Помощь отбывающим наказание

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 декабря 2005 г. N 262

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ГРУППЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЖДЕННЫХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В целях упорядочения деятельности по социальной защите осужденных и оказанию им социальной помощи, а также содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы.

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А. Корниенко) обеспечить исполнение Положения.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д. Алханова.

Министр

Ю.Я.ЧАЙКА

Утверждено

Приказом Министерства юстиции

Российской Федерации

от 30 декабря 2005 г. N 262

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГРУППЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЖДЕННЫХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет назначение и содержание деятельности группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (далее — группа), ее основные цели, задачи и функции, права и обязанности работников, устанавливает порядок оказания администрацией исправительного учреждения содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, а также перечень документации, которую составляют и ведут работники группы.

2. Группа является структурным подразделением исправительного учреждения.

3. Социальная защита осужденных в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.

4. Социальная помощь оказывается всем осужденным, в первую очередь инвалидам, престарелым, пенсионерам, лицам, переведенным из воспитательных колоний, беременным женщинам, женщинам, имеющим при себе детей, несовершеннолетним, лицам, больным неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями, не имеющим определенного места жительства, утратившим родственные связи, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью.

5. При осуществлении своей профессиональной деятельности работники группы руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, других министерств и ведомств, а также настоящим Положением.

6. Должности работников группы замещаются лицами начальствующего состава и служащими, имеющими высшее образование по специальностям «Социальная работа», «Социология», «Юриспруденция», «Психология» либо высшее образование по иной специальности, при условии прохождения курсов переподготовки по специальности «Социальная работа».

7. Непосредственное руководство группой осуществляет заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе.

8. В состав группы включаются должности старшего специалиста (специалиста) по социальной работе с осужденными и (или) старшего инспектора (инспектора) по трудовому и бытовому устройству осужденных. Количество указанных должностей устанавливается в зависимости от лимита и фактического наполнения учреждения.

9. В исправительных колониях для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, старший специалист (специалист) по социальной работе входит вместе со старшим психологом и психологом в состав отдела социально-психологической работы с осужденными и непосредственно подчиняется начальнику отдела.

10. В целях более эффективного решения поставленных задач группа взаимодействует с другими службами исправительного учреждения, а также с родственниками осужденных, общественными организациями (объединениями), службами занятости и социальной защиты населения, с иными государственными органами.

11. Для осуществления помощи по уходу за инвалидами, тяжело больными могут привлекаться на добровольной основе осужденные.

12. Работники группы для выполнения своих профессиональных обязанностей обеспечиваются служебными кабинетами, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями.

II. Основные цели и задачи группы социальной

защиты осужденных

13. Основными целями группы являются создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

14. Основными задачами группы являются:

выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решении данных вопросов;

подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению», привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб;

содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;

оказание консультативной помощи осужденным в подготовке необходимых документов для получения паспорта, а также принятие мер по получению документов, подтверждающих их право на социальное обеспечение;

привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной;

привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения.

III. Основные функции группы социальной защиты осужденных

15. К основным функциям группы относятся:

осуществление социальной диагностики осужденных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, разработка индивидуальных программ по работе с ними;

комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи, совместно с сотрудниками психологической и других служб исправительного учреждения;

обеспечение нуждающихся лиц квалифицированной социальной помощью, стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем;

содействие укреплению положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями (объединениями);

привлечение осужденных к деятельности по решению вопросов социальной направленности;

социальное сопровождение осужденных на всех этапах отбывания наказания;

организация непрерывной работы по подготовке осужденных к освобождению;

оказание содействия в вопросах трудового и бытового устройства осужденных, в том числе инвалидов, освобождающихся из исправительного учреждения;

оказание содействия осужденным — инвалидам, освобождающимся из исправительного учреждения, в решении вопросов бытового устройства по предоставлению жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5488).

16. В воспитательных колониях работники группы взаимодействуют с представителями попечительского совета при воспитательной колонии и родительского комитета колонии с целью оказания помощи осужденным в решении вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства;

организуют сопровождение несовершеннолетних осужденных, которым предоставлено право выезда за пределы воспитательной колонии, а также освобождающихся лиц, которые на момент освобождения не достигли возраста 16 лет;

в необходимых случаях в установленном порядке готовят документы для направления освобождаемого осужденного в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальное (коррекционное) учреждение для несовершеннолетних с отклонениями в развитии.

