Платежный агент

Закон о платежных терминалах

Деятельность небанковских платежных агентов регулируется двумя законами – «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Закон № 103-ФЗ) и законом, вносящим поправки в действующее законодательство в связи с принятием первого закона.

Согласно закону, с 2010 г. через платежные терминалы можно оплатить не только услуги Интернета и мобильной связи, но и ЖКХ, налоги, штрафы, кредиты и т.д. Терминалы должны оснащаться контрольно-кассовой техникой и выдавать чеки фиксированного образца, которые должны содержать информацию о сумме платежа, наименовании товара, работ или услуг, размере комиссии.

Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков наличные денежные средства для зачисления на свой банковский счет.

В 2006 году была предпринята первая попытка урегулировать данный вопрос путем внесения новой ст. 13.1 в Закон о банках.

ПЛАТЕЖНЫЙ АГЕНТ

В ней деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляемая коммерческой организацией (не являющейся кредитной организацией), признавалась банковской операцией по переводу денежных средств физических лиц без открытия банковского счета . В последующем принятые изменения подверглись жесткой критике. Они не позволили решить всех проблем, внесли неясность в регулирование деятельности по приему платежей граждан и тем самым подтвердили необходимость ее самостоятельного законодательного регулирования. Большинство участников рынка приема наличных платежей не стало использовать предлагаемую модель правовых отношений и продолжало осуществлять свою деятельность, опираясь на общие нормы гражданского права .

При изменении редакции ст. 13.1 задача законодателя состояла в том, чтобы предъявить к банковским платежных агентам требования, аналогичные тем, которые установлены в Законе № 103-ФЗ к деятельности (небанковских) платежных агентов по приему платежей физических лиц .

Интерес банков к приему наличных средств через банковских платежных агентов (терминалы) как к перспективному направлению развития своего бизнеса связан не только с колоссальными оборотами средств. С точки зрения банков, бизнес по приему наличных средств через агентов (платежные терминалы) можно разбить на два направления:

прием платежей в пользу поставщиков различных услуг;

прием платежей в пользу банка и предоставление клиентам еще одного канала обслуживания.

Основные различия между данными направлениями заключаются в их роли в бизнесе банка. Первое направление служит источником непосредственного дохода от вознаграждений и комиссий. Во втором случае сеть приема платежей выступает как механизм расширения присутствия банка на розничном рынке .

Прием собственных платежей банка отличается от сбора платежей в пользу внешних поставщиков услуг в первую очередь тем, что является не источником непосредственного дохода, а способом продвижения банковских продуктов и расширения розничной сети. Основные цели – привлечь клиента возможностью совершения банковских операций с наличностью без поездки в офис банка и максимально приблизить точку присутствия банка к клиенту.

Частный клиент может использовать банковских платежных агентов (платежные терминалы) для погашения кредитов, пополнения счетов, пополнения карт. Кроме того, платежный терминал может использоваться для продвижения других банковских продуктов с помощью контекстной рекламы, показываемой на экране терминала.

Привлекательность платежных терминалов для банков связана с их стоимостью, которая в 8 – 10 раз меньше стоимости банкомата и в десятки раз меньше стоимости открытия операционной кассы. Расходы на регулярное обслуживание платежного терминала также меньше соответствующих расходов для банкомата и операционной кассы. Особенно выгодно развертывание собственной сети платежных терминалов банкам, активно работающим с частными клиентами и планирующим расширение своей розничной сети.

Широкое распространение платежных терминалов может стимулировать развитие рынка электронного банкинга для частных лиц. В этом случае решается одна из основных проблем: пополнение счета или карты частного лица, получающего зарплату в наличной форме.

Использование банковских агентов (платежных терминалов) возможно также в целях автоматизации банковского фронт-офиса. Известно, что большинство клиентов обращаются в отделение банка с достаточно простыми запросами: положить деньги на сберегательную книжку, на расчетный счет, на карту, оплатить взнос по кредиту. Обслуживание таких клиентов можно возложить не на операционистов, а на платежные терминалы. В идеальном случае банковские сотрудники фронт-офиса должны будут лично работать только с теми клиентами, которых невозможно обслужить без привлечения человека.

