Почему правительство требует от хозяйственных организаций оплачивать

Содержание

Экономика (Липсиц И.В.) » Причины и формы участия государства в регулировании экономики

Причины и формы участия государства в регулировании экономики

В предыдущих главах мы не раз встречались с фактами активного участия государства в экономических процессах: организации денежного обращения, регулировании рынка труда или поддержке беднейших граждан.

Но реальный круг экономических функций государства еще шире, и тема эта всегда является предметом ожесточенных споров экономистов, политиков, коммерсантов. Чтобы разобраться в причинах таких споров, следует рассмотреть роль государства в экономике и механизмы ее реализации более подробно.

Какие условия нужны любой стране, чтобы ее граждане хотели и могли вести активную хозяйственную деятельность? Ответ на этот вопрос дал еще Адам Смит (1723-1790) — один из крупнейших представителей классической политэкономии.

Он писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до вышей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей». Иными словами, государство не должно чрезмерно вмешиваться в хозяйственную деятельность людей, но обязано защищать их мирную жизнь от врагов.

По сути это означает экономическую свободу, которая обеспечивается на основе законодательных государственных норм и неотделима от экономической ответственности граждан за то, как они этой свободой пользуются.

В современном понимании экономическая свобода предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности и непротиворечии законам свободу:

  1. производить то, что человек или фирма считает для себя выгодным;
  2. торговать с теми, с кем считаешь выгодным;
  3. сберегать полученные доходы в тех формах, которые человек выбирает для себя сам;
  4. вкладывать сбережения для получения дохода в будущем в те проекты, которые человек выбирает сам;
  5. пользоваться созданным и заработанным любым способом, не ущемляющим интересы окружающих;
  6. вступать в любые выгодные экономические контакты с соотечественниками и иностранцами;
  7. по своему усмотрению устанавливать цены на плоды своего труда или товары, созданные своей фирмой;
  8. пользоваться для расчетов с партнерами по торговледенежными средствами любой страны, если на это согласны все участники сделки.

Но любая свобода требует защиты, иначе ее отбирают силой. И именно такая защита свобод, в том числе и экономических (т. е. их гарантирование), — главная и постоянная задача любого государства (рис. 12-1).


Рис. 12-1. Государство — защитник экономических свобод

Поиск наилучших способов зашиты экономических свобод занял многие века и в конце концов привел к созданию стройного механизма, включающего:

Правовое закрепление права собственности означает, что общество и государство признают права людей (физических лиц) и фирм (юридических лиц) на имущество любого вида, которое ими создано, куплено, получено в виде подарка или унаследовано. В главе 1 мы уже выяснили, что право собственности обеспечивает собственнику имущества возможность им владеть, пользоваться и распоряжаться.

Государство с помощью правовых служб (милиции, суда, прокуратуры) защищает такие права личности. Правда, и это очень важно, современное цивилизованное общество признает право собственника делать со своим имуществом все что угодно лишь до той поры, пока такое использование имущества не начинает приносить вред окружающим. Подробнее мы поговорим об этом чуть позже.

Гражданское законодательство. Правила поведения людей в хозяйственной жизни сегодня обычно регулируются массой государственных норм и законов, которые образуют важнейшую часть гражданского законодательства. Например, принятый в России Гражданский кодекс регулирует:

  • допускаемые в стране формы хозяйственных организаций;
  • правила заключения хозяйственных договоров;
  • порядок выполнения обязательств по договорам и т.

    д.

Суды. Если кто-то из участников хозяйственной деятельности нарушает правила, установленные гражданским законодательством, то пострадавшая сторона может обратиться в государственный суд за защитой. В гражданском судопроизводстве нет кары в виде тюремного заключения или ссылки. Здесь наказанием обычно являются изъятие незаконно полученного имущества или выгод, а также всевозможные штрафы.

