Перевод школ на самоокупаемость

Законопроект сильно изменился, но принципиальные позиции остались теми же, что в первой версии: отсутствие начального профессионального образования, сочетание государственного и договорного регулирования, возможность дистанционного и семейного образования.

Появились новые важные понятия. Например, «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога появляется заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы. Скажем, когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников.

Дошкольное образование отделено от «присмотра и ухода» за детьми. Законопроектом предусмотрена поддержка талантливых детей и создание для них особых условий. А для детей, с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, где они «без дискриминации» могли бы получить качественное образование. Отдельным пунктом прописано понятие «инклюзивного образования».

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Впрочем, исключение сделано для некоторых программ.Проект закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым, как и федеральным и национально-исследовательским университетам дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. По решению правительства это право может быть и у некоторых других вузов. После принятия законопроекта изменятся правила поступления в вузы. Основная льгота у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, будет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.

Что принципиально нового появится в российском образовании

В школе:

  • преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории;
  • индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах.

В вузах:

  • результаты ЕГЭ действительны четыре года, следующие за годом получения свидетельства;
  • сокращен список льготников при поступлении;
  • без вступительных испытаний идут победители и призеры олимпиад;
  • дети-инвалиды, другие категории инвалидов принимаются в пределах квот (10%), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения вузов;
  • бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз.

На бесплатные подготовительные отделения вузов принимаются:

  • дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
  • граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы;
  • чернобыльцы;
  • дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств.

Мнение

Денис Мацуев, пианист, председатель Общественного совета при Минкультуры России:

— Принятая поправка, касающаяся специальных музыкальных школ, имеет историческое значение для нашего музыкального образования. Ситуация была критической: по прежним формулировкам шансов сохранить профессиональную музыкальную школу в России не оставалось, и совсем скоро последствия были бы плачевными. Это ясно, что нельзя спецшколы для одаренных детей приравнивать к общеобразовательным, нельзя вместо специальности и занятий на инструменте загружать их уроками математики, в такие школы нельзя принимать детей без конкурса, просто по месту жительства, и нет смысла начинать профессионально учить музыке (как и балету, и живописи) с 13 лет. Принятая поправка вернет все на свои места, а значит, сохранит нашу российскую исполнительскую школу, признанную во всем мире. Я очень благодарен поддержке и усилиям всех, кто добивался принятия этой поправки: министру культуры Владимиру Мединскому, Валерию Гергиеву, Владимиру Спивакову, Людмиле Швецовой, Марии Максаковой, которая, кстати, окончила Центральную музыкальную школу, многим другим. Мы ставили эти вопросы на Совете по культуре и искусству перед президентом, на совете при министерстве культуры, в Госдуме. И нас услышали!

Подготовила Ирина Муравьева.

В последние годы российскую прессу и телеэфир заполняют информационные материалы, в которых российской системе образования предрекается переход на платную основу. Причиной такой негативной информации является подписание Президентом Федерального закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Слухи о том, что обучение в школе будет платным, возникают уже не впервые. Следуя этому закону, большинство учреждений, относящихся к социальной сфере, перейдут на самоокупаемость с бюджетного финансирования. В списке таких учреждений детские сады, школы, больницы. Бесплатно ребенок может получить несколько основных предметов: математика, русский язык, английский язык, физкультура – по 2 часа в неделю, история – 1 час в неделю. А вот остальные предметы будут платными.

По предварительным расчетам в среднем стоимость обучения составит 6-7 тысяч рублей в месяц. А в год получается 54-70 тысяч и примерно 630 тысяч за весь одиннадцатилетний период обучения. Начальная школа остается по-прежнему бесплатной и список предметов начальной школы также останется без изменения.

Авторы таких негативных статей проводят мысль о том, что в этой стране ничего хорошего уже быть не может. И тем более в сфере образования. Таким образом напряжение внутри общества растет, создаются предпосылки для революционной заварушки. В то же время создаются условия для внедрения «западных передовых образовательных технологий».

Всем этим высказываниям можно противопоставить Статью 43 Конституции РФ, в которой прописано, что

· Право на образование имеет каждый гражданин.

· Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируется государством.

· Каждый имеет право на получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии на конкурсной основе.

· Обязательным является основное общее образование.

Так чему верить?