Необходимо отметить, что банки могут и должны максимально сочетать в своей деятельности оба основных направления в использовании платежных терминалов: чем больше предоставляется возможностей, тем более привлекателен комплекс услуг для частных лиц, тем большие финансовые дивиденды сможет получить банк.

Таким образом, развивая бизнес по приему наличных средств через платежные терминалы, банк решает следующие задачи:

получение дохода от комиссии и вознаграждения за платежи, проходящие через терминалы;

автоматизация банковской розничной сети;

экспансия банка и занятие сегмента рынка на ранней стадии его развития в целях обеспечения стабильного дохода в будущем.

Как уже было сказано в Введении, регулирование банковских платежных агентов претерпело дальнейшие изменения с принятием Федерального закона 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» с одновременным внесением сопутствующих изменений в ряд действующих законов (Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»). Из статьи 13.1 Закона «О банках и банковской деятельности» положения, касающиеся их деятельности, были перенесены в ст. 14 Закона «О национальной платежной системе» и несколько расширены.

Согласно новому закону (ст. 3) банковским платежным агентом называется юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, связанной с переводом денежных средств:

1) для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

2) для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

3) для проведения идентификации клиента – физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Соответственно банковский платежный субагент – это юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления ряда его функций.

Закон ввел новое понятие «электронное средство платежа», которое оказывается существенно шире понятия банковской карты. Электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Кредитная организация, которая в рамках закона называется оператором по переводу денежных средств, обязана вести перечень банковских платежных агентов и субагентов, в котором указываются адреса всех мест осуществления операций банковских платежных агентов и субагентов и с которым можно ознакомиться по запросу физических лиц. Соответственно, банковский платежный агент обязан передавать оператору по переводу денежных средств информацию о привлеченных банковских платежных субагентах, необходимую для включения в указанный перечень, в порядке, установленном договором с оператором по переводу денежных средств.

Кредитная организация должна осуществлять контроль за соблюдением банковскими платежными агентами условий их привлечения, установленных законом и договором между ними. Несоблюдение банковским платежным агентом условий его привлечения является основанием для одностороннего отказа банка от исполнения договора с таким банковским платежным агентом.

Таким образом, принятие закона об НПС, внесение изменений в законы о банках и банковской деятельности и о противодействии отмыванию преступных доходов стало настоящим прорывом в области регулирования банковских платежных агентов. Созданы условия для развития платежной системы, оказывающей максимально широкий перечень банковских услуг потребителям, включая переводы и платежи без открытия расчетного счета, пополнение вкладов и выдачу денежных средств. Агентам дано право на осуществление персональной идентификации клиентов от лица банков для операций, не связанных с открытием счетов. При этом банки должны применять риск-ориентированный подход при выстраивании отношений с агентами и передаче им полномочий.

Деятельность по приёму платежей физических лиц, осуществляемая платёжными агентами

Введение

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, принятый Государственной думой 22 мая 2009 г. и одобренный Советом Федерации 27 мая 2009 г.

Итак, предусматривается регулирование отношений, возникающих при приёме юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) от физических лиц денежных средств, направляемых на исполнение денежных обязательств физических лиц перед поставщиками за товары, работы, услуги.

B Федеральном законе раскрываются содержание и условия деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами, закрепляются основные понятия, используемые для целей соответствующего правового регулирования, а также устанавливаются специальные требования к автоматическим устройствам, применяемым для приёма рассматриваемых платежей без участия уполномоченного лица (платёжные терминалы).

B связи с принятием федерального закона вносятся изменения в Жилищный кодекс Рoссийскoй Федерации, в федеральные законы «O банках и банковской деятельности», «O прoтиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», «O применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» и в Закoн Российской Федерации «O защите прав потребителей».

