Перспективы применения МСФО в субъектах малого предпринимательства

Заключение диссертации по теме «Бухгалтерский учет, статистика», Дзбоева, Динара Петровна

Заключение

Комплексное изучение международных тенденций, касающихся становления и развития малого и среднего бизнеса в диссертационной работе рассматривается в хронологической последовательности: начиная с дефиниционных проблем, принципов государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса, методологических и методических, а также практических отличительных особенностей российского бухгалтерского учета и финансовой отчетности малых и средних предприятий от МСФО для МСП (IFRS for SMEs) и заканчивая определенными рекомендациями по реформированию системы бухгалтерского учета малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

1. Основной дефиниционной проблемой на сегодняшний день для малого и среднего бизнеса является отсутствие консенсуса в вопросе отнесения предприятий к той или иной категории, что вполне объяснимо различиями в национальных особенностях развития экономик различных стран. Рассмотрев различные подходы к критериям определения границ сектора МСП, предложена универсальная интернациональная классификационная модель критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых и средних предприятий, в основу которой легли существующие на сегодняшний день в мире подходы.

Автором обоснованы и рекомендованы альтернативные критерии, утвержденные на сегодняшний день нормативно-правовой базой российского малого и среднего предпринимательства:

• годовой оборот;

• отсутствие доминирующего положения на рынке;

• численность занятых на предприятии работников.

Кроме того, необходимо отметить, что на фоне перечисления критериев признания ни в одной из рассматриваемых систем учета не дано однозначного определения основного средства организации, что свидетельствует о необходимости унификации данного понятия как для российских, так и для международных малых и средних предприятий. На наш взгляд, в качестве наиболее оптимального варианта можно предложить следующую трактовку.

Основные средства — достоверно оцененные материальные активы, приобретенные с целью осуществления собственной деятельности организации, которые должны использоваться свыше 12 месяцев как в обычных, так и в прочих видах деятельности.

Проанализировав опыт развития сектора МСП различных государств выявлено, что наиболее динамичное развитие данный сектор получил в тех странах, где осуществляется его широкая государственная поддержка. Среди основных мероприятий федеральных программ различных стран по оказанию организационной, финансовой и технической помощи малому и среднему бизнесу необходимо выделить такие направления как:

• нормативно-правовое обеспечение функционирования малого и среднего бизнеса;

• обеспечение научно-методическими материалами и высококвалифицированными кадрами в области организации и ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

• налаживание международных партнерских отношений.

Одним из наиболее важных пунктов государственного регулирования данной сферы, по мнению автора, должно стать создание сети агентств малого бизнеса для осуществления помощи предпринимательству. Данные ведомства представляют собой негосударственные организации, которые работают при поддержке как государственных, так и местных органов.

2. Сравнительный анализ методических и методологических, а также практических отличительных особенностей бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях позволил выявить принципиальные отличия в бухгалтерском учете на малых и средних предприятиях согласно российскому законодательству и в соответствии с МСФО для МСП (IFRS for SMEs):

• указание на то, что объект основных средств обязательно должен обладать материальной формой. Данный критерий согласно российским правилам учета лишь подразумевается при признании основных средств, однако в качестве обязательного их атрибута он не указан ни в одном из регулирующих законодательных актов.

Автор с целью исключения несогласованности нормативных актов рекомендует ввести в п. 4 ПБУ 6/2001 «Учет основных средств» следующую поправку: «Материальный актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:.». Соответствующая конкретизация терминологии позволит избежать двоякого толкования в вопросе отнесения объектов к основным средствам.

• ограничение по стоимостному признаку актива. Согласно ПБУ 6/2001 «Учет основных средств» активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Что касается МСФО для МСП (IFRS for SMEs), то использование определенных числовых критериев для них не характерно.

По мнению автора, устранение числового критерия отнесения объектов к основным средствам позволит избежать искажения учетной информации и повысит достоверность предоставляемой финансовой отчетности заинтересованным пользователям на международном уровне в связи с тем, что учетная стоимость основных средств непосредственно влияет на показатели финансового благополучия компании. Тем более что в первоначальной редакции ПБУ 6/01 «Учет основных средств» критерий отнесения объектов к основным средствам по их стоимости отсутствует.