Как заявляет Министр образования Андрей Фурсенко, в бюджетных учебных заведениях ничего не поменяется, только нелегальные поборы станут легальными. И если раньше определенная часть собранных средств оседала в карманах администрации учебного заведения, то теперь все деньги будут поступать только на счет учреждения.

Средства в бюджетные организации будут выделяться как субсидии, а не по статьям расходов. С момента вступления в силу нового закона распределением средств будут заниматься сами директора школ: на ремонт кабинетов, на покупку нового оборудования или на проведение выпускного бала.

Фурсенко считает принятый закон полезным, так как такие нововведения смогут удешевить образование и позволит исключить несанкционированные поборы за те услуги, которые уже оплачены государством. Кроме того, учащиеся будут обучаться в течение такого времени и изучать такое количество предметов, сколько это положено по Закону РФ.

Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов, говорит, что мнение о том, что часть предметов в школах будут платными, является ошибочным. В новом законе не предусматривается переход на платное образование, утверждает она. Школы обязаны выполнять госзаказ в сфере образования, причем делать это бесплатно. Платными будут только дополнительные услуги или дополнительные предметы.

Школы относятся к бюджетным организациям. Они могут предлагать услуги дополнительных факультативов и платных кружков. Однако, этой же деятельностью школы занимались и раньше. На самом деле в новом законе не прописано, сколько и кому денег давать. Речь идет лишь об изменении механизма доведения денежных средств до образовательных учреждений.

В положениях 83-ФЗ все статьи финансовых затрат для бюджетных организаций четко прописаны. Деньги на их деятельность поступают в строго определенное время через казначейство. К статусу бюджетных учреждений теперь отнесены детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы и другие.

Таким образом, не стоит реагировать на публикации о том, что обучение в школах будет платным– в России платного школьного образования не будет! Всеобщее бесплатное образование является одной из гарантированных норм Конституции РФ. С другой стороны к школьному образованию нужно подходить более гибко с учетом современных тенденций.

Проходили уже знаем

Платное среднее? Осторожно, «вброс»! («Обзор блогосферы»)
Голос России, 19 мая 2011, 10:00
Обсуждается, надо сказать, со всей серьезностью. В сотнях блогов в течение нескольких дней появилась информация о том, что принят закон, согласно которому в школьной программе останется несколько обязательных предметов, а остальные придется оплачивать родителям учеников.
«С 1 сентября 2011 года среднее образование в России станет платным. Согласно принятому закону, большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Иными словами, государство будет оплачивать не всю их деятельность, как сейчас, а только определенный объем услуг по госзаданию (субсидированию).
Все остальное соцучреждениям придется зарабатывать самостоятельно. Единственное, что ребенок может получить бесплатно — это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю).
А за такие предметы как рисование, музыка, информатика, физика, химия, биология и др. родителю придется заплатить. По предварительным данным, стоимость обучения в месяц составит порядка 6–7 тысяч рублей.
Это порядка 54–70 тысяч в год и около 630 тысяч за все 11 лет обучения. Первые три класса остаются бесплатными и в их программу входит весь набор предметов, что и раньше» — вот такой текст размещают на своих страницах блогеры.
Однако прежде чем делать выводы, давайте немного поразмышляем над этими «шокирующими фактами».
Для начала попробуем найти первоисточник — откуда блогерам стали известны такие пугающие данные.
Первый факт, вызывающий сомнения — закон, переводящий бюджетные учреждения на самоокупаемость. Такого закона… нет. Вероятно, безымянный автор материала имел в виду реформу бюджетных учреждений, изменяющий порядок их финансирования.
«Суть закона заключается в предоставлении большей финансовой самостоятельности образовательным учреждениям, возможности более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и денежными средствами. При этом для родителей и общественности повышается прозрачность расходования финансовых средств.
Государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта.
Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объёме.
Финансирование образовательных учреждений в связи с введением нового закона уменьшиться не может. Принятие закона позволяет школам более эффективно организовать расходование средств. При этом школам не потребуется создавать сторонние организации (например, фонды), для проведения финансовых операций. Теперь школа сможет открыть счёт в банке и получать все необходимые платежи именно на него, » — разъясняют в пресс-службе Минобрнауки.
Как можно заметить, речь о самоокупаемости не идет.
Также чиновники уточняют, что законопроект «не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования».
Остается проверить второй факт из гуляющего по просторам Сети скандального документа — об ограничении количества школьных предметов.
На сайте Российского образовательного портала, где размещены действующие стандарты образования, количество предметов неизменно.
Может быть, проекты Федерального Государственного образовательного стандарта готовят ученикам и их родителям такой неприятный сюрприз?
Однако тоже нет. В уже утвержденном проекте стандарта основного общего образования, вступающем в силу с будущего года, также можно найти все привычные нам с детства предметы.
Для старшей школы новый стандарт ещё не утвержден, но именно в нем как раз и есть нововведения, неверно понятые многими читателями.
Авторы проекта предлагают использовать некоторые моменты западной модели обучения — изучать предметы на базовом и профильном уровнях.
Для учеников 10–11 классов такая практика не лишена смысла — как правило, большинство уже знают, куда будут поступать и с удовольствием уделят больше внимания тем предметам, которые понадобятся им в ВУЗе.
Остальные предметы будут изучаться на том же уровне, что и сейчас — то есть, на базовом.
Следует отметить, что об оплате обучения речь по-прежнему не идет.
Кто же придумал, что среднее образование в России будет платным? К сожалению, выяснить это почти невозможно.
Одни блогеры указывают в качестве источника других, те, в свою очередь, указывают на перепечатки одного и того же текста с различных сайтов — в общем, концов не найти.
На сетевом сленге такие явления называются «вброс» — преднамеренное распространение неоднозначной, зачастую непроверенной информации на злободневные темы для того, чтобы спровоцировать спор.
Новость на сайте «Голос России»