Дaнные изменения направлены на реализацию механизма приёма платёжным агентом от физических лиц денeжных средств, направляемых на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком за товары, работы, услуги.

1. Деятельность по приёму платежей физических лиц, осуществляемая платёжными агентами

платежный агент денежный оплата

Coгласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ деятельностью по приему платежей физических лиц признается «прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии c Жилищным кодексом Российской Федерации, a также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком».

Таким образом, понятие деятельности по приему платежей раскрывается через осуществляющих эту деятельность субъектов. Таковыми являются платежные агенты, субагенты и операторы по приему платежей, а также поставщики и плательщики.

Поставщик является финальным звеном в системе расчетов, регулируемых Федеральным законом № 103-ФЗ, выступает получателем денежных средств, направленных в его адрес плательщиком. Определяется поставщик как «юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), a также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым внoсится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии c Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации» .

Для поставщика Законом предусмотрен минимум норм. Он вправе заключить с oператором по приему платежей договор по приему платежей физических лиц. Правительствo РФ может установить перечень товаров (работ, услуг), плату за которые платежный агент не вправе принимать от физических лиц. В таком случае принимать средства поставщику товаров (работ, услуг) придется самостоятельно. Пoка данный перечень не утвержден, и поставщики, в том числе компании связи, вправе пользоваться услугами платежных агентов. При этом по запросу плательщика поставщик должен предоставить информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, а также о местах приема платежей. Других требований Закон к поставщику не предъявляет. Последний также имеет право установить в договоре с оператором по приему платежей одно важное условие.

Прием платежей через третьих лиц

Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности или другими разрешенными способами. Такой пункт договора позволяет обезопасить поставщика товаров (работ, услуг) от недобросовестного исполнения оператором по приему платежей своих прямых обязанностей по приему средств от населения и их дальнейшему перечислению получателю

В соoтветствии с пунктом 2 статьи 1 Закона, его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

— осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом;

— между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при oсуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

— в пользу иностранных юридических лиц;

— осуществляемых в безналичном порядке;

— осуществляемых в соответствии c законодательством o банках и банковской деятельности.

В частности, поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выпoлняемые работы, оказываемые услуги),a также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в сooтветствии c Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местногo самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать отдельный банковский счет и сдавать в банк наличные средства, полученные от плательщиков.

Плательщиком является физическое лицо, oсуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

Оператор по приему платежей — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При этом, индивидуальный предприниматель не может осуществлять деятельность оператора по приему платежей.

Платежный субагент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Оснoвное отличие между данными двумя категориями платежных агентов является способ заключения дoговора: либо непосредственно с поставщиком, реализующим товары (работы, услуги), либо с оператором. Кроме того, платежный субагент не вправе принимать платежи, требующие проведения идентификации физического лица, oсуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства o противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Наряду с общим понятием платежного агента законодательство пополнилось понятием «банковский платежный агент». Согласно статье 13.1 Федерального закона «O банках и банковской деятельности» кредитные организации вправе привлекать для принятия от физических лиц денежных средств организации, не являющиеся кредитными, а также индивидуальных предпринимателей. Такие лица признаются банковскими платежными агентами .

Для осуществления своей деятельности банковский платежный агент обязан заключить с кредитной организацией соответствующий кредитный договор. При этом передоверие другим лицам осуществления приема платежей физических лиц не допускается.

Таким образом, заключение соответствующего договора с поставщиком либо с кредитной oрганизацией является для платежного агента обязательным предварительным условием осуществления деятельности по приему платежей физических лиц.

Аналогичный порядок с учетом ограничений, определенных статьей 1009 ГК РФ, предусмотрен и в части заключения договоров между оператором по приему денежных средств и платежными субагентами. При этом платежный агент вправе действовать исходя из условий договора от своего имени, от имени оператора по приему платежей либо от имени поставщика .

