Платные услуги бюджетных учреждений

Расчет себестоимости физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, предоставляемых на платной основе

4.1. Для расчета себестоимости платных услуг используются данные о расходах государственных учреждений, отнесенных к следующим статьям и подстатьям в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации:

Статья 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» (включает подстатьи 211, 212, 213).

Подстатья 211 «Заработная плата» — заработная плата по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, надбавок, пособий и компенсаций.

Подстатья 212 «Прочие выплаты» — компенсационные выплаты в установленном законодательством порядке.

Подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»:

— расходы по оплате работодателем страховых взносов с фонда оплаты труда в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

— взносы по страховым тарифам на обязательное социальное страхование.

Статья 220 «Оплата работ, услуг» включает в себя следующие подстатьи:

221 «Услуги связи»;

222 «Транспортные услуги»;

223 «Коммунальные услуги»;

224 «Арендная плата за пользование имуществом»;

225 «Работы, услуги по содержанию имущества»;

226 «Прочие работы, услуги»;

290 «Прочие расходы».

Статья 300 «Поступление нефинансовых активов» включает в себя следующие подстатьи:

310 «Увеличение стоимости основных средств»;

340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

4.2. Для расчета себестоимости платных услуг (Рс) расходы государственного учреждения делятся на прямые (Рпр) и косвенные (Ркосв) (ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации):

.

Особенности оказания платных услуг бюджетными учреждениями

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с предоставлением платной услуги и потребляемые в процессе ее предоставления согласно ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации:

1) оплата труда работников государственных учреждений определяется на основе действующих нормативных правовых актов Московской области.

Заработная плата работников государственных учреждений включает в себя должностные оклады (тарифные ставки), компенсационные и стимулирующие выплаты.

2) начисления на выплаты по оплате труда (Носн) включают расходы на оплату страховых взносов с фонда оплаты труда в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

3) материальные затраты (Мз) включают расходы на спортивное снаряжение и инвентарь, медикаменты и перевязочные средства, питание, горюче-смазочные материалы, материалы для ремонта и обслуживания спортивного снаряжения и инвентаря и на другие материалы, потребляемые непосредственно в процессе предоставления платной услуги и не являющиеся амортизируемым имуществом.

Материальные затраты на техническое обслуживание, текущий ремонт спортивного оборудования, спортивного снаряжения и инвентаря определяются исходя из норм затрат на запасные части, узлы и материалы для технического обслуживания и ремонта.

Материальные затраты рассчитываются на основе фактических данных за предшествующий период, однако в условиях недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данного вида услуг в предшествующем периоде, можно использовать планово-нормативные показатели на плановый период (год);

4) плата за аренду (предоставление) помещений, сооружений (Ап) определяется в соответствии с заключенными договорами. В прямые расходы арендная плата включается в том случае, если аренда уплачивается за помещения, в которых непосредственно предоставляется платная услуга. Затраты на аренду включаются в себестоимость в зависимости от объема предоставляемых платных услуг за определенный период времени и количества потребителей платной услуги;

5) износ мягкого инвентаря по основным подразделениям (включая спортивную одежду и обувь) рассчитывается исходя из фактических расходов на его приобретение и срока использования. Расчет производится по фактическому списанию на основе актов (приказ Минфина Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»).

В общем виде износ мягкого инвентаря (Ими) определяется по формуле:

,

где:

Исi — фактические расходы на приобретение i-го вида мягкого инвентаря, непосредственно используемого при предоставлении платной услуги (с учетом срока использования мягкого инвентаря), в пересчете за год;

t — время предоставления платной услуги (час);

Рд — среднее число дней работы государственного учреждения, во время которых предоставлялась данная платная услуга, за год;

Вд — среднее количество часов работы государственного учреждения за день, во время которых предоставлялась данная платная услуга.

При отсутствии фактических данных возможно проведение расчетов на основании плановых показателей;

6) сумма начисленной амортизации оборудования, непосредственно связанного с предоставлением платной услуги.

