План график обучения

Содержание

И причина тому понятна: от качества подготовки менеджера по продажам главным образом зависит удовлетворенность клиента, а значит, и эффективность работы, и прибыль организации. Хорошо обученный сотрудник способен проявлять самостоятельность, знает, чего от него ожидает руководство, поэтому не воспринимает замечания начальства как придирки. Это повышает уровень его лояльности к компании, снижает текучесть кадров, сближает коллектив. Обучение продажам по этапам позволяет исключить стрессы и добиться необходимой квалификации.

Этапы обучения менеджера по продажам

Знакомство с компанией

На первом этапе сотрудника знакомят с историей создания компании, миссией, долгосрочными и краткосрочными целями, корпоративной культурой и традициями. Работник кадровой службы рассказывает об условиях работы, режиме труда и отдыха, системе оплаты труда. Новичку требуется:

  • Показать основные помещения офиса и рабочее место.
  • Познакомить с имеющимися в его распоряжении техническими средствами и используемыми программными продуктами.
  • Довести до его сведения основные задачи и должностные обязанности.
  • Познакомить с другими членами коллектива и их функциями.
  • Провести вводный инструктаж по пожарной безопасности и охране труда.

Для ознакомления сотруднику предоставляют внутренние документы: положения, стандарты, правила, должностную инструкцию. Последовательное выполнение всех действий с уделением достаточного времени и внимания позволит новичку с первых минут почувствовать уверенность, что его появления ожидали, и быстрее включиться в работу.

Знакомство с товаром

Как правило, ассортиментный перечень предлагаемых компанией товаров достаточно широк. Сотруднику необходимо предоставить доступ ко всем информационным материалам. Однако, отправив его в самостоятельное плавание по бесконечным спискам и каталогам, можно совершить серьезную ошибку.

В первую очередь, следует выделить наиболее популярные товары, занимающие наибольшую долю в объеме продаж. Для того чтобы материал лучше усваивался, целесообразно разделить товар на категории и использовать наглядный материал: презентации и видеофильмы, содержащие изображение продуктов, их характеристики и назначение. Аудиоряд улучшит восприятие. Товары, имеющиеся на складе, можно продемонстрировать «лицом».

Чтобы материал лучше усваивался, целесообразно разделить товар на категории и использовать наглядный материал: презентации и видеофильмы.

Кроме того, необходимо ознакомить менеджера с прайс-листом и ценовой политикой (скидки, бонусы, акции), а также с сервисом и дополнительными услугами (условия и сроки доставки, предоставление гарантии и сервисного обслуживания, рассрочка платежа, программа лояльности).

По ходу представления товара важно дать новичку возможность задавать уточняющие вопросы, подробно отвечать на них, приводя примеры из практики. Для этого во время всего процесса обучения рядом с новым сотрудником должен быть опытный и компетентный работник, выбранный в качестве куратора.

По окончании этого этапа целесообразно провести менеджеру проверку, чтобы определить, насколько хорошо усвоена базовая информация, и выявить пробелы. Это может быть устный опрос, тест, перечень открытых ситуативных вопросов. На данном этапе важно не доскональное знание ассортимента, а понимание ключевых моментов.

Обучение

На третьем этапе куратор дает новому сотруднику общие знания по технике продаж, делится навыками в продажах отдельных товаров, а также разъясняет ряд организационно-технических моментов, касающихся следующих позиций:

  • Специфика работы с внутренними базами данных и программными продуктами.
  • Подготовка документов (коммерческие предложения, заявки, договоры, отчеты) и документооборота.
  • Механизмы и формы взаимодействия с другими сотрудниками и отделами на каждом этапе совершения сделки.

Работнику необходимо показать, откуда брать информацию о клиентах, объяснить методику работы с различными группами клиентов, принципы разделения на эти группы и как клиенты распределяются между сотрудниками. Важно также предоставить шаблоны и отработанные алгоритмы и научить ими пользоваться.

Работнику необходимо показать, откуда брать информацию о клиентах, объяснить методику работы с различными группами клиентов, принципы разделения на эти группы и как клиенты распределяются между сотрудниками.

Итогом обучения на данном этапе должно быть усвоение менеджером логики продажи, в соответствии с которой заключается большинство сделок. За это время у сотрудника формируется ясное представление, каков пошаговый алгоритм работы и каким должен быть конечный результат.

