Платные услуги в бюджетном учреждении

Может ли бюджетное учреждение устанавливать разные тарифы на услуги для разных получателей? На каком основании услуга может быть отнесена к платным? Какие признаки предоставления платных услуг являются ограничением конкуренции? Поговорим об особенностях, которые нужно учитывать бюджетному учреждению, осуществляющему приносящую доход деятельность.

Бюджетное учреждение, являясь некоммерческой организацией, имеет право осуществлять приносящую доход деятельность. Об этом сказано вп. 2 ст. 24 и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях). Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 161 БК РФ.

К сведению: бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Что же такое приносящая доход деятельность? Минфин в Письме от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» разъясняет, что под приносящей доход деятельностью понимается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату. При этом оказание услуг или выполнение работ должно отвечать целям создания бюджетного учреждения. К приносящей доход деятельности также относится приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Обратите внимание: приносящая доход деятельность бюджетного учреждения может быть признана законной, если она:

– служит достижению целей, ради которых создано бюджетное учреждение, и соответствует указанным целям;
– предусмотрена в учредительных документах бюджетного учреждения.

Цели, виды деятельности, работы и услуги

Цели создания бюджетного учреждения должны быть отражены в его уставе. На основании этих целей разрабатывается исчерпывающий список видов деятельности – он также должен быть приведен в уставе.

Для примера рассмотрим устав муниципального бюджетного учреждения с условным названием «Районное ДЭУ». Основной целью создания и предметом деятельности бюджетного учреждения является содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, а такжевыполнение работ по их ремонту и эксплуатационная деятельность.

На основании указанных целей бюджетное учреждение в соответствии с действующим законодательством осуществляет следующие виды деятельности:

1) содержание автомобильных дорог, тротуаров, транспортных остановок;
2) работы по предупреждению появления и устранению деформаций и повреждений дорожного полотна;
3) ремонт автомобильных дорог;
4) работы по повышению сцепных качеств дорожных покрытий, улучшению ровности дорожных покрытий, работы по улучшению обустройства и благоустройства дорог;
5) техническая приемка в эксплуатацию, восстановление благоустройства после раскопок на проезжей части дорог и тротуарах.

Обоснование назначения платных услуг

Рассмотрим, как бюджетное учреждение может обосновать, что оказание платных услуг служит достижению цели, ради которой учреждение создано.

Во-первых, устав бюджетного учреждения должен быть утвержден собственником (в рассматриваемом случае это может быть комитет администрации города по благоустройству). Утверждая устав, собственник подтверждает, что перечень видов деятельности, прописанный в документе, соответствует целям создания бюджетного учреждения.

Во-вторых, по закону прибыль, полученную от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество бюджетное учреждение имеет право использовать только на цели, определенные уставом.

Формирование перечня работ или услуг

На основании видов деятельности бюджетного учреждения, закрепленных в уставе, формируется перечень работ или услуг. Обратите внимание, что выполнение работ и оказание услуг являются конкретным проявлением определенного вида деятельности. Например, если одним из видов деятельности МБУ «Районное ДЭУ» является «содержание автомобильных дорог, тротуаров, транспортных остановок», то перечень работ и услуг по этому направлению может включать механизированное зимнее содержание проезжей части автомобильной дороги, очистку придорожной и разделительной полос автомобильной дороги от мусора, очистку площадки для кратковременной остановки и стоянки автомобилей на автомобильной дороге, содержание посадочной площадки остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, содержание ливневой канализации, водоприемных колодцев и т. д.

Закреплять правовым актом перечень услуг (работ), которые государственные (муниципальные) учреждения вправе оказывать (выполнять), не требуется.

Основные и неосновные платные услуги

Платные услуги (работы) бюджетных учреждений можно разделить на две категории:

– услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения (основные платные услуги);
– услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности (неосновные платные услуги).

Основные платные услуги учреждение имеет право оказывать сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание.

Чтобы основная платная услуга была включена в государственное (муниципальное) задание бюджетного учреждения, необходимо прямое указание федерального закона. Например, согласно ст. 46 Основ законодательства РФ о культуре учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.

Если рассматривать в качестве примера деятельность МБУ «Районное ДЭУ», то муниципальное задание для данного учреждения может включать в себя оказание следующих видов услуг: содержание автомобильных дорог местного значения, содержание тротуаров, содержание остановочных площадок общественного транспорта, ремонт дорог, ремонт дорог методом фрезерования, ремонт дорог, ремонт тротуаров, ремонт бортовых камней, устройство укрепительных полос.

В соответствии п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Неосновные платные услуги не относятся уставом к основным видам деятельности учреждения. Бюджетное учреждение вправе оказывать (выполнять) их для достижения целей, ради которых это учреждение создано. Например, если одной из основных целей создания и предметом деятельности бюджетного учреждения «Районное ДЭУ» является содержание и развитие сети автомобильных дорог, то организация и осуществлении работ по приемке и размещению снега на снежной свалке может входить в перечень неосновных платных услуг.

Плата за неосновные платные услуги, если иное не предусмотрено федеральным законом, устанавливается самим бюджетным учреждением.

Как обосновать, что услуга является платной

Если бюджетное учреждение выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, однако не получает на это средств в виде субсидий или компенсаций, то все отношения с юрлицами в данной сфере правоотношений устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга предоставляется за плату. В качестве пояснения рассмотрим Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 № 09АП-36803/2012-АК по делу № А40-98860/12-92-911.

ФАС возбудила дело по признакам нарушения федерального бюджетного учреждения «Служба морской безопасности» (далее – ФБУ) ч. 1 ст. 15Закона о защите конкуренции. По мнению антимонопольного органа, ФБУ взимало с хозяйствующих субъектов не предусмотренную законодательством плату за экспертизу – данная услуга должна была предоставляться на безвозмездной основе. Исключив экспертизу из перечня платных услуг (работ) по основным видам деятельности и разместив соответствующую информацию на своем сайте, ФБУ обратилось в суд, полагая, что решение и предписание ФАС нарушают его права и законные интересы учреждения.