• наличие в МСФО для МСП (IFRS for SMEs) критерия надежной стоимостной оценки. В результате проведенного анализа видов оценок, разрешенных к применению в МСФО для МСП (IFRS for SMEs) и национальных положениях по бухгалтерскому учету (РПБУ), автор пришел к выводу, что в связи с существующими на сегодняшний день трудностями практического применения понятия «справедливой стоимости» наиболее оптимальными способом оценки является «возможная цена продажи».

Представляя собой продажную стоимость конкретного (а не абстрактного, как в случае применения способа «текущая (восстановительная) стоимость», широко используемого в российской учетной практике) актива, с определенным сроком полезного использования, учитывающим факторы морального и физического износа и вполне соответствующим рыночной стоимости в соответствующем географическом регионе, данный способ оценки (и переоценки) активов, на наш взгляд, позволяет предоставлять наиболее достоверную информацию о финансово-экономическом состоянии предприятий.

• контрадикторность российских нормативно-правовых актов препятствует соблюдению требования приоритета экономического содержания над юридической формой. Согласно российскому законодательству принятие к учету некоторых активов возможно лишь в случае наличия соответствующих документов, подтверждающих право собственности (права хозяйственного ведения или оперативного управления, соответственно). Тогда как в МСФО для МСП (IFRS for SMEs) предусматривается, что временной промежуток документального оформления прав собственности не влияет на учет активов, что, по нашему мнению, довольно обоснованно. По мнению автора, национальные критерии признания внеоборотных и оборотных активов (в частности, материально-производственных запасов) нуждаются в уточнении, так как без реализации базового принципа международных стандартов учета невозможно планировать гармоничный переход на международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий.

• ограничение возможности пересмотра и соответствующего изменения срока полезного использования объектов основных средств согласно российским правилам учета. Автор с целью увеличения гибкости реагирования на изменение условий использования основных средств предлагает исключить из российских ПБУ такие дополнительные условия возможности пересмотра и изменения срока полезного использования объектов основных средств как проведение модернизации или реконструкции актива, что будет способствовать обоснованному отражению финансовых результатов отчетного периода в части амортизационных расходов, тем самым повышая достоверность финансовой отчетности малых и средних предприятий.

3. Учетная политика рассмотрена в диссертации как совокупность образующих ее способов ведения бухгалтерского учета и составных элементов. В работе показано, что учетная политика включает в себя следующие основные разделы:

I. Организационный раздел

II. Технический раздел

III. Методический раздел

При этом организационный раздел показывает базовые правила ведения бухгалтерского учета, отражает особенности осуществления некоторых операций. Положения данного раздела направлены на регулирование таких составных элементов учетной политики как правил составления и заполнения форм первичных учетных документов, способы обработки учетной информации.

Технический раздел объединяет такие элементы учетной политики как рабочий план счетов бухгалтерского учета, правила заполнения регистров бухгалтерского учета, технология обработки учетной информации, порядок и время проведения инвентаризации имущества и обязательств, сроки и формы представления бухгалтерской отчетности.

В результате детального анализа плана счетов, предусмотренного Типовыми рекомендациями Минфина РФ для малых и средних предприятий, автор пришел к выводу, что данные указания не являются актуальными: номенклатура синтетических позиций в нем укрупнена, что ведет к искажению и нарушению методологии отражения финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства. Более того, в рекомендованном плане счетов не учитываются изменения, которые характерны типовому Плану счетов согласно Приказу Минфина РФ №94 н.

Рассмотрев и проанализировав международный опыт в части формирования рабочего плана счетов, автор предположил, что существующая методика французского плана счетов является наиболее оптимальной для создания рациональной системы управленческого учета, отсутствие которой является одной из основных проблем российского малого и среднего предпринимательства. Более того, план счетов, отвечающий мировым и национальным особенностям страны, по нашему мнению, должен преобразовываться в модульную систему с определенной степенью детализации модулей.

Что касается правил заполнения регистров бухгалтерского учета, автор в диссертационном исследовании акцентирует внимание на комбинированной форме ведения учета как наиболее оптимальном варианте учетных регистров в рыночной экономике.

Методический раздел включает способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, методы формирования резервов и способы начисления амортизации, а также другие методы, способные существенно повлиять на результаты бухгалтерской отчетности.