Начало работы

На заключительном этапе, предшествующем самостоятельной работе, менеджер приступает к взаимодействию с клиентами. Первые 2-3 контакта новый работник играет роль пассивного наблюдателя за работой куратора. Прежде чем приступить к общению с клиентом, старший товарищ озвучивает новичку, что он собирается сделать и какой цели планирует достичь. После завершения контакта отвечает на его вопросы.

После первой фазы новичку предоставляется возможность самому вести диалог, куратор же в это время находится поблизости, «на подхвате» и контролирует процесс. Если у нового сотрудника возникают трудности или он совершил ошибку, опытный работник приходит ему на помощь.

После 3-5 таких контактов позицию пассивного наблюдения занимает уже куратор, а менеджеру предоставляется свобода действий. После общения с клиентом наблюдатель спрашивает, как сам сотрудник оценивает свои действия, проводит работу над ошибками, дает новичку рекомендации.

Составление плана адаптации сотрудника

С целью упорядочивания действий в рамках каждого этапа, сокращения издержек и оптимального распределения времени и ответственности рекомендуется тщательно организовать процесс, разработав план адаптации нового сотрудника. В ходе составления плана мероприятия по подготовке менеджера выстраиваются в определенном порядке, уточняется, в какой форме они будут проводиться, назначаются сроки выполнения и исполнители.

Образец

Предлагаем вашему вниманию образец плана обучения продажам.

Наименование мероприятия Форма проведения, документы и материалы Срок выполнения Ответственный исполнитель
1 этап – знакомство с компанией
Знакомство с историей и политикой фирмы Беседа, презентация Предварительное собеседование Руководитель, кадровый работник
Оформление документов о приеме на работу, ознакомление с должностными обязанностями Письменно, трудовой договор, должностная инструкция 1 день работы Кадровый работник
Знакомство с коллегами Устно, совещание Кадровый работник
Подготовка рабочего места (ПК, телефон, оргтехника, канцтовары) Устно, практическая демонстрация, вводный инструктаж Секретарь, системный администратор, специалист по охране труда и пожарной безопасности
Назначение куратора Устно Руководитель
Объяснение непосредственных задач Устно Куратор
2 этап – знакомство с товаром
Знакомство с ассортиментным перечнем Каталог продукции, сайт компании, раздаточный материал 1 неделя работы Куратор
Знакомство с техническими характеристиками отдельных категорий товаров Презентация, видеофильм, техническая документация, наглядная демонстрация
Знакомство с порядком формирования цен и предложений Устно, прайс-листы, внутренние документы
Промежуточная проверка знаний Устный опрос, тест, письменные задания Конец 1 недели работы Куратор, кадровый работник
3 этап – обучение продажам
Знакомство с процедурой работы в базах данных и с программными продуктами Наглядная демонстрация, практическая работа 2 неделя работы Куратор
Заполнение рабочих документов (заявки, контракты, отчетность) Наглядная демонстрация, практическая работа
Обучение процессу проведения сделки от начала до конца Наглядная демонстрация, практическая работа, стандарты работы, шаблоны, алгоритмы
Промежуточная проверка знаний Устный опрос, тест, письменные и практические задания Конец 2 недели работы Куратор, кадровый работник
4 этап – начало работы
Работа с клиентами, введение в рабочую группу Стажировка 3 неделя работы Куратор
Итоговая аттестация Устный опрос, тест, письменные задания Конец 3 недели работы Руководитель, кадровый работник
Составление индивидуального плана продаж Письменно После подведения итогов аттестации Руководитель, куратор
Периодический контроль качества и эффективности деятельности Совещание По мере необходимости Руководитель, куратор

Устанавливая сроки выполнения тех или иных мероприятий, важно учитывать объем информации, подлежащей усвоению, однако не стоит слишком затягивать процесс перехода от теории к практике. Также следует предусмотреть обратную связь: наличие у сотрудника возможности задавать вопросы, высказывать свои пожелания и оценки.

В итоге

Обучение нового сотрудника – это приспособление его потребностей, способностей и ценностей к требованиям организации. Однако не стоит забывать, что данный процесс не сводится к предоставлению ему необходимых для работы знаний и навыков. Во многом адаптации менеджера способствуют корпоративная культура и психологический климат в коллективе. С целью максимального сближения целей работника и организации, формирования его приверженности компании, улучшения взаимопонимания и доверия рекомендуется периодически проводить тренинги с командообразующим эффектом, обучающие семинары, общественные, культурные и праздничные мероприятия, установить систему бонусов и поощрений. Только так можно получить дружный коллектив, нацеленный на достижение максимальных результатов.