Недавно Госдума одобрила в первом чтении закон о правовом совершенствовании правового положения государственных учреждений. Совершенствовать в первую очередь будут источники дохода: больницам, школам, музеям и тому подобным заведениям предстоит перейти на самообеспечение. Список организаций, остающихся на государственном довольствии, сократится до минимума. Недовольство инициативой выражают и оппозиция (что понятно), и депутаты «Единой России». Однако через нижнюю палату законопроект движется очень резво. Что за спешка? – поинтересовался корреспондент «Нашей Версии».

Правительственный законопроект со сложным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», по идее, должен сократить зависимость государственных учреждений от бюджета и заставить их зарабатывать самостоятельно. Судя по тому, что документ уже одобрен в первом чтении Государственной думой, вскоре поликлиники, школы, музеи и библиотеки перейдут на максимальное самообеспечение, превратившись, по сути, в коммерческие организации.

Реформированию подлежат 328 тыс. бюджетных учреждений, в том числе 25 тыс. федеральных. Поправки, в частности, предлагают следующее изменение отношений между государством и своими учреждениями. С 1 января 2011 года большая часть учреждений будет снята со сметного финансирования. Государство будет давать им некий заказ на выполнение неких услуг и под этот заказ выделять деньги. Взамен учреждениям предоставят право «заниматься деятельностью, приносящей доходы», и, что самое главное, оставят эти доходы в их полном распоряжении. Организациям предоставят и больше прав в отношении собственного имущества. Но, позволив заниматься коммерческой деятельностью, государство снимет с себя ответственность. И если, к примеру, школа влезет в долги в попытке организовать доходное дело, отвечать перед кредиторами ей придётся самостоятельно.

«Доставшаяся нам в наследство система бюджетных учреждений оторвана от нынешних реалий и условий, она была создана под иной тип социально-экономической формации и просто неадекватна требованиям времени, – объясняет задачу председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров. – Их мотивация направлена на расширение расходов и штатов, и нет никакой мотивации на качество услуг. Очевидно, что подавляющему большинству граждан не нравится существующая система отношений к ним со стороны бюджетных учреждений. При обращении в бюджетные учреждения граждане зачастую встречают невнимательное отношение, откровенную грубость, низкое качество обслуживания и квалификации».

По замыслу правительства необходимость зарабатывать подстегнёт бюджетников и заставит их трудиться на уровне коммерческих структур. Но вольницу предоставят не всем. Часть нынешних бюджетных организаций будет трансформировано в «казённые учреждения». Согласно законопроекту полностью на государственном довольствии останутся органы госвласти, учреждения силовых ведомств, следственные изоляторы, детские дома, лепрозории и противочумные учреждения. Примечательно, что в перечне нет таких заведений, как тюрьмы, а из психлечебниц останутся на гособеспечении только заведения «специализированного типа с интенсивным наблюдением». Ну а всем остальным нужно будет заниматься коммерцией.