Арбитражные суды. Осуществление хозяйственной деятельности часто порождает споры между ее участниками. Для их разрешения могут быть использованы арбитражные суды. Это специальный орган, который разбирает споры фирм между собой. Чаще всего это споры по поводу выполнения хозяйственных договоров. Решения арбитражных судов являются столь же обязательными для исполнения, как и решения судов, разбирающих уголовные и гражданские дела.

Государственные органы, надзирающие за соблюдением экономических свобод и правил хозяйственной жизни (прокуратура, контрольные службы и т. д.). Для защиты устоев нормальной хозяйственной жизни и экономических свобод государство обычно создает специальные организации. К их числу относится прежде всего прокуратура, которая надзирает за правильностью использования законов. Немаловажную роль играют и многочисленные государственные контрольные службы. Достаточно назвать, например, службу мер и весов, следящую за тем, чтобы килограммовая гиря у всех торговцев страны весила ровно 1000 граммов, а не 950 или тем более 800 граммов.

Если бы государство решало одни только перечисленные выше задачи, то и этого было бы достаточно, чтобы считать его одним из важнейших участников экономической жизни страны.

Но реально круг задач, которыми занимается государство, куда шире. Это связано с несостоятельностью (несовершенством) механизма рынка — неспособностью рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.

Причины несостоятельности рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

  1. всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о свойствах и ценах товаров или услуг. Между тем обычно потребители такой полной информацией не обладают и потому производители могут их обманывать, скрывая вредные или преувеличивая полезные свойства продаваемых благ, чтобы продавать их больше и дороже, чем они того заслуживают. Кто-то — и это обычно бывает государство, а не рынок — должен взять на себя заботу о защите прав потребителя на правдивую и полную информацию о товарах (например, о том, что табачные изделия вредны для здоровья);
  2. в современном цивилизованном обществе есть блага, доступ к которым желательно предоставить всем гражданам без учета их возможности за это заплатить. К таким благам относится охрана общественного порядка (милиция, прокуратура и суды), оборона страны, пограничная, таможенная и ветеринарная охрана границ страны и т. п. Соответственно рыночные механизмы не способны обеспечить распределение этих благ — здесь они малопригодны;
  3. рынок хорошо работает, когда его задача — согласовать интересы двух сторон сделки: продавца и покупателя. Но бывают случаи, когда факт купли-продажи какого-то блага затрагивает интересы совсем иных людей или организаций, не имевших к факту купли-продажи данного блага никакого отношения. Скажем, когда химическая компания покупает земельный участок, чтобы построить там завод, то эта сделка оказывает существенное (как положительное, так и отрицательное) влияние на жителей близлежащих населенных пунктов. С одной стороны, это влияние положительное — будет больше рабочих мест и налоговых поступлений в местный бюджет, а с другой — отрицательное (возрастет загрязненность окружающей среды и люди станут больше болеть). Рыночный механизм учесть эти внешние последствия (эффекты) сделок не может.

И тогда возникает необходимость во вмешательстве государства в экономическую жизнь общества.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение в том числе и следующих задач:

  1. устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка;
  2. смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения (подробно об этом было в гл. 11).

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в:

  1. возможности монополизации рынков;
  2. трудности создания на коммерческой основе общественных благ;
  3. возникновении отрицательных внешних эффектов или внешних затрат.

Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство прибегает к различным способам и методам, выбирая наиболее адекватные той или иной задаче.

Монополизация рынков. Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:

  1. экономического преимущества;
  2. различных сговоров или уничтожения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена/качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу — обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.

Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низких цен.

Совсем иное дело — монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей технологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограниченных ресурсов. И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

  1. разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
  2. создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи недобросовестной конкуренции (в России такую деятельность ведет Федеральная антимонопольная служба);
  3. помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, чтобы ограничить монополизацию рынка и восстановить нормальную конкуренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно. Иными словами, правительство обязано разрабатывать и проводить в жизнь политику защиты конкуренции — так называемое антимонопольное законодательство. Главная задача — не позволить особо крупным фирмам получить монопольную власть над рынком и диктовать покупателям свои условия продаж, включая цены.