6. ПОДГОТОВКА ПО НОВОЙ ДОЛЖНОСТИ

6.1. К подготовке по новой должности допускаются лица с профессиональным образованием, а по управлению энергоустановками также и с соответствующим опытом работы.

6.2. Работники, не имеющие соответствующего профессионального образования или опыта работы, как вновь принятые, так и переводимые на новую должность, должны пройти обучение по действующей в отрасли форме обучения.

6.3. Подготовка персонала по новой должности проводится по планам и программам, утверждаемым руководителем организации.

В зависимости от категории персонала в программах обучения должны учитываться требования, изложенные в разд. 4 Правил, а также требования органов государственного надзора.

6.4. Программа подготовки оперативных руководителей должна предусматривать их стажировку, проверку знаний (далее – проверку), дублирование, кратковременную самостоятельную работу на рабочих местах объектов, в том числе:

дежурного диспетчера единой электроэнергетической системы (далее – ЕЭС) и объединенной электроэнергетической системы (далее – ОЭС) – стажировку на рабочих местах начальников смен тепловой электрической станции (далее – ТЭС), атомной электрической станции (далее – АЭС), гидравлической электрической станции (далее – ГЭС) и диспетчера энергосистемы;

дежурного диспетчера энергосистемы – стажировку в должности начальника смены ТЭС, АЭС, ГЭС, дежурных диспетчеров предприятия электрических сетей (далее – ПЭС), предприятия тепловых сетей (далее – ПТС), подстанции высшего класса напряжения для данной энергосистемы;

дежурного диспетчера ПЭС – стажировку, проверку и дублирование в должности дежурного базовой подстанции, диспетчера района электрических сетей (далее – РЭС) и в одной из оперативно-выездных бригад (далее – ОВБ);

дежурного диспетчера РЭС – стажировку, проверку и дублирование в должности дежурного базовой подстанции. Если в РЭС нет подстанции с постоянным дежурным персоналом, стажировку, проверку и дублирование в ОВБ;

дежурного диспетчера ПТС – стажировку в должности начальника смены (дежурного) подчиненного теплоисточника и самостоятельную работу в должности дежурного инженера (дежурного) одного из районов теплосети;

дежурного инженера района теплосети – самостоятельную работу по профессии дежурного оператора щита управления и стажировку в должности старшего оперативного лица аварийно-восстановительной службы;

начальника смены электростанции – самостоятельную работу в должности начальника смены электрического цеха; стажировку, проверку и дублирование в должности начальника смены тепловых цехов (котельного, турбинного или котлотурбинного), а также стажировку в должности начальников смен остальных технологических цехов;

начальника смены электрического цеха – самостоятельную работу на рабочих местах старшего электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции и электромонтера главного щита управления электростанции;

начальника смены котельного цеха электростанции – самостоятельную работу на рабочем месте машиниста котла; стажировку, проверку и дублирование по профессии машиниста (старшего машиниста) котельного оборудования;

начальника смены турбинного цеха электростанции – самостоятельную работу на рабочем месте машиниста паровых турбин; стажировку, проверку и дублирование по профессии машиниста (старшего машиниста) паровых турбин или машиниста (старшего машиниста) котельного оборудования;

начальника смены котлотурбинного цеха электростанции с поперечными связями – самостоятельную работу на рабочем месте машиниста центрального щита управления котлами и пазовыми турбинами; стажировку, проверку и дублирование по профессии старших машинистов котельного оборудования, турбинного отделения или котлотурбинного цеха;

начальника смены котлотурбинного цеха блочной электростанции – самостоятельную работу на рабочем месте машиниста блочной системы управления агрегатами (котлом, турбиной); стажировку, проверку и дублирование по профессии старшего машиниста энергоблоков;

начальника смены топливно-транспортного цеха – стажировку, проверку и дублирование по профессии машиниста вагоноопроки-дывателя, дежурного щита управления и моториста автоматизированной топливоподачи (машиниста топливоподачи);

начальника смены цеха тепловой автоматики – стажировку на рабочем месте машиниста паровых турбин, машиниста котлов, машиниста энергоблока и самостоятельную работу на одном из рабочих мест по профессии электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерения электростанции;

начальника смены химического цеха – самостоятельную работу на рабочем месте лаборанта экспресс-лаборатории; стажировку, проверку и дублирование по профессии аппаратчика водоподгото-вительной установки электростанции и стажировку на рабочих местах начальников смен котельных и турбинных цехов или котло-турбинного цеха.