Также в статье 11 Федерального закона № 103-ФЗ отмечено, что запрещена деятельность платежных агентов без заключения договора, соответствующего требованиям рассматриваемого закона, либо договора, предусмотренного Федеральным законом «O банках и банковской деятельности». Дополнительно необходимо отметить, что для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для oсуществления расчетов, на который и будут зачисляться полученные от плательщиков средства.

B случае если платежный агент взимает с плательщика вознаграждение, то денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Оплата госуслуг через банковского платежного агента

В сентябре 2010 г. начал работу интернет-портал государственных услуг, оказываемых Росреестром на территории Саратовской области, предназначенный для оказания электронных государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и предоставления по запросу сведений государственного кадастра недвижимости в виде юридически значимых электронных документов. Эти услуги оказываются территориальным органом Росреестра по Саратовской области, а также подведомственным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области. Принципиальное отличие интернет-портала Росреестра от других – в том, что при использовании электронных сервисов пользователю не нужно проходить процедуру регистрации.

На сегодняшний день портал государственных услуг Росреестра предоставляет следующие сервисы:

бесплатное получение общедоступной справочной информации из государственного кадастра недвижимости (ГКН) и государственного реестра прав (ГРП) в режиме реального времени;

предоставление сведений о территориальных отделах: расписание, контакты, схема проезда;

веб-камеры;

предоставление по запросу сведений государственного кадастра недвижимости в виде юридически значимых электронных документов;

интерактивная публичная кадастровая карта.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.07.2010 № 343 установлены размер платы, порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Размер платы за предоставление сведений в виде электронного документа составляет 150 руб. для физических лиц и 300 руб. для юридических лиц. Это значительно дешевле традиционного способа предоставления сведений в виде бумажного документа. В настоящее время имеются два способа оплаты: на интернет-портале с использованием банковских платежных карт Visa, Mastercard и при получении уникального кода платежа в момент размещения заявки, когда заявитель сможет оплатить эту услугу в банковском платежном терминале или в терминале банковского платежного агента, а не приходить в ФГУ «Земельная кадастровая палата» с квитанцией установленного образца.

Через интернет-портал Росреестра в Саратовской области за период со 2 сентября по 31 декабря 2010 г. оформлено 4849 запросов о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости, что составляет удельный вес электронных услуг около 15% от общей доли услуг.

В результате, как отмечает И. В. Рукавишникова , в настоящее время существуют две формы осуществления деятельности по приему денежных средств от физических лиц: через платежных агентов, полномочия которых определяются Законом № 103-ФЗ, а также через банковских платежных агентов, деятельность которых регулируется законодательством о банках и банковской деятельности (ст. 13.1 Закона о банках).

В отличие от банковских платежных агентов платежные агенты, регулируемые Законом № 103-ФЗ, могут привлекаться для совершения более узкого круга платежей. Платежные агенты по приему денежных средств физических лиц не вправе принимать платежи при осуществлении расчетов, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности. Статья 5 Закона о банках содержит исчерпывающий перечень банковских операций и других сделок, которые вправе совершать кредитная организация. Соответственно платежи, осуществляемые физическими лицами в рамках отношений, возникающих из банковских операций и банковских сделок, не могут производиться при посредстве платежных агентов. Таким образом, банковские платежные агенты наделены более широкими полномочиями в сфере осуществления деятельности по приему платежей физических лиц по сравнению с платежными агентами.

Для осуществления приема платежей физических лиц банковский платежный агент должен заключить с кредитной организацией договор, по условиям которого банковский платежный агент вправе от своего имени или от имени кредитной организации и за счет кредитной организации осуществлять прием платежей физических лиц, обязан осуществлять последующие расчеты с кредитной организацией, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. При этом банковский платежный агент не вправе передоверить другим лицам осуществление приема платежей физических лиц.

