Пониженная налоговая ставка

Дифференцированные ставки налога при УСН уже применяются

Интересные перемены произошли у «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» в 2009 г. Если раньше для них была предусмотрена единая ставка налога в размере 15%, то теперь региональным властям предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.20 НК РФ, вступившие в силу 1 января 2009 г., и теперь ставка налога для «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» может быть уменьшена.

Что же это означает? Все довольно просто. С этого года региональные власти вправе принять решение о том, что некоторые налогоплательщики, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», уплачивают налог не по единой, а по специальным сниженным ставкам (но не более чем на 10%). Для этого на уровне субъекта Российской Федерации должен быть издан закон.

Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были утверждены довольно поздно, практически в самом конце прошлого года. По этой причине не все региональные власти успели принять необходимые законы до начала 2009 г. Однако заметим, что даже если закон того или иного субъекта Федерации был принят уже в 2009 г., дифференцированные ставки для «упрощенцев» в данном регионе могут применяться с 1 января текущего года. И вот почему. В п. 4 ст. 5 НК РФ закреплено правило, согласно которому законодательный акт, улучшающий положение налогоплательщика, может иметь обратную силу, если это в нем прямо указано. Таким образом, если региональный закон принят в середине 2009 г. и в нем указано, что его действие распространяется на период с 1 января 2009 г., налог исчисляется по сниженным ставкам с этой даты.

Примечание. Подобный вывод содержится также в совместном Письме Минфина России и ФНС России от 02.12.2008 N ШС-6-3/881@.

На заметку. В Рязанской области закона нет, но он ожидается

УФНС по Рязанской области в Письме от 11.01.2009 N 12-18/00035@ поспешило успокоить рязанских «упрощенцев», сообщив, что отсутствие регионального закона, устанавливающего дифференцированные ставки на начало 2009 г., не исключает возможности более позднего принятия такого закона с распространением его на правоотношения, возникшие начиная с 1 января 2009 г. То есть если закон не появится до апреля, налогоплательщикам, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», придется перечислять авансовые платежи по ставке 15%. Зато после его издания лица, на которых будет распространена льгота, смогут скорректировать налог с учетом пониженных ставок. (Информация приведена на дату подписания номера в печать. — Примеч. ред.)

Кстати, многие региональные законодатели так и сделали. Например, в ст. 3 Закона Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ и в ст. 2 Закона Республики Мордовия от 04.02.2009 N 5-3 указано, что закон вступает в силу с момента его официального опубликования, но распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Понятно, что целью указанных нововведений стало желание законодателя облегчить участь малого бизнеса на фоне стремительно развивающегося мирового экономического кризиса, однако региональные власти не изъявляют особого энтузиазма по поводу снижения налогового бремени данной категории налогоплательщиков. В настоящий момент не наберется и двух десятков регионов, в которых введены дифференцированные ставки для УСН. Да и в принятых законах льготные ставки в основном распространены лишь на небольшую часть «упрощенцев», осуществляющих деятельность в наиболее актуальных для конкретного региона направлениях.

Так, в Законе Калужской области от 18.12.2008 N 501-ОЗ сказано, что ставка налога 5% устанавливается для тех «упрощенцев», которые осуществляют виды деятельности в соответствии с разд. D Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство и т.п.).

Примечание. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1) введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Принятие региональных законов, устанавливающих для «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» различные налоговые ставки, вызвало довольно много вопросов у налогоплательщиков.

Так, многие не понимают, что означает формулировка «дифференцированные ставки будут применяться в зависимости от категории налогоплательщиков». Как налогоплательщики включаются в ту или иную категорию? Не будет ли являться установление льгот для одной категории «упрощенцев» дискриминацией по отношению к другим категориям и нарушением принципа равенства и справедливости налогообложения, продекларированного в ст. 3 НК РФ и ст. 19 Конституции РФ? Попытаемся разобраться в каждом из поставленных вопросов.

Права регионов

Прежде всего надо отметить, что снижение налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии со ст. 56 НК РФ признается налоговой льготой. Следовательно, дифференцированные ставки являются не чем иным, как льготами, предоставляемыми некоторым налогоплательщикам.