Экспертиза, проводимая ФБУ, не входит в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 352. Таким образом, указанная услуга не является государственной услугой в смысле Закона о предоставлении госуслуг. Поэтому бюджетные денежные средства на проведение экспертизы ФБУ не получает.

С учетом того, что в ходе проведения экспертизы ФБУ оплачивает деятельность сотрудников по изучению и проверке документов, за предоставление оказанной услуги ФБУ в соответствии с уставом и на основании заключенных договоров взимает денежные средства.

Судом принято во внимание и то, что данный вид деятельности не включен в ведомственный перечень государственных услуг, а также что указанный вид деятельности не установлен в качестве государственного задания (п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях), в связи с чем на него финансовое обеспечение ФБУ в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ не предусмотрено (п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно уставу ФБУ экспертиза относится к основным видам деятельности учреждения и осуществляется за плату. Обязанность ФБУ проводить такую экспертизу определена распоряжением учредителя (Росморречфлота). Методика расчета размера платы за услугу тоже определена учредителем. Перечень оказываемых ФБУ за плату услуг утвержден приказом начальника ФБУ. Право Росморречфлота передать ФБУ полномочия по оказанию данной услуги определено приказом Минтранса.

Кроме того, ФБУ установлена процедура проведения работ по определению уполномоченных организаций в области охраны судов, в соответствии с которой экспертиза производится после оформления соответствующих гражданских правовых отношений. Поэтому суд посчитал неправомерным вывод ФАС о наличии в действиях ФБУ нарушений Закона о защите конкуренции.

Кто определяет размер платы за услуги

В Письме № 12-08-06/44036 Минфин приводит примеры норм федеральных законов, указывающих на конкретных субъектов, к ведению которых отнесено определение размера платы за оказание платных услуг:

– статья 52 Основ законодательства РФ о культуре, согласно которой организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты;
– статья 9 Закона о предоставлении госуслуг, согласно которой порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъектов РФ государственных услуг, предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг устанавливается нормативным правовым актом соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления;
– статья 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ. Так, в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв.Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя.

Требования к условиям оказания услуг

При определении платы за основные платные услуги бюджетных учреждений следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях платные услуги бюджетное учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, финансовое обеспечение предоставления которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. При расчете стоимости услуг руководитель бюджетного учреждения может выполнять распоряжения учредителя о предоставлении льгот различным категориям клиентов, при условии, что эти распоряжения не противоречат федеральным законам, посколькутребование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости.

В этом плане показательно Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2013 по делу № А60-3087/2013. На основании обращения прокуратуры областное управление ФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства муниципальными бюджетными учреждениями (далее – МБУ), принимающими и размещающими снег на снегоприемных полигонах.

Нарушения выразились в необоснованном установлении различных тарифов на одни и те же услуги, что является несоблюдением ч. 1 ст.15 Закона о защите конкуренции. Данное положение запрещает органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции – в частности, к созданию дискриминационных условий. Поскольку приведенный в Законе о защите конкуренции перечень запрещенных случаев принятия актов и (или) осуществления действий не является исчерпывающим, ФАС включила в него и установление разной платы за одни и те же услуги.

Как следует из материалов дела, тариф на услуги по размещению снега составлял 120 руб./т. Однако для ряда организаций этот тариф был снижен на 10 руб./т, а одному юридическому лицу услуги предоставлялись безвозмездно.

Поводом для обращения в суд по оспариванию решения антимонопольного органа одного из руководителей МБУ послужило возбуждение в отношении него административного производства на основании ранее вынесенного ФАС решения. Однако судебные органы отказали в удовлетворении требований заявителя.

Позиция руководителя МБУ

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления городских округов создают муниципальные предприятия и учреждения для решения вопросов местного значения. Эти же органы финансируют деятельность созданных муниципальных учреждений.

МБУ было создано для решения задачи организации благоустройства территории городского округа. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении данная задача относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно уставу города функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений осуществляет администрация города в лице ее отраслевых (функциональных) органов. Функции и полномочия учредителя в отношении МБУ осуществляет комитет благоустройства администрации города.

Распоряжением данного комитета утверждено положение о порядке и условиях оказания платных услуг (выполнения работ), относящихся к основным видам деятельности, муниципальными бюджетными учреждениями в сфере благоустройства. Один из разделов положения определяет порядок и условия оказания платных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными учреждениями сверх установленного им муниципального задания. Услуги по приему и размещению снега на снегоприемных площадках в перечень услуг, установленный муниципальным заданием, не входят – таким образом, порядок оказания данных услуг подпадает под действие положения.

В положении указано, что для организаций, финансируемых из бюджета муниципального образования, учреждения должны предусматривать льготы на платные услуги (в виде скидки со стоимости). Руководствуясь данным порядком, МБУ разработало и согласовало с комитетом благоустройства администрации города положение о предпринимательской деятельности, предусматривающее, в частности, указанныельготы. На основании данного распоряжения тарифы на услуги по размещению снега на полигоне для разных юридических лиц были разными.

Позиция судебных органов

В силу ст. 6, 69.2 БК РФ под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными некоммерческими организациями. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о предоставлении госуслуг основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что администрация города утвердила тарифы на механизированную уборку улиц, тарифы на ручную уборку дорог, тротуаров, остановок общественного транспорта и подземных пешеходных переходов. Тарифы по приему и размещению снега на снегоприемных площадках в указанный перечень не включены. То есть тарифы на прием снега администрация не устанавливала.

Как было указано, услуги по приему и размещению снега в перечень видов услуг, установленный муниципальным заданием, не вошли, то есть они оказывались сверх задания. В силу положения о предпринимательской деятельности МБУ учреждение самостоятельно устанавливает цены на оказываемые платные услуги. Таким образом, учреждение несет ответственность за установление цены на оказываемые платные услуги.

Согласно положению о предпринимательской деятельности МБУ предпринимательская деятельность является частью хозяйственной деятельности учреждения и регулируется БК РФ, НК РФ, уставом учреждения, а также нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйственных субъектов.