Следует отметить, что на практике платежный агент может заключить договоры о приеме денежных средств физических лиц как с кредитной организацией, так и с оператором по приему платежей. Тем самым он одновременно приобретает статус платежного агента в силу ст. 13.1 Закона о банках и в силу Закона № 103-ФЗ. Такое совмещение деятельности не запрещено законодательством.

Кредитная организация, с которой у банковского платежного агента заключен договор, обязана осуществлять контроль за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с установленными Банком России правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, требованиями ст. 13.1 Закона о банках и Закона № 115-ФЗ. Несоблюдение данных требований является основанием расторжения кредитной организацией с таким банковским платежным агентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Банковский платежный агент обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. В отличие от платежного агента банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц вправе использовать не только платежные терминалы, но и банкоматы. Как и в случае с платежными агентами, Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, в оплату которых банковский платежный агент не может принимать платежи физических лиц. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.2010 № 920 банковскому платежному агенту запрещен:

прием лотерейных ставок, за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени;

прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;

прием ставок для участия в азартных играх.

Банковские платежные агенты обязаны выполнять целый ряд жестких требований ст. 13.1 Закона о банках:

соблюдать правила Банка России об осуществлении расчетов в Российской Федерации;

использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов по приему платежей;

сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета);

использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов .

Прием платежей физических лиц банковским платежным агентом должен обязательно сопровождаться выдачей кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

С 1 января 2010 г. в бухгалтерском учете кредитной организации появилось понятие «платежный агент, банковский платежный агент» и был введен пассивный счет № 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент». Счет № 40821 – это отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов в соответствии с Законом № 103-ФЗ. Платежный агент обязан в полном объеме сдавать в банк полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления на свой отдельный счет № 40821, а банк обязан принимать денежные средства и выполнять по счету платежного агента только расходные операции:

по перечислению денежных средств в адрес поставщиков, получающих денежные средства плательщиков за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), плату за жилое помещение и коммунальные услуги;

перечислению на расчетный счет платежного агента суммы вознаграждения, предусмотренного соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Министерство финансов РФ выпустило три письма, разъясняющих порядок работы с этими счетами. По мнению финансового ведомства, специальный банковский счет № 0821, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме ими платежей, соответствует понятию счета для целей НК РФ (п. 2 ст. 11). Налоговые органы вправе принимать решение о приостановлении операций по счетам, открываемым платежным агентам.

При принятии налоговым органом решений о взыскании налога и применении обеспечительной меры в виде приостановления операций по таким счетам Минфин России рекомендует учитывать, что на специальном банковском счете № 40821 аккумулируются денежные средства не только этого агента, но и иных лиц .

Нормы, касающиеся банковских платежных агентов и платежных агентов по переводу денежных средств физических лиц, были внесены в ряд действующих законов.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 140-ФЗ, которым ст. 13.1 впервые была включена в Закон о банках, внесены изменения и в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В силу ст. 37 Закона при использовании наличной формы расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности . Следовательно, обязанность по оплате товара (работ, услуг) считается исполненной с даты передачи денежной суммы от потребителя непосредственно продавцу или организации, ответственной за перечисление денежных средств на счет продавца.

Следует отметить, что в международной практике задачи защиты прав потребителей финансовых услуг понимаются иначе и существенно шире.

Платежные агенты — новая категория субъектов предпринимательской деятельности

Поведение поставщиков финансовых услуг должно определяться тремя основными принципами независимо от вида предоставляемой услуги. К ним предъявляются следующие требования:

четкое раскрытие ключевой информации по соответствующим вопросам до, во время и после осуществления сделки;

справедливое и этичное отношение к клиентам;

а также обеспечение механизмов обращения за помощью для действенного исправления ошибок, рассмотрения жалоб и разрешения споров.