Расчет сумм амортизации производится для оборудования со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей (ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации)

Сумма амортизации за год i-го вида спортивного оборудования, используемого непосредственно для предоставления физкультурно-оздоровительной и спортивной услуги (Soyi), определяется по формуле:

,

где:

Боi — балансовая стоимость i-го вида оборудования;

Ni — установленный максимальный срок использования i-го вида оборудования.

Сумма амортизации (Иос) всех видов оборудования, непосредственно участвующих в предоставлении платной услуги, за год равна:

,

где:

Soyi — сумма амортизации за год i-го вида спортивного оборудования, используемого при предоставлении платной услуги;

Рд — среднее число дней работы оборудования за год;

Вд — среднее количество часов работы оборудования за день;

t — время предоставления платной услуги (в часах);

i — виды оборудования, используемого при предоставлении платной услуги;

7) к прямым расходам могут быть отнесены и другие виды затрат, которые непосредственно используются при предоставлении платной услуги (расходы на транспортные услуги, коммунальные услуги (например, расходы на водоснабжение в бассейне, находящемся в отдельном здании), расходы на услуги сторонних организаций (например, по техническому обслуживанию используемого при предоставлении услуги оборудования) и т.д.).

Прямые расходы (Рпр) рассчитываются по формуле:

.

4.2.2. К косвенным расходам (Ркосв) относятся те виды затрат, которые необходимы для предоставления платной услуги, но которые нельзя включить в себестоимость платных услуг методом прямого счета.

Косвенными расходами при предоставлении платных услуг являются:

1) оплата труда общеучрежденческого персонала (ФОТоу) с начислениями (Ноу) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Московской области включают заработную плату общеучрежденческого персонала, непосредственно не занятого в предоставлении платных услуг, включая надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера и начисления на оплату труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области. Начисления на оплату труда (Носн) включают расходы на оплату страховых взносов с фонда оплаты труда в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

2) хозяйственные расходы (Рх) (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт), коммунальные расходы, арендная плата на помещения, здания и сооружения определяются по фактическим данным предшествующего года либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных в соответствии с планом работы на будущий год;

3) амортизация зданий, сооружений и других основных средств, непосредственно не связанных с предоставлением платных услуг (Аз).

Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей (ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации).

Амортизация начисляется в соответствии с нормами амортизации и сроком его полезного использования, установленными законодательством Российской Федерации в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1.

Расчет суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, входящих в первые девять амортизационных групп указанной Классификации, осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп.

Для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу указанной Классификации, расчет суммы амортизации осуществляется в соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 года N 157н;

4) прочие расходы (Рпроч) также определяются по фактическим данным предшествующего года либо, в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных, в соответствии с планом работы на следующий год.

К прочим расходам относятся:

а) расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

б) расходы на подготовку и переподготовку кадров, если:

— соответствующие услуги предоставляются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию);

— подготовку (переподготовку) проходят работники, состоящие в штате;

— программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках предоставления платной деятельности государственного учреждения;

в) расходы на рекламу, непосредственно не связанные с предоставлением услуги: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о платных услугах.

Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы;

г) к прочим расходам также могут быть отнесены и другие расходы.

В себестоимость конкретной j-й платной услуги косвенные расходы включаются пропорционально прямым расходам через расчетный коэффициент косвенных расходов:

,

где:

Ркосв j — величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость конкретной j-й платной услуги;

Рпр j — величина прямых расходов, включаемых в себестоимость j-й платной услуги;

Ккр — коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость платной услуги, рассчитывается на весь объем предоставляемых платных услуг по фактическим данным предшествующего периода либо (в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных за предшествующий период) в соответствии с планом работы на будущий год по формуле:

,

где:

— сумма косвенных расходов в расчете на весь объем предоставленных платных услуг за год;

— сумма прямых расходов в расчете на весь объем предоставленных платных услуг за год.



Общие и административные расходы

К данному виду расходов периода относятся расходы, связанные с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно-хозяйственной деятельностью. Аналитический учет общих и административных расходов ведется по следующей типовой номенклатуре статей расходов.