Почти вековой мировой опыт использования антимонопольного законодательства показал, что лучший способ борьбы с монополизацией рынков — поддержка развития малых и средних фирм, которые конкурируют с гигантами и потому обеспечивают нормальное функционирование рынков.

Невозможность создания общественных благ на коммерческой основе. В ассортименте человеческих нужд есть такие, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, т. е. если потребляет один, то другой этого сделать уже не может. Такие блага, доступные одновременно для всех, называются общественными. Реальные примеры таких благ: обеспечение обороны страны с помощью армии, бесплатное образование, бесплатные парки, музеи, уличное освещение и т. п. В отличие от частных благ, приобретаемых людьми исключительно для собственного потребления, общественные блага:

  1. неконкурентны — потребление такого блага одним человеком не сокращает общего количества блага, и оно доступно другим людям (идя по освещенной улице, вы не снижаете ее освещенности для других пешеходов);
  2. носят неисключающий характер (нельзя сделать так, чтобы для кого-то из пешеходов улица не освещалась или армия, охраняя страну в целом, не охраняла кого-то из ее граждан).

Такая общедоступность порождает сложную экономическую проблему: с одной стороны, на такие блага невозможно установить цену и продавать право пользования ими к выгоде конкретных фирм, а с другой — никому из предпринимателей и владельцев фирм невыгодно создавать такие блага, и их предоставление обществу оказывается возможно только усилиями государства.

Выделяют общенациональные и местные (локальные) общественные блага. Первые создаются за счет усилий и расходов правительства страны в целом (армия, охрана границ, ветеринарная служба и т. п.), вторые — муниципальных организаций, финансируемых из местных бюджетов (освещение улиц, уборка мусора и снега с улиц, поддержание порядка в городских парках и т. д.).

Представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг просто невозможно. Никакая фирма не станет создавать систему противоракетной обороны, которая автоматически защищает все города страны. Решить эту проблему может только особая «фирма» под названием «государство», которая существует на налоги, выплачиваемые всеми имеющими доходы гражданами страны. Ассортимент общественных благ невелик (сюда, кроме того, о чем мы уже говорили выше, относятся такие услуги, как проверка доброкачественности продуктов питания и лекарств, аварийные службы, службы профилактики эпидемий, надзор за добросовестностью рекламы, соблюдением в торговле правильных стандартов массы и длины и т. д.).

Для создания общественных благ государство:

  1. формирует систему законов, защищающих права граждан и фирм на получение достоверной информации (именно к такой категории юридических документов относятся федеральные законы «О рекламе» и «Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств»);
  2. создает организации, обеспечивающие предоставление населению страны общественных благ (например, армию, пограничную и таможенную службы, «Скорую помощь» и т. д.).

Возникновение внешних эффектов. Если, к примеру, химический комбинат через атмосферные выбросы загрязняет окружающую территорию и от этого гибнут пчелы, то это никак не беспокоит его дирекцию, но очень волнует пчеловодов. Им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения, и тогда воздух оставался бы чистым.

Цена на товар была увеличена на 22 % и стала стоить 650р.80к. Какова была его первоначальная

Однако пчеловоды никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию, а следовательно, их интерес рынок учесть не может. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого товара. В результате загрязнение полей оказывается внешним эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции и никак не учитывается в формировании иен на нем.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц за счет рекламы и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. Значит, он также не может быть учтен рынком при регулировании распределения Ограниченных ресурсов (в данном случае ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещенными витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности могут иметь большое значение для общества в целом, но рынком не учитываются и не могут влиять на его распределение ограниченных ресурсов. Если рыночные решения принимаются без учета всех затрат и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, игнорирование потерь или выгод определенных групп граждан или фирм может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы отрицательных внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций (рис. 12-2).