Налоговая ставка усн — дифференцирование

Основное правило для льгот заключается в том, чтобы нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия их применения, не носили индивидуального характера. В п. 3 ст. 56 НК РФ сказано, что льготы по федеральным налогам должны быть указаны в Налоговом кодексе. А региональным властям предоставлено полное право устанавливать или отменять собственными законами льготы по региональным налогам, если такая возможность предусмотрена НК РФ. Налог при УСН не указан ни среди федеральных, ни среди региональных, ни среди местных (ст. ст. 13 — 15 НК РФ), он заменяет собой уплату трех федеральных налогов (НДС, ЕСН, налога на прибыль или НДФЛ) и одного регионального или местного (налог на имущество организаций или налог на имущество физических лиц).

Примечание. Об освобождении плательщиков налога при УСН от уплаты НДС, ЕСН, налога на прибыль (НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности) и налога на имущество говорится в п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ.

Однако в рассматриваемом случае право устанавливать льготы предоставлено региональным властям именно нормами Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.20), и право это не ограничено. Кроме того, регионам даны широкие полномочия в области определения категорий налогоплательщиков, подпадающих под льготы. При этом, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда РФ, конституционный принцип равенства всех перед законом не ограничивает законодателя в установлении льготы для одной категории налогоплательщиков и непредоставлении той же льготы другой категории. То есть обязательность их установления для тех или иных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов непосредственно из Конституции РФ не вытекает, а выбор категорий находится полностью на усмотрении законодательного органа (см., например, Постановление КС РФ от 14.07.2005 N 9-П и Определение КС РФ от 27.06.2005 N 232-О).

Что такое категория?

Что же понимать под категорией налогоплательщиков? Учитывая, что найти определение этого в действующем законодательстве нельзя, приходится обращаться к официальным разъяснениям уполномоченных органов и судебной практике.

Например, по мнению Минфина, выраженному в Письме от 27.02.2009 N 03-11-11/29, в каждой конкретной категории отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Сюда относятся вид экономической деятельности, размер предприятия, для кого выполняются работы или услуги, место расположения и др. Из Определения КС РФ от 25.03.2004 N 96-О следует, что для перевода налогоплательщика в иную категорию достаточно того, чтобы лицо имело иные условия и род деятельности.

Основной вывод, который можно сделать из сказанного, заключается в следующем. Для отнесения налогоплательщика к той или иной категории он должен соответствовать определенным критериям (признакам), установленным для данной категории.

Более подробно вопрос о критериях, по которым выявляется та или иная категория налогоплательщиков, рассмотрен в Определении Верховного Суда РФ от 17.05.2006 N 44-Г06-7. В частности, судебной коллегией был проведен системный анализ правовых норм ст. ст. 381 и 395 НК РФ, устанавливающих льготы для плательщиков земельного налога и налога на имущество. В результате такого исследования судьи пришли к выводу, согласно которому критериями для определения категории налогоплательщиков могут быть признаны отраслевая принадлежность организации, численность ее работников и размер произведенных капитальных вложений.

Из этого следует, что осуществление лицами различных видов деятельности позволяет относить их к различным категориям налогоплательщиков, для которых могут быть установлены различные налоговые ставки (льготы).

Таким образом, несложно ответить на последний вопрос, волнующий налогоплательщиков: является ли установление льгот для одной категории «упрощенцев» дискриминацией по отношению к другим «упрощенцам» и нарушением принципа равенства и справедливости налогообложения? Очевидно, что не является.

По мнению Конституционного Суда РФ, установление различных налоговых льгот для различных налогоплательщиков не нарушает конституционный принцип равенства перед законом (ст. 19 Конституции РФ). Данный принцип гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможности установления различных условий для различных категорий субъектов права. Однако такие различия не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов (Постановление КС РФ от 13.03.2008 N 5-П). В частности, в Определении КС РФ от 09.06.2005 N 287-О указано, что конституционный принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями налогоплательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них разное правовое регулирование.

Если категорий несколько

Итак, один налогоплательщик может заниматься несколькими видами деятельности и, соответственно, принадлежать двум или более категориям. Какие ставки применять в этом случае? Ответ на данный вопрос будет зависеть от того, каким образом сформулирована норма регионального закона.

Понятно, что если в законе субъекта РФ только установлена пониженная ставка и нет никакого указания на виды деятельности, то любой «упрощенец» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» сможет ее применять независимо от осуществляемых им видов деятельности.

Примечание. Пример подобного закона — Закон Псковской области от 18.12.2008 N 815-ОЗ.