С учетом этого можно сделать вывод, что помещенная в Закон о защите прав потребителей норма имеет отношение не столько к защите их прав, сколько к гражданско-правовому вопросу о моменте исполнения обязательства. В нарушение общеюридической логики данный вопрос решается по-разному в зависимости от того, признается ли физическое лицо, которое передает наличные деньги для проведения платежа, потребителем, или нет. Другое нарушение системности возникает из-за того, что в ст. 37 говорится исключительно об обязательствах потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг). В то же время платежные агенты могут принимать денежные средства в уплату налогов или для зачисления на банковский счет. Законодательство не содержит прямого ответа на вопрос, с какого момента налог считается уплаченным или средства – зачисленными на банковский счет. Более того, в ст. 37 упоминается только наличная форма оплаты. Как уже отмечалось, перевод денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета Банк России относит к безналичным расчетам. В результате права плательщика-потребителя, выбравшего в качестве способа оплаты банковский перевод без открытия счета, оказываются ущемлены (он исполнит обязательство лишь с зачислением средств на счет получателя) по сравнению с платежами через платежных агентов.

Новая часть 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (вступила в силу с 1 января 2010 г.) допускает возможность осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги не только самим наймодателем жилого помещения, управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, а в указанных в ст. 164 ЖК РФ случаях – подрядчиком или ресурсоснабжающей организацией либо представителями указанных лиц, но и платежным агентом или осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности банковским платежным агентом. Данное изменение внесено в целях удобства граждан.

Часть 3 ст. 32.2 KоАП РФ предусматривает, что сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, или банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Несмотря на очевидные достоинства, новая редакция ст. 13.1 Закона о банках далека от совершенства. Часть правоведов по-прежнему считает, что в данной статье речь идет о банковской операции, выполняемой субъектом, не имеющим банковской лицензии . Требует уточнения порядок применения данной нормы, устанавливающей, что все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев. В случае истечения указанного срока и невозможности определить содержание кассового чека дальнейший порядок защиты прав потребителей остается не ясным. Кроме того, предлагается определить критерии ответственности банковского платежного агента как непосредственного участника правоотношений.

GorkovaVK
04/20/2013 07:03:59 AM

Является ли ТСЖ платежным агентом?

Справка

Сообщение:
редактировать
удалить

Является ли ТСЖ платежным агентом?

Alex_Diver

Сообщение:
редактировать
удалить

Попадает ли ТСЖ под действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"? Должны ли открывать ТСЖ специальный дополнительный расчетный счет и кому конкретно должны перечислять денежные средства ТСЖ, если коммунальные платежи не являются прибылью для ТСЖ? При этом прибыль ТСЖ перечисляется поставщикам. Будет ли применен к ТСЖ кассовый аппарат?

Ответ.

Статьей 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" определены основные понятия для целей указанного закона. Так, поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ. Плательщиком является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. В соответствии со статьей 3 указанного закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Из текста статьи 3 следует, что платежный агент вправе, но не обязан принимать от плательщика вознаграждение за прием платежей.

Платежные агенты

Поэтому Вы вправе принимать денежные средства от членов ТСЖ без вознаграждения (без получения прибыли от этой деятельности).

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 указанного Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Прием ТСЖ денег от членов товарищества не связан с реализацией товаров (работ, услуг). Поэтому применение ТСЖ при приеме денег контрольно-кассовой техники не является обязательным. Эта позиция подтверждена, например, Письмом УФНС по г. Москве от 02.11.2005 N 22-12/80246.