IV. Права и обязанности работников группы социальной

защиты осужденных

17. Старший специалист (специалист) по социальной работе имеет право:

осуществлять с первых дней пребывания осужденных в исправительном учреждении деятельность, направленную на их подготовку к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и трудовых навыков;

запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения необходимую для своей профессиональной деятельности информацию о личности осужденного;

принимать участие в распределении осужденных по первичным коллективам (отрядам, отделениям, бригадам, учебным классам, группам);

участвовать в подготовке и рассмотрении характеристик осужденных, направляемых в суд для решения вопроса об их условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, по представлению осужденных к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, предоставления осужденным выездов за пределы учреждения по основаниям, предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством;

принимать участие в работе совета воспитателей отряда;

вносить предложения по социальному обеспечению осужденных, и осужденных инвалидов первой и второй группы, контролировать выполнение рекомендаций по социальным вопросам;

осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие с представителями органов государственной власти, организаций с различной формой собственности по вопросам социальной защиты и поддержки осужденных;

содействовать восстановлению, поддержанию и укреплению социально полезных связей осужденных, формированию навыков поведения в семье и общения в ближайшем социальном окружении;

вносить предложения руководству исправительного учреждения о применении к осужденным мер поощрения и взыскания.

18. Старший специалист (специалист) по социальной работе обязан:

осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы конкретных осужденных, их групп и определять пути их разрешения;

составлять совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения социальную карту осужденного;

абзац исключен. — Приказ Минюста России от 21.07.2016 N 171;

оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения;

абзац исключен. — Приказ Минюста России от 13.03.2015 N 56;

вести учет проделанной работы, анализировать ее результаты и влияние на исправление осужденных;

вести учет пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, с момента наступления у осужденного права на получение пенсии оформлять необходимые документы и направлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменении состава пенсионеров в исправительном учреждении, осуществлять контроль за своевременным перечислением пенсий и социальных пособий органами социальной защиты населения и принимать необходимые меры по устранению недостатков;

совместно с другими службами принимать меры по получению документов, подтверждающих право осужденных на социальное обеспечение;

оказывать содействие осужденным в восстановлении социальных связей с родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями;

своевременно информировать руководство исправительного учреждения о проблемах в сфере социального обеспечения осужденных.

19. Старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных имеет право:

запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения информацию, необходимую для профессиональной деятельности;

принимать участие в работе совета воспитателей отряда;

осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие с представителями органов государственной власти, организаций с различной формой собственности, заинтересованными в трудовом и бытовом устройстве осужденных.

20. Старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных обязан:

разъяснять положения действующего законодательства, касающиеся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания осужденным содействия в трудовом и бытовом устройстве, оформления документов и получения регистрации;

взаимодействовать с органами местного самоуправления, федеральной службы занятости и органами внутренних дел по избранному осужденным месту жительства, попечительскими советами, иными общественными и религиозными организациями (объединениями), работодателями в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых;

устанавливать при необходимости контакты с родственниками осужденных или иными лицами с целью подготовки семьи или иных лиц к его предстоящему освобождению из исправительного учреждения;

принимать участие в организации и проведении практических занятий по подготовке осужденных к освобождению;

вести учет проделанной работы, обобщать и анализировать ее результаты, представлять руководству учреждения соответствующую информацию и предложения по совершенствованию профессиональной деятельности.

V. Документация группы социальной защиты осужденных

21. Старший специалист (специалист) по социальной работе с осужденными составляет и ведет:

социальный паспорт осужденных исправительного учреждения (Приложения N 1, 2);

социальную карту осужденного (Приложение N 3);

журнал учета пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий (Приложение N 4);

отчеты о работе группы социальной защиты осужденных (Приложения N 5, 6);

журнал учета приема осужденных по социальным вопросам (Приложение N 7).

22. Старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных составляет и ведет:

журнал учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;

журнал учета лиц, освобождающихся из исправительного учреждения;

перечень учреждений, осуществляющих социальное обеспечение и оказывающих социальную помощь гражданам (органы социальной защиты населения, муниципальные центры занятости, дома престарелых и инвалидов, центры реабилитации и адаптации, приюты, социальные гостиницы, дома ночного пребывания и т.п.).

Приложение N 1

к Положению

Примечание.

Приведенная схема социального паспорта осужденных является примерной и допускает изменения и дополнения, которые могут вводиться в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы с учетом местной специфики.

Все абсолютные значения показателей в социальном паспорте должны сопровождаться процентным соотношением.

Социальный паспорт составляется дважды в год по состоянию на 1 июля и 1 января.

Приложение N 2

к Положению

Примечание.

Приведенная схема социального паспорта осужденных воспитательной колонии является примерной и допускает изменения и дополнения, которые могут вводиться в каждом территориальном органе ФСИН России с учетом местной специфики.

Все абсолютные значения показателей в социальном паспорте должны сопровождаться процентным соотношением.

Социальный паспорт составляется дважды в год по состоянию на 1 июля и 1 января.

Приложение N 3

к Положению

Примечание.

Социальная карта осужденного составляется за шесть месяцев до окончания срока отбывания наказания осужденного.

При освобождении осужденного из исправительного учреждения социальная карта выдается ему под роспись.

Приложение N 4

к Положению

Журнал учета пенсионеров и лиц,

имеющих право на получение пенсий и социальных пособий

N п/п

Ф.И.О., год рождения осужденного, N отряда

Дата прибытия в исправительное учреждение, наступления права на получение пенсии (социального пособия)

Дата направления документов на оформление (перевод) пенсии в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации

Вид пенсии, социального пособия (группа инвалидности)

Размер пенсии

Дата очередного переосвидетельствования медикосоциальной экспертизой

Примечание

В примечании указывается дата и причины приостановки (прекращения) выплат.

Приложение N 5

к Положению

N п/п

Показатель

Всего

В том числе исправительная колония для женщин

Исправительная колония для лиц, отбывающих пожизненное заключение

Всего исправительных учреждений (без воспитательных колоний, следственных изоляторов, тюрем)

Численность работников групп (штат/факт)

Из них: старших специалистов (специалистов) по социальной работе (штат/факт)

старших инспекторов (инспекторов) по трудовому и бытовому устройству (штат/факт)

Количество осужденных, освободившихся в течение отчетного периода

Из них освободились по отбытии срока наказания

Из освободившихся нуждались в помощи по трудовому и бытовому устройству

Решено вопросов трудового и бытового устройства

Направлено запросов в органы местного самоуправления по вопросам бытового устройства освобождаемых

Не поступило ответов

Получено положительных ответов

Получено отрицательных ответов

Направлено запросов в органы внутренних дел

Не поступило ответов

Получено положительных ответов

Получено отрицательных ответов

Освободилось осужденных, не имеющих постоянного места жительства

Решено вопросов трудового и бытового устройства в отношении осужденных, не имеющих постоянного места жительства

Освободилось престарелых и инвалидов первой или второй групп

Из них нуждались в помещении в дома престарелых и инвалидов, интернаты

С органами социальной защиты данный вопрос решен положительно

Количество осужденных, утративших социально полезные связи

Из их числа социально полезные связи восстановлены

Поступило обращений от осужденных по социальным проблемам

Из них разрешено

Количество осужденных, имеющих право на получение социальных пособий, в том числе ежемесячных денежных выплат

из них пенсионеров

Количество осужденных, которым оформлены документы на получение социальных пособий, в том числе ежемесячных денежных выплат

из них пенсионеров

Количество лиц, не имеющих в личном деле паспорта

в том числе имеющих паспорт с истекшим сроком

из них не имели средств на лицевых счетах

из них освобождаются в следующем за отчетным году

Количество осужденных, которым оказана помощь в оформлении документов, необходимых для получения паспорта

Освобождено осужденных без паспортов

Количество лиц, нуждающихся в материальной помощи при освобождении

Количество лиц, которым выдано единовременное денежное пособие при освобождении

Средняя сумма пособия в расчете на 1 человека

Примечание.