Принятие учреждением акта, реализация которого приводит к необоснованному установлению различных цен на одни и те же услуги для различных заказчиков, свидетельствует о нарушении учреждением положений Закона о защите конкуренции, поскольку при оказании платных услуг в силу закона (в частности, Закона о предоставлении госуслуг) учреждение не исключается из числа субъектов антимонопольного контроля, в том числе при формировании цен. Соответствующие запреты, предусмотренные Законом о защите конкуренции, в таких случаях также подлежат применению.

Хотя в решении ФАС отсутствовала ссылка на договоры с хозяйствующими субъектами в подтверждение выводов о применении различных тарифов на одну и ту же услугу, анализ положения о предпринимательской деятельности МБУ, утвержденного и применяемого учреждением, позволил судам сделать вывод о нарушении антимонопольного законодательства. Поскольку факт нарушения антимонопольного законодательства материалами дела был подтвержден, суды отказали в удовлетворении требований МБУ.

Договор на оказание услуги со сторонней организацией

Если учреждение не может своими силами оказать платную услугу, однако данная услуга соответствует одному из видов деятельностибюджетного учреждения, учреждение может заключить договор со сторонней организацией на предоставление данной услуги. Однако если договор составлен верно и не соблюдена процедура его принятия, то данное действие может быть квалифицированно как нарушение Закона о защите конкуренции. Рассмотрим в качестве примера Решение ФАС СЗО от 25.10.2011 по делу № А66-12092/2010.

Предприятия, оказывающие ритуальные услуги, обратились в ФАС с коллективным заявлением, указав, что муниципальное унитарное предприятие по оказанию ритуальных услуг (далее – МУП) и муниципальное бюджетное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» (далее – станция) заключили устное соглашение по обмену информацией, в результате чего МУП получило конкурентные преимущества.

Позиция ФАС

ФАС возбудила в отношении указанных объектов дело по признакам нарушения ст. 11 Закона защите конкуренции, устанавливающей запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

В устав станции были внесены изменения, предоставляющие ей право оказывать услуги, не связанные с основным видом деятельности и не относящиеся к медицинской помощи, а именно услуги по перевозке тел умерших. Однако на момент внесения данных изменений в устав станцияне могла самостоятельно оказывать указанные услуги ввиду отсутствия необходимого транспорта и персонала.

Главврач станции издал приказ, указывающий диспетчеру передавать информацию о констатации смерти в диспетчерскую МУП, а персоналу выездных бригад было предписано информировать родственников усопших о прибытии бригады МУП. Таким образом был организован круглосуточный прямой обмен информацией, которая фиксировалась в соответствующем журнале в рамках выполнения государственной функции станции. На следующий день после издания приказа был заключен агентский договор, согласно которому МУП обязалось совершать оговоренные ритуальные услуги, была прописана стоимость данных услуг, размер вознаграждения МУП и установлен порядок расчетов.

Управление ФАС посчитало, что описанные действия свидетельствуют о наличии между сторонами устного соглашения об обмене информацией, предшествующего изданию приказа и заключению агентского договора, что изменило конкурентную среду и вызвало рост цен на услуги. Данное соглашение было расценено ФАС как противоречащее Закону о защите конкуренции.

Станция и МУП оспорили решение и предписание ФАС в арбитражном суде, но получили отказ в удовлетворении требований. Однако впоследствии апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции.

Позиция судебных органов

Законом о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а такжедоговоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Однако согласно ч. 1 и 2 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с уставом станция осуществляет деятельность по обеспечению населения в необходимом объеме высококвалифицированной экстренной медицинской помощью за счет средств городского бюджета, исходя из потребностей населения в скорой помощи и объема медицинских услуг, оказанных населению, по программам медицинского страхования. В связи с невозможностью самостоятельно оказывать спорные платные услуги (право на оказание которых предоставлено станции приказом департамента о внесении изменений в устав)предложение о сотрудничестве, поступившее от МУП было рассмотрено положительно. Между станцией и МУП был заключен агентский договор, согласно которому агент за вознаграждение обязался надлежащим образом и своевременно выполнять поручения принципала, вести учет поступивших поручений принципала в журнале регистрации, перечислять денежные средства, полученные от третьих лиц в результате деятельности, составляющей предмет договора, а также представлять принципалу отчеты о выполненной работе. В приказе главврача станции содержится также указание на то, что документ принят на основании внесения изменений в устав учреждения и заключения агентского договора.

Апелляционным судом отмечено, что доказательств, свидетельствующих о передаче информации до заключения агентского договора, ФАС не предоставлено, таким образом, вывод о наличии устного соглашения об обмене информацией не подтвержден.

Кроме того, суд обратил внимание на то, что положения заключенного договора не ограничивают любых других участников рынка в праве обратиться с предложением к станции о заключении подобного договора. Поэтому суд не увидел в действиях станции и МУП нарушений Закона о защите конкуренции.

Что учитывать при формировании цен на услуги

При формировании цен на оказание платных услуг необходимо учитывать фактические финансовые затраты на единицу оказываемых услуг по калькуляционным статьям расходов. Такими статьями являются заработная плата и начисления на нее, материальные затраты, коммунальные, командировочные, транспортные расходы, расходы на горюче-смазочные материалы. Затраты по калькуляционным статьям расходов составляют себестоимость платной услуги, оказываемой в конкретном учреждении.

При установлении стоимости услуги учитываются такие факторы, как особенности реализации платной услуги и ее себестоимость. Кроме того, определяются накладные расходы (например, в размере 20% к сумме прямых затрат) и рентабельность (например, в размере до 10% к сумме прямых затрат и накладных расходов).

По мнению Минфина, изложенному в Письме № 12-08-06/44036, если бюджетное учреждение устанавливает тариф за оказание платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания, то этот факт может свидетельствовать:

– либо о некачественном планировании и, соответственно, о завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
– либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного (муниципального) задания.

Распоряжение прибылью

Прибыль, полученная бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания основных и неосновных платных услуг), поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений (ст. 3 ст. 298 ГК РФ). Учреждения должны расходовать данные поступления в соответствии со своим планом финансово-хозяйственной деятельности. Порядок расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение определяет самостоятельно, поскольку основания для установления правовым актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом порядка расходования таких средств отсутствуют.