Ibrahim

Сообщение:
редактировать
удалить

Cфера действия Федерального закона РФ от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» применима к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).В статье 2 Федерального закона определены основные понятия, используемые в Федеральном законе, в частности:- поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;- плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;- платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;- оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.Из анализа указанных положений следует, что деятельность платёжного агента заключается только в приёме денежных средств, платёжный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платёжный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приёма и передачи денежных средств.Вместе с тем, в силу закона (статья 135 ЖК РФ), Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, а также в числе прочего – для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным Кодексом РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами.В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ Товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчёты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми товариществом собственников жилья заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации издано Постановление от 28 марта 2012 г. №253 «О требованиях к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг». В соответствии с пунктом 4 Требований к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг», утверждённых вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций (далее — платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения и которые не противоречат законодательству Российской Федерации. В соответствии с положениями пункта 6.2 статьи 155 ЖК РФ товарищество собственников жилья — оказывает коммунальные услуги и принимает плату за них, производя последующий расчёт с ресурсоснабжающими организациями за поставленные ресурсы, необходимые для оказания коммунальных услуг. В большинстве случаев у ТСЖ отсутствуют договора с поставщиками коммунальных услуг об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц для таких поставщиков, т.к. ТСЖ самостоятельно является поставщиком коммунальных услуг для физических лиц.ТСЖ как правило заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, т.е. получения ресурсов, необходимых для самостоятельного оказания коммунальных услуг. Обязательства по заключенным договорам перед ресурсоснабжающими организациями в силу пункта 2 статьи 307 ГК РФ возникают у ТСЖ «УЮТ-2», а не у физических лиц — членов товарищества. В случае неисполнения обязательств или нарушения условий исполнения обязательств перед ресурсоснабжающими организациям по заключенным договорам, ответственность за такое неисполнение несёт ТСЖ, а не физические лица – члены товарищества. Согласно части 6 статьи 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества, а члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.В Федеральном законе (подпункт 1 части 2 статьи 1) указано, что положения Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчётов осуществляемых юридическими лицами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами. В случаях, когда ТСЖ самостоятельно оказываются коммунальные услуги физическим лицам, денежные обязательства этих физических лиц имеются только перед ТСЖ,а не перед ресурсоснабжающими организациями, т.е. ТСЖ не выступает агентом, собирающих денежные средства для поставщика.В противном случае любой гаражный, дачный кооператив, собирающий деньги со своих членов для оплаты поставляемых членам кооператива воды, электричества и т.п. будет являться платёжным агентом. Если, конечно у членов кооператива нет прямых договоров с поставщиками ресурсов, а кооператив принимает наличные в счёт исполнения таких договоров.

Специальный счет для платежного агента — мнение экспертов bankir.ru

26.01.2010

Просто удивительно, сколько вопросов и проблем может вызвать одна-единственная  фраза в нормативном акте Банка России. Оказывается, так бывает, если эта фраза представляет собой характеристику нового счета.

Счет № 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент» вводится в План счетов Указанием Банка России от 25 ноября 2009 г. № 2343-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2010 года.

Характеристика счета выглядит довольно лаконично. Это «отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и статьей 13.1. Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Кроме этого, указывается лишь, что счет – пассивный, а аналитический учет ведется на счетах, открываемых по каждому агенту.

Как ни странно, 1 января в операционных залах кредитных организаций не выстроились длинные очереди банковских и небанковских платежных агентов, желающих немедля открыть себе «отдельные банковские счета».

Контроль банка за деятельностью банковских платежных агентов

Впрочем, их можно понять: Положение № 302-П вместе со всеми его изменениями и дополнениями их мало интересует, а в Законах № 103-ФЗ и № 395-1 указания на обязанность агентов открывать и вести эти счета выглядят довольно расплывчато. К тому же, наверное, у них были другие важные дела первого января. А также второго, третьего и далее – по тринадцатое включительно.

Ну, а банкам (и особенно – банковским бухгалтерам) деваться некуда – для них скрупулезное выполнение Положения № 302-П и других нормативно-правовых актов Банка России куда важнее, чем новогодние праздники. Даже, может, важнее, чем выполнение всяких там Федеральных законов.

Сам счет и его характеристика, собственно говоря, никаких вопросов у банкиров при первом прочтении не вызвали. Как это обычно бывает, проблемы возникли на этапе практической реализации.