Против законопроекта выступила думская оппозиция. Коммунисты и «эсеры» в один голос заговорили о попытке правительства спихнуть с себя социальные обязательства. Зампред Госдумы Иван Мельников заявил, что данный закон сопоставим с печально известным 122-м законом о монетизации льгот. «Только тогда была монетизация льгот, а теперь фактически монетизация учреждений, – говорит Мельников. – «Единая Россия» когда-то уже проспала и отмену льгот, и транспортный налог. Все эти решения вызывали взрывы негодования. Пример – недавние события в Калининграде. У этой партии нулевая чувствительность к обострению ситуации. Проспит и это».

По теме679

Опрос показал, что 48% респондентов заявили, что готовы трудиться в активном режиме и с высоким уровнем ответственности ради того, чтобы получать большую зарплату.

Негативная реакция оппозиции была вполне ожидаемой. Гораздо интереснее то, что, несмотря на голосование фракции «Единой России» за новый законопроект, заключения 12 думских комитетов, возглавляемых «единороссами», фактически не оставляют от него камня на камне.

Два наиболее значимых комитета Госдумы – по конституционному законодательству и государственному строительству, возглавляемый Владимиром Плигиным, и по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству под руководством Павла Крашенинникова, – жёстко прошлись по законопроекту. «По существу, закреплённый в законе предлагаемый тип бюджетного учреждения размывает саму конструкцию учреждения, поскольку по объёму предоставляемой ему правоспособности оно представляет собой фактически разновидность коммерческой организации», – говорится в документе, подготовленном комитетом Крашенинникова.

«Внезапные и столь масштабные изменения законодательства, регламентирующего правовой статус бюджетных учреждений, ухудшают положение значительного числа уже существующих контрагентов таких организаций», – добавляют эксперты комитета. Примечательно, что заключение составлено в предельно жёсткой форме, без традиционных ремарок, что, мол, дело поправимо, только стоит учесть наши замечания.

По словам члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, принятие поправок превращает бюджетные организации в нечто, находящееся вне правового поля. Она убеждена, что государство потеряет контроль над бывшими своими учреждениям, потому как неясно, перед кем и за что они должны отчитываться. Самый большой вопрос – кто будет являться собственником? Если с коммерческими организациями всё понятно, то в обновлённых бюджетных организациях государство настолько самоустранилось от потенциальных проблем, что стало непонятно, где чьё. «Кто собственник имущества, которое приобретено за счёт доходов от приносящей доход деятельности? Руководитель предприятия, трудовой коллектив? – задаётся вопросами Дмитриева. – Доход от использования имущества, находящегося в государственной собственности, для бюджетных учреждений не является доходом бюджета. А чьим доходом это является?»

«Проблемы, которые законопроект призван решить, он не только не решает, а, наоборот, усиливает, – доказывает Дмитриева. – Происходит полное выпадение из законодательного пространства». Но, несмотря на серьёзные пробелы в самом законе, его продвижение происходит весьма быстро. Документ был утверждён президиумом правительства 30 декабря 2009 года, 12 февраля прошло первое чтение, а следующее назначено уже на 19 марта. А ведь законопроект предусматривает радикальное изменение российских законов. По оценке разработчика документа, Министерства финансов, для его реализации необходимо поменять порядка 80 подзаконных актов и написать не менее 14 новых. Однако федеральным органам власти уже поставлена задача к 1 июля подготовить списки принадлежащих им бюджетных учреждений. Такой скоростной режим обусловлен тем, что всё хотят сделать к маю, когда Минфин начнёт подготовку бюджета на 2011 год.

Параллели с пресловутым законом о монетизации напрашиваются сами собой: 122-й закон прошёл с неменьшей скоростью и произвёл не менее радикальную реформу. Мельников предостерегает, что социальные последствия принятия данного закона окажутся ещё более существенными и это может вызвать куда более серьёзные волнения.

Опасения коммунистов вполне понятны: большинство дотируемых государством учреждений не имеет даже теоретической возможности выйти на самоокупаемость. Так, по данным за 2008 год, Очевидно, что даже предоставление коммерческих прав не сделает их прибыльными. К примеру, сельской школе и библиотеке в депрессивном регионе профильной деятельностью не заработать при всём желании.