В Письме № 12-08-06/44036 Минфин разъясняет, что если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаяхвключаются в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ). При этом планируемые поступления от оказания бюджетными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Однако следует учесть, что такое положение, возможно, изменится: Минфин подготовил коррективы в БК РФ, согласно которым доходы от продажи бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества будут зачисляться в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Руководителям бюджетных учреждений также нужно помнить: если средства, полученные от приносящей доход деятельности, идут на крупную сделку или сделку с заинтересованностью, то такая операция может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия его учредителя. Напомним, что крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Например, если стоимость приобретаемого оборудования по предварительным расчетам составляет 12% (12 млн руб. / 100 млн руб. x 100%) от балансовой стоимости активов медучреждения на последнюю отчетную дату, то есть более 10%, то согласно п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях на совершение такой сделки необходимо согласие учредителя бюджетного учреждения.

С. Валова

Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2017

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). Порядок оказания услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете рассмотрены в статье.

В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). В статье рассмотрим порядок оказания данных услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете.

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

  • образовательные и медицинские услуги;

  • социальные услуги;

  • гостиничные услуги;

  • консультационные услуги;

  • издательская деятельность;

  • деятельность, связанная с торговлей;

  • предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  • платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

  • услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

  • платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

  • гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

  • платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Расчет стоимости платной услуги.

Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.

Заключение договора на оказание платных услуг.

Договор, заключаемый с потребителем услуги, является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик – оплатить их.

Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать сведения о заказчике и исполнителе. Перечень необходимых сведений приводится в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ.

Так, из п. 3, 16 Правил № 1006 следует, что медицинские организации могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора в письменной форме. Сведения о лицензии на ведение медицинской деятельности и прейскурант цен в рублях входят в число обязательной информации при заключении договора, они подлежат опубликованию на сайте медицинской организации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках), размещаемых непосредственно в здании (пп. «в», «г» п. 11 Правил № 1006).

Соблюдение соответствующих требований пп. «а», «в» и «г» п. 17 Правил № 1006 достигается посредством указания в заключаемых договорах:

  • сведений о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дате регистрации;

  • перечня тех платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в соответствии с конкретным договором. Одновременно приводится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации согласно лицензии, к которым относятся определенные договором соответствующие платные медицинские услуги;

  • стоимости конкретных платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в рамках заключаемого договора;

  • сроков и порядка оплаты этих услуг.

По Информации Роспотребнадзора от 08.03.2016 для обеспечения соблюдения требований Правил № 1006 приложение к каждому заключаемому договору копии лицензии на ведение медицинской деятельности с перечнем всех услуг, составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых (оказываемых) медицинской организацией работ (услуг), не требуется.

При этом копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность согласно лицензии, исполнитель по смыслу п. 13 Правил № 1006 должен предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.

Сведения, отражаемые в договоре на оказание платной образовательной услуги, приведены в п. 12 Правил № 706. Названный пункт регламентирует в обязательном порядке указывать, в частности, сведения:

  • о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии);

  • о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности)

  • о форме обучения, сроках освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

  • о виде документа (при наличии), выдаваемого лицу, обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

Примерные формы договоров на платные образовательные услуги утверждены приказами Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8, от 09.12.2013 № 1315, от 21.11.2013 № 1267, от 25.10.2013 № 1185.

Учет выручки от оказания платных услуг.

Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н, п. 92 Инструкции № 174н).

Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Дебет

Кредит

Основание

Начислены доходы от оказания платных услуг

2 205 31 560

2 401 10 130

Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор

Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

2 205 31 660

Выписка из лицевого счета

Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения

2 201 34 510

2 205 31 660

Приходный кассовый ордер

Сдана выручка на лицевой счет учреждения

2 210 03 560

2 201 11 610

2 201 34 610

2 210 03 660

Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения

Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой

2 201 23 510

2 205 31 660

Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста

Поступила выручка на лицевой счет

2 201 11 510

2 201 23 610

Выписка из лицевого счета

Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Пример 1.

Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).

Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг

2 205 31 560

2 401 10 130

146 000

Поступила выручка в кассу учреждения

2 201 34 510

2 205 31 660

146 000

Отражена передача денежных средств инкассатору

(146 000 руб. — (146 000 руб. x 2,5 %))

2 201 23 510

2 201 34 610

146 000

Внесены денежные средства на счет 40116

2 210 03 560

2 201 23 610

142 350

Поступила выручка на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

2 210 03 660

142 350

Оплачены услуги банка

2 302 26 830

2 201 23 610

3 650

Отражены расходы на оплату услуг банка

2 109 80 226

2 302 26 730

3 650

Пример 2.

Бюджетное учреждение в августе 2017 года заключило договор на оказание платных образовательных услуг по обучению физического лица. Стоимость обучения составляет 120 000 руб. за год. В соответствии с условиями договора плату за обучение лицо обязано внести не позднее одного месяца до начала учебного процесса (до 1 сентября). Учетной политикой предусмотрено, что по итогам каждого семестра доходы будущих периодов переводятся в доходы текущего периода пропорционально объему оказанных учреждением услуг.

Доходы, начисленные или полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, отражаются на счете 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 157 Инструкции № 174н, п. 301 Инструкции № 157н).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы по договору на оказание платных услуг, поступившие перед началом учебного процесса, на основании договора, заключенного с физическим лицом

2 205 31 560

2 401 40 130

120 000

Внесена в кассу учреждения плата за обучение

2 201 34 510

2 205 31 660

120 000

По итогам семестра (сентябрь – февраль) зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов

(120 000 руб. / 10 мес. х 6 мес.)

2 401 40 130

2 401 10 130

72 000

Пример 3.

У бюджетного образовательного учреждения имеется на балансе общежитие на 100 мест. В нем проживают 95 студентов. Плата за общежитие составляет 1 500 руб. Оплата производится студентами по квитанциям через банк, в котором осуществляется кассовое обслуживание лицевого счета учреждения по расчету с наличными денежными средствами.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Как следует из п. 3 данной статьи, с каждым лицом, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в порядке, установленном жилищным законодательством. За наем жилого помещения и пользование коммунальными услугами вносится плата.

Размер платы за общежитие определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена плата за общежитие

(1500 руб. x 95 чел.)

