Понятие государственных и муниципальных нужд

1.Заказчик имеет право, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность подрядчика, осуществлять контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполненных работ проектам и сметам.

Он имеет право проверять ход и качество строительных и монтажных работ, а также качество используемых материалов. 2.В случае если подрядчик не принимается своевременно за выполнение договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее в срок становится явно невозможным, заказчик имеет право требовать расторжения договора и возмещения убытков. 3.Подрядчик имеет право не приниматься за работу, а начатую работу приостановить в случае нарушения заказчиком своих обязательств по договору, вследствие которого начало или продолжение работ подрядчиком оказывается невозможным либо значительно осложненным. 4.Недостатки выполнения работ либо материалов, используемых для работ, допущенные по вине подрядчика или субподрядчика, должны быть устранены подрядчиком за свой счет. 1. Общие права и обязанности заказчика по договору подряда в капитальном строительстве предусматриваются ст. 318 ХК Украины, Общими условиями заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 августа 2005 г. № 668 и условиями соответствующего договора подряда в капитальном строительстве. Такие права заказчика не являются исчерпывающими. Ст. 320 ХК Украины определяет и конкретизирует лишь некоторые из существующих прав и обязанностей заказчика, для которых считается нужным особое нормативное регулирование: а) заказчик имеет право осуществлять контроль и техническое наблюдение за соответствием объема, стоимости и качества выполненных подрядчиком работ, утвержденным проектам и сметам, проверять ход и качество строительных и монтажных работ, а также качество материалов, которые используются в строительстве. При этом заказчик не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность подрядчика; б) заказчик имеет право расторгнуть договор подряда и требовать возмещения убытков в тех случаях, когда подрядчик не берется своевременно за выполнение договора или выполняет работы настолько медленно, что заказчику становится понятным невозможное окончание работ в определенные договором сроки; в) заказчик обязан в порядке, предусмотренном договором подряда, способствовать подрядчику в выполнении работ, в том числе, но не исключительно заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку, передать разрешающую и другую договорную документацию, данные, необходимые для разработки проектной документации и т. п.; г) заказчик имеет право на устранение допущенных по вине подрядчика или субподрядчиков недостатков в выполнении ими работы или недостатков материалов, используемых подрядчиками для выполнения работ. Право заказчика осуществлять контроль и технический надзор за строительными работами. Подрядные работы и материальные ресурсы, которые используются для выполнения работ, должны отвечать государственным стандартам, строительным нормам, проектной документации и договорным требованиям к их качеству. Одна из форм контроля — проверка документации подрядчика. С целью обеспечения контроля над соответствием подрядных работ и используемых материалов законодательством Украины установлено требование, что заказчик проверяет ход выполнения работ подрядчиком и их качество. Осуществление технического контроля может поручаться заказчиком специализированной консультационной или проектной организации или отдельным специалистам в этой области знаний. Для технического надзора за выполнением пусконаладочных работ контроль может поручаться производителям или поставщикам оборудования. Заказчик имеет право проверять наличие у подрядчика всех необходимых для выполнения работ разрешений, лицензий, сертификатов, паспортов и т. п., ведение подрядчиком строительной документации и выполнение им предписаний соответствующих наблюдательных государственных органов. Для осуществления технического контроля подрядчик обязан по требованию заказчика предоставлять ему необходимые информацию и документы. Другая форма контроля за качеством подрядных работ и материалов — выполнение соответствующих строительных и других экспертиз или испытаний. Заказчик имеет право заказывать проведение экспертизы соответствия работ и материалов установленным законодательством Украины и договором требованиям, принимать участие в проведении таких экспертиз. 