При отсутствии показателя в графе проставляется прочерк.

К отчету прилагается пояснительная записка, в которой должна содержаться информация о работе группы, ее составе, проблемах, имеющихся в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождающихся, получения осужденными паспортов, пенсионных удостоверений, путях их решения, социальных проблемах осужденных в учреждении, положительном опыте взаимодействия с органами местного самоуправления, службы занятости, социальной защиты населения, общественными и религиозными объединениями, другими заинтересованными структурами в сфере социального обеспечения осужденных, их бытового и трудового устройства и т.п.

Отчет вместе с пояснительной запиской представляется территориальным органом ФСИН России в управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России к 20 января года, следующего за отчетным.

Приложение N 6

к Положению

N п/п

Показатель

Всего

В том числе воспитательная колония (женского пола)

Всего воспитательных колоний

Численность работников групп (штат/факт)

из них: старших специалистов (специалистов) по социальной работе (штат/факт)

старших инспекторов (инспекторов) трудового и бытового устройства (штат/факт)

аттестованных

Количество осужденных, освободившихся в течение отчетного периода

из них освободились по отбытии срока наказания

из освободившихся нуждались в помощи по трудовому и бытовому устройству

Решено вопросов трудового и бытового устройства

Направлено запросов в органы местного самоуправления по вопросам бытового устройства освобождаемых

Не поступило ответов

Получено положительных ответов

Получено отрицательных ответов

Направлено запросов в органы внутренних дел

Не поступило ответов

Получено положительных ответов

Получено отрицательных ответов

Решено вопросов трудового и бытового устройства в отношении осужденных, не имеющих постоянного места жительства

Количество осужденных, утративших социально полезные связи

из их числа социально полезные связи восстановлены

Поступило обращений от осужденных по социальным проблемам

из них разрешено

Количество осужденных, имеющих право на получение социальных пособий, в том числе ежемесячных денежных выплат

из них пенсионеров

Количество осужденных, которым оформлены документы на получение социальных пособий, в том числе ежемесячных денежных выплат

из них пенсионеров

Количество лиц, не имеющих в личном деле паспорта

в том числе имеющих паспорт с истекшим сроком

из них не имели средств на лицевых счетах

из них освобождаются в следующем за отчетным году

Получены осужденными паспорта

Освобождено осужденных без паспортов

Количество лиц, нуждающихся в материальной помощи при освобождении

Количество лиц, которым выдано единовременное денежное пособие при освобождении

Средняя сумма пособия в расчете на 1 человека

Примечание.

При отсутствии показателя в графе проставляется прочерк.

К отчету прилагается пояснительная записка, в которой должна содержаться информация о работе группы, проблемах, имеющихся в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождающихся, получения осужденными паспортов, пенсионных удостоверений, путях их решения, социальных проблемах осужденных в учреждении, о положительном опыте взаимодействия с органами местного самоуправления, службы занятости, социальной защиты населения, общественными и религиозными объединениями, другими заинтересованными структурами в сфере социального обеспечения осужденных, их бытового и трудового устройства и т.п.

Отчет вместе с пояснительной запиской представляется территориальным органом ФСИН России в управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России к 20 января года, следующего за отчетным.

Приложение N 7

к Положению

Журнал учета приема осужденных по социальным вопросам

N п/п

Ф.И.О., год рождения осужденного, N отряда

Дата обращения

Описание социальной проблемы

Принятое решение

www.medial-journal.ru

ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОШИ ЛИЦАМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), представленным на сайте в 2017 году, около 80% осужденных страдают различными заболеваниями, из них половина болеет социально значимыми заболеваниями (туберкулез, ВИЧ) и около 20% являются инвалидами. Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи заключенным, регулируются приказом Минздравсоцразвития РФ и Минюста России «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» от 17.10.2005 № 640/190. В статье приведен многолетний анализ поступивших обращений в территориальный орган Росздравнадзора. Стабильное увеличение обращений по вопросам оказания медицинской и лекарственной помощи в территориальный орган за последние годы показывает, что работа с осужденными на уровне медицинской части, исправительной колонии или медико-санитарной части УФСИН ведется в неполной мере, имеются системные недостатки в оказании медицинской и лекарственной помощи осужденным. Руководителям подразделений УФСИН предлагается проведение определенных организационных мероприятий. Медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным должна включать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья. Решение проблемных вопросов возможно при активном взаимодействии службы по надзору в сфере здравоохранения, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, органов внутренних дел и службы исполнения наказаний.

Ключевые слова: медицинская помощь, качество и доступность, лекарственное обеспечение, анализ обращений, организационные мероприятия.

Е.А. Васильев,

Территориальный орган

Росздравнадзора

по Оренбургской области

Васильев Евгений Александрович -e-mail: rzn56r@ reg56roszdravnadzor.ru

МЕйялт

Организация здравоохранения и общественное здоровье

Согласно статье 41 Конституции РФ «медицинская помощь в учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». Право человека на охрану здоровья реализуется в возможности удовлетворения социально-экономических и личных потребностей и интересов человека в части восприятия им профилактических мероприятий по охране здоровья и особенно в части непосредственного восстановления нарушенного здоровья. Учреждения здравоохранения обязаны принимать все возможные меры, направленные на охрану здоровья любого человека, где бы он ни находился, защищая тем самым общество в целом. Применительно к осужденным, лишенным свободы, данная обязанность государства может реализовы-ваться в создании условий, обеспечивающих поддержание их здоровья с начального момента изоляции от общества, в период отбывания наказания в виде лишения свободы и время после освобождения из исправительного учреждения.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), представленным на сайте в 2017 году, около 80% осужденных страдают различными заболеваниями, из них половина болеет социально значимыми заболеваниями (туберкулез, ВИЧ) и около 20% являются инвалидами. При этом бюджетное финансирование за последние годы уголовно-исполнительной системы возросло в четыре раза, более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственных федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.

Приказ Минздравсоцразвития РФ и Минюста России «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» от 17.10.2005 № 640/190 регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи заключенным.

Указанный нормативный правовой акт унифицирует нормы, касающиеся обеспечения деятельности медицинской части и обозначает основные принципы деятельности медицинской службы:

• соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на охрану здоровья и государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь;

• приоритет профилактических мер в области охраны здоровья;

• обеспечение доступности медицинской помощи.

При этом задачами медицинской службы ФСИН России являются:

• организация оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях;

• осуществление контроля за состоянием здоровья лиц, содержащихся в исправительных учреждениях;

• организация подготовки медицинских работников по профессиональным и специальным вопросам;

• гигиеническое обучение и воспитание подозреваемых, обвиняемых и осужденных, пропаганда здорового образа жизни;

• соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

• организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке;

• организация взаимодействия с органами управления здравоохранением и медицинскими организациями государственной системы здравоохранения.

Организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения РФ.

В исправительных учреждениях Оренбургской области уголовное наказание отбывают более 10 000 осужденных, в следственных изоляторах содержатся около полутора тысяч человек.

Контрольно-надзорные мероприятия, проведенные территориальным органом Росздравнадзора в 2014-2017 годах в отношении учреждений уголовно-исполнительной системы, выявляют определенные проблемы в части оказания медицинской и лекарственной помощи лицам, находящимся в изоляции от общества. Анализ поступивших обращений показывает, что далеко не все вышеуказанные требования нормативно-правовых актов, направленные на охрану здоровья осужденных, реализуются на практике. Проблемами являются несвоевременность и обеспечение доступности медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стабильное увеличение обращений по вопросам оказания медицинской и лекарственной помощи в территориальный орган за последние годы указывает на то, что работа с осужденными на уровне медицинской части, исправительной колонии или медико-санитарной части УФСИН ведется в неполной мере. Об этом свидетельствует

МЕДИ Щ

Организация здравоохранения и общественное здоровье

статистика поступивших в территориальный орган обращений от лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в сравнении с общим количеством обращений в территориальный орган: если в 2014 году было девять обращений (4% от общего количества), то в 2017 году рассмотрено уже 37 обращений (11%).