Рис. 12-2. Экономические функции государства

Решая задачу регулирования проблем, связанных с возникновением отрицательных внешних эффектов, государство:

  1. формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфликты, связанные с возникновением внешних эффектов (например, законы об охране окружающей среды);
  2. создает организации, которые отслеживают ситуации возникновения отрицательных внешних эффектов и оперативно принимают предусмотренные законом меры (например, облагают штрафом или даже приостанавливают деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду);
  3. стимулирует деятельность по сокращению нежелательных (негативных) внешних эффектов (например, предоставляет различного рода льготы предприятиям, активно создающим очистные сооружения или системы замкнутого водооборота).

В последние десятилетия цивилизованные страны, включая Россию, стали возлагать на государство еще одну заботу — защиту прав потребителей. Это связано с тем, что рыночные механизмы не вполне способны решать задачу защиты потребителей от недобросовестности или обмана со стороны продавца (изготовителя).

В Российской Федерации в 1992 г. принят специальный Закон о защите прав потребителей и созданы государственные органы, которые добиваются от фирм-продавцов товаров и услуг соблюдения требований этого Закона.

Многие экономисты считают, что решение перечисленных выше задач является максимально допустимой сферой вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Но не менее многочисленная группа экономистов и политиков полагает, что такое вмешательство надо расширить для решения и иных задач. При этом чаще всего упоминают задачу предотвращения резких колебаний в темпах экономического роста и спада производства. В одних странах такое государственное регулирование осуществляется достаточно активно и успешно, в других к нему относятся крайне осторожно, считая, что оно может привести к слишком серьезному нарушению нормального функционирования рыночных механизмов.

Свою модель государственного участия в экономической деятельности ищет сегодня и Россия. В начале 90-х гг., когда главной задачей было разрушение командной системы, многим казалось, что нашей стране нужно «маленькое и дешевое государство», которое практически не будет вмешиваться в экономическую жизнь. Но опыт последующих лет показал, что нарождающиеся рыночные механизмы еще слишком слабы, чтобы взять на себя задачу регулирования всей хозяйственной жизни, и российскому государству придется вернуться в экономику.

Сейчас в среде отечественных экономистов и политиков идут ожесточенные споры о том, что государство может и должно делать, чтобы помочь выходу хозяйства из кризиса и при этом не помешать укреплению рыночной системы.

Поиск наилучшей модели государственной экономической политики России затрудняется тем, что для решения даже минимального круга задач (компенсация несовершенств рынка и смягчение неравенства доходов и богатства) государство должно располагать огромными денежными средствами.

Почему мы должны платить налоги?

ГлавнаяВопросы и заказы Что грозит бывшему работнику, без спросу забравшему деньги из кассы?

Автор вопроса —

Россия

Что грозит бывшему работнику, без спросу забравшему деньги из кассы?

Я мать одиночка 3-х детей несовершеннолетних. Проработала в баре барменом 10 месяцев, работала неофициально, даже без медицинской книжки. Когда ушла, мне остались должны, я ходила к работодателю четыре месяца, но безрезультатно. В один вечер я пришла в бар, зашла к кассе, взяла, отсчитала 10000 рублей, бармен видела сколько, я взяла. Я хотела записать в журнал, куда раньше записывали, но подошел охранник, отобрал журнал, начал на меня кричать и махать руками, я напугалась, перепрыгнула через барную стойку и ушла домой вместе с деньгами. Прошла неделя, работодатель собирается сегодня написать на меня заявление. У него есть запись с камеры. Я конечно, понимаю, что я поступила неправильно, но сам работодатель тоже виноват, платить надо вовремя, я ведь не одна, которой он не заплатил, у других суммы позначительней. Мне угрожает, что посадят меня минимум на три года, а дети? Я сижу и не знаю, что мне делать, помогите мне, пожалуйста.

Ответы юристов

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

8831 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!

Спросить быстрее, чем читать. Задайте вопрос юристам!

8831 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!

Алистархов Владимир Владимирович(02.06.2014 в 14:20:37)

Добрый день!

