Плата за загрязнение

Экологический налог в РФ в 2017-2018 году: Детальный обзор и способы расчета

Плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, кроме предприятий, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (статья 16.1 Федерального закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Категория предприятию присваивается при постановке на учет объектов НВОС.

Из определения следует, что если предприятие одновременно ведет деятельность на объектах НВОС (собственных или арендованных), отнесенных к другим категориям, помимо IV – на I,II или III – то плата за НВОС вносится по всем объектам, в том числе и по IV категории.

Плата взимается за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Отчетным периодом при расчете платы за НВОС является календарный год.

Порядок работ по составлению Декларации о плате за НВОС

При составлении Декларации о плате за НВОС осуществляется предварительная бесплатная консультация. На основании полученных данных с заказчиком определяются сроки и стоимость работ, заключается договор. Документы, необходимые для заполнения декларации, Вы можете скачать здесь.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду предоставляется в природоохранные органы (Росприроднадзор, Министерство природных ресурсов) согласно форме и требованиям Приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3.

Обращаем Ваше внимание на сроки внесения платы и подачи Декларации:

  • не позднее 1 марта – внесение платы за НВОС предприятием;
  • не позднее 10 марта – подача Декларации в природоохранные органы (Росприроднадзор или Министерство природных ресурсов).
  • не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября – внесение квартальных авансовых платежей в размере ¼ от суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства).

Специалисты нашего проектного инженерно-экологического объединения помогут Вам грамотно оптимизировать платежи за НВОС, уменьшив их сумму, путем введения понижающих коэффициентов при условии соблюдения экологических норм обращения с отходами.

«Экохолдинг», в частности ООО «Фирма Экоинженерсервис» и ООО «Экодин» проводят расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и их согласование для любых предприятий Краснодара, Краснодарского края и Республики Адыгея.

Ответственность за отсутствие Декларации о плате за НВОС

Штраф предусмотрен статьей 8.41 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Стоимость работ по составлению Декларации о плате за НВОС

Стоимость работ по расчету платы за НВОС и составления декларации зависит от вида и количества источников вредного воздействия на окружающую среду, имеющихся на предприятии заказчика, а также от наличия разрешений и лимитов.

По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь к нашим специалистам по телефонам в:
∙ Краснодаре  8 (861) 227-20-76, 233-98-69
∙ ст. Динской  8 (86162) 5-96-52
∙ Крыму  8 (861) 227-20-76
∙ Новороссийске  +7 (918) 493-43-33
∙ ст. Кущевской  +7 (964) 932-57-23
∙ Анапе, Геленджике  +7 (8617) 30-80-22
∙ Белореченске  +7 (918) 624-08-24

Плата за загрязнение окружающей среды

В практике бухгалтерского и налогового учета порой возникает вопрос о квалификации платы за загрязнение окружающей среды, а именно, является ли этот платеж налогом (сбором) или нет.
С одной стороны – это, безусловно, обязательный платеж в бюджет, с другой – этот платеж не включен в перечень налогов, закрепленный Налоговым Кодексом РФ.

Плата за загрязнение окружающей среды в настоящее время взимается на основании:
— Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды";
—  Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (ред. от 14.06.2001, с изм. от 14.05.2009) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Перечень налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, установлен статьями 13, 14 и 15 НК РФ. В указанных статьях отсутствует платеж за загрязнение окружающей природной среды. В соответствии с пунктом 6 статьи 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Однако, платежи за загрязнение природной среды все же взимаются.

По заявлению ОАО "Кольская Горно — Металлургическая Компания" Верховный суд Российской Федерации рассматривал вопрос о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632  и вынес решение от 28 марта 2002 г. № ГКПИ 2002-178, которым признал незаконность взимание сбора за загрязнения окружающей среды.

В свою очередь, пользуясь своими конституционными правами, Правительство РФ обратилось в Конституционный суд Российской Федерации с соответствующим запросом.

Конституционный суд Российской Федерации, рассмотрел обращение Правительства РФ и вынес определение от  10.12.2002 № 284-О, которым признал законность взимания сбора за загрязнение окружающей среды.

Как видим и в судах нет единого мнения по поводу правовой природы данного сбора. Полемика по этому вопросу не окончена по сей день.

При этом позиция судов сходится в одном:  сбор за загрязнение окружающей природной среды не является налогом и сбором в раках налоговой системы Российской Федерации. Этот сбор обязательный, «фискальный», но к налогам и сборам, регулируемым налоговым законодательством не относится.

Для бухгалтеров из этого следует вывод о том, что данный платеж не следует учитывать на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кроме того, в налоговом учете этот платеж в составе прочих расходов не относится к расходам на оплату налогов и сборов, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, а может быть квалифицирован как другие расходы в соответствии с  подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Следует также отметить, что сумму данного сбора не следует отражать по строке 041 «суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,…» Приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организации.
 
 

Консалтинговая группа «Капитал» оказывает услуги по налоговому консультированию и ведению бухгалтерского учёта в Перми и Пермском крае. Позвоните нам по телефону (342) 294-30-00 или приезжайте в офис по адресу г. Пермь, ул. 25 октября, 66

 
 

Экологические платежи в 2018 году

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Все субъекты, ведущие хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, обязаны осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие такого рода негативное воздействие.