1. Оплата труда работников, относящихся к административному персоналу

2. Отчисления от оплаты труда административного персонала

3. Содержание административного управления, работников, обслуживающих структурные подразделения субъекта, материально-техническое и транспортное обслуживание. В том числе расходы на содержание служебного легкового транспорта и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей

4. Расходы по созданию и совершенствованию систем и средств административного управления

5. Оплата услуг банка

6. Оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по общехозяйственному управлению, в тех случаях, когда штатным расписанием субъекта не предусмотрены те или иные функциональные службы

7. Расходы на командировки административного персонала управления

8. Представительские расходы

9. Расходы по содержанию обслуживающих производств и хозяйств (бесплатное предоставление помещений, оплата стоимости коммунальных услуг и так далее)

10. Расходы на организованный набор рабочей силы, на обучение кадров, компенсации при увольнении работников, комиссионные расходы

11. Расходы по аренде основных средств общехозяйственного назначения

12. Налоги, сборы

13. Расходы на коммунальные услуги, охрану труда работников, расходы по охрану субъекта, противопожарную охрану, расходу по проведению оздоровительных мероприятий, на содержание совета директоров и другие расходы общехозяйственного характера

14. Сверхнормативные потери, порча и недостачи товарно-материальных запасов на складах и другие непроизводительные расходы и потери

15. Доплаты в случае временной утраты трудоспособности до среднего заработка

16. Единовременные вознаграждения, связанные со стажем работы на предприятии непроизводственным работникам (аппарат управления и так далее) в соответствии с действующим законодательством

17. Единовременные вознаграждения, связанные со стажем работы на предприятии непроизводственным работникам (аппарат управления и так далее) в соответствии с действующим законодательством

18. Единовременные вознаграждения, связанные со стажем работы на предприятии непроизводственным работникам (аппарат управления и так далее) в соответствии с действующим законодательством

19. Расходы на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, объектов жилищного фонда

20. Выплаты работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов, при призыве работника на военную службу

21. Судебные издержки

22. Присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров

23. Убытки от хищений, виновники которых не установлены, или в случае, если невозможно возместить необходимые суммы за счет виновной стороны и другие и т.д.

При необходимости, предприятия могут вводить в данную типовую номенклатуру дополнительные статьи и субстатьи, сокращать и объединять их с учетом специфики отрасли экономики и субъекта. Общими и административными являются общие расходы, связанные с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно-хозяйственной деятельностью, а также другие расходы, не включаемые в себестоимость производимой продукции, работ и услуг. Учет общих и административных расходов ведется в соответствии с учетной политики предприятия в части формирования расходов, не включаемых в себестоимость товарно-материальных запасов и признаваемых расходами периода. В отличие от затрат на производство продукции, работ и услуг, общие и административные расходы в своей основе не зависят от изменения объема производства. Эти расходы являются условно постоянными и их рассматривают как расходы периода. Расходы периода списываются на уменьшение итогового дохода предприятия в том отчетном периоде, в котором они произведены и не переносятся на следующие периоды.

Особенности калькулирования платных услуг в бюджетных организациях

Учет расходов периода ведут на активном счете 7210 » Административные расходы» в ведомости учета общих и административных расходов, по видам расходов. После списания общих и административных расходов за счет итогового дохода, счет 7210 должен быть закрыт.

Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 804;

Оказание платных услуг учреждениями культуры: методика расчета

Особенности калькулирования платных услуг в бюджетных организациях

В экономической литературе рассматриваются три варианта построения калькуляции: по элементам затрат, по статьям калькуляции; по статьям себестоимости и элементам затрат. Определение себестоимости отдельных видов услуг осуществляется на основании расчетов по элементам (статьям) затрат.

При калькулировании расходов необходимо учитывать возможные корректировки, вызванные изменением законодательства либо связанные с изменениями в хозяйственной деятельности.

Право выбора метода распределения косвенных расходов при формировании тарифа на услуги предоставляется организациям.

В бюджетных организациях при калькулировании себестоимости в рамках деятельности, приносящей доходы (далее — внебюджетная деятельность), в затраты должны включаться расходы по оплате труда сотрудников, непосредственно связанных с оказанием данной услуги.