Теоретически в Ваших действиях усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ (кража). Но, Вы особенно не переживайте, так как сумма не большая и посадить Вас точно не посадят.

Ваши действия могут квалифицировать по части 1 указанной статьи, а это в крайнем случае до двух лет лишения свободы, но с учетом смягчающих обстоятельств, в том числе наличия несовершеннолетних детей, задолженность работодателя по зарплате не думаю, что суд приговорит Вас к лишению свободы.

Более того, дело могут и не возбудить, так как Вы можете сослаться что взяли свою зарплату. А вот работодатель может быть подвергнут уголовному наказанию по ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы).

Но, в любом случае Ваши действия не верны. Вам надо было писать обращения в прокуратуру или в трудовую инспекцию, но не совершать правонарушение.

Урок на тему: «Экономика и государство»

Про запреты директору унитарного предприятия

Руководитель унитарного предприятия (ФГУП, ОГУП, МУП) должен соответствовать определенным требованиям, установленным пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон).

В целом указанные требования представляют собой запреты:

— быть учредителем (участником) либо директором другого юридического лица (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, полного товарищества или товарищества на вере, крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива, государственного и муниципального унитарного предприятия);

— занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления;

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях,

— заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме того, руководителю унитарного предприятия запрещено совершать сделки без согласия собственника имущества, если в совершении сделок имеется заинтересованность руководителя (ст. 22 Закона).

Важной составляющей данного ограничения является понятие заинтересованности , руководителя  в определении условий заключаемой сделки, выборе контрагента и т.п.

Директор ФГУП, ОГУП и МУП признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— являются второй стороной сделки;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более % акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки;

— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки.

Аффилированными лицамипризнаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица.

Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;

— об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

Неисполнение указанной обязанности, а также нарушение запретов руководителем унитарного предприятия  является основанием для увольнения.

Органами прокуратуры области в 2013-2014 годах повсеместно выявлялись случаи нарушений указанных запретов и ограничений.

Так, по результатам мер прокурорского реагирования в 2013 году 1 директор унитарного предприятия вышел из состава участников юридического лица, 2 директора прекратили статус индивидуального предпринимателя, с  3 директорами трудовые договоры расторгнуты.

В 2014 году по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 1 директор унитарного предприятия вышел из состава участников юридического лица, с  6 директорами трудовые договоры расторгнуты.

В связи с чем, директорам ФГУП, ОГУП и МУП следует более ответственно подходить к соблюдению установленных для них законом запретов и ограничений

вернуться

18 июня 2018

Как снять наличные с расчетного счета ООО

Компании рассчитываются безналичными переводами — так проще вести бухучет, контролировать бюджет, платить налоги и выдавать зарплату. Услуги подрядчиков и расходы, связанные с бизнесом, компании оплачивают также по безналичному расчету. Тем не менее, иногда приходится снимать деньги с расчетного счета ООО. Например, если компания хочет заплатить гонорар ведущему корпоратива, а у него нет ни карты, ни расчетного счета. Или когда дивиденды выплатить еще нельзя, а деньги нужны срочно.

По закону снимать деньги можно. Главное — тратить наличные на нужды компании. Дело в том, что деньги на расчетном счете ООО не принадлежат учредителю или генеральному директору — это деньги компании, и тратить их можно только на компанию.

Учредитель не может снять деньги с расчетного счета ООО, чтобы заказать дизайн личного сайта, а вот оплатить новый сайт компании может. При этом сайт должен стоить дешевле 100 000 рублей, иначе платежи придется разбивать по нескольким договорам.

Как выводить деньги с расчетного счета ООО

Деньги лучше не снимать вообще — любое снятие может вызвать подозрение у налоговой и спровоцировать проверку. Чем выше сумма, тем выше вероятность проверки. Если вывести деньги с расчетного счета все же необходимо, есть пять законных способов.

Заплатить дивиденды

Дивиденды — это деньги, которые остаются на счете после налогообложения. Дивиденды выплачивают учредителям и акционерам не чаще одного раза в три месяца. С каждой выплаты нужно заплатить 13 % в виде подоходного налога.