Начальники смен тепловых цехов в зависимости от объема выполняемых работ по обслуживанию электрооборудования электростанций проходят стажировку, проверку знаний и дублирование на рабочем месте электромонтера (старшего электромонтера) с присвоением группы по электробезопасности.

6.5. Подготовка перечисленных оперативных работников проводится по индивидуальным программам.

Необходимость и длительность каждого этапа подготовки устанавливаются в зависимости от уровня профессионального образования, технических знаний, стажа практической работы по смежным должностям, занимаемой должности перед допуском к подготовке по новой должности и с учетом технической сложности объекта.

Примечание. Наименование должностей оперативных руководителей и профессий (здесь и далее) даны согласно существующей структуре управления в электроэнергетике по состоянию на 01.01.2000 г. В случае изменения собственником наименований перечисленных должностей должны применяться указанные требования по аналогии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Сроки обучения

Название программы

Вид обучения

Продолжительность

ГЕМАТОЛОГИЯ

Хронический лимфолейкоз (ХЛЛ) и индолентные неходжкинские лимфомы*

ПК

Хронические миелопролиферативные новообразования*

ПК

или 04.12.2020

Актуальные вопросы общей гематологии*

ПК

Современные аспекты гематологии и трансплантации костного мозга

ПК

КАРДИОЛОГИЯ

Февраль 2021 г.

Профессиональная переподготовка по специальности «Кардиология»

ПП

По мере формирования групп

Легочная гипертензия: классификация, клинические варианты, диагностика и лечение

ПК

19.10.2020-24.10.2020 или

Применение кардиореспираторного теста в кардиологии

ПК

Спортивная кардиология: актуальные вопросы

ПК

По мере формирования групп

Кардиореспираторный тест — от физиологии к заключению

ПК

ТЕРАПИЯ

Актуальные вопросы диагностики и лечения хронической сердечной недостаточности

ПК

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Курс обучения методике холтеровского и многосуточного мониторирования ЭКГ (включает работу в компьютерном классе)*

ПК

Интенсивный курс ЭКГ- диагностики нарушений сердечного ритма и проводимости*

ПК

Алгоритмы ведения пациентов с аритмиями

ПК

Декабрь 2020 г.

Клиническая эхокардиография*

ПК

ПК — повышение квалификации, ПП — первичная переподготовка, * — авторский цикл.

Заведующий кафедрой — Салогуб Галина Николаевна (Salogub_GN@almazovcentre.ru)

Заведующий учебной частью: Козлова Светлана Николаевна (Kozlova_SN@almazovcentre.ru)

Дополнительная информация по телефону +7 (812) 702-37-49 доб. 005690; 005692 и электронной почте dpo@almazovcentre.ru

Авторские циклы
(обучение проводится по мере формирования групп на договорной основе)

«Диабет и ожирение» 36 часов

«НФП у взрослых. Трансгендерность — эндокринные аспекты проблемы» (36 часов)

«Современные аспекты гормональной дисфункции гонад у мужчин и женщин»36 часов

Бабенко Алина Юрьевна, профессор кафедры внутренних болезней, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории диабетологии, д.м.н. (babenko@almazovcentre.ru)

«Синдром диабетической стопы и другие поражения нижних конечностей при сахарном диабете» (72 часа)

Бреговский Вадим Борисович, д.м.н., в.н.с. института эндокринологии

«Алгоритмы ведения пациентов с аритмиями» 36 часов

«Патология надпочечников» 36 часов

«Патология гипофиза» 36 часов

«Патология щитовидной и паращитовидных желез» 36 часов

Гринева Елена Николаевна. д.м.н., директор Института эндокринологии

«Лечебная физкультура на первом этапе реабилитации больных с ОНМК» 36 часов

«Физическая реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» 36 часов

«Физическая реабилитация больных ХСН» 36 часов

«Физическая реабилитация с использованием тренажерных тренировок после реконструктивных операций на сердце и крупных сосудах» 36 часов

Демченко Елена Алексеевна, д.м.н., заведующая НИЛ реабилитации, руководитель научно-клинического объединения реабилитации (demchenko@almazovcentre.ru)