2 205 30 560

2 401 10 130

142 500

Внесена плата за общежитие на счет учреждения

2 201 11 510

2 205 30 660

142 500

Учет расходов на оказание платных услуг.

В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н расходы, формирующие себестоимость платной услуги, учитываются на счете 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Отметим, что затраты, которые учреждение несет при оказании услуги (выполнении работы), в силу ст. 138 Инструкции № 157н делятся на прямые и накладные.

Помимо прямых и накладных расходов выделяют (п. 138 Инструкции № 157н):

  • общехозяйственные расходы, которые осуществляются для целей управления, обслуживания производства и отражаются на счете 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы». Примером таких расходов может служить заработная плата руководителя учреждения, его заместителей и другого управленческого персонала, включая суммы начислений на заработную плату;

  • издержки обращения, которые связаны с процессом доведения до потребителей и продвижения услуг (реклама) и отражаются на счете 0 109 90 000 «Издержки обращения».

Перечень накладных расходов утверждается учетной политикой учреждения, как и база для распределения данных расходов. Выбор способа распределения накладных и общехозяйственных расходов зависит от особенностей работ (услуг), выполняемых (оказываемых) работниками учреждения.

Пример 4.

Учетной политикой бюджетного учреждения установлено, что накладные и общехозяйственные расходы распределяются между видами деятельности пропорционально объему доходов по соответствующему источнику финансирования.

В октябре 2017 года учреждение получило субсидию на выполнение государственного задания в размере 15 000 000 руб. и доходы от оказания платных услуг в размере 5 000 000 руб. (цифры условные).

Ресурсоснабжающая организация выставила учреждению счет за потребленную им в октябре 2017 года электроэнергию на сумму 66 000 руб.