Получить дивиденды наличными можно в кассе банка. Если компания не работала или не получила прибыль, выплачивать дивиденды нельзя — налоговая заподозрит, что компания скрывает доходы.

Выплатить зарплату

Чтобы учредитель мог снять деньги с расчетного счета ООО через выплату зарплаты, он должен устроить сам себя на работу. Должность не важна — хоть директор, хоть уборщик. Это самый дорогой способ получить наличные: на зарплату нужно начислить 30 % в виде страховых взносов и выплатить их в бюджет. Как и дивиденды, зарплата облагается НДФЛ — 13 % вы отдаете налоговой. Чтобы получить на руки 50 000 рублей, нужно потратить почти 25 000.

Зарегистрировать ИП для управления компанией

Учредитель может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и оказывать своей же компании услуги по управлению. Если выбрать упрощенную форму налогообложения, нужно будет заплатить 6 % от дохода и около 28 000 рублей в год в качестве страховых взносов.

Это законно. Учредитель управляет компанией и платит налоги. Не учитывая взносы, обналичивание 50 000 рублей обойдется примерно в 3 000.

Взять взаймы

Чтобы вывести деньги с расчетного счета ООО, учредитель может взять деньги в долг у компании, но только если он оформлен штатным сотрудником. Займ может быть беспроцентным, а срок можно продлевать сколько угодно. Если не отдать в срок, придется заплатить 13 % от суммы займа в бюджет.

Взять взаймы безопасно, если вы единственный собственник компании — вы не станете подавать сами на себя в суд от лица компании. А вот если в компании есть другие учредители, они могут подать в суд.

Взять деньги под отчет

Деньги можно выдать любому сотруднику компании под отчет. Это значит, что он должен потратить их на нужды организации и предоставить документы, которые это подтверждают: чеки, квитанции, накладные. Если сотрудник потратит деньги не по назначению, директор вычитает их из зарплаты. Если после покупок остается сдача, сотрудник возвращает ее компании.

Закон не ограничивает максимальную сумму подотчетных. Но как и всегда, чем выше сумма, тем внимательнее налоговый инспектор. Чтобы не вызывать подозрений, расходы должны быть небольшими и обоснованными.

Незаконные способы снятия денег со счета ООО

Есть компании, которые обналичивают деньги по незаконным схемам.

Должно ли государство ограничивать доходы граждан?

Классический вариант — составление фиктивного договора на оказание услуг. Компания платит безналичным переводом, а через какое-то время учредитель получает свои деньги назад в конверте за вычетом стоимости услуги.

Банки пресекают подобные махинации — иначе Центробанк может отозвать у банка лицензию. Если финмониторинг видит попытку незаконно обналичить деньги, счета блокируют, а информацию передают в налоговую. Если инспектор усматривает уклонение от уплаты налогов, предприниматель несет уголовную ответственность.

С финансовой точки зрения незаконный вывод тоже непривлекателен. Услуги обнальщиков и комиссия банка при получении наличных обходятся ненамного меньше, чем законное снятие денег со счета ООО через выплату дивидендов. Обнальщики могут сбежать с деньгами или перестать выходить на связь. Судиться бесполезно: в договоре прописывают, что компания оплачивает уже оказанные услуги.

Как взять взаймы у компании

Самый простой способ, позволяющий законно снять деньги с расчетного счета ООО — это выдача займа. Заем выдается по одному договору — другие документы не нужны. Занимать можно любую сумму на любой срок. Однако срок должен выглядеть реалистично, а сумму не стоит делать астрономической.

В договоре следует прописать основные условия: кто, кому, сколько дает денег и на какой срок. Чтобы не было недоразумений, нужно указать реквизиты компании, паспортные данные заемщика, сумму и срок займа, а также условия и график погашения. Договор подписывает генеральный директор компании.

