей ККТ, разрешенных к применению. Процедуру замены кассового аппарата нельзя назвать простой. Помимо того, что приобретение аппарата требует немалых финансовых расходов, но и все необходимые действия, которые обязана осуществить аптека перед началом эксплуатации кассовой машины, тоже влекут как финансовые, так и временные затраты.

При этом очевидно, что в случае, когда речь идет о замене кассового аппарата действующей аптеки на период «от покупки до регистрации» кассовой машины, проблематичным становится нормальное ведение деятельности, так как временное использование чужой кассы по существу законодательством запрещено, а роскошь иметь запасную ККМ не каждая компания может себе позволить.

Поэтому информация об исключении используемого кассового аппарата из госреестра становится довольно неприятным известием для аптечной организации.

Впрочем, подобное решение Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам вовсе не означает, что организация теряет право использовать ККМ немедленно. Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ дальнейшая эксплуатация ранее применявшихся моделей ККМ разрешается до истечения нормативного срока их амортизации. Правда, из данной формулировки не совсем ясно, что именно следует понимать под «нормативным сроком амортизации» кассовой техники. Как следует из арбитражной практики, налоговые органы так толкуют данное положение: организация утрачивает право использовать устаревший аппарат после того, как его остаточная стоимость становится равной нулю. После этого аптечной организации могут быть предъявлены санкции как за работу без применения ККТ.

Впрочем, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14 ноября 2005 г. N А42-3084/2005-3 не поддержал претензии налоговых органов, напомнив, что именно они обязаны направлять владельцу кассовой техники, исключенной из госреестра, уведомление об истечении срока ее возможного использования. При этом данное уведомление должно быть направлено заблаговременно (не позднее чем за 30 дней до истечения этого срока) и в нем должно содержаться напоминание о необходимости снять кассовый аппарат с учета в налоговом органе.

Примечание. Данный порядок установлен Приказом Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36.

Кстати, о необходимости применения указанного уведомления сама налоговая служба прекрасно знает, что следует из Письма ФНС России от 24 октября 2005 г. N 06-9-09/38@.

В этом документе налоговики разъяснили, что в случае если владелец устаревшей ККМ не снимет ее с учета, то после истечения срока уведомления налоговый орган вправе сделать это самостоятельно (в одностороннем порядке). Поэтому, если аптека не получала никаких уведомлений, но зато стала «жертвой» штрафов за использование ККМ, исключенной из реестра, она может смело отправляться в суд оспаривать административный штраф. Тем более что приведенную точку зрения разделяют и другие арбитражные суды (например, аналогичные Постановления были приняты ФАС Уральского округа от 21 июня 2005 г.

N Ф09-2614/05-С7 и от 20 октября 2005 г. N Ф09-4709/05-С7).

Правда, если налоговый орган сможет доказать, что уведомление было отправлено, но почему-то не дошло до аптечной организации, процесс может закончиться для владельца устаревшей кассы не столь благополучно, как в рассмотренной ситуации. Поэтому аптеке лучше заблаговременно узнать, может ли она пользоваться ККМ, обратившись к Письмам Федерального агентства по промышленности, которому в настоящее время поручено ведение Госреестра кассовой техники. Например, последняя информация о Перечне моделей, разрешенных к применению, датирована 28 ноября 2005 г.

Примечание. Перечень приведен в Приложении к Письму Роспрома N БА-857/16.

Перерегистрация ККТ

Налоговые органы обязаны перерегистрировать кассовый аппарат, несмотря на его исключение из реестра. К примеру, если владелец ККМ изменяет свое местонахождение (место жительства). Если же организация меняет свое наименование или предприниматель — фамилию (имя, отчество), то не понадобится даже снятие кассового аппарата с учета: в налоговом органе просто проведут так называемую перефискализацию фискальной памяти и заменят регистрационную карточку, приведя их содержание в соответствие с новыми реквизитами. Однако в этом случае налоговики исходят из того, что для кассовых аппаратов Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, установлен срок службы от 5 до 7 лет включительно (четвертая амортизационная группа). Следовательно, организация не вправе применять исключенную из госреестра модель кассовой техники более 7 лет. Правда, здесь тоже возникает вопрос: должен ли данный срок отсчитываться от даты выпуска кассового аппарата или же от момента его ввода в эксплуатацию?

К счастью, организации теперь можно опереться на Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 января 2006 г.

Регистрация ККМ (или ККТ) по юридическому адресу

N А82-9053/2005-31, в котором указано, что нормативный срок следует отсчитывать от даты, начиная с которой кассовый аппарат введен в эксплуатацию, даже если до этого он несколько лет стоял на складе. Суд вовсе не сделал открытия, а просто внимательно прочитал Налоговый кодекс РФ. Ведь основное средство нельзя включить в амортизационную группу, пока оно не введено в эксплуатацию (п. 1 ст. 258, п. 2 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Можно не бояться отказа налоговых органов в регистрации кассовой техники, исключенной из госреестра, также в случае, если необходимость такой регистрации вызвана реорганизацией прежнего владельца ККМ. Например, если при выделении из состава юридического лица одной или нескольких организаций к последним на основании разделительного баланса перешли устаревшие, но недоамортизированные модели кассовых аппаратов. При возникновении сложностей можно сослаться на Письмо ФНС России от 11 мая 2005 г. N 22-3-12/766, где разъяснено, что отказ в регистрации в подобных обстоятельствах неправомерен.

Таким образом, наличие остаточной стоимости у ККТ, исключенной из государственного реестра, гарантирует отсутствие проблем у владельца устаревшей кассовой машины. Но как быть с объектом, который был приобретен менее чем за 10 000 руб.? Ведь в этом случае организация может сразу списать всю стоимость приобретенного имущества на затраты. И получается, что для дешевых кассовых аппаратов нормативного срока эксплуатации нет, поскольку они не включаются в амортизационную группу.

Подобный казус действительно составлял серьезную проблему для аптек, так как они вынуждены были избавляться от ККТ, приобретенных за небольшие деньги, сразу после исключения их из госреестра. И Минфин России поддерживал такой подход, разъясняя, что ссылка на «нормативный срок эксплуатации» может быть отнесена только к той ККТ, по которой начисляется амортизация (см. Письмо от 14 апреля 2005 г. N 03-01-20/2-56). Однако после полугодового раздумья специалисты Минфина России «сменили гнев на милость» и распространили общий подход также и на владельцев недорогих моделей кассовых аппаратов. Так что неудивительно, что представители ФНС России в своих письмах теперь высказывают аналогичное мнение (см., например, Письмо от 24 октября 2005 г. N 06-9-09/38@).

О.П.Ершова

Аудитор