«Избранные вопросы эндокринологии. Остеопороз.» 36 часов

Каронова Татьяна Леонидовна, д.м.н., в.н.с. НИЛ клинической эндокринологии (karonova_tl@almazovcentre.ru)

«Дифференциальный диагноз в терапии и кардиологии» 36 часов

Козлова Светлана Николаевна, д.м.н., профессор кафедры внутренних болезней

«Актуальные вопросы диагностики, лечения и профилактики ИБС» 36 часов

Кулешова Эльвира Владимировна, д.м.н., профессор кафедры внутренних болезней (kuleshova_ev@almazovcentre.ru)

«Легочная гипертензия: классификация, клинические варианты, диагностика и лечение» 36 часов

Моисеева Ольга Михайловна, д.м.н., заместитель директора Института сердца и сосудов, заведующая НИО Некоронарогенные заболевания сердца (moiseeva@almazovcentre.ru)

«Вопросы общей гематологии» 36 часов

«Лабораторные и визуализирующие методы исследования в онкогематологии» 36 часов

«Парапротеинемические гемобластозы. Амилоидоз.» 36 часов

«Хронический лимфолейкоз (ХЛЛ) и индолентные неходжкинские лимфомы» 36 часов

«Хронические миелопролиферативные новообразования» 36 часов

Салогуб Галина Николаевна, к.м.н., заведующая кафедрой внутренних болезней (Salogub_GN@almazovcentre.ru)

«Современная стратегия лечения сердечной недостаточности» 72 часа

«Стратегия и тактика лечения ХСН для терапевтов и врачей общей практики» 36 часов

Ситникова Мария Юрьевна, д.м.н., профессор кафедры внутренних болезней (sitnikova@almazovcentre.ru)

«Лечение терминальной ХСН. Терапевтические аспекты трансплантации сердца» 72 часа

Федотов Петр Алексеевич, к.м.н., зав. НИЛ высокотехнологичных методов лечения СН (fedotov_pa@almazovcentre.ru)

«Курс клинической кардиологии и неинвазивной аритмологии» 144 часа

«Курс обучения методике холтеровского и многосуточного мониторирования ЭКГ» 36 часов

«Интенсивный курс ЭКГ -диагностики нарушений сердечного ритма и проводимости» 36 часов

Трешкур Татьяна Васильевна, заведующая НИЛ электрокардиологии, доцент кафедры внутренних болезней, к.м.н.

Дополнительная информация по телефону +7 (812) 702-37-49 доб. 005692 и электронной почте dpo@almazovcentre.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

от 26 июня 2003 года N 2757

Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения

Об утверждении плана-графика мероприятий по
подготовке и введению профильного обучения
на старшей ступени общего образования и
плана-графика повышения квалификации
работников образования в условиях введения
профильного обучения

1.1. План-график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение 1).

1.2. План-график повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение 2).

3. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову) привести в соответствие с планом-графиком мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования план-график введения профильной общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования, утвержденный распоряжением Минобразования России от 15.01.2003 N 24-18.

4. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) обеспечить своевременное выполнение плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.

5. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М.Никитину) обеспечить своевременное проведение мероприятий, связанных с повышением квалификации педагогических и управленческих кадров всех субъектов Российской Федерации, для введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.

6. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) совместно с учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования (В.Л.Матросовым) и учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования (Г.А.Бордовским) в I квартале 2004 года подготовить предложения по внесению изменений в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области педагогического образования в связи с переходом на профильное обучение на старшей ступени общего образования.

7. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать, обсудить на совещаниях с педагогической общественностью и заседаниях коллегий и в 2003 году утвердить планы мероприятий по обеспечению перехода на профильное обучение.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А.Болотова.

Приложение 1. План-график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования

Приложение 1
к приказу Минобразования России
от 26 июня 2003 года N 2757

ПЛАН-ГРАФИК
мероприятий по подготовке и введению профильного
обучения на старшей ступени общего образования

План-график мероприятий по подготовке и
введению профильного обучения на старшей
ступени общего образования

Как организовать обучение персонала

В условиях динамично развивающихся технологий, внедрения новых программ базовое образование не обеспечивает надлежащей квалификации персонала, возникает необходимость в получении новых знаний и навыков. Профессиональное обучение и переподготовка персонала становятся потребностью. И тогда на помощь приходит система обучения персонала.

На сегодняшний день выделяют три основных вида:

  • профессиональная подготовка кадров;
  • переподготовка кадров (переквалификация);
  • повышение квалификации кадров.