Совсем недавно узнал об гуляющих в интернетах, причем уже довольно давно, слухах про федеральный закон, суть которого сводится к одному — реформа социального сектора. Причем реформа довольна масштабная, которая в той или иной мере затронет всех граждан страны. Речь идет о переходе государственных образовательных, медицинских, культурных учреждений на новые организационно-правовые формы. Согласно принятому закону (действие которого пока отложено до 1 июля 2012 года), большая часть учреждений социальной сферы – больницы, школы и детсады – перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость.

Реальный это проект или утка? Давайте попробуем разобраться…

Для начала ознакомимся с самим документом (если найдутся такие желающие):

Федеральный закон РФ 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Я прочитал его полностью. Закон сложный для понимания, составлен так, что даже специалисту трудно разобраться. И в нем реально есть некоторые факты, действия которых трактуется очень неоднозначно. Теперь я буду немного нагнетать и рассуждать.

Данный законопроект принят в третьем чтении 23 апреля 2010 года Государственной Думой РФ и одобрен 28 апреля 2010 года Советом Федерации. Его ещё называют «закон о монетизации средней школы», изменяющий порядок финансирования бюджетных организаций.

Нужно понимать, что процесс коммерциализации образования и медицины, увеличения количества платных услуг есть процесс постепенный, не одномоментный. Поэтому он не будет привязан к определенным числам. В этом смысле, платными могут стать с первого сентября только дополнительные занятия, кружки, секции, факультативы, остальное будет становиться платным постепенно. Однако это не означает, что не надо бить тревогу. Бюджетная реформа по своим масштабам и разрушительным последствиям для бюджетной сферы сопоставима с реформами Е. Гайдара и А. Чубайса для сферы материального производства. Тем более что и те, и другие реформаторы воодушевлены одной – либеральной, рыночной идеологией.

Итак, прочитайте для начала сей вкратце суть и последствия этого закона:

«Среднее образование в России станет платным с 2012 года. Государственной Думой, благодаря партии «Единая Россия», которая единогласно (314 голосов) проголосовала «за», был принят закон, согласно которому, с 1 сентября 2013 года среднее образование в России станет платным.

Иными словами, государство будет оплачивать не всю их деятельность, как сейчас, а только определенный объем услуг по госзаданию (субсидированию). Все остальное соцучреждениям придется зарабатывать самостоятельно.

Единственное, что ребенок может получить бесплатно – это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю). А за такие предметы как рисование, музыка, информатика, физика, химия, биология и др. родителю придется заплатить. По предварительным данным, стоимость обучения в месяц составит порядка 6-7 тысяч рублей. Это порядка 54-70 тысяч в год и около 630 тысяч за все 11 лет обучения.

Отметим, что первые три класса остаются бесплатными и в их программу входит весь набор предметов, что и раньше. Учитывая то, что по официальным данным, у нас 40% населения живет за чертой бедности, чуть больше трети россиян будут безграмотными и не поступят в институт из-за того, что родители этих детей не будут иметь возможности оплатить обучение.

Отметим, что сейчас выплачивается материнский капитал, который составляет 343 278 рублей, но он выплачивается, только если в семье появился второй ребенок. Основной его задачей является помощь семьям в улучшение жилищных условий и оплате обучения ребенка. Однако вышеупомянутая сумма выдается, если у вас два ребенка, и при не хитром подсчете стоимость обучения за двух детей в средней общеобразовательной школе за 11 классов составит около 1,2 миллиона рублей. При этом нужно учесть, что детям нужно еще оплатить детский сад, спортивные и развлекательные секции, снабдить учебниками, купить школьную форму и многое другое. В итоге получается, что в среднем родитель должен будет тратить на 1 ребенка в месяц порядка 20-25 тысяч рублей.

А о том, что сельские школы, которые еще не добила оптимизация, добьет новый закон и вообще лучше не говорить. Ведь на селе школа, которая вдобавок переведена на подушевое финансирование, прибыльной, самоокупаемой быть просто не сможет. А значит, ее просто закроют. Отказ государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений и переход на госзадания сделают платными и те немногие кружки, которые пока еще остаются бесплатными. Чиновники говорят, что оплачивать нужно будет только дополнительные занятия сверх программы. Но будет ли стимул у педагогов давать нормальные знания в рамках бесплатных часов?