Во-первых, самостоятельно открыть клиенту счет № 40821, как и любой другой банковский счет, кредитная организация не может. А клиенты, как уже было сказано, не толпятся у дверей, размахивая заявлениями на открытие счетов. Продолжают себе спокойно сдавать наличность, извлеченную из терминалов, на свои действующие банковские счета.

Многие ли банки возьмут на себя смелость отказать агенту в приеме наличных в такой ситуации? Приходится выкручиваться: печатать и давать на подпись клиентам заявления на открытие счетов или делать дополнительные соглашения к договорам на расчетно-кассовое обслуживание.

Во-вторых, непонятно, как быть, если платежный агент сдает выручку в другой кредитной организации – не в той, где ведется его счет. У них, платежных агентов, такое сплошь и рядом происходит: понатыкают свои терминалы во всех населенных пунктах в радиусе 300 км, а выручку в родной банк везти не хотят. Вот и сдают в ближайшее отделение Сбербанка.

Возможность сдачи клиентами наличных денег для зачисления на счет, открытый в другой кредитной организации, предусмотрена пунктом 3.1. Положения Банка России от 24 апреля 2008 года № 318-П «О порядке ведения кассовых операций» (ее неординарность мы обсуждали полтора года назад). А теперь возникает новая проблема: если счет № 40821 ведет не тот банк, который принял наличность, то средства на этот счет поступят безналичным платежом. А это противоречит назначению счета – «для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков».

Тогда, может быть, счет № 40821 должен вести банк, принимающий наличные? Но это уже совсем другая история, достойная отдельного рассмотрения…

В-третьих, многие банковские агенты работают по предоплате. То есть рассчитываются с поставщиками услуг (например, операторами мобильной связи) своими деньгами, имеющимися на банковском счете. А затем пополняют счет, сдавая выручку, извлеченную из терминалов. Это значит, строго говоря, что если счет № 40821 пополняется только за счет выручки из терминалов, то он должен иметь признак «активный»: сначала – оплата, потом – пополнение счета.
Но так как счет № 40821 однозначно пассивный (где вы видели активный банковский счет?!), то приходится предположить, что на него зачисляются не только наличные денежные средства, полученные от плательщиков, но и другие поступления на счет агента – кредиты банков, например. Но это противоречит как термину «отдельный», так и имеющейся характеристике счета.

Возможен и третий вариант: предоплата осуществляется с основного банковского счета (например, 40802 «Физические лица – индивидуальные предприниматели»), на котором держится для этих целей некоторый неснижаемый остаток. Тогда средства со счета № 40821 должны перечисляться на счет № 40802 для пополнения этого остатка. И какой тогда смысл в открытии отдельного банковского счета в дополнение к основному? И что это за операция? Каким расчетным документом она оформляется? Или это и не расчетный документ вовсе – ведь расчеты осуществляются между двумя различными лицами, а у нас – между двумя счетами одного и того же лица?

И вообще, если Банк России имел в виду именно этот вариант, то его следовало бы прямо прописать в характеристике счета № 40821. Не так ли?

В-четвертых, не совсем понятно, является ли указанный «отдельный счет» банковским счетом в понимании Гражданского кодекса и Налогового кодекса. А это важно, так как выполнение требований каждого из перечисленных документов применительно к счету № 40821 неизбежно вызовет кучу вопросов. Навскидку – подлежат ли операции по этому счету приостановлению налоговыми органами? А средства на счете — аресту судебными приставами? Можно ли с этого счета списывать комиссию банка? Если это банковский счет в терминах Гражданского кодекса, то почему Положение № 302-П в противоречие с указанным кодексом ограничивает возможности использования такого счета? Если это другой счет, то чем он отличается от обычного банковского?

А здесь можно почитать о проблемах платежных агентов, с которыми они столкнулись, пытаясь открыть "специальный счет". Как выяснилось, многие банки отказывают агенту в открытии такого счета, ссылаясь на отсутствие указаний относительно режима использования "специального счета".

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия — по адресу http://kiosks.ru