2. Право заказчика на прекращение договора подряда в случае нарушения подрядчиком сроков. Сроки выполнения работ по строительству объекта устанавливаются договором подряда, определяются датой их начала и окончания и могут быть изменены или скорректированы лишь по согласию сторон. Как правило, неотъемлемой частью договора подряда в капитальном строительстве является календарный график выполнения работ, в котором определяются сроки выполнения (начала и окончания) всех видов, этапов, отдельных комплексов работ и т. п. Сроки выполнения работ могут связываться с выполнением заказчиком определенных обязанностей — предоставлением подрядчику строительной площадки, передачи проектной или разрешительной документации, уплаты аванса или периодических платежей и т. п. Лишь заказчик может принимать решение о замедлении темпов выполнения работ или их остановки, в остальных случаях подрядчик должен придерживаться сроков и темпов работ, определенных условиями договора подряда. Несоблюдение подрядчиком этих условий дает право заказчику расторгнуть или прекратить договор. 3. Обязанность заказчика способствовать подрядчику в исполнении работ. Часть 3 ст. 32Г ХК Украины определяет специфическую обязанность заказчика и корреспондирующее ему право подрядчика. Подрядчик имеет право не начинать или приостанавливать работы в случае невыполнения заказчиком тех своих обязательств по договору подряда, невыполнение которых привело к осложнению или к невозможности начала или последующего проведения подрядчиком работ или их значительному осложнению. Эта норма не касается других оснований, когда подрядчик имеет право отказаться от выполнения работ по договору подряда, например, в случае повышения цен, которые существенно увеличили себестоимость работ (свыше 10 % от утвержденной сторонами стоимости работ). 4. Право заказчика на устранение допущенных по вине подрядчика недостатков. Заказчик имеет право требовать от подрядчика устранения за его счет недостатков в исполнении работ или недостатков материалов, которые использует подрядчик, если эти недостатки допущены по вине генерального подрядчика и субподрядчиков. Такое право заказчика распространяется также на случаи, когда недостатки выявлены на протяжении гарантийных сроков, о чем должен быть составлен соответствующий акт. Заказчик, который выявил недостатки, приглашает подрядчика для составления такого акта. Этим актом устанавливается порядок и сроки устранения недостатков. Если подрядчик уклоняется от устранения недостатков за свой счет, заказчик может их устранить самостоятельно и взыскать с подрядчика соответствующие убытки. Если между сторонами возник какой-либо спор о технических причинах возникновения недостатков, может быть назначена соответствующая строительно-техническая экспертиза. Право заказчика на устранение подрядчиком недостатков также распространяется на приемку-сдачу законченных работ. Если заказчик на заключительном этапе строительства выявит недостатки, допущенные по вине подрядчика, он сообщает об этом подрядчику и устанавливает ему сроки устранения их. В тех случаях, когда подрядчик уклоняется или отказывается от устранения указанных недостатков, заказчик имеет право устранить их самостоятельно собственными силами и средствами и позже взыскать убытки с подрядчика. Если выявленные заказчиком недостатки вообще не могут быть устранены ни подрядчиком, ни заказчиком, ни другим лицом, заказчик имеет право отказаться от принятия строительных работ или требовать от подрядчика снижения их стоимости.