В заключение отметим, что при принятии этого решения мнения граждан Российской Федерации не учитывалось, их просто поставили перед фактом, что со следующего года им придется оплачивать обучение своих детей. Тем не менее, налоги гражданам никто снижать не собирается, напротив, ежегодно появляются всё новые материальные облегчения, которые вскоре, наверно, сравняются с зарплатой среднестатистического жителя России.

Вам, молодым людям, в самое ближайшее время предстоит стать родителями самим. Вы готовы к такому будущему?»

Что говорят об этом наши народные избранники:

Депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам, экономист Оксана Дмитриева:

«По сути, бюджетные учреждения с вступлением в силу этого закона приобретают правомочия ГУПов, цель которых— не оказание услуг населению, а извлечение прибыли. Увеличение платного образования в сегменте среднего образования произойдет абсолютно точно. Сейчас меняются стандарты образования, и мы не знаем, какими они будут. Соответственно,неизвестно, как будет распределяться госзадание».

Олег Смолин депутат Парламентской комиссии по образованию критикует закон и Реформу:

«Это не школьная монетизация, а всеобщая монетизация всей социальной сферы. Она касается всего образования, а не только школьного. Этот законопроект коснется также всего здравоохранения, всей науки, культуры, физкультуры и спорта. В России 350 тысяч учреждений социального толка и поэтому изменения коснутся практически каждого гражданина России. Этот закон предусматривает коренное изменение характера работы всей социальной сферы. Если ранее, по действующему законодательству, задачей этой сферы было предоставление людям бесплатного образования и медицины, что является их конституционным правом, то по новому закону, бюджетные организации столкнутся с новой задачей — заработать денег на свое существование. И, только, во вторую очередь — оказывать людям свои непосредственные услуги. Если сейчас учредитель (государство или муниципальные органы) обязан финансировать учреждения, то теперь будут финансироваться только госзадания, выданные учреждениям. Есть задание — есть деньги, нет заданий — нет денег. Более отсталые регионы могут столкнуться с разложением социальной сферы. Может быть и другая ситуация: мы вам дали небольшую субсидию, а остальное зарабатывайте как можете. Но даже в Москве образовательные учреждения будут переводить на самоокупаемость. Директора школ уже готовятся к этому. Здесь полный произвол. Если есть деньги в регионе, и он социально ориентирован — то вред от закона сравнительно небольшой. Нет денег и политика антисоциальная — возможности для вреда просто колоссальные. Не выдал задание для школы или больницы, находящейся в центре города. Все она закрывается и на этой земле строят жилье, или торговые центры. По нашим оценкам, этот закон может привести и к переделу собственности в социальной сфере».

Что говорит об этом наша Конституция РФ:

Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.). Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном
или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми
основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает
различные формы образования и самообразования.

Что говорит об этом наше Министерство образования и науки РФ:

Министерство образования и науки Российской Федерации опровергает эти заявления о платном школьном образовании. Суть нового закона в том, чтобы предоставить школам большую самостоятельность, и возможность более гибко распоряжаться своими ресурсами. При этом вопросы образовательных программ и качества образования не затрагиваются.

1. Одной из функций Министерства образования и науки РФ является обеспечение каждого ребёнка качественным бесплатным образованием в школе. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование.
2. Ряд школ в России уже работают по новым финансовым принципам.
3. Существует опыт проекта «Образование», который показывает, что при совершенствовании финансирования и управления
в школах качество образования улучшается, происходит это, потому что:
— количество школьников, обучающихся в современных условиях (оснащённость школ новым оборудованием, благоустройство, высококвалифицированные педагоги) растет;
— информационная открытость школ (школьные советы; публичные отчеты);
— рост доходов учителей.
4. В рамках госстандартов предусмотрено финансирование за счёт бюджета основной образовательной программы, включающей обязательные предметы: русский язык, литературу (чтение), математику, физику, химию, биологию, историю, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технологию (труд), физическую культуру, географию, природоведение (окружающий мир), иностранные языки, родной (нерусский) язык и литературу, информатику и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.

Реформа бюджетных учреждений никак не повлияет на финансирование школ и не станет причиной перехода к платному образованию, сообщает руководство Минобрнауки. Чиновники опровергают слухи о том, что государство будет финансировать только три бесплатных урока — математику, русский язык и физкультуру, а остальные предметы будут оплачивать родители.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявляет, что в связи с новым законом о бюджетных учреждениях расходы родителей на образование детей не вырастут. Информацию о том, что часть уроков в начальных классах станет платной, Андрей Фурсенко не подтвердил (но и не опровергнул). По его мнению, государственное финансирование школьного курса не сократится. Относительно платных уроков, не входящих в государственную образовательную программу, министр сказал, что «руководство школы должно будет гораздо более серьезно обосновывать в отчетах и размещаемой в интернете информации, зачем сдавать эти деньги, и родители смогут сами решать, а стоит ли, и есть ли за что платить».

«Все разговоры о том, что бесплатными оставят только русский язык, математику и физкультуру— это из анекдотов». «В то же время», продолжил Фурсенко, «учредитель более «продвинутой» школы может расширить стандарт, и в этом случае бюджетное финансирование будет увеличено. Но школа может предложить родителям, помимо обязательных трех часов физкультуры, оплатить кружок, например, тенниса», — добавил он.

Директор института развития образования Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ) Ирина Абанкина назвала информацию о вытеснении бесплатных образовательных услуг «полной дезинформацией»: «Ходят слухи о неких трех бесплатных уроках. Но в законе этого нет. Я стала узнавать, смотрела документы, спрашивала у Игоря Реморенко (заместитель А. Фурсенко, директор департамента госполитики в образовании), не подтверждается и близко эта информация. Сам законопроект вообще не имеет отношения к коммерциализации школьного образования. Он вообще о другом. Закон реформирует не образовательные стандарты, а организационно-правовые формы учреждений социальной сферы. Дает им больше свободы и самостоятельности в распоряжении средствами в обмен на большую ответственность перед учредителем».

Лариса Попович, заместитель заведующего кафедрой управления и экономики здравоохранения Высшей Школы Экономики (ГУ ВШЭ), эксперт автономных бюджетных учреждений в Татарстане, принимавшая участие в создании законопроекта, считает, что «количество бюджетных организаций, которых в России жесткая прорва, нужно сокращать»: «Большинство из них занимаются тем, что проедают бюджет и выдают на гора непонятно что. Социальная сфера скукоживаться не будет: все будет выполняться ровно в том же объеме, в котором выполнялось. Только выполнять ее будут наиболее эффективные. Что будут делать организации без госзадания? Либо закрываться, либо идти в конкурентный рынок. Да, задача государства разобраться в эффективности всех этих учреждений, которые оно наплодило. Переход к автономным учреждениям нужно ускорять, и это никак не приведет к замещению бесплатных услуг платными». «Опасение в другом. Что у государства не будет денег на социалку и будут резать всех. И придется честно сказать населению: мы можем учить и лечить вас и ваших детей ровно на столько-то процентов, остальное, извините — сами. Но тратить деньги на содержание спящих от безделья сотрудников всех этих организаций уже невозможно. Те кто визжит и вопит, что этим законом убивают интеллигенцию,— это именно та самая интеллигенция, которая не хочет работать и думать, как развивать эту сферу. Надо смотреть практику, а не выступать с политизированными заявлениями».

Должны ли мы опасаться введения платного школного образования? Создатели законопроекта, чиновники утверждают — нет. Но школы смогут оказывать дополнительные услуги — платные уроки. Простенький пример: в школе преподается один иностранный язык (английский), а родители хотят, чтобы дети обучались ешё и итальянскому языку. Проводится подсчет, сколько будет стоить пригласить преподавателя, купить учебные пособия и т.п. Но, это считается дополнительной услугой, и за это уже платят родители. Семьи, желающие обучить ребенка ещё одному языку, и преподаватель заключают договоры. И на основании договоров семьи получают налоговые вычеты, т. к. деньги были затрачены на образование. Причем стоимость дополнительных услуг не должна превышать стоимость услуг государственных. А, если в школе есть бассейн, то можно создавать различные секции для всех желающих.

Немаловажно то, что школы смогут теперь распоряжаться выданными им государством деньгами на своё усмотрение. К примеру, сэкономили деньги на покупке мела или бумаги — можно их потратить на повышение зарплаты учителям. А раньше была строгая смета с указаниями, на что, конкретно, и сколько денег должно быть потрачено.

Всё это прекрасно. Но давайте еще немного поговорим о рисках этого закона:

Первое. Если не вдаваться в подробности, закон фактически превращает бюджетные (некоммерческие) учреждения в коммерческие организации. И всем понятно, что главная задача коммерческих организаций, в отличие от некоммерческих учреждений, – это уже не социальные блага, а прежде всего, результат коммерческий. В результате качество так называемых услуг в образовании, медицине и культуре может ещё более упасть.