Многолетний анализ поступивших обращений позволяет сделать вывод о системных недостатках в оказании медицинской и лекарственной помощи осужденным:

1) адекватное обследование и лечение чаще всего начинается только после жалоб осужденных в контрольно-надзорные структуры или руководству УФСИН;

2) диагностические обследования проводятся не всегда своевременно;

3) назначение лекарственных препаратов часто не соответствует стандартам лечения по профилям;

4) обязанности на приобретение лекарственных препаратов возлагаются на родственников осужденных;

5) в медицинских документах не всегда отражаются жалобы осужденных, касающиеся состояния здоровья.

Вместе с тем при проведении плановых и внеплановых проверок по обращениям в отношении федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 56 Федеральной службы исполнения наказаний» выявлено, что оснащение медицинским оборудованием соответствует Порядкам оказания медицинской помощи по профилям и видам оказываемых работ (услуг). Штат медицинской организации укомплектован специалистами, имеющими необходимую профессиональную подготовку, что позволяет обеспечить осужденных квалифицированной медицинской помощью.

Вопросы качественного лечения лиц, изолированных от общества, профилактики заболеваний нельзя игнориро-

вать, т. к. речь идет об угрозе здоровью всего населения страны, поскольку осужденные после отбывания наказания возвращаются в общество.

Со стороны руководителей медсанчасти или исправительной колонии требуется проведение определенных организационных мероприятий с целью предотвращения обращений в Росздравнадзор:

• проведение рабочих совещаний по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности;

• информирование о вступлении в силу новых нормативных правовых актов, регламентирующих медицинскую деятельность;

• введение обязанности проведения разъяснительных бесед с осужденными и родственниками;

• четкое регламентирование деятельности медицинского персонала;

• разработка механизмов контроля неудовлетворенностью оказанной медицинской помощью и др.

Территориальный орган Росздравнадзора по Оренбургской области предлагает руководству Управления ФСИН повысить ответственность каждого сотрудника:

• за недостаточную или несвоевременную реакцию на факты ухудшения состояния здоровья осужденных и подследственных,

• нарушение установленных обязательных требований в сфере здравоохранения,

• за количество обоснованных обращений на качество и безопасность медицинской помощи.

Таким образом, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным должна включать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья. Решение проблемных вопросов возможно при активном взаимодействии службы по надзору в сфере здравоохранения, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, органов внутренних дел и службы исполнения наказаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации».

Federal’nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ «Ob osnovax oxrany zdorov’ya grazhdan v Rossijskoj Federacii».

2. Приказ Минздравсоцразвития и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

3. Приказ Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В учреждениях УФСИН России по Тульской области успешно функционирует «школа подготовки осужденных к освобождению».

К работе в «школе» привлекаются представители центров занятости населения, сотрудники правоохранительных органов и пенсионного фонда, представители благотворительных фондов и общественных организаций, которые оказывают консультативную и правовую помощь осужденным, готовящимся к освобождению

Сотрудники соцзащиты и исправительных учреждений помогают в социальной адаптации после отбывания наказания.

Как сообщает пресс-служба УФСИН РФ по Тульской области, для организации совместной работы по расширению возможностей трудоустройства граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, между министерством труда и социальной защиты Тульской области, Управлением Федеральной Службы исполнения наказаний Российской Федерации по Тульской области и Благотворительным фондом по оказанию помощи лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях «ЗАБОТА», заключено трехстороннее соглашение. В рамках соглашения проводятся встречи, на которых осужденным рассказывают об их правах и социальных гарантиях, которыми они вправе воспользоваться после освобождения.

Представители благотворительного фонда «ЗАБОТА» регулярно посещают исправительные учреждения Тульской области. В ходе визитов специалисты фонда уделяют основное внимание работе с гражданами без определенного места жительства и осужденными из числа детей-сирот, имеющих право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Регулярно работники органов занятости населения проводят встречи с лицами, готовящимися к освобождению. В тематику встреч входят вопросы, касающиеся ситуации на рынке труда, норм Трудового кодекса Российской Федерации и Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также проблем психологической адаптации граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, возможности их профессионального обучения и переобучения.

Большую адресную работу по защите законных прав и интересов осужденных проводят в «школе подготовки» сотрудники социальных служб исправительных учреждений. Они оказывают помощь по оформлению документов для постановки на очередь на жилье, содействие в трудовом и бытовом устройстве, направляют запросы в органы внутренних дел для восстановления и переоформления утраченных документов.