Аналогичного мнения придерживается Ю.Е. Пудовочкин, который указывает, что «детерминанты и катализаторы подростковой девиации, как правило, обусловлены сочетанием множества различных факторов, к числу которых отечественные и зарубежные криминологи относят социальное и классовое неравенство, негативные последствия процессов урбанизации и миграции, развития информационных технологий и инфраструктуры, особенности региональных различий и т.д.» . В связи с изложенным, японские ученые криминологи указывают, что изменения подростковой преступности как правило вызваны разрушением института семьи, потерей понимания важности традиционных ценностей, стрессами, к которым ведут перегрузки в школе и другими проблемами в образовательной сфере и воспитании, увеличении значимости для подростка индивидуализма, вызванного ломкой групповой психологии и подменой ее ложными стереотипами.

Таким образом, преступность несовершеннолетних в России и зарубежных странах в последнее время склонна к омоложению, повышению преступной активности детей младшего возраста, прослеживается заметный рост групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, кроме того, увеличивается количество способов совершения таких преступлений.

Список литературы

1. Kumagai Fumie. Final Violence in Japan // Victimology, 1983. № 8. Р. 178-183.

2. Антонян Ю.М. Концепция причин преступности и причины преступности в современной России // Преступность и общество. М., 2001.

3. Денисов Н.Л.Влияние криминальной субкультуры на преступное поведение подростков // Преступность и культура. М., 2015. С. 42.

5. Пудовочкин Ю.Е. Криминологические проблемы в современной социально-политической и философской литературе. М., 2011.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ: ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ Лалиева М.В.

Лалиева Марина Валерьевна — магистрант, кафедра финансового права и таможенной деятельности, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Аннотация: в представленной статье подчеркивается актуальность законодательного закрепления определения термина «государственные и муниципальные нужды». Статья содержит анализ правовой литературы, наработок теоретиков и практиков в исследуемой сфере. В рамках настоящей статьи дается авторское определение термина «государственные и муниципальные нужды». Ключевые слова: государственные нужды, муниципальные нужды, удовлетворение потребностей публично-правовых образований, бюджетные средства.

Современное российское государство постоянно движется по пути развития и совершенствования правового регулирования тех или иных правоотношений, которые обладают важным значением для эффективного и благоприятного функционирования

как самого государства в целом, так и для создания комфортных условий для жизнедеятельности индивида.

Данный процесс не может оставаться в стороне от таких направлений государственной деятельности как осуществление закупок в целях удовлетворения государственно значимых нужд.

Особая значимость для данного направления деятельности заключается в том числе и в том, что ее практическая реализация сопряжена с неминуемым воздействием на существующие сегодня сферы экономики, тем самым порождая благоприятные или негативные условия для их развития.

При этом использование механизмов удовлетворения государственно значимых нужд и потребностей на сегодняшний день как никогда ранее должно гармонично вписываться в существующие и гарантированные со стороны государства принципы единства экономического пространства, свободы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, свободы перемещения товаров и услуг, поддержания «здоровой» конкуренции между участниками хозяйственной деятельности.

Кроме того, не стоит забывать о том, что государственные закупки оказывают существенное влияние на уровень цен, доходы частных предпринимателей, которые становятся заинтересованными в увеличении объемов производства и количества продаж. За счет применения механизма государственных закупок при решении экономических и социальных задач активно вовлекается в эту деятельность сектор частного предпринимательства.

Здесь также надлежит акцентировать внимание на необходимости совмещения выше приведенных положений с механизмом экономичного и эффективного расходования бюджетных средств.

Все это свидетельствует о необходимости развития механизмов рынка государственных закупок для соответствия в целях их соответствия механизмам развивающейся российской экономики.

В качестве одного из способов удовлетворения государственно-значимых нужд и потребностей сегодня выступает применение такой правовой конструкции как поставка товаров для государственных и муниципальных нужд.

В целях правильного и эффективного практического применения такого рода правовой конструкции для всех ее участников наиболее важно понимать цели ее осуществления, то есть непосредственно знать, что предполагается под понятием «государственные и муниципальные нужды».

Обращение к нормам действующего российского законодательства в обозначенной сфере отсылает нас к целому перечню нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношении, связанные с удовлетворением государственных и муниципальных нужд. Здесь следует назвать и положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. и многие иные.

Но ни в одном из них мы не найдем сегодня формулировку понятия «государственных и муниципальных нужд». Такая ситуация порождает бурную полемику в юридическом мире, как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков. Этому способствует и то обстоятельство, что действовавший до 01.01.2014 г. Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» раскрывал содержание указанного термина. Но при этом законодатель не посчитал необходимым перенести его и в актуальные сегодня правовые нормы.

Данному вопросу сегодня посвящено немало научных разработок, назовем лишь некоторые из них.

В.А. Евсегнеевым термин «государственные и муниципальные нужды» раскрывается «как публичные нужды, удовлетворение которых идет на пользу либо всего населения страны, либо жителей муниципального образования» .

По мнению, высказанному Н.П. Кабытовым, в качестве государственных и муниципальных нужд надлежит понимать «потребности соответствующего публично-правового образования в использовании того или иного объекта в соответствии с его законодательно установленными функциями» .

П.С. Тарабаевым предлагается под государственными нуждами понимать «финансируемые за счет средств федерального бюджета потребности Российской Федерации и государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для реализации государством своей публичной функции, удовлетворяемые, как правило, посредством заключения на основе торгов государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» .

В своих исследованиях Е.Л. Барыбина также предлагала включить в положения федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. следующую трактовку анализируемого понятия: «Государственные и муниципальные нужды — это общественно значимые нужды (потребности) соответствующего публично-правового образования, закрепленные нормой права, объективно существующие, которые направлены на удовлетворение интересов неопределенного круга лиц (населения), реализуемые в установленном законом порядке специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления» .

Также хотелось бы отметить, что А.В. Яровым определение понятия «государственные нужды» раскрывалось через «потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, сформированные в процессе планирования финансово-экономической деятельности на определенный в соответствующей целевой программе срок, для осуществления и защиты того или иного государственного (общественного) интереса, обеспечиваемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования» .

В результате проведения анализа современной правовой литературы можно сделать вывод о том, что большинством исследователей в качестве основы определения «государственная (муниципальная) нужда» выделяются такие критерии, как «социальная потребность», «общественная необходимость», «общественные интересы».

При этом хочется также отметить, что, несмотря на значительное число исследований в анализируемом вопросе, правоприменительная практика не принимает их во внимание, что приводит к неоправданному широкому толкованию термина «государственные и муниципальные нужды». Так, порой не берутся во внимание цели правового регулирования государственных (муниципальных) закупок, нашедшие свое закрепление в статье 1 Федерального закона РФ № 44-ФЗ от 05.04.2013, а именно: повышение эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ практической деятельности в области осуществления закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд до сих пор не говорит о достижении высокого уровня его эффективной и результативности. Так, к примеру, порядок осуществления закупок со стороны государственных и муниципальных органов и учреждений проводится в отношении удовлетворения всех потребностей, финансирование которых осуществления за счет бюджетных средств. По мнению автора, такая ситуация естественна, если речь идет о закупках аппаратно-программных комплексов, транспортных средства и удовлетворения иных потребностей непосредственно сопряженных с выполнением возложенных на данные органы задач и функций. Но в отношении осуществления закупки запасных частей,

расходных материалов к оргтехнике, канцтоваров, приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств в связи с осуществлением процедуры закупок, а также замедляет работу самого органа или учреждения.

Именно по этой причине, сегодня так важно, на законодательном уровне определить, какие же именно нужны и потребности, подлежат удовлетворению при размещении государственных и муниципальных заказов.

В связи с изложенным, автором предлагается следующая трактовка понятия «государственные и муниципальные нужды» — объективно существующие общественно значимые нужды и потребности соответствующего публично -правового образования, регламентированные законом, которые способствую т удовлетворению интересов неопределенного круга лиц, а также реализуемые в определенном законом порядке специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.

Список литературы

1. Барыбина Е.Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право, 2014. № 10. С. 79-83.

2. Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права, 2004. № 8. С. 69-79.

5. Яровой А.В. Поставка товаров для государственных нужд: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 202 с.

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (АУДИТА). ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Колиев Л.В.

Колиев Леонид Владимирович — магистрант, кафедра правовых дисциплин, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются история создания Счетной палаты, цели и задачи Счетной палаты, результаты деятельности Счетной палаты Российской Федерации, проблемы исполнения федерального бюджета Российской Федерации, статистические данные по правонарушениям, обнаруженным в результате проведенной контрольной деятельности за 2017 г., возможность возврата в бюджет средств, потраченных в результате неэффективного и нецелевого использования. Ключевые слова: Счетная палата Российской Федерации, история создания, государственный финансовый контроль, государственный аудит, федеральный бюджет, контрольное мероприятие, неэффективное и нецелевое использование средств.