Коэффициент распределения накладных расходов – 0,33 (5 000 000 руб. / 15 000 000 руб. + 1 000 000 руб.). Накладные расходы на электроэнергию по деятельности, финансируемой за счет платных услуг, составляют 21 780 руб. (66 000 руб. x 0,33). Соответственно, сумма оплаты электроэнергии, осуществляемой за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, – 44 220 руб. (66 000 руб. x 0,67).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Хатаев Ризван Лечиевич, начальник отдела ведомственного контроля качества медицинской деятельности и внедрения стандартов Минздрава ЧР
e-mail:
Несмотря на широкое развитие платных услуг, медицинские учреждения по прежнему испытывают дефицит информации, касающейся этой сферы.
К сожалению, нормативное регулирование оказания платных услуг сводится большей частью только к ограничениям, а актуальные вопросы руководителей учреждений остаются без ответа.
Публикуемый ниже документ интересен тем, что в нем не обходятся стороной такие важнейшие вопросы, как возможность оказания платных услуг в основное рабочее время, порядок внеочередного оказания платных услуг и т.д. В последнее время рынок платных медицинских услуг активно развивается. Количество государственных медицинских учреждений, предоставляющих населению платные медицинские и немедицинские услуги, ежегодно увеличивается. Это обусловлено сохраняющимся дефицитом государственного финансирования здравоохранения, что приводит к необходимости расширения границ приносящей доход деятельности для сохранения положительного финансового баланса медицинского учреждения. С другой стороны, отмечается постоянный рост числа граждан, желающих получать медицинские услуги на платной основе, т.е. в удобное для них время и в более комфортных условиях. Высокие темпы развития данного сектора здравоохранения потребовали совершенствования федерального законодательства, регулирующего порядок предоставления потребителям платных медицинских услуг.
В настоящее время основным законом, регламентирующим сферу оказания платных медицинских услуг государственными медицинскими учреждениями, является Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 84 Федерального закона № 323-ФЗ законодательно закрепила право граждан на получение платных медицинских услуг. При этом условием, достаточным для получения такой услуги, является желание пациента. Источниками оплаты данной услуги (или набора услуг) могут быть личные средства граждан, средства работодателей и иные источники, не запрещенные законом. Набор желаемых медицинских услуг определяется индивидуально по согласованию между медицинским учреждением и заказчиком (пациентом), в том числе в виде отдельных консультаций, отдельных медицинских вмешательств, а также в объеме, превышающем установленный медицинский стандарт. Наряду с этим государственным медицинским учреждениям разрешено предоставлять как медицинские, так и немедицинские услуги — транспортные, сервисные, бытовые.
Вместе с тем новый Федеральный закон от 21.11.11 № 323-ФЗ ничуть не уменьшает государственные гарантии получения гражданами бесплатной медицинской помощи, но четко определяет условия медицинского обслуживания населения, которые стали более понятными как для пациентов, так и для медицинских работников.
Порядок и условия оказания платных медицинских услуг установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.12 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», (далее — Правила) которое вступило в силу с 1 января 2013 г.
С вступлением силу Правил медицинским учреждениям больше не требуется получать в органах управления здравоохранением специальное разрешение на оказание платных медицинских услуг — для этого достаточно иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную в установленном порядке. На основании лицензированных видов медицинской деятельности медицинское учреждение составляет перечень платных медицинских работ (услуг).
В обновленных Правилах четко сформулированы требования к медицинским учреждениям, оказывающим платные услуги. Медицинские учреждения обязаны предоставить заказчику платных услуг следующую информацию: наименование учреждения здравоохранения и его адрес, сведения о лицензии на медицинскую деятельность, включая наименование, адрес и телефон лицензирующего органа, выдавшего лицензию, перечень оказываемых платных медицинских услуг с указанием тарифов в рублях, условия, порядок и форму предоставления услуг, порядок оплаты за услуги. Необходимо также сообщить заказчику адреса и телефоны органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих надзор в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и благополучия человека.
Кроме этого, учреждение здравоохранения обязано также предоставить пациенту сведения обо всех медицинских работниках, которые принимают участие в оказании платных медицинских услуг, сообщить данные об их образовании, уровне квалификации и опыте работы. Вся информация об оказании платных услуг, условиях, тарифах, методах лечения, а также о врачах, оказывающих эти услуги, должна быть доступна потребителям на информационном стенде, расположенном на видном месте в медицинском учреждении, а также на официальном сайте лечебного учреждения. Важно отметить, что в соответствии с новыми Правилами, договор на оказание платных медицинских услуг должен заключаться только в письменной форме и содержать все сведения, указанные выше.
В «Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» определено, что «Порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей».
В соответствии с этим Порядком цены на платные медицинские услуги по основным видам деятельности бюджетные и казенные медицинские учреждения могут определять самостоятельно, но при этом следует учитывать следующее:
— при расчете тарифов на медицинские услуги с учетом издержек лечебного учреждения рекомендуется устанавливать рентабельность не более 20%;
— при оказании платных медицинских услуг в ночное время, в выходные и праздничные дни к утвержденным базовым ценам (тарифам) на услуги может применяться повышающий коэффициент, который не должен превышать 30% за оказание платных медицинских услуг в ночное время и 50% за оказание платных медицинских услуг в выходные и праздничные дни.
Таким образом, современное законодательство сняло все ограничения на оказание платных медицинских услуг, которые могут быть предоставлены потребителям при наличии желания пациента и его согласия в письменной форме. При этом, объем оказываемых платных услуг определяется индивидуально и может быть предоставлен как в объеме установленного стандарта, так и в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств, а также в объеме, превышающим установленный стандарт. Все спорные и конфликтные ситуации разрешаются в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
Так, в соответствии с п. 7 гл 2 условия оказания платных медицинских услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.12 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных услуг», медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:
а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:
— установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
— применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.
Различия по организации платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях, оказывающих одновременно и платные медицинские услуги, формируют разительно отличающиеся модели предоставления платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения. В целях упорядочения процесса оказания платных медицинских услуг, рассмотрим такие важнейшие вопросы, как условия предоставления платных медицинских услуг, возможность оказания платных услуг в основное рабочее время, порядок внеочередного оказания платных услуг и т.д.
 Платные услуги при оказании плановой медицинской помощи (медицинских услуг).
Оказание плановой помощи допускает наличие очередности, вследствие этого желание гражданина получить медицинские услуги вне очереди может служить основанием для предоставления их за плату, в случае, если это не нарушает права других граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Заключение договора на оказание платных услуг не является основанием для оказания услуг в день обращения вне общей очереди.
При оказании амбулаторной медицинской помощи руководитель учреждения обязан организовать процесс записи на плановые консультации и исследования таким образом, чтобы граждане, которым по объективным причинам необходимо получить эти услуги в ближайшее время (госпитализация, путевка в санаторий и т.д.), могли осуществить свое право получить медицинскую помощь бесплатно.
Оказание плановой стационарной медицинской помощи вне общей очереди при наличии направления, а также без направления по желанию граждан допускается только в специально организованных структурных подразделениях: хозрасчетных, платных, коммерческих отделениях, палатах (далее – хозрасчетные подразделения), на специально выделенных хозрасчетных койках. При этом в медицинской карте пациента в обязательном порядке фиксируется его отказ от получения бесплатной плановой медицинской помощи в конкретно указанные предлагаемые сроки. Количество хозрасчетных коек определенного профиля для каждого государственного учреждения здравоохранения устанавливается в соответствии с распоряжением органа управления здравоохранением о профиле и мощности коечного фонда. Хозрасчетные койки учитываются в общем числе коек учреждения, но на них не составляется плановое задание по выполнению Территориальной программы государственных гарантий. Разделение потребителей возмездных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи по разным кабинетам позволит ликвидировать конкуренцию и игнорирование прав и законных интересов граждан на бесплатную медицинскую помощь, оказываемую нередко теми же специалистами.
Оказание стационарного лечения на платной основе на койках, развернутых с этой целью сверх утвержденной коечной мощности (без соответствующего утверждения Минздрава ЧР), не допускается.
 Оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время.
Платные медицинские услуги могут оказываться в основное рабочее время в следующих случаях:
— если это не создает препятствий для получения бесплатной медицинской помощи лицам, имеющим на это право;
— если в силу особенностей процесса оказания медицинской помощи невозможно организовать предоставление медицинских услуг за плату во внерабочее время.
Оказание в основное рабочее время дополнительных услуг, в том числе и платных, за счет повышения интенсивности или производительности труда может сопровождаться снижением качества оказываемой медицинской помощи, кроме того, могут возникать финансовые нарушения (двойная оплата за одну и ту же работу и.т.д.). Таким образом, платные услуги могут оказываться работниками в основное рабочее время только в порядке исключения, при наличии периодов ожидания из-за отсутствия пациентов.
Строго во внерабочее время должны выполняться услуги, оказание которых требует длительного времени, а также услуги, сроки оказания которых можно запланировать заранее: плановые хирургические вмешательства и другие виды лечения; оказание платных услуг на дому; платные услуги, оказываемые по предварительной записи по телефону; работа врача по другой специальности (невролога – мануальным терапевтом или иглорефлексотерапевтом и т.д.).
Кроме того, исключительно во внерабочее время должны оказываться за плату услуги, предусмотренные территориальной программой, потребность населения в которых высока, вследствие чего постоянно существует очередь на их получение. При наличии очереди на получение медицинской услуги оказание этой услуги в рабочее время за плату нарушает права граждан, ожидающих своей очереди, и в итоге ведет к невыполнению государственным учреждением здравоохранения своих обязательств. Это относится и к плановой госпитализации. Если в учреждении открыто отделение платных услуг (хозрасчетное), а работа в таком отделении является совместительством (осуществляется по второму трудовому договору), то оплата производится согласно ст. 285 Трудового кодекса Российской Федерации согласно отработанному времени в зависимости от объема выполненных работ. В этом случае работа по оказанию платных услуг может осуществляться только во внерабочее время.
Платные стоматологические услуги могут оказываться в основное рабочее время (на основании Приказа Минздравмедпрома Российской Федерации от 06.08.1996 №312 «Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования») по желанию пациента в случае, если ему предоставляется гарантированный объем бесплатной стоматологической помощи и платные услуги оказываются дополнительно к гарантированному объему (например, осмотр стоматолога, необходимые рентгенологические исследования — за счет средств ОМС, восстановление зуба пломбой из светоотверждающего материала- за плату). Существует ряд услуг, оказание которых практически невозможно организовать во внерабочее время (лабораторные, рентгенологические исследования и т.д.). В этом случае руководитель учреждения обязан установить такой график работ, чтобы оказание перечисленных услуг не создавало препятствий для получения гражданами бесплатной медицинской помощи и не приводило к росту числа ожидающих данную услугу.
 Оказание платных немедицинских услуг
Государственные учреждения здравоохранения вправе предоставлять за плату немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги, включая пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительное питание; оснащение палат и кабинетов дополнителными видами немедицинского оборудования: телефон, телевизор, оргтехника, холодильник и т.д.; транспортные, ритуальные и другие услуги) в соответствии с действующим законодательством в случае, если это не противоречит уставу государственного учреждения здравоохранения.
 Разделение потоков пациентов по источникам финансирования
Целесообразно организовать оказание медицинской помощи так, чтобы потоки пациентов, получающих бесплатную медицинскую помощь, и граждан, желающих получить платные медицинские услуги, были разделены. Специально созданные подразделения для оказания платных услуг (хозрасчетные, коммерческие, платные) должны иметь отдельные помещения с отдельным закрепленным оборудованием, штатами, а также по возможности, приборами, определяющими расход электроэнергии, воды и т.д. Там, где это невозможно (недостаточно помещений, нет возможности дублировать оборудование, нет достаточного спроса на платные услуги и т.д.) целесообразно организовать оказание платных услуг в строго определенные часы вне основного рабочего времени. Подразделения, специально созданные для оказания платных услуг отделения, кабинеты и т.д., специально созданные для оказания платных услуг (коммерческие отделения; хозрасчетные палаты или отделения; мини-госпитали и т.д.), обеспечивают наилучшие возможности по раздельному учету затрат, способствуют предотвращению нарушений прав пациентов, имеющих право на бесплатную медицинскую помощь. В работе отделения, созданного для оказания платных услуг, могут принимать участие работники, состоящие в штате другого подразделения или учреждения: консультанты, не состоящие в штате платного отделения, сотрудники, работающие в хозрасчетном отделении в свободное от своей основной работы время на условиях совместительства.
При создании подразделений, предназначенных для оказания платных услуг, специального оформления трудовых (трудовых договоров) или иных взаимоотношений в таком отделении с работниками административно-управленческого аппарата, хозяйственных служб и т.д. не требуется. Данные службы предназначены для обеспечения работы всех подразделений, в том числе и оказывающих платные услуги. Цена услуги должна включать накладные расходы, предусматривающие расходы на оплату труда административно-управленческого аппарата, хозяйственных и других обще учрежденческих служб.
При распределении расходов (фонда оплаты труда) подобного отделения следует предусмотреть отчисления (средства) на оплату труда указанных служб. Размер и порядок распределения этих средств между конкретными обще учрежденческими службами и основными работниками должны быть определены в Коллективном договоре или соответствующем положении об оплате труда.
 Ведение медицинской документации
В установленном порядке заполняется медицинская документация. При этом в медицинской карте стационарного или амбулаторного больного делается запись о том, что услуга оказана на платной основе, и прикладывается соответствующий договор. Информированное согласие на медицинское вмешательство оформляется в установленном порядке, в него категорически запрещается включать какие-либо позиции об оплате пациентом услуг, медикаментов и др. Отказ пациента от предложенной ему альтернативной возможности получения услуги за счет государственных средств в данном государственном учреждении здравоохранения так же, как и отказ от лечения с применением бесплатных для него препаратов, расходных материалов, конструкций, протезов и т.п., должен быть зафиксирован в медицинской карте. При этом в обязательном порядке делается запись о том, в какие сроки, с применением каких лекарственных средств и расходных материалов услугу предлагается оказать бесплатно.
 Штатное расписание
Должности, введенные для оказания платных услуг, указываются в штатном расписании в установленном порядке с указанием источника финансирования. Тарификация производится в установленном порядке. В случае, если платные услуг в установленном порядке сверх своей основной деятельности оказывают работники, источником средств на оплату труда которых являются средства бюджета или ОМС, в штатное расписание соответствующих подразделений вводятся должности работников, финансируемых за счет платных услуг, остающиеся вакантными. В этом случае тарификация производится в установленном порядке на вакантные должности.
В учреждениях здравоохранения, финансирование которых осуществляется за счет двух и более источников (средства бюджета, средства ОМС, доходы от оказания платных услуг), должно осуществляться разделение штатных должностей административно-хозяйственного персонала по источникам финансирования. Количество должностей отражается в штатных расписаниях, утверждение которых производится в разрезе каждого источника финансирования. Расчет численности производится на основании действующих штатных нормативов.