Заем бывает процентный и беспроцентный. В первом случае все просто — в договоре указываете процент и выдаете займ, как кредит. В конце срока получаете деньги, а компания платит с полученного процента налог. Ставка налога равна ставке системы налогообложения.

Беспроцентный заем тоже стоит денег. Логика такая: процентов нет, а значит, заемщик получает материальную выгоду. Выгоду облагают НДФЛ со ставкой 35 %. Получается так: если берете 300 000 рублей на месяц, переплачиваете чуть больше 500 рублей.

Если заем не возвращают в срок, компания может его простить. Налоговая этому не обрадуется — придется возиться с проверками. В целом, снятие денег с расчетного счета ООО через заем — это быстро, просто и дешево. Хорошо подходит, если деньги нужны срочно.

Как платить дивиденды

Дивиденды — это чистая прибыль компании, которая остается после оплаты всех расходов и налогов. Выплата дивидендов — самый логичный и понятный налоговой способ. Учредители компании получают доход согласно долям или акциям и платят подоходный налог — это нормально и не вызывает подозрений.

Выплачивать дивиденды можно один раз в квартал, полгода или год. Удобнее это делать по итогам года, чтобы рассчитать окончательную чистую прибыль.

Дивиденды нельзя выплачивать, если компания имеет убыток, отвечает признакам банкротства или вовсе не работает.

Почему снимать деньги с расчетного счета так сложно

Налоговая и Центробанк не любят, когда предприниматели работают с наличными. Наличные операции тяжело контролировать: на что и зачем компания тратит деньги и откуда получает. Поэтому большинство схем ухода от налогов так или иначе связаны с обналичиванием денег.

На расчетном счете, наоборот, все как на ладони — бухгалтер указывает назначение для каждого перевода, а история переводов идет в хронологическом порядке. Инспектору проще понять логику переводов, а компании сложнее скрыть доход и не заплатить налог.

Запомнить

  • Деньги с расчетного счета лучше не снимать. Каждое снятие привлекает повышенное внимание финмониторинга и налоговой. Частые снятия могут спровоцировать проверку.
  • Снимайте как можно меньше. Чем меньше сумма, тем меньше вопросов возникает у банка и инспектора.
  • Наличные с расчетного счета можно тратить только на нужды компании — на то, что связано с получением прибыли. Закупка товара не вызывает подозрения, а покупка последнего Айфона — еще как.
  • Снятие наличных с расчетного счета ООО законными способами стоит денег. Снятие незаконными способами влечет уголовную ответственность.
  • Чтобы не вызывать подозрений, снимайте деньги через выплату дивидендов.
  • Если деньги нужны срочно, оформляйте договор займа.

Екатерина Меньшикова

Необходимо отметить, что законодательство РФ о налогах не содержит норм, связывающих отнесение затрат фирмы на уменьшение полученных фирмой доходов с тем, какое лицо производит эти расходы: Такой же принцип и для принятия к вычету расходов в части НДС, но у покупателя обязательно должен быть счет-фактура, оформленный в соответствии со ст. Поэтому в случае налоговой проверки налоговый орган будет выяснять не только и не столько, кто произвел расходы денег фирмы хотя это тоже немаловажный факт , а для какой цели эти расходы сделаны и какими документами они подтверждены.

Аналогично будет выясняться вопрос расходов и обращения в суд, если спор об обоснованности расходов дойдет до суда. Если руководитель одновременно входит в число владельцев фирмы, то вопрос об источнике денег для его расходов иногда решается не через прямое финансирование расходов за счет денег фирмы, а через регулярную но, в соответствии с учредительными документами фирмы!

В данный момент к налоговой базе по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими гражданами, являющимися налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка 9 процентов. Оставшиеся после налогообложения дивиденды руководитель может тратить по своему усмотрению. Если же расходы обоснованы и подтверждены надлежащими документами, то в целях исчисления налога на прибыль не запрещено списывать расходы, обычно производимые руководителями при командировках или деловых встречах, например: Бухгалтерам фирм, применяющих УСН или ЕСХН, нужно быть особенно внимательными и проверять каждый вид расхода на соответствие правилам НК РФ для УСН или ЕСХН, так как для этих спецрежимов не все расходы могут приниматься к уменьшению доходов, даже если расход обоснован с точки зрения производственной целесообразности самой фирмы.