Второе. Бюджетные учреждения, которые вынуждены будут, естественно, зарабатывать деньги, будут стремиться это делать преимущественно за счёт карманов граждан. 83-й закон приведёт к вытеснению бюджетного образования, медицины и культуры так называемыми платными услугами. Причём мы в настоящее время и без того являемся одними из мировых лидеров по развитию так называемых платных услуг.

Третье. Новый закон, предполагает финансирование учреждений путём предоставления им государственных заданий и, соответственно, государственных субсидий. Да, действительно начинается конкуренция за государственные задания на государственные субсидии, но это не конкуренция в рамках образовательного сообщества за внимание граждан, это конкуренция перед государственными чиновниками. Именно государственные чиновники будут определять, кому давать задание, в каком объёме, кому разрешать продавать имущество, какое именно: особо ценное или не особо ценное? А там, где есть возможность выбора для чиновников, есть поле для расширения коррупции. Очевидно, всем известно, можно к этому по-разному относиться, что по данным фонда НДМ, за прошедшее десятилетие объём коррупционных сделок в России увеличился с 40 до 300 миллиардов долларов, то есть сопоставим с федеральным бюджетом. И что, согласно международным рейтингам, мы за это время по уровню коррупции переместились с 90-го места на 154-е.

Четвёртое. Государственные задания, которые предусмотрены новым законом, являются хорошим средством для массовой реструктуризации бюджетных учреждений. Есть задание – существуют учреждения, нет задания – учреждения не существуют. Согласно Гражданскому кодексу, отныне учредитель негосударственного, частного учреждения обязан его финансировать. Государство или муниципалитет как учредитель учреждения финансировать его не обязан, он обязан финансировать только государственное задание. Это закон, резко повышающий ответственность учреждений, и увеличивающий одновременно безответственность государства и соответствующих структур государственного аппарата.

А дальше стоит ждать закрытия школ, больниц, учреждений науки, учреждений культуры. Причём закрытие далеко не всегда будет происходить по соображениям реальным. Например, уже сейчас из центров городов, где стремятся освободить место для будущего элитного жилья или офисов, постепенно вытесняются социальные учреждения.

Пятое. Понятно, что ликвидация учреждений может привести к значительному росту так называемых высвобождаемых или, говоря по-русски, безработных. И без того сокращение персонала в науке превысило два раза в послесоветский период. По заявлению министра образования и науки в ближайшее время нам предстоит сократить 100 тысяч вузовских преподавателей и 200 тысяч учителей. В последние годы сокращение числа учителей вдвое превосходило сокращение числа учеников.

Шестое. Вследствие этих причин можно ожидать роста социального напряжения в обществе. Это будет происходить постепенно, но социальное напряжение будет накапливаться, создавая потенциальную, труднопрогнозируемую угрозу. Наконец, закон приведёт к дальнейшему ухудшению данных человеческого потенциала в нашей стране. В конце советского периода мы входили в десятку, в 1992 году были тридцать четвёртыми, в конце 90-ых годов – пятьдесят пятыми, а в настоящее время мы занимаем шестьдесят шестое место в рейтинге ООН о развитии человеческого потенциала. Попытка интеллектуальной монетизации или монетизации духа,, вызовет только дальнейшее падение интеллектуального потенциала нашей страны.

1) Для желающих ознакомиться с информацией по данной теме, можете еще прочитать очень интересную статью «»

2) И еще почитайте статью Павла Дурова «». Искренне хорошая статья.

3) А вот что уже делается в этом направлении:

Почему я пишу всё это. Мне не безразлично то, что происходит в стране. В частности, что касается образования и воспитания. Человечество, гражданское общество, люди в отдельности формируются на этапе воспитания и образования. И тот упадок, что с каждым годом наблюдается в сфере образования РФ как начального, среднего, так и высшего, заставляет очень сильно задуматься — а что дальше? Какое поколение придет на смену нашему. Я хочу, чтобы оно было здравомыслящим, умным, с живым любознательным блеском в глазах. Я хочу, чтобы это было поколение изобретателей, людей, которые привнесут в эту жизнь больше, чем заберут. Но пока действия государства говорят об обратной тенденции. А что вы думаете по-поводу этого закона?