Если же нормы регионального закона сформулированы таким образом, что применение льготной ставки по налогу при УСН зависит от того, какой вид деятельности осуществляет налогоплательщик, возможны два варианта.

Первый вариант. В региональном законе указано, что льготная налоговая ставка устанавливается для налогоплательщиков, основной вид деятельности которых входит в определенный перечень. Тогда налогоплательщику просто следует выяснить, поименован ли его вид деятельности в данном перечне. Если да, то все его доходы будут облагаться налогом по льготной ставке. При этом в законе обычно прямо указывается доля дохода от основного вида деятельности в общем объеме, то есть условие, при котором деятельность считается основной и, соответственно, предоставляется право применять пониженную ставку. Поясним сказанное на примере.

Пример 1. ООО «Персей», зарегистрированное в Кемеровской области, применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Основной вид деятельности (85% от суммы выручки) — производство одежды, не основной (15% от суммы выручки) — сдача оборудования в аренду. Определим, по какой ставке должны облагаться полученные обществом доходы.

В Законе Кемеровской области от 26.11.2008 N 99-ОЗ указано, что пониженная ставка применяется только теми налогоплательщиками, у которых доход от определенных видов деятельности превысил 80%. Производство одежды является одним из льготируемых видов деятельности, упомянутых в п. 2 ст. 1 указанного Закона. Учитывая, что на этот вид деятельности приходится более 80% доходов, ООО «Персей» вправе ко всей налоговой базе применить ставку налога в размере 5%.

Примечание. Льготная ставка 10% по некоторым видам деятельности применяется также в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ).

Второй вариант. Региональный закон устанавливает возможность применения пониженной ставки налога для определенного вида деятельности и при этом не уточняется, является такая деятельность у налогоплательщика основной или нет. В данном случае получается, что пониженную ставку налога следует применять не ко всей налоговой базе, а именно к доходам и расходам по данному виду деятельности. При этом не имеет значения, какая доля доходов «упрощенца» приходится на льготируемый вид деятельности.

Пример 2. ЗАО «Меркурий», зарегистрированное в Ханты-Мансийском автономном округе, применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Общество оказывает туристические услуги и имеет небольшую гостиницу. Доля дохода, получаемого от основного вида деятельности (туристические услуги), — 80%, от оказания гостиничных услуг — 20%. Определим, по какой ставке следует облагать доходы ЗАО «Меркурий».

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.12.2008 N 166-ОЗ деятельность по оказанию гостиничных услуг является льготируемой. Для нее установлена налоговая ставка в размере 5%. Соответственно, часть налоговой базы, приходящаяся на доходы и расходы от оказания гостиничных услуг, будет облагаться по ставке 5%.

Туристические услуги к льготируемым видам деятельности не относятся, следовательно, в отношении доходов и расходов по данному виду деятельности применяется общая ставка 15%.

Как вы понимаете, в обоих случаях «упрощенцу» придется вести раздельный учет, хотя прямо об этом нигде не сказано. В первом необходим только учет доходов от различных видов деятельности — с целью выяснить, является ли льготируемый вид деятельности основным. Во втором следует вести раздельный учет и доходов, и расходов по видам деятельности, для которых применяются пониженная и обычная ставки. При несоблюдении раздельного учета налогоплательщик может лишиться права на льготу, тогда налог придется уплачивать по ставке 15%. Конечно, раздельный учет — это лишние хлопоты, однако их оправдает значительная экономия на налоге.

Подведем итоги. Для того чтобы «упрощенец» смог применять пониженную ставку налога, должны одновременно выполняться следующие условия:

  1. объектом налогообложения выбраны доходы за вычетом расходов;
  2. в регионе, где зарегистрирован налогоплательщик, принят закон об установлении дифференцированных ставок налога при УСН;
  3. деятельность налогоплательщика относится к льготируемым видам деятельности либо региональный закон не содержит специальных условий для применения пониженной ставки.

И последнее. Если в регионе льготные ставки введены только для определенных видов деятельности, то «упрощенцы» должны выполнить четвертое условие — вести раздельный учет.

Г.В.Беляйкина

Ведущий юрист

Консалтинговой группы «Экон-Профи»

Снижение — налоговые ставки

Cтраница 1

Снижение налоговых ставок приводит к росту производства, которое в дальнейшем позволит получать доходы в бюджет за счет налоговых поступлений от большого количества предприятий.