К документам, составленным на иностранном языке, необходимо прилагать перевод на русский язык. Какие расходы руководителя оплачивать за счет фирмы можно с осторожностью?

Если бухгалтер имеет сомнения в том, что расход надлежаще обоснован и при этом сумма расхода не является для фирмы существенной, правильнее такой расход отнести за счет прибыли и не тратить потом время на споры об обоснованности такого расхода. Например, расходы на вино, водку, пиво, сигареты, шоу-группы и т.

Удивительно, но факт! Норму установил Минтранс, а кроме того, можно установить ее самостоятельно. Страховые взносы тоже платить не придется подп.

Но бывают случаи, когда с корпоративных пластиковых карт, выдаваемых для использования в командировках, руководители фирм, особенно если они еще и владельцы бизнеса, производят расходы на личные нужды и нужды своей семьи. Например, приобретают парфюмерию, одежду, предметы интерьера, оплачивают развлекательные центры и т. Если руководитель имеет основания считать, что бухгалтер квалифицирован в вопросе оформления расходов, необходимо, чтобы бухгалтер провел с работниками инструктаж по оформлению расходов и составил им письменную памятку как должны быть оформлены расходы, что можно принять на расходы, а что нельзя.

Если же вышеуказанное решение не подходит, желательно пригласить стороннего специалиста для проведения данной работы, особенно если расходы руководящего звена регулярны и существенны по размеру.

почему правительство требует от хозяйственных организаций оплачивать все свои расходы с

Кроме того, желательно примерно раз в полгода-год проводить проверку правильности оформления расходов силами внешних консультантов, которые имеют опыт участия в налоговых проверках и в судебных спорах. В соответствии со статьей НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные понесенные налогоплательщиком.

Расходы руководителя на бензин могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Но только при надлежащем оформлении путевых листов, в пределах нормативов расхода ГСМ и при условии служебного характера поездок. Затраты на телефонные переговоры также могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих доходы пп.

Компенсация расходов, связанных с использованием автомобиля

При этом такие телефонные переговоры должны носить служебный характер. Представители проверяющих органов настаивают на экономической обоснованности и производственной направленности расходов на мобильную связь. Для этого необходимо иметь детализированные счета операторов мобильной связи с указанием в них всех номеров телефонов абонентов, кодов городов стран , дат и времени, продолжительности и стоимости разговора. Что касается таких затрат, как, например, ужин в ресторане с деловыми партнерами, то их можно отнести к представительским расходам.

Однако здесь надо быть очень внимательным при оформлении данных расходов. Необходимо иметь оправдательно-распорядительную документацию: В нашей практике был случай, когда директор одной крупной компании приобрел картины известных художников и разместил их в своем кабинете.

Удивительно, но факт! Он обязан платить каждый месяц арендную плату.

Обоснованием для приобретения таких дорогих картин было создание соответствующего имиджа компании. В любом случае при принятии к учету каких-либо расходов необходимо быть готовым к обоснованию экономической целесообразности их осуществления, в том числе и в судебных инстанциях, а также иметь предусмотренную законодательством документацию, подтверждающую данные расходы.

Удивительно, но факт! Пошаговая инструкция Расходы на бензин при использовании корпоративного транспорта можно и нужно вычитать из налогов. По мнению чиновников, обоснованные расходы на ГСМ — это расходы в пределах установленной нормы.

Читайте также:

  • Зеленый сад рязань ипотека без первоначального взноса
  • Кто меняет сломанные счетчики отопления в доме
  • Последствия со здоровьем ненормированного рабочего дня
  • Ипотека под строительства дома
  • Образец заполнения дкп
  • Усыновление детей тольятти куда обращаться