Сумма заработной платы, выплаченная сотруднику за счет бюджетных средств и полученная в объеме выручки от внебюджетной деятельности, подлежит восстановлению в бюджет.

Амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, непосредственно используемым во внебюджетной деятельности, не предусмотрены и подлежат включению в состав затрат при калькулировании себестоимости. Поскольку для бюджетных организаций амортизация – это не перенос стоимости на услугу, а потеря стоимости.

При калькулировании себестоимости услуг, оказываемых в рамках внебюджетной деятельности, косвенные расходы включаются в себестоимость услуг исходя из фактически сложившихся расходов, оплачиваемых за счет внебюджетных средств. Косвенные расходы, финансируемые за счет средств бюджета, не учитываются при расчете себестоимости услуг.

При калькулировании услуги по посещению музея (затраты, приходящиеся на один входной билет) себестоимость определяется путем деления сформированных затрат за период (чаще — год) на количественный показатель объема оказываемой услуги за данный период (количество посетителей).

При планировании себестоимости экскурсии расчет производится на группу туристов. Определение себестоимости экскурсионного обслуживания одного туриста осуществляется путем деления данной себестоимости на расчетное количество человек, входящих в группу.

Учреждения образования, оплачивающие услуги сторонних организаций, связанные с прохождением производственной практики или преддипломных работ студентов, относят данные расходы на затраты, связанные с процессом обучения.

Учет доходов, полученных от оказания платных услуг в бюджетных учреждениях

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.07.2000 N 65н в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденную Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н (далее — Инструкция), были внесены изменения и дополнения. В частности, уточнен порядок учета средств, поступающих из внебюджетных источников, в том числе доходов от предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Определение предпринимательской деятельности для некоммерческих организаций, приведенное в ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», отличается от определения, данного в ГК РФ.

Как бюджетникам, оказывающим платные услуги, учитывать общие расходы

Из формулировки изъяты слова «систематически» и «на свой страх и риск».

В ст.50 ГК РФ указано, что бюджетные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В ст.ст.45 — 47 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. от 13.01.1996 N 12-ФЗ), ст.47 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» рассматриваются вопросы коммерческой деятельности бюджетных учреждений, даются определения предпринимательской деятельности, устанавливается, какая деятельность не может быть отнесена к предпринимательской.

Вопросы налогообложения учреждений здравоохранения наименее урегулированы законодательством, хотя имеются различные налоговые режимы, которые необходимо принимать во внимание при исчислении и уплате налога. Например, в соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не подлежит налогообложению прибыль психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений в части прибыли, полученной их лечебно — производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, приобретение медикаментов и оборудования.

Существует ряд льгот по налогу на прибыль и для научных учреждений. Так, согласно ст.6 Закона N 2116-1 не подлежит налогообложению прибыль в виде средств, направленных научными организациями на проведение и развитие научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ. Необходимо иметь в виду, что налоговые льготы по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество, предоставляемые налоговым законодательством, могут быть применены в соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме МНС России от 26.09.2000 N 01-1-03/1160, научными организациями при наличии у них государственной аккредитации. При этом работы должны осуществляться в порядке и по перечню, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

К сожалению, на практике не всегда однозначно трактуются понятия предпринимательской и непредпринимательской деятельности, в связи с чем возникают разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками. Большинство вопросов связано со сферой образования, так как п.3 ст.40 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что образовательные учреждения независимо от их организационно — правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставом, освобождаются от уплаты всех видов налогов. В то же время налоговые органы, основываясь на положениях Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», требовали включать в объем реализации всю выручку от платных образовательных услуг и предпринимательской деятельности, а следовательно, и начислять на нее налог на пользователей автомобильных дорог. Вследствие того что налогооблагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально — культурной сферы одинаковая, аналогичная ситуация возникала и при уплате этого налога.

Налоговые органы руководствовались также указаниями, содержащимися в Письмах Госналогслужбы России от 28.03.1997 N СШ-4-07/14н и ГНИ по г. Москве от 29.12.1998 N 30-05/2497. Учитывая, что Закон Российской Федерации «Об образовании» является федеральным законом, а письма налоговых органов не являются нормативными правовыми актами, при возникновении споров арбитражные суды отменяли решения налоговых органов о взыскании налогов.