По мнению автора, являясь самым важным аспектом формирования учетной политики, действующий на сегодня методический раздел недостаточно полно раскрывает вопросы бухгалтерского учета малых и средних организаций, нацеленных на инвестиционную привлекательность своего бизнеса. Такие аспекты, как финансовый инструменты и инвестиции, запасы, налоги, резервы, инвестиционная собственность, определение денежных средств и их эквивалентов, учет инфляции, субсидии, признание выручки и капитализация затрат по займам и других затрат, затраты на НИОКР, отображаемые в учетной политике с учетом рекомендаций МСФО для МСП (IFRS for SMEs), по мнению автора, будут способствовать расширению и развитию малого и среднего бизнеса.

Среди различий учетных методологий в результате проведенного анализа была выявлена дефиниционная проблема, касающаяся учетной политики. Автор в целях минимизации отличий российской и международной учетной политики предлагает ввести следующее определение.

Учетная политика организации — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета для итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности с целью подготовки и представления финансовой или бухгалтерской отчетности.

3. Важным результатом нашего исследования стало выявление недостатков существующих на сегодня нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет на предприятиях малого и среднего бизнеса. Острую необходимость внесения поправок в данные документы можно объяснить тем, что некоторые принципы и правила учета противоречат не только принципам учета согласно международным стандартам, но и документам национального законодательства разного уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета. В ходе диссертационного исследования выявлены моменты в действующем законодательстве по вопросам бухгалтерского учета и отчетности на малых и средних предприятиях, нуждающиеся в доработке:

• возможность несоблюдения допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности при использовании кассового метода учета доходов и расходов. При использовании возможности формирования себестоимости выпущенной продукции (оказанных работ, услуг) только в отношении оплаченных затрат и признания полученной от покупателей выручки, организация нарушает исполнение отдельных пунктов Положений различного уровня, регулирующих ведение бухгалтерского учета и отчетности. К тому же, отсутствие методического руководства по применению кассового метода учета доходов и расходов приводит к сложностям практического внедрения данного метода.

• регистры бухгалтерского учета, предусмотренные Типовыми рекомендациями малым организациям на практике редко используются. Существующие автоматизированные программы ведения учетного процесса содержат усовершенствованные учетные регистры комбинированной формы ведения учета, что, на наш взгляд, является наиболее перспективным направлением развития бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.

4. В ходе проведенного исследования выявлено и обосновано, что проблема разработки нормативно-правовых актов, направленных на его государственную поддержку, а также разработка специализированных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности для МСП, позволяющих получать независимую и достоверную информацию о соответствующих хозяйствующих субъектах, выходит в разряд первостепенных и актуальных задач, стоящих перед Министерством финансов Российской Федерации и перед российским бухгалтерским сообществом.

При этом по нашему мнению, первым шагом на пути реформирования системы бухгалтерского учета российских субъектов малого и среднего бизнеса должно стать создание отдельной структуры на федеральном уровне (Комитет), которая бы занималась как вопросами разработки стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности для малых и средних предприятий, так и отслеживала практику их внедрения.

В результате проведенного исследования также стало очевидно, что на сегодняшний день не существует единых Концептуальных подходов развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности для малых и средних предприятий, что является крайней необходимостью для экономических субъектов в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий, поскольку они позволят обеспечить единство цели, принципов, этапов формирования учетной политики для бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

В предложенных автором Концептуальных подходах развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности для малых и средних предприятий Российской Федерации выделяются 3 блока организационных вопросов:

• актуальность внедрения Международных стандартов финансовой отчетности для малых и средних предприятий в Российской Федерации. Целью проведения реформы организации и ведения бухгалтерского учета малых предприятий в соответствии с МСФО для МСП (IFRS for SMEs), по мнению автора, является предоставление заинтересованным пользователям полноценной и достоверной информации о финансовом положении и результатах деятельности МСП, что, в конечном итоге, будет способствовать созданию условий для нормального функционирования производства и обращения товаров в сфере деятельности малого бизнеса, а также обеспечению жизнедеятельности людей, занятых в этом секторе экономики.

Однако для того, чтобы достигнуть цели необходимо вменить в обязанность МСП ведение (наряду с налоговым учетом) бухгалтерского учета и предоставление финансовой отчетности в соответствии с едиными национальными стандартами, специально разработанными для МСП.