Виды негативного воздействия на окружающую среду:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

– загрязнение недр, почв;

– размещение отходов производства и потребления;

– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Формы платы и порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

Например, транспортные средства являются передвижными объектами негативного воздействия. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух установлены в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а в зависимости от вида и объема используемого топлива.

Следовательно, организация признается плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и должна рассчитывать платежи путем умножения соответствующих нормативов на количество израсходованного за отчетный период(квартал) топлива, а также на установленные соответствующими нормативными правовыми актами поправочные коэффициенты к нормативам платы.

Количество израсходованного топлива подтверждается первичными документами бухгалтерского учета.

Расчет платы за негативное воздействие от передвижных источников представляется плательщиками в соответствующие территориальные органы Ростех-надзора по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия, а при отсутствии такового – по месту регистрации на территории РФ владельца передвижного объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают всеми признаками, присущими налоговому обязательству, и являются законно установленными не только в том случае, когда ставки платежей предусмотрены федеральным законом, но и тогда, когда ставки на основании закона устанавливаются Правительством РФ. Правительство РФ вправе предусматривать в нормативных актах обязательные платежи. Правительство РФ также устанавливает ставки неналоговых платежей, сборов, если это делегировано законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к платежам неналогового характера, поэтому ее обязаны вносить и те предприниматели, которые работают на едином налоге.

Экологический налог заменит плату за негативное воздействие на окружающую среду

Общий перечень экологических документов, необходимых предприятиям

На страницах нашего сайта Вы можете прочитать и увидеть много информации об экологических проектах, но есть перечень документов, не относящийся непосредственно к какой-либо области, но необходимый практически всем предприятиям.

 Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Декларацию составляют лица, обязанные вносить плату за выбросы, сбросы и отходы. По каждому виду этого негативного воздействия проводятся соответствующие расчеты платы за выбросы. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду требуется в случае:

  • если предприятию присвоена 1-3 категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • если у предприятий, которым присвоена 4 категория объекта и у предприятий, которым не присвоена категория есть отходы, которые размещаются на полигоне и не являются твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Работу необходимо выполнять ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным. Подготовка  декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется только на основании данных производственного экологического контроля (ПЭК). Основанием для этого служит ст. 16.1 Федерального закона  N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002.

Документация по производственному экологическому контролю (ПЭК)

Документация по производственному экологическому контролю состоит из технического отчета, включающего положение о ПЭК; программу ПЭК c планом — графиком производственного эколого-аналитического контроля (ПЭАК);  программу производственного экологического мониторинга (ПЭМ). Данная документация предназначена для должностных лиц, осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды, а также в целях соблюдения действующего законодательства.

На  основании технического отчета проводится производственный экологический контроль (ПЭК). Данная работа регламентируется Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002,  п.2, ст. 67.

Работа проводится ежегодно.

Документация требуется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Природоохранная документация для постановки на государственный учет объекта I-IV категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду

С 2016 года согласно ст.4.2 Федерального закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, а также Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, должны  встать на государственный учет, и им должна быть присвоена соответствующая категория объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, каждому объекту присваивается индивидуальный код и выдается свидетельство о постановке на государственный учет.

Статистическая отчетность по форме  4-ОС

Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды" заполняют и предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), а также имеющие очистные сооружения.

Форма выполняется согласно Приказу Росстата от 24.08.2017 N 545 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

Требуется, если ежегодный объемом затрат на охрану окружающей среды  составляет более 100 тыс. руб. в год. Сдается ежегодно до 25 января следующего года за отчетным.

Протоколы  инструментальных замеров для контроля качества атмосферного воздуха и анализа шумового воздействия на жилой застройке и на границе санитарно-защитной зоны

Согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха» предприятия обязаны обеспечивать проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.

Это требуется всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Работа проводится ежеквартально. Результатом исследований являются протоколы инструментальных замеров воздуха и шума.

Данную работу необходимо проводить всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Работа проводится ежеквартально.

План природоохранных мероприятий

Для того чтобы каждой организации знать какие природоохранные мероприятия необходимо проводить в течение года требуется разработать план природоохранных мероприятий. План природоохранных мероприятий требуется при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов согласно  ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 34, 39. В нём указаны сроки проведения каждого мероприятия, а также какой объем финансирования необходимо запланировать на каждое мероприятие.

 Работа проводится ежегодно.

Программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и проведение ежегодного в соответствии с этой программой инструментального контроля на рабочих местах

Программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий требуется при наличии процессов производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Разработка данной программы регулируется Федеральным  законом  от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 32, а также СП 1.1.1058-01 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18) п. 1.5.

По разработанной программе ежегодно требуется проводить контроль на рабочих местах.

Паспорт канцерогенного производства

Паспорт канцерогеноопасной организации требуется при наличии  действующих  и проектируемых объектов, а также производственных процессов, использующих канцерогенные факторы. Это могут быть отходы, содержащие такие канцерогеноопасные вещества как, например никель, мышьяк; выбросы, содержащие вещества — бензапирен, формальдегид или целиком канцерогенные процессы – например ручная газовая сварка.

В рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях. Паспортизация проводится согласно СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности», п. 3.6,  а также  МУ 2.2.9.2493-09.

Экологический сбор

С 2015 года введена отчетность для импортеров, производителей или продавцов товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Она состоит из Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417), Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342.) и расчета суммы экологического сбора (Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 (форма расчета).

Вся эта отчетность сдается ежегодно по итогам года.