Дифференцированные ставки налога при УСН уже применяются

В 1980 — 1990 годах ведущие страны мира провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала, на стимулирование деловой активности. В этих целях были снижены ставки налога на доходы корпораций.  

Согласно теории предложения, снижение предельных налоговых ставок вызовет сдвиг кривой совокупного предложения, изображенной на рис. 17 — 4, от А5г к ASl и тем самым приведет к ослаблению инфляции, увеличению реального объема производства и снижению уровня безработицы. Более того, по мнению Артура Лаффера ( Arthur Laffer), одного из приверженцев экономики предложения, более низкие налоговые ставки совместимы с постоянным или даже растущим объемом налоговых поступлений. Снижение налоговых ставок, по теории предложения, не обязательно должно привести к дефициту федерального бюджета.  

По мнению сторонников экономики предложения, снижение налоговых ставок может обойтись и без увеличения дефицита бюджета еще по двум причинам.  

Вдобавок ко всему, для сбережений снижение налоговых ставок не предусмотрено. Тут все происходит с точностью до наоборот. С людей, откладывающих деньги, дерут налоги, а т ем, кто по уши в долгах, снижают налоговые ставки.  

Сторонники экономики предложения признают также, что снижение налоговых ставок не обязательно должно приводить к сокращению налоговых поступлений. В действительности снижение налоговых ставок, способствуя значительному увеличению объема производства и дохода, может даже повлечь за собой рост налоговых поступлений. Эта расширившаяся налоговая база способна обеспечить рост налоговых поступлений даже при более низких ставках. В то время как согласно традиционным и широко распространенным взглядам снижение налоговых ставок приводит к сокращению налоговых поступлений и росту дефицита бюджета, концепция экономики предложения предполагает, что снижение налоговых ставок может быть организовано таким образом, чтобы обеспечить рост налоговых поступлений и сокращение дефицита.

В налоговом разделе теории предложения предусматривается, что снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным, пропорцио — Шшьпым его предельной эффективности. Например, в большей степени Н до сократить те виды налогов, которые дадут максимальную предель -, ну 1о отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости, В пер — iyu очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений, Тогда появляется возможность переместить в производственную сферу те денеж-шс ресурсы, которые ранее вкладывались в недвижимость, расходовались иные, не связанные с производством цели.  

Стимулы к увеличению производства и занятости, которые возникают в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение государственных трансфертных платежей.  

Следует отметить, что льготы по указанным малым предприятиям в части снижения налоговых ставок применяются предприятиями по результатам их деятельности начиная с 1 января 1994 г.; перерасчет сумм налога за период до 1 января 1994 г. не производится.  

У бизнеса на дому есть несколько преимуществ, помимо дополнительных доходов и снижения налоговых ставок, а некоторые из этих преимуществ поистине бесценны. Для некоторых людей, у которых есть дети, бизнес на дому — это их способ выполнить свое домашнее задание и научить детей делать то же самое.  

В то же время практика показывает, что повышение налоговых поступлений ( при снижении налоговых ставок) возможно в определенных условиях, а именно если отечественная промышленность будет более чутко и быстро реагировать на увеличение спроса ростом производства. В России ситуация, к сожалению, обратная. Это означает, что эластичность нашей экономики очень низка. Поэтому вероятность увеличения объемов производства при снижении цены за счет снижения налогов мизерна, что и произошло в 1993 г. За счет снижения НДС предприятия увеличили свою прибыль, а на снижение цен не пошли.  

Прокомментируйте следующее утверждение: Экономисты, идущие в русле современных теорий, сосредоточивают свое внимание на влиянии снижения налоговых ставок на совокупный спрос; экономисты, ориентирующиеся на предложение, подчеркивают влияние на совокупное предложение. Какими путями снижение налогов может увеличить совокупное предложение. Если уменьшение налогов настолько полезно для экономики, почему вообще не свести их к нулю.  