В свою очередь, подготовка финансовой отчетности в соответствии с МСФО для МСП (IFRS for SMEs), и, следовательно, повышение ее информативности, будет способствовать:

— созданию благоприятного инвестиционного климата и облегчит доступ к кредитным ресурсам на международном уровне;

— ускорению экономического прогресса в ходе интеграции российских МСП в мировое хозяйство;

— обновлению и модернизации методов организации бизнеса МСП;

— повышению квалификации кадров МСП в соответствии с требованиями рыночной экономики;

— созданию новых рабочих мест.

• проблемы переходного периода и пути их решения. В данном блоке четко обозначены задачи государственных структур среди которых необходимо выделить:

— разработка государственной стратегии развития системы бухгалтерского учета и отчетности МСП;

— разработка проектов МСФО для МСП;

— контроль и анализ апробации пилотных проектов стандартов бухгалтерского учета и отчетности для МСП;

— согласование действия правоустанавливающих и нормативных актов в области бухгалтерского учета и налогообложения МСП;

— непосредственная разработка МСФО для МСП;

— распространение и контроль исполнения на местах требований МСФО для МСП;

— разработка подробных методических рекомендаций к МСФО для МСП;

— международное сотрудничество с профессиональными организациями стран-членов Совета по международным стандартам финансовой отчетности.

Помимо обозначенных проблем, диссертантом указываются предполагаемые пути решения задач, среди которых можно отметить:

— упрощение правовой процедуры, как создания, так и ликвидации МСП;

— ужесточение контроля и меры ответственности за нарушение законодательства и действий, препятствующих развитию МСП в стране и в отдельных ее регионах;

— оптимизирование состава компонентов финансовой, статистической и налоговой отчетности МСП, предоставляемой соответствующим органам власти и другим заинтересованным пользователям;

— создание государственных структур на федеральном и региональном уровнях, занимающихся оказанием бесплатной консультационной помощи по правовым и финансовым вопросам, касающимся МСП.

По мнению автора, указанные процедуры позволят снизить бремя предоставления финансовой и иной отчетности, а также будут способствовать снижению различного рода административных барьеров.

• рекомендации по реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса. Принципиальная позиция автора заключается в том, что, по его мнению, переход к следующей стадии реформы должен быть ознаменован реальными положительными результатами предыдущей, в противном случае неизбежен формальный подход к реформированию системы бухгалтерского учета малого и среднего бизнеса.

При этом процесс реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий малого бизнеса, по мнению автора, непременно должен осуществляться поэтапно:

— создание отдельного уполномоченного по правовым вопросам и вопросам развития системы бухгалтерского учета МСП при Минфине РФ -Комитета по МСП, в состав которого будут входить ведущие ученые-методологи и практикующие бухгалтеры и аудиторы России;

— создание условий для повышения роли профессионального суждения бухгалтера, а также ответственности за достоверность предоставляемых данных о финансовом положении МСП;

— конвергенция требований бухгалтерских стандартов и Международных стандартов финансовой отчетности для МСП;

— совершенствование принципов оценки объектов бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики и принципов и концепций подготовки финансовой отчетности МСП; разработка и утверждение единого комплекта стандартов бухгалтерского учета для МСП, а также соответствующих методических рекомендаций и разъяснений;

— утверждение и введение в практику единого рекомендуемого плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности для МСП и инструкции по его применению, полностью соответствующих требованиям системы МСФО;

— утверждение единого комплекта форм финансовой отчетности на основе МСФО для МСП;

— создание системы переподготовки бухгалтерских работников и руководителей МСП, с привлечением профессиональных сообществ и профессорско-преподавательских кадров ведущих экономических вузов страны;

— организация специализированных общественных консультационных центров, оказывающих бесплатные консалтинговые услуги по вопросам организации бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности для МСП; разработка и внедрение специализированного программного обеспечения, учитывающего требования МСФО для МСП;

— развитие системы контроля качества и достоверности финансовой отчетности и вменение его осуществления в обязанности Комитета по МСП на федеральном уровне.

В результате проведенного диссертационного исследования можно отметить, что правительство каждой страны добивается достижения своих целей всеми доступными средствами и методами в имеющихся экономических условиях страны. Так, если основным направлением для развития малого и среднего бизнеса Китая стала система размещения государственных закупок в секторе МСП, а также подготовка квалифицированных специалистов, то немецкая государственная система нацелена на развитие самостоятельности политики предприятия. Однако автор убежден, что с точки зрения гармонизации и стандартизации системы бухгалтерского учета МСП руководящая роль должна принадлежать государству в лице Министерства финансов Российской Федерации.