В связи с тем что апелляционные и кассационные инстанции оставляли иски налоговых органов о пересмотре дел без удовлетворения, Управление МНС России по г. Москве в Письме от 28.06.2000 N 06-08/26822 (в ред. Письма от 04.07.2000 N 06-08/25759) признало применявшийся ранее порядок налогообложения образовательных учреждений неправильным и дало разъяснения по этому вопросу. В свою очередь МНС России в Письме от 18.08.2000 N ВГ-6-03/628 сообщило, что Письмо Госналогслужбы России от 28.03.1997 N СШ-4-07/14н «не подлежало применению с момента издания в связи с отказом в государственной регистрации в Минюсте России».

Согласно новым разъяснениям налоговых органов образовательные учреждения не должны уплачивать налоги на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально — культурной сферы с выручки от реализации образовательных услуг, которые относятся к непредпринимательской деятельности. При этом необходимо иметь в виду, что государственные образовательные учреждения имеют право взимать плату только за дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими программами и стандартами, и такая деятельность для налогообложения предпринимательской не признается.

Кроме того, в соответствии со ст.47 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение вправе вести и предпринимательскую деятельность. В соответствии с п.3 ст.47 Закона «Об образовании» деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестирован непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе и на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Согласно разъяснениям Управления МНС России по г. Москве от 04.07.2000 N 06-08/25759 «выручка от реализации продукции (работ, услуг) образовательного учреждения, полученная от иных видов деятельности, не связанной с образованием (доходы от сдачи в аренду имущества, оказание услуг общественного питания, организация общепознавательных экскурсий, транспортное обслуживание студентов и учащихся и др.), будет являться выручкой от непредпринимательской деятельности только в случае, если эта деятельность предусмотрена уставом образовательного учреждения, а также при условии полного рефинансирования доходов в обеспечение образовательного процесса».

В Письме Управления МНС России по г. Москве от 28.06.2000 N 06-08/26822 разъясняется, что в случаях «неполного реинвестирования дохода, полученного от платной образовательной деятельности, в данное образовательное учреждение деятельность будет являться предпринимательской и доход, полученный от этой деятельности, будет облагаться налогом на пользователей автомобильных дорог». Далее в письме дается разъяснение, что подразумевается под полным рефинансированием доходов: «Полное рефинансирование доходов от оказания платных услуг образовательных учреждений подразумевает под собой, что на конец отчетного периода все полученные образовательным учреждением доходы израсходованы на обеспечение образовательного процесса (в том числе и на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении». Такое утверждение представляется спорным, так как в случае неполного (частичного) реинвестирования объектом налогообложения признается вся выручка, полученная от оказания услуг, а не только ее часть, которая не направлена в образовательный процесс.

При определении полноты рефинансирования доходов учреждений образования, полученных от оказания платных услуг, следует помнить, что в том случае, если оплата за обучение производится в начале учебного года в целом за учебный год, суммы, внесенные в счет оплаты обучения в целом за учебный год, должны учитываться у бюджетных образовательных учреждений на счете 40 «Доходы отчетного периода», субсчете 401 «Доходы будущих периодов». Эти суммы включаются в выручку только по мере оказания услуг.

С учетом вышесказанного бухгалтерам образовательных учреждений необходимо до конца года скорректировать свои расчеты по налогам на пользователей автодорог и на содержание жилищно — социального фонда. При составлении расчетов следует иметь в виду, что с 1 января 2001 г. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально — культурной сферы не взимается, а ставка налога на пользователей автомобильных дорог снижается в 2,5 раза.

Приказом Минфина России от 10.07.2000 N 65н был уточнен порядок бухгалтерского учета средств, поступающих от деятельности бюджетных учреждений, которая в соответствии с действующим законодательством не может быть отнесена к предпринимательской.

Однако, к сожалению, несмотря на то что список видов деятельности некоммерческих организаций, которые в соответствии с законодательством отнесены к предпринимательской деятельности, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит, различия между предпринимательской и сопутствующей деятельностью в ряде случаев весьма незначительны. В связи с этим необходимы дополнительные официальные разъяснения по вопросу отнесения тех или иных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, к предпринимательской деятельности.