Договор об оказании платных услуг

муниципальным бюджетным учреждением культуры

Домом культуры «Шарм» города Смоленска

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Дом культуры «Шарм» города Смоленска (МБУК ДК «Шарм»), именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице директора Антипенкова Владимира Николаевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и с другой стороны

(фамилия, имя, отчество, статус законного представителя несовершеннолетнего)

именуемый(ая) в дальнейшем Заказчик, и

(фамилия, имя, отчество, дата рождения несовершеннолетнего)

именуемый(ая) в дальнейшем получатель услуг — Потребитель

заключили в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, законами Российской Федерации настоящий договор о нижеследующем:

I. Предмет договора

(наименование КДФ, стоимость за месяц,)

(за ребёнка – ФИО)

II. Обязанности Исполнителя.

Исполнитель обязан:

2.1. Организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных разделом I настоящего договора. Услуги оказываются в соответствии с годовым календарным концертно-репетиционным и учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми руководителем КДФ;

2.2. Обеспечить для проведения занятий помещения, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, а также оснащение, соответствующее нормам и правилам, предъявляемым к процессу.

2.3. Во время оказания платных услуг проявлять уважение к личности Потребителя, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия Потребителя с учетом его индивидуальных особенностей;

2.4. Сохранить место за Потребителем в случае его болезни, лечения, карантина и в других случаях пропуска занятий по уважительной причине (в случае оплаты услуг предусмотренных разделом I настоящего договора);

2.5. Уведомить Заказчика о нецелесообразности оказания Потребителю услуг в объеме, предусмотренном разделом I настоящего договора, вследствие его индивидуальных особенностей, делающими невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.

III. Обязанности Заказчика.

3.1. Своевременно, до 10 числа текущего месяца вносить плату за предоставление услуг, указанных в разделе I настоящего договора;

3.2. При поступлении Потребителя в МБУК ДК «Шарм» и в процессе его занятий своевременно предоставлять все необходимые документы, предусмотренные Уставом Исполнителя;

3.3. Незамедлительно сообщать руководителю КДФ Исполнителя об изменении контактного телефона и места жительства;

3.4. Извещать руководителя КДФ Исполнителя об уважительных причинах отсутствия Потребителя на занятиях;

3.5. По просьбе руководителя КДФ Исполнителя приходить для беседы при наличии претензий Исполнителя к поведению Потребителя или его отношению к получению услуг;

3.6. Проявлять уважение к руководителям КДФ, административно-техническому персоналу Исполнителя;

3.7. Возмещать ущерб, причиненный Потребителем имуществу Исполнителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3.8. Потребитель за свой счет обеспечивает себя предметами, необходимыми для надлежащего исполнения Исполнителем обязательств по оказанию услуг, в количестве, соответствующем возрасту Потребителя;

3.9. Для договора с участием Потребителя, не достигшего 14 летнего возраста Заказчик обеспечивает посещение Потребителем занятий согласно учебному расписанию.

IV. Обязанности Потребителя.

Потребитель обязан:

4.1. Посещать занятия, указанные в расписании занятий и репетиций;

4.2. Выполнять задания по подготовке к занятиям и репетициям, даваемые руководителями КДФ МБУК ДК «Шарм»;

4.3. Соблюдать дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к руководителям КДФ, административно-техническому персоналу Исполнителя и другим участникам КДФ, не посягать на их честь и достоинство;

4.4. Бережно относиться к имуществу Исполнителя.

V. Права Исполнителя, заказчика, потребителя.

5.1. Исполнитель вправе:

отказать Заказчику и Потребителю в заключении договора на новый срок по истечении действия настоящего договора, если Заказчик, Потребитель в период его действия допускали нарушения, предусмотренные гражданским законодательством и настоящим договором и дающие Исполнителю право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора;

5.2. Заказчик вправе требовать от Исполнителя представления информации:

по вопросам, касающимся организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных разделом I настоящего договора;

об успехах, поведении, отношении к занятиям и способностях Потребителя в отношении оказываемых услуг;

Заказчик и Потребитель, надлежащим образом исполнившие свои обязательства по настоящему договору, имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок по истечении срока настоящего договора.

5.3. Потребитель вправе:

обращаться к работникам Исполнителя по всем вопросам деятельности КДФ, получать полную и достоверную информацию об оценке своих успехов и критериях этой оценки;

пользоваться имуществом МБУК ДК «Шарм», необходимым для обеспечения процесса во время занятий, предусмотренных расписанием.

VI. Оплата услуг.

6.1. Заказчик ежемесячно оплачивает услуги в сумме указанной в разделе I настоящего договора;

6.2. Цена услуг, определенных в договоре, называется абонентской платой и взимается Исполнителем за предоставление Заказчику 8 занятий в месяц (среднегодовое значение) (образцовый коллектив спортивного бального танца «Шарм» и образцовый коллектив студия восточного танца «Малика» — 12 занятий в месяц). Продолжительность занятия определяется санитарно-гигиеническими нормами и правилами с учетом возрастных особенностей Потребителя. При совпадении дней занятий с праздничными календарными днями, занятия и репетиции не проводятся, что не влияет на размер ежемесячной оплаты и не предусматривает проведение дополнительных занятий.

6.3. Абонентская плата вносится ежемесячно через кассу Исполнителя до 10 числа текущего месяца.

6.4. Заказчик предоставляет руководителю КДФ документ об оплате в течение 2-х дней с момента оплаты;

6.5. В случае болезни Учащегося продолжительностью до одного месяца плата за обучение взимается в полном размере. При продолжительности болезни Учащегося свыше одного месяца плата за календарный месяц болезни не взимается (согласно справки медицинского учреждения) либо учитывается в счет платежа за следующий период.

VII. Основания изменения и расторжения договора.

7.1. Потребитель, достигший 14-летнего возраста вправе в любое время расторгнуть настоящий договор только с письменного согласия законных представителей при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных расходов и услуг, оказанных до момента отказа. От имени Потребителя в возрасте от 6 до 14 лет договор в любое время может быть расторгнут Заказчиком при условии, указанном в разделе I настоящего договора.

7.2. Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон.

По инициативе одной из сторон договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным действующим Законодательством Российской Федерации.

7.3. Помимо этого Исполнитель вправе отказаться от исполнения договора, если Заказчик нарушил сроки оплаты услуг по настоящему договору и не допускать Потребителя на занятия до погашения задолженности. Пройденный во время отсутствия Потребителя по этой причине материал занятий не восполняется,

7.4. Если Потребитель своим поведением систематически нарушает права, законные интересы других участников КДФ, расписание занятий и репетиций или препятствует нормальному осуществлению процесса предоставления услуг, Исполнитель вправе отказаться от исполнения договора, если после предупреждения Потребитель не устранит нарушения.

VIII. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору.

8.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по настоящему договору они несут ответственность, предусмотренную гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей, на условиях, установленных этим законодательством.

IX. Срок действия договора и другие условия.

9.1. Подписывая настоящий Договор, Заказчик подтверждает, что медицинских и иных противопоказаний для посещения занятий ребёнком в данном коллективе, нет.

9.2. Заказчик в соответствии с ФЗ №152 от 27.07.2007г. «О персональных данных» даёт своё согласие на обработку персональных данных.

9.3. Подписывая настоящий Договор, Заказчик подтверждает, что он ознакомлен с Правилами посещения МБУК ДК «Шарм» и Положением о работе культурно-досугового формирования.

9.3. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до «___»__________2019 г.

9.4. Договор составлен в 2-х экземплярах имеющих равную юридическую силу. Один экземпляр договора вручается Заказчику, второй договор хранится у Исполнителя.

X. Подписи сторон.