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Подготовка персонала

Профподготовка направлена на обучение и развитие персонала, по результатам прохождения которой обучаемый приобретает квалификацию, овладевает специальными познаниями и навыками. Соответственно, его ценность как специалиста повышается.

Переподготовка

Когда необходимо приобрести новые необходимые навыки, знания или умения, освоить другую профессию или при изменении профессиональных требований к выполнению той или иной работы, тогда переподготовка — ваш вариант.

Повышение квалификации

Этот вид можно назвать также профессиональным совершенствованием. Он необходим тем работникам, которые хотят улучшить свой уровень знаний, стремятся к повышению в должности либо в ситуациях, когда к работе предъявляют повышенные требования.

Основные методы

Методы бывают такими, которые используются непосредственно на рабочем месте сотрудника, без отрыва от работы. То есть он продолжает выполнять свои обязанности и вне рабочего места, когда отправляется на занятия, которые проводят за пределами организации. Как показывает практика, второй вариант дает лучшие результаты и является более эффективным.

Обучение персонала на предприятии (рабочем месте) проводится следующими методами:

  1. Копирование. Данный метод основан на повторении обучаемым действий более опытного специалиста, как бы копируя их. Чем точнее он будет повторять, тем быстрее разовьет в себе новый навык.
  2. Производственный инструктаж. Его проводят с каждым вновь принятым сотрудником при трудоустройстве. Он включает в себя информацию о предстоящем функционале, знакомит с новой должностью, облегчает понимание непосредственных обязанностей.
  3. Наставничество. Метод актуален там, где требуются практические навыки. Опытный сотрудник берет шефство над молодым специалистом. Работник обучается на своем рабочем месте, получая поддержку наставника. Сначала он рассказывает, как сделать, потом показывает, помогает сделать первые шаги в работе. Подсказывает, если возникают проблемные ситуации, а затем проверяет, как обучаемый усвоил полученные навыки.
  4. Ротация. Для получения нового опыта обучаемого временно переводят на другое рабочее место. Это характерно для предприятий, в которых практикуют полную взаимозаменяемость сотрудников.
  5. Делегирование. Под делегированием понимается временная передача полномочий от одного лица другому для получения последним новых знаний, опыта. Например, если руководителю необходимо уехать в командировку, и он хочет временно делегировать свои полномочия другому лицу. Но для того чтобы это прошло безболезненно, ему необходимо постепенно обучить это лицо, для чего можно давать ему какие-то поручения, связанные с исполнением полномочий.
  6. Метод усложняющихся заданий. Для этого метода характерно постепенно усложнять задачи, поставленные перед работником.

Образование вне рабочего места

Наиболее эффективным считается учеба вне рабочего места. Это могут быть фронтальные занятия (лекции), активные образовательные мероприятия — конференции и семинары, работа в команде, общение с экспертами и прочее. Рассмотрим более подробно основные из них.

Лекции

Этот метод используется, когда нужно быстро передать в компактной форме большой объем информации. Лекции — отличный способ получения теоретических знаний, при котором обучение проводят эксперты. У этого метода есть свои достоинства и недостатки. Например, отсутствие обратной связи и невозможность установить, насколько хорошо слушатели усвоили материал, при этом к достоинствам можно отнести низкие финансовые затраты и подачу большого объема информации за сравнительно короткий срок.

Семинары и конференции

Этот метод является более активным, по сравнению с лекциями, поскольку в процессе учебы есть возможность коллективного обсуждения различных аспектов темы, благодаря чему совершенствуется логическое мышление. Кроме того, в отличие от лекций, занятия проводятся небольшими группами, есть возможность разобрать сложные моменты, используя как опыт преподавателя, так и обучающихся. По результатам может быть дана оценка эффективности обучения персонала.

Деловые игры

Игровой формат предполагает разыгрывание ситуации, в ходе которой обучаемым предлагают решить поставленную задачу.

Тренинги

Корпоративное обучение персонала в команде или тренинг подразумевает постановку перед группой одной задачи, которую совместными силами они должны решить. Для наиболее эффективной работы с коллективом руководителю тоже необходимо участвовать в таких занятиях.

Самостоятельное обучение

При таком методе работник самостоятельно изучает предложенный материал. Обучение может проходить в виде изучения аудио- или видеоуроков, работы со специальными программами. К плюсам подобного метода относится: собственный темп прохождения, отсутствие привязки к конкретному месту и времени изучения, экономия средств и времени. К минусам — отсутствие контроля, невозможность задать вопросы по изученному материалу, снижение мотивации.