До настоящего времени наибольшее число вопросов, возникающих у бухгалтеров, было связано с практическим применением субсчетов 110 «Целевые средства и безвозмездные поступления» (п.107 Инструкции) и 111 «Средства, полученные от предпринимательской деятельности» (п.108 Инструкции). До внесения изменений в п.п.107 и 108 Инструкции допускалось, что учет платы за услуги в составе целевых средств возможен лишь для образовательных учреждений и с некоторыми ограничениями — для учреждений культуры. Все остальные бюджетные учреждения должны были считать полученные внебюджетные доходы как средства от предпринимательской деятельности, несмотря на то что услуги оказывались в соответствии с профилем и уставом учреждения.

Изменения, внесенные в Инструкцию, утвержденную Приказом Минфина России N 107н, приравняли сопутствующую доходную деятельность к предпринимательской, в связи с чем теперь все учреждения, включая учреждения образования и культуры, при учете доходов от платных услуг должны отражать эти средства в составе доходов от предпринимательской деятельности на субсчетах с отличительным признаком 2 с включением в отдельный баланс по внебюджетным источникам. Такое требование изменило порядок применения субсчетов 175-2 «Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения» и 153 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Субсчет 153 «Расчеты с покупателями и заказчиками» должен использоваться только в случае оказания услуг, выполнения работ, отгрузки продукции не по основной деятельности. Вместо субсчета 153 теперь применяется субсчет 175-2 «Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения».

В соответствии с внесенными изменениями доходы от платных услуг по основной деятельности бюджетного учреждения отражаются на счетах бухгалтерского учета следующими проводками:

  1. Начислена плата за услуги

Дебет 175-2 «Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения»

Кредит 401 «Доходы будущих периодов»

  1. Поступила оплата за услуги

Дебет 111 (118-2, 120-2) «Средства, полученные от предпринимательской деятельности»

Кредит 175-2 «Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения»

  1. Отражены доходы, полученные от оказанных услуг

Дебет 401 «Доходы будущих периодов»

Кредит 400 «Доходы отчетного периода»

  1. Начислены налоги (НДС, налог с продаж — для учреждений, которые не имеют льгот по данным налогам)

Дебет 401 «Доходы будущих периодов»

Кредит 173-2 «Расчеты по платежам в бюджет»

  1. Начислен налог на пользователей автомобильных дорог (для учреждений, не имеющих льготы по уплате этого налога)

Дебет 220 «Расходы по предпринимательской деятельности»

Кредит 173-2 «Расчеты по платежам в бюджет»

  1. Отражены фактические расходы, произведенные по оказанным услугам

Дебет 220 «Расходы по предпринимательской деятельности»

Кредит 060-2 (061-067-2, 178-2, 180-2, 193-2, 194-2, 198-2, 199-2 и др.)

  1. Списаны фактические расходы по оказанным услугам

Дебет 280 «Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги»

Кредит 220 «Расходы по предпринимательской деятельности»

  1. Списана в уменьшение доходов отчетного периода фактическая стоимость оказанных и оплаченных услуг

Дебет 400 «Доходы отчетного периода»

Кредит 280 «Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги»

  1. Определен финансовый результат за отчетный период от реализации оказанных и оплаченных услуг

Дебет 400 «Доходы отчетного периода»

Кредит 410 «Прибыли и убытки»

Необходимо отметить, что Минфином России предусмотрены для учреждений образования и учреждений культуры разные бухгалтерские записи для отражения в бухгалтерском учете операций по учету средств, полученных от внебюджетной деятельности, и предоставляемых в соответствии с законодательством налоговых льгот.

Согласно изменениям, внесенным Приказом Минфина России от 10.07.2000 N 65н в Приложение N 2 к Инструкции N 107н («Корреспонденция субсчетов по основным бухгалтерским операциям»), изменился порядок использования в течение года образовательными учреждениями средств, полученных от внебюджетной деятельности, на нужды обеспечения и развития основной деятельности. В п.151 указанной корреспонденции субсчетов внесены изменения по порядку отражения в бухгалтерском учете операций по реинвестированию доходов. Необходимо обратить внимание на то, что Минфином России предложена формулировка «реинвестирование расходов». В соответствии с новым порядком «реинвестирование расходов в течение отчетного периода на нужды обеспечения и развития основной деятельности образовательных учреждений» отражается на субсчетах бухгалтерского учета следующими записями:

списаны фактические расходы по бюджету:

Дебет 220 «Расходы по предпринимательской деятельности»

Кредит 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия»;

погашена с внебюджетного счета кредиторская задолженность по бюджетной деятельности:

Дебет 178-1 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

Кредит 111 «Средства, полученные от предпринимательской деятельности»;

уменьшена прибыль отчетного периода на суммы реинвестированных средств (фактически произведенных расходов на нужды обеспечения, развития и совершенствование образовательного процесса):

Дебет 410 «Прибыли и убытки»

Кредит 220 «Расходы по предпринимательской деятельности».

Если после отражения всех операций на кредите счета 410 имеются остатки, должен быть начислен налог на прибыль за отчетный период, который отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 410 «Прибыли и убытки»

Кредит 173-2, субсчет «Налог на прибыль».

Оставшиеся в распоряжении бюджетного образовательного учреждения после налогообложения средства направляются на материальное поощрение и социальные выплаты, а также на содержание и развитие материально — технической базы:

Дебет 410 «Прибыли и убытки»

Кредит 240 «Средства на материальное поощрение и социальные выплаты»

Кредит 241 «Средства на содержание и развитие материально — технической базы».

В учреждениях культуры вся прибыль, направленная на их развитие, освобождается от налогообложения (основание: п.6 ст.6 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»). Сумма полученной от основной деятельности прибыли зачисляется на счета по учету средств на материальное поощрение и социальные выплаты, а также средств на содержание и развитие материально — технической базы учреждения.

В соответствии с методологией, предложенной Минфином России, в ныне действующей Инструкции по бухгалтерскому учету допускается корреспонденция субсчетов с разными отличительными признаками. В этом случае для формирования достоверной отчетности необходимо произвести одновременно с записями с разными отличительными признаками по дебету и кредиту субсчетов вторые записи с такими же отличительными признаками по дебету и кредиту на ту же сумму, но в зеркальном отображении.

Е.Синева

Начальник отдела организации

бухгалтерского учета и контроля

Департамента финансов

Правительства Москвы

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    25 октября 2013 года на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru были опубликованы Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений (далее — Комплексные рекомендации). Раздел 8 Комплексных рекомендаций посвящен платным услугам государственных (муниципальных) учреждений.
 

Право оказывать платные услуги

 
    Государственные (муниципальные) учреждения являются одним из видов некоммерческих организаций. Некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон № 7-ФЗ).
    Аналогичные положения закреплены в Бюджетном кодексе РФ (п. 3 ст.

Калькуляция платных услуг в бюджетном учреждении

161), частях 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ).
    Приносящей доход деятельностью признается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату, отвечающих целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализацию ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
    Таким образом, законодательство РФ позволяет государственным (муниципальным) учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях:
    — возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений (при этом в уставах должен быть перечислен исчерпывающий перечень этих видов деятельности);
    — осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
    При этом оказывать (выполнять) платные услуги (работы) вправе государственные (муниципальные) учреждения всех типов.
    Специалисты Минфина России обращают внимание, что дополнительного закрепления правовым актом перечня платных услуг (работ), которые вправе оказывать (выполнять) государственные (муниципальные) учреждения, не требуется.
 

«Основные» и «неосновные» платные услуги

 
    В Комплексных рекомендациях специалисты Минфина России предлагают условно разделить платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений на две части:
    — услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания (далее — основные платные услуги). В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание;
    — услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых это учреждение создано (далее — неосновные платные услуги).
    Справочно в Комплексных рекомендациях Минфин России сообщает, что для включения основной платной услуги в государственное (муниципальное) задание бюджетного учреждения необходимо прямое указание федерального закона.