Поэтому не только интересам налогоплательщиков, но и всего государства в целом отвечает создание устойчивой налоговой системы, снижение налоговых ставок при одновременном расширении налогооблагаемой базы за счет отмены неэффективных налоговых льгот. В последние годы приоритетным направлением налоговой политики является перенос тяжести налогов с юридических на физических лиц, что, по мнению законодателей, будет способствовать росту инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и ограничению необоснованного роста доходов отдельных физических лиц. В этой плоскости лежит разработка и принятие закона о контроле за наиболее крупными доходами граждан, а также повышение ставок налога на имущество физических лиц. Нельзя не заметить, что подобная идеология перераспределения налогового бремени ставит Россию в один ряд с наиболее развитыми странами при полной несопоставимости среднего уровня доходов российских граждан и граждан других государств.  

Стимулирующая фискальная политика заключается в увеличении государственных расходов на поддержание экономики ( государственных закупок и инвестиций) и уменьшении налогового бремени путем снижения налоговых ставок или отмены некоторых налогов. Такая политика неизбежно приводит к дефициту госбюджета. Дефицит госбюджета в свою очередь, порождает рост государственных долгов, эмиссию денег и, следовательно, инфляцию.  

Страницы:      1    2    3

Пониженные ставки налога при УСНО

По каждому из объектов обложения водным налогом — виду водопользования (забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях) — установлены твердые налоговые ставки, которые дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. И только в одном случае, а именно при заборе воды для водоснабжения населения, установлена единая налоговая ставка — 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды. Поскольку ее размер по отношению к остальным налоговым ставкам является пониженным, правомерность ее применения нередко приходится отстаивать в суде. Но и суды, как выясняется, имеют различные точки зрения по данному вопросу.
В статье речь пойдет о применении ставки водного налога при заборе воды для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд учреждений, предприятий и организаций.

Квалифицирующие признаки при применении пониженной ставки

Согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.
Объектом обложения водным налогом признается забор воды из водных объектов, в том числе из поверхностных и подземных источников (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ).
Согласно ст. 333.13 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, установленной в ст. 333.12 НК РФ. При этом общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.
В пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ предусмотрены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
На основании п. 3 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения водный налог уплачивается по ставке 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта (далее — пониженная ставка).
Например, для случаев забора воды в Центральном экономическом районе из подземных водных объектов по бассейну реки Волги ставка водного налога установлена в размере 288 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта. При этом для водоснабжения населения при осуществлении водозабора из тех же водных объектов налогоплательщик вправе применить пониженную ставку водного налога.
Исходя из положений ст. 333.12 НК РФ квалифицирующим признаком применения конкретной ставки для исчисления водного налога является целевое использование конкретного водного объекта. Пониженная ставка налога установлена в отношении водозабора, осуществляемого для водоснабжения населения, причем из любых водных объектов.

Позиция Минфина

В Налоговом кодексе не содержится определения понятия «водоснабжение населения» в целях гл. 25.2 НК РФ. В связи с этим необходимо учитывать, что согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. На это, в частности, указал Минфин России в Письме от 30.12.2010 N 03-06-05-02/17 <1>.
———————————
<1> Письмом ФНС России от 21.01.2011 N КЕ-4-3/636@ доведено до нижестоящих налоговых органов для сведения и использования в работе.

Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Большому энциклопедическому словарю население — это совокупность людей, проживающих на территории мира, континента, страны или ее части, отдельного региона и населенного пункта. При том проживать — это жить, пребывать, то есть быть где-то постоянно, всегда.
В соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ.
Согласно положениям ГК РФ для проживания граждан предназначены жилые помещения, представляющие собой изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания.
В силу положений Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства (проживания) понимается жилое или иное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством РФ, например, в качестве собственника, по договору найма, договору аренды.
Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.
Исходя из комплексного анализа приведенных положений, по мнению Минфина, под термином «водоснабжение населения» следует понимать водоснабжение жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке.
В этой связи Минфин отмечает, что применение ставки налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды при заборе воды для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд учреждений, предприятий и организаций неправомерно.

Судебная практика

Проведенный коллегией судей ВАС анализ арбитражной практики по рассмотрению судами аналогичных споров свидетельствует о различном толковании п.