Чтобы грамотно все организовать, должна быть составлена программа обучения персонала, которая включает в себя определенные шаги, следуя которым мы достигнем оптимальных результатов. Предлагаю составить план обучения персонала (пример).

Шаг 1. Определяем цель учебы, что именно вы ждете. Какова цель проведения. Возможно, это повышение мотивации работников или создание кадрового резерва, повышение производительности и качества труда или подготовка сотрудников к изменению направления деятельности.

Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат учебы. Какие формы обучения персонала будут использоваться. Определить это важно, потому что этот фактор оказывает влияние на эффективность процесса. Форма может быть дистанционной или в виде прямого контакта непосредственно с инструктором, но выбирать нужно исходя из удобства и специфики каждой организации.

Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы. В некоторых компаниях имеются собственные учебные центры, где разрабатываются свои обучающие программы. Если таких центров в вашей организации нет, нужно обратиться к специальным фирмам, которые профессионально занимаются разработкой этого продукта.

Шаг 4. Находим и подготавливаем тренеров. Для проведения мероприятия нужен специалист по обучению и развитию персонала. Это может быть имеющийся в организации тренер. Необходимо, однако, периодически проверять уровень его подготовки и своевременно отправлять на повышение квалификации. Если же такого лица в организации нет, то его приглашают извне. Но прежде чем остановить свой выбор на ком-то, обязательно ознакомьтесь с отзывами, запросите документы, подтверждающие квалификацию и уровень профессионализма.

Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия. Начинаем с утверждения графика и программы. Обучающие организации могут предоставить образец программы обучения персонала. Руководитель при этом не должен самоустраняться от процесса. Процесс должен кто-то контролировать, например директор по персоналу: обучение сотрудники будут проходить более ответственно, зная, что руководство держит руку на пульсе. По результатам прохождения составляется протокол обучения персонала.

Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал. Чтобы определить, насколько проведенные мероприятия были полезными и эффективными, нужно проверить полученные работниками знания. Лучше всего это сделать в форме тестов, что позволит выявить и скорректировать слабые места в переподготовке. К тому же при несогласии работника с итогами тестирования, при обжаловании у работодателя будет наглядное подтверждение его результатов.

Шаг 7. Анализируем результаты и подводим итоги. По итогам можно выдать сотрудникам анкеты, которые покажут уровень удовлетворенности пройденным курсом. Также по итогам нередко проводят перестановки кадров, меняют оплату труда, формируют кадровый резерв. Так работодатель стимулирует своих сотрудников к дальнейшему профессиональному развитию.

Темп развития технологий в самых разных хозяйственных сферах дает понять, что обучение персонала должно быть включено в стратегическое планирование компании. Оценка знаний сотрудников, а также проведение образовательных мероприятий должны носить плановый и систематический характер.

Обучение и развитие персонала

В настоящее время законодательством предусмотрено обязательное обучение и повышение квалификации лишь для некоторых категорий работников. Например, периодические курсы повышения квалификации должны проходить педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений, преподаватели вузов, медицинские работники и другие. Для этих специальностей существуют специально разработанные методики, установлена периодичность проведения оценки знаний и прохождения курсов и т. д.

Что касается других работников, то ответственность за их уровень знаний и навыков несет руководитель предприятия, а также ответственные за это сотрудники. В крупных компаниях создаются специальные отделы, отвечающие за профессиональное обучение и переподготовку персонала. В зависимости от специфики деятельности фирмы и ее масштабов создается своя система обучения персонала, включающая различные методики.

Сущность и цели

Обучение персонала на предприятии преследует множество важных целей:

  • внедрение новых технологий;
  • оптимизацию производства;
  • упрощение менеджмента;
  • выработку практических навыков на основе теоретических знаний;
  • подготовку сотрудников к качественно новым изменениям на предприятии.

Этот список далеко не полный и может варьироваться в зависимости от потребностей конкретной компании. Но практически во всех случаях руководство преследует цель повышения финансово-экономических показателей или, как минимум, поддержание существующего уровня финансового благополучия. Именно поэтому директора по персоналу отдают предпочтение не адаптации новых сотрудников, а повышению профессионального уровня уже работающих.

Оценка потребности в обучении

Специалист по обучению и развитию персонала в первую очередь должен определить необходимость образовательных мероприятий. Для этого могут применяться следующие методики:

  • анализ личного дела сотрудника — устанавливается, насколько давно он получил образование, а также проходил курсы повышения квалификации;
  • анализ деятельности работника — обычно проводится при принятии на работу нового специалиста;
  • сбор заявок на учебу — их могут подавать руководители отделов, а также сами сотрудники;
  • аттестация — по итогам такого оценивания знаний специальная комиссия может составить рекомендации по учебе.

Виды и методы обучения



Учеба сотрудников может быть организована силами предприятия или при помощи других, специализирующихся на этом компаний. Первый вариант является более предпочтительным по нескольким причинам:

  • внутреннее обойдется дешевле;
  • в качестве наставников могут выступать более опытные работники;
  • будет учтена специфика деятельности предприятия;
  • учеба будет производиться без отрыва от производства.

Явным минусом такого образовательного процесса будет отсутствие притока свежих идей и предложений по улучшению рабочего процесса. Поэтому игнорировать опыт специализированных учебных учреждений все же не рекомендуется. Тем более что авторитетные сотрудники тоже нуждаются в информационной подпитке.

Если занятия проводятся силами организации, то возможно использование следующих методов:

  • инструктаж — персонал получает информацию о том, как правильно использовать то или иное оборудование, а также о правилах техники безопасности;
  • наставничество — более опытный работник берет шефство над менее опытным;
  • ротация — перевод сотрудника на другую работу с целью освоения новых навыков и получения профессионального опыта.

Одной из форм наставничества можно считать так называемый «Shadowing», от английского слова «Shadow» — тень. Этот метод заключается в том, что кандидат на ту или иную должность прикрепляется к существующему работнику и наблюдает за выполнением рабочих процессов.

Образовательные мероприятия, проводимые сторонними организациями, могут составляться на основе следующих методов:

  • курсы повышения квалификации, семинары, тренинги;
  • конференции — предполагают обмен опытом с другими компаниями;
  • самообразование.

Формы обучения персонала также могут быть очень разными в зависимости от специфики деятельности:

  • лекции;
  • семинары;
  • дискуссии;
  • тренинги;
  • деловые игры и т. д.

Отдельно стоит сказать, что корпоративное обучение персонала способствует налаживанию положительного климата в коллективе и укреплению профессиональных связей.

Оценка эффективности обучения персонала

В конце учебы проводится оценка ее эффективности. Зачастую она организуется в форме экзамена, который может включать в себя несколько заданий. Например, тесты и отчеты. Однако проверкой знаний оценка эффективности не ограничивается. На некоторых предприятиях после учебы проводится активный мониторинг показателей эффективности труда, при этом в расчет берутся различные показатели. Начиная от скорости и продуктивности работы, а также увеличения экономических показателей, заканчивая положительными отзывами клиентов и партнеров.

Как организовать учебу

В первую очередь, директор по персоналу (обучение и организация этого процесса обычно лежит на нем) в кооперации с руководством должны разработать положение об аттестации. В нем указываются следующие сведения:

  • цели и задачи;
  • категории сотрудников, подлежащие оценке;
  • период проведения и график;
  • порядок проведения;
  • состав комиссии;
  • список ответственных лиц;
  • критерии оценивания;
  • сроки подведения итогов.

После утверждения этого документа с ним должны быть ознакомлены все сотрудники под подпись.

Затем начинается период подготовки к аттестации, во время которого подчиненные уведомляются о предстоящем оценивании и подают все необходимые документы. Довольно часто от работников требуется предоставить отчет о проделанной работе.

Логичным завершением подготовительного этапа является сама аттестация. По ее итогам сотрудник может быть направлен на учебу, понижен или уволен. В ходе аттестации заполняется протокол, содержащий информацию об экзаменуемом, а также весь ход опроса и результат.

Руководствуясь итогами оценивания, ответственные сотрудники принимают решение об организации учебы, а также о форме ее проведения. Составляется программа обучения персонала, а также приказ о направлении работников на учебу.

Приказ о направлении на учебу (бланк)

В конце составляется протокол обучения персонала, в котором отражается:

  • кто проводил занятия;
  • какие знания получили специалисты;
  • прошел ли работник курс.

Документ заверяется подписями учащихся, а также ответственных за организацию сотрудников и руководителя.

Следующая Повышение квалификацииКак проверить подлинность удостоверения о повышении квалификации Отличная статья 0