УСН ставки 2018-2019 при УСН доходы (и доходы-расходы)

3 ст. 333.12 НК РФ (Определение ВАС РФ от 13.07.2012 N ВАС-5580/12).
Так, ФАС МО в Постановлении от 25.10.2011 N А41-42294/10 счел правомерным применение пониженной ставки налога при потреблении воды на хозяйственно-бытовые нужды и указал, что такое водопотребление подразумевает удовлетворение всех бытовых и коммунальных нужд населения, в том числе работающего на предприятиях, в учреждениях, организациях. Ссылка налогового органа на возможность применения льготной ставки только при условии забора воды из водных объектов для снабжения жилищного фонда не принята судами как не вытекающая из положений гл. 25.2 НК РФ.
В Постановлении ФАС МО от 12.10.2011 N А41-42298/10 с учетом отсутствия определения понятия «водоснабжение населения» судьи обоснованно пришли к выводу, что п. 3 ст. 333.12 НК РФ применяется к случаям забора воды для обеспечения коммунально-бытовых нужд работников предприятия.
В Постановлении ФАС МО от 19.10.2011 N А41-42305/10 судьи не согласились с выводами инспекции о возможности применения пониженной ставки водного налога только при условии забора воды из водных объектов для снабжения жилищного фонда.
В Постановлении ФАС УО от 27.11.2008 N А60-10394/08 суд пришел к выводу, что при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения применение пониженной налоговой ставки не ограничивается водоснабжением населения по месту постоянного проживания (жилищного фонда).
Поэтому когда один из налогоплательщиков (предприятие, основным видом деятельности которого является удовлетворение потребностей города по обеспечению питьевой водой населения и организаций) обратился в высшую судебную инстанцию с заявлением о признании недействительным решения инспекции об отказе в применении им пониженной ставки водного налога (что привело к доначислению налога), коллегия судей определила передать данное дело в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора (Определение ВАС РФ N ВАС-5580/12).

Выводы Президиума ВАС

Сразу скажем, что окончательного вердикта по данному делу принято не было: оно было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Но выводы Президиума ВАС следует взять на вооружение плательщикам водного налога, претендующим на льготу в виде пониженной ставки.
Итак, арбитры указали, что в целях применения п. 3 ст. 333.12 НК РФ под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

Примечание. Пониженная ставка налога, установленная п. 3 ст. 333.12 НК РФ, применяется налогоплательщиками, обеспечивающими питьевой водой специализированный жилищный фонд.

В рассматриваемом деле суд кассационной инстанции счел, что предоставление предприятием питьевой воды организациям и индивидуальным предпринимателям не может рассматриваться как водоснабжение населения, поскольку согласно договорам на отпуск воды заказчиками являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в силу положений ТК РФ обязаны обеспечивать работникам условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Предоставление организациям и индивидуальным предпринимателям воды в целях удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд также не может рассматриваться в качестве водоснабжения населения, так как заказчиками являются те же лица, которые используют воду для осуществления деятельности, предусмотренной их уставами.
Доначисление предприятию сумм водного налога произведено инспекцией в отношении объемов воды, отпущенных не населению, а организациям (в том числе городской больнице, гостинице, поликлинике, дому-интернату для престарелых, санаторию, монастырю, детскому саду, родильному дому, дому ребенка, школе искусств, музею природы, парикмахерской, ресторану) и индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, у предприятия отсутствовали основания для применения п. 3 ст. 333.12 НК РФ в отношении объемов воды, забранных из водных объектов в целях водоснабжения организаций и индивидуальных предпринимателей, не обеспечивающих питьевой водой жилищный фонд.
Вместе с тем судами не учтено, что согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. Он состоит из жилищного фонда социального использования, индивидуального жилищного фонда, жилищного фонда коммерческого использования, а также специализированного жилищного фонда.
К специализированному жилищному фонду относятся, в частности, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, среди прочего, социальные приюты для детей и подростков, специальные дома для одиноких престарелых, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и для детей с физическими недостатками).
Однако при вынесении решения названные законоположения судом кассационной инстанции учтены не были, а судами первой и апелляционной инстанций не был исследован вопрос о размере тарифа, применяемого при расчетах с предприятием за услуги водоснабжения и водоотведения специфическими абонентами.

* * *

Итак, по мнению высших арбитров, в целях применения п. 3 ст. 333.12 НК РФ под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой жилищного фонда, в состав которого в силу ст. 19 ЖК РФ входят жилищный фонд социального использования, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования, а также специализированный жилищный фонд. Соответственно, при заборе воды из водных объектов для водоснабжения жилищного фонда водный налог уплачивается по ставке 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из любого водного объекта.
При этом предоставление питьевой воды организациям и индивидуальным предпринимателям в целях удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд не может рассматриваться в качестве водоснабжения населения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: